Научная статья на тему 'О полномочиях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в сфере противодействия коррупции'

О полномочиях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в сфере противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
противодействие коррупции / полномочия / антикоррупционная экспертиза / коррупцио-генные факторы

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шункевич Елена Сергеевна

В статье рассматривается опыт реализации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю полномочий в сфере противодействия коррупции, выявляются и анализируются основные направления деятельности и особенности реализации указанных полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шункевич Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О полномочиях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в сфере противодействия коррупции»

УДК 34.07

О полномочиях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в сфере противодействия коррупции

Шункевич Елена Сергеевна

************

В статье рассматривается опыт реализации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю полномочий в сфере противодействия коррупции, выявляются и анализируются основные направления деятельности и особенности реализации указанных полномочий.

Ключевые слова: противодействие коррупции, полномочия, антикоррупционная экспертиза, коррупцио-генные факторы.

************

Вопросы противодействия коррупции давно стали одной из приоритетных государственных задач. В связи с чем, на федеральном уровне был принят целый ряд базовых документов, направленных на противодействие коррупционным проявлениям в сфере государственного управления, в том числе Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [1], в статье 6 которого антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов отнесена к числу основных мер, направленных на профилактику коррупции.

В развитие норм данного Федерального закона в части вопросов проведения антикоррупционной экспертизы принят Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [2], установивший правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Указанным Федеральным законом определены субъекты, имеющие право проводить антикоррупционную экспертизу, среди которых особое место принадлежит федеральному органу исполнительной власти в области юстиции. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - Управление), являясь территориальным органом федерального исполнительного органа, относится к субъектам, уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертизы.

Согласно нормам Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» к предмету антикоррупционной экспертизы, осуществляемой территориальными органами Минюста России в субъектах Российской Федерации, отнесена экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также уставов муниципальных образований

и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований -при их государственной регистрации.

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы территориальными органами Минюста России установлен приказом Минюста России от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» [3].

В соответствии с названным приказом результаты проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов отражаются в экспертных заключениях по результатам правовой экспертизы данных нормативных актов, а результаты проведения антикоррупционной экспертизы уставов - в заключениях о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации уставов.

В случае выявления в нормативном акте или уставе коррупциогенных факторов экспертные заключения Управления, содержащие соответствующие выводы и предложения по их устранению, направляются в орган государственной власти края, принявший акт, или главе муниципального образования, копии указанных заключений - в прокуратуру Алтайского края.

Ежегодно Управлением проводится правовая и одновременно антикоррупционная экспертизы порядка 3500 нормативных правовых актов. За период осуществления Управлением антикоррупционной экспертизы вышеуказанных документов, то есть с 2009 года, коррупциогенные факторы выявлялись в 135 нормативных актах.

Наиболее высокие показатели выявляемости коррфакторов наблюдались в 2010 году (58 нормативных актов), в 2009 году (15 нормативных актов) и в 2017 году (14 нормативных актов). Основная масса коррупциогенных факторов в тот период выявлялась Управлением в нормативных актах исполнительных органов (административных и лесохозяйственных регламентах), в связи с чем было принято решение об усилении работы в направлении предупреждения коррупциогенных факторов на стадии разработки правовых актов.

В результате активизации деятельности исполнительных органов по проведению внутренней антикоррупционной экспертизы разрабатываемых ими проектов нормативных актов, а также в связи с включением представителя Управления в комиссию по разработке административных регламентов, в последующие годы количество выявляемых во вновь принятых правовых актах корр-факторов значительно сократилось. В 2023 году коррупциогенные факторы выявлены в 6 нормативных актах исполнительных органов края.

В нормативных актах органов государственной власти края по результатам антикоррупционной экспертизы Управлением чаще иных выявлялись следующие коррупциогенные факторы: широта дискреционных полномочий - в 74 актах; выборочное изменение объема прав - в 31 акте; принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - в 24 актах; наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права - в 14 актах; определение компетенции по формуле «вправе» - в 15 актах; злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - в 12 актах; нормативная коллизия - в 10 актах; юридико-лингвистическая неопределенность - в 6 актах.

Как правило, в нормативных правовых актах Управлением выявляется по 1 коррупциогенному фактору. Вместе с тем, в некоторых нормативных актах Управлением выявлялось по 2 и 3 корруп-циогенных фактора.

Из 135 нормативных актов, в которых Управлением выявлялись коррупциогенные факторы, требует приведения в соответствие с законодательством только 1 нормативный правовой акт, коррупциогенные факторы в котором выявлены в июне текущего года.

Таким образом, несмотря на рекомендательный характер заключений Управления, органы государственной власти края выражают согласие с результатом антикоррупционной экспертизы и приводят акты в соответствие с действующим законодательством в достаточно короткие сроки без применения дополнительных мер, в том числе мер прокурорского реагирования.

Предупреждению коррупциогенных факторов в уставах муниципальных образований Алтайского края способствует организация работы по оказанию Управлением правовой и методической помощи органам местного самоуправления по разработке модельных и индивидуальных проектов уставов. Как правило, все представляемые для государственной регистрации уставы разработаны на основе модельных проектов.

Вместе с тем, в практике работы Управления имели место случаи принятия решений об отказе в государственной регистрации уставов в связи с наличием в них коррупциогенных факторов. Так,

по результатам проведенной в 2018 году антикоррупционной экспертизы поступивших для государственной регистрации документов, в уставах 3-х сельских поселений Немецкого национального района был выявлен коррупциогенный фактор -широта дискреционных полномочий, выразившийся в наличии дублирующих полномочий представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления. В 2020 году коррупциогенный фактор (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции) выявлялся в муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав 1 сельского поселения Первомайского района. После устранения коррупциогенных факторов данные муниципальные акты вновь поступили в Управление и были зарегистрированы.

В число субъектов, которые проводят антикоррупционную экспертизу, включены также институты гражданского общества и граждане, аккредитованные на проведение независимой экспертизы.

В соответствии с приказом Минюста России от 29.03.2019 № 57 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» [4] получить аккредитацию в качестве независимого эксперта могут:

1) граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, за исключением: граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость; граждан, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия; граждан, осуществляющих свою деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

2) юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников, удовлетворяющих требованиям, установленным подпунктом 1 настоящего пункта, за исключением: международных и иностранных организаций; некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Срок действия аккредитации независимого эксперта составляет 5 лет.

Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение ан-

тикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, размещен на официальном сайте Минюста России https://minjust.gov.ru/ru/ (раздел «Деятельность» подраздел «Экспертиза нормативных правовых актов»).

В указанном реестре содержатся данные об аккредитованных Минюстом России 459 юридических лицах и 2983 физических лицах. На территории Алтайского края действуют 8 независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, в том числе 6 физических лиц и 2 юридических лица.

На основании подпункта «б» пункта 7.1 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 [5], копии заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, проектов уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований направляются в соответствующие территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.

Следует отметить, что в Алтайском крае деятельность независимых экспертов пока не получила масштабного развития. За весь период существования данного института ими проведена антикоррупционная экспертиза незначительного количества нормативных правовых актов и их проектов (не более 100). При этом, коррупциогенные факторы выявлялись не во всех просмотренных экспертами документах.

При поступлении копий экспертных заключений Управлением изучаются выводы независимых экспертов о наличии коррфакторов в нормативных актах края, при необходимости в отношении данных актов проводится повторная экспертиза. Так, по результатам рассмотрения заключений, согласившись с выводами независимых экспертов, в 2022 году Управление составило экспертные заключения о наличии нарушений в 2 нормативных актах, принятых органами исполнительной власти края - приказе Министерства здравоохранения Алтайского края от 14.03.2022 № 115 «Об утверждении Порядка посещения священнослужителями пациентов в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края» [6], приказе управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от

10.06.2021 № 43/Пр/50 «Об утверждении Положения о присуждении отличительного знака «Объект образцового содержания и сервиса придорожной инфраструктуры Алтайского края» [7].

Благодаря совместным усилиям Управления и независимых экспертов, в названных нормативных актах нарушения были устранены.

Полагаю, что работа институтов гражданского общества по проведению независимой антикоррупционной экспертизы, учитывая то, что независимые эксперты, имея любое высшее образование, являются специалистами в различных областях жизни, должна способствовать повышению качества принимаемых органами власти всех уровней правовых документов.

Управление, в свою очередь, готово поделиться с независимыми экспертами накопленным опытом выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах Алтайского края и взаимодействия с правотворческими органами по вопросу устранения из них коррупционных положений.

Библиографический список:

1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

2. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

3. Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований: Приказ Минюста России от 01.04.2010 № 77 // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

4. Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации: Приказ Минюста России от 29.03.2019 № 57 // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

5. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

6. Об утверждении Порядка посещения священнослужителями пациентов в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края: Приказ Министерства здравоохранения Алтайского края от 14.03.2022 № 115 // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

7. Об утверждении Положения о присуждении отличительного знака «Объект образцового содержания и сервиса придорожной инфраструктуры Алтайского края»: Приказ управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 10.06.2021 № 43/Пр/50 // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.