Научная статья на тему 'О первом свидетельстве средневековой письменности в Архангельске'

О первом свидетельстве средневековой письменности в Архангельске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
201
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАНГЕЛЬСК / ARKHANGELSK / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ПИСАЛО / ГРАМОТА / СЛАВЯНЕ / SLAVS / ФИННО-УГРЫ / НОВГОРОД / NOVGOROD / MEDIEVAL TIMES / STYLUS / DOCUMENT / FINNO-UGRIC PEOPLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Едовин А.Г.

В статье публикуется первая на Архангельском Севере находка средневекового инструмента для письма писала. Рассматривается его таксономический статус на фоне общей проблематики изучения подобных предметов, делаются выводы о его датировке (XI век) и историкокультурном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE FIRST EVIDENCE OF THE MEDIEVAL WRITING SYSTEM IN ARKHANGELSK

The article is about the first medieval writing instrument found in the Arkhangelsk North stylus (“pisalo"). Its taxonomic status is considered in terms of the general problematics of studying such objects; conclusions of its dating are made (XI century) and of the historic and cultural context.

Текст научной работы на тему «О первом свидетельстве средневековой письменности в Архангельске»

А.Г. Едовин

Архангельский краеведческий музей (г. Архангельск)

О первом свидетельстве средневековой письменности в Архангельске

В статье публикуется первая на Архангельском Севере находка средневекового инструмента для письма — писала. Рассматривается его таксономический статус на фоне общей проблематики изучения подобных предметов, делаются выводы о его датировке (XI век) и историко-культурном контексте. Ключевые слова: Архангельск, средневековье, писало, грамота, славяне, финно-угры, Новгород.

A.G. Edovin

Arkhangelsk Regional Lore Museum (Arkhangelsk)

About the first evidence of the medieval writing system in Arkhangelsk

The article is about the first medieval writing instrument found in the Arkhangelsk North — stylus ("pisalo"). Its taxonomic status is considered in terms of the general problematics of studying such objects; conclusions of its dating are made (XI century) and of the historic and cultural context.

Keywords: Arkhangelsk, medieval times, stylus, document, Slavs, Finno-Ugric peoples, Novgorod.

В изучении истории населенных пунктов очень важным аспектом является свидетельство о способах и формах передачи письменной информации, т. е. о древнейших орудиях и материалах для письма. Не исключением является и Архангельск, где пока не найдено ни одной средневековой надписи - ни в виде берестяной грамоты, ни в виде таблички и даже в виде граффити. Тем более ценной является та информация, которая случайным образом стала доступна современным исследователям. Речь идет о находке первого на Архангельском Севере средневекового стиля — писала.

В далеком уже 1972 г. такой

сегодня обнаружены берестяные грамоты, приоритет, без сомнения, принадлежит Великому Новгороду. Использование бересты в качестве материала для письма, как и само прочерчивание букв, являлось нелегким специфическим ремеслом средневекового новгородца. Извест-о также, что кроме бересты для записей новгородцы обращались иеще и к церам — восковым табличкам, которые были заимствованы средневековой европейской культурой из античности главным образом, из Древнего Рима. Вместе с ними на Руси внедрялись и орудия письма. Такие предметы, которыми разглаживали воск и с помощью

артефакт был найден в черте города Архангельска в песчаном карьере на одном из островов дельты Северной Двины, в поселке Первых пятилеток близ Соломбальского лесопильно-деревообрабатывающего комбината (рис. 1).

Здесь учеником шестого класса 43 школы Валерием Владимировичем Грошевым был поднят непонятный костяной стержень, который он передал своей учительнице Лидии Сергеевне Персуковой. Та, в свою оче-

которых по нему писали, в литературе получили название "стили", от латинского "stilus" — палочка, заостренный -костяной или металлический стержень с навершием в форме лопаточки. Этот термин бытует в европейской литературе и сегодня, правда, в публикациях Северной Европы он заменен на "griffel" — грифель. На Руси же за орудиями письма утвердилось название "писало", что, по мнению исследователей, этимологически соответствовало орудию писания. Не

редь, через довольно продолжительное время, принесла этот предмет А.А.Куратову, признанному авторитету в археологии Архангельска. В руки современных исследователей артефакт попал после смерти Анатолия Александровича в 2013 г.

Общая изученность проблемы древнерусского письма в настоящий момент следующая. Среди населенных пунктов Древней Руси, в слоях которых

исключается даже вариант, что "писало" — это местное название орудия письма, так как оно упоминается в ряде письменных источников новгородского цикла XI-XVI вв. [4, с. 45].

Предмет этот - многофункционального профиля, заостренный конец стержня его использовался для начертания букв (знаков, прорисей), а навершие — «лопаточка» — для подправки текста по бересте, либо для за-

глаживания или соскабливания воска в церах. Вероятно, функция лопаточки, судя по конструктивным особенностям, состояла не только в том, чтобы стирать текст, но и убирать залитый в формочках воск пока тот не остыл полностью, сохранив на нем надписи.

Древнерусские писала долгое время не выделялись в отдельную категорию предметов в их функциональном назначении. Порой их относили либо к "булавкам", либо к "ложечкам для причастия" и т. п. Только с обнаружением берестяных грамот в культурных слоях древнего Новгорода стало возможно отождествить эти не вполне понятные предметы с орудиями письма. К толкованию подобных стержней как инструментов для писания на навощенных дощечках неоднократно обращались исследователи в 50-е годы. Несколько позже эту тему развил А.Ф. Медведев, который конкретно обратился к изучению орудий и материала письма в древнем Новгороде, а, следовательно, к технике и технологии древнерусской письменности. Он был первым, кто атрибутировал их как отдельную категорию находок в составе новгородской коллекции, выделил типы, установил хронологию их бытования. Правда, располагал он тогда сравнительно незначительным объемом исходных данных — всего пятьдесят писал, причем только с одного Неревского раскопа в Новгороде. Но вместе с тем сопоставление новгородских писал с аналогичными предметами, выявленными им более чем в двадцати других городах Древней Руси, окончательно утвердили правомерность соотнесения этих заостренных стержней к инструментам письма — писалам [3, с. 63-64].

При использовании новейших достижений археологических исследований в Новгороде недавно исследователи вновь

обратились к этим предметам письма, которыми наносили знаковые изображения древние новгородцы. После выхода в свет публикации А.Ф. Медведева прошло более пятидесяти лет, в течение которых эти предметы письменности не привлекались к специальному исследованию, в том числе не подвергались учету и систематизации. К настоящему времени коллекция новгородских писал увеличилась в четыре раза и составляет свыше 200 экземпляров, обнаруженных практически на всех раскопах, где проводились археологические изучения в Новгороде. Но не только количественно изменилась коллекция новгородских писал, она изменилась качественно: появились новые формы писал, выявлены дополнительные варианты в предложенной А.Ф. Медведевым типологии, уточнены хронологические рамки бытования некоторых типов. Все это позволило Б.Б. Овчинниковой систематизировать вновь поступивший материал. При всех дополнениях разработанная А.Ф. Медведевым типология новгородских писал в своей основе сохраняется исследователями с учетом ее прочного вхождения в научную литературу [4].

Учитывая изменения в оформлении верхней части инструмента — лопаточки, А.Ф. Медведев выделял пятнадцать типов писал, встречаемых в Новгороде [3, с. 73-79]. В связи с новыми археологическими открытиями, в предложенной Овчинниковой типологии число типов увеличено до 19. Кроме того, внесены уточнения и изменения, которые отражены в некоторых типах путем включения вариантов [4, с. 47-61].

Архангельская находка относится к типу 1 варианта «а», форма лопаточки напоминает четырехугольник или трапецию, слегка суженную к стержню (рис. 2).

В центре большинства из из-

Едовин Алексей Геннадьевич,

к.и.н, доцент, ученый секретарь Архангельского краеведческого музея (г. Архангельск)

Рис. 1

Место нахождения писала

Рис. 2. Писало

делий этого типа находится сквозное отверстие. Практически все Новгородские находки изготовлены из кости (вариант "а") и лишь два — из железа (вариант "б"). Из девяти новгородских костяных предметов семь обнаружены в слоях Неревского раскопа и два на Троицком [4, с. 47].

Архангельское писало выделяется своим оригинальным дизайном. Не смотря на то, что одна из лопастей лопаточки со временем была утрачена, есть возможность получить полное представление об этом инструменте. Длина его составляет 8,7 см, ширина лопаточки — 2 см, высота лопаточки — 2,5 см, толщина стержня — 0,2-0,6 см. Лопаточка оформлена в виде профильного изображения личин с прорисовкой козырька, глазных впадин, носа, рта и подбородка. Глазковый орнамент нанесен таким образом, что пять элементов образуют знак «V», где верхние элементы гравированы в районе глаз личин. Как и на новгородских, в центре имеется сквозное ромбическое отверстие (вероятно, для подвешивания на шнурок при ношении на груди).

Костяные писала датируются серединой X — первой половиной XI в. Они являются древнейшими в хронологическом ряду. Аналогичные экземпляры встречены в Пскове, Изборске, в Латвии и Древней Карелии. Что касается железных экземпляров, то выявлены они в слоях конца XIII — начала XIV в. От костяных они отличаются еще и тем, что меньше в размерах, стержень имеет слегка сглаженные грани, хотя в сечении — круглый. Возможно, данные экземпляры свидетельствуют о возврате к ранней форме писал, но выполненных уже в металле [4, с. 47-48].

Каков историко-культурный контекст архангельской находки? Несомненно, это свидетельствует о посещении дельты Северной Двины грамотными славянами, вероятно ладожанами или новгородцами уже в XI веке. Находки предметов того же времени в ближайших окрестностях

- Соломбале [1, с. 543, 2, с. 21] и Кузнечихе [2, с. 23] — дает нам материал о финно-угорской материальной культуре. Не является ли этот факт подтверждением того, что после прекращения активного плавания скандинавов в 1020-х годах, территория Нижнего Подвинья начинает осваиваться славяно-финским населением Новгородской земли? Во всяком случае, через столетие мы видим существенное изменение материальной культуры Подвинья, связанное с притоком колонизационных волн именно с юго-западных территорий.

Литература:

1. Едовин А.Г. Новые средневековые находки в Беломорье и Нижнем Подвинье в контексте основных проблем средневековой истории Архангельского Севера // Культурное и природное наследие Европейского Севера. — Архангельск, 2009. С. 533-545.

2. Едовин А.Г. Бронзовые украшения как индикатор культурных связей населения Нижнего Подвинья и Поважья в XI-XIII вв. // Важский край. Источниковедение, история, культура. Вып. 7. — Вельск 2016, — С. 5-27.

3. Медведев А.Ф. Древнерусские писала X-XV вв. // СА. — 1960.

— №2. — С. 63-88.

4. Овчинникова Б.Б. Писала-стилосы Древнего Новгорода X-XV вв. (свод археологического источника) // Проблемы истории России. Вып. 3: Новгородская Русь: историческое пространство и культурно наследие: Сб. науч. тр. — Екатеринбург: «БКИ», 2000. — С. 45-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.