Научная статья на тему 'О ПИТАНИИ БЕРКУТА AQUILA CHRYSAETOS НА ЮГО-ЗАПАДНОМ УСТЮРТЕ'

О ПИТАНИИ БЕРКУТА AQUILA CHRYSAETOS НА ЮГО-ЗАПАДНОМ УСТЮРТЕ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
71
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПИТАНИИ БЕРКУТА AQUILA CHRYSAETOS НА ЮГО-ЗАПАДНОМ УСТЮРТЕ»

Храбрый В.М. 1991. Птицы Санкт-Петербурга. Фауна, размещение, охрана // Тр. Зоол. инта АН СССР 236: 1-276. Witt K. 2000. Situation der Vögel im städtischen Bereich: Beispiel Berlin // Vogelwelt 121, 2/3: 107-128.

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2023, Том 32, Экспресс-выпуск 2287: 1277-1280

О питании беркута Aquila chrysaetos на юго-западном Устюрте

С.Н.Варшавский

Второе издание. Первая публикация в 1968*

Питание беркута Aquila chrysaetos изучено вообще недостаточно. Очень мало данных по питанию этого хищника и на юге его ареала в СССР, в пустынной зоне. Даже в южной пустыне (Южный Устюрт, Туркмения), где беркут обычен и нередко является ландшафтным видом, сведения по особенностям его пищевого режима исчерпываются немногими работами, которые касаются отдельных районов (Зарудный 1915; Дементьев 1952; Дементьев, Карташев, Солдатова 1953; Рустамов 1954; Сопыев 1962; и др.).

Наши данные, несколько дополняющие известные материалы по питанию беркута и характеризующие пищевой рацион этого вида в своеобразных условиях северной окраины южной пустыни, собраны в конце мая 1961 года у одного из отрогов западного чинка Устюрта в районе спуска Бесбулак, недалеко от западной окраины песков Сенгиркум (равнинный Мангышлак). Материал представлен 148 остатками пищи, взятыми у занятого гнезда беркута, расположенного в нише вертикального обрыва чинка на высоте 8-10 м и почти недоступного как сверху, так и снизу. Гнездо использовалось птицами, очевидно, в течение многих лет, об этом свидетельствуют очень большие размеры его (диаметр более 2 м, высота около 1 м). В день наблюдений (29 мая) в гнезде находилось два вполне оперённых, но ещё не летавших молодых беркута. Взрослые орлы были очень осторожны, при нашем приближении они взлетели почти за 1 км и долго кружились над чинком. Один из молодых беркутов тоже слетел с гнезда, но не смог подняться и вынужден был опуститься на землю, второй оставался в гнезде, плотно прижавшись к нему.

Анализ остатков пищи беркута дал следующие результаты (табл. 1).

* Варшавский С.Н. 1968. О питании беркута на юго-западном Устюрте II Орнитология 9: 146-148. Рус. орнитол. журн. 2023. Том 32. Экспресс-выпуск № 2287

Таблица 1. Питание беркута Aquila еЬтузав^з (в % встреч от общего числа 148 данных)

Число встреч

Вид корма

Абс. %

Позвоночные Vertebrata Млекопитающие Mammalia Насекомоядные Insectívora Ушастый ёж Hemiechinus auritus Длинноиглый ёж Paraechinus hypomelas Заяц-толай Lepus tolai Грызуны Rodentia

Жёлтый суслик Spermophilus fulvus

Большая песчанка Rhombomys opimus

Лисица Vulpes vulpes

Джейран Gazella subgutturosa

Джек Chlamydotis macqueenii

Кеклик Alectoris chukar

Степная черепаха Testudo horsfieldii

148 100.9

85 57.4

11 7.5

10 6.8

1 0.7

19 12.8

51 34.4

30 20.2

21 14.2

3 2.0

2 1.4

1 0.7 60 40.5

0.7

Во второй половине весны и в начале лета основной корм этого хищника в условиях комплекса глинистых (чинки и прилегающие глинистые равнины) и песчаных (подчинковые пески) местообитаний на северной окраине южной пустыни составляют почти в равной степени разнообразные млекопитающие (57,4%) и пресмыкающиеся — степные черепахи Testudo horsfieldii (40.5%).

Из млекопитающих более одной трети пищи беркута в исследованном районе приходится на долю грызунов, а именно двух видов их: относительно крупного жёлтого суслика Spermophilus fulvus и вида средней величины — большой песчанки Rhombomys opimus. Оба этих грызуна добываются преимущественно на шлейфах соседних песчаных массивов, жёлтый суслик, кроме того, — на подчинковых осыпях и на склонах, врезанных в чинки оврагов.

Жёлтого суслика, доля которого в питании беркута превышает 1/5 всех добываемых животных, можно наряду со степной черепахой отнести к одному из важнейших кормов данного хищника в северной части южной пустыни. Роль этого грызуна в питании беркута в особенности повышается в гнездовое время, так как сроки выкармливания птенцов у последнего в значительной степени совпадают с периодом выхода и расселения молодых сусликов, являющимся временем наибольшей численности и наиболее лёгкого добывания зверьков. Мелкие виды грызунов в питании беркута здесь, очевидно, не имеют существенного значения, во всяком случае они, не найдены ни в остатках пищи, ни в погадках птиц.

Третье место среди млекопитающих в рационе беркута занимает заяц-толай Lepus tolai. Около половины остатков составляют невзрос -

лые зайцы. По-видимому, более значительна роль толая в питании беркута, как это видно из литературы (Сопыев 1962), в песчаной пустыне (Восточные Каракумы). Сравнительно редко (около 7% встреч) беркутом добываются ушастые ежи Hemiechinus auritus, преимущественно (судя по остаткам шкурок) молодые и полувзрослые особи. Один раз была найдена шкурка полувзрослого длинноиглого ежа Paraechinus hypomelas.

Другие виды млекопитающих (хищные и копытные), а также птицы в весенне-раннелетнем питании беркута в этой части пустыни, по-видимому, не играют какой-либо заметной роли: остатки лисицы Vulpes vul-pes обнаружены лишь один раз (лапы и череп молодого зверька), джейрана Gazella subgutturosa - 3 раза (ноги совсем молодых особей), птиц -кеклика Alectoris chukar и джека Chlamydotis macqueenii - соответственно, 1 и 2 раза.

Зато степные черепахи, несомненно, служат важным кормом беркута в пустыне. Это уже отмечалось (Дементьев 1952; Дементьев, Карташев, Солдатова 1953; Рустамов 1954; и др.).

В наших сборах панцири черепах составляют 40% всех остатков пищи беркута. Особенность питания беркута черепахами заключается в том, что жертвами являются главным образом взрослые крупные черепахи (табл. 2). Маленькие молодые черепашки (в возрасте до 5 лет) беркутом добываются, вероятно, редко, подавляющее большинство (76-77%) составляют черепахи в возрасте от 9 -11 до 15-17 лет. Это, несомненно, в значительной степени объясняется более лёгким обнаружением крупных особей, активных в весенний период во время спаривания и откладки яиц. Схваченная черепаха, очевидно, сбрасывается беркутом с высоты на камни и обломки скал. Все без исключения крупные панцири черепах, собранные нами, имели угловатые пробоины от ударов об острые камни. Из разбитого панциря мягкие части животного выклёвываются хищником легко и без остатка.

Различия же в удельном весе отдельных возрастных групп добываемых беркутом взрослых черепах, очевидно, определяются не избирательным выловом их хищником, а особенностями возрастной структуры самой популяции этих рептилий. Так, очень небольшое число панцирей 13- и 14-летних черепах в остатках пищи беркута по сравнению с черепахами 10-12 и 15 лет может найти объяснение, видимо, в повышенной гибели новорождённых черепашек или в слабой плодовитости половозрелой части популяции 13 и 14 лет назад (по отношению к 1961 году). Небольшое же число панцирей черепах возраста 19-20 лет и выше, вероятно, просто соответствует уже очень малому удельному весу животных этих возрастов в населении черепах.

Вследствие этих особенностей питания беркут вместе с медоедом Mellivora capensisи отчасти волком Canis lupus должен быть отнесён к числу главных врагов взрослой популяции степной черепахи. Наиболее

же опасными врагами молодой части популяции черепах являются (помимо тех же медоеда и волка) пустынный ворон Corvus кур-ганник Buteo ш^пш и лисица.

Таблица 2. Соотношение возрастных групп степных черепах Testudo horsfieldii в питании беркута Aquila chrysaetos

Возраст, годы

Число случаев

Абс.

%

Примечание

1-5 1 1.7 3 года

6-8 6 10.0

9-11 20 33.3 Преимущественно

12-14 10 16.6 10 лет (12 экз.) больше половины

15-17 16 26.7 (6 экз.) 12 лет; 13 лет только 1 экз

18-20 6 10.0 Главным образом 15 лет (9 экз.)

Старше 20 1 1.7 21 год

Всего 60 100.0

Однако, несмотря на большое уничтожение беркутом степных черепах и довольно заметную роль в его питании зайца-толая, этого хищника нельзя причислить к вредным видам. Польза, приносимая беркутом, определяется истреблением им значительного количества грызунов, которые составляют, как мы видели, более одной трети питания данного вида. В других районах южной пустыни удельный вес грызунов в рационе беркута ещё больше (Дементьев, Карташев, Солдатова 1953). Вред же, приносимый копытным и хищным животным, совершенно ничтожен. Поэтому беркут заслуживает охраны во всех местах его распространения и гнездования в пустыне.

Литератур а Дементьев Г.П. 1952. Птицы Туркменистана. Ашхабад: 1-547.

Дементьев Г.П., Карташев Н.Н., Солдатова А.Н. 1953. Питание и практическое значение

некоторых хищных птиц в юго-западной Туркмении // Зоол. журн. 32, 3: 361-375. Зарудный Н.А. 1915. Птицы пустыни Кизылкум // Материалы к познанию фауны и флоры

Российской империи. Отд. зоол. 14: 1-149. Рустамов А.К. 1954. Птицы пустыни Кара-Кум. Ашхабад: 1-344.

Сопыев О.С. 1962. Некоторые данные по экологии беркута и домового сыча в Восточных Каракумах // Изв. АН ТуркмССР. Сер. биол. наук 2: 79-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.