Научная статья на тему 'О посиделках русского народа на Южном Урале'

О посиделках русского народа на Южном Урале Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
448
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСИДЕЛКИ / «ЗАСИДКИ» / «КАПУСТИНЫ ВЕЧЕРА» / ГАЗЕТА «ОРЕНБУРГСКИЙ ЛИСТОК» / GET-TOGETHERS (POSIDELKI) / 'CABBAGE NIGHTS' / THE ORENBURGSKY LISTOK (NEWPAPER)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галиева (ахатова) Фарида Габдулхаевна

В статье описаны посиделки русского населения Южного Урала, связанные с заготовкой капусты на зиму, плетением лаптей, изготовлением пряжи, вязанием чулок, которые проводились в осенне-зимний период земледельческого календаря и сопровождались пением песен и рассказами. Прослежена их жизнь со второй половины XIX столетия до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN GET-TOGETHERS IN THE SOUTH URALS

The article describes Russian get-togethers (posidelki) in the South Urals related to cabbage salting, bast shoe making, spinning, knitting stockings. Gatherings of the kind, accompanied by singing and story-telling, took place during autumn and winter season. The article traces their history from the second half of the 19th c. to the present day.

Текст научной работы на тему «О посиделках русского народа на Южном Урале»

Шитова С. Н. 1976: Утварь из кожи у башкир // Хозяйство и культура башкир в XIX — начале XX в. / Р. Г. Кузеев, Н. В. Бикбулатов (ред.). М., 146-169.

Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья 1993: Чебоксары.

TRADITIONAL ANIMAL SKIN PROCESSING IN MOUNTAIN-FOREST AREA

OF BASHKORTOSTAN

Z. F. Khasanova

The article is based on fieldwork material collected by the author in Beloretsk and Duvan districts of Bashkortostan in 2008. The study touches upon horse harness and sheepskin coat making, and compares traditional animal skin processing by Bashkirs of mountain-forest area with that of other ethnic groups of Russia.

Key words: Skin, processing, rye kvass, awl, scraping knife, work-bench.

© 2010

Ф. Г. Галиева (Ахатова) О ПОСИДЕЛКАХ РУССКОГО НАРОДА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

В статье описаны посиделки русского населения Южного Урала, связанные с заготовкой капусты на зиму, плетением лаптей, изготовлением пряжи, вязанием чулок, которые проводились в осенне-зимний период земледельческого календаря и сопровождались пением песен и рассказами. Прослежена их жизнь со второй половины XIX столетия до наших дней.

Ключевые слова: посиделки, «засидки», «капустины вечера», газета «Оренбургский листок».

Сельскохозяйственный год русских в прошлом включал зимние, весенние, летние и осенние календарные циклы. На Южном Урале до наших дней, хотя и в сильно измененном, чаще всего фольклоризированном и реанимированном виде, дошли новогодние и рождественские обряды с колядованиями и ряжениями, Масленица с шумными проводами Зимы, катанием с горок и на лошадях, светлый праздник Троица с завиванием березок и плетением венков, языческий Иванов день с купаниями, поисками таиственных кладов... Фольклорно-этнографические экспедиции способны описать обрядовую жизнь одного-двух поколений людей1. Заглянуть же в более ранний период позволяет пресса прошлых столетий. К нашему удовлетворению, в середине и последней трети XIX столетия в Оренбурском крае, куда раньше входила и Башкирия, было даже популярно публиковать очерки и заметки о быте, культуре, фольклоре. Тому при-

1 Ахатова 2006.

мер — газета «Оренбургский листок», издававшаяся с 1876 г. И. Е. Ефимовским-Мировицким как «Газета общественная и литературная»2.

Газета «Оренбургский листок» знакомит с культурой далеких, в то время экзотических этносов, например, китайцев3. Вместе с тем, основное внимание уде -лено местным народам — их истории и культуре. Отдельные статьи и заметки посвящены описанию особенностей деревень башкир из рода бурзян4, искусству конокрадства5, коневодству у киргиз6, устройству быта восточнославянских переселенцев7, праздникам и обрядам «инородцев»8. На страницах газеты популярны материалы о башкирском устно-поэтическом народном творчестве9 и о жизни казаков10.

Значительное место в «Оренбургском листке» посвящено обрядам, обычаям русского крестьянского населения и общим для многих народов праздникам. Газета регулярно поздравляет читателей с наступающим Новым годом и Рождеством. Не обходит вниманием обычаи кулачных боев11. Гласит, что «для катанья на наступающую Масленицу можно получить лошадей тройками в приличных санях за сходную цену в доме Овсянникова близ рыбных лавок»12. После праздника газета замечает: «Пролетела Масленица, кончилось и утиха ся: наступает время для молитвы и покаяния»13. Пасха для многих — самый любимый праздник, «среди женщин уже началась суета по хозяйству, но и помыслы о предстоящих днях великой страстной недели не оставляют душу христианскую. Трогательные службы привлекают в храмы много молящихся»14.

Целью настоящей статьи является описание посиделок русского народа, столь популярных в оренбургском крае в середине и конце XIX столетия, и реанимируемых ныне работниками культуры и образования. Для этого автор использует заметки краеведов позапрошлого столетия, результаты научно-собирательской и исследовательской работы последних десятилетий и современные интернет-публикации.

О посиделках как составных частях календарных обрядов и семейных праздников писали многие классики этнографии и фольклора — В. П. Аникин, В. М. Га-цак, Ю. Г. Круглов, В.Я. Пропп, на Урале — В.Е. Гусев, Т. И. Калужникова, И.Е. Карпухин и другие исследователи. Материалы о посиделках накоплены экспедициями преподавателей и студентов Башкирского, Челябинского, Магнитогорского15 госу-

2 Оренбургский листок. — 1876. — 1906.

3 В большинстве случаев статьи в газете «Оренбургский листок» опубликованы без указания авторов. Предполагаем, что они могли быть перепечатаны из других изданий, либо написаны самим издателем: Брак в Китае 1900, 5 нояб.; Китайские пословицы 1900, 5 нояб.; Китайские уголовные законы 1900, 5 нояб.

4 Бурзянская деревня. 1876, 15 авг.

5 О конокрадстве 1876, 22 февр.

6 Коневодство у киргиз 1876, 5 окт.

7 Об устройстве быта 1876, 25 апр.

8 Встреча весны 1976, 10 окт.; 17 окт.; 24 окт.; Погребальные обряды 1904, 3 окт.

9 Башкирские легенды 1876, 16 мая.

10 Русские казаки 1900, 5 нояб.; Сибирские казаки 1900, 5 дек.

11 [Кулачные бои] 1876, 1 февр.

12 [О тройках лошадей] 1877, 30 янв.

13 [О прошедшей Масленице] 1876, 15 февр.

14 [О Пасхе] 1904, 21 март.

15 Календарно-обрядовый фольклор 2003.

ниверситетов, Стерлитамакской госпедакадемии. Известный челябинский фольклорист А. И. Лазарев уральским посиделкам посвятил отдельный труд, в котором выявил их региональные особенности16.

Вместе с тем, знакомство с публикациями «Оренбургского листка» позволяет определить народные посиделки на Южном Урале как самостоятельные обряды. Их слагаемыми17 являются игрища, увеселения, ритуальный смех, обрядовая еда и напитки; обрядовый фольклор (согласно классификации Ю. Г. Круглова18 — ритуальные песни) сопровождает трудовые действия. В синкретическом единстве выступают лирическое и драматическое начала. Есть свой зачин (договоренность о предстоящей встрече), развитие (трудовой процесс), кульминация в связи с завершением работы (всеобщее веселье, танец, застолье) и своеобразное послесловие (благодарность хозяина участникам посиделок).

Кроме того, «Оренбургский листок» может дать практическую помощь организаторам современных посиделок. Просматривая сайты интернета, знакомишься с их новой жизнью в виде праздников, инновационных уроков народоведения, проводимых школьными учителями, работниками музеев и дворцов культуры. Так, в первой половине октября школьников на «Капустины посиделки» приглашал Екатеринбургский областной краеведческий музей, где дети могли увидеть корыто, сечку, туес, с помощью которых в старину делали заготовки, а также попить чай с капустным пирогом19. Учитель О. П. Столярова, опираясь на труды А. И. Лазарева20, предложила сценарий с кукольным представлением21. Участники «Капустных вечерок» Пограничного муниципального района Приморского края узнали о целебных свойствах капусты, рецептах заготовки, вспомнили пословицы, поговорки и загадки, оценили блюда из капусты22. В г. Троицк Московской области организовали праздник для детей под названием «Капустник»23 и т.д.

«Оренбургский листок» с его «этнографическими очерками» и «этнографическими заметками» краеведа А. П. Кузнецова24 помогает разобраться в терминах «посиделки», «засидки», «помочи», а также выявить гендерное разнообразие участников. Они посвящены «помочи» и «посиделкам» мужчин, женщин и девушек в свободное от земледельческих работ время, связанным с плетением лаптей, изготовлением пряжи, вязанием чулок, а также заготовкой капусты на зиму.

А. П. Кузнецов разъясняет читателю, что «помочь» — это помощь добрых людей кому-либо бедному и бессильному человеку, та помощь, которая оказывается физическим трудом безвозмездно, за одно ласковое «спасибо» или же за ничтожное угощение, за обед и за одну-две рюмки вина. «Посиделки» — то же самое, только с той разницей, что помочь требует большого физического труда, а эта — меньшего, и что на первой работать можно не иначе, как только в стоячем положении, а на последней можно работать и сидя. В первом случае люди созы-

16 Лазарев 1977.

17 Пропп 2004.

18 Круглов 2000.

19 Медиа-холдинг.

20 Лазарев 2000.

21 Преподавание в начальной школе.

22 Проект «Историко-культурный центр «Традиция».

23 Газета «Городской ритм».

24 Кузнецов 1891а, Кузнецов 1891б.

ваются по нужде, по необходимости; во втором же — из прихоти, для того, чтобы погулять, повеселиться, попьянствовать. Вот к этому последнему роду помощи принадлежат устраиваемые у нас посиделки для рубления и соления капусты, или капустины вечера»25.

Посиделки и помочи выполняли сразу несколько функций. Они были необходимы для обеспечения членов крестьянской общины повседневной обувью, одеждой, текстилем, продуктами питания, предметами крестьянского хозяйства. Совместная работа способствовала обмену житейским опытом — как трудовому, так и социальному — общинному, семейному, половозрастному. «Засидки» (местное название посиделок) мужчин, женщин и девушек объединяли людей. Рутинная монотонная работа, но в приятной компании, при пении песен и рассказах о прошлом и настоящем, становилась «приятным времяпровождением» крестьян и имела результатом изделия, заряженные положительными эмоциями.

Мужские «засидки» сопровождались плетением лаптей и потому назывались «лапотными». (Лапти — распространенная обувь того времени, особенно в крестьянских хозяйствах, стоила дорого, 10-20 копеек за пару, что способствовало их изготовлению в домашних условиях.) Группа из 3-5 человек (чаще всего это были старики, постоянно занимающиеся изготовлением лаптей) выполняли вначале работу одного плетаря, потом другого и т.д. «В одиночку лапотная работа — одна забота. В артели работа — веселье», — считали мастера26. В Оренбуржье плетение сопровождалось исполнением исторических песен: «Вы молодые ребята, послушайте» о взятии Казани Иваном Грозным (с. Китайский ям27), «Как не пыль в поле пылит» (с. Покровка) о походе Наполеона в Москву и другие песни.

На женских — «кудельных засидках» — пряли лен, коноплю, шерсть, на девичьих — «чулочных засидках» — вязали чулки. На «чулочные засидки» приходили парни, в их адрес звучали величальные песни, за что девушки брали денежное вознаграждение (2-10 копеек). Пели «Кто у нас хороший?», «Верба-ли моя, вербушка» (с. Михайловское). Песни куделиц отличались по характеру и содержанию. Как правило, это были семейно-бытовые песни, например, «Лучина, лучинушка березовая» (с. Землянка).

Без песен не обходилось и на «капустиных вечерах» — посиделках родственниц-женщин с рублением и солением капусты. Они были посвящены заготовке капусты — одного из основных продуктов русских крестьян. По замечанию А. П. Кузнецова, в Оренбуржье «капустины вечера» проводились с 15 сентября — праздника Воздвижения Креста Господнего. (В научной литературе чаще всего указывается срок начала посиделок — 14 октября, после праздника Покрова Пресвятой Богородицы.)

Заранее готовилась стряпня и вина. «Старшуха» (старшая женщина) созывала родственниц и соседок, угощала их едой и вином, просила о помощи — «малость

25 Кузнецов 1891б, 2.

26 Кузнецов 1891б, 2.

27 В современном Башкортостане и Оренбургской области имеется немало селений с теми же названиями, которые упомянуты в статьях А. П. Кузнецова. Так, с. Ташлы мы находим на картах Альшеевского района Башкортостана и Оренбургской области, д. Покровку — в Буздякском районе Башкортостана и Оренбургской области. Вместе с тем, вероятнее, что названные А. П. Кузнецовым селения находятся компактно друг от друга на территории современной Оренбургской области, юго-западнее Башкортостана. В прошлом это были башкирские земли.

помогнуть». Все соглашались и приступали к работе: точили ножи, готовили кадочки, кадушки и рубильные корыта. Затем мыли руки, молились Богу и продолжали работу. Хозяйка подносила вино перед рублением капусты, перед солением каждого корыта, перед укладкой в кадки, перед закладкой пластинок и полувилков:

Мы капусту порубливали, Четвертну бутыль откупоривали. Мы капусту поворачивали, Полуведерну заканчивали. Мы капусту посаливали, Четвертушку настаивали. Мы капусту склали в стоечку, Позакончили настоечку28.

Работу сопровождали многочисленные песни. При этом на «капустиных вечерах» звучали песни о мужчинах, плетущих лапти, о женщинах, готовящих пряжу и ткущих полотно.

Как и о чем могли петь женщины, уединившиеся от мужей? Конечно, шутили о мужчинах, да и о нерадивых женщинах тоже. В селе Землянка звучала:

Уж как мой-то ли муж Чесновит, чесновит: Что ни сделай ему -Все не так да не так. Уж как мой-то ли муж Деловит, деловит: Он мне лапти(ж) сплел -Кошели, кошели;

К ним оборы, оборы, оборы свил -Ни гужи (и) ни тяжи29.

В селе Павловка также пели песню, в которой высмеивается муж, плетущий лапти:

На улице срамота, срамота, Жена мужа продала, продала! За дешево отдала, отдала: Взяла всего 6 полтин,6 полтин, По-русскому, 3 рубля, 3 рубля. За то его продала, продала: Плетет лапти — кошели, кошели, Вьет оборы — как гужи, как тяжи30.

28 А. П. Кузнецов поясняет, что стойка — это кадка, настойка — настоянное кореньями или травами вино (Кузнецов 1891а, 3).

29 «Чесновит» означает спесив; «оборы» — веревки на лаптях, «гужи» — часть конской сбруи, «тяжи» — толстые веревки на телеге (Там же).

30 Там же.

Интересны необрядовые песни, посвященные теме семьи и семейных отношений, исполняемые, например, в селе Исаево:

Чем не пряха, чем не такая Дуняха?! Напряла Дуняша пять пятин с пятиной, Основала Дуня 7 стен со стеной, Между кольев основала, колом притыкала; Выткала Дуняша себе дерюгу, Понесла Дерюгу в Дунай-реку мыти. Первый раз мокнула — Дунай возмутила, Другой раз мокнула — Дунай присушила. Ехал косой барин на кривой кобыле.

— Бог в помочь те, Дуня, дерюгу мочити!

— Врешь ты, косой барин, это мое платье ! Принесла Дуняха дерюгу домой, Повесила дома на семь сох дубовых; Семь сох подломились, семь снох задавили, Восьму золовку, девяту свекровку31.

В селе Ташлы критиковали бездельников и неумех: «Нажила себе чечетка, // Нажила себе лебедка //Ровно семь дочерей», а в селе Покровка — священнослужителей: «Как поехала Параня на базар». Параню полюбил молоденький поп, а его любить не хочется, потому как он «по миру волочится, калачами побирается, а блинами утирается».

Завершались «капустины вечера» «застольной пирушкой» и плясками. Их размах определяло благосостояние устроителей мероприятия. У богатых «капустины вечера» были большими, в них участвовали «от 10 до 20 баб», у бедных — маленькие (5-10 чел.). Однако «нет того села, нет той деревни, где не были бы они справляемы»32.

Как показали полевые исследования автора33, в разных русских селениях Южного Урала проводились «лапотные», «чулочные», «кудельные» посиделки и «капустины вечера». На мужских посиделках мужская артель не только плела лапти, но и делала сбруи для лошадей и другие изделия, необходимые в хозяйстве. Женщины собирались не только для заготовки капусты, обработки льна, изготовления тканого полотна, но и подготовки приданого девушек. Информаторы с грустью вспоминают те непростые, но очень веселые и интересные времена, когда собирались часто, жили дружно, при встрече давали друг другу советы, делили горе и радость.

От обряда по заготовке капусты осталось лишь трудовое действие, проводимое единолично или узким кругом близких родственников и соседей. Еще продолжают вязать шали, носки и варежки, потому как даже самые лучшие фабричные изделия не могут с ними конкурировать в качестве и практичности. Лапти плетут для оформления интерьера школьных кабинетов народоведения, краеведе-

31 Под словом «дерюга» понимается род зимнего одеяла (Там же).

32 Там же.

33 Галиева (Ахатова) 2009.

ния, фольклора и этнографии, или на смотрах народных ремесел. Ткацкий станок пылится в сараях и на чердаках, но в сельских и даже городских домах тканые и вышитые изделия собственного изготовления сохраняются, тем более, что эти предметы сегодня интересуют не только музейных и научных сотрудников, но и современную молодежь. Более того, их количество увеличивается с приходом на авансцену стиля «этно».

БИБЛИОГРАФИЯ

Ахатова Ф. Г. 2006: Восточнославянские песни в Башкортостане: фольклорные процессы в многоэтничном регионе. М.

Башкирские легенды о месяце 1876: ОЛ, 16 мая.

Брак в Китае 1900: ОЛ, 5 нояб.

Бурзянская деревня 1876: ОЛ, 15 авг.

Встреча весны инородцами Оренбургского края 1876: ОЛ, 10 окт.; 17 окт.; 24 окт.

Галиева (Ахатова) Ф.Г. 2000-2009: ПМА.

Газета «Городской ритм»: Газета «Городской ритм» г. Троицк Моск. обл. // Шр://1а-trtc.mosoblonline.rU/userdata/archive/1226561593.p.

Календарно-обрядовый фольклор Южного Урала: сб. материалов фольклорных экспедиций лаборатории народной культуры Магнитогорского государственного университета (1993-2003) 2003: Магнитогорск.

Китайские пословицы 1900: ОЛ, 5 нояб.

Китайские уголовные законы 1900: ОЛ, 5 нояб.

Коневодство у киргиз 1876: ОЛ, 5 окт.

Круглов Ю. Г. 2000: Русский обрядовый фольклор. 2-е изд. М.

[Кулачные бои в пос. Верхнеозерный] 1876: ОЛ, 1 февр.

Кузнецов А. П. 1891а: Капустины вечера (этнограф. заметки) // ОЛ, 39, 22 сент.

Кузнецов А. П. 1891б: Засидки (этнограф. очерк) // ОЛ, 40, 29 сент.

Лазарев А. И. 2000: Народоведение. О русском народе, его обычаях и художественном творчестве. Челябинск.

Лазарев А. И. 1977: Уральские посиделки. Челябинск.

Медиа-холдинг «Уральский рабочий» // http://ur-ra.ru/sc/pub_ur.php?pub_select=4670.

О конокрадстве у башкир 1876: ОЛ, 22 февр.

Об устройстве быта переселенцев 1876: ОЛ, 25 апр.

Оренбургский листок 1876-1906: Газета общественная и литературная. Изд. И. Е. Ефимовский-Мировицкий. // ООГА.

[О Пасхе] 1904: ОЛ, 21 март.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[О прошедшей Масленице] 1876: ОЛ, 15 февр.

[О тройках лошадей на Масленицу] 1877: ОЛ, 30 янв.

Погребальные обряды калмыков 1904: ОЛ, 3 окт.

Преподавание в начальной школе. Внеклассная работа // http://kemosb.ru/doc/sobst/ metod/scenar_(10).doc.

Проект «Историко-культурный центр «Традиция». Сайт администрации Пограничного муниципального района. Приморский край // http://pogranichny.ru/administration/ structure/otdel-po-dela.

Пропп В. Я. 2004: Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. М.

Русские казаки 1900: ОЛ, 5 нояб.

Сибирские казаки 1900: ОЛ, 5 дек.

RUSSIAN GET-TOGETHERS IN THE SOUTH URALS

F. G. Galieva (Akhatova)

The article describes Russian get-togethers (posidelki) in the South Urals related to cabbage salting, bast shoe making, spinning, knitting stockings. Gatherings of the kind, accompanied by singing and story-telling, took place during autumn and winter season. The article traces their history from the second half of the 19th c. to the present day.

Key words: Get-togethers (posidelki), 'cabbage nights', The Orenburgsky Listok (newpaper).

© 2010

А. Т. Ахатов

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ БАШКИРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ МИАССКО-УЙСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ (ЮГО-ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ) В КОНЦЕ XVIII — НАЧАЛЕ XX ВВ.

В статье рассматривается динамика численности башкирского населения современной Курганской области, компактно проживающих в настоящее время в основном в пределах Миасско-Уйского междуречья на протяжении конца XVIII — начала XX вв.

Анализ имеющихся статистических данных свидетельствует о стабильном росте численности башкир изучаемого региона, на протяжении практически всего обозначенного периода времени, благодаря естественному и механическому приросту населения, несмотря на некоторый демографический спад в середине и конце XIX в. Доминирующими факторами, повлиявшими на динамику численности башкир Миасско-Уйского междуречья на протяжении всего изучаемого периода, выступали природно-климатические условия региона, особенности их землевладения, а также географическое положение занимаемой ими территории, отдаленной и удаленной от основного ареала проживания башкир.

Ключевые слова: Курганские башкиры, демография.

Башкирское население современной Курганской области в этнографической науке относится к зауральской подгруппе северо-восточной группы башкир, представляя собой одну их сложных по этническому составу этно — территориальных групп башкирского народа. В ее формировании приняли участие представители около полутора десятков родов — ялан-катай, сарт, калмак и др. входящих в основном в три родо-племенных объединения — Катай, Айле, Табын1.

1 Кузеев, Бикбулатов, Шитова 1962, 175-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.