Научная статья на тему 'О подходе к разрешению проблемы организационно-управленческой деятельности в театрально-концертной сфере'

О подходе к разрешению проблемы организационно-управленческой деятельности в театрально-концертной сфере Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
159
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исаков Вячеслав Михайлович, Шур Эсфирь Борисовна

Статья посвящена формулированию подхода к актуальному вопросу организационно-управленческой деятельности в хореографическом искусстве, которое в соответствии с системным подходом является творческим сознательно и многократно моделируемым явлением. В силу функциональной и структурной сложности этого явления для обеспечения его единства назрела необходимость подготовки для этой сферы компетентных специалистов, программа обучения которых предлагается в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the formation of the approach to actual question of organization and management activity in a choreographic art. The choreographic art, according to the systematic approach is the consciously creative and many times modeled phenomenon. For the providing of phenomenon's unity the necessity of training of well-qualified specialists in this sphere is ripe. The reason is that the phenomenon has its functional and structural integrity. The training programme of these specialists is presented in the article

Текст научной работы на тему «О подходе к разрешению проблемы организационно-управленческой деятельности в театрально-концертной сфере»

В.М. Исаков, Э.Б. Шур

О ПОДХОДЕ К РАЗРЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНОЙ СФЕРЕ

Статья посвящена формулированию подхода к актуальному вопросу организационно-управленческой деятельности в хореографическом искусстве, которое в соответствии с системным подходом является творческим сознательно и многократно моделируемым явлением. В силу функциональной и структурной сложности этого явления для обеспечения его единства назрела необходимость подготовки для этой сферы компетентных специалистов, программа обучения которых предлагает-сяв статье.

Ключевые слова: хореографическое искусство, системный подход, организационно-управленческая деятельность, учебный план, менеджер.

Современные требования к образованию в новых общественно-экономических условиях обусловили актуальность одной из проблем современной культуры - взаимоотношений науки и искусства. Богатейший опыт, накопленный отечественной наукой в области истории и теории искусства, получил свое дальнейшее развитие в значительно расширившейся за последнее время сфере профессиональных интересов ученых-искусствоведов, обозначил новые объекты исследований: театрально-концертную сферу и театрально-художественное образование, особенно в вузах.

Идея комплексного подхода к изучению художественного творчества была выдвинута еще в 20-е годы. А.В. Луначарский1 говорил, что «единственная правильная точка зрения на всякую теорию искусства состоит в том, что она должна заключать в себе: а) физическую сторону, рассматривающую элементы этого искусства всеми экспериментальными и математическими способами;

б) физиологическую сторону, включая сюда, конечно, прежде всего рефлексологию, но также, разумеется, и строение

соответствующих органов, изучение соответствующих функций нервно-мозговой системы и, наконец,

в) социальную и социально-психологическую сторону, т. е. теорию данного искусства как социального явления и социального фактора». Уже в 70-е годы отмечалась плодотворность комплексных исследований искусства, что, особенно в последние годы, обусловило научное содружество многих областей знаний: эстетики, искусствоведения, психологии, математики, экономики, кибернетики, теории информации и других.

Особый интерес в системном исследовании театра представляет организационная сторона театрального дела. Изучение этой проблемы - не внезапно возникшая мысль и не просто дань времени, отмеченному нарастающим научным прогрессом, вхождением в мировое экономическое пространство и организационным изменением различных сфер производства. Целесообразность формирования самостоятельного раздела организационной науки, включающего театрально-концертную и образовательную сферы деятельности общества в различных видах искусства, который должен быть посвящен изучению принципов, методов и функций организации коллективного творческого труда и управления этим процессом, убедительно подтверждают исследования и практика в различных областях искусств. Проблема организации и управления всегда волновала представителей театрального искусства. И, несмотря на немногочисленность специальных работ по этой проблематике, вряд ли можно назвать имя крупного теоретика или практика театра, который в своей деятельности не обращал бы внимания на организационную сторону, особенно сценического искусства, как на одну из важнейших предпосылок коллективного художественного творчества. «А.Н. Островский, А.П. Ленский, Вл.И. Немирович-Данченко, А.И. Южин и другие выдающиеся деятели русского театра всегда уделяли большое внимание организационно-хозяйственным вопросам театра, - пишет Каа-рел Ирд2. - Одной из главных тем беседы Станиславского и Немировича-Данченко в «Славянском базаре» была организация

театрального дела. От этого зависело, быть или не быть высокому искусству. И когда я вспоминаю выступления наших ведущих мастеров театрального искусства <...>, то именно самые крупные из них всегда обращались и к организационным вопросам».

К.С. Станиславский рассматривал театральные коллективы как сложную единую систему, организованную определенными и существенными взаимосвязями. Он писал в 30-е годы: «Крупные организационные формы театрального искусства требуют прежде всего способного осуществить их, соответственно подготовленного и воспитанного состава. Этот состав я мыслю не как механическое соединение легко заменяемых частей, а как организационную систему, каждый элемент которой твердо знает свое место, сферу действия и лежащую на нем ответственность». Невозможно переоценить заслуги Вл.И. Немировича-Данченко в деле организационного укрепления русского театра. Многие его труды и выступления были посвящены вопросам организации коллективного творческого труда, театрального производства и управления. Говоря о театральном творчестве, Вл.И. Немирович-Данченко подчеркивал, что «это, во-первых, искусство само по себе, а во-вторых, организация его. Люди искусства и люди, организующие его». Не мыслил себе искусства театра вне определенной организационной структуры и В.Э. Мейерхольд. «Организационные вопросы - это очень важные вопросы, - говорил он. -С них нужно начинать. На них нужно заострять внимание».

Значительных успехов достигла мировая наука управления в последние десятилетия. Многие труды отечественных ученых, получившие широкую известность в стране и за рубежом, представляют собой глубокие теоретические исследования основных закономерностей организации и управления3, 4.

Невозможно определить границу между процессом коллективного художественного творчества и организацией театрального производства. «В театральном искусстве, - писал Г.А. Товстоногов, - вопросы творческие и организационные так взаимосвязаны, что, начиная разговор о творчестве, волей-неволей переходишь к организационным вопросам и наоборот»5.

театре тесно взаи освязан и взаи озависи худо е-ственное и выполняющее вспомогательные функции материальное производство. Процесс коллективного художественного творчества обеспечивают цеха и службы театра. Они изготавливают сценические аксессуары, обслуживают спектакли в процессе подготовки и показа их зрителю. Эту работу выполняют различные категории специалистов, от уровня деятельности которых в той или иной степени зависит эффективность основного производства, ради которого существует театр, - художественного творчества. По словам К.С. Станиславского, «все без исключения работники театра являются сотворцами спек-такля»6. Неравнозначна по своему удельному весу и различна по характеру участия в коллективном творчестве деятельность этих работников, неравномерна продолжительность их занятости в процессе создания и эксплуатации сценического произведения. Трудно измерить долю участия каждого из них в коллективном творческом труде, но всех в театре объединяет творческая атмосфера, творческий подход к делу, независимо от выполняемой ими работы.

Художественное творчество и планово-финансовая деятельность театра, работа обслуживающего персонала и технических цехов подчинены единой цели и являются составными частями театрального производства - процесса, который условно может быть назван творческо-производственным.

Конечный результат, цель деятельности театра составляет духовно-воспитательное воздействие на зрителя, достигаемое средствами сценического искусства. Зритель не является потребителем театральной продукции в утилитарном понимании; он - непосредственный участник процесса, объединяющего сценическое действие со зрительным залом.

Творческие успехи театра, уровень его производственно-финансовой деятельности, равно как и успешная деятельность любого другого предприятия, зависит от того, насколько четко организована его работа, насколько успешно осуществляется управление им.

Дальнейшие исследования в области организации и управления, подготовки квалифицированных кадров для театрально-концертной деятельности, реализуемые совместными усилиями деятелей науки и театра2, 3, дали бы возможность значительно организационно укрепить театрально-зрелищные предприятия, повысить эффективность руководства ими, разработать научно обоснованные методы управления ими в новых экономических условиях. Современная организация труда театрального производства и управления должна обеспечить условия для успешного развития духовно-художественной деятельности этих предприятий.

Руководствуясь вышеозначенной актуальной задачей, Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург) с 2004 года на кафедре методики организации образовательного процесса нетипового вуза стала вести подготовку по специальности «Менеджер исполнительских искусств», а в 2008 году по направлению «Хореографическое искусство» ввела подготовку бакалавров хореографического искусства по профилю «Менеджмент исполнительских искусств». На основе накопленного опыта подготовки таких профессий был разработан соответствующий учебный план, представленный ниже. На базе разработанного учебного плана по всем курсам обучения созданы рабочие учебные планы, отвечающие требованиям, предъявляемым к ним в вузах страны. Они положены в основу сегодняшнего учебного процесса.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН направления подготовки 070300 «Хореографическое искусство»

Степень «Бакалавр хореографического искусства» Профиль «Менеджмент исполнительских искусств»

Нормативный срок обучения - 4 года

Сводные данные по бюджету времени

Курсы Теоретическое Прак- Итоговая Кани- После- Всего

обучение, вклю- тика государст- кулы диплом-

чая экзаменаци- венная ныи

онные сессии аттестация отпуск

I 40 2 10 52

II 40 2 10 52

III 40 2 10 52

IV 38 2 2 2 8 52

Всего 158 8 2 32 8 208

О' о (О о ГОР О' оо о -о 07.1 о -о О' 'л о р и) О' в О гсэф. гсэ Шифр

о

1

Эстетика 1 я 1 1 История русской литературы ионально-региональный (вузовский компонент Русский язык и культура речи 1 Психология 1 ё к § 1 1 1 Отечественная история Физическая культура Английский язык Федеральный компонент р р в II "" И 9 Название дасщплины

£ 85 1 а! 8 СЛ 8 О' 5 о в 1800 Всего 8

и) -о О £ -О О £ -О О и^ о а -о о 403 176 ¡о 1 Всего и В А 9>

и) -о о £ -о о -о о и^ о -о о -о о & 1 о Я 2 Кс

I 403 I 176 I 579 Практические заняли 1 1 | и 1

8 в

и) о а Й ю о оо ю о к сл о в 'л £ 1 Само-сют-тель-ная работа

ю ю - *

ю ю ■й

ю а Н

Й 3 о

о ■Й

$

ГИЭ. написание и защита дипломной работы оо

и) - О зачет |

ю экзамен

Государственная итоговая аттестация 1 §

ьпнеэоеебдо огоюэьпфебгоэбох пп'пеепнегбо пообиод ¿1

гсэв Дисциплины и курсы по выбор,г ащ'бетт устанавливаемые вузам 270 14(1 140 130

01 КЬнцятщш современного естествознания 135 70 70 65 2 2 2

02 Психология творчеств;! и сульбы 135 70 70 65 2 2 6

ОВД ОЫИрПРОФЕОаКЖЛ.ПЫ1ЫЕ ддащшпшы 2 746 1536 1410 126 1070 140

ОПДФ Федеральный компонент 74 1 58 / 18 40 906 110

01 Испорти хореографического искусства 194 104 104 70 2 2 2 3 20

02 Хореография ХХ-ХХ1 вв. 68 36 36 32 2 4

03 Теория и пракптка акгерсюто мастерства в хореографии 72 36 20 16 36 2 6

04 История.щвыки

(МЛ История музыки 194 104 104 90 2 2 2 3

04.2 Музыка XX века 60 36 36 24 2 4

05 Псикуяа драмстжнескаго пкхтра и основы режиссуры

05.1 11стортгя руссюго и зарубежного театра 174 104 104 50 2 2 2 3 20

05.2 Основы режиссуры 66 36 36 30 2 4

06 История изофазитечьного иаа'сства агиография и история костюма

06.1 Исюрня юобразгпельного ис^ссгва 174 104 104 60 2 2 2 3 10

06.2 Осювы стетографии 59 34 34 20 2 5 5

06.3 История коспша 61 36 36 20 2 6 5

07 Анатомия, (¡»миология и основы медцщшы вхореографш 120 70 70 50 2 2 2

08 Хореограф! неское наследив и репертуар 198 104 104 74 2 2 2 6 20

09 Дисцшттьпрофтьнойлоддотхки:

09.1 - общая теория г-юкуссгва 260 140 140 100 2 2 2 2 5 20

09.2 - основы менеджмента в хореографии 130 70 70 50 2 2 4 10

03

съ

о

3 §

ь

ТЗ сл го О О (О

со

Шифр Название дисциплины Объем учебной работы студента в часах Распределение по семестрам Формы итогового контроля

Всего ОЗьем работы студента в часах с прегодавагелем Само- С10Я- тель-ная работ? 1 к Урс 2щ>с Зрс

1 2 3 4 5 6 7 8

Всего Лекции Практические ¡аняпк Ицдив, консультации ГИЭ. написание и защита дипломной работы зачет 1 экзамен 1 Государственная 1 итоговая аттестация

10 Высшая математика 184 ИМ 80 24 80 2 2 2 3

11 История экономической мькли 130 70 70 а) 2 2 6

12 Основы религиозной культуры 130 70 70 а) 2 2 2

ОЦЦР Нтцюналыюрегиональный, вузовский компонент 17 106 88 18 56 10

01 Безопасность жизнедеятельности 100 70 70 20 2 2 6 10

02 Источниковедение 72 36 18 18 36 2 2

ощв Диацииишы и курсы т выбору ащ дешт усптаемтемые егзам 00 17 1(Н 68 108 0

01 Исследование систем управления и системный анализ 120 68 34 34 52 4 1

02 Информационные технологии управления 180 ИМ 70 34 56 2 2 2 7 20

сд СПЕЩ1АЛЫ1ЫЕ У К1ДП1ЛИНЫ 3860 1920 1512 408 1542 398

СДФ Федератн,ш компонент 5 4 1 5 1064 188 994 78

01 Экономическая теория

01.1 Мжрожономика 68 34 34 34 2 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01.2 Макроэкономика 72 36 36 36 2 2

01.3 Обпщ теория экономики 68 34 34 34 2 3

01.4 Экономика культуры 72 36 36 36 2 4

00 о а тз

о §

о

ТЗ Л) 05

а: с

со 05 Л С

с

х §

съ

0 си тз

05 ■8-с -с 05

1

л) О

о §

05 Со

0 Сй 05

1 §

02 Менеджмент и маркетинг

02.1 ]УЬгеджмент 208 104 104 74 2 2 2 5 30

02.2 Маркетинг 208 104 104 74 2 2 2 5 30

03 Теория оргаш-ващш 140 70 36 34 60 2 2 6 10

04 Финансы, денежно« обращение и кредит 140 70 70 60 2 2 6 10

05 Бухгалтерский учет 140 70 36 34 60 2 2 6 10

06 Сшилика 68 34 18 16 34 2 5

07 Гралдавкое, админилрашвное, трудовое и финансовое право 208 104 104 94 2 2 2 5 10

08 Правовое регулирован® интеллектуальной собственности 68 34 34 34 2 7

09 Информатика 140 70 70 70 2 2 4

10 История театрально-концертного менед жмента в России и за рубежом 208 104 104 84 2 2 2 7 20

11 Планирован® и организаида творческо-производственного щхщесса 280 140 140 80 2 2 4 7 60

12 Управленгге персоналом в организащгах искусства 140 70 70 50 2 2 7 20

13 Театралы» здание 140 70 70 50 4 7 20

14 Основы НИР (предщтломный семинар) 156 68 34 34 30 4 7 58

СДР Нмшонатьно-регионатьный (бутовский) компонент 636 318 206 112 268 50

01 Теория м ]равлентгя 144 72 36 36 62 4 2 10

02 Магемяпиесюк метода исследования в экономике 72 36 18 18 36 2 4

03 Дркуменговедение 68 34 34 34 2 3

04 Мировая экономгжа 72 36 36 36 2 6

05 Экономика и оргаивагдгя предпринимательства 140 70 36 34 50 4 4 20

06 Реклама и р11 140 70 46 24 50 2 2 7 20

сдв Дисциплины и курсы по выбору спрдешгю устанавливаемые путч 700 350 242 108 280 70

го

ф

I

а: с я;

"О сл

го О О <о

го

сл

Шифр Название дцсщпщшы Объем учебной работьг студента в часах Распределение по семестрам Формы итогового контроля

Всего Объем рабсяы студента в часах с преподавателем Само-сгоя-тель-ная работа 1 курс 2 юре Зшх; 4ирс

1 2 3 4 5 6 7 8

Всего Лекции Практические занятия Иди кон-суль-тащпг ГИЭ, написание и защита дипломной работы зачет экзамен Государственная итоговая аттестация

01 Налет и налогообложение 68 34 34 34 2 7

02 Управление качеством и юнкурентоспособносшо 72 36 20 16 26 2 7 10

03 ]УЬнед?кменг услуг 68 34 34 34 2 7

04 Страхование 72 36 20 16 36 2 7

05 Д еловое общение 140 70 36 34 50 4 7 20

06 Делопроизводство 72 36 18 18 26 2 4 10

07 Продюсирован!®, меценатство и организация гастрольной деятельности 208 104 80 24 74 2 2 2 5 30

ФТД ФАКУЛЬТАТИВЫ

10 Англшгскийязык 280 140 140 140 4 4 6

Всего 8686 494 550 125 45 5 8 5 8

Кол-во час. в неле по 37 40 40 44 42 38 34

Зачеты 2 5 3 8 2 7 5

Экзамены 1 5 5 5 5 5 6

о>

□о о

о ?

о ■О си О)

а: с

Со О)

л

С С X

€ со

0 си ■О О)

е-

с

с ф

1

си о

о @

0> Со

о

СО 0>

а: §

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Луначарский А.В. В мире музыки. Статьи и речи. - М.: «Советский композитор», 1971. - С. 147-148.

2 Ирд К. Что мешает театру / Сб. Экономика и организация театра. -Вып. 1. - Л.: «Искусство», 1971. - С. 41.

3 Осокин Ю.В. Введение в теорию системных исследований искусства. -М.: «Алетейя», 2003. - 400 с.

4 Исаков В.М., Фомкин А.В. Балетное образование в Петербурге: от ремесленной школы к нетиповому вузу // Высшее образование в России. - № 7. -М., 2007. - С. 145-150.

5 Товстоногов Г.А. Организация творческого процесса в театре / Сб.: Экономика и организация театра. - Вып. 3, 1973. - С. 26.

6 Станиславский К.С. Статьи, речи, беседы, письма. - М.: «Искусство», 1953. - С. 332.

Abstract.

The article is dedicated to the formation of the approach to actual question of organization and management activity in a choreographic art. The choreographic art, according to the systematic approach is the consciously creative and many times modeled phenomenon. For the providing of phenomenon's unity the necessity of training of well-qualified specialists in this sphere is ripe. The reason is that the phenomenon has its functional and structural integrity. The training programme of these specialists is presented in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.