Научная статья на тему 'Восточнославянские песни в Башкортостане: собирание и исследование'

Восточнославянские песни в Башкортостане: собирание и исследование Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
315
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ахатова Ф. Г.

Песенный фольклор восточнославянских народов Башкортостана с давних пор привлекает внимание широкого круга людей тех, кто родился и жил здесь, кто нес службу, кто был сослан на Южный Урал за политические убеждения, кто был направлен по заданию правительства России для изучения местных ресурсов. Среди них русский композитор А.А. Алябьев (1787-1851), деятель освободительного движения, писатель и ученый П.М. Кудряшев (1797-1877), лексикограф, писатель, а также чиновник особых поручений при оренбургском военном губернаторе В.И. Даль (1801-1872), русский поэт Н..М. Языков (1803-1846), ученый, краевед, композитор Р.Г. Игнатьев (1818-1886) [1-4]. Они оценивали песни как жемчужины народной мудрости, которые нужно сохранять для будущих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EAST-SLAVONIC SONGS IN BASHKORTOSTAN: THE COLLECTIONING AND LEARNING

Studied the history of collection and learning of the song culture of Rusher, Ukraine and Belo rusher of many-ethnic Bashkortostan. Analyzed the archival documents and publish literature, formulation of the dustings for the future imperilment works.

Текст научной работы на тему «Восточнославянские песни в Башкортостане: собирание и исследование»

УДК 82 (470.57)

ББК 82.3 (2)+ 94 (47057)+ 63.3 (2)

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЕСНИ В БАШКОРТОСТАНЕ: СОБИРАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ Ахатова Ф.Г.

Песенный фольклор восточнославянских народов Башкортостана с давних пор привлекает внимание широкого круга людей — тех, кто родился и жил здесь, кто нес службу, кто был сослан на Южный Урал за политические убеждения, кто был направлен по заданию правительства России для изучения местных ресурсов. Среди них — русский композитор А.А. Алябьев (1787—1851), деятель освободительного движения, писатель и ученый П.М. Кудряшев (1797—1877), лексикограф, писатель, а также чиновник особых поручений при оренбургском военном губернаторе В.И. Даль (1801—1872), русский поэт Н.М. Языков (1803—1846), ученый, краевед, композитор Р.Г. Игнатьев (1818—1886) [1—4]. Они оценивали песни как жемчужины народной мудрости, которые нужно сохранять для будущих поколений.

Авторское изучение прессы конца XIX в. позволило выявить популярное в то время имя краеведа А.П. Кузнецова (1866-1945), автора фольклорно-этнографических заметок из жизни русских крестьян [5]. Среди источников рубежа ХІХ-ХХ вв. отметим также описание русского свадебного обряда Уфимской губернии А. Умова, записи песенного фольклора В. Бирюкова, Е. Блиновой, В. Зайцева [6].

Изучение восточнославянского фольклора в Башкортостане немыслимо без работ фольклориста и музыканта С.Г. Рыбакова (1867-1921). Лейтмотивом через его исследования проходит тема этнокультурных связей, интерференции восточнославянских и тюркских традиций. Так, С.Г. Рыбаков писал, что многие башкирские инструментальные мелодии («Перовский марш») созданы «под влиянием, вероятно, военной музыки, наслышавшись военных маршей, в которых более или менее заметно русское влияние» [7, с. 120]. Некоторые русские и украинские мелодии («Чижик», «Вдоль да по речке», «Як за гаєм, гаєм») прочно вошли в репертуар башкир [8, с. 304]. Произошло усвоение башкирами и татарами русского языка, пословиц, поговорок, выражений и распространение среди русских ломаного языка, инородческих мелодий и песен [8, с. 274].

Известный фольклорист Л. Г. Лебединский, продолживший исследования Р. Г. Рыбакова, описал славяно-тюркские заимствования песен и мелодий в целом, отдельных мелодико-ритмических формул и ладогармонических особенностей. Так, в мелодике протяжных башкирских песен (узун-кюй о Салавате Юлаеве) он отмечал влияние русских песен на ладовую специфику в связи с тем, что первые песни о национальном герое были созданы башкирами - участниками крестьянского движения под впечатлением русских песен пугачевской вольницы. На связь с русской армией указывают названия башкирских инструментальных мелодий («Первая армия», «Порт-Артур») [9].

Новый этап собирания и изучения песенного фольклора восточнославянских народов Башкортостана связан с деятельностью научных центров республики. Фольклорная экспедиция Башкирского НИИ языка и литературы 1938-1940-х гг. состоялась под руководством выдающегося фольклориста

Н. П. Колпаковой (г. Ленинград). Итогом работы в Абзелиловском, Баймакском, Белорецком, Хайбул-линском районах Башкортостана и в некоторых районах Челябинской области стала книга «Лирика русской свадьбы» [10] и рукописные сборники, в которые, кроме русских, включены украинские и белорусские песни [11].

Украинский песенный фольклор в Башкортостане комплексно начал изучаться благодаря деятельности сотрудников Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Т. Рыль-ского Национальной Академии наук Украины. Находясь в военные годы в эвакуации в Уфе, ученые в 1942-1943 гг. организовали экспедиции для изучения культуры не только украинского, но и русского, башкирского, татарского населения. Филологи М.М. Плисецкий, В.С. Ильин, П.С. Лысенко, Е.И. Володарская, музыковед М. Я. Береговский в Чиш-минском, Аургазинском, Стерлитамакском и Дав-лекановском районах на пленки записали около 630 песен, в т.ч. 327 украинских. Научный анализ собранного материала изложен в рукописях «Екскурс у вивчення музичного фольклору українських переселенців у Башкирії», «Фольклор українських переселенців у Башкирії», «Мова сіл Рублівка, Софіївка, Ляшківка Давлеканівського району Башкирської АРСР», «К характеристике языка украинцев-

переселенцев Башкирии» и др. [12].

Фольклорные экспедиции 1948 и 1949 г. Башкирского НИИ истории, языка и литературы им. М. Гафури совместно с кафедрой фольклора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова под руководством Э.В. Померанцевой осуществили сбор образцов башкирского, татарского, а также русского и украинского народного творчества. В состав экспедиции входили молодые московские фольклористы В. Аникин, Н. Полищук,

Н. Савушкина. Объектом исследования стало население севера, северо-востока и центральной части Башкортостана: Благовещенский, Дуванский, Ка-раидельский, Кигинский, Покровский, Салаватский районы. Было собрано более пяти тысяч образцов фольклора, в т.ч. около 30 украинских песен. Часть материала опубликована в сборнике «Русское народное творчество в Башкирии» [13]. Рукописи хранятся в Научном архиве УНЦ РАН [14].

Вестник Башкирского университета.2006.№4.

93

Э.В. Померанцева, выдающийся фольклорист, входила в ту плеяду ученых, которые разработали теорию глубокой связи фольклора с общей концепцией культуры. Она отметила сохранение традиций русских выходцев из Вятской, Владимирской (с. Владимирское Покровского района), Нижегородской (д. Старое Надеждино Покровского района) и Рязанской губерний (г. Благовещенск). Наряду с этим в результате взаимодействия нескольких песенных стилей сложилась среднерусская песенная традиция. Местный репертуар во многом совпадал с содержанием текстов сборников, составленных разными авторами в Вятской губернии.

Начиная с 1960-х годов сбор и изучение восточнославянского песенного фольклора в Башкортостане проводились силами не только научных (Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН, Центр этнологических исследований УНЦ РАН), но и образовательных центров, в том числе Магнитогорского и Челябинского госуниверситетов. Организовывались фольклорные экспедиции, на их материале выполнялись дипломные работы, кандидатские и докторские диссертации, издавались сборники, статьи и монографии. В Башкирском госуниверситете такая работа велась под руководством Л.Г. Барага, Б.Г. Ахметшина,

Л.И. Брянцевой, в Стерлитамакском госпединсти-туте - под руководством И.Е. Карпухина, в Уфим-

ской государственной академии искусств - при участии Л.Н. Шаймухаметовой и Ф.Х. Камаева [15].

Специфика жанров восточнославянского песенного фольклора в Башкортостане исследована Л.Г. Барагом, И.Е. Карпухиным, Л.И. Брянцевой, В.Я. Бабенко. Сборник песен «Зоренька вечерняя», подготовленный И. Е. Карпухиным, стал продолжением издания русского фольклора в Башкортостане, начатого Н. П. Колпаковой и Э. В. Померанцевой. Его же книги «Частушки (в устах нерусских Башкортостана)» и «Частушки (устами русских)» представляют первое фундаментальное научное издание частушек в Башкортостане (более десяти тысяч образцов фольклора) [16]. Автор участвовала в сборе и издании украинского и белорусского песенного фольклора в Башкортостане, предприняла попытку изучения фольклорных процессов в среде восточнославянских народов республики [17].

Стоят задачи сохранения и преумножения накопленных источников, их издания и изучения. В рамках Государственной программы по возрождению и изучению фольклора народов Республики Башкортостан (2002-2013 гг.) предусматривается выпуск серии монографий и сборников с образцами песенной культуры русских, украинцев и белорусов Башкортостана.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атанова Л.П. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора. Уфа, 1992.

2. Башкирия в русской литературе / Сост., пред., библиогр. справки, комм. и библиография М.Г. Рахим-кулова: В 6 т. Уфа, 1989-2006. Т. 1. Уфа, 1989, с. 315-316; Рахимкулов М.Г. Народной мудрости родник: Башкирский фольклор в русской литературе. Уфа, 1988, с. 37-41.

3. Песни, собранные П.В. Киреевским: Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях / Подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. А.Д. Соймонова. Л., 1977, № 366, 371, 376.

4. Зобов Ю. Народы «Новой России»: Из истории этнографических исследований в Оренбургском крае в XIX - начале XX веков // Гостиный двор. 1999, № 7, с. 180.

5. Кузнецов А.П. Капустины вечера // Оренбургский листок, 1891, № 39. 22 сент.; Кузнецов А.П. Засид-ки // Оренбургский листок, 1891, № 40. 29 сент.

6. Умов А.А. Старинный свадебный обряд у русских в Уфимской губернии // Вестник Оренбургского учебного округа, 1912, № VII-XIII, с. 233-248; Бирюков В.П. Дореволюционный фольклор на Урале. Свердловск, 1936; Бирюков В.П. Фольклор Урала Челябинск, 1999; Народное творчество Южного Урала: В 2-х вып. / Зап. И.С. Зайцев; Под ред. и с пред. В.М. Сидельникова. Челябинск, 1948.

7. Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта // Записки Императорской Академии наук. СПб., 1897, т. 2, с. 11-304.

8. Рыбаков С.Г. Очерк быта и современного состояния инородцев Урала // Наблюдатель, 1895, № 8, с. 294-309; № 7, с. 274.

9. Лебединский Л.Г. Башкирская народная музыка // Советская музыка, 1951, № 3, с. 60.

10. Лирика русской свадьбы / Изд. подг. Н.П. Колпакова. Л., 1973.

11. Русский фольклор Башкирии: Записи 1938-1940-х гг. // Научный архив Уфимского научного центра РАН (далее - Архив УНЦ РАН) Ф. 3. Оп. 12. Д. 321-324.

12. Архив Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Т. Рыльского Национальной АН Украины. Ф. 12. Оп. 1. Д. 3; Оп. 2. Д. 4.

13. Русское народное творчество в Башкирии / Сост. С.И. Минц, Н.С. Полищук, Э.В. Померанцева. Уфа, 1957.

14. Русский фольклор Башкирии: Записи 1948-1949 гг. // Архив УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 12. Д. 325-335.

15. Гареева Л.Н. Сравнительная характеристика русско-украинского песенного репертуара сестер Анастасии Нестеровны и Александры Нестеровны Чуча из села Иваненково Благоварского района Башкирской АССР: Дипломная работа / Башкирский гос. ун-т. Уфа, 1981; Родителева М.И. Русская народно-песенная традиция Архангельского района Башкирской АССР (к вопросу о методе комплексного анализа): Дипломная работа / Уфимский гос. ин-т искусств. Уфа, 1986: Мартыненко И. Сборник русских народных песен Белорецкого р-на Башкирской АССР: Дипломная работа / Уфимский гос. инт искусств. Уфа, 1981; Валишина И.А. Украинская песня в Башкирии (на примере музыкального

фольклора деревень Александровка и Жуково Уфимского района Башкирской АССР): Дипломная работа / Уфимский гос. ин-т искусств. Уфа, 1979.

16. Бараг Л.Г. О взаимодействиях русского и башкирского фольклора // О традициях и новаторстве в литературе и устном народном творчестве. Уфа, 1968, с. 37-47; Бараг Л.Г. О межнациональном в сказках восточнославянских народов // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1974, с. 69-80; Карпухин И.Е. Взаимодействие русских и украинских свадебных обрядов в Башкирии // Фольклор и литература Урала. Пермь, 1975, т. 147, с. 82-92; Карпухин И.Е. Свадьба русских Башкортостана в межэтнических взаимодействиях. Стерлитамак, 1997; Карпухин И.Е. Русская свадьба в Башкортостане (состояние, поэтика, межэтнические взаимосвязи). - Стерлитамак, 1999; Брянцева Л.И. О взаимосвязях русского и украинского свадебного фольклора современной Башкирии // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1975, с. 181-186; Брянцева Л.И. Украинские песни в Башкирии // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1980, с.28-36; Брянцева Л.И. Русская балладная традиция в Башкирии и // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1986, с. 103-112; Бабенко В.Я. Весільний обряд українських переселенців у Башкирії // Народна творчість та етнографія. 1979, № 54, с. 98-100; Русские свадебные песни горнозаводских сел Башкирии: сб. фольклорных материалов. Магнитогорск, 2000; Зоренька вечерняя / Сост., вступ. ст. и ком-мент. И.Е. Карпухина; Сост. и муз. ред. И.Н. Васильева. Стерлитамак, 2000; Частушки (в устах нерусских Башкортостана) / Сбор материала, сост., перевод двуязычных текстов, вступ. ст., коммент., словарь, фотоматериалы и пояснения к ним И. Е. Карпухина; Нотные расшифровки И. Н. Васильева. Уфа, 2003; Частушки (устами русских) / Сбор материала, сост., вступ. ст., словарь и фотоматериалы И.Е. Карпухина; Комм. И.Е. Карпухиной; Нотные расшифровки и пояснения к ним М.В. Гарбуз. Уфа, 2006.

17. Песенный фольклор украинских переселенцев в Башкирии / Вступ. ст., сост., примеч. В.Я. Бабенко, Ф.Г. Ахатовой. Киев, Уфа, 1995; Завези од мене поклон в Україну... Фольклор українців Башкортостану / Під ред. В. Бабенка; Упорядник Н. Позяк; Вступ. ст. Ф. Ахатової. Уфа, 1999; Ахатова Ф.Г. Украинские песни в Башкортостане. Уфа, 2000; Песни белорусских переселенцев в Башкортостане / Вступ. ст., примеч., сост. Ф.Г. Ахатовой. Уфа, 2001; Ахатова Ф.Г. Восточнославянские песни в Башкортостане: фольклорные процессы в многоэтничном регионе. М., 2006.

Поступила в редакцию 16.08.05 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.