Научная статья на тему 'Эффективность выполнения научно-исследовательскими вузами России Федеральной целевой программы развития национального образования'

Эффективность выполнения научно-исследовательскими вузами России Федеральной целевой программы развития национального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ / INNOVATION / INNOVATION POLICY / INNOVATION DEVELOPMENT / MODERNIZATION OF THE ECONOMY / THE MANAGEMENT OF INNOVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Ю. П.

Одним из условий инновационного развития высшей школы в субъектах РФ является наличие системной региональной политики в области образовательной, научной и инновационной деятельности, определяющей цели, траектории развития данных сфер, ресурсы, требуемые для достижения целей, и механизмы контроля. Развитие межвузовского взаимодействия в регионах может осуществляться по инициативе и при поддержке органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куликова Ю. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF PERFORMING THE TARGET PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION BY THE RESEARCH INSTITUTIONS OF HIGHER LEARNING IN RUSSIA

Existence of a whole scale regional policy in the field of education, science and innovation activities is one of the conditions for innovative development of higher education in the Russian Federation. This policy defines the goals, the development trends, the resources required for achieving the objectives, and assessment mechanisms. The development of inter-university cooperation in the regions can be initiated and supported by the government authorities.

Текст научной работы на тему «Эффективность выполнения научно-исследовательскими вузами России Федеральной целевой программы развития национального образования»

УДК 33.81

Ю.П. Куликова

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ ВУЗАМИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из условий инновационного развития высшей школы в субъектах РФ является наличие системной региональной политики в области образовательной, научной и инновационной деятельности, определяющей цели, траектории развития данных сфер, ресурсы, требуемые для достижения целей, и механизмы контроля. Развитие межвузовского взаимодействия в регионах может осуществляться по инициативе и при поддержке органов власти.

Инновации, инновационная политика, инновационное развитие, модернизация экономики, управление инновационным развитием

Yu.P. Kulikova

EFFICIENCY OF PERFORMING THE TARGET PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION BY THE RESEARCH INSTITUTIONS OF HIGHER LEARNING IN RUSSIA

Existence of a whole scale regional policy in the field of education, science and innovation activities is one of the conditions for innovative development of higher education in the Russian Federation. This policy defines the goals, the development trends, the resources required for achieving the objectives, and assessment mechanisms. The development of inter-university cooperation in the regions can be initiated and supported by the government authorities.

Innovation, innovation policy, innovation development, modernization of the economy, the management of innovation development

Осознавая актуальность развития инновационного развития российских вузов, а также необходимость государственной поддержки инноваций в вузах в 2010 г. была создана ассоциация ведущих вузов, ведущих деятельность в области инновационных исследований и разработок. В состав ассоциации ведущих вузов РФ вошли:

1. МГУ им. М.В. Ломоносова

2. Санкт-Петербургский государственный университет

3. Федеральные университеты - 9

4. Национальные исследовательские университеты - 29

Территориальное расположение ведущих инновационных исследовательских центров на базе вузов России представлено на рис. 1.

Особая роль в развитии инновационного потенциала российских вузов отводится национальным исследовательским университетам. Профильное распределение национальных исследовательских университетов представлено в табл. 1.

Таблица 1

Профильное распределение национальных исследовательских университетов [11]

Профиль Вузы

Классические университеты ННГУ, НГУ,ТГУ, ПГУ, МордГУ, БелГУ, ЮУрГУ, МФТИ, СГУ

Вузы технического профиля, в том числе:

1. Многопрофильные (политехнические) СПбГУ, МГТУ, ТПУ, ИрГТУ

2. Авиационно-технические МАИ, СамГАУ, КНИТУ (КАИ)

3. Энергетические МИФИ, МЭИ

4. Электроники и ИКТ МИЭТ, СПбГУИТМО

5. Минерально-сырьевые РГУНГ,СПбГГИ

6. Химико-технологические КНИТУ (КХТИ)

7. Строительные МГСУ

Медицинский РГМУ

Экономический ГУ-ВШЭ

Академический НОЦ РАН

Концепция национальных исследовательских университетов заключается в новом подходе к модернизации науки и образования, к новым формам выстраивания научной и образовательной деятельности. Принцип интеграции науки и образования, лежащий в основе деятельности высших учебных заведений, позволяет работникам этих заведений совмещать образовательную деятельность с научной, обеспечивая активное внедрение создаваемых при этом новых технологий в экономику, повышение уровня подготовки высококвалифицированных кадров, создание развитой системы переподготовки и повышения квалификации.

Главенствующая цель создания национальных исследовательских университетов - проведение исследований по специализированным научным направлениям, подготовка сбалансированных по численности и квалификации кадров для конкретных высокотехнологичных секторов экономики.

ф-МГУ, СПбГУ - Федеральныеу-ты ф-Национальныеисследовательскиеу-ты

Рис. 1. Территориальное расположение ведущих вузов, вошедших в ассоциацию [9]

Одной из приоритетных целей федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. является поддержка инновационной сферы в деятельности российских вузов. Достижение данной цели предполагает достижение следующих показателей [13]:

1. Доля выпускников вузов, трудоустроившихся на инновационных предприятиях, созданных вузами, от общей численности выпускников вузов (до 20%).

2. Доля студентов, обучающихся по программам, в которые включена возможность реализовать часть программы (в т.ч. стажировки) в зарубежных вузах, от общей численности студентов вузов (до 30%).

3. Доля преподавателей, которые работают в вузах, участвующих в межвузовской кооперации, и имеют возможность проводить исследования на базе других учреждений, от общей численности преподавателей вузов (до 52%).

Финансирование программ инновационного развития вузов, входящих в состав ассоциации ведущих вузов, характеризуется устойчивой тенденцией роста, что отражено на рис. 2.

Рис. 2. Динамика объемов финансирования программ инновационного развития вузов РФ, млрд. руб. [15]

Анализируя особенности финансирования инновационной деятельности российских вузов, отметим, что выделяют два основных источника:

1. Государственное финансирование - финансирование в рамках реализации целевых программ и государственной поддержки образовательного и инновационного процессов.

2. Софинансирование - совместное финансирование из внутренних источников вуза и сторонней коммерческой организации.

При этом, распределяя финансирование, выделяют приоритетные вузы (1 очередь финансирования, представленная на рис. 3) и вузы и более низким приоритетом (2 очередь - рис. 4).

Как видно из рис. 3, в структуре затрат на осуществление инновационной деятельности преобладают затраты, финансируемые государством.

Рис. 3. Структура финансирования программ развития сети НИУ в 2011 г. (1 очередь) [15]

Г

0 а |»00 V

•взоо

Ъ

1

12-: 1А, 81 $0 30 80 $0 $0 80 $0 $0 30

к» * Л. 70

зсо 60

41X1 •ІА. 4іА) • ' 4^ 401 й

МТУ М11»Т РГМУ Б«лГУ ИрГТУ МГСУ ПГУ РГУНиГ СП6ГПУ С ГУ ТГУ ЮУрГУ МЭИ МордГУ НОЦ РАН

I Средства государственной поддержяи (федеральным бюджет?

I Внебюджетные средства в,)а (софииансмроваиие)

Рис. 4. Структура финансирования программ развития сети НИУ в 2011 г. (2 очередь) [15]

Кроме того, принята концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах, предусматривающая:

— удвоение объема заказов вузам (включая МИП) на НИОКР со стороны реального сектора экономики;

— удвоение объема высокотехнологичной продукции, выпускаемой МИП;

— не менее 35% ППС участвуют в заказных НИОКР и/или являются профильными сотрудниками высокотехнологичных компаний, и среднестатистический индекс цитируемости ППС в ведущих вузах вырос в 1,5 раза (не менее чем для 50 ведущих вузов страны);

— стажировки не менее 25% студентов в других вузах.

В рамках данной статьи не представляется возможным детально рассмотреть все 29 национальных исследовательских университетов. Поэтому остановим свой выбор на трех наиболее привлекательных:

1. НИУ ВШЭ.

2. Новосибирский государственный университет, где сейчас функционируют бизнес-инкубаторы.

3. СПбГУ.

Данные вузы являются ведущими российскими образовательными университетами.

В рамках мер по совершенствованию механизма государственного регулирования инновационной деятельности в высших учебных заведениях РФ необходимо осуществить следующие мероприятия:

1. Разработать концепцию государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в рамках взаимодействия с высшими учебными заведениями как инициаторами и соисполнителями инновационных проектов.

2. Разработать и внедрить единую государственную систему мониторинга инновационной деятельности высших учебных заведений. При проектировании заложить механизм оценки состояния инновационного процесса в вузах РФ, выявлять и фиксировать причины низкой инновационной активности на всех стадиях инновационного процесса, предлагать меры по их нейтрализации на основании бенчмаркинга (исследования лучшей инновационной практики зарубежных и российских вузов).

3. Создать банк данных инновационных проектов вузов, позволяющий распространять передовой опыт управления инновационными проектами в высшей школе, «импортировать» технологии управления инновационными проектами в высших учебных заведениях.

4. На основании полученных результатов мониторинга рассмотреть возможность развития и совершенствования законодательства в сфере инновационной деятельности РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евгеньева А. Консорциум томских вузов и НИИ - по любви или по расчету / А. Евгеньева // Томский обзор. 24.11.2011. ИИЬ: http://obzor.westsib.ru/article/357690

2. Критерии университета инновационного типа // Нац. исслед. Томск. политехн. ун-т: официальный сайт. ИИЬ: http://past.tpu.ru/html/innov-criteria.htm

3. Майер Г.В. Инновации и миссия университетов / Г.В. Майер, М. Д. Бабанский // Университетское управление: практика и анализ. 2006. №6 (46). С. 11-16;

4. Обсуждение закона 217-ФЗ о малых предприятиях при вузах и НИИ. ТПП РФ. ИА «Альянс Медиа» http://www.rsci.ru/innovations/small_innovative_enterprises/62181.php

5. Палкин Е.А. Индикаторы инноваций / Е.А. Палкин. М.: Аккредитация в образовании, 2009.

6. Положение о Координационном Центре кадровой поддержки инновационной деятельности. М.: ГОУ ВПО МО «Академия социального управления», 2006.

7. Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики: материалы конф. М., 2008.

8. Путин В.В. О наших экономических задачах / В.В. Путин // Ведомости. Власть. 30.01.2012. ИИЬ: http://www.putin2012.ru/events/149

9. Рейтинг инновационной активности в России в 2011 году // Ассоциация инновационных регионов России: официальный сайт. ИИЬ: i-regions.org>events/Reiting2.doc

10. Российский инновационный индекс / под ред. Л.М. Гохберга. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2011

11. Управление высшим учебным заведением: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника и д-ра физ-мат. наук В.М. Филиппова. 2-е изд., перераб. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 277-295.

12. Современная модель образования: пути реализации.

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=16760

Куликова Юлия Павловна - Yuliya P. Kulikova -

соискатель Applicant

Российской академии народного хозяйства Russian Academy of National Economy

и государственной службы при Президенте and Public Administration under the President

Российской Федерации, г. Москва of the Russian Federation, Moscow

Статья поступила в редакцию 11.08.12, принята к опубликованию 20.02.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.