Научная статья на тему 'О построении эталонного образа специалиста'

О построении эталонного образа специалиста Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О построении эталонного образа специалиста»

кованы в двухтомном сборнике. При этом было заявлено и опубликовано 169 докладов, в подготовке которых приняло участие свыше 379 авторов, в том числе более 50 % молодых ученых, аспирантов и докторантов. На пленарном заседании из 25 заявленных было заслушано 13 основополагающих докладов по интеграции фундаментальной науки и образования в XXI столетии.

По результатам фундаментальных и прикладных исследований в рамках ФЦП «Интеграция» в ВГЛТА в 2000 г. планируется опубликовать 8 монографий (опубликова-

но 6 монографий и 2 подготовлены для публикации); защитить 2 докторские и 8 кандидатских диссертаций (защищены 2 докторские и 5 кандидатских диссертаций). Материалы исследований широко публикуются в открытой печати и используются в учебном процессе. Ряд разработок апробируется и внедряется в лесохозяйственное производство Краснодарского и Ставропольского краев, лесохозяйственные предприятия ЦЧР, на деревообрабатывающих предприятиях г. Москвы, г. Минска, г. Сочи и других городов России.

О ПОСТРОЕНИИ ЭТАЛОННОГО ОБРАЗА СПЕЦИАЛИСТА

В.Г. ДОМРАЧЕВ, д.т.н., профессор МГУЛа,

О.М. ПОЛЕЩУК, к.ф.-м.н., докторант МГУЛа, К.К. РЫБНИКОВ, к.ф.-м.н., докторант МГУЛа

При моделировании образовательного процесса большое значение имеет задача построения эталонного образа специалиста. Эта задача имеет непосредственное отношение к управлению образовательным процессом с целью улучшения качества подготовки будущих специалистов, формированию системы мероприятий по повышению квалификации дипломированных специалистов, выдвижению их передового отряда на руководящие должности, оптимальному построению иерархии функционирующих и вновь создаваемых структур, подбору кадров и т. д.

Постановка задачи

По ряду сформулированных качеств построить эталонный образ специалиста.

Метод решения

Построение нечеткой модели путем фаззификации качеств, степени интенсивности проявления которых должны быть отражены в эталонном образце.

Не ограничивая общности, предположим, что для построения эталонного образа специалиста соответствующей области, введены следующие характеристики и качества:

1. Образование.

2. Стаж работы по специальности.

3. Инициативность.

4. Исполнительность.

5. Лидерство.

6. Отношения с коллегами по работе.

Естественно, что этот список может

быть расширен или сужен в зависимости от специфики рассматриваемой специальности. Выявление существенных характеристик и качеств, определяющий эталонный образ специалиста, является отдельной важной задачей. Метод решения этой задачи предложен в работе [1].

В качестве инструментов для построения модели возможны:

1. Аппарат экспертного оценивания.

2. Непосредственное (прямое) тестирование на степень интенсивности проявления сформулированных качеств.

Предлагается применение прямого тестирования. Это связано с тем, что данные, полученные таким путем, более доступны и объективны. В пользу выбора тестирования говорит и тот факт, что впоследствии будет необходимо строить образы реальных субъектов с целью сравнения этих образов с эталонными, а привлечение к этому процессу группы экспертов не представ-

ляется возможным хотя бы в силу того, что им придется работать с совершенно незнакомыми людьми (например, в кадровых агентствах).

Сведения по пунктам 1 и 2 могут быть взяты из анкеты, заполненной самими анкетируемыми, и эти сведения являются детерминированными и четкими. Выбор анкетируемых для построения эталонного образа должен производиться среди признанных высококвалифицированных специалистов рассматриваемой области.

Как правило, психофизические тесты составлены таким образом, что результатом тестирования является определенное количество баллов, не превышающее максимально заданное. Набранное количество баллов в идеале должно отражать степень интенсивности проявления исследуемого качества у тестируемого лица. Очевидно, что гораздо естественнее оценивать, например, инициативность человека как «низкую, среднюю, высокую, очень высокую» (такое деление не является единственным и не претендует на универсальность), чем непосредственно получать, ее дискретную (точечную) оценку в баллах. С этой целью фаззифицируем каждое из качеств 3 - 6. Не ограничивая общности, качествам 3, 4 поставим в соответствие лингвистические переменные с терм-

множествами {низкая, средняя, высокая, очень высокая}. Каждое из этих терм-множеств отобразим на нечеткие подмножества универсального множества X - [ОД] с функциями принадлежности, соответственно

Мт (х), О) * = * А х е X.

Качеству 5 поставим в соответствие лингвистическую переменную у с терм-множествами {низкое, среднее, высокое, очень высокое}, а качеству 6 поставим в соответствие лингвистическую переменную & с терм-множествами {плохие, средние, хорошие, отличные}. Каждое из терм-множеств у и & отобразим на нечеткие подмножества X - [ОД] с функциями принадлежности, соответственно /Лр(х), /лм(х), г = 1,4, х е X. Построения всех функций

принадлежности опираются на представленные психологами сведения о теоретическом содержании в обществе людей с определенной интенсивностью проявления перечисленных качеств 3-6.

Метод построения функций принадлежности изложен в [2]. Пусть система функций принадлежности терм- множеств, например, инициативности имеет вид как на рисунке, а результаты тестирования у -го лица на проявление инициативности является т баллов из п возможных. Пронорми-

т

руем полученный результат и, отметив

п

на [0,1], определим его степени принадлежности к нечетким множествам, соответствующим описанным терм-множествам.

Пусть ЭТИ степени равны р]аХ ,^2>Ра3^а4-Дефаззифицируем нечеткие множества методом центра тяжести

I

\х/ит(х)ёх

V = 9__________

А' 1

\Ит(х)йх

о

и запишем центрированный результат тес-

4

тирования у -го лица в виде юа] ='^Г1Р^Е1 .

/=1

Считая, что каждый из к тестируемых лиц одинаково может претендовать на эталонную роль, вычислим степень интенсивности проявления инициативности эталонного образа следующим образом:

Отнесем соа к тому из терм - множеств с функциями принадлежности /лт{х) г = 1,4, чьему уровневому множеству Д, 5(«/) = {х: /ит{х) > 0,5} принадлежит со-.

Аналогично находим эталонные результаты по остальным качествам.

¥ЛХ)

№аг {х)

МаЛх)

Вывод. Эталонный образ специалиста в зависимости от предъявляемых требований может быть построен в следующих видах:

1. Точка в многомерном евклидовом пространстве Еп.

2. Область II в многомерном евклидовом пространстве Еп .

3. Точка в пространстве

^"[0Д]= К,[ОД] х... х К„[0,1], где К,.[ОД] - пространство кусочно-линейных функций на [ОД] со значениями в [ОД].

Литература

1. Полещук О.М. Выявление существенных показателей при работе с нечеткой информацией. Автоматизация и компьютеризация информационной техники и технологии. - М.: МГУЛ, 2000. -С. 130-136.

2. Полещук О.М. Полные ортогональные семантические пространства в задачах оценивания качественных признаков /в печати МГУЛ/.

3. Кузьмин В.Б. Построение групповых решений в пространствах четких и нечетких отношений. -М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.