Научная статья на тему 'Риторическая подготовка студентов вуза культуры'

Риторическая подготовка студентов вуза культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИКА / МОНОЛОГ / ДИАЛОГ / ДИСКУССИЯ / ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА / DISCOURSE / MONOLOGUE / DIALOGUE / DISCUSSION / BUSINESS TALK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехов П.П.

Для достижения личных и профессиональных целей человеку необходимо умело вести речевое общение. Россия имеет свою богатую историю развития риторики, вобравшей в себя лучшие достижения риторики античности, Византии и русских национальных традиций. В советское время не уделялось серьезного внимания изучению риторики в высших учебных заведениях. В Казанском государственном институте культуры свыше двадцати лет преподается риторика студентам всех основных направлений профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHETORICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF CULTURE

To achieve personal and professional goals a person must skillfully conduct the speech communication. In Ancient Greece and Rome developed forms and methods of training citizens rhetoric. Russia has a rich history of development rhetoric, which absorbed the best achievements of the rhetoric of antiquity, Byzantium and Russian national traditions. In the Soviet time was not given serious attention to the study of rhetoric in higher education. In the last third of the twentieth century revived interest in the study of rhetoric. There is a large number of domestic textbooks and manuals. The Kazan state Institute of culture, more than twenty years taught rhetoric to students of all major areas of vocational training, as the majority of graduates become leaders of creative organizations and groups. the ability to communicate effectively with each other in the process of verbal communication, business negotiations and conversations depends on the success in activities. High level of special rhetorical training expands the range of possible options for management decisions. The ability to communicate effectively with each other in the process of verbal communication, business negotiations and conversations depends on the success in activities. High level of special rhetorical training expands the range of possible options for management decisions. Learning the art of verbal communication is preceded by the mastery of the students the main sections of rhetoric related to monologue and dialogue. The conduct of dialogue in the discussion an important feature is the clarification of the problem situation. Draws attention to the main provisions ensuring the success of the participants in the dialogue, to master the technique of asking questions. Teaching students the art of verbal communication effectively when designing and conducting role-playing games, using verbal and non-verbal means of communication. Abstract: to achieve personal and professional goals a person must skillfully conduct the speech communication. In Ancient Greece and Rome developed forms and methods of training citizens rhetoric. Russia has a rich history of development rhetoric, which absorbed the best achievements of the rhetoric of antiquity, Byzantium and Russian national traditions. In the Soviet time was not given serious attention to the study of rhetoric in higher education. In the last third of the twentieth century revived interest in the study of rhetoric. There is a large number of domestic textbooks and manuals. The Kazan state Institute of culture, more than twenty years taught rhetoric to students of all major areas of vocational training, as the majority of graduates become leaders of creative organizations and groups. the ability to communicate effectively with each other in the process of verbal communication, business negotiations and conversations depends on the success in activities. High level of special rhetorical training expands the range of possible options for management decisions. The ability to communicate effectively with each other in the process of verbal communication, business negotiations and conversations depends on the success in activities. High level of special rhetorical training expands the range of possible options for management decisions. Learning the art of verbal communication is preceded by the mastery of the students the main sections of rhetoric related to monologue and dialogue. The conduct of dialogue in the discussion an important feature is the clarification of the problem situation. Draws attention to the main provisions ensuring the success of the participants in the dialogue, to master the technique of asking questions. Teaching students the art of verbal communication effectively when designing and conducting role-playing games, using verbal and non-verbal means of communication.

Текст научной работы на тему «Риторическая подготовка студентов вуза культуры»

ством формирования национально-культурной, социальной и гржданской идентификации личности. Полностью поддерживаем мнение молодого исследователя В.М.Латыйповой [3] о том, что, следование своим традициям, обычаям, желание жить в своей стране, позитивное отношение к своей стране, культуре - все это является показателем сформированности национально-культурной идентичности, и как утверждает автор: «ключевыми сферами, содействующими успеху в деле укрепления идентичности, являются наука, образование, искусство и культура, духовно-нравственное воспитание молодежи, а в качестве эффективных механизмов формирования культурной идентичности следует использовать актуализацию культурной памяти народа [3], которая воплощена в образцах народной художественной культуры, выступающих значимым ресурсом формирования культурной идентичности личности.

Литература

1. Дюркгейм Эмиль. О разделении общественного труда http://www.klex.ru/2a8

2. Заявление Президента РФ В.В. Путина от 4 декабря 2000 г. // Комсомольская правда. 6 декабря 2000.

3. Латыйпова В. М.Национально-культурная идентичность как важнейшая проблема современности. Вестник КазГИК №2 2016 КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-kulturnaya-identichnost-kak-vazh-neyshaya-problema-sovremennosti

4. Лошкарева-Имгрунт С.И. «Идентичность» и «идентификация»: семантические грани понятий https:// elibrary.ru/item.asp?id=21348089]

5. Фромм Эрих. Бегство от свободы - e-Reading https://www.e-reading.club/book.php?book=60813

References

1. Dyurkgejm Emil'. O razdelenii obshchestvennogo truda http: //www.klex.ru/2a8

2. Zayavlenie Prezidenta RF V.V. Putina ot 4 dekabrya 2 000 g. // Komsomol'skaya pravda 6 dekabrya 2000.

3. Latyjpova V. M.Nacional'no-kul'turnaya identichnost' kak vazhnejshaya problema sovremennosti. Vestnik KazGIK №2 2016 KiberLeninka: https://cyberlenmka.ru/artide/n/natsionalno-kulturnaya-identichnost-kak-vazh-neyshaya-prob-lema-sovremennosti

4. Loshkareva-Imgrunt S.I. «Identichnost'» i «identifikaciya»: semanticheskie grani ponyatij https://elibrary.ru/item. asp?id=21348089]

5. Fromm EHrih. Begstvo ot svobody - e-Reading https:/ /www.e-reading.club/book.php?book=60813

УДК378

П.П.Терехов

РИТОРИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ

Для достижения личных и профессиональных целей человеку необходимо умело вести речевое общение. Россия имеет свою богатую историю развития риторики, вобравшей в себя лучшие достижения риторики античности, Византии и русских национальных традиций. В советское время не уделялось серьезного внимания изучению риторики в высших учебных заведениях. В Казанском государственном институте культуры свыше двадцати лет преподается риторика студентам всех основных направлений профессиональной подготовки.

Ключевые слова: риторика, монолог, диалог, дискуссия, деловая беседа.

Pavel P. Terekhov RHETORICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF CULTURE

To achieve personal and professional goals a person must skillfully conduct the speech communication. In Ancient Greece and Rome developed forms and methods of training citizens rhetoric. Russia has a rich history of development rhetoric, which absorbed the best achievements of the rhetoric of antiquity, Byzantium and Russian national traditions. In the Soviet time was not given serious attention to the study of rhetoric in higher education. In the last third of the twentieth century revived interest in the study of rhetoric. There is a large number of domestic textbooks and manuals. The Kazan state Institute of culture, more than twenty years taught rhetoric to students of all major areas ofvocational training, as the majority of graduates become leaders of creative organizations and groups. the ability to communicate effectively with each other in the process of verbal communication, business negotiations and conversations depends on the success in activities. High level of special rhetorical training expands the range of possible options for management decisions. The ability to communicate effectively with each other in the process of verbal communication, business negotiations and conversations depends on the success in activities. High level of special rhetorical training expands the range of possible options for management decisions. Learning the art of verbal communication is preceded by the mastery of the students the main sections of rhetoric related to monologue and dialogue. The conduct of dialogue in the discussion an important feature is the clarification of the problem situation. Draws attention to the main provisions ensuring the success of the participants in the dialogue, to master the technique of asking questions. Teaching students the art of verbal communication effectively when designing and conducting role-playing games, using verbal and non-verbal means of communication. Abstract: to achieve personal and professional goals a person must skillfully conduct the speech communication. In Ancient Greece and Rome developed forms and methods of training citizens rhetoric. Russia has a rich history of development rhetoric, which absorbed the best achievements of the rhetoric of antiquity, Byzantium and Russian national traditions. In the Soviet time was not given serious attention to the study of rhetoric in higher education. In the last third of the twentieth century revived interest in the study of rhetoric. There is a large number of domestic textbooks and manuals. The Kazan state Institute of culture, more than twenty years taught rhetoric to students of all major areas of vocational training, as the majority of graduates become leaders of creative organizations and groups. the ability to communicate effectively with each other in the process of verbal communication, business negotiations and conversations depends on the success in activities. High level of special rhetorical training

expands the range of possible options for management decisions. The ability to communicate effectively with each other in the process of verbal communication, business negotiations and conversations depends on the success in activities. High level of special rhetorical training expands the range of possible options for management decisions. Learning the art of verbal communication is preceded by the mastery of the students the main sections of rhetoric related to monologue and dialogue. The conduct of dialogue in the discussion an important feature is the clarification of the problem situation. Draws attention to the main provisions ensuring the success of the participants in the dialogue, to master the technique of asking questions. Teaching students the art of verbal communication effectively when designing and conducting role-playing games, using verbal and non-verbal means of communication.

Key words: discourse, monologue, dialogue, discussion, business talk.

Высокий уровень риторической подготовки граждан был необходим всегда, начиная с эпохи Древней Греции и Древнего Рима. И Россия здесь не исключение, так как имеет богатейшую историю развития риторики, особенно в 19 веке. К сожалению, в связи с прошедшими в России революциями в начале 20 века риторика как наука имела перерыв в своем развитии, который в конце 80-х годов 20 века был преодолен. И теория, и практика ораторского искусства активно наверстывали упущенное. Риторика стала изучаться учеными в России на стыке ряда гуманитарных наук: философии и педагогики, психологии и логики, социологии и языкознания, теории массовой коммуникации и др. в вузах эта учебная дисциплина стала доступной не только для юристов и журналистов, но и практически на всех направлениях профессиональной подготовки. В соответствии с ФГОС был введен предмет русский язык и культура речи, где большой раздел посвящен риторике, а также по многим гуманитарным направлениям введена отдельная учебная дисциплина риторика. Появилось большое количество отечественных учебников и учебных пособий по риторике: В.И. Аннушкин. Риторика; Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова. Культура и искусство речи; А.К.Михальская. Риторика; Т.Г.Хазагеров, Л.С.Ширина. Общая риторика; О.А.Баева. Ораторское искусство и деловое общение; Культура русской речи (под ред. проф. Л.К.Граудиной и Е.НШиряева]; А.М.Руденко, В.В.Котлярова, Ю.А.Шестаков. Основы риторики и др.

Появилось современная массовая форма в изучении риторических приемов взаимодействия и воздействия на аудиторию - тренинги ведущих специалистов России и зарубежья: Брайан Трейси, Радислав Гин-дапас, Нил Рекхэм, Игорь Манн, Инна Алексеева и др. Эти тренинги проходят в больших залах и привлекают сотни участников. И это объясняется тем, что в новых социально-экономических условиях современной России предъявляются высокие требования к уровню риторической подготовки специалиста любого профиля, и, прежде всего, специалиста-управленца.

В Казанском государственном институте культуры более 20 лет назад в программу обучения студентов был включен предмет риторика, являющийся прекрасным соединением культуры великого прошлого с достижениями современной человеческой мысли посредством речевого общения.

Как показывает практика, культура и этика речевого общения у студентов явно недостаточны. Тем более это заметно на специализациях, связанных с подготовкой менеджеров культуры. Но, как отмечает выдающийся американский предприниматель Ли Якокка в своей книге "Карьера менеджера", "управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настроить людей на энергичную деятельность - это общаться с ними" [12; с.78]. Следовательно, от умения эффективно взаимодействовать друг с другом в процессе речевого общения, деловых переговоров и бесед зависит и успех в деятельности. Высокий уровень специальной риторической подготовки расширяет диапазон поиска возможных вариантов управленческих решений.

Обучение искусству речевого общения предшествует овладение студентами основных разделов риторики, связанных с определением цели и задач устного выступления, логикой изложения, способами доказательства и опровержения, основными характеристиками аудитории и личности оратора, стилистическими особенностями устной речи, правилами пользования голосом и жестом, способами привлечения внимания присутствующей аудитории.

Обучение искусству речевого общения рассматривается в контексте изучения методики ведения дискуссий и деловых бесед. При ведении диалога в дискуссии важной особенностью является выяснение проблемной ситуации. Рассматриваются несколько стадий в решении проблемы: а] постановка проблемы, где идет взаимное уточнение интересов, точек зрения и позиций участников; б] анализ и обсуждение проблемы с выдвижением обоснованных аргументов; в] поиск решений проблемы с согласованием позиций и выработка договоренностей.

Обращается внимание на три основных положения, обеспечивающих успех участникам при ведении диалога. Это умение заинтересовать партнера в полезности деловой встречи, создание в процессе диалога атмосферы взаимного доверия, использование методов убеждения и внушения при передаче информации во время диалога. Обращается внимание на необходимость ясности в высказываниях, на продуманный выбор риторических средств, разнообразный темп подачи информации, учет индивидуальных особенностей собеседников.

При обучении студентов искусству диалога обращаем внимание на овладение техникой постановки вопросов. Изучаются различные типы вопросов, которые служат для того, чтобы перехватить и удержать

инициативу в деловой беседе; для активизации партнера по общению, чтобы диалогизировать речь; и, конечно же, для того, чтобы получить от партнера необходимую информацию.

Практика показывает, что обучение студентов искусству речевого общения эффективно при разработке и проведении ролевых игр. Здесь полнее учитываются социально-психологические аспекты взаимодействия партнеров, формируются различные специальные качества. Важное место в ролевой игре занимает подготовительный этап. Выбирается тема обсуждения, формулируются перспективные и ближайшие цели, составляется план, который включает специальную отработку начала диалога, основные вопросы обсуждаемой проблемы, необходимый справочный материал, предварительные заключительные замечания, время и место встречи, ее регламент.

В основной части диалога обращается внимание на установление контакта благодаря умению внимательно слушать. На предшествующих занятиях определяются причины, препятствующие должному вниманию, и предлагаются способы их устранения. Изучается методика, способствующая формированию эффективного слушания в процессе речевого общения.

Тематика ролевых игр предполагает типичные ситуации, возникающие в деятельности различных специалистов. Перед участниками игры ставятся следующие задачи: осмыслить содержание предложенной роли и принять ее, проанализировать проблемную ситуацию и подготовиться к участию в диалоге, принять участие в ролевом взаимодействии, в конце игры исполняющие роли собеседников анализируют проведенный диалог, а исполняющие роли слушателей анализируют свои реакции на ход аргументации собеседников и их поведение. Чтобы научить будущего специалиста в будущем строить долговременные контакты со своими партнерами, изучаются не только вербальные, но и невербальные средства коммуникации, так как все это способствует достижению цели в деловом общении, помогает выбрать различные приемы психологического влияния на участников общения.

В демократическом обществе всегда ценились искренность и откровенность в речевом общении. И на формирование положительного имиджа руководителя влияют не только его деловые, но и личностные качества. Он должен уметь заинтересовать своих партнеров по беседе не только содержанием общения, но и своей эмоциональностью. Не случайно французский писатель Андре Моруа отмечал, что «наслаждение, которое мы получаем от беседы, проистекает не из высказываемых в ней идей, которые, как правило, менее интересны, чем в хорошо написанной книге, а, пожалуй, из той стремительности с которой мы выражаем себя и понимаем других, из умственного и душевного равенства (гармонии] собеседников, когда находчивость партнера радует тебя не меньше, чем твоя собственная, наконец, из нашего вкуса к отбору точных оттенков мысли, заставляющего нас искать и находить самые тонкие и удачные из них» [6; с.286].

Литература

1. Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2006.

2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. - Мн.: Новое знание, 2001.

3. Введенская ЛА., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1995.

4. Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.К Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М.: Изд-во НОРМА, 2003.

5. Михальская А.К. Риторика. 10-11 классы. Базовый уровень: учебник. - М.: Дрофа, 2014.

6. Моруа А. Искусство беседы / Андре Моруа Надежды и воспоминания: Художественная публицистика - М., 1983.

7. Руденко А.М., Котлярова В.В., Шестаков ЮА Основы риторики: учебник - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2016.

8. Терехов П.П. Риторическая подготовка студентов-менеджеров: мат. Межвуз. науч.конф. «Русский язык как феномен культуры», Казань, 10-11 декабря 2007 г. / КГУКИ. - Казань: Изд. «Плутон», 2008. - С. 89-90.

9. Терехов П.П. Риторическая подготовка в формировании общекультурных компетенций студентов: мат. Межд. науч.-практ.й конф. «Правовые основы функционирования государственных и региональных языков в условиях дву-и многоязычия (мировой опыт реализации языковой политики в федеративном государстве", Казань, 25-27 ноября 2015 г. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - С.352-358.

10. Терехов П.П. Риторическая подготовка в формировании толерантной личности студента: мат. Межд гуманит. форума, посвященного 70-летию ООН и ЮНЕСКО «Толерантность - «оливковая ветвь» человечества на этапе исторического разлома», Казань, 2 - 3 февраля 2016 г. - Казань: изд-во Казанского гос. ин-та культуры, 2016. - С.143-144.

11. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: курс лекций. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1999.

12. Якокка Ли. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 1991.

References

1. Annushkin V.I. Ritorika Vvodnyj kurs: uchebnoe posobie. - M.: Flinta: Nauka, 2006.

2. Baeva O.A. Oratorskoe iskusstvo i delovoe obshchenie: Uchebnoe posobie. - Mn.: Novoe znanie, 2001.

3. Vvedenskaya LA, Pavlova L.G. Kul'tura i iskusstvo rechi. Sovremennaya ritorika - Rostov-na-Donu: Izd-vo Feniks, 1995.

4. Kul'tura russkoj rechi: Uchebnik dlya vuzov / pod red. prof. L.K Graudinoj i E.N. SHùyaeva - M.: Izd-vo NORMA, 2003.

5. Mihal'skaya A.K. Ritorika. 10-11 klassy. Bazovyj uroven': uchebnik. - M.: Drofa, 2014.

6. Morua A. Iskusstvo besedy / Andre Morua. Nadezhdy i vospominaniya: Hudozhestvennaya publicistika. - M., 1983.

7. Rudenko A.M., Kotlyarova V.V., SHestakov YU.A Osnovy ritoriki: uchebnik. - Rostov-na-Donu: Izd-vo Feniks, 2 016.

8. Terekhov P.P. Ritoricheskaya podgotovka studentov-menedzherov: mat. Mezhvuz. nauch.konf. «Russkij yazyk kak fenomen kul'tury», Kazan', 10-11 dekabrya 2007 g. / KGUKI. - Kazan': Izd. «Pluton», 2008. - S. 89-90.

9. Terekhov P.P. Ritoricheskaya podgotovka v formirovanii obshchekul'turnyh kompetencij studentov: mat. Mezhd.

nauch.-praktj konf. «Pravovye osnovy funkcionirovaniya gosudarstvennyh i regional'nyh yazykov v usloviyah dvu-i mno-goyazychiya (mirovoj opyt realizacii yazykovoj politiki v federativnom gosudarstve", Kazan', 25-27 noyabrya 2015 g. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2015. - S.352-358.

10. Terekhov P.P. Ritoricheskaya podgotovka v formirovanii tolerantnoj lichnosti studenta: mat. Mezhd. gumanit. fo-ruma, posvyashchennogo 70-letiyu OON i YUNESKO «Tolerantnost' - «olivkovaya vetv'» chelovechestva na ehtape istori-cheskogo raz-loma», Kazan', 2 - 3 fevralya 2016 g. - Kazan': izd-vo Kazanskogo gos. in-ta kul'tury, 2016. - S.143-144.

11. Hazagerov T.G., SHirina L.S. Obshchaya ritorika: kurs lekcij. - Rostov-na-Donu: Izd-vo Feniks, 1999.

12. YAkokka Li. Kar'era menedzhera. - M.: Progress, 1991.

УДК 02:378

Р.Р.Юсупов

О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН.

Данная статья рассматривает вопросы экологии культуры в сельской местности Республики Татарстан, а также сохранения национальных традиций, культуры и языков народов Татарстана. Подготовка кадров для работы в сети сельских учреждений культуры является фактором развития сельской местности. Основная роль в данном процессе принадлежит вузам культуры.

Ключевые слова: Республика Татарстан, экология культуры, сельские районы, подготовка кадров, Казанский государственный институт культуры, прием абитуриентов, трудоустройство выпускников.

Rivkat RYusupov ON THE TRAINING OF PERSONNEL OF CULTURE AND ARTS SPHERE FOR COUNTRYSIDE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

This article discusses the ecology of culture in countryside of the Republic of Tatarstan and problems of national traditions, culture and languages of the peoples of Tatarstan preservation. Training of personnel for work in the countryside cultural institutions is of a great importance for countryside development. The main part in this process belongs to arts and culture universities.

Keywords: the Republic of Tatarstan, ecology of culture, countryside, personnel training, Kazan State Institute of Culture, admission of students, employment of graduates.

Необходимость разработки условий совершенствования культурно-образовательного пространства села и поиска новых средств педагогического влияния обусловлена, с одной стороны, острыми проблемами организации досуга сельского жителя, с другой - низкой воспитательной эффективностью работы сельских образовательных учреждений. Существенные изменения базовых параметров общественной жизни в 90-е годы обусловили кризис систем воспитания и традиционных моделей досуговой деятельности. Социально-педагогическая значимость поиска условий и способов оптимизации деятельности данных социальных институтов обусловлена также общекультурными проблемами: девальвацией ценностей творческого труда как способа самореализации личности и условия процветания общества, ростом асоциальных и противоправных форм молодежной активности, размыванием этнокультурной специфики и утратой духовной идентичности.

Очередной Международный культурный форум, прошедший в ноябре 2017 года в Санкт-Петербурге, еще раз подтвердил, что культура является системообразующим фактором консолидации и общественного развития в международном и всероссийском масштабе. Одной из задач такой культурной политики явля-ется сохранение и экология нематериальной духовной культуры, первозданность которой наиболее присуща национальной сельской культуре, ее традиций и языка. Основными хранителями культурного наследия, как материального, так и духовного по-прежнему являются учреждения культуры: музеи, библиотеки, этнокультурные центры, дома национальностей, дома народных ремесел, клубные учреждения. Именно для них готовят кадры вузы культуры Российской Федерации, в том числе Казанский государственный институт культуры.

Государственная культурная политика в Республике Татарстан направлена на сохранение и развитие сети культурных досуговых учреждений, предназначенных для занятий сельчан творчеством и самообразованием, проведения культурного досуга и духовного роста населения. В Татарстане в настоящее время работают около 1960 клубов, из них 95,7% находятся в сельской местности. Только за период с 2012 по 2017 года построены и введены в действие 297 объектов культуры, в том числе за счет республиканского бюджета - 257 на сумму 2,6 млрд. рублей. В Татарстане сохранена одна из крупнейших в России сеть библиотек. Функционируют 1518, из них 1308 находятся в сельской местности], 91% сельских библиотек подключен к сети Интернет. Библиотеки по-прежнему остаются очагами культуры и просвещения. В сельских районах функционируют 62 музея, работают 27 постоянно действующих кинопередвижек, 8 кинотеатров, что, к сожалению, не покрывает потребности жителей.

Наполнение жизнью вновь построенных и отремонтированных сельских учреждений культуры - основная задача Министерства культуры РТ и муниципалитетов. Качественной успешной работе культурной сельской сети может способствовать наличие квалифицированных кадров, для чего необходимо продолжить работу по привлечению молодых специалистов. Именно эта задача была поставлена перед образовательными организациями высшего и среднего образования на выездном заседании Комитета Государст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.