АА.Зализняк, В.Л.Янин
НОВГОРОДСКИЙ КОДЕКС ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XI B. - ДРЕВНЕЙШАЯ КНИГА РУСИ
Ежегодно открываемые в процессе раскопок древности Великого Новгорода не перестают поражать воображение. Новгородская археологическая экспедиция, основанная в 1932 г. А.В.Арциховским, работает семьдесят лет. Первые берестяные грамоты были обнаружены в 1951 г. Начиная с 1973 г. работы были сосредоточены на раскопе, получившем название Троицкого, по расположенной по соседству средневековой церкви.
13 июля 2000 г. на Троицком - XII раскопе из напластований первой четверти XI в. была извлечена уникальная находка - древняя книга (кодекс) с текстом, написанным по воску. Кодекс представляет собой триптих, т.е. состоит из трех деревянных (липовых) дощечек размером 19 х 15 х 1 см. Каждая дощечка имеет прямоугольное углубление (15 х 11,5 см), залитое воском; средняя дощечка имеет такие углубления с двух сторон. Таким образом, кодекс содержит четыре восковых страницы - церы. Внешние стороны первой и третьей дощечек играют роль «обложек». Дощечки имеют на краях отверстия, в которые вставлены деревянные штыри для их соединения.
Навощенные деревянные таблички-церы широко употреблялись для письма в Древней Греции и Риме, а также в средневековой Западной Европе. Иногда соединялись пять и более дощечек, образуя полиптих, но чаще бытовали соединения трех дощечек. Орудием письма на церах
Зализняк А.А., Янин В.Л. Новгородский кодекс первой четверти XI в. - древнейшая книга Руси // Вопр. языкознания. - М., 2001. - № 5. - С.3-25.
служили стилосы - металлические или костяные стержни, заостренные для писания по воску на одном конце и снабженные плоской лопаточкой на другом конце, служившей для стирания написанного.
Долгое время считалось, что Русь не знала письма по воску, хотя имелись многочисленные находки стилосов в Новгороде и других древнерусских городах. Эти инструменты имеют лопаточку, бесполезную для берестяного письма. До 2000 г. было найдено и 12 цер, снабженных азбукой, что указывает на их использование в обучении письму. Найденный в 2000 г. кодекс, хоть и пролежал в земле около тысячи лет, но сохранился, поскольку «его дощечки насквозь пропитаны влагой, в силу чего к ним не было доступа воздуха и, следовательно, отсутствовали условия жизнедеятельности микроорганизмов, вызывающих процессы гниения» (с.5).
Наиболее вероятное время попадания кодекса в землю - первые 1520 лет XI в. Радиокарбонный анализ воска из данного кодекса дал результат 980-1050 гг., который вполне согласуется с археологическими данными. Таким образом, найдена древнейшая ныне известная книга древней Руси. Она на несколько десятилетий старше Остромирова евангелия, датирующегося 1056-1057 гг. А ведь Остромирово евангелие - самая ранняя точно датированная книга не только Руси, но и всего славянского мира. Более ранними славянскими документами являются лишь древнеболгарские надписи Х в., но надписи - это существенно иная категория письменных памятников.
Академики А.А.Зализняк и В.Л.Янин называют далее найденную книгу Новгородским кодексом. Этот памятник содержит два рода текстов: 1) основной текст на воске, легко читаемый, и 2) «скрытые» тексты, восстанавливаемые с чрезвычайным трудом и без полной надежности; эти тексты процарапаны по дереву или сохранились в виде слабых отпечатков на деревянной подложке воска, отпечатков, возникавших при письме по воску.
Все тексты Новгородского кодекса написаны одним и тем же почерком. Основной текст кодекса составляют псалмы: Два полных псалма 75 и 76 и фрагмент псалма 67. Авторы реферируемой статьи предполагают,
что Новгородский кодекс писал опытный мастер, «его рука безупречно тверда, каждая буква имеет совершенно устойчивое начертание, почти как в печатных книгах - это первейший признак каллиграфического мастерства» (с.7). Язык Новгородского кодекса - в основе своей старославянский, однако характер ошибок, допущенных писцом при списывании со старославянского оригинала, однозначно свидетельствует о том, что писец был не болгарин и не серб, а восточный славянин.
Новгородский кодекс обнаруживает определенные палеографические сходства с книжными памятниками XI в., писанными на пергаменте, и с древнейшими берестяными грамотами. «При этом, однако, нет полного совпадения ни с теми, ни с другими, т.е. письмо на воске обладало и определенной палеографической спецификой» (с.11).
Далее в статье воспроизводится основной текст Новгородского кодекса, т.е. текст, сохранившийся на воске.
И.Г.