УДК 343.985.32 ББК 67.5
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10615
О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ
Павел Яковлевич МАЗУНИН, доцент кафедры криминалистики Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. Автор на основе анализа специальной литературы рассматривают понятие и сущность предъявления для опознания как следственного действия; обосновывает тезис о его особой сложности в организационном и тактическом аспектах; обращает внимание на важность подготовительного этапа, а также необходимость производства ряда других взаимосвязанных следственных действий как на условие эффективного использования предъявления для опознания для процесса доказывания.
Ключевые слова: предъявление для опознания, следственное действие, криминалистическая идентификация, тактика предъявления для опознания.
Annotation. The author, based on the analysis of the special literature, considers the concept and essence of the presentation for identification as an investigative action; substantiates the thesis about its particular complexity in organizational and tactical aspects; draws attention to the importance of the preparatory phase, as well as the need to produce a number of other interconnected investigative actions as a condition for the effective use of the presentation for identification for the evidentiary process.
Keywords: identification presentation, investigative action, forensic identification, identification tactics.
Предъявление для опознания относится к категории сложных в организационном и тактическом аспектах следственных действий. Чаще всего при подготовке к его проведению от лица, производящего расследование, требуется принятие тактических решений в соответствии с имеющейся следственной ситуацией.
Уголовно-процессуальный закон не содержит легального определения предъявления для опознания. При этом обращает на себя внимание наличие норм, регламентирующих данное следственное действие, в главе 26 УПК РФ наряду с допросом, очной ставкой и проверкой показаний.
Статья 193 УПК РФ регламентирует перечень объектов, подлежащих предъявлению для опознания, устанавливает порядок проведения данного следственного действия. Из содержания данного законоположения с очевидностью сле-
дует, что предъявление для опознания состоит в предъявлении свидетелю, потерпевшему, подозреваемому, обвиняемому лица или предмета, которые они видели ранее.
Лаконичность законодательных формулировок, востребованность правоприменительной практикой в силу большого потенциала в части собирания, проверки, оценки и использования доказательств ставят перед криминалистической тактикой (как отраслью знаний) ряд дискуссионных вопросов о понятии и сущности предъявления для опознания. Их правильное разрешение имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволит оптимизировать использование данного следственного действия в процессе расследования преступлений различной уголовно-правовой квалификации.
Необходимо отметить, что указанным вопросам уделяется достаточное внимание в кри-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
миналистической литературе. Однако подходы советских и современных криминалистов лежат примерно в одной плоскости. В подтверждение данного тезиса приведем некоторые позиции.
Например, P.C. Белкин указывал, что опознание, предъявление для опознания — процессуальное (следственное или судебное) действие; заключается в идентификации объекта по его мысленному образу в сознании лица, проходящего по делу (обычно свидетеля или потерпевшего), одна из форм идентификации1.
В свою очередь Е.П. Ищенко и A.A. Топорков пишут о предъявлении для опознания как о специфической форме идентификации, осуществляемой путем мысленного сопоставления признаков предъявляемого объекта с образом, запечатлевшимся в памяти опознающего2.
Аналогичную позицию высказывают М.И. Еникеев, В.А. Образцов, В.Е. Эминов, рассматривая предъявление для опознания как процессуальный вид идентификации по мысленному образу (следу памяти, психическому или идеальному отражению)»3.
Н.Г. Шурухнов, считает, что предъявление для опознания — это самостоятельное следственное действие, в ходе которого опознающий сравнивает предъявленный объект с мысленным образом ранее воспринятого и на этой основе делает вывод о его тождестве и различии4.
Н.Г. Бритвич под предъявлением для опознания предлагает понимать следственное действие, заключающееся в предъявлении свидетелю или иному опознающему лицу объектов в условиях, обеспечивающих полное и точное восприятие и сравнение общих и частных их признаков с целью установления факта тождества, групповой принадлежности или различия объекта как доказательства по делу5.
На наш взгляд, в данной дефиниции содержится не только отражение сущности и целей следственного действия, но и указание на тактико-криминалистические условия его проведения, обеспечивающие их достижение, что придает ей особую научно-практическую значимость.
В основу приведенных определений положены различные подходы авторов к рассмотрению понятия и сущности предъявления для опознания.
Так, определяя цели предъявления для опознания, Е.П. Ищенко, A.A. Топорков считают, что при его проведении проверяется, действительно ли объект является тем самым, который имеет отношение к расследуемому преступлению; выясняется, что представляет собой объект, оказавшийся в распоряжении следователя, если это обстоятельство нельзя установить иным способом; проверяются показания, полученные на допросе, если они почему-либо вызывают сомнения6.
По мнению Е.М. Лившица и P.C. Белкина, сущность предъявления для опознания заключается в установлении тождества предъявляемого объекта по его мысленному образу, запечатленному в памяти опознающего7.
В свою очередь Л. Исаева полагает, что задачи, решаемые посредством проведения опознания, охватывают широкий круг вопросов: проверка показаний потерпевших, обвиняемых, подозреваемых, свидетелей; проверка версий; подтверждение результатов других следственных действий; предъявление для опознания может применяться для подтверждения правильности выводов дактилоскопической, по-черковедческой экспертиз, экспертизы идентификации личности по чертам внешности и других экспертиз; установление обстоятельств преступления и т.д.8.
Полагаем, что приведенные суждения ведущих ученых о понятии и сущности предъявления для опознания в полной мере отражают специфику рассматриваемого следственного действия.
Наиболее сложным и значимым с тактической точки зрения является подготовительный этап предъявления для опознания. Тактика рассматриваемого следственного действия в существенной степени регламентирована уголовно-процессуальным законом. Выполнение всех обязательных для выполнения требований УПК РФ обеспечивает реализацию сущности предъявления для опознания.
Исходя из анализа существующих подходов к определению понятия и сущности предъявления для опознания полагаем, что оно является следственным действием, проводимым на основе результатов как вербальных, так и не вербальных следственных действий и заключается в восприятии опознающим в специально созданной обстановке, при условии соблюдения процессу-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
ального порядка подготовки и проведения следственного действия, ранее воспринимаемого объекта с целью установления его тождества с мысленным образом.
1 Белкин P.C. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997. С. 146.
2 Ищенко Е.П., Топорков A.A. Криминалистика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. и перераб. М., 2010. С. 213.
3 Еникеев М.И., Образцов B.A., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. М., 2011. С. 114.
4 Шурухнов Н.Г. Криминалистика. М., Воронеж, 2011. С. 297.
5 Бритвич Я.Г. Теоретические основы и практика предъявления для опознания. М., 1968. С. 6.
6 Ищенко Е.П. Криминалистика: Учебник / Е.П. Ищенко, А.А.Топорков. 2-е изд., испр., доп. и перераб. М., 2010. С. 231.
7 Лившиц Е.М., Белкин P.C. Тактика следственных действий. М., 1997. С. 153.
8 Исаева Л. Предъявление лиц для опознания // Законность. 2002. № 10. С. 17.
Библиографический список
1. Белкин P. C. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997.
2. Бритвич Я.Г. Теоретические основы и практика предъявления для опознания. М., 1968.
3. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. М., 2011.
4. Исаева Л. Предъявление лиц для опознания // Законность. 2002. № 10.
5. Ищенко Е.П. Криминалистика: Учебник / Е.П. Ищенко, А.А.Топорков. 2-е изд., испр., доп. и перераб. М., 2010.
6. Ищенко Е.П, Топорков A.A. Криминалистика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. и перераб. М., 2010.
7. Лившиц Е.М., Белкин P.C. Тактика следственных действий. М., 1997.
8. Шурухнов Н.Г. Криминалистика. М., Воронеж, 2011.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Московская академия Следственного комитета Российской Федерации
Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.
Молодежный экстремизм
Понятие и противодействие
Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.
Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020