Научная статья на тему 'О ПОСЛЕДСТВИЯХ И ПРОБЛЕМАХ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ'

О ПОСЛЕДСТВИЯХ И ПРОБЛЕМАХ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

451
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
последствия кризиса COVID-19 / диагностика / проблемы высшего образования / поддержка студентов / международный уровень / consequences of the COVID-19 crisis / diagnostics / problems of higher education / student support / international level

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Янина Сергеевна

в данной статье рассматриваются последствия кризиса в сфере высшего образования, а также затрагиваются основные проблемы, последовавшего за пандемией COVID-19. Приведены рассуждения о важности международного сотрудничества и поддержки иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Янина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CONSEQUENCES AND PROBLEMS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM DURING THE PANDEMIC

this article examines the consequences of the crisis in higher education, as well as the main problems that followed the COVID-19 pandemic. The article discusses the importance of international cooperation and support for international students

Текст научной работы на тему «О ПОСЛЕДСТВИЯХ И ПРОБЛЕМАХ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ»

VМеждународная научно-практическая конференция

УДК 37.078

Маркова Янина Сергеевна Markova Yanina Sergeevna

Магистр, ассистент кафедры алгебры, математического анализа и геометрии Master, Assistant of the Department of Algebra, Mathematical Analysis and Geometry Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy

О ПОСЛЕДСТВИЯХ И ПРОБЛЕМАХ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

ABOUT THE CONSEQUENCES AND PROBLEMS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM DURING THE PANDEMIC

Аннотация: в данной статье рассматриваются последствия кризиса в сфере высшего образования, а также затрагиваются основные проблемы, последовавшего за пандемией COVID-19. Приведены рассуждения о важности международного сотрудничества и поддержки иностранных студентов.

Abstract: this article examines the consequences of the crisis in higher education, as well as the main problems that followed the COVID-19 pandemic. The article discusses the importance of international cooperation and support for international students.

Ключевые слова: последствия кризиса COVID-19, диагностика, проблемы высшего образования, поддержка студентов, международный уровень.

Key words: consequences of the COVID-19 crisis, diagnostics, problems of higher education, student support, international level.

В России на данный момент обострилась определенная проблема в сфере высшего образования, связанная с функционированием ВУЗов. Данная проблема вызывает множество дискуссий в течение последних десятилетий. Можно рассматривать последствия кризиса, последовавшего за пандемией COVID-19, для отечественной системы высшего образования с нескольких точек зрения:

1. Первый и самый простой — COVID-19 форсировал переход в онлайн; наступает золотое время и для цифрооптимистов, и для цифроскептиков. Академические церемонии, экзамены и приемная кампания были перенесены в онлайн. Часть университетов перешли на дистанционное обучение, организовав курсы подготовки для преподавателей в экстренном режиме и выделив дополнительные средства на скоростную цифровизацию. Часть отказались от проведения занятий до осени, ссылаясь на цифровое неравенство. Большинство скорректировали академический календарь на этот год.

2. Пандемия, выступающая в роли значительной, но ограниченной по времени чрезвычайной ситуации, дает возможность оценить степень подготовленности университетов к подобным потрясениям. Как стало понятно в ходе пандемии и спровоцированного ею кризиса, ВУЗы плохо подготовлены к кризисным явлениям. В некоторых из них не составлены экстренные планы, в некоторых они не выполняют свои задачи, не применяют анализ потенциальных сценариев развития и различные стратегии.

Научные междисциплинарные исследования

3. В текущий период можно диагностировать сферу высшего образования. Ведь именно в период наибольших сложностей выявляются самые проблемные места [1].

Таким образом, можно выявить проблемы в сфере высшего образования.

В периоды кризиса всегда страдают наиболее уязвимые направления. В нынешней ситуации это направления с недостаточным финансированием без использования цифровых технологий (к примеру, государства в Африке на юг от Сахары), ВУЗы без финансовых резервов на непредвиденные ситуации. Также уязвим преподавательский состав на переходящих стадиях преподавательского пути, иностранные учащиеся и входящие в категорию малообеспеченных. В результате определенный процент бедных и «нетрадиционных» студентов, которые учатся заочно или вернулись на обучение для смены профессии, может отказаться от университетской учебы по причине расходов на более критичные нужды. Преимущественно это касается государств с дорогостоящим обучением в университетах (США, Британия, Австралия), что вернет ситуацию с неравенством между учащимися из различных социально-экономических категорий [2].

Во многих странах начались обсуждения, должны ли ВУЗы предоставлять поддержку учащимся и в какой форме. Университеты в Африке дают в пользование или отдают ноутбуки, вносят оплату за подключение к интернету. Топовый ВУЗ Чикаго официально сообщил, что цена обучения и прочих услуг в 2020-2021 не планируется повышать. В Таиланде 52 университета и множество ВУЗов в ОАЭ снизили стоимость учебы на разных специальностях. С учетом замедленного развития экономики во всем мире и огромное число петиций от студентов, другие университеты последуют их примеру. ВУЗы будут предлагать систему стипендий, фиксированную плату или уменьшение платы для студентов с отличными показателями успеваемости. Это отличная мера относительно социальной справедливости, но в таком случае возникает необходимость финансирования государством.

Среди ВУЗов кризис преимущественно коснется частных учебных заведений, которые зависят от оплаты обучения студентов из других стран. К примеру, в Австралии бюджеты ВУЗов на 20% состоят из оплаты учебы иностранными студентами. Австралийское, Британское и Американское правительства уже выделили значительные бюджеты для поддержания функционирования университетов.

Мобильность на международном уровне, которая росла стабильными темпами последние несколько лет, будет восстанавливаться минимум пять лет, как заявляет эксперт Саймон Маргинсон. В Нидерландах сервис Studyportals при помощи специальной панели обеспечивает наблюдение за изменением мобильности. Согласно полученным результатам, 40% мобильных студентов внесли коррективы в образовательные планы, многие из них находятся в поиске учебных онлайн-программ.

Иностранные учащиеся из Азии и Италии, Африки и КНР, которые находятся в Европе, из-за опасений населения по поводу новой волны COVID-19 переживают обострившиеся вспышки расизма. Для некоторых мобильных

V Международная научно-практическая конференция

студентов это станет значительным основанием при решении относительно получения образования в другой стране. В отдельных государствах (к примеру, США) выделяются финансы для специальных фондов, обеспечивающих поддержку иностранным студентам. В РФ действует запрет на выселение иностранцев из общежитий. ВУЗы платят материальную помощь, помогают в оформлении миграционных документов и организовывают онлайн-встречи для решения текущих вопросов.

Последний нюанс имеет даже большую важность, чем кажется изначально. Многие эксперты отмечают, что человечность становится системной. Топовые университеты оказывают моральную помощь, настраивая сервисы психологического здоровья под онлайн-режим с учетом присутствующего страха и тревоги. Уязвимы университеты, где такого сервиса нет, в том числе ВУЗы в Китае и РФ.

В группе риска молодые преподаватели и те, которые находятся в поиске работы, поскольку университеты не набирают новые кадры. Некоторые ВУЗы вынуждены сокращать преподавателей или снижать уровень заработной платы. «Материнская стена», которая оказывает влияние на карьерные успехи женщин-преподавателей, уплотнилась в 2020 году. Работа по ведению исследований подразумевает выполнение интеллектуальных задач, но во многих государствах заботы по дому и воспитание детей преимущественно возложены на женщин. Данные категории преподавателей и исследователей находились и раньше в уязвимой группе.

Обсуждения относительно справедливости касаются проблем с совмещением семейной жизни и карьеры для женщин. Кризис усугубил проблемы, но дает возможности для их быстрого преодоления. Университеты во множестве аспектов принимают участие в борьбе с вирусом, студенты-медики работают аналогично с врачами. Университеты занимаются производством лекарств и масок, разрабатывают действенные вакцины и тестируют их. К примеру, в Оксфорде в ближайшее время запланированы тесты препаратов на людях.

Многие университетские учреждения предусматривают финансы и специалистов на исследовательскую деятельность относительно вируса COVID-19. Это поможет переместить акцент в сторону практических направлений и исследований. Университеты занимаются непосредственно исследованиями вируса, его потенциальных итогов для социальных действий населения.

Но данных действий недостаточно для преодоления кризиса. Университеты постоянно активно развиваются в роли значимых игроков в социально-экономическом развитии. После пандемии повысится значение университетских учреждений благодаря экспертным комиссиям и советникам в определенных сферах. Вследствие стремительного возрастания уровня доверия к мнению специалистов близка эра ответственности за высказывания и мнения, этики перед учащимися, преподавательским составом и обществом. Это подразумевает принятие участия в обсуждениях. Университеты в США, которые отменили необходимость сдачи экзаменов SAT/ACT, задаются вопросом о

Научные междисциплинарные исследования

целесообразности приема студентов на базе стандартных тестов и для прочих государств в период пандемии и после нее.

Иностранцы на данный момент испытывают сложности во всех государствах, и обсуждать поддержку для них необходимо на глобальном уровне. Вследствие цифровизации везде требуются новые законы, постановления и инновационные направления в сфере университетского образования. После активной исследовательской работы планируется взрыв обсуждений по поводу международных исследований. Учебная деятельность и заявления обеспечат позиционирование ВУЗов на международной арене, определив центр и периферию. Немаловажно участие российских университетов в решении данной проблемы.

Библиографический список:

1. Реброва И.Ю., Маркова Я.С. Внедрение дистанционных технологий в дополнительном образовании. Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее // Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов. 2019. С. 294-297.

2. Мельник Д. Высшее образование в мире: какие проблемы высветила пандемия. URL: https://tass.ru/opinions/8306213 (дата обращения: 21.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.