Научная статья на тему 'О подготовке кадров культуры для сельской местности в Республике Татарстан'

О подготовке кадров культуры для сельской местности в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / СЕЛЬСКИЕ РАЙОНЫ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / ПРИЕМ АБИТУРИЕНТОВ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / THE REPUBLIC OF TATARSTAN / ECOLOGY OF CULTURE / COUNTRYSIDE / PERSONNEL TRAINING / KAZAN STATE INSTITUTE OF CULTURE / ADMISSION OF STUDENTS / EMPLOYMENT OF GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупов Р.Р.

Данная статья рассматривает вопросы экологии культуры в сельской местности Республики Татарстан, а также сохранения национальных традиций, культуры и языков народов Татарстана. Подготовка кадров для работы в сети сельских учреждений культуры является фактором развития сельской местности. Основная роль в данном процессе принадлежит вузам культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the training of personnel of culture and arts sphere for countryside of the Republic of Tatarstan

This article discusses the ecology of culture in countryside of the Republic of Tatarstan and problems of national traditions, culture and languages of the peoples of Tatarstan preservation. Training of personnel for work in the countryside cultural institutions is of a great importance for countryside development. The main part in this process belongs to arts and culture universities.

Текст научной работы на тему «О подготовке кадров культуры для сельской местности в Республике Татарстан»

nauch.-praktj konf. «Pravovye osnovy funkcionirovaniya gosudarstvennyh i regional'nyh yazykov v usloviyah dvu-i mno-goyazychiya (mirovoj opyt realizacii yazykovoj politiki v federativnom gosudarstve", Kazan', 25-27 noyabrya 2015 g. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2015. - S.352-358.

10. Terekhov P.P. Ritoricheskaya podgotovka v formirovanii tolerantnoj lichnosti studenta: mat. Mezhd. gumanit. fo-ruma, posvyashchennogo 70-letiyu OON i YUNESKO «Tolerantnost' - «olivkovaya vetv'» chelovechestva na ehtape istori-cheskogo raz-loma», Kazan', 2 - 3 fevralya 2016 g. - Kazan': izd-vo Kazanskogo gos. in-ta kul'tury, 2016. - S.143-144.

11. Hazagerov T.G., SHirina L.S. Obshchaya ritorika: kurs lekcij. - Rostov-na-Donu: Izd-vo Feniks, 1999.

12. YAkokka Li. Kar'era menedzhera. - M.: Progress, 1991.

УДК 02:378

Р.Р.Юсупов

О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН.

Данная статья рассматривает вопросы экологии культуры в сельской местности Республики Татарстан, а также сохранения национальных традиций, культуры и языков народов Татарстана. Подготовка кадров для работы в сети сельских учреждений культуры является фактором развития сельской местности. Основная роль в данном процессе принадлежит вузам культуры.

Ключевые слова: Республика Татарстан, экология культуры, сельские районы, подготовка кадров, Казанский государственный институт культуры, прием абитуриентов, трудоустройство выпускников.

Rivkat RYusupov ON THE TRAINING OF PERSONNEL OF CULTURE AND ARTS SPHERE FOR COUNTRYSIDE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

This article discusses the ecology of culture in countryside of the Republic of Tatarstan and problems of national traditions, culture and languages of the peoples of Tatarstan preservation. Training of personnel for work in the countryside cultural institutions is of a great importance for countryside development The main part in this process belongs to arts and culture universities.

Keywords: the Republic of Tatarstan, ecology of culture, countryside, personnel training, Kazan State Institute of Culture, admission of students, employment of graduates.

Необходимость разработки условий совершенствования культурно-образовательного пространства села и поиска новых средств педагогического влияния обусловлена, с одной стороны, острыми проблемами организации досуга сельского жителя, с другой - низкой воспитательной эффективностью работы сельских образовательных учреждений. Существенные изменения базовых параметров общественной жизни в 90-е годы обусловили кризис систем воспитания и традиционных моделей досуговой деятельности. Социально-педагогическая значимость поиска условий и способов оптимизации деятельности данных социальных институтов обусловлена также общекультурными проблемами: девальвацией ценностей творческого труда как способа самореализации личности и условия процветания общества, ростом асоциальных и противоправных форм молодежной активности, размыванием этнокультурной специфики и утратой духовной идентичности.

Очередной Международный культурный форум, прошедший в ноябре 2017 года в Санкт-Петербурге, еще раз подтвердил, что культура является системообразующим фактором консолидации и общественного развития в международном и всероссийском масштабе. Одной из задач такой культурной политики явля-ется сохранение и экология нематериальной духовной культуры, первозданность которой наиболее присуща национальной сельской культуре, ее традиций и языка. Основными хранителями культурного наследия, как материального, так и духовного по-прежнему являются учреждения культуры: музеи, библиотеки, этнокультурные центры, дома национальностей, дома народных ремесел, клубные учреждения. Именно для них готовят кадры вузы культуры Российской Федерации, в том числе Казанский государственный институт культуры.

Государственная культурная политика в Республике Татарстан направлена на сохранение и развитие сети культурных досуговых учреждений, предназначенных для занятий сельчан творчеством и самообразованием, проведения культурного досуга и духовного роста населения. В Татарстане в настоящее время работают около 1960 клубов, из них 95,7% находятся в сельской местности. Только за период с 2012 по 2017 года построены и введены в действие 297 объектов культуры, в том числе за счет республиканского бюджета - 257 на сумму 2,6 млрд. рублей. В Татарстане сохранена одна из крупнейших в России сеть библиотек. Функционируют 1518, из них 1308 находятся в сельской местности], 91% сельских библиотек подключен к сети Интернет. Библиотеки по-прежнему остаются очагами культуры и просвещения. В сельских районах функционируют 62 музея, работают 27 постоянно действующих кинопередвижек, 8 кинотеатров, что, к сожалению, не покрывает потребности жителей.

Наполнение жизнью вновь построенных и отремонтированных сельских учреждений культуры - основная задача Министерства культуры РТ и муниципалитетов. Качественной успешной работе культурной сельской сети может способствовать наличие квалифицированных кадров, для чего необходимо продолжить работу по привлечению молодых специалистов. Именно эта задача была поставлена перед образовательными организациями высшего и среднего образования на выездном заседании Комитета Государст-

венного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам 14 ноября 2017 года, прошедшем в Пестречинском районе Татарстана, в том числе и перед нашим вузом.

Ежегодно в КазГИК поступают студенты из муниципальных районов республики. В 2017 году из села поступило 84 студента, это - 32,1% от общего количества поступивших. Из них: 21 человек на платную основу, 63 - на бюджет. Так, если в 2016 году из Пестречинского района поступил 1 один студент (на факультет кинематографии телевидения, на платной основе], то в 2017 году поступило уже 3 студента на очное отделение (один из студентов зачислен по целевому договору], 1 студент - на заочное отделение.

Однако есть районы, из которых годами не поступают студенты:

- Мензелинский - за 3 года не поступило ни одного студента;

- Агрызский - за 3 года поступил 1 студент;

- Заинский - за 3 года 1 студент;

- Елабужский - за 3 года 2 студента;

- Мамадышский - за 3 года 1 студент;

- Менделеевский - за 3 года 1 студент;

- Нурлатский - за 3 года 2 студента;

- Ютазинский - за 3 года 3 студента.

Ежегодно студенты КазГИК выезжают на практику в районы Татарстана. В прошлом году студенты проходили практику в Пестречинской центральной библиотеке, Мамадышском районном Доме культуры, Чистопольском сельскохозяйственном техникуме им. Г.И.Усманова. В этом году наши студенты будут проходить практику в Кукморском муниципальном краеведческом музее, Чистопольском государственном ис-торико-архитектурном и литературном музее-заповеднике. У нас заключены договора о сотрудничестве с Детской школой искусств Черемшанского района, Актюбинской детской школой искусств. Алексеевской детской школой искусств, Арской детской школой искусств и др. В этих школах наши студенты проходят практику, организуют концерты

К сожалению, даже после прохождения практики в этих районах студенты не всегда стремятся уехать туда на работу. Проведенный опрос студентов-выпускников КазГИК 2017 года по вопросу: «Если выпускнику будет предложена интересная работа по специальности в районах Татарстана, в каком случае он поедет работать туда?» - показал следующее:

74% (181 чел.] опрашиваемых согласились бы работать в районах Татарстана при хорошей заработной плате и предоставлении жилья,

22% (54 чел.] не поедут туда ни при каких условиях,

4% (10 чел.] - только по семейным обстоятельствам или в безвыходной ситуации.

Причем среди согласных поехать работать в районы около 30% - коренные жители г. Казани, а среди опрашиваемых, которые ни при каких условиях не согласных ехать на работу в районы Татарстана и желающих непременно остаться в г. Казани, 22 человека - родом из районов республики и близлежащих регионов РФ. Поэтому встает вопрос о целевом направлении студентов, которое позволило бы гарантировать возвращение студентов в село после окончания вуза.

В 2016 году в районы Татарстана было распределено 34 человека (12%]., в 2017 году в районы Татарстана было трудоустроено уже 46 человек. (17,9%].

КазГИК имеет устойчивые традиционные связи с Пестречинским муниципальным районом Республики Татарстан. Социальное партнерство осуществляется на уровне заключения договоров о сотрудничестве и прохождении практики нашими студентами. Такое соглашение между институтом и отделом культуры действует до 1 сентября 2021 года.

Выпускниками 2017 года из Пестречинского района были выполнены дипломные проекты в рамках социального заказа:

1. Ресоциализация лиц третьего возраста (на примере сельского Дома культуры села Кулаево] (Ару-стамян Аделина Эрнестовна]

2. Формирование экологической культуры детей и подростков средствами культурно-досуговой деятельности (на примере проектной деятельности КДУ села Кулаево Пестречинского района] (Васина Виолетта Юрьевна]

3. Потенциал культуроохранных технологий, в организации досуга сельской молодежи (на примере возрождения народных традиций «Кощаковский свадебный фестиваль», «Троицкие гуляния] (Гришина Татьяна Сергеевна]. Дипломный проект был разработан по заказу Аграрного молодежного объединения Республики Татарстан.

Подготовка научно-педагогических кадров в рамках подготовки и защита диссертационного исследования также была связана с Пестречинском районом. Р.К.Саубанова, в то время работавшая заведующей отделом культуры, блестяще защитила диссертацию по теме «Культурно-образовательная среда как фактор развития личности». Нынешний начальник отдела культуры Пестречинского района А.М.Хикматуллина обучается на 2 курсе аспирантуры, успешно работает над диссертационным исследованием.

КазГИК занимает видное место в культурной жизни региона. Институт проводит конкурсы и фестивали. Участниками фестивалей и конкурсов являются представители всех уголков Республики Татарстан.

Ведется активная профориентационная работа для привлечения молодых людей в качестве будущих специалистов в области культуры и искусства. Так, например, 13 октября кафедрой социально-культурной деятельности и педагогики совместно со студентами 2-го и 4-го курсов на базе музея Героя Советского Союза П.М.Гаврилова в селе Альвидино Пестречинского района Республики Татарстан проведено мероприятие для учащихся 9, 10 и 11-х классов ПСОШ №1. Вниманию будущих абитуриентов представлен театрализованный концерт из ярких тематических номеров, содержавший презентационную информацию о вузе в целом, о направлениях подготовки специалистов, о научной и творческой работе со студентами на Социально-гуманитарном факультете. Каждый из присутствующих смог стать полноценным участником тематического действия, задать интересующие вопросы и даже сыграть в профессионально-ориентированную игру "Включиться в культуру".

В качестве примера можно привести опыт взаимодействия с Аксубаевским районом по созданию системы непрерывного профессионального образования. В 2016/2017 учебном году по программе профессиональной переподготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (540 час.] прошли обучение 26 работников районной Централизованной библиотечной системы. В текущем учебном году по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности» обучаются 25 сотрудников районного и сельских домов культуры. Аналогичный опыт есть и с Бугульминской, Альметьев-ской, Лениногорской и Бавлинской районными централизованными библиотечными системами. Всего за 2015-2017 годы получили возможность профессионального роста 94 библиотекаря, 68 продолжают обучение.

Система электронного обучения КазГИК дает возможность организации дополнительных программ в режимах дистанта и on-line. Апробированы в режиме on-line программы повышения квалификации «Актуальные проблемы современной теории и практики библиотечного дела» (72 часа] для библиотекарей Централизованной библиотечной системы г. Набережные Челны» и для сотрудников музеев «Теория и практика музейного дела». Электронные дополнительные образовательные программы (от 36 часов] «Индустрия праздников: открытость инноваций», «Искусство строить кадр» доступны как для индивидуального обучения, так и для обучения в группах.

Программа профессиональной переподготовки «Педагогическое образование», профиль «Педагог дополнительного образования» (свыше 500 часов] имеет электронную версию и достаточное обеспечение для группового и индивидуального очно-заочного, заочного и дистанционного обучения.

Наполняются электронными материалами программы профессиональной переподготовки «Психолого-педагогическое образование», «Документоведение и архивоведение», «Библиотечно-информационная деятельность», что позволит слушателям из районов максимально комфортно и эффективно совершенствовать свою профессиональную компетентность.

Реализация государственной культурной политики в целом и на селе, в частности, требует специальных программ и целевых грантов для вузов, осуществляющие подготовку кадров в сфере культуры и искусства. Необходимо также изменить, либо подготовить подзаконные акты закрепления выпускников вузов и училищ в сельской местности, создав для них бытовые и финансовые мотивации.

Итак, развитие кадрового потенциала сферы культуры на селе требует модернизации всех сфер отрасли культуры, связанной с новыми социально-экономическими отношениями и процессом возрождения национального духовного наследия. Возрастает потребность в специалистах, обладающих широким кругозором, высоким профессионализмом, способных ориентироваться в вопросах экономического и правового характера.

УДК 378.02

Дарина В.Шамсутдинова

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматриваются теоретико-методологические позиции формирования гражданско-правовой культуры молодежи на основе выявления индивидуальных, массовых, групповых форм работы; раскрывается содержание антикоррупционной политики, выявляются направления и меры антикоррупционного воспитания молодежи; гражданско-правовая культура рассматривается как интегративное понятие; выявляются базовые качества личности гражданско-правовой культуры; раскрываются механизмы организации работы с молодежью; дается определение социально-культурным формам работы с молодежью, приводятся примеры антикоррупционной практики на базе организации различных социально-культурных мероприятий для молодежи.

Ключевые слова: гражданско-правовая культура, гражданско-правовое сознание, социально-культурная практика работы с молодежью, антикоррупционное воспитание, антикоррупционная идеология, коррупциоген-ные ситуации

Darina V. Shamsutdinova REALIZATION OF SOCIO-CULTURAL FORMATION FORMS OF CIVIL CULTURE YOUTH IN THE SYSTEM OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.