Научная статья на тему 'О ПОВЕСТИ Н. В ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»'

О ПОВЕСТИ Н. В ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
Этика / право / закон / понятия Добра и зла / генеалогия морали

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Атаева Бягул Байрамгельдыевна

Повесть великого русского писателя Н.В. Гоголя «Портрет» была посвящена самой большой проблеме морально-эстетических взглядов, вечной борьбе добра и зла. Писатель с помощью произведения призывает не предавать свою внутреннюю красоту, а наоборот, совершенствовать ее в дальнейшем и стать частью искусства. Во времена, когда меняются нравственные ценности, повести «Портрет» принадлежит важная роль и мы надеемся на то, что она найдет свое достойное место и среди читателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПОВЕСТИ Н. В ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»»

О ПОВЕСТИ Н. В ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»

АТАЕВА БЯГУЛ БАЙРАМГЕЛЬДЫЕВНА

Студентка первого курса в On dokuz Mayis universitesi. Samsun Turkiye

Аннотация: Повесть великого русского писателя Н.В. Гоголя «Портрет» была посвящена самой большой проблеме морально-эстетических взглядов, вечной борьбе добра и зла. Писатель с помощью произведения призывает не предавать свою внутреннюю красоту, а наоборот, совершенствовать ее в дальнейшем и стать частью искусства. Во времена, когда меняются нравственные ценности, повести «Портрет» принадлежит важная роль и мы надеемся на то, что она найдет свое достойное место и среди читателей.

Ключевые слова: Этика, право, закон, понятия Добра и зла, генеалогия морали

У каждого из них есть свой художественный стиль, но в общем их можно анализировать по одной концепции. М.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М.А. Булгаков - столбы русской прозы, и было бы правильным определить их как явление, связанное друг с другом. Мы неспроста сравниваем творчество этих мастеров слов как столбы русской прозы, похожие друг на друга по объему и виду. Общность их творчества, вошедшая в национальный дух и поэтому представляющая собой духовный образ русского народа, несмотря на разный образ жизни и проявления в целом, берет свое начало с одного и того же источника, а именно с Библейских повествований. И с этой точки зрения Гоголь оказал большое наставническое влияние двум остальным. Его персонажи, живущие в реальном мире как выдумки, олицетворяют собой изменчивость человеческой жизни и людей, составляя таким образом целую иерархию, заполненную знаками, воображениями, домыслами. Большая роль отведена повести «Портрет» Писатель посвятил ее для описания присущей человеческой природе вечной борьбы добра и зла. Действия в повести начинаются с лавочки картин Щукина. Для того чтобы описать жизнь в целом и полностью, писатель использовал лавочку картин в качестве самой жизни, а героев картин в роли реальных людей. В литературе это распространённый прием выражать что-то более масштабное (Вселенная, абстрактные понятия) в роли привычной на наш взгляд вещи. Поэтому выбор лавочки картин в образе самой жизни для того, чтобы передать ее во всей красе увенчался успехом. Это удачное сравнение сразу помогает читателю вникнуть в то, что герои картин такие же люди, как он сам, и вообще жизнь есть картина, нарисованная кем-то. Суматоха в лавочке картин в самом начале повести невольно напоминает потомков Адама и Евы, которые, умножившись, были обременены земной жизнью дальше. А разнообразность картин намекает на некогда разделившихся между собой группу людей и появлению разных национальностей на земле. Мы не можем говорить о том, что все наблюдатели картин живо интересуются произведениями искусства. И зевающий лакей, и солдат в шинели, и остальные, которые не очень заинтересованы в искусстве, смотрят на них с разных точек зрения. Как мы уже заранее отметили, с помощью лавочки картин олицетворена сама жизнь, а с помощью героев картин-реальные люди. Если исходить из этого, то становится понятным что, не каждому под силу понять свою и тем более чужие судьбы, что не каждому дано такое. И вот в тоже время, когда чувствуется отсутствие героя, который понимал бы свою жизнь и других, писатель приводит на сцену Чарткова - молодого художника, невольно остановившегося в лавочке картин. Что мы знаем о молодом художнике Чарткова, кстати? Он целиком поглощен своей работой, что даже не обращает внимание на свой внешний вид. Молодой художник горит желанием рисовать самые красивые картины, и с помощью картин показать весь глубокий смысл жизни человека. Чартков хорошо разбирается в том, что есть настоящее произведение искусства, а что всего лишь бессмысленные пятна на полотне и потеря времени. Оттого он ищет не те картины, что советует ему владелец лавки, а тех, которыми никто не интересуется согласно поговорке «Бриллиант, упавший в грязь, все равно остается бриллиантом» Недостаточно объяснить

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

причину поступка главного героя только одним «бриллиантом в грязи». У молодого художника недостаточно денежных средств, чтобы купить другие картины и поэтому он вынужден искать «бриллиант в грязи» Значит, Чартков бедный человек, который не может себе позволить купить любую картину. Причину его бедности можно интерпретировать двумя смыслами. Во-первых, бедность здесь абстрактное понятие, имеется ввиду духовная бедность, не связанная с материальным положением и встречающееся в каждом человеке в большей или меньшей степени. По этой же причине человек стремится расширить кругозор, дополнить духовный недостаток в течение всей своей жизни. Эта тенденция, конечно, заметно чувствуется среди творческой интеллигенции. Они всю свою жизнь посвящают набору духовных ценностей. Великие умы прошлого, такие как Сократ, Конфуций и Магтымгулы (18 век) называя себя «бедными», наверное имели ввиду этот смысл слова. Итак, Чартков бедный художник, жаждущий духовных ценностей, духовной красоты. Во-вторых, если бы главный герой был состоятельным человеком из высших слоев общества, который может позволить себе купить то, что хочет, тогда ему понадобилось бы искать произведение искусства среди не стоящих и гроша картин? По нашему мнению, не понадобилось бы. Он мог бы купить любую понравившуюся ему картину и выйти из лавки. Получается, что таким образом писатель хотел подчеркнуть уровень стремления молодого художника к духовным ценностям. Уже с той стадии читателю становится интересным то, что найдет Чартков и какой находкой она в итоге окажется. Не заставляя долго ждать, писатель скорым временем описывает находку Чарткова «Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою» Никого не напоминает? И в туркменской литературе найдется подобный персонаж. Взять бы самых популярных среди них, это и старушка - ведьма Зулман из героического эпоса «Героглы» и старик Таймаз баба из одноименной поэмы К. Гурбаннепесова. Все причисленные персонажи являются отрицательными героями. Если у К. Гурбаннепесова старушка с впавшими глазами символизирует бедность, то ведьма Зулман из героического эпоса есть олицетворение человеческой хитрости. Старость и в повести Гоголя является совершенным видом либо финалом какого-нибудь процесса. Исходя из того, что, старик при первом описании вызывает негативные чувства, можно назвать данного процесса отрицательным. Подобно вышеупомянутым автором главной чертой Гоголевского старика являются его необыкновенные глаза. Писатель отмечает их фразой «Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью» (стр.488) Глаза старика с портрета оживляются по мере того насколько долго за ними наблюдаешь и околдовывают всех тех, кто на них смотрит. Поэтому Чартков толком не успевает понять, как решился купить портрет. В целом находится под воздействием силы, точнее черной магии характерной для персонажей Гоголя. Называемое «Гоголевским стилем» в литературе изложение есть нечто обратное видимой реалии. Старик с портрета все больше беспокоит читателя. Читатель подсознательно ощущает ту неприятность, которая врывается в жизнь художника, но какого она именно масштаба, он пока не в силах разобраться.

После покупки портрета по пути домой на ум Чарткову приходит мысль о том, что потраченный двугривенный был последним. У него резко путаются мысли, падает настроение, возникает апатия, он начинает с безразличием смотреть на происходящее вокруг. К тому же вид старика с портрета и сам процесс покупки портрета вызывает некий дискомфорт у читателя. Это событие особенно ясно запечатлено во время принесения портрета домой, то есть Чартков обращает внимание на то, что дома темно. Он просит своего приспешника зажечь свечу в доме, на что тот отвечает, отрицательно говоря о том, что света не было и сегодня, и вчера. На первый взгляд ничего особенного нет, бытовая ситуация, которая встречается у всех. Но на языке Гоголя, переполненном знаками и символами, это начало какого-нибудь бедствия, злополучия. У русского народа есть крылатая фраза «Да будет свет» Она берет свое начало с Библии, с собрания текстов составляющих Священное Писание в иудаизме и христианстве. По Библии Исус Христос есть Спаситель, который вытащит людей от мрака на свет, поэтому

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

он держит в руке взорванную свечу-символ воскресения, молясь за искупление грехов человека. По той причине среди русского народа принято жечь свечу, читая молитвы на помин души усопшего. По поверьям, свеча — это свет, который прогоняет все зло и черную магию своим возгоранием. Суеверие, связанное с тем, что демоны или другие представители нечистых сил исчезают в свете, встречается не только у русского населения, но также и в других фольклорах народов. Следует отметить то, что и в нашей культуре популярно традиция соотносить мрак ко злу, а свет к добру. В словосочетаниях «Светлого пути», «Светлой памяти» заметно выразилось отношение нашего народа к свету. С древних времен, со времен зороастризма люди поклонялись огню, считая его источником света, а темноты боялись. Наверное от того большое количество описанных человеческих бед приходятся на время темноты. Как например принято издревле, ночь — это время, когда царствуют темные силы. Целый ряд ритуалов, связанных с этими понятиями, имеется и у русского народа. Например, они склонны верить тому, что если свеча погаснет перед поставленным объектом, то это к беде, они искренно верят в то, что свеча не горит в присутствии черных сил. Подобное обстоятельство они определяют, одним словом «Нечистью». Если глаза старика, удивляющие своей живостью, ранее создавали некий дискомфорт для читателя, то после приезда домой бедного художника, который не в состоянии купить свечу, они явно переходят в отрицательный образ. Художнику стоило бы остерегаться старика со страшно вылупленными глазами, но молодой художник не из тех, кто дрожит перед страхом, кто с легкостью откажется от задуманного. Писатель очень удачно передал характер Чарткова с помощью одного события. Однажды наставник юности Чарткова дает ему совет словами «Ты очень нетерпеливый человек, поэтому будь осторожен» Наставник хорошо осознает природу спешности Чарткова, насколько ему не терпится все больше достичь высоты. Ввиду того, что зачастую стремление собрать богатство и славу есть что-то другое, чем представляется, наставник желает спасти своего ученика от тщеславия. Молодой художник даже на какое-то время соглашается с ним, но как говорится: «Вошло с кровью - выйдет с жизнью» Его взгляд падает то ли на тонкости волшебной кисти Рафаэля, то ли на Гвидо, а потом на Тициана. Поведения тогдашнего художника создает образ больного человека в предсмертной агонии в уме читателя. Мы становимся свидетелями того, что, раздумывая о бедной жизни художников как он «отдает душу», то есть превращается совершенно в другого человека. Он с такими словами выражает несогласие, свой внутренний протест: «Да! Терпи, терпи! - произнес он с досадою. - Есть же наконец и терпенью конец...Да и кто купит, не зная меня по имени?» Произнесши это вдруг ему навстречу попадаются страшные глаза старика, которые вперлись в него, как бы готовясь сожрать. Художник, испугавшись словно живого фантома, хочет позвать своего приспешника, но спустя время осознав, что это всего лишь навсего купленный самим же портрет, рассмеется. Появление старика именно в тот момент, когда художник решается отказаться от давних принципов и терпения не простое совпадение. Если взять образ старика в качестве ассоциации неких черных сил, тогда его появление на сцене в момент, когда Чартков, отказавшись от прежних идеалов, стремится к роскоши, можно назвать Переломным моментом повествования. Еще бы?! Ведь в будущем нашему художнику предстоит заботиться о том, как можно больше собрать богатства и стать знаменитостью вместо покупки скудной кисти и красок и вечной тревоги по поводу создания искусства. Во время выкрика «Глядит, глядит человеческими глазами» ему даже в голову не приходит мысль о том, что в конечном итоге те глаза превратятся в его собственные. Потому что несмотря на то, что он делает выбор в сторону богатства и тщеславия, красота души художника не сразу преображается в уродство. Он все еще думает о бедной и жалкой жизни мастеров искусства. Теперь живые глаза старика с портрета ни на минуту не оставляют его. Значит, молодому художнику не избавиться от собственного «превращения» отныне. Но чем же закончится подобное изменение? Вот что заставляет читателя задуматься и следить за развитием событий. Исходя из кошмарных сновидений, становится понятным, что художнику пришлось несладко. Он то ли видит сон

наяву то ли сон становится явью. Ему все кажется, что глаза старика наблюдают за ним повсюду. В психологии определяют это состояние термином «Внушение»

«...в основе внушении лежит ослабление действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации» Если смотреть с этой точки зрения, то Чартков, действительно отрекшийся от прежних идеалов и взглядов человек, который формирует в себе новое мировоззрение, поэтому естественно то, что он внушим. И вот в такие нелегкие для Чарткова дни читатель приближается к кульминации произведения. В один из лунных вечеров молодому художнику не спится. (Мы хотим делать акцент на то, что писатель неспроста выбирает лунную ночь, по имеющимся древним легендам о ведьмах, именно в ночное время, в полумраке, вся нечисть выходит наружу). В такую неспокойную ночь художник видит сон. Во сне старик с «живыми» глазами выходит из рамки и встряхивает «что-то» после чего от него упали свертки в виде длинных столбиков, где на каждом из них было выставлено «1000» червонных. Старик с внушающими страх глазами, не обращая внимание на художника, считает деньги и вслед за этим спокойно возвращается на свое место в портрете. В этот момент художник умудряется с ловкостью взять один из мешков денег который оставил старик. Сами знаете, что творится с человеком, который украл. Во время ожидания, что за оставленным мешком придет старик, его страх увеличивается и ему кажется, что сердце вот-вот выпрыгнет из груди. И вот его страх осуществляется, он слышит приближающиеся шаги старика и в тот момент пробуждается ото сна. Но продолжая чтение ты понимаешь, что это обстоятельство есть не только сон, а целая жизнь, в которой художнику еще предстоит принять участие. Писатель символично обозначил предстоящую жизнь главного героя с помощью сна и несмотря на то, что зачастую символизм бывает «замерзшим» видом в иерархии знаков вышло весьма убедительно. (Подобная техника встречается и в произведениях Ф.М, Достоевского)

Сон Чарткова сбывается. Он действительно превращается в хозяина тех золотых червонцев, которые упали с рамки портрета. Как говорится: «Золото замутит разум и Хызра» Одурманенный деньгами Чартков со временем перестает бояться старика, который дал ему огромное богатство. «Они уже не казались ему страшными, но все еще в душе оставалось всякий раз невольно неприятное чувство» (стр.501) Гоголь отмечает то, как легкие деньги меняют молодого художника. В подтверждение хотим напомнить, что такие сюжеты имеют место быть в Западной литературе. Сюжетная линия подобных произведений в целом состоит из того, что бедному и наивному герою встречается коварный и хитрый герой, который сбивает его с верного пути средством богатства и славы, а взамен требует служить его идеалам, после чего берет страшную плату за роскошную жизнь. По пунктам разделяем на следующие этапы:

1) Встреча двух героев, один из которых с чистыми намерениями, но без денег, а другой его противоположность

2) Привлечение к участию положительного героя со стороны отрицательного

3) Превращение положительного героя в отрицательного

4) Расплата (Положительный герой расплачивается перед отрицательным) Чартков тоже изначально являлся никому не желающим зла с чистым сердцем

художником, но он не доволен своей ситуацией. Он не хочет жить бедно, где нуждается во всем, он хочет жить богато, где может позволить себе все. Он не готов терпеть и ждать со смирением хорошую жизнь. Так же как не согласен, он вдруг становится хозяином огромного богатства. Портрет старика с живыми глазами помогает молодому художнику разбогатеть. Как мы заранее отметили, портрет здесь ассоциативный образ худших качеств, таких как нетерпеливость, алчность и тщеславие. Уничтожение молодым художником всего лучшего, что у него есть, невольно напоминает стихотворение Магтымгулы «.тот, кто сеет зло, найдет удачу» Действительно, дела у Чарткова идут в гору на первое время. Он первым делом обновляет свой гардероб. Если раньше Чарткова интересовал внутренний мир человека, теперь, наоборот, его больше заботит внешний вид. В литературе этот процесс, в ходе

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

которого нога превращается в голову или наоборот (Верх вниз) называется антитезой. Как говорится: «Дитя богатства-тщеславие» Чартков начинает появляться в газетах и журналах благодаря потраченным на них деньгам. Теперь у него есть все и богатство, и слава. В этом месте мы пришли ко второму этапу, а именно к тому, как отрицательный герой с плохими намерениями после того как выманил на свою сторону, заставляет положительного героя плясать под его дудку, использует его в своих делах. Естественно, Чартков чувствует что-то неладное среди всей роскоши. Его посетители, которые хотят оказаться внутри рисунка, очень капризные и своенравные. Они привыкли к тому, чтобы их нарисовали по ихнему усмотрению, а не так, как считает нужным художник. По той причине Чартков бывает вынужден рисовать не так, как ему видится, а по бездарным соображениям представителей высшего общества. И это в свою очередь помогает убедиться в том, что «у медали две стороны» Да, он богат и славен. Но для того, чтобы удержать их, хочешь не хочешь, придется угодить посетителям. А они очень занятый народ. Им не нужен художник, который рисует внутренний мир человека до мельчайших подробностей, кто выявляет таким образом самые незаметные чувства, им нужен художник, который угождает им. Они просят за короткий срок нарисовать портрет, который душе угодно. Разве можно за короткий срок создать шедевр? Искусство требует жертв, быстро текущих дней, бессонных ночей в поиске. Там, где есть скорость, теряется время, а заодно и само искусство. Но жаждущий славной жизни любой ценой Чартков начинает угождать заказчикам вопреки своим принципам. Поначалу ему хочется хоть как-то добавить реальность, оригинальность, красоту в свои картины, но желание быстро закончить работу отнимает и эту свободу из его рук. Чартков отныне не является тем, кто подражает Рафаэлю, Тициану, кто безустанно ищет, какой деталью передать внутренние стороны человеческой души. Он отныне предстает перед нами как художник, который высмеивает Рафаэля, Тициана, считая их долго занимающимися в каком-то деле тружениками. Его давнишние знакомые пожимают плечами, задаваясь вопросами о том, куда исчез талант Чарткова. Спустя время даже слава начинает не радовать Чарткова. Он живет без участия в каких-либо праздниках, словно живой мертвец, который, потерял вкус жизни. Все его счастье состоит из звона золотых монет. Писатель отмечает этот кульминационный момент словами: «Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью» (стр.512). Из этого вытекает то, что для Чарткова золото является наивысшим идеалом, смыслом его жизни. В этом месте хотим обратить внимание читателя на саму природу идеала. «Идеал -нравственные представления о нравственном совершенстве, .будучи основой творчества в любой области деятельности, служит одновременно и критерием оценки прекрасного жизни в искусстве» Если ранее произведения искусства были идеалами для Чарткова, то с умножением денег, он начал считать их новым идеалом. И вот в один из таких дней его просят прийти в Художественную Академию и оценить творческую работу другого художника. Другой художник, о котором идет речь, полная противоположность Чарткова. Гоголь в кратком содержании изложил о том, что этот художник получил образование в Риме в особенной творческой мастерской, о том, что он не интересуется деньгами и славой, его не заботит чужое мнение по поводу одежды и поведения, о том, что он живет как аскеты в надежде создать настоящее произведение искусства. Но даже этого достаточно, чтобы поставить его в полную противоположность Чарткову. Первым делом во внимание Чарткова попадает стоящая тишина вокруг, когда он приходит увидеть картину того художника. Скорым временем ему самому приходится стоять в безмолвии, не проронив ни одного слова, подобно глухонемым в столь непривычной и давно забытой обстановке. А что ему остается делать? Он ведь перед собой видит ту прекрасную картину, которую в силах нарисовать только тот, кто дышит искусством, кто неустанно мечтает о нем, кто рисует через собственные страдания. И Чартков это прекрасно понимает. В тот момент Чарткову чувствуется оживление своей пустой души. Сколько бы ему ни хотелось унизить, обесценить картину перед собой ничего не сказав, он возвращается в свою мастерскую. «Весь состав, вся жизнь его была разрушена в одно мгновение, как будто молодость возвратилась к нему, как будто потухшие искры таланта

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

вспыхнули снова» (стр.514). Из этих слов писателя становится очевидным, в какое трудное положение попал Чартков. Он не думал, что выйдет таким образом когда выбрал богатства вместо искусства. Он с такой легкостью изменил принципам и предал свой идеал, он выбрал славу вопреки искусству. А вот теперь тот факт, что кто-то другой создал произведение искусства, тем самым «заполучив его место», заставляет кипеть кровь Чарткова. Оказывается, то, что он считал нужным, на самом деле не является идеалом. У видного деятеля философии 20-го века у идеалиста Ницше есть такое определение «.тот, кто достигает своего идеала становится выше его» Простыми словами человек, который достиг своего идеала становится его хозяином с правом использования как ему заблагорассудится. После того как появляется Хозяин, прежний объект теряет свою высокую природу идеала. Идеал уже бывает похожим на «пойманную птицу» Как известно, у прогресса нет конца, поэтому люди, достигнув своего идеала, обогащали его разными мировоззрениями. Как результат образовался «процесс» Необходимость создания процесса требовало совершенства. Для того чтобы сделать процесс регулярным и богатым на разные точки зрения людям приходилось любить свой идеал. Только таким образом можно было добиться его дальнейшего существования. Человек, который упустил эту возможность, скорым временем увядает как цветок на мерзлом ветре. Чартков тоже один из таких несчастных. Позднее раскаяние не спасает. (Буквально с туркменского «Последняя слюна бороду не смочит»). О том, что Чартков не в состоянии создать что-то новое в творчестве писатель описал такими словами: «На каждом шагу он был останавливаем незнанием самых первоначальных стихий» (стр.515) Получается, Чатркову не удалось достичь своего идеала. Что там говорить об идеале, он даже сомневается в том, был ли у него талант когда-то. В этот момент на его глаза попадает Портрет, купленный с лавочки на Щукином дворе. Успевший забыться в славной и богатой жизни художника портрет опять глядит с живыми глазами старика. Он вновь возрождается на сцене, будто бы является источником -Причиной всех несчастий. Будто бы намекая на «Вот я» своим появлением. Портрет дал художнику богатство, а богатство в свою очередь вызвало тщеславие. Тщеславие уничтожило всю красоту художника изнутри. Чартков прекрасно понимает, что это так. Вместо того чтобы совершенствовать свой идеал, свою внутреннюю красоту, он покончил с ним. Таким образом, он превратился в чудовище, что уничтожил всю красоту, которая была у него. Он начинает скупать все лучшие картины, потом, принося домой в бешенстве разрывает их на куски, топчет ногами, сопровождая смехом наслажденья. Но разве можно уничтожить искусство окончательно? Конечно, нет! Искусство в отличие от человеческой жизни не бывает временным. Оно есть красота Истины в чисто созданном виде, искусство есть сама красота в разных проявлениях. Люди могут только служить искусству, но эта служба должна быть чистой, как и сама красота. Если вдруг ты решишь использовать его в своих личных целях, только в угоду себе, как это сделал Чартков, то искусство выведет тебя из строя. Вот тогда начнется душевная пустота, зависть, злость на весь мир и людей. А у ненависти и злости нет продолжения, поэтому Чартков заканчивает жизнь очень печально, в страшных мучениях, так и не найдя покой.

Повесть великого русского писателя Н.В. Гоголя «Портрет» была посвящена самой большой проблеме морально-эстетических взглядов, вечной борьбе добра и зла. Писатель с помощью произведения призывает не предавать свою внутреннюю красоту, а наоборот, совершенствовать ее в дальнейшем и стать частью искусства. Во времена, когда меняются нравственные ценности, повести «Портрет» принадлежит важная роль и мы надеемся на то, что она найдет свое достойное место и среди туркменских читателей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Н. В. Гоголь. Собрание сочинений.-Москва «Художественная литература», 1969., стр.487

2. Мрак здесь в смысле не ведающий, не просвещенный, не сознающий (примечание автора)

3. Психологический словарь. «Педагогика»-Москва., 1983, стр.51

4. Червонец - традиционное русское название крупных иностранных и собственных монет

5. Философский словарь.-М., Политиздат. 1968, стр.123

6. Фридрих Ницше. По ту сторону добра и зла., Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.