СУ АДАПТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ю. П. Куликова
Финансово-Технологическая Академия
Одним из условий инновационного развития высшей школы в субъектах РФ является наличие системной региональной политики в области образовательной, научной и инновационной деятельности, определяющей цели, траектории развития данных сфер, ресурсы, требуемые для достижения целей, и механизмы контроля. Развитие межвузовского взаимодействия в регионах может осуществляться по инициативе и при поддержке органов власти.
Ключевые слова: инновации, инновационная политика, инновационное развитие, модернизация экономики, управление инновационным развитием.
One of the conditions for innovative development of higher education in the subjects of the Russian Federation is the existence of a system of regional policy in the field of education, science and innovation, defining objectives, trajectory of development of these areas, the resources required to achieve the objectives and mechanisms of control. The development of inter-university cooperation in the region can be initiated and supported by governments.
Key words: innovation, innovation policy, innovation development, modernization of the economy, the management of innovation development.
Специфика деятельности современных высших образовательных учреждений в том, что они являются одновременно и субъектом национальной инновационной структуры, и субъектом национальной системы образования. Поэтому эффективность деятельности учреждения зависит от степени взаимодополняемости социально-экономических показателей новыми инновационными процессами.
Автором разработана концепция, которая позволит вывести систему образования на качественно новый уровень. Достигается это путем интеграции таких составляющих, как образование, наука и производство. Принципы такой интеграции способ-144 1997-0803 ВЕСТНИК
ны существенно поднять показатели российской экономики в весьма сжатые сроки. Базируется концепция на взаимосвязи конкретных организационных форм, таких как исследовательские университеты, консалтинговые фирмы, НПО и сферы науки и образования. Достигается взаимосвязь, прежде всего, за счет заинтересованности руководителей организаций и фирм разных отраслей народного хозяйства в высококвалифицированных специалистах.
Данные процессы пересекаются с несколькими областями социума. Прежде всего, инновационные процессы в сфере образования связаны с политическими и государствен-МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 144-148
ными особенностями действующего законодательства. Государственное регулирование — это на сегодняшний день основной действующий фактор в инновационной политике образовательной сферы. Степень заинтересованности государства в инновациях напрямую связана с экономическим положением страны, ее географическим расположением и наличием необходимых ресурсов. Если говорить о России, то здесь практически все инновационные процессы осуществляются за счет государственных программ. Правительство понимает, что без внедрения новых методов управления в политику системы образования сегодня не обойтись. В связи с этим сформировано целое ядро научно-исследовательских центров, отвечающих за инновационные процессы в государстве. В настоящее время политика государства направлена на формирование положительного мнения о российском образовании у международной общественности. Таким образом, Россия завоевывает себе имидж державы, заботящейся о собственном интеллектуальном потенциале.
Результатом деятельности мировых организаций, отвечающих за инновационные процессы в образовании, стало формирование в 1990 году системы National Systems of Innovation. Данная методика действует в ряде европейских государств. Ориентирована эта национальная система на то, чтобы синхронизировать работу всех составляющих современной экономики (науки, бизнеса и образования), и таким образом, не допустить дисбаланса в сторону какого-либо участника процесса.
Если говорить о России, то практика интеграции основополагающих понятий экономики пока находится только на стадии разработки. Основная проблема заключается в том, что на сегодняшний момент даже не существует федеральных законодательных актов, которые могли бы регулировать данный процесс. Как следствие, отсутствуют регулирование данного вопроса на местах, нормы гражданского, бюджетного, налогового законодательства, которые закрепляют основы правового статуса научных, образовательных и бизнес организаций как юридических лиц и регулируют многие общие
^ Образование в сфере культуры
вопросы, связанные с экономическими условиями процесса интеграции.
Как правило, в регионах власть ориентируется на законодательство, установленное на федеральном уровне. Однако имеется ряд примеров, когда местные органы самоуправления вносили коррективы в существующие законодательные акты по поводу внедрения инноваций в сферу образования. Например, такие субъекты РФ, как Бурятия, Тюмень и Забайкальский край разрабатывают в дополнение к существующим и собственные принципы управления инновационными процессами. Все эти разработки, так или иначе, связаны с интеграцией сферы образования, бизнеса и науки. Причем разработанные на региональном уровне законодательные акты способны учитывать малейшие нюансы такой интеграции, ведь их разработка и осуществление происходят в единой плоскости интересов. Прежде всего, изменения коснулись параметров определения субъектов, на основании которых могут быть созданы новые интеграционные формы. К примеру, сегодня в ряде регионов научно-образовательные центры могут быть основаны на базе промышленных предприятий и различных производственных объединений. Кроме того, законопроект, предусматривающий участие в такой интеграции учреждения высшей школы, в ряде регионов пересмотрен в пункте участия в нем только государственных структур. По их версии, каждое учебное учреждение, имеющее к этому предпосылки и возможности, будь-то государственный либо частный вуз, вправе принимать участие в подобного рода интеграции.
Как показала практика, большое значение имеет именно правильное государственное регулирование. Примером неконструктивного решения служит запрет на дополнительное финансирование учреждений высшей школы со стороны региональных органов управления (5). В результате получается, что федеральный бюджет не в силах покрыть расходы на инновационную базу высшего учреждения, а органам местного самоуправления просто запрещено это делать. Данное положение требует незамедлительного вмешательства, ведь без внедрения научных знаний в про-
изводственный процесс невозможно долго конкурировать с зарубежными партнерами на равных. По нашему мнению, сегодняшнее положение дел никак не способствует внедрению научных подходов в производство. Отсутствие решительных шагов со стороны государственных органов, а также несогласованность во взглядах неких политических сил на вектор развития системы образования приводят к тому, что все участники процесса интеграции перестают доверять данной идее, не видя перспектив ее развития. А примеры успешных интеграционных моделей являются скорее исключением из правил, результатом кратковременных договорных отношений между государством и научным миром.
Если говорить о структуре рынка инноваций, то можно выделить три основных участника:
1. Производители инноваций — различного рода научные учреждения (НИИ, вузы и др.).
2. Посредники — звено, с помощью которого инновационная политика доходит до потребителя (финансовая, информационная инфраструктуры, организационная структура поддержки и внедрения инноваций).
3. Потребители — различного рода предприятия и организации, органы государственной власти и местного самоуправления.
Особенностью российского рынка инноваций является то, что наиболее заинтересованной стороной в результате выступают производители инновационных процессов (2).
Следует заметить, что необходимый материал для внедрения инновационно-интеграционных процессов в России имеется. На сегодняшний момент в стране функционируют около 700 государственных учреждений высшей школы и около 600 негосударственных структур. Сдерживающим же фактором развития науки является недостаточное финансирование такого рода проектов. Высшие учебные учреждения вынуждены тратить практически все средства на обеспечение собственной жизнедеятельности (коммунальные платежи, ремонт зданий, расходные материалы, оплата командировок сотрудникам). Кроме того, средняя заработ-
ная плата сотрудников и преподавательского состава, выделяемая из федерального бюджета, существенно ниже показателей в сфере производства и бизнеса, хотя, согласно законодательству, должна быть на два порядка выше. Помимо прочего, российское законодательство имеет множество законопроектов, которые сдерживают рост инновационных процессов в образовании и науке. К ним можно отнести, к примеру, Закон «О науке и государственной научно-технической политике» (1), который исключает научные разработки вузов из сферы возможного получения льгот и грандов, а соответственно, и дополнительных источников финансирования. Важным моментом, препятствующим проникновению инновационных процессов в область науки, является также невнятная деятельность многих НИИ при учреждениях высшей школы. Еще одним таким моментом является сама существующая политика в финансировании системы образования, в которой предусмотрено целевое распределение средств и запрет на использование финансов, полученных в ходе участия в различных конкурсах на благо науки.
Стоить отметить также тот факт, что большой процент негосударственных учреждений высшей школы не способствует повышению уровня образовательной базы. Происходит это потому, что далеко не все частные вузы обеспечивают высокий уровень знаний. К проблемам можно отнести также невосприимчивость потребителя (субъектов производства) к внедрению новых технологий. Факторами, обуславливающими данное отношение, являются следующие:
• отсутствие четкой законодательной базы, регулирующей процессы развития науки и внедрения ее в производственный процесс;
• устаревшая система управления инновационными процессами, которая базируются на морально устаревшей идеологии НИОКР. Проявляется данный подход в недооценке таких инструментов, как планирование инновационной деятельности, маркетинговые технологии, бизнес-планирование в области науки;
• отсутствие необходимых исследователь-
ских центров и лабораторий на базе высших учебных учреждений;
• отсутствие взаимодействия научных центров и вузов.
Если проанализировать цикл PDCA, то там вся деятельность высшего образовательного учреждения подразделена на процессы Деминга, образующие стадии формирования высокого уровня менеджмента качества.
Обобщая проведенный анализ, следует заметить, что высшие учебные заведения России готовы к внедрению инновационных процессов в систему менеджмента качества. Эффективность данных инновационных процессов подтверждена такой доказательной базой:
• применение стандартов ISO 9000 в промышленности за последнее десятилетие сделало предприятия России конкурентоспособными на мировом рынке. Поэтому аналогичное введение норм и стандартов данного международного сертификата качества позволит поднять на должный уровень образование РФ;
• согласно произведенным исследованиям, персонал большинства высших учебных заведений и морально, и профессионально готов к внедрению новых стандартов качества. Важным фактором остается лишь система стимуляции труда. К ней можно отнести различного рода социальные и финансовые поощрения;
• своевременный переход на качественно новую систему менеджмента качества образования поможет высшим учебным заведениям стать конкурентоспособными на мировом рынке, стать более востребованными на рынке отечественных услуг и повысить уровень престижности образования в России в целом;
• отраслевая специфика высшей школы России ставит перед Министерством образования задачи скорейшей реализации международного стандарта качесва и сертификации новой системы менеджмента качества (СМК). Сертифицирована данная модель должна быть согласно мировым стандартам качества;
• важно учитывать, чтобы внедряемая СМК гармонично вписалась в существующие
^ Образование в сфере культуры
методы аттестации, рейтинговых оценок и аккредитации образовательного учреждения. Важно успешно совместить старые и новые принципы управления менеджментом для учреждений высшей школы.
Обязательным условием эффективного функционирования системы является наличие внутреннего аудита качества и постоянное стремление самих сотрудников поддерживать должный уровень качества предоставляемых образовательных услуг. Важно донести до людей осознание того, что конкретно от работы каждого из них зависит общий имидж учреждения высшей школы, его конкурентоспособность и вес на рынке такого рода услуг.
На сегодняшний день опыт внедрения новых СМК в России весьма невелик, но тенденции развития рынка образовательных услуг таковы, что требуют принятия скорейших мер. Поэтому сейчас весьма актуальны исследования в данной области.
Сегодня само время требует реформирования действующей СМК. Рынок трудоустройства требует от высшего образовательного учреждения выпуска специалистов, имеющих должный уровень образования и диплом, который будет котироваться на мировом рынке. Того же самого требуют и сами студенты, так как их интересует скорейшее трудоустройство после окончания учебы. Также следует учитывать ориентацию современных студентов при трудоустройстве на международный рынок труда. А это значит, что эффективно работающая система менеджмента качества — это первостепенная задача руководства высших учебных заведений России.
По нашему мнению, успешное внедрение новых международных стандартов качества в существующий режим СМК зависит от таких инструментов:
• эффективное планирование — на стадии разработки планов важно учитывать совокупность стратегии и четкий расчет обеспечения всех этапов нормативно-финансовой базой. Важно просчитать все возможные нюансы процесса внедрения инновационных схем еще на стадии планирования данной структуры;
• нормативно-правовая база должна учи-
тывать все нюансы системы, связанной с наличием интеллектуальной собственности. Все права авторов на интеллектуальный труд должны быть гармонизированы с потребностью руководства учреждения пользоваться плодами данного труда. Важно обеспечить действующую систему защиты авторского права;
• должны быть проработаны все финансовые инструменты, обеспечивающие функциональность СМК. К таковым можно отнести различного рода субсидии, гранты федеральных программ, доплаты, стипендии, премии сотрудников;
• инструменты мониторинга системы: различного рода методики оценки эффективности менеджмента качества, методики оценки инновационных процессов и наличия остаточного потенциала для усовершенствования инновационных технологий в системе менеджмента;
• организационные инструменты — к ним можно отнести все мероприятия, направленные на развитие менеджмента качества (организация конкурсов, олимпиад и прочее).
Важно понимать, что эффективность предлагаемых мероприятий лишь тогда будет на высоком уровне, если они будут иметь необходимое финансовое обеспечение. Все этапы внедрения инновационных процессов в действующую СМК должны быть профинансированы в необходимых размерах. Для осуществления этого необходимо, чтобы в нововведениях была заинтересована вся вертикаль власти: от руководства высшим образователь-
ным учреждением до рядовых сотрудников. Финансирование должно быть рассчитано как на бюджетные источники, так и не внебюджетные. Размер финансирования должен исходить из масштабности планов и стратегий внедрения новых процессов в существующую систему менеджмента качества.
Актуальность внесения изменений в существующий режим СМК ни у кого не вызывает сомнений. Необходимость повышения качества предоставляемых услуг в сфере образования назревала давно, но сегодняшняя внешняя политика нашего государства требует решительных мер в реализации программ внесения инноваций в СМК учреждений высшей школы. Повышение конкурентоспособности высших учебных заведений России на мировом рынке образовательных услуг — это первостепенная задача каждого звена руководства учреждений высшей школы. Актуальность вопроса требует незамедлительных действий как со стороны Министерства образования и науки РФ, так и со стороны руководства высших учебных заведений. Их первостепенной задачей должно стать повышение качественных показателей в сфере предоставляемых услуг. Ориентироваться система инноваций должна на международные стандарты ИСО и базироваться на принципах программ TQM. Лишь при выполнении данных условий можно будет считать российские учреждения высшей школы удовлетворяющими запросы кадрового рынка и конкурентоспособными на мировом рынке образовательных структур.
Примечания
1. Инновационная политика высшего образовательного учреждения / [М.А. Девяткина, Т.А. Мирошникова, Ю.И. Петрова и др.]; под ред. Р.Н. Федосовой. — М.: Экономика, 2006. — 178 с.
2. Интеллектуальная собственность как ресурс качественного развития: Общий обзор для малых и средних предприятий (МСП) / авт.-сост. А. Корчагин, И. Воровски, Ю. Смирнов. — М.: ФИПС, 2002.
3. Интеллектуальные ресурсы. Интеллектуальная собственность. Интеллектуальный капитал / сост. и общ. ред. В.Г. Зинов. — М.: АНХ, 2001.
4. Кабанков, В. И. О плате за обучение в послевысших образовательных учреждений образовании: цены и воспроизводство / В.И. Кабанков. — М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2007. — 87 с.
5. Казанцев, А. К. Менеджмент в предпринимательстве: учеб. пособие / А.К. Казанцев, А.А. Крупанин. — М. : Инфра-М, 2003. — 512 с.