Научная статья на тему 'О понятии «Толерантность» и ее видах'

О понятии «Толерантность» и ее видах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11080
1477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ. / TOLERANCE / NON-TOLERANCE / TYPES OF TOLERANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жмырова Е. Ю.

Рассмотрены основные аспекты понятия «толерантность», предпринята попытка дать определение понятия «толерантность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Notion of «Tolerance»

The notion of "tolerance' hasn't been defined clearly yet. It covers a variety of aspects. The paper deals with the main ones. Attempt to give the definition to the notion of "tolerance" has been made

Текст научной работы на тему «О понятии «Толерантность» и ее видах»

ББК С 524.251

О ПОНЯТИИ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» И ЕЕ ВИДАХ Е.Ю. Жмырова

Кафедра социальной работы,

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: виды толерантности; интолерантность; толерантность.

Аннотация: Рассмотрены основные аспекты понятия «толерантность», предпринята попытка дать определение понятия «толерантность».

В научной литературе чаще всего понятие «толерантность» характеризуют как терпимость. В частности терпимость к иным убеждениям, мнениям, взглядам. Однако, как отмечает С.К. Бондырева [1], до сих пор понятие толерантности остается крайне неопределенным, отсутствуют жестко отобранные его общепризнанные характеристики, оно не дифференцировано, научно не обосновано по уровням, по формам проявления и по отношению ко многим близким по смысловой нагрузке терминам. Толерантность - это многоаспектное понятие, и далеко не все эти аспекты разработаны в достаточной мере полно.

Рассмотрим основные аспекты данного понятия. Основываясь на научной литературе, мы выделили девять видов толерантности (интолерантности) по объектам, к которым проявляется нетерпимость:

- толерантность к другим взглядам, идеям, мнениям (интеллектуальная);

- к другому этносу (этническая);

- к другой вере (конфессиональная);

- к другой культуре (межкультурная);

- к другому полу (гендерная);

- к другой сексуальной ориентации (сексуальная);

- к другому состоянию здоровья (медицинская);

- к другому возрасту (возрастная);

- к другой социальной группе / страте (классовая).

Кратко охарактеризуем эти виды.

Под интеллектуальной толерантностью мы понимаем терпимое и уважительное отношение к другим взглядам, идеям, мнениям. Интеллектуальная инто-лерантность может проявляться в непосредственном межличностном взаимодействии и общении, а также опосредованно, например, нетерпимость читателей и критиков по отношению к литературным сочинениям, кинофильмам и т. д. Интеллектуальная толерантность на межличностном уровне означает понимание естественности и неизбежности различий между людьми, готовность и способность к диалогу, уважение права каждого на свою точку зрения. В основе такой толерантности - общая культура человека, его духовность, способность сопереживать, чувствовать и понимать других людей. С психологической точки зрения такая то-

лерантность, прежде всего, предполагает отсутствие у человека авторитарного синдрома, то есть эгоцентрических претензий на «последние истины», упрощенного, «линейного» мышления, «черно-белого» восприятия, склонности к агрессивному поведению и т. д. От того, насколько толерантны собеседники, зависит культура ведения диалога, дискуссии, полемики. Однако стоит отметить, что у интеллектуальной толерантности обязательно должна быть граница. Нельзя терпимо относится к человеконенавистническим идеям. Критерием для интеллектуальной толерантности должна быть гуманность, уважение к человеческой личности.

Этническая или межнациональная толерантность - это терпимое и уважительное отношение носителя какой-либо национальности к другим расам и этносам, их менталитету, национальным языкам, культурам, поведению, внешности. В то же время межнациональная толерантность является неразрывной составной частью национального самосознания в целом, так как, являясь формой проявления отношения конкретной личности, она не может существовать абстрактно, без реального носителя - субъекта национальных и межнациональных отношений. Мы разделяем точку зрения уфимского педагога З.Ф. Мубиновой [3], которая понимает межнациональную толерантность как системную совокупность психологических установок, чувств, определенного набора знаний и общественноправовых норм (выраженных через закон или традиции), а также мировоззренческо-поведенческих ориентаций, которые предполагают терпимое, принимающее отношение представителей какой-либо одной национальности (в том числе - на личностном уровне) к другим, инонациональным явлениям (языку, культуре, обычаям, нормам поведения и т.д.). Межнациональная толерантность, как явление, гораздо шире, чем просто терпимое отношение. В смысл понятия этнической толерантности входят, наряду с просто терпимым отношением, принципы общечеловеческой морали, предполагающие уважение и обязательное соблюдение прав всех народов мира; осознание единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур; широкие знания о языках, культурах и истории различных народов, в особенности тех, с которыми осуществляется непосредственный контакт.

Под религиозной (конфессиональной) толерантностью мы понимаем позитивное и уважительное отношение к представителям иных конфессий, проявление веротерпимости. Именно сегодня человечество особенно остро осознало потребность в веротерпимости. Объясняется это множественностью и неопределенностью трактовок духовности, сложностью достижения взаимного согласия между народами, отсутствием единой общенародной цели. Это не позволяет успешно решать задачи не только духовной, но и любой другой безопасности человека, приводит к конфликтам религий и людей, трудностям в управлении государством, религиозному национализму, выражающемуся в вытеснении некоренного населения с территории господствующей религии или нации.

Межкультурная толерантность и интолерантность проявляются во взаимодействии представителей различных культур на уровне субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. В то же время межкультурная толерантность рассматривается как одна из стратегических линий национально-культурного образования. Формирование межкультурной толерантности опирается на основные закономерности коммуникативной деятельности представителей разных культур. Многие исследователи данной проблемы считают, что сформировать толерантность можно средствами поликультурного обучения и воспитания. Знание культур другого народа, другой страны облегчает межкультурное общение. В то же время, общение возможно тогда, когда человек является полноценным носителем своей родной культуры. Поэтому необходимо отметить, что для межкультурной толерантности характерна первичность родной культуры и вторичность неродной.

Вопрос гендерной толерантности особенно остро встал на пороге третьего тысячелетия. Несмотря на глубокое проникновение в сознание людей идей равноправия мужчин и женщин, до сих пор наблюдается гендерная асимметрия в политике, экономике, образовании, в духовной и культурной жизни общества, а также в семейных отношениях. Стереотипы поведения мужчин и женщин непоследовательны и противоречивы. Они представляют собой конгломерат традиционных и эгалитарных взглядов. Можно предположить, что в системе представлений людей о социальных ролях мужчин и женщин эти стереотипы относятся к числу консервативных, наименее гибких, трудно поддающихся изменению.

Говоря о сексуальной толерантности, мы подразумеваем отношение к людям, имеющим альтернативное сексуальное развитие и называемым сегодня в российском обществе сексуальными меньшинствами. На западе, когда речь идет о нетерпимости к этой категории, чаще употребляются термины «сексизм» или «гомофобия». Эти понятия относят к разновидности ксенофобии, которая проявляется в ненависти и дискриминации гомосексуалов (лесбиянок, геев), транссексуалов, а также бисексуалов. В российском обществе продолжает доминировать культурная гомофобия, проявляющаяся в избиениях, оскорблениях, дискриминации при приеме на работу, выборе места жительства теми людьми, чья ориентация отличается от доминирующей. Общество продолжает подвергать их остракизму, навешивая на них ярлыки, не принимает их в свою среду.

Под медицинской толерантностью мы понимаем терпимость по отношению к людям, имеющим физические недостатки или психические расстройства. Эта категория граждан нередко дискриминируется, воспринимается как неполноценная и оказывается в социальной изоляции. Нередко люди с ограниченными возможностями сталкиваются с таким явлением, как стигматизация. Стигматизация - это негативное выделение обществом индивидуума (или социальной группы) по какому-либо признаку с последующим стереотипным набором социальных реакций на данного индивидуума (или представителей данной социальной группы). Стигматизация проявляется как предубеждение в обществе против больных, порождающее негативные стереотипы, искаженные и невежественные представления о природе заболеваний и ведущее, в конечном счете, к дискриминации носителей «стигмы», вытеснению их из сообщества здоровых людей.

Мы считаем, что в смысл понятия «межвозрастная толерантность» входят, наряду с просто терпимым отношением к людям другой возрастной категории, принципы и нормы общечеловеческой морали. В России исследовать возрастную толерантность начали совсем недавно. А на западе этой проблемой занимаются уже более 50-ти лет. Для обозначения стереотипов, предрассудков и дискриминации по возрастному признаку за границей используется термин «эйджизм». Чаще всего под эйджизмом понимают интолерантность по отношению к пожилым людям. Как отмечает Т. Нельсон [4], в американском обществе пожилой возраст воспринимается фактически как синоним снижения и потери физических и психических способностей. Стереотипы по отношению к пожилым людям внушают, что такой человек утомлен, медлителен, болен, забывчив, не осведомлен, изолирован и непродуктивен. Эйджизм - одна из самых незаметных и социально допускаемых форм предрассудков. В России также употребляется термин геронтофобия, под которой понимают неприятие старых людей вообще и собственной старости в частности.

Понятие классовая толерантность возникло на почве социального неравенства. Российскому обществу досталось противоречивое историческое наследие. С одной стороны, идеология непримиримой классовой борьбы, диктатуры пролетариата, нетерпимости к инакомыслию, индивидуализму, приоритет ценности го-

сударства, противопоставления себя другому обществу, с другой - декларирование сотрудничества: «Человек человеку - друг, товарищ и брат», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и т.д.

Впервые исследования на тему расслоения общества (больше социологические, нежели психологические и педагогические) были проведены в нашей стране в 90-х годах ХХ века во времена «перестройки». Говоря о сегрегации, ненависти, основанной на социально-культурном происхождении людей, употребляют также термин «классизм». Классовая интолерантность порождает противоречия и предубеждения между богатыми и бедными, городским и сельским населением, центром и провинцией. Как правило, эти противоречия не ведут к организованным классовым боям, но способствуют отдалению богатых и бедных друг от друга, формированию высокомерного отношения у одних и чувства неполноценности, ущербности у других. Демократичное общество предполагает толерантные взаимоотношения между различными слоями населения. Однако полной гармонии здесь, конечно же, быть не может, так как в любом обществе существует реальная несправедливость, да и простая человеческая зависть.

Мы рассмотрели девять видов толерантности и интолерантности, наиболее часто встречающихся в научной литературе. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что все эти типы имеют одно общее. Независимо от того, к какому индивиду, группе людей, социуму и по какой причине проявляется нетерпимость, значение термина «толерантность» в целом не меняется. Толерантность остается терпимостью к другим, к «инаким», к тем, кто отличается по тем или иным параметрам (не важно по каким - интеллектуальным, этническим, религиозным, культурным, возрастным, имущественным, медико-биологическим и др.).

Мы предлагаем такое определение: толерантность - это морально нравственное качество личности, способность индивида принимать «инаких» во всем их многообразии, признавать индивидуальность других, уважать чужие убеждения, мнения, взгляды, образ жизни, независимо от физического состояния людей, национальности, вероисповедания, пола, возраста, социального статуса, сексуальной ориентации.

Стоит отметить, что толерантность - это не беспринципность, не просто способность со всем ужиться и все принять. Это активная и осознанная позиция индивида. Снисходительное отношение к своеобразию и слабостям ближних, пассивное созерцание происходящих процессов и явлений нельзя назвать толерантностью. Толерантность - это способность активно защищать права человека, в достойной форме выражать протест против любых форм дискриминации. Задача современной педагогики не просто научить ребенка уважать «инаких» и выработать общую установку на принятие других, а сформировать такое качество его личности, которое можно обозначить как активная толерантность индивида.

Список литературы

1. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М. : Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО МОДЭК, 2003. - 240 с.

2. Коцюбинский, А.П. Стигматизация и дестигматизация при психических заболеваниях / А.П. Коцюбинский, Б.Г. Бутома, В.В. Зайцев // Социальная и клиническая психиатрия . - 1999. - Т.9, вып. 3. - С. 9-13.

3. Мубинова, З.Ф. Воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности в процессе преподавания обществоведческих наук в многона-

циональной городской школе: на примере школ Республики Башкортостан /

З.Ф. Мубинова - Уфа, 1998. - 191 с.

4. Нельсон, Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения / Т. Нельсон. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.

To the Notion of “Tolerance”

E.Yu. Zhmyrova

Tambov State University after G.R. Derzhavin

Key words and phrases: tolerance; non-tolerance; types of tolerance.

Abstract: The notion of “tolerance’ hasn’t been defined clearly yet. It covers a variety of aspects. The paper deals with the main ones. Attempt to give the definition to the notion of “tolerance” has been made.

Uber den Begriff “Duldsamkeit” und ihre Arten

Zusammenfassung: Es sind die Hauptaspekte des Begriffs “Duldsamkeit” betrachtet. Еs ist den Versuch unternommen, die Bestimmung des Begriffes “Duldsamkeit” zu geben.

Sur la notion «tolerance» et ses types

Resume: Sont examines les aspects essentiels de la notion «tolerance», est realisee une tentative de donner une definition de la notion «tolerance».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.