Научная статья на тему 'О политической апатии современной молодежи в России'

О политической апатии современной молодежи в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1633
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПАТИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИКА / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ВЛАСТИ / APATHY / YOUTH / POLITICS / INFORMAL PRACTICES OF POWER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Подхомутникова М. В.

Статья освещает тему политической апатии российской молодежи. Сегодняшняя ситуация настолько очевидно формирует апатию в обществе, что возникла нужда в описании и объяснении этого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About political apathy of modern youth in Russia

The article highlights the theme of political apathy of Russian youth. The current situation is so obviously creates apathy in society, that there was need for a description and explanation of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «О политической апатии современной молодежи в России»

УДК 32:316.346.32-053.81

Подхомутникова Марина Викторовна

Podhomutnikova Marina Victorovna

кандидат политических наук, преподаватель кафедры истории и культурологии

Кубанского государственного университета тел.: (918) 989-14-84

Candidate of Political Sciences,

lecturer of the chair of history and culturology, Kuban State University

tel.: (918) 989-14-84

О ПОЛИТИЧЕСКОЙ АПАТИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ

ABOUT POLITICAL APATHY OF MODERN YOUTH IN RUSSIA

Аннотация:

The summary:

Статья освещает тему политической апатии российской молодежи. Сегодняшняя ситуация настолько очевидно формирует апатию в обществе, что возникла нужда в описании и объяснении этого явления.

The article highlights the theme of political apathy of Russian youth. The current situation is so obviously creates apathy in society, that there was need for a description and explanation of this phenomenon.

Ключевые слова:

апатия, молодежь, политика, неформальные практики власти.

Keywords:

apathy, youth, politics, informal practices of power.

Под апатией понимают отношение индивида к политике и политической деятельности, основными чертами которого выступают пассивность и отсутствие интереса к этой сфере жизни общества. Позицию апатии могут разделять как люди, довольные своим положением, своим социальным статусом и считающие его достаточно прочным и устойчивым, а потому не видящие особой необходимости в каких-то дополнительных действиях по поддержке своего существующего положения, так и граждане, недовольные своим положением по самым разным основаниям: в силу разуверенности, отсутствия, по их мнению, возможностей изменения существующего положения [1, с. 8]. Наиболее распространенной формой апатии является воздержание от действий.

Политическая апатия стала охватывать российское общество в 1990-е гг. В силу этого и стал возможен в России «золотой век» политтехнологий, которые эффективны именно в условиях, когда большинству населения все равно, кому будет принадлежать власть. Политическая апатия - это бесстрастное отношение к политике, к выборам. Она породила опасения, из-за которых был отменен нижний порог явки. Но вот любопытные данные. На выборах в Думу в 1995 г. явка составила 64,5 %, в 2003-м - 55,7 %, в 2007-м - 63 %. Снижение минимальное. Отмену порога можно определить так - институционализация политической апатии населения. Была стихийной - теперь узаконили: можете не ходить, ничего страшного.

Снижение интереса к политике сопровождается отчетливо выраженной тенденцией деидеологизации как населения в целом, так и молодежи. С 1997 по 2007 г. сократилось число приверженцев всех основных идейно-политических течений современной России -«левых», «правых», «центристов», «национал-патриотов». В наибольшей степени в глазах молодежи потускнела идеология «центризма», претендующая на нахождение некоего синтеза, вбирающая в себя «все хорошее» и отбрасывающая «все плохое» других идеологических доктрин. И, напротив, с 41 до 58% выросло число тех, кто себя никак идеологически не идентифицирует [2].

То, что современная российская молодежь не интересуется политикой, сообщили социологи, проводившие опрос молодежи в январе 2010 г. на тему «Интересы и досуг совре-

менной российской молодежи» [3]. Более 70 % молодых людей в возрасте 16-20 лет деполитизированы. На первой позиции рейтинга интересов у молодежи стоит музыка, за ней следует сфера Интернета и игр, затем идет кино. Молодые люди легко могут перечислить новые музыкальные композиции, разбираются в режиссерах и актерах, им известны все крупные кинопремьеры. Но если задать молодому человеку вопрос, касающийся экономической или политической жизни страны, то четкого мнения и ясного ответа услышать не придется.

Молодежь составляет почти треть населения России. Значительная часть из них демонстрирует политическую пассивность. Например, при участии в выборах, по статистике, самая низкая явка на избирательные участки наличествует у представителей возрастной группы от 18 до 25 лет. Хроническое нежелание участвовать на выборах -уже давно распространенное явление в молодежной среде. Хотя, может быть, подобная аполитичность и является своеобразной формой гражданского участия. Сегодня 55 % учащихся и студентов затрудняются ответить на вопрос, кто был прав в августовские дни 1991 г., а самый частый среди 18-24-летних ответ (как и в остальных возрастных группах) - ни те, ни другие (39 %; в родительском поколении 40-50-летних этот показатель составил 53 %) [4, с. 71].

Невысокий интерес молодежи к политике во многом объективно обусловлен. Прежде всего тем, что спектр жизненных интересов, особенно подростков и юношества, локализован на проблеме вхождения во взрослую жизнь, а социальный опыт ограничивается пока межличностными и внутрисемейными коммуникациями. Но по мере увеличения социальных связей (институт, армия, работа и т. д.) происходит перераспределение жизненных интересов в сторону общественного и политического участия.

У самой молодежи существует ряд мнений на тему своего безразличия к политике и власти. Молодые люди на различных форумах, блогах, таких как: www.liveinternet.ru, vip.karea.ru, forum.urup.ru, www.intellectuals и других, пишут о том, что «Что ни делай - ничего не изменится. (Голосуй не голосуй, все равно получишь своего президента)». Состояние безысходности, несовершенства законов и власти порождает апатию молодежи.

Утверждать, что аполитичность современной молодежи носит тотальный характер, было бы неправильно. Более трети молодых россиян (34 %) регулярно смотрят новости по телевидению, а еще 60 % - иногда делают это. Каждый десятый (11 %) живо интересуется аналитическими программами о современной политической и экономической жизни страны, а еще 51 % опрошенных эти программы смотрят эпизодически. Более четверти молодых россиян (28 %) постоянно читают печатную периодику (газеты, журналы) [4, с. 71]. Учитывая то, что многие черпают информацию из Интернета, становится очевидным, что современная молодежь «в курсе» того, что происходит как в стране, так и за ее пределами. Другое дело, что у современной молодежи помимо политики есть множество других сфер и областей приложения своей энергии и активности. Это и учеба, и создание семьи, и выбор профессии.

В России до недавнего времени молодежью всерьез интересовались разве что экстремистские организации типа скинхедов, нацболов и т. д. При федеральных партиях были молодежные организации - комсомол, молодежное «Единство», «Соколы Жириновского» и т. д., - но заметной роли в российской политике они не играли. Теперь ситуация начинает меняться. Об этом, в частности, свидетельствует стремительный рост популярности «Молодой гвардии Единой России» и недавно созданного молодежного движения «Наши».

Увлечение идеологией стало для российской молодежи новой модой. Одни вступают в партии и движения, потому что не хотят мириться с несправедливостью, другие -чтобы пробиться во власть и сделать карьеру. Однако членство в оппозиционных органи-

зациях может поставить крест на будущем молодого человека. А в «респектабельных» движениях ребят при столкновении с реальной политикой часто ждет крах юношеских иллюзий, так как они быстро узнают, «насколько все это прагматично и цинично». Эксперты уверены, что это увлечение преходяще, а потому большинство активистов вне зависимости от идеологии «в будущем превратятся в одних и тех же обывателей».

В целом, можно констатировать, что массового «прихода» молодежи в политику не предвидится. Особо драматизировать этот факт не следует, поскольку сегодня в стране есть предпосылки для роста доли молодых россиян, ориентированных в первую очередь на реализацию групповых интересов и ценностей форм участия, которые позволят соединить жизненную энергию, направленную на индивидуальную личностную самореализацию с потенциалом общественной и гражданской активности.

Трансформация политического пространства современной России обусловила снижение актуальности мобилизационных практик, объектом которых оказывается молодежь. Вне зоны контроля остается значительный сегмент социальной жизни молодого поколения - повседневные политические практики. Это обстоятельство - основание для популярного в политических кругах тезиса о политической апатии нынешней молодежи, отсутствии у нее гражданского и правового сознания. Первое поколение граждан свободной России, по некоторым оценкам, признается потерянным для активной политической жизни. В.Т. Лисовский [5, с. 20] придерживается той точки зрения, что в период трансформационных процессов в России у молодежи возник ценностный вакуум.

Сегодня молодежь достаточно хорошо осведомлена о теневых экономических практиках и готова их поддерживать. Сама же теневая сторона экономической деятельности рассматривается как неотъемлемый атрибут (нормативный стандарт) рыночной экономики и не вызывает отторжения у молодежи. Неформальная сфера предстает в образе взятки, которая в российском обществе воспринимается уже как своеобразная «культурная норма». А.И. Кирпичников [6, с. 257] указывает, что нормативное отношение к взяточничеству в общественном сознании формируется средствами массовой информации.

На наш взгляд, произошло следующее: молодежь остро ощущает разрыв между словом и делом. Реальные практики «кулуарных, кухонных» разговоров старших, внешняя поддержка партии на собраниях и заседаниях наряду с другими причинами подрывали и углубляли неверие в правоту дела старших; активное развитие общества потребления, в результате которого молодежь превращается в потребителей, пусть и умных, любознательных, осведомленных, но все же потребителей, которые не желают заглянуть в новостную ленту; неверие в то, что можно что-то изменить в политической жизни страны и множество других факторов влияют на развитие апатии молодежи к политике.

Нынешняя молодежная политика, к сожалению, ориентирована в первую очередь на «телевизионную картинку» и PR, а не на саму молодежь. Да и сами организации борются в основном не за сторонников, а за внимание прессы. Неудивительно, что такая виртуальная деятельность полувиртуальных объединений привлекает малое число молодых людей.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что современная российская молодежь в целом мало интересуется политикой. Большинство представителей поколения 1990-х гг. отдают предпочтение деловой карьере и личному успеху. Лишь немногие видят связь между своей жизнью и политическими процессами, происходящими в государстве и, шире, в обществе. Тем не менее в последнее время все большей становится прослойка политически и граждански активной молодежи. В ее ряды вовлекаются в основном студенты в крупных городах, а также молодые специалисты и старшеклассники.

Массовой политизированности еще нет, но количество и активность различных клубов, групп и молодежных организаций растет.

Естественно, что молодежь зачастую смотрит иначе, чем их родители, как на современную политику, так и на прошлое, особенно недавнее. Молодежь ко всему относится более лояльно. То есть при всех издержках современной жизни молодежь не склонна к ее тотальному отрицанию.

Ссылки:

1. Политическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1 / рук. проекта Г.Ю. Семигин. М., 1999.

2. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты : аналит. докл. / РАН ; Ин-т социологии. М., 2007.

3. Федоров В. Политизация молодежи,

омоложение политики. URL:

http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=1379 (дата обращения: 21.11.2011) ; Молодежь и политика. URL: http://wciom.ru/arkhiv (дата обращения:

21.11.2011).

4. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.

5. Кирпичников А.И. Российская коррупция. СПб., 2004.

References (transliterated):

1. Politicheskaya entsiklopediya. In 2 vols. Vol. 1 / head of the project G.Y. Semigin. M., 1999.

2. Molodezh' novoy Rossii: obraz zhizni i tsen-nostnye prioritety : analit. dokl. / RAN ; In-t sotsiologii. M., 2007.

3. Fedorov V. Politizatsiya molodezhi,

omolozhenie politiki. URL:

http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=1379 (date of access: 21.11.2011) ; Molodezh' i politika. URL: http://wciom.ru/arkhiv (date of access:

21.11.2011).

4. Lisovskiy V.T. Dukhovniy mir i tsennostnye orien-tatsii molodezhi Rossii. SPb., 2000.

5. Kirpichnikov A.I. Rossiyskaya korruptsiya. SPb., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.