УДК 33.81
О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВЫСШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Ю. П. Куликова
ON THE SEQUENCE OF FORMATION OF AN INNOVATIVE POLICY OF HIGHER EDUCATION SCHOOLS
J. P. Kulikova
Аннотация. Одним из условий инновационного развития высшей школы в субъектах РФ является наличие системной региональной политики в области образовательной, научной и инновационной деятельности, определяющей цели, траектории развития данных сфер, ресурсы, требуемые для достижения целей, и механизмы контроля. Развитие межвузовского взаимодействия в регионах может осуществляться по инициативе и при поддержке органов власти.
Ключевые слова: инновации, инновационная политика, инновационное развитие, модернизация экономики, управление инновационным развитием.
Abstract. One of conditions of the innovative development of higher education in the subjects of the Russian Federation is the existence of a system of regional policy in the field of education, science and innovation, defining objectives, the trajectory of these areas, the resources required to achieve the objectives and mechanisms of control. The development of inter-university cooperation in the region may be on the initiative and with the support of government.
Key words: innovation, innovation policy, innovation development, economic modernization, and innovation development.
Путем открытия филиалов кафедр в академических структурах или создания лабораторий и других интегрированных подразделений на базе высших образовательных учреждений достигается повышение эффективности взаимоотношений высших образовательных школ с субъектами академической науки в области исследовательской (научно-технической) и инновационной деятельности [1]. Реализация инновационной политики вузов в целом предусматривает:
- разработку программ и планов инновационной деятельности;
- осуществление контроля за процессом разработки инноваций;
- изучение проектов разработки инноваций;
- ведение единой инновационной политики;
- координирование инновационной деятельности в производственных и функциональных подразделениях;
- организацию целевых временных групп для достижения решения инновационных проблем - от идеи до внедрения;
- полное обеспечение материально-техническими, финансовыми ресурсами и квалифицированными кадрами.
На рис. 1 приведена последовательность формирования инновационной политики высшей образовательной школы, предложенная автором в данной работе.
высшей образовательной школы
По результатам исследования автор пришел к выводам о том, что механизм реализации инновационной политики вузов являет собой совокупность форм, методов, базовых категорий, с помощью которых осуществляется:
— согласованность действий в достижении экономических интересов всех участников инновационной деятельности;
— формирование благоприятной внутренней экономической политики в вузе для ведения инновационной деятельности в рамках образовательных и сопутствующих услуг;
— развитие системы управления высшей образовательной школой;
— наращивание инновационного потенциала и числа основных конкурентов (их относительных размеров), расширение внутреннего и внешнего размера рынка.
В научной литературе рекомендован механизм реализации инновационной политики по двум составляющим: организационной и экономической [2]. Экономический механизм включает в свой состав: прогнозирование, финансирование, текущее и перспективное планирование, налоговые льготы, кредитование, стимулирование, ценообразование. Организационный механизм разработки должен обеспечить наличие организационного, научно-методического, кадрового и информационного элементов [3].
Данный механизм необходим для систематизации процессов формирования, реализации инновационной политики, объединения в единую систему элементов с позиции системного подхода. Именно этот подход является одним из действующих принципов менеджмента качества (СМК). Основным результатом действия данного механизма является оценка эффективности инновационного проекта.
Среди проблем в области реализации указанных программ можно отметить недостаточный уровень взаимосвязанности и сбалансированности целей и результатов. Стратегия инновационного развития в целом носит декларативный характер и требует разработки конкретизирующих программ [4].
С учетом зарубежного опыта, тенденций развития системы высшего образования РФ нами предложен алгоритм формирования национальной инновационной системы на основе активизации инновационной деятельности вузов, включающий несколько этапов.
Выделение этапов необходимо с точки зрения принятия управленческих решений. Для каждого этапа сформулированы задачи управления.
По временным рамкам выполнение алгоритма предполагает три периода: 2013-2014 гг. - первые семь этапов, их результат - определение взаимосогласованных приоритетов развития инновационной деятельности высших учебных заведений в соответствии со стратегическими задачами развития страны, выявление сильных и слабых сторон сложившейся системы высшего образования, а также возможностей интеграционного развития. В этот период истечет срок реализации ряда федеральных программ и будет запланирована разработка последующих, что создаст возможность учета и использования положительного опыта. 2014-2015 гг. - восьмой этап, его результат - разработка программы интеграции вузов в национальную инновационную систему [5]. К этому периоду будет создана основа для расширения взаимодействия между субъектами инновационной системы, выявлены наиболее эффективные
модели развития высшей школы, будут частично введены в эксплуатацию ключевые элементы Инновационного центра Сколково. 2015-2020 гг. - девятый и десятый этапы, их результат - обеспечение ведущей роли вузов в инновационном развитии страны с соблюдением принципов координирования, автономии, конкуренции и кооперации.
Список литературы
1. Кабанков, В. И. О плате за обучение в послевысших образовательных учреждениях: цены и воспроизводство / В. И. Кабанков. - М. : РЭА им. Г. В. Плеханова, 2007. - 87 с.
2. Казанцев, А. К. Менеджмент в предпринимательстве : учеб. пособие / А. К. Казанцев, А. А. Крупанин. - М. : Инфра-М, 2003. - 512 с.
3. Инновационная политика высшего образовательного учреждения / М. А. Девяткина, Т. А. Мирошникова, Ю. И. Петрова [и др.] ; под ред. Р. Н. Федосовой. - М. : Экономика, 2006. - 178 с.
4. Корчагин, А. Интеллектуальная собственность как ресурс качественного развития: общий обзор для малых и средних предприятий (МСП) / А. Корчагин, И. Воровски, Ю. Смирнов. - М. : ФИПС, 2002.
5. Интеллектуальные ресурсы. Интеллектуальная собственность. Интеллектуальный капитал / сост. и общ. ред. В. Г. Зинов. - М. : АНХ, 2001.
Куликова Юлия Павловна PhD, профессор бизнес-администрирования, эксперт ARMA International, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: kulikova@kulikova-julia.ru
Kulikova Julia Pavlovna
PhD, professor of business administration,
expert ARMA International,
Russian Academy of National Economy
and Public Service under the President
of the Russian Federation
УДК 33.81 Куликова, Ю. П.
О последовательности формирования инновационной политики высшей образовательной школы / Ю. П. Куликова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 1 (5). - С. 226-229.