Научная статья на тему 'Успешная профессиональная социализация: основные подходы к исследованию'

Успешная профессиональная социализация: основные подходы к исследованию Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5614
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макарова Светлана Николаевна

В статье рассмотрены понятия, обозначающие результативность процесса социализации, представлен анализ основных подходов отечественных и зарубежных ученых к оценке результатов профессиональной социализации индивида. Изложена авторская точка зрения на исследуемую проблему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Успешная профессиональная социализация: основные подходы к исследованию»

С. Н. Макарова

УСПЕШНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

В статье рассмотрены понятия, обозначающие результативность процесса социализации, представлен анализ основных подходов отечественных и зарубежных ученых к оценке результатов профессиональной социализации индивида. Излооюена авторская точка зрения на исследуемую проблему.

В настоящее время в исследованиях процесса формирования личности и ее взаимодействия с социальной средой заметно возросло внимание ученых к профессиональной социализации индивида, что обусловлено изменениями в обществе и культуре. В условиях быстро меняющейся социально-профессиональной среды происходит изменение схемы социализации: ориентация на традиционно устоявшиеся формы и способы профессиональной социализации становится не столь эффективной и не может обеспечить в полной мере процесс воспроизводства общества. В связи с этим возникает необходимость дальнейшего развития концептуального, методологического, теоретического обеспечения этих процессов.

Проблема социализации человека является одной из наиболее значимых как в социологии, так и в других научных направлениях: психологии, философии, акмеологии, педагогики и т. д., так как она обеспечивает самовозобновление общественной жизни, социума и от успеха этого процесса зависит, сумеют ли новые генерации перенять опыт, умения, ценности предыдущих поколений, занять их место в системе общественных отношений. В социологии обращается особое внимание на соотношение процессов и институтов социализации в социальной системе, на то, как в процессе социализации происходит усвоение принятых в обществе форм поведения и общения. Внимание, как правило, акцентируется не на индивидуальных особенностях, а на самих социальных структурах, нормах, формах поведения и т. п., а также на механизмах передачи социального опыта от поколения к поколению.

Для обозначения результативности процесса социализации, в том числе и профессиональной, употребляются такие термины как «успешная социализация», «социализированность», «социальная зрелость». По нашему мнению, по сути, все эти термины тождественны и обозначают некую идеальную модель индивида.

Термин «социальная зрелость» в социологии трактуется как «социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности. На этапе социальной зрелости человек способен не только осознавать собственные экономические и гражданские права и обязанности, не только эффективно усваивать групповые и общественные нормы, но также и критически относиться к наличному положению дел в рамках социума. Достижение социальной зрелости выступает непрерывным и достаточно продолжительным во времени процессом, иногда сопровождающимся чередой социально-нравственных выборов»1. Понятие профессиональной зрелости в научную литературу ввел Д. Сьюпер. По его мнению, уровень профессиональной зрелости определяется тем, «насколько человек, выбирающий профессию, учитывает конкретные осо-

бедности своей ситуации выбора», его поведение соответствует задачам профессионального развития, характерным для данного возраста2.

Кроме указанных терминов в научной литературе также можно встретить употребление термина «эффект социализации». Так Б. Г. Ананьев трактует его как психологические явления, свидетельствующие о мере и глубине социализации3. Сам ученый называл в качестве таковых образование социальных установок, сложных явлений мотивации деятельности, формирование определенных черт характера, в том числе социально-типичных и национально-типичных.

Эффективность социализационного процесса можно определить лишь с точки зрения полученного результата. Для этого необходимы нормы, критерии, позволяющие определить уровень социализированности человека. Попытка установить такую норму через анализ концепций была предпринята в монографии А. И. Ковалевой, по мнению которой, «социализационная норма может быть определена как установленный и отрегулированный социальный механизм вхождения индивида в общество, развитие индивида в полноправную человеческую личность, обладающую как индивидуальными, так и социально-типическими и социально-значимыми чертами. Социализационная норма также есть принятый в данном обществе ориентир личностного развития индивида с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик»4.

Анализируя точку зрения А. И. Ковалевой, С. П. Иваненков обращает внимание на некорректность заключительной части приведенного определения со-циализационной нормы - «принятый в данном обществе ориентир личностного развития индивида», так как оно предполагает общество и социализацию неизменными и устоявшимися, а в переломные эпохи, в периоды социальноисторических катаклизмов, именно когда и обостряется проблема молодежи во всех ее аспектах, «принятый ориентир» личностного развития как раз либо отсутствует, либо ниспровергается, прежде всего5.

По поводу критериев результативности процесса социализации как среди зарубежных, так и среди российских ученых, не существуют- единого мнения. Если в советское время в отечественной социологической науке долгое время преобладала точка зрения, согласно которой критерием социализированности человека является готовность к трудовой деятельности6, то сегодня существует разнообразие подходов к этой проблеме.

Анализ результатов социализации с точки зрения двух основных подходов к исследованию социализации, проведенный Л. Г. Борисовой7, показывает, что согласно субъект-объектному подходу, социализированность определяется способностью успешно ориентироваться в общественной жизни, а также проявлять конформность к социальным предписаниям. Представители субъкт-субъектного подхода трактуют социализированность как степень способности человека быть субъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом. При этом особое внимание уделяют наличию (и качественному составу) у человека ценностных ориентаций и умению их менять.

А. С. Волович, проанализировав большое число работ зарубежных ученых, приводит разные точки зрения на содержание понятия «социализированность». Как наиболее общий вариант определения социализированности она предлагает следующий - «сформированное^ черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом»8. Однако, на наш взгляд, данный вывод не позволяет сформировать представление о точках зрения зарубежных ученых на критерии

«успешной социализации», так как не охватывает многообразия подходов к этой проблеме.

Так, например, понятие «успешной» социализации в духе структурнофункционального подхода фактически исключает аспект социальной активности индивида. Не случайно в качестве основных понятий при характеристике этого процесса использовались «адаптация», «приспособление» и большое внимание уделялось «конформности» как конечному продукту социализации.

Э. Дюркгейм считал, что социализированной является личность, принявшая мораль как систему объективных правил поведения, и в связи с этим наделенную умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных9. Представители западной психологии (Т. Шибутани, Э. Берн, К. Роджерс) как результат социализации выделяют самосознание человека и его «Я-концепцию». Согласно точки зрения Н. Смелзера10, социализация должна способствовать интеракции людей на основе исполнения ими социальных ролей и обеспечивать сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения. Успех социализации, по его мнению, обусловлен тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму.

Говоря об образце социализации, Ю. Хабермас11, высказывает сомнение в том, что состоятельность распространенного (и в теории, и на практике) взгляда на социализацию как на процесс освоения социальных ролей не претерпит изменений в новых исторических условиях. Он считает, что этот взгляд на деле совершенно не обеспечивает личностное становление, субъектную самоидентификацию и самоопределение человека как социализированной личности. Таким показателем социализированности, по его мнению, становится развитие способности к построению и реализации собственного жизненного проекта.

Существует также подход к социализированности как усвоению личностных и социальных качеств, которые будут ее характеризовать на следующей стадии развития. Американский социолог А. Инкельс12 назвал это «заглядыванием вперед» - изучением того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы добиться успеха, став взрослым.

В российской науке принято признавать социализацию успешной, если индивид осваивает необходимые социальные роли, усваивает одобряемые данным обществом, социальной общностью ценности, социальные нормы, стереотипы поведения. Как показывают исследования, значительную роль в успехе социализации играет сформированность ценностных ориентаций и установок, которые являются основой профессиональной культуры индивида. Это положение нашло отражение в характеристике результатов социализации российских ученых (А. В. Мудрика, А. И. Кравченко, Л. Г. Борисовой, Н. А, Каргопольцевой, И. С. Кона и других).

Так А. В. Мудрик в Концепции воспитания учащейся молодежи в современном обществе13 в качестве основной характеристики личности, обеспечивающей успешную социализацию, выделяет: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентацию не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

Г. С. Сухобская14 с понятием «социальная зрелость» связывает внутреннюю установку личности только на те ценности, которые имеют позитивную на-

правленность по отношению к развитию человечества, егб культуры и цивилизации. В качестве одной из важнейших характеристик зрелости, формируемой в процессе социализации, выделено приобретение нравственной и персональной идентичности (3. Фрейд, Э. Эриксон), понимание и определение своего «Я» (М. Мид).

И. С. Кон основными критериями социальной зрелости (социализирован-ности) индивида называет «уважение к себе (чувство собственного достоинства), уважение к людям, уважение к природе, умение прогнозировать, творчески подходить к жизни (гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, а также креативность)»15; А. А. Реан16 - ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление как интегративный компонент, который охватывает все предыдущие критерии и одновременно присутствует в каждом из них. Важным критерием является обретение индивидом социального опыта в ходе инициативного самопостроения личности17.

А. И. Кравченко определяет социальную зрелость отдельной личности «развитостью таких ее социально-нравственных качеств, как трудолюбие, общественная сознательность и активность, чувство долга, законопослушность, ответственность и др.»18. Главным критерием социализированности индивида Д. И. Фельдштейн считает «степень независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенность, инициативность, незакомплексованность, проявляющиеся в реализации социального в индивидуальном, что и обеспечивает реальное воспроизводство человека и общества»19. С. Г. Вершловский20 связывает зрелость с изменениями личностных мотиваций, «нравственными ориентирами» человека.

По мнению Н. А. Каргопольцевой2, понятие «социальная зрелость» включает в себя интеллектуальную,- трудовую, профессиональную, мировоззренческую, политическую, нравственную и другие стороны личностной зрелости. При этом фейомен зрелости представляет.собой определенный этап в развитии какого-либо процесса или явления, характеризуемый высшими достижениями качественных параметров. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию в обществе, а также способность личности в определенной мере противостоять тем социальным коллизиям, которые мешают ее саморазвитию, самореализации и самоутверждению. Критериями успешной социализации считаются следующие личностные проявления: сбережение здоровья, успешность в обучении, устойчивость разнообразных позитивных индивидуальных интересов, оптимистическая самооценка, четкий профессиональный план и практическая готовность к труду> общественная активность, высокий уровень моральных качеств, культуры поведения, гуманное отношение к людям, отсутствие вредных привычек И Др.

Особая роль в системе ценностных ориентаций и социальных качеств личности, по мнению Л. Г. Борисовой22, принадлежит нормам морали и права. Именно освоение их объединяет субъект-объектный и субъект-субъектный подходы, является общим для них. Социально зрелым является «человек, освоивший и принявший нормы морали и права данного общества, человек нравственно сформированный». Таким образом, успешная социализация предполагает, с одной стороны, способность быть конформным обществу (когда оно здорово), с другой

- способность ему противостоять, если в нем появляются тенденции к ОТХОДУ ОТ моральных ценностей. Очень важным, на наш взгляд, является замечание, высказанное Л. Г. Борисовой, которая связывает социализированность с конкретным обществом, и, соответственно, рассматривает ее как степень развитости социаль ных качеств у человека в конкретном социокультурном контексте.

В ряде исследований результатом социализации предстают личностные нормы; личностные смыслы (Е. Ю. Артемова, А. Г. Асмолов и др.); достижение вершин своего творчества (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, А. М. Зимичев, А. Маслоу, Г. С. Михайлов и др.); социальные привычки (С. А. Беличева,

А. В. Петровский и др.), установки, мотивационные образования, в том числе ценностные ориентации, а также «целостные эффекты структуры образования личности, к которым, прежде всего, относится характер личности».

Успешная социализация предполагает эффективную социальную адаптацию человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению; иными словами, необходимо определенное равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними является одной из важных задач социализации (точнее, той ее части, которая называется воспитанием). Согласно данной теории, результатом успешной социализации является индивид, обладающий развитым самосознанием, важнейшим компонентом которого является внутренний контроль - требования общества, «других», перенесенные во внутреннюю структуру личности.

Своеобразным дополнением к перечню критериев социальной зрелости индивида, особенно для характеристики критериев профессиональной социализации, может служить вывод С. П. Иваненкова: «Быть социализированным - это значит быть сознательным и ответственным за все происходящее в этом мире, в бытии в целом»23. Исследуя проблемы социализации в своей монографии, он подчеркивает актуальность проблемы ответственности для различных сфер жизни общества.

Исследуя цель и результаты профессионально-личностного развития, Г. М. Андреева24 отмечает такие новообразования, как профессиональная готовность, включающая готовность к деятельности и готовность к саморазвитию, профессиональное сознание и самосознание, формирующее мотивацию специалиста. В. А. Сластенин25 конечный результат успешной профессиональной социализации видит в интеграции человека в профессиональное сообщество и посредством этого в общество в целом. Ученый уточняет, что этот результат в полном объеме достигается лишь после завершения определенного этапа профессионального образования, по мере накопления опыта и его применения в самостоятельной профессиональной деятельности.

Социолог А. В. Морозова26 в условиях формирования высокодинамичного рынка труда в качестве критериев профессиональной социализации выделяет: степень освоения профессиональных ролей, уровень интеграции индивида в данную профессию (в том числе потенциалом постоянства принадлежности к данной профессиональной группе социума и горизонтальной профессиональной миграции); социальную и профессиональную конкурентоспособность, социальную и профессиональную релевантность, социальную и профессиональную мобильность.

Важнейшим показателем успешности протекания социализирующих процессов выступает собственная активность субъекта социализации. Социализированный человек не пассивно воспринимает информацию, ценности, навыки, а активно применяет полученное, преобразовывает его. Таким образом, если общество в процессе социализации в профессиональной сфере «творит» человека как профессионала, то социализируемый индивид, творчески влияет на развитие существующих структур и отношений, обновляет само общест-

во. Индивид не только осваивает и принимает профессиональную культуру, но и в связи с изменениями на рынке труда, в частности, появлением новых профессий, вносит изменения в саму модель профессиональной культуры. Это подтверждается многими исследованиями.

Так, например, И. С. Кон рассматривает собственную активность субъекта социализации как важнейший показатель успешности протекания социализирующих процессов27, обретение им социального опыта в ходе инициативного са-мопостроения личности. Во-многом это связано, по мнению Л. И, Новикова, с расширением влияния совокупности условий активным взаимодействием с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей28.

Можно согласиться с мнением С. Н. Краснокутской, которая считает, что успешно социализирующаяся личность - это человек, обладающий хорошо выраженной социальной направленностью, активно стремящийся к самоопределению и самореализации в обществе и умеющий продуктивно адаптироваться в окружающем его социуме на основе знаний о социальной действительности, сфор-мированности социально значимых качеств, способностей и умений. При этом успешность социализации связана не только с наличием у человека данных качеств, но в первую очередь, с реальными действиями, в которых эти качества на-

29 •

ходят воплощение .

Таким образом, успешная профессиональная социализация предопределяется личностной активностью, поскольку взаимодействие в социуме и воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия и реализации конкретных решений и осуществляется через целеобразование, мобилизацию субъекта деятельности, построение стратегий деятельности и т. д. Последнее, в свою очередь, требует совершенствования знаний, представлений о профессии, изменение уровня притязаний, мотивации. Исходя из этого, можно с уверенностью говорить, что личность со сформированной «Я»-концепцией и развитой мотивационно-когнитивной характеристикой сможет успешнее освоить профессиональную социализацию. Можно говорить о том, что мера социализации каждого отдельного человека индивидуальна, она тем выше, чем выше его социальная активность, потребность в творчестве и развитии своих способностей.

Исследования показывают, что чувство «неуспокоенности» (Э. Эриксон), стремление к постоянному профессиональному самосовершенствованию и максимальной компетентности является интегральным показателем профессиональной социализации, одной из главных характеристик профессиональной зрелости.

Социальная и профессиональная компетентность свидетельствует о расширении и углублении профессиональных знаний, развитии социально и профессионально значимых качеств, способностей и умений, которые позволяют более успешно ориентироваться в жизненно важных процессах, быть конкурентоспособным, обладать необходимой готовностью успешно действовать на современном рынке труда, адекватно реагировать на воздействия социальной среды и тем самым повышать защищенность от ее агрессивных и других негативных воздействий.

Важным критерием профессиональной зрелости выступает социальнопрофессиональная мобильность. С одной стороны, она проявляется в смене позиций, обусловленных внешними обстоятельствами (отсутствием рабочих мест в регионе, низким уровнем заработной платы, бытовой неустроенности и т. д.). Мобильность в этом случае продиктована необходимостью адаптации к реальным жизненным ситуациям. С другой стороны, социально-профессиональная

мобильность понимается как внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в саморазвитии личности. Подобная потребность требует твердой познавательной основы: образованности и профессиональной компетентности, отношения к себе как к социальнопрофессиональной зрелой личности, способной к самопознанию, самокритике, самоосмыслению, самообразованию, саморазвитию.

Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.

Социализация, как и ее профессиональная форма, настолько глубокий и ответственный по отношению к индивиду и к обществу в целом процесс, что, оценить его результаты можно только, учитывая все его стороны, своеобразие и противоречия. Так, несмотря на то, что социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост, она, как отмечает А. И. Ковалева30, не всегда означает поступательное движение вверх. Процесс социализации осложняется кризисами, которые ярко проявляются в профессиональной сфере. В зависимости от того, как человек справляется с кризисом социализации, будет проходить дальнейшее развитие его личности - по восходящей или по нисходящей.

Н. Н. Шашунов31 указывает на то, что процесс и результат социализации заключают в себе внутренний до конца неразрешимый конфликт между идентификацией личности с обществом и обособлением ее. То есть успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу, с одной стороны, и его саморазвитие, активное взаимодействие с обществом, с другой.

Успешность профессиональной социализации зависит от различных факторов. Шевандрин Н. И. указывает на расширение влияния совокупности условий, в которых живет человек32. Например, В. Е. Горозия33, отмечая индивидуальность черт человека, на основе проведенных исследований делает вывод о несовпадении социализации у людей различного статуса, должности и т. д. (причем не только на вертикальном, но и на горизонтальном уровне). Он отмечает, что это свидетельствует о том, что выработка нетождественных стереотипов поведения и отношений у людей осуществляется на индивидуально-генотипической основе. Приобретение этих шаблонов, естественно, происходит под воздействием социальной среды, но результат социализации носит биосоциальный характер.

Можно согласиться с такой позицией ученого, особенно если учесть, что в профессиональной деятельности, чтобы получить определенный результат, человек должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками, соответствующими данной профессии и просто человеку данного уровня общества. Успешность их применения всегда зависит от общих и специальных способностей, мотивации, жизненной установки и интересов личности, от особенностей темперамента и характера.

В тоже время следует подчеркнуть, что результативность профессиональной социализации, не является производной исключительно от личностных качеств индивида, хотя они и играют решающую роль. Согласно точки зрения С. А. Артемьева, С. А. Багрецова и др. , профессиональная социализация может быть наиболее успешной при взаимодействии четырех субъектов: непосредственно личности, трудового коллектива, общества, соответствующих специалистов. Каждый из этих субъектов оказывает в зависимости от ситуации большее или меньшее влияние. Так, общество формирует соответствующие установки,

менталитет и т. п. И если формируемые общественным сознанием взгляды личности в значительной степени расходятся с подходами, сложившимися в коллективе, можно с уверенностью утверждать, что процесс профессиональной социализации будет в лучшем случае чрезвычайно затянутым и малоэффективным. Ученые полагают, что соответствующие специалисты, используя соответствующий инструментарий, способны максимально сократить определенный этап процесса профессиональной социализации индивида. ■

Эту мысль подтверждает 3. Бауман , который указывает, что под влиянием окружения, в частности, представителей определенной профессиональной среды, у индивида формируются основы интеллектуальных, социальных и физических навыков, необходимые для исполнения определенных профессиональных ролей. В условиях социального взаимодействия в рамках определенной социальной группы личность стремится идентифицировать себя с этой группой. Социально-профессиональная группа, с представителями которой осуществлялось взаимодействие индивида, становится для него референтной группой. Под ее влиянием происходят изменения в дальнейшем поведении индивида и формируется стремление к конформизму в рамках избранной социальнопрофессиональной группы. Чем более значимой для индивида является данная группа, тем больше он пытается себя отождествить с ней, т. е. поведение индивида определяется тем, как он оценивает себя с точки зрения других, при этом референтная социально-профессиональная группа индивида становится для него «обобщенным значимым».

В разнообразных исследованиях проблемы социализации указывается на изменчивость общества, его культурных норм, ценностей и приоритетов и в связи с этим подчеркивается, что социализированность имеет мобильный характер. Так, Т. Бэт отмечает, что социальные изменения могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную, неадекватную изменившимся условиям; в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. Ярким примером может служить ситуация в России в постперестроечный период.

По этой причине особое значение получило понятие ресоциализация - изменение ставших неадекватными норм и установок человека в соответствии с новыми общественными требованиями. По мнению американского ученого К. К. Келли, социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации. Естественно возникает вопрос о том, какие нормы и ценности носят непреходящий характер и не могут быть отвергнуты ни при каких изменениях внешних условий. Считается, что это уже вопрос не столько социологический или психологический, сколько морально-этический.

Таким образом, рассмотрев различные подходы к исследованию «успешной социализации» в обществе и ее профессиональной формы, автор пришла к заключению, что проблема результативности профессиональной социализации практически не исследована в научной литературе. Тем не менее, основываясь на подходах, характерных для большинства концепций социализации, и немногочисленных исследованиях профессиональной социализации, можно сформулировать авторскую точку зрения.

На наш взгляд, успешная профессиональная социализация как чрезвычайно сложный и разнонаправленный социально-экономический и социальнокультурный процесс, имеющий конкретно исторический контекст, предполагает

формирование социально-профессиональной зрелости индивида и характеризуется:

1) усвоением профессиональных норм, ценностей, то есть таких профессиональных свойств, которые предопределены его непосредственной принадлежностью к той или иной профессии; преобразовыванием их в свои собственные ориентации и установки;

2) сформированностью установок к осуществлению определенных ролей в профессиональной сфере, а также выработка стабильных моделей возможного поведения в производственной сфере;

3) сформированностью таких качеств как социально-профессиональная мобильность, конкурентоспособность и профессиональная компетентность;

4) стремлением к самообразованию и самосовершенствованию;

5) активным участием в социализационном процессе;

6) приобщением членов общества к профессиональной культуре, и возможностью вносить изменения в саму модель профессиональной культуры, что представляется чрезвычайно важным для экономического развития и сохранения стабильности в любом обществе.

Примечания

1 Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:slovari.jandex.ru.

2 См.: Михайлов, И. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах

Д. Е. Сьюпера / И. В. Михайлов // Вопр. психологии. - 1975. - № 5; Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации /

A. П. Чернявская. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 96 с.

3 Ананьев, Б. Г. О психологических эффектах социализации / Б. Г. Ананьев // Человек и общество. - Вып. IX. - JL, 1971. - С. 145-167.

4 Ковалева, А. И. Социализация личности : норма и отклонение / А. И. Ковалева.

- М.: Ин-т молодежи, 1996. - 224 с.

5 Иваненков, С. П. Проблемы социализации современной молодежи /

С. П. Иваненков. - Оренбург, 1999. - 290 с.

6 Гилинский, Я. И. Стадии социализации индивида / Я. И. Гилинский // Человек и общество : уч. зап. Ленингр. ун-та. - Вып. 9. - Л., 1971. - С. 45-56.

7 Борисова, Л. Г. Свободное время подростков : социализация или девиация [Электронный ресурс] / Л. Г. Борисова, А. И. Кириллова. - Режим доступа : http://www.websib/ru/noos/sociology/borisova.html.

Визуальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ped.vslovar. org.ru/1721.html.

9 Дюркгейм, Э. Самоубийство : социол. этюд /Э. Дюркгейм ; пер. с фр. ; изд. подгот. В. А. Луков. - СПб.: Союз, 1998. - 496 с.

10Смелзер, Н. Социология. М.: Феникс, 1998. -688 с.

пХабермас, Ю. Демократия, разум, нравственность / Ю. Хабермас. - М.: Наука, 1992. -176 с. ................

12Inkeles, A. A Society, social structure and childhood socialization Socialization and society / A. Inkeles ; ed. by I. A. Clausen. - Boston, 1968.

13Мудрик, А. В. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе / А. В. Мудрик, А. А. Бодалев, 3. А. Малькова, Л. И. Новикова,

B. А. Караковский. - М., 1991. - 98 с.

14Сухобская, Г. С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогнки / Г. С. Сухобская // Новые знания. - 2002. - № 4. -С. 17-20.

15Кон, И. С. Ребенок и общество : ист. -этногр. перспектива / И. С. Кон ; АН СССР ; Ин-т этнографии им. Миклухо-Маклая. - М. : Наука, 1988. - 271 с.

16Реан, А. А. Личностная зрелость и социальная практика / А. А. Реан // Теоретические и прикладные вопросы психологии / под общ. ред. А. А. Крылова. - Ч. 1. - СПб., 1995. - С. 34-40.

17Популярный педагогический словарь (для работников учреждений образования) / под ред. В. 3. Вульфова. - М.; Екатеринбург, 1993. - С. 89-90.

18Кравченко, А. И. Социология : словарь / А. И. Кравченко. - М.: Издат. центр «Академия», 1997. - 234 с.

19Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства / Д. И. Фельдштейн. - М, 1997. -158 с.

20Социализация взрослых : учеб. пособие / под ред. С. Г. Вершловского. - СПб. : СпецЛит, 2002. - 272 с.

21Каргопольцева, Н. А. Социализация и воспитание студентов вуза / Н. А. Каргопольцева // Вестн. ОГУ. - 2002. - № 2. - С. 80-85.

22Борисова, Л. Г. Свободное время...

23Иваненков, С. П. Проблема социализации человека в работах классиков буржуазной и современной западной философии / С. П. Иваненков // Credo. - 1997. -№5.-С. 21-33.

24Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. -376 с.

Сластенин, В. А: Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. :’Издат. центр «Академия», 2002. - 576 с.

6Морозова, А. В. Профессиональная социализация студентов ссузов в условиях модернизации институтов образования : дис. ... канд. социол. наук / А. В. Морозова.-Тула, 2004.-240 с.

2 Кон, И. С. Ребенок и общество : ист. -этногр. перспектива / И. С. Кон ; АН СССР; Ин-т этнографии им. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 1988. - 271 с. 28Теория и практика воспитательных систем : в 2 кн. / под ред. Л. И. Новиковой и др. - Кн. 2. - М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. - С. 153,157.

2 Краснокутская, С. Н. Социальная компетентность как качественная характеристика процесса социализации студентов / С. Н. Краснокутская // Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2005. - №1 (13) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ncstu.ru.

3 Ковалева, А. И. Концепция социализации молодежи : нормы, отклонения, со-циализационная траектория / А. И. Ковалева // Социологические исследования. -2003. ~№1.~ С. 109-114.

31Шашунов, Н. Н. Социология / Н.Н. Шашунов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sphaera.da.ru.

32Шевандрнн, Н. И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. -М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33Горозия, В. Е. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира : сб. статей, Вып. I / В. Е. Горозия ; под ред. Б. В. Макарова, Ю. Н. Солонина,

В. В, Парцвания. - СПб.: Петрополис, 2001. - С. 68-86.

34Артемьев, С. А. Использование технологии нейролингвистического программирования в профессиональной социализации личности / С. А. Артемьев,

С. А. Багрецов, О. А. Дроздов, С. В. Рахманова // Проблемы психологии и эргономики. - 2002. — Вып. 4. - С. 52-55.

35См.: Бауман, 3. Мыслить социологически / 3. Бауман ; пер. с

англ. С. П. Банковского, А. Ф. Филиппова ; под ред. канд. филос. наук А. Ф. Филиппова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 254 с.

36См.: Степанов, С. Становление человека / С. Степанов // Школьный психолог. -2002. -№42.-С.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.