Научная статья на тему 'О подготовке школьников к государственной итоговой аттестации по обществознанию'

О подготовке школьников к государственной итоговой аттестации по обществознанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4025
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ГИА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маланичева А. В.

В статье рассматривается проблема организации обучения школьников в условиях модернизации российского образования. Модернизация учебного процесса предполагает достижение школьниками конкретных результатов, которые проверяются в ходе государственной итоговой аттестации. Предлагается система подготовки, обеспечивающая рост качества знаний и, как результат, успешное выполнение заданий контрольно-измерительных материалов государственной итоговой аттестации.The article considers the problem of organization of school education in the context of modernization of Russian education. Modernization of the educational process involves the achievement of specific results by schoolchildren, which are checked during the state final examination. The authors offer a special training system that ensures the growth of the quality of knowledge and, as a result, the successful completion of tasks of control and measuring materials of the state final examination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подготовке школьников к государственной итоговой аттестации по обществознанию»

УДК 373.1:351.851 Науч. спец.: 13.00.01

DOI: 10.36809/2309-9380-2020-26-108-110

О ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

В статье рассматривается проблема организации обучения школьников в условиях модернизации российского образования. Модернизация учебного процесса предполагает достижение школьниками конкретных результатов, которые проверяются в ходе государственной итоговой аттестации. Предлагается система подготовки, обеспечивающая рост качества знаний и, как результат, успешное выполнение заданий контрольно-измерительных материалов государственной итоговой аттестации.

Ключевые слова: модернизация образования, организация обучения, ГИА, педагогические условия.

В современном мире социальная и профессиональная успешность зависит от позитивного отношения к инновациям, самостоятельного креативного мышления, инициативности, готовности к разнообразным видам деятельности и самостоятельной организации своего времени. Образование должно ориентироваться на формирование и развитие активной, творческой, целеустремленной личности с установкой на самообразование, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, использования информации. Модернизация содержательных основ учебного процесса предполагает достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков обучающихся, обобщенных способов деятельности, ключевых компетенций [1].

С 2009 г. единый государственный экзамен (ЕГЭ) является основной формой государственной итоговой аттестации (ГИА) в общеобразовательном учреждении и формой вступительных испытаний в профессиональные образовательные учреждения [2]. Поэтому вопрос подготовки школьников к ГИА в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) и ЕГЭ является актуальным.

Подготовка школьников к ГИА должна основываться на использовании информационно-коммуникационных технологий; формировании опыта самоорганизации собственной деятельности при построении системы подготовки к ГИА [3]; рациональном использовании времени; разделении содержания материала на части в соответствии со спецификацией заданий; подкреплении теоретических знаний практическими заданиями в формате ОГЭ и ЕГЭ; формировании психологической готовности к сдаче ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ; изучении критериев оценивания заданий в соответствии с предъявляемыми требованиями; изучении типичных ошибок, допущенных выпускниками прошлых лет.

На основе анализа литературы и практики подготовки школьников к ГИА мы пришли к выводу о том, что при нали-

A. B. ManaHuneBa A. V. Malanicheva

ON PREPARATION OF SCHOOLCHILDREN FOR STATE FINAL ATTESTATION IN SOCIAL STUDIES

The article considers the problem of organization of school education in the context of modernization of Russian education. Modernization of the educational process involves the achievement of specific results by schoolchildren, which are checked during the state final examination. The authors offer a special training system that ensures the growth of the quality of knowledge and, as a result, the successful completion of tasks of control and measuring materials of the state final examination.

Keywords: modernization of education, organization of training, SFE, pedagogical conditions.

чии пособий (содержательной части подготовки к ГИА), тренировочных материалов отсутствует единая система подготовки школьников к ГИА, т. е. отсутствует методическая литература для школьников по работе с заданиями ГИА, а также для учителей при подготовке школьников, что сказывается на качестве получаемых знаний и результатах выполнения заданий ГИА по обществознанию.

Анализ современного образовательного процесса показал, что в деятельности большинства общеобразовательных учреждений нет целостной системы подготовки школьников к ГИА, в частности, по обществознанию. Чаще всего встречаются разрозненные, несистематизированные элементы подготовки школьников, используемые на уроках.

Педагогические средства, имеющиеся в арсенале современного учителя, способствующие эффективной подготовки школьников к ГИА, используются недостаточно эффективно [4]. Система подготовки школьников к ГИА по всем предметам, в частности по обществознанию, будет более эффективной, если использовать разнообразные средства, приемы и формы взаимодействия субъектов образовательного процесса. В связи с этим мы предложили систему методических условий, при соблюдении которых подготовка школьников к ГИА по обществознанию будет более эффективной. Система предполагает подготовку школьников в течение трех лет при особом внимании к выполнению заданий типов, представленных в контрольно-измерительных материалах (КИМ) ЕГЭ начиная с 10-го класса по каждому пройденному теоретическому разделу. Целью сконструированной системы подготовки школьников к ГИА по обществознанию является повышение уровня усвоения проверяемого материала в КИМах ОГЭ и ЕГЭ и формирование умений, проверяемых ГИА.

Предложенная система может функционировать только при соблюдении следующих педагогических условий:

1) включение нового материала в систему ранее изученного, т. е. усложнение теоретических знаний;

2) раскрытие сущности заданий КИМов ГИА, особенностей оформления развернутого ответа на задания части 2 КИМов ОГЭ и ЕГЭ;

3) освоение теоретических знаний через собственный социальный опыт;

4) включение школьников в различные виды деятельности на основе системно-деятельностного подхода;

5) контроль индивидуальных достижений школьников с использованием различных диагностических материалов для корректировки выявленных пробелов на всех этапов подготовки школьников к ГИА по обществознанию.

Были определены основные этапы подготовки школьников к ГИА по обществознанию. Первый этап (9-й класс) включает изучение основных разделов и тем, представленных в спецификации, и развитие умений, необходимых для выполнения заданий КИМов ОГЭ по обществознанию. Начальный уровень подготовки и готовности школьников к выполнению заданий КИМов ОГЭ по обществознанию фиксируется в листе наблюдений сформированности умений обучающихся. Мы предлагаем следующие критерии: обобщенность, избирательность, динамичность, устойчивость, действенность.

Второй этап направлен на формирование у школьников знаний и умений выполнения заданий КИМов. ЕГЭ по обществознанию предполагает теоретическую подготовку и практическую работу с заданиями формата КИМов ЕГЭ по обще-ствознанию и закрепление пройденного материала.

Особенностями разработанной системы подготовки школьников к ГИА по обществознанию являются:

- повышение уровня предметной подготовки школьников;

- развитие умений, необходимых для выполнения заданий КИМов ГИА по обществознанию (обобщать, осознавать, избирать, действовать);

- достижение поставленной цели благодаря использованию практических методов обучения, самостоятельной работе обучающихся, индивидуальным консультациям и разбору типичных ошибок.

Предлагаемая система подготовки школьников к ГИА по обществознанию соответствует целям и задачам, которые ставят перед учителем КИМы ГИА: особая организация процесса познания, активная позиция учащегося, усиление взаимодействия учителя и учащихся и роли диалога в обучении, увеличение свободы выбора действий школьников.

По результатам наблюдений многие обучающиеся 9-х классов не имеют представления о требованиях, предъявляемых к развернутым ответам КИМов (76 %), но этот показатель уменьшается до 15 % к 11-му классу. В связи с полученными данными становится понятна проблема низкого уровня выполнения заданий на высокий балл.

С целью повышения уровня развития умений и навыков выполнения заданий КИМов ОГЭ и ЕГЭ мы применяли разработанную нами систему подготовки школьников к ГИА по обществознанию. Мы считаем, что целесообразно при организации подготовки школьников к ГИА определить уровень их предметной подготовки. Нами были определены следующие уровни и их характеристики:

• Недопустимый уровень предполагает наличие репродуктивной учебной деятельность школьника, при этом

отмечается недостаточный объем знаний по теории; слабое владение терминологией; отсутствие умения установить связь между теоретическими знаниями и их практическим применением; недостаточный объем знаний по теории; необходимость в постоянном контроле учителя; частые ошибки при ответе на вопросы, требующие установления связей между теоретическими знаниями и практическими заданиями.

• Допустимый уровень характеризуется репродуктивной деятельностью, которая направлена преимущественно на первичное закрепление нового материала, дальнейшее изучение которого предполагает деятельность с элементами творческой, поисковой деятельности. Ученик может повторить действия, информацию, решить типовые задания, рассмотренные в процессе обучения на уроке с применением инструкции, алгоритма; уровень творческого поиска низкий; отсутствует инициатива, стремление к творчеству.

• Достаточный уровень основывается на преобладании репродуктивной деятельности, при этом ученик имеет хороший объем знаний по обществоведческой теории; владеет терминологией; но не всегда может установить связь между теоретическими знаниями и их практическим применением в заданиях. Может иногда повторить действия, информацию, решить типовые задания, рассмотренные в процессе обучения с применением инструкции, алгоритма; уровень творческого поиска в рамках деятельности проявляется при непосредственном участии учителя; инициатива проявляется.

• Высокий уровень предметной подготовки определяется тем, насколько знания, полученные в ходе репродуктивной деятельности, могут использоваться в творческой, поисковой деятельности школьников. Предполагает наличие глубоких системных, исчерпывающих знаний в объеме учебной программы, позволяющих творчески решать ситуационные задания, способность к исследовательской деятельности; высокую познавательную активность. Присутствует способность организовать свою деятельность, проектировать ее при решении заданий; умение перестраиваться в деятельности с учетом меняющихся условий; оценивать результаты как собственной деятельности, так и чужой, умение находить оптимальные решения при выполнении практических заданий [3].

Подтверждение эффективности системы подготовки школьников к ГИА по обществознанию проводилось путем сравнения результатов в контрольных и экспериментальных классах. Анализ результатов показал, что уровень предметной подготовки школьников в экспериментальных классах существенно изменился: количество обучающихся, имеющих высокий и достаточный уровни предметной подготовки в 9-м классе возросло, при этом уменьшилось количество обучающихся, имеющих допустимый и недопустимый уровни. В контрольных классах, где подготовка велась на основе решения тренировочных тестов с сайтов, произошло несущественное изменение, что свидетельствует о более низкой эффективности традиционной подготовки школьников к ГИА по обществознанию.

Гуманитарные исследования • 2020 • № 1 (26)

109

Отмечена также положительная динамика уровней предметной подготовки школьников в 10-х экспериментальных классах. При этом в контрольном классе наблюдаются изменения только в достаточном и допустимом уровнях предметной подготовки. Высокий и недопустимый уровни предметной подготовки остались неизменными, на основе чего можно сделать вывод, что предложенная система подготовки школьников к ГИА по обществознанию является более эффективной, чем традиционная подготовка.

Анализ результатов показал, что уровень предметной подготовки школьников в экспериментальных 11-х классах также имеет положительную динамику: количество обучающихся, имеющих высокий уровень предметной подготовки, возросло, уменьшилось количество обучающихся, имеющих допустимый уровень, недопустимый уровень предметной подготовки свелся к нулю. При этом в контрольном классе наблюдаются изменения только в допустимом уровне, отмечен и недопустимый уровень предметной подготовки.

Таким образом, в экспериментальном классе за 3 года проведения занятий по подготовке школьников на основе системно-деятельностного подхода, который является основой разработанной системы подготовки школьников к ГИА по обществознанию, повысился уровень развития их умений. Значительно улучшились избирательные, обобщающие, действенные умения, умения осознавать и применять знания в зависимости от типа задания.

У школьников экспериментальных классов повысился уровень активности на занятиях, проявляется творческий подход к выполнению заданий, самостоятельность. Обу-

чающиеся лучше запоминали изучаемый материал. При самостоятельном выполнении КИМов ОГЭ и ЕГЭ им было значительно легче оформлять развернутые ответы второй части КИМов в соответствии с предъявляемыми критериями к ответам участников ГИА, не допуская типичных ошибок. При выполнении КИМов обучающиеся легче справлялись с заданиями как части 1, так и части 2.

Итоги выполненных КИМов ОГЭ и ЕГЭ наглядно показывают, что выпускники, проходившие подготовку к ГИА по предложенной системе, имеют более высокий результат. В экспериментальном классе выпускники получили в среднем от 61 до 80 баллов.

1. Сабирова Р. Г. Взаимодействие школы и вуза в процессе подготовки учащихся к получению профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2004. 157 с.

2. Демура М. Ю. Профильное обучение — это шаг во взрослую жизнь // Образование и воспитание. 2017. № 51. С. 17-21.

3. Егорова Ю. С. Организационно-педагогические структуры обеспечения подготовки и проведения ЕГЭ в условиях региона : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009. 167 с.

4. Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н. Психология учебной деятельности: современное состояние и перспективы развития // Ярослав. пед. вестн. 2017. № 5. С. 212-220.

© Маланичева А. В., 2020

УДК 373.6:796.011.3:004

Науч. спец.: 13.00.08

DOI: 10.36809/2309-9380-2020-26-110-113

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ-СПОРТСМЕНОВ

В статье рассматриваются вопросы отношения к здоровому образу жизни учащихся училищ олимпийского резерва различного возраста. Проведение факультативных занятий «Культура здорового образа жизни» для учащихся способствует повышению уровня их знаний и приобретению навыков по сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Использование методического сопровождения «В помощь учителю» в виде электронного учебника в системе управления обучением Moodle способствует повышению эффективности факультативных занятий.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, учащиеся-спортсмены, электронный учебник, система управления обучением moodle, факультатив.

О. Н. Малах, Д. Д. Глинка, А. Н. Дударев O. N. Malakh, D. D. Glinka, A. N. Dudarev

REVISITING THE FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE CULTURE OF STUDENTS-ATHLETS

The article discusses the attitude to a healthy lifestyle of studentsof schools of the Olympic reserve. Conducting optional classes "Culture of a healthy lifestyle" for students helps to increase their knowledge and skills to maintain and strengthen individual health. Using the methodological support "To Help the Teacher" in the form of an electronic textbook in the Moodle learning management system improves the effectiveness of elective courses.

Keywords: healthy lifestyle, students-athlets, electronic textbook, moodle learning management system, elective course.

Спортивная деятельность связана с большими физи- состояния здоровья, травматизму, стрессам и, как следствие, ческими нагрузками, которые могут привести к ухудшению снижению результативности [1, с. 235]. Поэтому проблема

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.