Научная статья на тему 'О планировании и реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке'

О планировании и реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТЫ / PROJECTS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / УСПЕШНОСТЬ БИЗНЕСА / BUSINESS PERFORMANCE / АУДИТ ПРОЕКТОВ / AUDIT OF PROJECTS / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / STRATEGIC DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефанов Александр Анатольевич

Анализируются проблемы разработки и реализации инвестиционных проектов (ИП) развития Дальнего Востока; даются рекомендации по методологии планирования и создания эффективных ИП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues in planning and implementing investment projects in the Far East

The author gives the analysis to the topical issues related to building and implementing investment projects for the development of the Far East, as well as provides recommendations on methodology for planning and development of the effective investment projects.

Текст научной работы на тему «О планировании и реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке»

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

УДК 339.543 ББК 65.9(255-56)

А.А. ЕФАНОВ

О планировании и реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке

Анализируются проблемы разработки и реализации инвестиционных проектов (ИП) развития Дальнего Востока; даются рекомендации по методологии планирования и создания эффективных ИП.

Ключевые слова: проекты, эффективность, конкурентоспособность, успешность бизнеса, аудит проектов, стратегические решения.

A.A. Yefanov

Issues in planning and implementing investment projects in the Far East

The author gives the analysis to the topical issues related to building and implementing investment projects for the development of the Far East, as well as provides recommendations on methodology for planning and development of the effective investment projects.

Keywords: projects, efficiency, competitiveness, business performance, audit of projects, strategic decisions.

Дальний Восток всегда имел и имеет свои особенности, которые отличают его от других регионов. Правильно определить его ключевые позитивные и проблемные факторы - значит найти ключи к успеху и повышению эффективности реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие.

Мониторинг инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) показывает, что основными проблемами реализуемых и планируемых к реализации ИП на протяжении многих лет продолжают оставаться:

- неспособность инициаторов проектов планировать рыночноориентированные и экономически обоснованные стратегические цели;

- отсутствие у инициаторов практического опыта по реализации проектов на инвестиционной фазе в рамках сметы утвержденного бизнес-плана, т. е. технико-экономического обоснования (ТЭО);

- низкий уровень менеджмента на эксплуатационной фазе;

ЕФАНОВ Александр Анатольевич — консультант по бизнесу, г. Хабаровск.

36

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

- отсутствие методологии и практического опыта органов исполнительной власти субъектов РФ планировать инвестиционное и инфраструктурное развитие регионов с учетом реализуемых и планируемых к реализации независимых и взаимодополняющих проектов, включающих комплексные, инфраструктурные и социальные инвестиционные проекты.

Отсутствие единых требований к методологии оценки ТЭО, низкая квалификация разработчиков важного финансово-экономического документа жизненного цикла проекта привели к созданию множества бумажных пустышек, которые гордо представляются инвестиционными проектами.

Успешная реализация проекта невозможна без соблюдения следующих условий: тщательной прогнозной оценки спроса и потребностей рынков; детально выверенных расходов операционной деятельности; расчета критических показателей безубыточности; конечной планируемой себестоимости, обеспечивающей конкурентоспособную цену с рентабельностью, гарантирующей возврат основного долга и процентов; утвержденной дорожной карты; календарного графика реализации проекта; анализа обязательных интегральных показателей эффективности, позволяющих определить эффективность и устойчивость проекта.

Зачастую разработчики ИП, правильно подогнав цифры, заказав оборудование с завышенной мощностью и устаревшей технологией на конечном цикле жизненного цикла выпускаемой продукции, получив желанные кредиты, но не имея практики реализации бизнес-планов, забывают о ТЭО.

Последующая инвестиционная фаза, как правило, уже имеет другие цели с экономическими и финансовыми интересами подрядных строительных организаций и поставщиков оборудования.

Главный показатель успешности бизнеса - это внешний фактор, выраженный в устойчивом рыночном спросе на выпускаемую продукцию, объеме выручки от реализации продукции в денежном выражении, который определяется двумя взаимосвязанными экономическими показателями: физическим объемом реализации и конкурентоспособной ценой с достаточным запасом финансовой прочности. Это касается всех ИП без исключения.

Примерами низкого качества подготовки ТЭО, недооценки рыночного спроса, его динамики, отсутствие контроля за формированием конечной себестоимости, при разработке и реализации ИП, стал коммерческий провал крупных проектов Хабаровского края: ООО «РимбунамХиджау; ЗАО «Гражданские самолеты Сухого»; СП «Аркаим»; ОАО «Амурметалл»; портовая особая экономическая зона (ОЭЗ) в Советской Гавани.

Отсутствие профессиональных отечественных консалтинговых компаний породили неоправданные иллюзии о компетенции иностранных консалтинговых компаний. Компания «Nomura Research Institute», которая, согласно собственной рекламе, «за 40 лет исследовательской деятельности накопила соответствующий опыт и знания и отличается точными стратегическими рекомендациями, помогающими клиентам принимать верные стратегические

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

37

решения...», кроме ярких слайдов в истории реализации проекта «Создание ПОЭЗ в Советской Гавани» так ничего и не оставила. Сегодня компания готовится рисовать очередные слайды для проекта «Рыбоперерабатывающий кластер» в Приморском крае, и результаты новых рекомендаций вызывают тревогу.

Совсем недавно на рынке Дальнего Востока о себе заявила Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее - Агентство), поддержавшая проект «Инновационный агрокомплекс “Зеленые листья” в Приморском крае». Это радует. Тревожит и настораживает тот факт, что Агентство упустило весьма заметные факты в проекте: отсутствие разрешения на ввоз крупного рогатого скота в Россию из Евросоюза1 и отсутствие решения со стороны не менее солидной организации ГК «Внешэкономбанк» относительно финансирования данного проекта.

Какой же выход? Выход простой и проверенный - проведение открытых тендеров с приглашением иностранных и отечественных компаний по всем крупным проектам, профессиональная экспертная оценка проектов участников. Опыт создания свободной экономической зоны «Находка» в Приморском крае показал, что наиболее эффективный метод достижения целей, повышения ответственности инициаторов проектов за конечный результат только у тех, кто разрабатывает бизнес-план самостоятельно, имеет практический опыт реализации ИП, напрямую заинтересован в результате и возврате своих инвестиций. Примером такого подхода было создание российско-британского совместного предприятия «Находка-Телеком», когда победителями тендера стали британская компания Cable&WirelessWorldwide и российский оператор связи «Комбелга», объединившие свои возможности и капиталы для общей цели. Должен отметить, что совместная работа с иностранными специалистами позволила не только создать спутниковую связь в Находке, но и адаптировать менеджмент к рыночному пониманию бизнеса, дать маркетинговые и управленческие знания в рамках СЭЗ.

В настоящее время в базе данных Минвостокразвития России около 2 тыс. коммерческих проектов, представленных субъектами ДФО. При декларируемом наличии ТЭО/бизнес-планов, наличии проектно-сметной документации, непонятной «разной готовности» - более 95% проектов вызывают объективные сомнения относительно коммерческого успеха, а декларации о наличии ТЭО в проектах больниц, домов для престарелых, и т. д. - явно не соответствуют реалиям.

Известно, что при представлении перечней ИП в федеральные органы власти и правительство РФ основные интегральные показатели оценки

1 Ввоз живого скота в Россию из Европы был запрещен в 2012 г. из-за угрозы вируса Шмалленберг /Schmallenbergvirus/, названного в честь немецкого города, где он был впервые обнаружен в ноябре 2011 г. Вирус поражает крупный рогатый скот, овец и коз, вызывая врожденные дефекты у потомства, в том числе деформацию головы, шеи и конечностей.

38

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

эффективности проектов (NPV, IRR, PI, DPP) никогда не рассматривались (не запрашивалась бухгалтерская отчетность реализуемых проектов или краткое резюме ИП, что только подтверждает факт о значительной вероятности несостоятельности большинства проектов).

Чтобы перейти от бесполезного количества к эффективному качеству разработок, необходим аудит всех действующих и планируемых ИП, единые форматные и нормативные требования к бизнес-плану с привязкой к инфраструктурным и социальным проектам, правила взаимодействия между всеми заинтересованными лицами для планирования, отбора и реализации ИП. Необходимо создать межрегиональную рабочую группу из представителей Полпредства, Минвостокразвития России и субъектов исполнительной власти ДФО, включая профессиональных специалистов по экономике, финансам и управлению, для выполнения следующих задач:

1) определить единый формат структуры и требований к формату инвестиционного проекта, взяв за основу «Методическое пособие по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта» [2], Приложение 3 к Инструкции № 2-И «О порядке предоставления и учета долгосрочных (среднесрочных) кредитов в ОАО “Россельхозбанк”», утвержденной решением Правления ОАО «Россельхозбанк» (протокол № 35 от 09.06.2006), расширив его дополнительными разделами и терминами (Приложение № 1);

2) разработать на основе формата бизнес-плана единый стандарт «Дальневосточный паспорт инвестиционного проекта» в электронном и печатном видах;

3) подготовить единую структуру и систему кодов идентификации ИП для создания баз данных (основные проекты; основные проекты в составе КИП, КРТ, кластеров, территорий опережающего развития; проекты по направлениям деятельности; проекты, включенные в госпрограмму и ФЦП; проекты, реализуемые на территории экономических зон; инфраструктурные проекты; прочие);

4) «узаконить» конкретные и понятные критерии оценки готовности и реализации ИП на основе элементарной двухмерной матрицы с балльной системой оценки;

5) разработать единые требования и обозначения к составлению региональных инвестиционных карт на период до 2025 года. В качестве образца можно использовать «Карту инвестиционных проектов Республики Саха (Якутия)», которая находится в «Фонде развития Дальнего Востока и Байкальского региона»;

6) разработать единый дальневосточный формат «Памятка инвестору» для каждого региона, в которой отразить полную информацию о мерах поддержки на государственном и региональном уровнях в виде налоговых льгот по каждому виду территории опережающего развития (ТОР), разместить перечень нормативных актов по поддержке инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровнях, включая постановление

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

39

Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» [3]. Кроме того, разместить следующую информацию на сайтах исполнительной власти субъектов РФ: общая численность региона/ района/города, численность трудоспособного населения и процент занятости, средний уровень заработной платы в регионе/районе/городе, действующие инфраструктурные тарифы, стоимость технических условий подключения, инвестиционная карта региона, т. е. дать необходимую информационную базу для подготовки бизнес-плана;

7) подготовить проект межрегионального соглашения о регламенте и формате предоставления информации о ходе реализации ИП и обновлении баз инвестиционных проектов, размещенных на сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ в ДФО и Минвостокразвития России;

8) утвердить на местах списки ответственных от органов исполнительной власти субъектов РФ, инициаторов и непосредственных исполнителей по каждому инвестиционному паспорту с указанием полных контактных данных в «Дальневосточном паспорте инвестиционного проекта»;

9) провести аудит и актуализацию всех действующих и планируемых проектов по срокам реализации, объемам инвестиций, источникам финансирования, интегральным показателям эффективности, степени готовности, освоению денежных средств, объему выполненных работ, проблемных точках реализации и развития ИП;

10) выделить особо среди ИП общерегиональные инфраструктурные, транспортные и инженерные проекты, влияющие на реализацию всех ИП территории, которые по производственным показателям мощности должны покрывать потребности всех реализуемых и планируемых проектов минимум на ближайшие 5-10 лет, учитывая возможность поэтапного наращивания мощностей на базе созданных;

11) каждому региону создать «стратегическое дерево проектов региона», синхронизирующее основные проекты с инженерными, транспортными и социальными дополняющими через систему утвержденной классификации;

12) создать на сервере Минвостокразвития России электронную базу данных и сайт инвестиционных проектов ДФО (по примеру приоритетных проектов Минрегиона России), разместив значимые для регионов инвестиционные паспорта на сайте;

13) рекомендовать субъектам исполнительной власти ДФО подготовить региональные географические карты реализации инвестиционных проектов на своих территориях на период до 2025 года с обновлением данных через каждые 2-3 года.

Любой инвестиционный проект - это прежде всего система интересов, стратегических решений, взаимосвязанных и сбалансированных финансовых и экономических показателей. В условиях мирового финансового кризиса

40

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

и непростой международной ситуации эффективность инвестиций должна быть максимальной, особенно в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Правила должны отражать нормативно-правовые, экономические и финансовые отношения партнерства, где основной критерий эффективности - это соотношение между результатом и стоимостью результата. Государство должно «узаконить» два этих показателя. Для этого необходимо принять «матрицу взаимных интересов» и тех минимумов, которые удовлетворяют интересам сторон и определяют начало ГЧП.

Расчет показателей матрицы осуществляется на основе показателей бизнес-планов всех ИП, рассматриваемых к реализации на территории опережающего развития. Превышение установленных номинальных показателей увеличивает устойчивость, при этом государство получает экономически обоснованную информацию о возможности расширить обязательства на решение дополнительных вопросов по развитию инфраструктуры и решению социальных вопросов на концессионной основе.

Что касается совместной работы с инвестиционными западными компаниями, то на примере Калужской области, где активное участие приняли такие компании, как GeneralElectric (США), Sаmsung (Корея), L’Oreal (Франция), KT&G (Корея), SAB-МШег (ЮАР), Heniofarm (Сербия), мы видим не только желаемую конкурентную среду, но и ряд серьезных проблем, требующих взвешенных и конструктивных решений, а именно:

- иностранные инвесторы создают на территории области предприятия исключительно со 100% иностранным капиталом;

- наблюдается нежелание передавать передовые технологии, «ноу-хау», управленческий опыт, и т. д.;

- региональные предприятия традиционной промышленности не привлекаются в процесс модернизации производства с использованием иностранного капитала;

- предоставляемые иностранным инвесторам преференции зачастую недоступны для предприятий традиционной промышленности;

- иностранные инвестиции в регион ориентированы на создание промышленных зон, а не на полноценный цикл от разработки продукции до ее производства и реализации;

- население неоднозначно оценивает социально-экономическую динамику развития региона [1].

Мы созерцаем видимую сторону результата в форме объемов привлеченных инвестиций и выпуска некоторого количества готовой продукции, при этом не выделяем очевидные ключевые факторы, которые привлекли иностранные компании. На мой взгляд, их две: растущий рынок потребления центральной (самой платежеспособной) части России и удобное расположение для транспортировки продукции по всей России.

Безусловно, без стратегии импортозамещения экономика Дальнего Востока развиваться не сможет, что доказано опытом Китая, Сингапура

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

41

и Южной Кореи. Следует отметить, что хорошему проекту не нужны льготы, но если они есть даже на короткий срок - это делает проект более устойчивым, сроки окупаемости короче, но не исключает коммерческие и экономические риски. При всех налоговых каникулах и льготах, гарантом успеха любого бизнеса всегда была выручка от реализации, а точнее - наличие устойчивого рыночного спроса, конкурентоспособной цены, финансовой прочности, достаточной для покрытия основного долга и процентов за кредит при падении объемов продаж.

Формирование госпрограммы должно быть целевым и логичным. Госпрограмма должна тесно связать экономические возможности Дальнего Востока с государственным участием через решение инфраструктурных и социальных проблем. Сначала приоритетные инвестиционные проекты, затем мероприятия, поддерживающие реализацию проектов, и никак не наоборот. Сегодня по факту мы имеем ускоренное развитие мероприятий утвержденной госпрограммы, а не экономическое развитие регионов Дальнего Востока.

Последнее время мы слышим о неких прорывных 23 инвестиционных проектах с привлечением 17 руб. частных инвестиций на 1 руб. бюджетных средств. Я знаю только четыре таких возможных проекта («Восточная нефтехимическая компания», СПГ «Владивосток», газопровод «Сила Сибири», модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей), которые на сегодняшний день не имеют даже технико-экономического обоснования. Уверен, что из декларируемых 23 проектов около 80% также не имеют ТЭО, а значит, не могут сегодня считаться коммерчески эффективными. Откуда столь значительные цифры, которые за годы существования министерства выросли с 5 до 17 рублей? Пора раскрыть военную тайну и вынести суперпроекты на обсуждение дальневосточников, разместив их на сайте министерства с основными параметрами и интегральными показателями эффективности.

Список литературы

1. Крутиков В.К. Необходимость перехода от заимствования к инновациям: калужский опыт привлечения иностранных инвестиций [Электронный ресурс] / В.К. Крутиков, Ю.В. Зайцев. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/

2. Методическое пособие по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта [Электронный ресурс]: рекомендации для торгово-промышленных палат (по заказу Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике). Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=

3. Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ 13.02.2006 № 83. Режим доступа: http://www.sochivodokanal.ru/about/info/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.