Научная статья на тему 'О походе русско-французских войск в Индию'

О походе русско-французских войск в Индию Текст научной статьи по специальности «История и археология»

1305
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иголкин И. Ю.

Статья посвящена походу русско-французских войск в Индию в 1801 году. Появление этого плана было связанно с ухудшением отношений между Россией и членами антифранцузской коалиции: Англией и Австрией, а также с политическими изменениями во Франции (переворот 18 брюмера). Наполеоном был разработан и предложен российскому императору Павлу I план похода в Индию. Из-за разногласий между сторонами, этот план так и не был претворен в жизнь. Вместо этого, Павел I самостоятельно направил казаков на покорение Индии. В результате дворцового переворота 12 марта 1801 г. император Павел I был убит. Новый император Александр I вернул казаков на родину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Russia-French Expedition to India

The article deals with the Russia-French expedition to India in the year of 1801. The appearance of this project was connected with deterioration of the relations between Russia and the members of the anti-French coalition, they are: England and Austria, and also the political changes in France (coup d`etate of 18 brumaire). The project of the expedition in India was developed by Napoleon and was proposed to the Russian emperor Paul I. Due to the disagreement between the sides, this plan was not realized. Instead of this, Paul I sent Cossacks to conquer India. As a result of revolution of the 12 of March of 1801 Paul I was killed. The new emperor Alexander I returned Cossacks home.

Текст научной работы на тему «О походе русско-французских войск в Индию»

УДК 94 (100) 654

О ПОХОДЕ РУССКО-ФРАНЦУЗСКИХ ВОЙСК В ИНДИЮ

И. Ю. Иголкин

Воронежский государственный университет

Статья посвящена походу русско-французских войск в Индию в 1801 году. Появление этого плана было связанно с ухудшением отношений между Россией и членами антифранцузской коалиции: Англией и Австрией, а также с политическими изменениями во Франции (переворот 18 брюмера). Наполеоном был разработан и предложен российскому императору Павлу I план похода в Индию. Из-за разногласий между сторонами, этот план так и не был претворен в жизнь. Вместо этого, Павел I самостоятельно направил казаков на покорение Индии. В результате дворцового переворота 12 марта 1801 г. император Павел I был убит. Новый император Александр I вернул казаков на родину.

Поход русско-французских войск в Индию в конце царствования Павла I, а также экспедиция казаков с целью завоевания этой британской колонии являются недостаточно изученными в современной историографии. Идея завоевания Индии силами казаков воспринимается историками как нереальная и труднодостижимая. По этой причине анализу данных экспедиций отводилось незначительное место в работах, посвященных царствованию Павла I.

В дореволюционной историографии эти походы рассматривались с негативной точки зрения.

А. Г. Брикнер, К. Валишевский, Н. К. Шилдер, Л. Юдин в своих работах писали о лишениях и тяготах, переносимых казаками по пути к Инду, о бесперспективности этого похода, о невыполнимости поставленных перед атаманом Орловым задач, а также об отсутствии у казаков карт. По их мнению, сам факт организации этой экспедиции являлся подтверждением сумасшествия Павла I [5; 6; 16; 19].

В то же время, другая группа исследователей, таких как Д. А. Милютин, Е. С. Шумигорский, рассматривала этот поход как тщательно продуманную военную кампанию, направленную против Англии. В качестве основного тезиса, доказывающего серьезность намерений Павла I, ими приводился следующий аргумент: в разработке плана экспедиции в Индию принимал участие сам Наполеон. О серьезности планов Петербурга и Парижа говорил, по мнению исследователей, факт активной переписки по этому вопросу между российским императором и первым консулом, опубликованный П. Б. Бартеньевым в «Русской старине» и А. Трачевским в Сборнике Русского исторического общества, а также беспокойство Лондона по поводу военных приготовлений союзников [10; 1; 2; 3; 15; 17].

© Иголкин И. Ю., 2007

В советское время указанной темой занимались С. Б. Окунь, А. З. Манфред, Н. Я. Эйдельман. В своей обстоятельной работе, посвященной истории России конца XVIII — первой четверти XIX веков, С. Б. Окунь подробно исследовал все доступные ему документы. На основе исторических параллелей (походов Александра Македонского и Надир-Шаха в Индию), а также анализа материалов, посвященных подготовительным мероприятиям России и Франции, он пришел к выводу о возможности претворения этого похода в жизнь [12].

В 80-е годы эту тему исследовал Н. Я. Эйдельман в своей книге «Грань веков», посвященной политической истории России конца XVIII века — начала XIX. Он, опираясь на неизданные ранее архивные материалы, показал различные аспекты подготовки России к этому походу [18].

А. З. Манфред в монографии, посвященной Наполеону, рассматривал эту экспедицию в контексте англо-французского соперничества за господство над Востоком и давним стремлением Франции подчинить себе Индию [9].

Современные исследователи Павловской эпохи, В. М. Безотосный, В. А. Захаров, А. М. Песков, Р. Светлов считали, что в основе русско-французской экспедиции в Индию лежало стремление Наполеона нанести удар по могуществу Великобритании. Англо-русское соперничество, обострившиеся к тому времени, сделало Павла I естественным союзником Франции, также мечтавшим сокрушить могущество Англии, что и обусловило создание проекта совместного покорения Индии [4; 7; 14; 13].

Появление плана похода русских войск совместно с французскими в Индию было обусловлено развитием международных отношений в 1800—1801 гг., а именно, резким обострением русско-австрийских и русско-английских проти-

воречий, успехами французских войск в Италии и Германии, государственным переворотом 18 брюмера во Франции.

К 1800 г. отношения между Россией, Англией и Австрией, бывшими союзниками по второй ан-тифранцузской коалиции, обострились. Причиной этого стало несовпадение целей членов коалиции.

В результате итальянского похода А. В. Суворова Австрия вернула себе контроль над Северной Италией, но, видя в русских войсках преграду к установлению своего господства над всей Италией, австрийцы стремились выдворить российскую армию в Швейцарию. Преждевременный уход австрийских войск оттуда привел к поражению находившегося у Цюриха российского корпуса генерала А. М. Римского-Корсакова. После этого поход через Швейцарию во Францию оказался бессмысленным и Суворову для спасения своей армии пришлось с тяжелыми боями отступать через Альпы. Последней каплей, переполнившей чашу терпения российского императора, стало оскорбление, нанесенное австрийцами русскому флагу в итальянском городе Анкона1.

Отношения России с Англией обострились в связи с неудачей русско-английской экспедиции в Голландию. Кроме того, решающее значение имели противоречия между Россией и Англией в вопросах торгового судоходства и прав нейтрального флага. Английская система контроля над морской торговлей, произвол британского флота на море наносили ущерб не только нейтральным, но и союзным державам и вызывали у них недовольство. Стремление англичан утвердиться в стратегических районах Средиземного моря — Мальта, Египет, Ионические острова — вступило в противоречие с интересами Российской империи в Восточном Средиземноморье. Наибольший гнев у Павла I вызвал захват англичанами Мальты 25 августа 1800 г. в нарушение всех договоренностей, существовавших между союзниками до этого. Таким образом, действия Англии создавали угрозу интересам России и Павел I ответил на них отзывом своих эскадр, разрывом дипломатических отношений, репрессиями против английской торговли, созданием второй лиги нейтральных государств2.

1 Анкона — итальянский город, взятый русскими и австрийским войсками. При размещение гарнизонов, по приказу австрийского командующего российский флаг был спущен, а гарнизон разоружен.

2 Первая Лига вооруженного нейтралитета была создана Екатериной II 27 февраля 1780 г. с подписанием декларации воюющим державам о защите прав нейтрального флага.

Россия начала готовиться к военным действиям [10, 666—669].

Разрыв с участниками антифранцузской коалиции привел к тому, что Павел I стал искать союзника для борьбы с Англией. Интерес российского императора к союзу с республикой проявился после переворота 18 брюмера, сделавшего Наполеона Бонапарта фактически единоличным главой государства. После победы над австрийцами в сражении при Маренго в июне 1800 г. Наполеон вернул Франции контроль над Италией, частью Германии и принудил Вену к заключению мира. В ответ на эти внутри- и внешнеполитические перемены во Франции Павел I заявил: «Теперь же в этой стране (Франции — И. И.) в скором времени водворится король, если не по имени, то, по крайней мере, по существу» [8, 68]. Таким образом, после длительных колебаний, по мнению А. З. Манфреда, Павел пришел к заключению, что государственные, стратегические интересы России должны быть поставлены выше отвлеченных принципов легитимизма и начал поиск союза с Францией [9, 358].

Однако и перед Наполеоном стояла проблема поиска нового союзника в борьбе с Англией. Он был первым, кто понял значение России для укрепления положения Франции. Его формула: «Франция может иметь союзницей только Россию» — содержала более глубокий и более общий смысл. Сближение с Россией, тем более союз с ней, было ценно само по себе — оно поднимало престиж республики в Европе, укрепляло ее авторитет, увеличивало ее политический вес, усиливало ее позиции в Европе и мире [9, 372].

Кроме того, интерес Наполеона к России был обусловлен англо-французским противостоянием. Англия была соперницей Франции в Борьбе за колонии и за влияние в Европе. Не имея мощного военно-морского флота, Франция могла сокрушить Великобританию лишь захватив Индию, потеря которой привела бы к полному краху Великобритании и изменила бы расклад политических сил в Европе. России в этих планах отводилась ключевая роль.

Идея захвата Индии занимала Наполеона еще до Египетской экспедиции. Придя к власти, он предложил российскому императору план совместных действий.

Цель экспедиции была ясна из первых строк этого плана: «Изгнать англичан из Индостана; освободить эти страны от британского ига; открыть новые пути промышленности и торговле просвещенных европейских наций, в особенности Франции» [2, 401].

В соответствие с планом Наполеона, 70-тысячный русско-французский корпус (половина французов, половина русских, из них 10-тысяч казаков) под командованием генерала А. Массена должен был за 120—130 дней (май — сентябрь 1801 г.) достичь берегов Инда. Планировалось что французские части соберутся на Дунае, русский флот перебросит их в Таганрог, а оттуда по Дону они прибудут к Царицыну. Затем по Волге дойдут до Астрахани, где к ним присоединятся русские войска. На это отводилось 80 дней. Далее объединенный экспедиционный корпус через Каспийское море направится в Астрабад, а оттуда двинется к правому берегу реки Инд [3, 216—217].

Естественно, Наполеон не мог не отдавать себе отчета в том, что на пути претворения в жизнь этого замысла встретиться немало трудностей. В этой связи он прямо задавал Павлу I вопрос о том, каким образом русско-французская армия «проникнет в Индию сквозь страны почти дикие, бесплодные, свершая поход в триста лье от Астрабада до пределов Индостана?». Павел I постарался рассеять его опасения, выразив надежду в успехе предполагаемой акции [2, 407—408].

В то же время, российский император не заключив союз с первым консулом Франции, решил без иностранной помощи захватить Индию и отдал приказ тайно готовится к Индийскому походу. В феврале 1801 г. по его приказу 41 полк донских казаков и две роты артиллерии (всего 22507 человек) отправились через оренбургскую степь на завоевание Индии. Но, преодолев за три недели 700 верст (в соответствии с докладом Орлова), казаки получили из Петербурга одно из первых повелений нового императора Александра I возвратиться на Дон.

Советский историк С. Б. Окунь, анализируя план Наполеона, заметил: «Нельзя не признать, что по выбору операционного направления план этот был разработан как нельзя лучше. Этот путь являлся кратчайшим и наиболее удобным. Именно по этому пути в древности прошли фаланги Александра Македонского, а в 40-х годах XVIII в. пронеслась конница Надир-шаха. Учитывая небольшое количество английских войск в Индии, союз с Персией, к заключению которого были приняты меры, и, наконец, помощь и сочувствие индусов, на которые рассчитывали, следует также признать, что и численность экспедиционного корпуса была вполне достаточной» [12, 86—87].

Другой советский историк, занимавшийся этим вопросом, Н. Я. Эйдельман обнаружил в архивах

французскую брошюру: «Заметки о смерти Павла I» («Notice sur la mort de Paul I»), вышедшую в 1806 г., показал ряд аспектов к подготовке этой экспедиции. Анонимный автор, очевидно французский агент или один из посланцев Наполеона в России, сообщает: «Я узнал во время моего пребывания в Петербурге детали Павловского (индийского) проекта». Речь шла о вспомогательном ударе против английских владений в Индии, дополняющем основное наступление. В этот план входило вооружить три корабля, находящихся в Петро-павловске-Камчатском, таким образом, чтобы они сделались боевыми фрегатами. Затем эти корабли должны были отправиться в Индийский океан и подавить английские суда, сосредоточенные в тех водах. К этому сообщению автор делает примечание (очевидно, так же основанное на прямой информации из компетентных петербургских кругов), что на доставку пушек в Петропавловск «нужно всего пять недель», что все необходимые материалы также предполагалось доставить на Камчатку «в течение довольно короткого срока, на санях» [18, 320].

Несмотря на исторические аналогии и тщательную подготовку к экспедиции, по мнению ряда историков, совместный русско-французский поход в Индию был авантюрой [4; 19]. В ходе осуществления такого проекта, по мнению П. Л. Юдина, «... вся победоносная армия его (т.е. Наполеона — И. И.), после двух-трех переходов по диким и безводным степям среди инородческого населения, враждебного всему европейскому, погибла бы неминуемо и безвозвратно» [19, 231].

Как было сказано выше, индийский план был нацелен на Англию. Одним из показателей того, насколько затея была серьезной, могут служить опасения англичан. «Тревога почти всеобщая, — сообщал из Лондона секретный прусский агент, — особенно после того, как узнали о приказе императора Павла трем русским фрегатам выйти с Камчатки и перекрыть нашу торговлю с Китаем». Далее описываются страхи английского общества по поводу того, что французы еще находятся в Египте. В конце письма рассматривается даже вопрос об экономических последствиях, которые будет иметь для Англии захват Индии противниками. Эта возможность считается вполне реальной и агент уверен только в способности англичан удержать Цейлон, где могут обосноваться военные корабли. В то же время агент противопоставлял испугу британской публики внешнее «спокойствие английского правительства» [18, 321].

Такое внешнее спокойствие объяснялось ожиданием благоприятной развязки. 11 марта 1801 г. Павел I был убит. Среди первых указов нового императора Александра I был рескрипт, подписанный 12 марта и отправленный генералу Орлову с повелением казакам немедленно возвращаться назад.

Стоит отметить, что со смертью Павла I идея завоевания Индии в союзе с Россией не была забыта Наполеоном. В царствование Александра I французский император не раз возвращался к ней, предлагая российскому императору совместный поход на Индостан [4, 2—8].

В заключении стоит отметить, что грандиозность плана первого консула, предложенная российскому императору, неоднократно вызывала скептические отзывы у историков. Его расценивали и как утопию, рожденную военно-политическими успехами, и как жест, имевший цель привязать к себе Павла I. Во всяком случае, несомненно, что этот план был ничем не хуже и не лучше других авантюр Наполеона — от Итальянского похода 1796 года до Иены, Континентальной блокады и войны 1812 года — авантюр, сделавших его величайшим полководцем и политиком в истории Европы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Опубликованные источники.

1. Письма императора Павла к атаману Войска Донского генералу-от-кавалерии Орлову-1 // Русская старина. — 1873. — Кн. 9. — С. 409—410.

2. Проэкт русско-французской экспедиции в Индию // Русская старина. — 1873. — Кн. 9. — С. 401—409.

3. Толстой Ю.В. План похода в Индию в том виде, как он был договорен между Бонапартом и Павлом I / Ю. В. Толстой // Русская старина. — 1876. — Кн. 15. — С. 216—217.

II. Исследования.

4. Безотосный В.М. Индийский проект Наполеона /

В. М. Безотосный // Император (военно-исторический альманах). — 2001. — № 2. — С. 2—8.

5. Брикнер А.Г. Смерть Павла I / А. Г. Брикнер. — М., 1907. — 162 с.

6. Валишевский К. Павел I: Сын Екатерины Великой / К. Валишевский. — М., 2003. — 540 с.

7. Захаров В.А. Мальтийский Орден и Россия /

B. А. Захаров. — М., 2006. — 528 с.

8. Клочков М.В. Павел и Франция / М. В. Клочков // Отечественная война и русское общество. — Т. 1. — М.,

1999. — С. 64—84.

9. Манфред А.З. Наполеон / А. З. Манфред. — М., 1989. — 776 с.

10. Милютин Д.А. История войны 1799 года между Россией и Францией в царствование императора Павла I / Д. А. Милютин. — СПб., 1857 — Т. 3. — 671 с.

11. Овчинников В.Д. Святой адмирал Ушаков (1745—1817) / В. Д. Овчинников. — М., 2003. — 511 с.

12. Окунь С.Б. История СССР (1796—1825) /

C. Б. Окунь. — Л., 1948. — 490 с.

13. ПесковА.М. Павел I / А. М. Песков // ЖЗЛ. — М., 2003. — 422 с.

14. Светлов Р. Индия / Р. Светлов. — Приложение к кн. Наполеон Бонапарт Египетский поход. — СПб.,

2000. — С. 406—415.

15. Трачевский А. Дипломатические сношения России с Францией в эпоху Наполеона I / А. Трачевский // Сборник Русского исторического общества (далее — Сб. РИО). — Т. 70. — СПб., 1910. — С. I—XLIV.

16. Шильдер Н.К. Император Павел I / Н. К. Шиль-дер. — М., 1996. — 425 с.

17. Шумигорский Е.С. Император Павел I. Жизнь и царствование / Е. С. Шумигорский. — СПб., 1907. — 252 с.

18. Эйдельман Н.Я. Грань веков / Н. Я. Эйдель-ман. — М., 2004. — 386 с.

19. Юдин Л. На Индию (По поводу небывалого похода атамана Платова) / Л. Юдин // Русская старина. — 1894. — Кн. 12. — С. 231—241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.