УДК 343 ББК 67
DOI 10.24412/2073-3313-2021-7-105-107
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ СОТРУДНИКОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Лидия Дмитриевна МАТРОСОВА, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры информационных технологий в деятельности органов внутренних дел Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова [email protected]
Аннотация. Автор рассмотрел проблемные аспекты применения автоматизированных рабочих мест сотрудников дорожно-патрульной службы территориальных органов МВД России при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения. Автором формулируется вывод о том, что использование автоматизированных рабочих мест сотрудников дорожно-патрульной службы способствует повышению эффективности осуществления ими своих служебных обязанностей.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, автоматизированное рабочее место, сотрудник полиции, дорожно-патрульная служба.
Annotation. The author considers the problematic aspects of the use of automated workplaces of employees of the road patrol service of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the implementation of federal state supervision over the compliance of road users with the requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of road safety. The author makes a conclusion that the use of automated workplaces of employees of the road patrol service contributes to improving the efficiency of their official duties.
Keywords: road safety, automated workplace, police officer, road patrol service.
Развитие информационных технологий, концентрация служебной информации в Ж банках данных Госавтоинспекции1 выдвигают требования необходимого уверенного пользовательского уровня сотрудника дорожно-патрульной службы (далее — ДПС).
В настоящее время сложно представить сотрудника ДПС, который бы не использовал в своей служебной деятельности информацию, размещенную в информационных системах и базах данных ГИБДД МВД России.
Современные условия предъявляют высокие требования к сотрудникам Госавтоинспекции, а также к техническим средствам и автоматизированным системам, используемым ими в служебной деятельности. Используемые сотрудниками Госавтоинспекции технические средства направ-
лены на оптимизацию работы с целью ее эффективного выполнения.
Наглядным примером совершенствования деятельности сотрудников ДПС в части, касающейся получения оперативно-служебной информации, применения в отношении правонарушителей мер административного воздействия, фиксации недостатков транспортно-эксплуата-ционного состояния улично-дорожной сети и недостатков при перевозках пассажиров, других функций при осуществлении надзора за дорожным движением, является применение автоматизированных рабочих мест сотрудников ДПС (мобильных устройств удаленного доступа к сервисам единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России). (Далее — АРМ сотрудника ДПС).
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021
АРМ сотрудника ДПС
Безусловно, в последние годы наблюдается тенденция к перевооружению подразделений Госавтоинспекции современными техническими средствами2. Внедрение АРМ сотрудника ДПС дает возможность сотруднику ДПС в максимально короткие сроки получить информацию, размещенную в оперативно-служебных сервисах МВД России, автоматизированно формировать электронные документы по факту выявленного административного правонарушения и осуществлять их печать на бумажном носителе, а также дистанционно сохранять сформированные электронные документы в подсистемах федеральной информационной системы Госавтоинспекции, что, как справедливо указывает Н.Д. Кочеткова3, позволяет эффективно взаимодействовать с участниками дорожного движения.
В последние годы на территории Российской Федерации отмечается рост количества дорожно-транспортных происшествий с участием во-дителей-иностранцев4. Сложившееся положение обусловлено отсутствием информации о владельцах транспортных средств с государственными регистрационными знаками иностранных государств, что препятствует привлечению их к ответственности за совершенные административные правонарушения, зафиксированные в автоматическом режиме.
В ходе осуществления сотрудниками ДПС надзора за дорожным движением при остановке транспортного средства с иностранными государственными регистрационными знаками во взаимодействии с центром автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (далее — ЦА-
ФАП) необходимо осуществлять проверку на наличие фотоматериалов нарушений, зафиксированных средствами автоматической фиксации административных правонарушений, совершенных на указанном транспортном средстве, по которым не истек срок давности привлечения к административной ответственности.
Для оптимизации работы в данном направлении предлагается разработать механизм взаимодействия сотрудников ДПС и ЦАФАП в области обмена информацией по административным правонарушениям, совершенным иностранцами посредством программного обеспечения АРМ сотрудника ДПС.
Суть механизма взаимодействия заключается в возможности отправки информации о транспортном средстве, его владельце или лице, управлявшем транспортным средством, в ЦА-ФАП и получении постановлений по делам об административных правонарушениях с целью их распечатки и вручения под роспись лицу, привлеченному к административной ответственности.
В рамках действующего законодательства Российской Федерации сотрудники ДПС правомочны применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, о чем составляются соответствующие протоколы.
На сегодняшний день в функции «Оформить ПРОТОКОЛ» отсутствует возможность, позволяющая составлять в электронном виде: протокол доставления; протокол личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице; протокол досмотра транспортного средства; протокол изъятия вещей и документов; протокол отстранения от управления транспортным средством; протокол направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; протокол задержания транспортного средства. В целях усовершенствования программного обеспечения устройства необходимо включить возможность составления перечисленных протоколов в электронном виде.
Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что расширение функциональных возможностей и создание единого программно-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021
го обеспечения для АРМ сотрудника ДПС, функционирующего на всей территории Российской Федерации, будут способствовать максимальному информированию сотрудников ДПС об оперативно-служебной обстановке, сокращению времени оформления процессуальных документов в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, и внесению в соответствующие автоматизированные системы сведений, полученных при обследовании постов и маршрутов патрулирования и оформлении дорожно-транспортных происшествий.
1 Семенов Е.Ю., Кобзина П.В. Возможности использования открытых данных в деятельности ГИБДД // Научный вестник Орловского юрид. ин-та МВД России им. В.В. Лукьянова. 2018. № 1 (74). С. 125—127.
2 Линьков В.В. Вопросы автоматизации подразделений Госавтоинспекции // Сб. науч. ст. / Редкол.: Л.Д. Мат-росова [и др.]. Орел: Орловский юрид. ин-т МВД России им. В.В. Лукьянова. 2018. С. 6—10.
3 Кочеткова Н.Д. Обеспечение безопасности дорожного движения — одна из основных сфер деятельности государства // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования). ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова. 2020. № 1 (3). С. 226—234.
4 Кочеткова Н.Д. Вопросы административно-правового обеспечения статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации // Научный Вестник
Орловского юрид. ин-та МВД Росси им. В.В. Лукьянова. 2020. № 4 (85). С. 168—171.
Библиографический список
1. Кочеткова Н.Д. Вопросы административно-правового обеспечения статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации // Научный Вестник Орловского юрид. ин-та МВД Росси им. В.В. Лукьянова. 2020. № 4 (85). С. 168—171.
2. Кочеткова Н.Д. Обеспечение безопасности дорожного движения — одна из основных сфер деятельности государства // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования). ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова. 2020. № 1 (3). С. 226—234.
3. Линьков В.В. Вопросы автоматизации подразделений Госавтоинспекции // Сб. науч. ст. / Редкол.: Л.Д. Матросова [и др.]. Орел: Орловский юрид. ин-т МВД России им. В.В. Лукьянова. 2018. С. 6—10.
4. Семенов Е.Ю., Кобзина П.В. Возможности использования открытых данных в деятельности ГИБДД // Научный вестник Орловского юрид. ин-та МВД России им. В.В. Лукьянова. 2018. № 1 (74). С. 125—127.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021