Научная статья на тему 'О ПОНЯТИИ «ЗАЯВЛЕНИЕ» КАК ВИДЕ ОБРАЩЕНИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ'

О ПОНЯТИИ «ЗАЯВЛЕНИЕ» КАК ВИДЕ ОБРАЩЕНИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЯВЛЕНИЕ / ЕДИНЫЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРЕДПИСАНИЯ / ЗАПРЕТЫ / ДОЗВОЛЕНИЯ / ТИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маякова Елизавета Олеговна

Введение. Успешная реализация гражданином своего конституционного права возможна только при условии эффективного функционирования действующего механизма по рассмотрению соответствующих видов обращений и реагированию на них. В статье рассмотрены понятие и сущностные признаки заявления как вида обращений в органы государственной власти. Их уяснение является особенно актуальным для органов внутренних дел, поскольку в рассмотрении и разрешении обращений граждан принимают участие сотрудники подразделений и служб на всех уровнях системы МВД России. Методы. Анализ понятия «заявление» как юридического термина, содержание которого раскрывается в норме, закрепленной в административном законодательстве, основан на методологическом подходе об элементах единого метода правового регулирования и производных от них типах правового регулирования, разработанном В. Д. Сорокиным. Этот методологический подход позволил автору сформулировать определение термина «заявление» как вида обращения, предложить классификацию его подвидов, уяснить их правовую природу и содержание. Результаты. Все заявления подразделяются на три подвида: 1) направленные на реализацию дозволений, 2) связанные с нарушением запретов или неисполнением предписаний или 3) обусловленные некачественным исполнением предписаний. Разработанная классификация способствует более глубокому уяснению типологии заявлений, позволяет определить оптимальный порядок их рассмотрения и разрешения с учётом требований, содержащихся в нормативных актах системы МВД России. С опорой на теоретическое наследие В. Д. Сорокина разработано авторское определение теоретической конструкции термина «заявление» на основе элементов единого метода правового регулирования применительно к системе органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPT OF «STATEMENT» AS A TYPE OF APPEAL UNDER ADMINISTRATIVE LAW

Introduction. Successful implementation by a citizen of his constitutional right is possible only in case of the effective functioning of the existing mechanism for considering the relevant types of appeals and responding to them. The article considers the concept and essential features of the statement as type of appeals to public authorities. Their clarification is especially relevant for the internal affairs bodies, since employees of the departments and services of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia at all levels take part in the consideration and resolution of citizens’ appeals. Methods. The analysis of the concept of “statement” as a legal term, the content of which is revealed in the norm enshrined in administrative legislation, is based on the methodological approach about the elements of the uniform legal regulation and the types of legal regulation derived from them, developed by V.D. Sorokin. This methodological approach made it possible to formulate the author’s definition of the term ”statement” as a type of appeal, to propose the author’s classification of its subspecies, to clarify their legal nature and content. Results. All statements are divided into three subspecies: 1) aimed at the implementation of permissions, 2) associated with violation of prohibitions or failure to comply with instructions, or 3) due to poor-quality execution of instructions. The developed classification contributes to a deeper understanding of the typologies of statements, allows determining the most optimal procedure for their consideration and resolution, taking into account the requirements contained in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia regulations. Based on the theoretical heritage of V.D. Sorokin, the author’s definition of the theoretical construction of the term “statement” was developed on the basis of the elements of the uniform legal regulation in relation to the system of Internal Affairs bodies.

Текст научной работы на тему «О ПОНЯТИИ «ЗАЯВЛЕНИЕ» КАК ВИДЕ ОБРАЩЕНИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ»

Научная статья

УДК 342.9

doi: 10.35750/2071-8284-2023-2-79-86

Елизавета Олеговна Маякова

адъюнкт

https://orcid.org/0009-0005-7617-1118, liza_mayakova@mail.ru

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

О понятии «заявление» как виде обращения по административному законодательству

Аннотация: Введение. Успешная реализация гражданином своего конституционного права возможна только при условии эффективного функционирования действующего механизма по рассмотрению соответствующих видов обращений и реагированию на них. В статье рассмотрены понятие и сущностные признаки заявления как вида обращений в органы государственной власти. Их уяснение является особенно актуальным для органов внутренних дел, поскольку в рассмотрении и разрешении обращений граждан принимают участие сотрудники подразделений и служб на всех уровнях системы МВД России.

Методы. Анализ понятия «заявление» как юридического термина, содержание которого раскрывается в норме, закрепленной в административном законодательстве, основан на методологическом подходе об элементах единого метода правового регулирования и производных от них типах правового регулирования, разработанном В. Д. Сорокиным. Этот методологический подход позволил автору сформулировать определение термина «заявление» как вида обращения, предложить классификацию его подвидов, уяснить их правовую природу и содержание.

Результаты. Все заявления подразделяются на три подвида: 1) направленные на реализацию дозволений, 2) связанные с нарушением запретов или неисполнением предписаний или 3) обусловленные некачественным исполнением предписаний. Разработанная классификация способствует более глубокому уяснению типологии заявлений, позволяет определить оптимальный порядок их рассмотрения и разрешения с учётом требований, содержащихся в нормативных актах системы МВД России. С опорой на теоретическое наследие В. Д. Сорокина разработано авторское определение теоретической конструкции термина «заявление» на основе элементов единого метода правового регулирования применительно к системе органов внутренних дел.

Ключевые слова: заявление, единый метод правового регулирования, предписания, запреты, дозволения, типы правового регулирования

Для цитирования: Маякова Е. О. О понятии «заявление» как виде обращения по административному законодательству // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. -№ 2 (98). - С. 79-86; doi: 10.35750/2071-8284-2023-2-79-86.

Elizaveta O. Mayakova

Graduate

https://orcid.org/0009-0005-7617-1118, liza_mayakova@mail.ru

Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

On the concept of «statement» as a type of appeal under administrative law

Abstract: Introduction. Successful implementation by a citizen of his constitutional right is possible only in case of the effective functioning of the existing mechanism for considering the relevant types of appeals and responding to them. The article considers the concept and essential features of the statement as

© Маякова Е. О., 2023

a type of appeals to public authorities. Their clarification is especially relevant for the internal affairs bodies, since employees of the departments and services of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia at all levels take part in the consideration and resolution of citizens' appeals.

Methods. The analysis of the concept of "statement" as a legal term, the content of which is revealed in the norm enshrined in administrative legislation, is based on the methodological approach about the elements of the uniform legal regulation and the types of legal regulation derived from them, developed by V.D. Sorokin. This methodological approach made it possible to formulate the author's definition of the term "statement" as a type of appeal, to propose the author's classification of its subspecies, to clarify their legal nature and content.

Results. All statements are divided into three subspecies: 1) aimed at the implementation of permissions, 2) associated with violation of prohibitions or failure to comply with instructions, or 3) due to poor-quality execution of instructions. The developed classification contributes to a deeper understanding of the typologies of statements, allows determining the most optimal procedure for their consideration and resolution, taking into account the requirements contained in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia regulations. Based on the theoretical heritage of V.D. Sorokin, the author's definition of the theoretical construction of the term "statement" was developed on the basis of the elements of the uniform legal regulation in relation to the system of Internal Affairs bodies.

Keywords: statement, uniform legal regulation, prescriptions, prohibitions, permissions, types of legal regulation

For citation: Mayakova E. O. On the concept of «statement» as a type of appeal under administrative law // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - № 2 (98). - P. 79-86; doi: 10.35750/2071-8284-2023-2-79-86.

Введение. Конституция Российской Федерации в статье 33 закрепила право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Успешная реализация гражданином своего конституционного права возможна только при условии эффективного функционирования действующего механизма по рассмотрению соответствующих видов обращений и реагированию на них, в том числе в органах внутренних дел. Согласно должностным инструкциям (регламентам), соответствующими полномочиями по рассмотрению и разрешению обращений граждан наделены сотрудники подразделений и служб на всех уровнях системы МВД России.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заявление является одним из видов обращений к властному субъекту1. В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) заявления являются самым часто реализуемым видом обращения. В 2022 году в Главном управлении МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ГУ МВД России) заре-

1 О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справоч-но-правовой системы «КонсультантПлюс» : сайт. - URL: https://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения 12.02.2023).

гистрировано 349397 обращений, при этом 84 % составляют заявления (295109) [7, с. 637]. Они выступают важным каналом обратной связи населения с органами государственной власти.

Методы. При анализе материалов с использованием справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» было выявлено, что слово «заявление» содержится в 30 Федеральных конституционных законах, более чем в 1900 Федеральных законах, в 37232 приказах министерств и ведомств. По материалам анализа действующего законодательства с использованием комплекса «СТРАС «Юрист» - автоматизированной информационно-поисковой системы «Нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации» термин «заявление» встречается в 743 документах МВД России2. Широкое употребление термина «заявление» можно объяснить тем, что слово «заявление» в русском языке трактуется достаточно широко и имеет несколько значений. В отдельных словарях слово заявление раскрывается через глагол «заявлять» и непосредственно

2 По материалам анализа с использованием комплекса «СТРАС «Юрист» - автоматизированной информационно-поисковой системы «Нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» : сайт. - URL: https://www. consuItant.ru/cons/cgi/ onIine.cgi?req=query&cacheid=14346F D817F9914F5CDE2EC065784BFF&N0QUERYL0G=1&ts=2 FULIfTuCQLqo4Z21&sb=1-1&from=1&rnd=QLqCeA#sUqLIf TKgy1HrJQ5 (дата обращения 12.02.2023).

определяется через значения «заявить что, объявлять, предъявлять, донести, дать знать о чём, оглашать»3. В Толковом словаре под редакцией Д. Н. Ушакова термин «заявление» раскрывается через его содержательный аспект: «Это публичное официальное сообщение в устной или письменной форме; официальная бумага, излагающая какую-нибудь просьбу, какое-нибудь предложение (офиц.)»4. Словарь русского языка Института лингвистических исследований определяет заявление как «высказывание, сообщение, обычно решительное по тону; проявление, выражение чего-либо (устар.)»5. В большинстве рассмотренных значений, слово «заявление» используется для обозначения «зафиксированной на носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» (понятие документа в узком смысле). В этом лексическом значении рассматриваемое слово «заявление» часто встречается в различных отраслях права. Например, заявление о выдаче справки на возврат государственной пошлины (арбитражный процесс), заявление об увольнении по собственному желанию (трудовое право), заявление о выдаче исполнительного листа (гражданский процесс), заявление о привлечении лица к уголовной ответственности за распространение клеветы (уголовный процесс). Справочно-правовые системы нередко отождествляют «заявление» с понятиями «ходатайство» и «уведомление».

Слово «заявление» в лексическом значении «зародок, зачаток»6 применяется в современном административном законодательстве для обозначения документа, позволяющего инициировать различные административные производства (например, заявление правообладателя, заявление о предоставлении лицензии)7.

При анализе слова «заявление» распространённым также является рассмотрение его в значении «волеизъявление», то есть «требование субъекта к обязанному субъекту в целях реализации им своих прав и интересов» [10, с. 88; 11, с. 43]. По мнению ряда авторов, «волеизъявление, как правило, детерминировано какими-то

3 Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4 / [сочинение] Владимира Даля. - 2-е издание, исправленное и значительно умноженное по рукописи автора. - Санкт-Петербург; Москва: издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1880-1882: в 4 т. - Т. 1. - С. 600.

4 Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. - Москва: Аделант, 2014. - С. 170.

5 Словарь русского языка: в 4 т. / РАН, Ин-т лингви-стич. исследований; под ред. А. П. Евгеньева. - 4-е изд., стер. - Москва: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - Т. 1. -С. 599.

6 Даль В. И. Указ. соч. - С. 600.

7 Бажукова Ю. В., Дрозд А. О., Каплунов А. И. [и др.]. Административно-процессуальное право : учебник.

- 3-е издание, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. - С. 113.

внешними обстоятельствами, содержащими для гражданина неблагоприятный или негативный оттенок» [1, с. 69; 8, с. 12]. Мы разделяем мнение А. В. Савоськина, который приходит к выводу, что «категория волеизъявления вообще лишена какого-либо оценочного характера, а обращения, в первую очередь, являются способом реализации права, а уже во вторую - способом защиты» [10, с. 93]. Необходимо отметить, что в некоторых административных регламентах различных министерств и ведомств содержится раздел «Приём запроса (заявления), и документов, и (или) информации, которые необходимы для предоставления государственной услуги»8. Исходя из анализа вышеуказанных терминов, можно сделать вывод, что понятие «запрос» в рамках предоставления государственной или муниципальной услуги относится к такому виду обращений, как заявление (в части реализации его конституционных прав и свобод).

Результаты. Исследование слова «заявление» как языковой единицы показывает, что оно рассматривается в следующих основных значениях: 1) обращение лица в письменной форме, содержащее какую-либо информацию; 2) форма выражения требования, позиции; 3) официальное устное сообщение важной информации, сделанное управомоченным лицом.

Вместе с тем «заявление» - это юридический термин, который имеет строго определённое юридическое содержание. Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», под заявлением понимается «просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод

8 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по выдаче российского импортного сертификата: приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 19 сентября 2022 г. № 169 // СПС «Консультант плюс»; Об утверждении Административного регламента Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» по предоставлению государственной услуги по лицензированию космической деятельности: приказ Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» от 22 сентября 2022 г. № 340 ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Кон-сультантПлюс» : сайт. - URL : https://www.consultant.ru/sear ch/?q=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B 7+%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D 1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B D%D0%BE%D0%B9+%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF% D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0% BF%D0%BE+%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8 %D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D 0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C %D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+%C2%AB%D 0%A0%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B C%D0%BE%D1%81%C2%BB+%D0%BE%D1%82+22+%D1% 81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D 1%8F+2022+%D0%B3.+%E2%84%96+340 (дата обращения 12.02.2023).

других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц»9. Данная норма-дефиниция, исходя из юридического содержания понятия «заявление», позволяет выделить три его подвида.

Первый подвид заявлений - «просьба о содействии в реализации прав и свобод»10. Такие заявления содержат просьбу автора о выдаче предусмотренного законом документа, предполагают принятие конкретного решения в отношении заявителя или иного конкретного лица. Проведённое исследование корреспонденции, поступающей в органы внутренних дел, позволяет отнести к данному подвиду заявления о предоставлении различных видов отпусков, помощи в перемещении по службе, о выплатах денежных компенсаций, о приобретении гражданства Российской Федерации, статуса беженца, о вопросах миграционного и регистрационного учёта; о направлении на лечение, назначении пенсий; постановке на учёт и предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудником органов внутренних дел; о прекращении рассмотрения обращения и другие. Согласно справочной информации «О некоторых вопросах организации рассмотрения обращений», разработанной Департаментом делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее -ДДО МВД России), к данной тематике относятся ходатайства, поданные участниками уголовного процесса в рамках Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и другая корреспонденция, подпадающая под понятие «заявление», но рассмотрение которой предусмотрено иными нормативными правовыми актами. Следовательно, в качестве заявлений данного вида классифицируются обращения, которые предполагают позитивный характер: они инициируют реализацию предоставленных действующим законодательством прав заявителя.

Второй подвид заявлений - «сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов»11. С точки зрения юридической характеристики, указанный подвид заявления представляется универсальным. Законодатель

9 О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // [Электронный ресурс] // Доступ из справоч-но-правовой системы «КонсультантПлюс» : сайт. - URL : https://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения 12.02.2023).

10 Там же.

11 Там же.

не конкретизирует вид нарушения, не уточняет отраслевую принадлежность и не указывает субъектный состав. Вышеуказанные критерии позволяют отнести к данному подвиду как преступление и административное правонарушение, так и дисциплинарный проступок. Они могут быть совершены гражданами Российской Федерации, специальными субъектами и иностранными гражданами.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», заявления данного подвида могут содержать информацию о преступлении, административном правонарушении, происшествии12. Термин «происшествие» раскрывается в подпункте 3 пункта 1 статьи 2 приказа МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» и представляет «заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения»13.

Проведённое исследование корреспонденции, поступающей в органы внутренних дел, позволяет отнести к данному подвиду заявления о фактах нарушения законодательства в различных сферах (нарушение правил парковки автотранспорта, распитие алкогольных напитков в общественных местах, массовые беспорядки, бытовые конфликты, противоправная деятельность коллекторских агентств, нарушение общественного порядка при проведении спортивных мероприятий, нарушение паспортного режима); уведомления о склонении к совершению коррупционных правонарушений, заявления по вопросам санитарно-эпидемиологического обеспечения и иного законодательства, регламентирующего прохождение службы в си-

12 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-пра-вовой системы «КонсультантПлюс» : сайт. - URL : https:// www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения 12.02.2023).

13 Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях : приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс» : сайт. - URL : https://www.consuItant.ru/document/ cons_doc_LAW_170872/(дата обращения 12.02.2023).

стеме МВД России. В летний период в областных подразделениях увеличивается количество заявлений от членов садоводческих некоммерческих товариществ, связанных с нарушениями тишины в позднее время суток, несогласием в определении границ участка. Вследствие активной застройки жилмассива в некоторых районах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, увеличения количества проживающих там граждан подаются заявления о нарушении общественного порядка, бытовых конфликтах, нарушениях правил парковки на придомовых территориях. В справочной информации «О некоторых вопросах организации рассмотрения обращений», разработанной ДДО МВД России, подчёркивается, что указанные заявления могут включать в себя изложенные автором сведения о существовании организованных преступных группировок и сообществ, описание их предполагаемой деятельности, о возможности преступной деятельности отдельных физических и юридических лиц. Мы приходим к выводу, что особенностью указанного подвида заявления в первую очередь является наличие фактов нарушения законодательно закреплённых запретов. Кроме того, под этот вид заявлений подпадает «неисполнение предписаний (невыполнение обязанностей), которое можно квалифицировать как нарушение законов» [7, с. 638].

Третий подвид заявлений - «сообщение о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц»14. Слово «недостаток», согласно Словарю русского языка Института лингвистических исследований Российской академии наук, определяется как: 1) отсутствие кого-, чего-либо в нужном, достаточном количестве; 2) какое-либо несовершенство, недочёт15. Под «критикой деятельности» понимается «обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и выправить недостатки»16.

Сборник методических рекомендаций и документов, разработанный Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, предлагает под «сообщением о недостатках в работе» подразумевать «выявление нежелательных ка-

14 О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справоч-но-правовой системы «КонсультантПлюс» : сайт. - URL : https://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения 12.02.2023).

15 Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистических исследований. - 4-е изд., стер. - Москва: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - Т. 2. К-О. - С. 439.

16 Там же. - С. 130-131.

честв, изъянов в работе, недочётов»17, а также конкретных нарушений со стороны государственных органов или их должностных лиц. Выявление недостатков в работе государственных органов или должностных лиц является материалом, основой для критики деятельности, её первым этапом, где автор обращения выражает своё негативное отношение к ситуации, факту, выявленному недостатку, обосновывает свою точку зрения, обсуждает недостатки. В сборнике указано, что критика деятельности включает в себя более широкий спектр составляющих: цель, средства, результат и сам процесс (работу). С учётом понимания этих терминов под данный подвид заявлений подпадают заявления о неоказании помощи гражданам; об отсутствии сведений на портале «Госуслуг» и сайте Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России об уплате штрафов за нарушение правил дорожного движения; о плохом состоянии проезжей части; об отсутствии должной реакции сотрудников по различным фактам нарушений, выявленных гражданами, и, соответственно, о негативном опыте общения с сотрудниками и т. д. В основном заявления данного подвида классифицируются в зависимости от подразделения, в котором автор видит недостатки. Отнесение заявлений к данному подвиду предполагает отсутствие решения, принятого в отношении самого заявителя или иного конкретного лица. В данном случае речь идёт о ненадлежащем исполнении предписаний, которые не подпадают под нарушение законов: «в основе лежит недобросовестное или некачественное исполнение обязанностей, то есть предписаний (условия, не соответствующие устоявшимся представлениям об организации приёма граждан, о комфортном нахождении в органе власти)» [7, с. 639].

Доктринальные (научные) определения понятия «заявление» встречаются редко18, в основном определения данного термина опираются на норму-дефиницию, закреплённую в законе [3, с. 160; 4, с. 31; 5, с. 23; 6, с. 179; 9, с. 69]. К при-

17 Сборник Методических рекомендаций и документов, в том числе в электронном виде, по работе с обращениями и запросами российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в приёмных Президента Российской Федерации, в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и иных организациях, на которые возложено осуществление публично значимых функций (утвержден подпунктом 4.1. пункта 4 решения рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по координации и оценке работы с обращениями граждан и организаций (протокол заседания № 15 от 20 сентября 2018 г.)) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» : сайт. - URL : https://base. garant.ru/72277444/#friends (дата обращения 12.02.2023).

18 Маслов Б. В. Институт обращений граждан в административном праве: aвтореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2008. - С. 22.

меру, К. А. Терентьева, дублируя закон, пишет, что «заявление реализуется в форме просьбы заявителя-гражданина об оказании содействия в осуществлении его прав и свобод или сообщения о нарушении нормативных правовых актов, недостатках в работе органов власти или отдельных должностных лиц» [15, с. 380].

В учебной литературе отмечается, что в норме-дефиниции, раскрывающей содержание заявления, запрограммирован тот юридический результат, на достижение которого рассчитывает заявитель19. Аналогичной позиции придерживается Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций.

Для классификации видов заявлений, предполагающих их рассмотрение сотрудниками системы МВД России, считаем целесообразным взять за основу разработанный В. Д. Сорокиным методологический подход об элементах единого метода правового регулирования и производных от них типах правового регулирования [13, с. 45]. Этот подход вытекает из утверждения, что «в правовом регулировании существуют всего три первичных способа воздействия на ... отношения со стороны социальных управленческих систем, а именно: дозволение, предписание или запрет» [14, с. 98]. По мнению А. И. Каплу-нова, «наименования типов метода правового регулирования в этой теоретической конструкции получили соответствующую отраслевую привязку, поскольку именно в этих отраслях данные типы метода материально-правового регулирования (путем дозволений, предписаний, запретов) являются доминирующими и проявляются наиболее ярко и рельефно» [2, с. 265]. В конечном счёте В. Д. Сорокин выделяет три типа правового регулирования: «гражданско-правовой, в котором доминируют дозволения; административно-правовой (доминируют предписания) и уголовно-правовой, где доминируют запреты» [12, с. 116-117; 14, с. 156].

Анализ содержания заявлений с точки зрения элементов единого метода правового регулирования и производных от них типов правового регулирования позволяет разделить поступающие в органы внутренних дел заявления на следующие три основные группы:

19 Административно-процессуальное право: учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. И. Каплунова. - 2-е издание, перераб. и доп. / Изд-во СПб ун-та МВД России. -Санкт-Петербург: ООО «Р-КОПИ», 2017. - С. 85.

1) направленные на реализацию дозволений (то есть содержащие просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц);

2) связанные с нарушением запретов и неисполнением предписаний, установленных законом (то есть те, в которых содержится информация о нарушении законов и иных нормативных правовых актов);

3) указывающие на недобросовестное или некачественное исполнение предписаний (то есть содержащие информацию «о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критику деятельности указанных органов и должностных лиц») [7, с. 640].

Положенный в основу данной классификации методологический подход позволяет глубже уяснить юридическую природу поступающих в органы внутренних дел заявлений и разработать наиболее эффективный процессуальный порядок их рассмотрения и разрешения.

Заключение. На основе вышесказанного можно сделать следующие обобщающие выводы.

1. Заявление представляет собой: 1) обращение лица с какой-либо информацией в письменной форме; 2) форму выражения волеизъявления - требования, позиции; 3) официальное устное сообщение, сделанное управомоченным лицом.

2. С точки зрения элементов единого метода правового регулирования поступающие в органы внутренних дел заявления по юридическому содержанию можно разделить на три группы: 1) направленные на реализацию дозволений, 2) связанные с нарушением запретов и 3) обусловленные недобросовестным или некачественным исполнением предписаний.

3. С учётом избранного методологического подхода заявление представляет собой вид обращения, направленный на реализацию дозволений и содержащий просьбу гражданина о реализации его конституционных прав и свобод; либо связанный с нарушением запретов или неисполнением предписаний и содержащий сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, либо обусловленный недобросовестным или некачественным исполнением предписаний и содержащий сообщение о недостатках в работе органов публичной власти и их должностных лиц либо критику их деятельности.

Список литературы

1. Женетль С. З. Теоретический анализ основных положений Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Административное право. - 2008. -№ 4. - С. 62-71.

2. Каплунов А. И. Современные подходы к пониманию административного процесса как результат и основа развития отечественного административно-процессуального законодательства // Сибирское юридическое обозрение. - 2021. - Т. 18. - № 3. - С. 261-276.

3. Капранова Ю. В. Конституционно-правовой институт обращений граждан: отдельные вопросы теории // Юристъ-Правоведъ. - 2018. - № 2 (85). - С. 158-164.

4. Краснорудская М. В., Москалец А. П. Порядок подачи заявлений, писем, жалоб, их рассмотрения и разрешения. - Вып. 1. - Москва: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, 2000. - 44 с.

5. Малявкина Н. В., Алексикова О. Е. Особенности реализации конституционного права граждан Российской Федерации на обращение в органы публичной власти // Вестник Поволжского института управления. - 2019. - Т. 19. - № 2. - С. 20-29.

6. Маркина Э. В. Актуальные вопросы по порядку рассмотрения обращений граждан Российской Федерации с учетом Приказа МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 5. - С. 178-182.

7. Маякова Е. О. Заявление как вид обращения по административному законодательству: понятие и подвиды / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения) : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24 марта 2023 года / под общей редакцией А. И. Каплунова, сост.: А. И. Каплунов, А. О. Дрозд, Н. М. Крамаренко, Э. Х. Мамедов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. - С. 637-642.

8. Нилов Д. Г. Обращения граждан: понятие и виды // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. - 2010. - № 3. - С. 12-18.

9. Пылин С. В. Проблемы правового обеспечения порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2010. - № 2 (111). - С. 66-70.

10. Савоськин А. В. «Обращения граждан» как правовая категория // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, - 2017. - Т. 17. - Вып. 3. - С. 85-99.

11. Савоськин А. В. Проблемы нормативного регулирования обращений граждан, групп граждан и организаций // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2014. -№ 4 (29). - С. 42-48.

12. Сорокин В. Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. - Москва: Юридическая литература, 1976. - 143 с.

13. Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2000. - № 4 (231). - С. 34-45.

14. Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). - Санкт-Петербург: Юридический Центр Пресс, 2003. - 661 с.

15. Терентьева К. А. Эффективность института заявления граждан в системе обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан / Право и правопорядок в фокусе научных исследований : сборник научных трудов / под общей редакцией С. Е. Туркулец, Е. В. Листопадовой. - Вып. 1. - Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2020. - С. 378-383.

References

1. Zhenetl' S. Z. Teoreticheskiy analiz osnovnykh polozheniy Federal'nogo zakona «O poryadke rassmotreniya obrashcheniy grazhdan Rossiyskoy Federatsii» // Administrativnoye pravo. - 2008. - № 4. -S. 62-71.

2. Kaplunov A. I. Sovremennyie podhodyi k ponimaniyu administrativnogo protsessa kak rezultat i osnova razvitiya otechestvennogo administrativno-protsessualnogo zakonodatelstva // Sibirskoe yuridicheskoe obozrenie. - 2021. - T. 18. - № 3. - S. 261-276.

3. Kapranova Yu. V. Konstitutsionno-pravovoy institut obrashcheniy grazhdan: otdel'nyye voprosy teorii // Yurist»-Pravoved». - 2018. - № 2 (85). - S. 158-164.

4. Krasnorudskaya M. V, Moskalets A. P. Poryadok podachi zayavleniy, pisem, zhalob, ikh rassmotreniya i razresheniya. - Vyp. 1. - Moskva: Vserossiyskiy nauchno-issledovatel'skiy institut po problemam grazhdanskoy oborony i chrezvychaynykh situatsiy MCHS Rossii, 2000. - 44 s.

5. Malyavkina N. V., Aleksikova O. Ye. Osobennosti realizatsii konstitutsionnogo prava grazhdan Rossiyskoy Federatsii na obrashcheniye v organy publichnoy vlasti // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. - 2019. - T. 19. - № 2. - S. 20-29.

6. Markina E. V. Aktual'nyye voprosy po poryadku rassmotreniya obrashcheniy grazhdan Rossiyskoy Federatsii s uchetom Prikaza MVD Rossii ot 12 sentyabrya 2013 g. № 707 // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2016. - № 5. - S. 178-182.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Mayakova Ye. O. Zayavleniye kak vid obrashcheniya po administrativnomu zakonodatel'stvu: ponyatiye i podvidy / Aktual'nyye problemy administrativnogo i administrativno-protsessual'nogo prava (Sorokinskiye chteniya) : sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 24 marta 2023 goda / pod obshchey redaktsiyey A. I. Kaplunova, sost.: A. I. Kaplunov, A. O. Drozd, N. M. Kramarenko, E. Kh. Mamedov. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2023. - S. 637-642.

8. Nilov D. G. Obrashcheniya grazhdan: ponyatiye i vidy // Problemy ukrepleniya zakonnosti i pravoporyadka: nauka, praktika, tendentsii. - 2010. - № 3. - S. 12-18.

9. Pylin S. V. Problemy pravovogo obespecheniya poryadka rassmotreniya predlozheniy, zayavleniy i zhalob grazhdan // Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki. - 2010. - № 2 (111). - S. 66-70.

10. Savos'kin A. V. «Obrashcheniya grazhdan» kak pravovaya kategoriya // Nauchnyy yezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk, - 2017. - T. 17. - Vyp. 3. - S. 85-99.

11. Savos'kin A. V. Problemy normativnogo regulirovaniya obrashcheniy grazhdan, grupp grazhdan i organizatsiy // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. - 2014. - № 4 (29). - S. 42-48.

12. Sorokin V. D. Metod pravovogo regulirovaniya. Teoreticheskiye problemy. - Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1976. - 143 s.

13. Sorokin V. D. Pravovoye regulirovaniye: predmet, metod, protsess // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Pravovedeniye. - 2000. - № 4 (231). - S. 34-45.

14. Sorokin V. D. Pravovoye regulirovaniye: predmet, metod, protsess (makrouroven'). - Sankt-Peterburg: Yuridicheskiy Tsentr Press, 2003. - 661 s.

15. Terent'yeva K. A. Effektivnost' instituta zayavleniya grazhdan v sisteme obespecheniya i zashchity prav i zakonnykh interesov grazhdan / Pravo i pravoporyadok v fokuse nauchnykh issledovaniy : sbornik nauchnykh trudov / pod obshchey redaktsiyey S. Ye. Turkulets, Ye. V. Listopadovoy. - Vyp. 1. - Khabarovsk: Dal'nevostochnyy gosudarstvennyy universitet putey soobshcheniya, 2020. - S. 378-383.

Статья поступила в редакцию 09.03.2023; одобрена после рецензирования 17.05.2023; принята к публикации 06.06.2023.

The article was submitted March 09, 2023; approved after reviewing May 17, 2023; accepted for publication June 6, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.