Научная статья на тему 'О полномочиях полиции по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов'

О полномочиях полиции по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЛИЦИИ" / LAW "ON POLICE" / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЦИИ / EXCLUSIVE AUTHORITIES OF FEDERATION / СОВМЕСТНОЕ ВЕДЕНИЕ РОССИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ / JOINT CONDUCT OF RUSSIA AND ITS SUBJECTS / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / PUBLIC ORDER / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аникин Сергей Борисович

В статье анализируется Федеральный закон «О полиции» с позиций формализации полномочий данного органа исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аникин Сергей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Powers of the Police on Joint Jurisdiction Russian Federation and its Subjects

Law “On Police” is analyzed from the point of view of authorities’ formalization of this organ of executive power in accordance with the Constitution of the Russian Federation. Constitution of the RF allocates three levels of legal regulation: federal, regional and municipal, on which law enforcement activities of OVD is implemented.

Текст научной работы на тему «О полномочиях полиции по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов»

родского института управления, доктора юридических наук К.В. Черкасова на тему конфликта интересов в сфере государственных закупок. Отдельные вопросы организация государственной гражданской службы в РФ освещены заведующим кафедрой административного и уголовного права Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, доктором юридических наук, профессором Э.Г. Липатовым; профессор кафедры административного и муниципального права СГЮА, доктор юридических наук С.Б. Аникин посвятил свое выступление приоритетам и перспективам участия граждан в охране общественного порядка; вопросы правовой природы разрешительных правоотношений стали предметом выступления профессора кафедры административного и муниципального права СГЮА, кандидата юридических наук, профессора Ю.Н. Мильшина; докторант кафедры административного и муниципального права СГЮА, кандидат юридических наук, доцент Ю.В. Соболева посвятила свое выступление вопросам общественного контроля; заместитель заведующего кафедры административного и муниципального права СГЮА, кандидат юридических наук, доцент А.В. Колесников сосредоточился в докладе на проблемах реализации функции охраны общественного порядка органами местного самоуправления; вопросы, связанные с перспективами развития межмуниципального сотрудничества затронул доцент кафедры конституционного и муниципального права Тюменского государственного университета, кандидат юридических наук Д.О. Тепляков; системе государственно-значимой информации ограниченного доступа посвящено выступление доцента Института права, социального управления и безопасности ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», кандидата юридических наук Г.Г. Камаловой.

Хочется надеяться, что в представленных материалах читатель найдет перспективные идеи, интересные рассуждения, полезные предложения, которые будут использованы для совершенствования действующего законодательства.

С.Б. Аникин

О ПОЛНОМОЧИЯХ ПОЛИЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

В статье анализируется Федеральный закон «О полиции» с позиций формализации полномочий данного органа исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ.

Ключевые слова: Федеральный закон «О полиции», исключительные полномочия Федерации, совместное ведение России и ее субъектов, общественный порядок, общественная безопасность.

S.B. Anikin

THE POWERS OF THE POLICE ON JOINT JURISDICTION RUSSIAN FEDERATION AND ITS SUBJECTS

Law "On Police" is analyzed from the point of view of authorities' formalization of this organ of executive power in accordance with the Constitution of the Russian Federation. Constitution of the RF allocates three levels of legal regulation: federal, regional and municipal, on which law enforcement activities of OVD is implemented.

Key words: Law "On Police", exclusive authorities of Federation, joint conduct of Russia and its subjects, public order, public safety.

© Аникин Сергей Борисович, 2014

Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия), e-mail: [email protected] 21

Современное федеративное государственно-территориальное устройство России ставит перед Федеральной исполнительной властью комплекс задач, решение которых служит свидетельством зрелости складывающихся в государстве федеративных отношений, среди которых можно выделить следующие: а) обеспечение организации государственного управления, соответствующего конституционным целям и задачам в объеме всей Федерации; б) создание объективных условий для формирования основ государственного управления в субъектах Федерации; в) сочетание интересов федерации с экономическими, географическими, социально-демографическими и т.п. особенностями каждого субъекта Федерации; г) объединение и консолидация управленческого, экономического и духовного потенциала Федерации через государственно-правовой институт - совместное ведение России и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 77 Конституции России современная российская модель управления предметом совместного ведения интегрируется в единую систему исполнительной власти. Органы государственной исполнительной власти федерального и регионального уровней, исполнительные органы местного самоуправления, осуществляя практическую деятельность по реализации предмета совместного ведения в его полном объеме, образуют исполнительную вертикаль1. Таким образом, совместное ведение как комплексный государственно-правовой институт выступает центральным звеном в системе государственно-властных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. Единая система исполнительной власти включает также и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, т.к. практическая реализация предмета совместного ведения находит свое логическое завершение в реализации полномочий органов местного самоуправления.

Вышесказанное означает, что развитие сфер государственного управления в условиях федеративного государства неизбежно сопряжено с необходимостью определения законодательных и исполнительных полномочий центральной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Особенно сложно протекают эти процессы в условиях недостаточной конституционной четкости закрепления функциональной, материально-отраслевой и нормативно-отраслевой структуры предметов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее территорий. Осложняется деятельность такого рода нечеткой позитивно-правовой конституционной формализацией полномочий субъектов правового регулирования разного уровней (федерального и регионального) и отсутствием предметного конституционного разграничения полномочий между органами государственной власти по вертикали по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В полной мере это относится и к вопросам деятельности полиции в условиях современной федеративной организации России.

В соответствии с конституционными положениями (ст. 71, 72 и 76 Конституции РФ) правовая основа деятельности полиции рассредоточена по предметам исключительного ведения Федерации и совместного ведения России и ее субъектов. К примеру, вопросы борьбы с уголовно наказуемыми деяниями и уголовно-процессуальной деятельности полиции относятся к исключительным федеральным полномочиям, а обеспечение общественной безопасности, законодательство об административных правонарушениях входят в предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В то же время функция государственного управления по защите прав и свобод человека и гражданина пронизывает государственные полномочия всех уровней

власти и федерального, и совместного ведения. Данная функция для деятельности полиции является системообразующей. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (в ред. от 3 февраля 2014 г.)2 рассматривает защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве функционального элемента, положенного в основу построения системы органов внутренних дел.

Таким образом, отраслевое содержание сферы деятельности полиции представляет собой комплекс общественных отношений позитивно-правового характера, государственное регулирование которых осуществляется как в рамках исключительных полномочий Российской Федерации, так и в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов.

В соответствии с Законом «О полиции» федеральному правовому регулированию подлежит полностью вся деятельность полиции, в частности:

определяется место полиции в единой централизованной системе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, ее состав и структура, порядок формирования, основные направления и правовые основы деятельности и т.д.;

регулируются вопросы взаимодействия полиции с органами государственной власти и местного самоуправления, гражданами, институтами гражданского общества;

закрепляются обязанности и права, государственно-правовой статус сотрудника полиции и т.д.

Федерально-централизованное нормативно-правовое регулирование деятельности полиции предполагает:

а) федеральную правовую основу деятельности полиции (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, акты федерального органа ш исполнительной власти в сфере внутренних дел); н

б) вертикально соподчиненную единую федеральную систему органов ис- С

а

полнительной власти в сфере внутренних дел, объединяющую под единым Т

о

руководством федеральные и территориальные органы исполнительной власти к

о

в сфере внутренних дел. о'

Централизация государственного управления деятельностью полиции по- | зволяет сконцентрировать управленческие усилия в едином федеральном цен- в

тре для достижения наиболее экономичным и эффективным способом целей, нн

о

поставленных перед отраслью Конституцией РФ и федеральным законодатель- Ю ством на всей территории России. В то же время необходимо избежать побочных и

негативных последствий такого рода централизации, т.к. в соответствии с ч. 2 с

к

ст. 76 Конституции РФ по вопросам совместного ведения Российской Федерации а и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с д

е

ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. |

В настоящее время субъектами Федерации принят значительный объем зако- № нодательных актов в сфере охраны общественного порядка. В первую очередь это 99 законодательство об административных правонарушениях. Закон «О полиции» 22 в п. 2 ст. 3 определяет, что полиция в своей деятельности руководствуется зако- 4 нами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции. Верховный Суд РФ, формулируя свою позицию по данному вопросу, отмечает, что Федеральный законодатель, включая законы субъектов Федерации об административной ответственности в систему законодательства об административных правонарушениях, установил объем и пределы нормотворческих полномочий субъекта 23

России в этой сфере. Определение органов, правомочных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, осуществляется законодателем субъекта РФ в соответствии с положениями ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Это дает основание для вывода, что законодатель субъекта Федерации не может наделять должностных лиц органов полиции полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта РФ3.

Очевидно, такая формулировка выводит за скобки полномасштабную реализацию законодательства субъектов Федерации по вопросам охраны общественного порядка административно-юрисдикционными средствами, в т.ч. и мерами административного принуждения, правом на применение которых наделены органы полиции и их должностные лица.

Рассматривая проблему с этих позиций, представляется целесообразным более детальное урегулирование в Законе «О полиции» порядка взаимодействия полиции и органов государственной власти субъектов РФ вопросов реализации законодательства об административных правонарушениях, принимаемого субъектами.

1 См.: Чиркин В.Е. Конституционное право России. М., 2008. С. 280.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900; 2014. № 6, ст. 559.

3 См.: Определение Верховного Суда РФ от 26 февраля 2014 г. № 52-АПГ14-1 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Алтай от 25 октября 2013 г., которым удовлетворено заявление о признании не действующим п. 2 ч. 1 ст. 104 Закона Республики Алтай от 24 июня 2003 г. № 12-8 "Об административных правонарушениях в Республике Алтай"» в части наделения должностных лиц органов внутренних дел (полиции) полномочием по составлению протокола об административном правонарушении». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

О.В. Гречкина

АДМИНИСТРАТИВНАЯ СУДЕБНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье анализируется содержание административной судебной юрисдикции. Отмечено, что она является составной частью правосудия и в настоящее время осуществляется в порядке административного судопроизводства по правилам нескольких нормативных актов. Обосновывается мнение о том, что современная модель законодательства об административной ответственности неоправданно включает материальные и процессуальные нормы.

Ключевые слова: административная судебная юрисдикция, административная ответственность, административное судопроизводство.

O.V. Grechkina

ADMINISTRATIVE JUDICIAL JURISDICTION: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Article is devoted to the analysis of the maintenance of administrative judicial jurisdiction. It is noted that it is a component of justice and now is carried out as administrative legal proceedings by rules of several regulations. The opinion of the author that the modern model of the legislation on administrative responsibility unfairly includes a material and legal procedure is expressed.

Keywords: administrative judicial jurisdiction, administrative responsibility, administrative legal proceedings.

© Гречкина Ольга Владимировна, 2014

Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой конституционного и административного права (Южно-Уральский государственный университет); e-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.