Научная статья на тему 'О понятии правовой социализации студентов как педагогической проблемы'

О понятии правовой социализации студентов как педагогической проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
907
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИ/ АЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНДИВИД / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махрова Елена Игоревна

В статье на основе анализа представлены различные подходы к изучению понятия право/ вой социализации студентов как педагогической проблемы. Автор рассмотрел современное понимание процесса социализации как междисциплинарного явления. Его специфика опреде/ ляется особенностями развития правовой культуры в современном российском обществе. Вуз осуществляет подготовку специалистов как носителей профессиональных знаний, являясь про/ странством социализации, в процессе которой студенты впервые получают профессиональ/ ное образование и воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О понятии правовой социализации студентов как педагогической проблемы»

Махрова Е.И.

Оренбургский Государственный Университет E-mail: mahrova24@mail.ru

О ПОНЯТИИ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

В статье на основе анализа представлены различные подходы к изучению понятия правовой социализации студентов как педагогической проблемы. Автор рассмотрел современное понимание процесса социализации как междисциплинарного явления. Его специфика определяется особенностями развития правовой культуры в современном российском обществе. Вуз осуществляет подготовку специалистов как носителей профессиональных знаний, являясь пространством социализации, в процессе которой студенты впервые получают профессиональное образование и воспитание.

Ключевые слова: социализация, правовая культура, личность, обучение, воспитание, социальный процесс, индивид, студент.

Исследование процесса социализации составляет, на наш взгляд, одну из вечных задач педагогики, социологии, психологии, философии. Эта закономерность проистекает из нескольких важных обстоятельств. Для того чтобы раскрыть значение понятия «правовая социализация студентов университета» необходимо рассмотреть все возможные значения понятия социализации.

Понятие социализация исследуется с разных точек зрения. Исследование социализации имеет междисциплинарный характер, так как изучается по самым различным направлениям

- это философия, социология, психология и педагогика. Социализация - это явление, процесс, под воздействием которого человек усваивает правила, нормы принятые в окружающем его обществе, формирует собственное «Я», проявляя свою индивидуальность.

Изучение идеи социализации личности начинается в науке с конца XIX века, а к 70-м годам XX века эта проблема стала одной из самых популярных в изучении человеческого сознания. Следствием этого является достаточно большое количество подходов к исследованию проблемы социализации. Не смотря на такое разнообразие подходов, многочисленные концепции социализации придерживаются одного из двух направлений.

Сторонниками первого подхода являются

Э. Дюркгейм, Р. Дж. Хевигхерст, Т. Парсонс. Подход характеризуется пассивной позицией человека в процессе социализации, в свою очередь социализация представляется как способ, метод его адаптации к обществу, окружающему миру, непосредственно влияющих на человека (т. е. субъектно-объектный подход).

Второй подход предполагает, что человек активно вливается в процесс социализации, не ограничиваясь только адаптацией к окружающей действительности, но при этом оказывает воздействие, влияет на свою жизнь (т. е. субъект-субъектный подход). Представителями данного подхода являлись Дж. Мид, У. И. Томас.

Рассмотрим некоторые мнения на проблему социализации зарубежных ученных - исследователей.

Эмиль Дюркгейм в своих работах рассматривал понятие «социализация» в соотношении, в единстве с понятием «воспитание». Воспитание согласно Дюркгейму представляет собой, «методическую социализацию молодого поколения». В процессе социализации Э.Дюркгейм видел определяющую роль общества, имеющего приоритет перед человеком.

Иной точки зрения придерживается Тол-котт Парсонс. Согласно Т. Парсонсу процесс социализации личности происходит через восприятие человеком общечеловеческих ценностей, символов культур, благодаря чему происходит приобщение к современным знаниям. Особое значение при этом приобретает система образования как институт социализации.

Теория социализации личности Чарльза Кули основана на том, что именно в процессе соприкосновения, изучения, познания человеком окружающей реальности формируется личность, индивид создает свое «я». Общение является основанием для формирования социальных качеств, которое происходит под воздействием институтов социализации.

Американский психолог и социолог Ч. Кули в своих исследованиях говорил о том, что про-

цесс социализации личности является достаточно длительным и трудоемким, и не может реализоваться без взаимодействия с другими людьми. Ч. Кули пришел к выводу о том, что формирование собственного «Я» зависит от мнений, поступков и действий других людей с которыми данный человек вступает в контакт.

Ч. Кули выделил три составляющего понятия зеркальное «Я»: 1) наше понимание и восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши ощущения, мысли по поводу их мнения. Таким образом, в нашем сознании происходит построение образа социального «Я». В зависимости от того какую оценку нашим действиям, поступкам дает окружение, складываются характеристики и оценки нашим действиям, умениям, талантам и способностям, может изменяться восприятие человека своих действий, но это не является константой в обществе, факты асоциального поведения имеют место быть.

Можно сказать и о том, что зеркальное «Я» не отражает всей реальности происходящего. Зачастую это происходит потому, что человеку удобнее воспринимать приятную для него информацию, при этом она может не являться на сто процентов правдой, и не всегда мнения окружающих независимо и категорично, так как существует большая разница между тем, как люди оценивают других публично, и тем, что они действительно о них думают.

Концепция, разработанная Джорджем Мидом, дополняет теорию зеркального «Я» Чарльза Кули. Джордж Мид в своей теории рассматривает принцип процесса восприятия индивидом других людей и концепцию «обобщенного другого». Согласно данной концепции в определенной группе формируются ценности и стереотипы поведения, и индивид в процессе взаимодействия с данной группой примеряет на себя данные стереотипы. Человек общаясь в группе встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», при этом он оценивает свое поведение во взаимосвязи с другими индивидами и видит их реакцию, т. е. примеряет различные роли. Отрицательная сторона данного явления заключается зачастую в невозможности восприятия и применении к себе других ролей, что наблюдается в молодежной среде.

Общество развивается и совершает поступательное движение под воздействием социального «я», которое возникает из социального опыта, считал Дж. Мид. Согласно Дж. Мид формирование «я» у человека непосредственно связано с социальным процессом, происходящим внутри индивида..

Эти идеи легли в основу осознания процесса социализации студентов в высшем учебном заведении как субъект - объектного влияния и субъект -субъектного взаимодействия преподавателя и студента в педагогическом процессе.

А. Галлер разработал теорию «значимого другого». «Значимый другой» представляет для индивида, некий ориентир, пример или образец, мнение которого для индивида имеет важное значение, чьи указания он принимает, что оказывает немалое влияние на формирования собственного «Я», формируя, таким образом, определенные ценностные ориентации. Зачастую такими «значимыми другими» являются родители, педагоги, старшие товарищи, артисты, спортсмены, в зависимости от стремлений и желаний человека и, примеряя эти роли, происходит социализация индивида..

Рассматривая процесс социализации как педагогическую проблему Н.Ф. Голованова, анализирует с педагогической точки зрения проблему процесса социализации, основываясь на пяти подходах:

- «социологический подход»: социализация рассматривается как передача культуры, знаний накопленных и переходящий из поколения в поколение.

- «факторно - институционный»: социализация рассматривается не как четко выстроенная система, а как совокупность действия факторов, институтов социализации;

- «интериоризационный» подход: цель социализации заключается в освоении индивидуума ценностей, норм, принципы, устои, выработанные и принятых в обществе, на основе которых складывается система правил поведения.

- «интраиндивидуальный» подход: роль социализации не ограничивается адаптацией человека, с ее помощью личность раскрывает себя, творчески подходит к процессу самоорганизации [1, 73-74].

Множественность подходов к изучению понятия социализация указывает на сложность данного явления, его многогранность.

В педагогических трудах мы тоже не встретим однозначности в истолковании этого явления.

Американский психолог Ури Бронфенбрен-нер рассматривает социализацию как «совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества» [2, 274].

Для Н.И. Шевандрина «социализация -это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращение его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды...» [3, 98].

Согласно М.И. Шиловой «социализация -это процесс и результат взаимодействия индивидов в системе социальных отношений, воспроизводства опыта и культуры предшествующих поколений в процессе развития и саморазвития личности» [4,42]

М.И. Шилова в состав социализации включает: субъект, объект, цель, средства. М.И. Шилова указывает на то, что «цель включается во все средства социализации: декларируется в образовании, выражена в нормативных образцах, проявляется в качестве стимулов и регуляторов поведения» [4, 42-44].

Г.М. Андреева рассматривает социализацию как усвоение им социальных влияний, приобщение его к системе социальных связей и т.д

По мнению А.В. Мудрика социализация представляет собой «развитие и самореализацию человека на протяжении». А.В. Муд-рик выделяет 4 элемента определяющих это явление.

- во-первых, «стихийная социализация» -заключается во влиянии на человека обстоятельств, системы жизни, определяющаяся социально-экономическими и социокультурными реалиями;

- во-вторых, «относительно направленная социализация» - в данном случае изменения происходят под влиянием реализуемых государством задач для решения экономических, социальных, политических задач, которые влияют на изменение возможностей и тип развития определенных социально-профессиональных и возрастных групп;

- в-третьих, «относительно социально контролируемая социализация» - гармония создаваемая обществом и государством для развития личности;

- в - четвертых, «более или менее сознательное самоизменение человека», что подразумевает саморазвитие, самосовершенствование, саморазрушение, в зависимости от ценностной ориентации человека, обстоятельств в которых он находится [5, 67-71].

В данном случае эти элементы не стоит рассматривать по отдельности, они являются элементами единого целого, как в картине каждый последующий фрагмент дополняет предыдущий.

А.В. Мудрик указывает на то, что «социализация человека происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих то или иное влияние на него и требующих от него определенного поведения и определенной активности» [5,80].

Социализация личности не может проходить изолировано, она подвержена многочисленным факторам. Ученые в своих работах исследовали вопрос о том, какие факторы, возможно, влияют на процесс социализации.

Американский социолог Питирим Сорокин выделил три группы факторов влияющих на процесс социализации: «космическо-географическая», «биолого-физиологическая», «психологическая социализация».

А.В. Мудрик выделяет четыре группы факторов: мегафакторы (планета, мир); макрофакторы (страна, государство); мезафакторы (данный фактор включает в себя ряд характеристик определяющих непосредственно жизнь индивида: место где живет, национальность) и микрофакторы, такие как семья, религия, друзья [5, 90-92]. А.В. Мудрик строит иерархию социализирующих факторов от большего к меньшему. Социализация личности напрямую зависит от многих факторов, которые позволяют выделить социализацию целенаправленную и нецеленаправленную.

Значение целенаправленной социализации это формирование социализированной личности, способной адаптироваться в обществе, са-моразвивающейся.

В педагогике внимание зачастую акцентируется на социальной норме как средстве социализации. Социальная норма представляет собой общепринятое правило, образец поведения.

«Норма - неотъемлемый элемент культуры, представляющая собой систему социально-приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, традиций, по средством которых люди организуют свою жизнедеятельность» [1, 35-36].

Различают писанные и неписанные социальные нормы. Писаные нормы обязательны для их соблюдения, это нормы принятые государством (законы), различными социальными институтами. В отличие от них неписанные нормы, это зачастую правила поведения, опирающиеся на моральные устои, традиции, общественное мнение.

Под субъектом социализации понимается как социализируемый, так и социализирующий, т. е. субъект - субъектные отношения. Содержание социализации является понятие сложным, комплексным. При исследовании содержания социализации выделяют три фактора определяющих развитие личности: деятельность, общение, самосознание.

Многие американские социологи 40 - 60-х годов рассматривали социализацию только как процесс социальной адаптации человека, приспособления к правилам по которым живет общество. «В реальном процессе социализации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но и постигают науку создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир». В течение жизни человек находится в постоянном поиске нового вида деятельности, круга общения, меняются вкусы, установки, стремления и желания. Все это меняет и субъекта и окружающий его мир.

Общение является неразрывной связующей между индивидуумом и обществом, окружающим миром. Через общения происходит обмен знаниями, приобретение опыта, саморазвитие.

Согласно К. Марксу личность «не может быть искусственно отделена от деятельности, искусственно вырвана из совокупности диалектических отношений между индивидом и обществом, в жизни которого он участвует. Только благодаря этим сложным процессам совместной деятельности и взаимного общения личность становится для себя самой самосознанием».

Говоря о самосознании в процессе социализации, мы имеем в виду процесс трансформации человека в обществе, его взаимодействии с ним.

В результате этого у индивида складывается мнение о самом себе. Система установок направленных на самого себя, присущая каждому человеку представляет собой «Я - концепция».

В научной литературе встречаются различные подходы к изучению механизма социализации. У. Бронфенбреннер видел механизм социализации в приспособляемости человека к часто меняющимся условиям жизни. М.И. Шилова механизм социализации рассматривал как «систему взаимосвязи: с одной стороны индивид (внутренняя сторона системы), а с другой стороны -социализирующие факторы: семья, социальные институты, культура в целом (внешняя сторона системы)» [6,38]. Известный французский социолог и криминалист Габриэль Тард определял механизм социализации как подражание.

А.В. Мудрик обусловливал традиционный механизм социализации, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный [5, 83].

Традиционный механизм социализации включает те знания, правила, традиции которые человек усваивает дома, которые характерны для его окружения.

Стилизованный механизм связан с субкультурой, т. е. это характерные черты присущие людям определенного возраста, или профессии.

Социализирующий процесс каждой личности включает все эти механизмы, но соотношение роли механизмов социализации различно.

Люди, имеющие для нас большее значение, мнение которых для нас важно, являются для нас значимыми людьми. Межличностный механизм социализации реализуется при общении человека с важными, значимыми для него лицами.

Институциональный механизм социализации проявляется при взаимодействии человека с различными организациями, обществами социализирующими индивид целенаправленно или параллельно со своими основными функциями.

Рефлексивный механизм социализации представляет собой внутренний диалог человека, с помощью которого он дает оценки своим поступкам, действиям, может формироваться и изменяться[7, 129-130].

Важным фактором, влияющим на становление правового государства и развитие гражданского общества, является правовая социализация личности как неотъемлемой части общества, участвующей в разнообразных обществен-

ных отношениях. Начиная с 90-х годов ХХ века, Россия находится в состоянии постоянных перемен, реформ, нововведений, которые определили процесс кардинального изменения традиций, правил, устоев сложившихся в советском обществе во всех областях (социальная, политическая, экономическая, идеологическая жизнь). Столь резкое внедрение новых правил, изменяющих полностью сложившуюся за десятилетия систему, ввергли страну в тяжелый кризис, который затронул все сферы деятельности общества.

Правовая социализация личности подразумевает участие индивида в жизни общества на основе усвоения правовой культуры данного общества и формирования правового сознания индивида. События, происходившие в стране в этот период и их последствия, показали низкий уровень правовой культура среди населения. «Как только страна отказалась от тоталитарных методов правления и попыталась встать на путь правового государства. так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетиями царившее в нем пренебрежение к праву», - пишет в своей работе В.А. Туманов [8,52].

И.В. Тепляшин в своих работах говорит о том, что на сегодняшний день индивид не готов в полной мере участвовать в жизни государства, так как он не видит и не ощущает, что его роль имеет значения. Действительно многие относится с безразличием к происходящим процессам, т. е. с их стороны наблюдается гражданская пассивность. Но для построения правового общества основной составляющей является гражданская инициатива, активность каждого. По мнению И.В. Тепляшина «Правовая активность граждан определяется как энергичная деятельность в сфере права и правовых отношений» [9, 38]. Выделим характерные признаки для понятия правовая активность:

- свобода выбора стиля поведения в правовом поле. Согласно В.С. Нерсесянца «без свободных индивидов, без прав и свобод человека не возможно и само право как таковое. Ведь право как необходимая форма свободы вообще возможна и имеет смысл лишь при наличии свободных и независимых индивидов - субъектов права»;

- участие в реализации правотворческой деятельности государства, заключающейся в использовании своего субъективного права избирать и быть избранным;

- «правовая активность заключается в психологической готовности к реализации права на уровне сложившейся положительной установки». Социально активная личность должна быть нацелена на добровольное подчинение «требованиям позитивного права»;

- правовая активность взаимосвязана с «аксиологической направленностью права»;

- рост правовой активности неотделим от таких понятий как патриотизм, гражданская позиция, понятия которые в последнее время обесценились и потеряли своей вес в обществе [9].

Д.Л. Агранат в своей работе представляет правовую социализацию как «процесс, где у человека с одной стороны формируются нормативные представления, усваиваются правовые ценности и нормы, а с другой - происходит освоение навыков применение нормативов поведения в реальной жизни» [10, 212].

Сегодня российское общество стремиться жить, работать в стабильном государстве, где уважаются и соблюдаются законы, и это выражено в состоянии общественного сознания. Право представляет собой специфическую форму социального бытия людей и особый тип социального регулятора. Говоря о правосознании, подразумеваем систему общественных отношений, сфокусированных в поведении индивида. Сегодня для общества характерно явления массового правового нигилизма и бессилие правовых институтов. «Правосознание российского общества неоднородно, содержит противоречивые тенденции к становлению и поддержанию правопорядка и правового анархизма, доминирование неформальных, социальных норм на уровне межличностного взаимодействия». В российском обществе не сформирована система правовой социализации, усвоения и применения правовых норм в сознании и поведении людей. Осознание важности соблюдения законов, норм правового поведения возможно только в сильном правовом государстве. Но уровень правовой социализации, а точнее его отсутствие указывают на то, что право не представляет собой «непосредственную зависимость человека от человека, как меру его свободы и состоятельности». В сознании людей закрепилось понимание «неправовое» поведение и «неправовые» методы решения проблем.

В процессе правовой социализации происходит освоение правовых знаний, раскрытие понятия правомерное поведение. Значение поня-

тия правовая социализация не ограничивается развитием правил правового поведения, которые отвечают требованиям, предъявляемым к нему в обществе, но также и оказывает влияние на формирование ценностных понятий, ориентирующих личность на их соблюдение. Процесс правовой социализации личности заключается в ее участи в функционировании гражданского общества и государства. Но не всегда социализации несет только положительный эффект, зачастую происходит деградация личности, и вместо правомерного поведения мы может наблюдать асоциальные явления, правовой нигилизм и как результат - преступность.

Осуществляемая в рамках общей социализации, правовая социализация имеет определенные характерные черты присущие ей. А.В. Куликова выделяет несколько видов правовой социализации:

- социализация в процессе обучения -приобретение общих правовых знаний и усвоение норм;

- социализация через опыт; в данном случае процесс заключается в осмыслении собственных ошибок и поступков, но также и опыт окружающих людей;

- символическая социализация - заключается в собственных понятиях и представлениях человека о праве, законах и их применении [11, 40-43].

Исследования, проведенные Центром социологических исследований показывали, невысокий уровень правовой культуры молодежи в России. Говоря о важности соблюдения законов, но факт возможности нарушения их в каких-то ситуациях не отрицают, более того считают это реальностью наших дней [12, 300-335].

По мнению А.В. Куликовой в процессе обучения студента в вузе наибольшее влияние на формирование правовой культуры возможно как восприятие правовой культуры через обучение и через символическую социализацию. Приобретение правовых знаний осуществляется в рамках курса «Правоведение», который

читается на всех неюридических специальностях. В данном курсе рассматриваются такие базовые понятия как государство, нормативноправовой акт, закон, основы конституционного строя, понятие трудовых отношений (трудовой договор, заключение и расторжение трудового договора), что будет являться в дальнейшем неотъемлемой частью жизни каждого человека, а также в данном курсе рассматриваются основы уголовного, административного и семейного права. Но помимо освоения основным понятий и терминов, необходимо развитие в студентах «социологического подхода к анализу правовой действительности, где подчеркивается социальная обусловленность права, особое внимание уделяется социальным последствиям принятия правовых норм». [11, 41]

Значимость правовой социализации имеет тенденцию к возрастанию и в связи с рационализацией общественной и личной жизни в истории, и в контексте тяготения человечества к глобализации. В этих объективно складывающихся в истории условиях правовая социализация позволяет контролировать социальное взаимодействие и регулировать его развитие через совершенствование как самого права на международном и национальном уровнях, так и процессы правовой социализации личности. Сущностная особенность правовой социализации, ее отличие от других видов, например, моральной, состоит в гносеологическом основании. Приобщение к праву своим непременным и решающим условием имеет знание права. Таким образом, общество способно эффективно воздействовать на правовую социализацию, через организацию правового просвещение и правового образования. Данная способность становится особо ценной в современном высоко коммуникативном глобализованном мировом сообществе. В реализации указанной способности ведущее место отводится вузам, в стенах которых проходит социализацию все большее число молодых людей, а сами вузы развиваются в режиме сближения образовательных ценностей и целей.

14.02.2012

Список литературы:

1. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. - Оренбург: ОГУ, 2000-188с.

2. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. — Cambridge, Massachusetts & London: Harvard University Press, 1979. - 3G6 p.

3. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин.- Изд.2-е. -М.: Гуманит. изд. центр вЛаДОС, 2GG1. - 256 с.

4. Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. №5 2GG1. - С. 4G-45.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - Изд.7-е. - М.: Академия, 2GG9 -224с.

6. Шилова М.И. Конструирование образовательного процесса и среды воспитания нового поколения российских граждан (научное содержание проекта) // Научный ежегодник КГПУ. Красноярск: РИО КГПУ, 2000. - C. 265-270.

7. Дранкевич Е.Д., Захаров А.Г., Пережогин А.В. Интернет как фактор социализации школьников в условиях малого города / Е.Д. Дранкевич, А.Г. Захаров, А.В. Пережогин // Молодежный научный поиск / Отв. ред. Е.В.Гордиенко. Ч. 2. Красноярск: Изд-во Красноярск. гос. педаг. ун-та, 2008. - С. 128-130.

8. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. №8 1993. - С. 52

9. Тепляшин И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан // Журн. рос. права. №1 2002. - С.38

10. Агранат Д.Л. Нормативная и реальная правовая социализация студентов - будущих юристов. №4 2008.

11. Куликова А.В. Становление социологии права в системе высшего образования как одно из направлений правовой социализации студентов // Социология и социальная работа. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, №1 (6) 2007. - С.40-43.

12. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. - СПб.: Алетейя, 2002.- 447с.

Сведения об авторе:

Махрова Елена Игоревна, ассистент кафедры правоведения, факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета 460018, пр-т Победы 13, ауд. 2319, тел. (3532) 372579, e-mail: mahrova24@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UDK 316.61:340:370 Mahrova E.I.

Orenburg state university, e-mail: mahrova24@mail.ru

APPROACHES TO THE NOTION OF LEGAL SOCIALISATION STUDENTS AS PEDAGOGICAL PROBLEM.

In article on the basis of the analysis various approaches to studying of concept of legal socialization of students as pedagogical problem are presented. The author has considered modern understanding of process of socialization as interdisciplinary phenomenon. Its specificity is defined by features of development of legal culture in a modern Russian society. The high school carries out preparation of experts as carriers of professional knowledge, being socialization space in which process students receive for the first time vocational training and education.

Key words: socialization, legal culture, personality, training, education, social process, individual, student.

Bibliography:

1. Kiryakova A.V. Theory of orientation of persons in the world of values / A.V. Kiryakova. - Orenburg: OSU, 2000-188p.

2. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. — Cambridge, Massachusetts & London: Harvard University Press, 1979. - 306p.

3. Shevandrin N.I. Psychoactivator, a correction and development of lichnosti/ is 2th edition. -M.: Gumanit. apubl. is a center VLADOS, 2001. - 256 p.

4. Shilova M.I. Monitoring of process of education of schoolboys // Pedagogics. №5 2001. - P. 40-45.

5. Mudrik A.V. Social pedagogics / A.V. Mudrik. - 7-ed. - M.: Academy, 2009. -224p.

6. Shilova M.I. Constructing of educational process and environment of education of new generation of the Russian citizens (scientific maintenance of project) of // Scientific annual of KGPU. Krasnoyarsk: RIO KGPU, 2000. - P. 265-270.

7. Drankevich E.D., Zakharov A.G., Perezhogin A.V. The Internet as factor of socialization of schoolboys in the conditions of small city of / E.D. Drankevich, A.G. Zakharov, A.V. Perezhogin // The Youth scientific search / Otv.red.E.V.Gordienko. Ch.

2. Krasnoyarsk: Izd-vo Krasnoyarsk. gos. pedag. un-that, 2008.- P.128-130.

8. Tumanov V.A. Legal nihilizm in the istoriko-ideological foreshortening the // State and right. 1993, №8. - P. 52

9. Teplyashin I.V. Becoming of the Russian legal state system and legal activity of citizens of // Zhurn. grew. rights. №1 2002.- P.38.

10. Agranat D.L. Normative and real legal socialization of students - future lawyers. №4 2008.

11. Kulikova A.V. Becoming of sociology of right in the system of higher education as one of directions legal socialization of students // Sociology and social work. Announcer Nizhegorodskogo university the name of N.I. Lobachevskogo, №1 (6) 2007. - P.40-43.

12. Sheregi f.e. Sociology of deviacii: applied researches. - SPb.: Aleteyya, 2002. - 447p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.