7. Кузнецова А.И. Переосмысление традиционных подходов к организации государственного администрирования в современном городе // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2013. № 2(4). С. 59-66.
Analysis of approaches to strategic planning agglomerations
Daniel Mihaylovich Bogoslavets, graduate, Urban and civil service economics department of Witte Moscow University
This article contains the review of the basic approaches to strategic planning of urban agglomerations and the problems occurring due to making plans in long-term. The approach based on the comparative advantages of territorial entities and concentration on the strong aspects of every particular agglomeration becomes more urgent. The main purpose of this article is to observe the established practices of making a plan for the long-term development strategy formation.
Key words: urban agglomeration, strategic planning.
УДК 339.972
О ПЕРСПЕКТИВАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Наталья Витальевна Бойко, канд. культурологи, доцент, доц. кафедры экономических теорий и военной экономики, E-mail: boiko.nata@ mail.ru, Татьяна Николаевна Чертова, канд. экон. наук, доц. кафедры экономических теорий и военной экономики, E-mail: tatyana_chertova@ mail.ru, Военный университет,
http:
/vumo.su
В статье анализируются основные результаты второго этапа реализуемой Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г., выявляется положительная динамика основных показателей воспроизводства населения, отмечаются наиболее существенные демографические вызовы, с которыми Россия столкнется в долгосрочной перспективе. Обозначены важнейшие меры, которые государство должно предпринять в области регулирования процесса народонаселения.
Ключевые слова: демографическая политика, численность населения, уровень смертности населения, уровень рождаемости, социально-экономические показатели, демографические
вызовы.
В 2007 г. Указом Президента РФ была утверждена «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее - Концепция), в которой были обозначены следующие стратегические цели: стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн
человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет [4]. Достижение поставленных целей (что не маловажно количественно определенных) предполагалось через решение следующих задач (на период до 2025 года): сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза (количественные показатели Концепции сравниваются с исходными за 2006 год), прежде всего, в трудоспособном возрасте от внешних причин; сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза; повышение рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза).
Согласно Концепции, реализация демографической политики осуществляется в три этапа: первый - 2007-2010 гг., второй - 2011-2015 гг. и третий - 2016-2025 гг. До завершения второго этапа остается менее года и, думается, правомерно подвести некоторые промежуточные итоги как в целом демографической политики, проводимой в России в последние годы, так и предварительные итоги второго этапа рассматриваемой Концепции.
Не требует доказательств тот факт, что демографические процессы, проходящие в той или иной стране, могут, с одной стороны, свидетельствовать о достигнутом уровне и утвердившейся модели экономического развития, с другой стороны, они же будут оказывать непосредственное влияние на многие социально-экономические показатели в будущем. В частности, в большинстве экономически развитых стран в конце XX-начале XXI века наметились сходные тенденции: снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни, снижение уровня рождаемости. Уже сейчас эти государства начинают испытывать проблему замещения экономически активного населения, что, несомненно, в ближайшие годы отразится на иных социально-экономических индикаторах этих стран.
В своем исследовании мы будем главным образом анализировать динамику таких демографических показателей, как численность населения, уровень смертности населения, уровень рождаемости (наиболее точным показателем выступает суммарный коэффициент рождаемости) и уровень младенческой смертности. С одной стороны, такой набор позволяет наиболее ярко выявлять основные тенденции демографического «здоровья» той или иной нации, с другой стороны, перечисленные показатели помогут нам понять, будут ли или уже достигнуты количественные итоги реализации второго этапа, заявленные в Концепции.
Итак, напомним, что к 2016 г. было запланировано стабилизировать численность населения на уровне 142-143 млн человек, увеличить продолжительность жизни до 70 лет, увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости и на треть (т. е. примерно на 33,3 % - прим. авт.) снизить уровень смертности населения.
Обращаясь к официальной статистике, отметим, что некоторые из параметров, заложенных в Концепции в 2006 г., были явно занижены, что видно из таблицы 1.
Таблица 1
Демографические показатели Российской Федерации (реальные и намеченные Концепцией)
Показатели 2006 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2025 г.
Численность населения, млн чел. 142,8 143,5 143,7 142-143 145
Ожидаемая продолжительность жизни, лет 66,7 70,7 70 70 75
Уровень смертности, на 1000 человек населения 15,1 13,0 13,3 10,12 6,04
Уровень рождаемости, на 1000 человек населения 10,3 13,2 12,9 - -
Суммарный коэффициент рождаемости 1,305 1,707 - 1,697 1,958
Уровень младенческой смертности, на 1000 родившихся живыми 10,2 8,3 7,5 - Не менее чем 5,1
Источник: Росстат. Ц^: http://www.gks.ru
Общая численность населения, стабилизация которой была определена в рамках 142-143 млн человек, в 2013 г. превысила обозначенный рубеж, достигнув в первом полугодии 2014 г. 143,7 млн человек, и демонстрируя тенденцию к росту. Произошло это, правда, главным образом, благодаря миграционному приросту населения (в 2011 г. такой прирост составил 320 тыс. человек, в 2012 - 295 тыс. человек, в 2013 г. - 296 тыс. человек). Естественный же прирост населения России впервые после 1992 г. был зафиксирован лишь в 2013 г.: численность родившихся превысила численность умерших на 24 тыс. человек.
Другим показателем, который был превзойден еще в 2013 г., стала ожидаемая продолжительность жизни населения: она составила 70, 77 лет, хотя достижение 70-летнего рубежа было запланировано лишь к концу 2015 г.
Третьим индикатором, способным внушить некоторый оптимизм при оценке краткосрочного и среднесрочного периодов демографического развития РФ, выступает суммарный коэффициент рождаемости. За семь лет (с 2006 г. по 2013 г. включительно) он вырос по самым скромным подсчетам на 31 %, несколько (на 1 %) превысив рост, запланированный Концепцией к 2016 г.
В дополнение добавим, что динамика уровня младенческой смертности за последние годы опять же имеет тенденцию к сокращению: с 2006 г. по 2013 г. включительно снижение составило 19 % (с 10,2 до 8,3 младенцев до года на 1000 родившихся живыми). А в первом полугодии 2014 г. уровень снизился еще на 8 %, что в конечном итоге составило 27 % со знаком «минус» к показателю 2006 г. Пожалуй, этот норматив имеет все шансы достичь к 2025 г. прогнозируемый в Концепции уровень (т. е. 5,1 на 1000 родившихся живыми).
Таким образом, из пяти, заявленных в качестве важнейших ориентиров, проводимой в долгосрочной перспективе демографической политики в России, четыре имеют положительный тренд в течение последних пяти лет. Казалось бы, есть повод с оптимизмом смотреть на развитие демографической ситуации в России и констатировать, что после длившейся почти двадцать лет депопуляции проводимая в стране демографическая политика приносит свои ощутимые плоды. Во многом такой вывод правомерен и найдет свои подтверждения ниже при анализе мер, предпринятых государством для стимулирования рождаемости и снижения уровня смертности.
В то же время логично предположить, что в основе положительной (как, впрочем, и отрицательной в недавнем прошлом) динамики каждого из рассматриваемых показателей лежал не один, а несколько факторов. Иными словами, только ли меры демографической политики определяют траекторию демографического развития в той или иной стране? Рискнем предположить, что существует несколько факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на воспроизводство населения в России. Насколько велико их влияние, как они коррелируют с мероприятиями, проводимыми в рамках демографической политики, какое воздействие будут оказывать на демографическую модель в будущем? На наш взгляд, эти вопросы заслуживают пристального внимания.
Начнем с анализа численности населения, которая напрямую зависит как от показателей рождаемости и смертности, так и от уровня миграции. Известно, что впервые отрицательный естественный прирост населения (т. е. прирост без учета миграции) в РФ был зафиксирован в 1992 г., а в дальнейшем, с 1993 г., даже несмотря на значительные миграционные вливания (за 17 лет, с 1993 по 2009 г., по самым скромным подсчетам в РФ въехало более 6 млн мигрантов [11]), общая численность населения вплоть до 2009 г. только сокращалась: с 148,561 млн человек (1993 г.) до 142,737 млн человек (2009 г.) [11]. Причина в том, что одновременно стали наращивать «обороты» два негативных процесса: при резком сокращении рождаемости как в абсолютных (ежегодная общая численность родившихся с 1990 по 1999 гг. снизилась на 800 тыс. человек), так и в относительных показателях (суммарный коэффициент рождаемости в 1990 г. с 1,892 упал до 1,294 в 2005 г.) наблюдался лавинообразный рост смертности (за четыре года, с
1990 по 1994 гг. ежегодное количество умерших выросло на 645 тыс., что составило 28 %). Этот процесс дополнялся значительным сокращением ожидаемой продолжительности жизни (с 69,19 в 1990 г. до 63,85 лет в 1994 г., т. е. более чем на пять лет).
Ситуация, названная «демографической катастрофой», стала меняться в лучшую сторону лишь с 2006 г. И важнейшим фактором такого изменения, действительно, стали реальные меры демографической политики.
Напомним, с 1 января 2006 г. в стране заработал приоритетный национальный проект «Здоровье», который, несмотря на многочисленную критику [9], способствовал улучшению первичной медицинской помощи (оснащение медицинских организаций современным диагностическим оборудованием, бригад скорой медицинской помощи современным санитарным транспортом) и расширению предоставления высокотехнологичной медицинской помощи. В рамках вышеназванного проекта в 2010-2012 гг. было построено 13 федеральных высокотехнологичных медицинских центров: 7 по профилю сердечно-сосудистая хирургия, 2 - нейрохирургия, 5 - травматология, ортопедия и эндопротезирование [14]. Эти меры, в первую очередь, оказали влияние на тренд смертности населения: прекратился ее рост, наметилось постепенное сокращение (с 2006 г. по 2013 г. на 12,5 %). Что наиболее актуально для России, произошло снижение количества смертей в трудоспособном возрасте: с 8,3 на 1000 человек населения в 2005 г. до 5,8 в 2012 г. (для мужчин картина еще более впечатляющая - с 13,0 случаев до 8,9 на 1000 мужчин в возрасте 16-59 лет).
Наиболее действенной мерой, оказавшей влияние на уровень рождаемости в стране, стало введение с 1 января 2007 г. выплат материнского (семейного) капитала, который стимулировал рождение второго и последующего ребенка. За 2007-2014 гг. было выдано более 5 млн сертификатов на материнский капитал. Ежегодно его величина индексируется в соответствии с темпами инфляции и с 1 января 2015 г. составляет 453 026 рублей [8].
Если введение материнского капитала способствовало повышению уровня рождаемости в России, то строительство региональных перинатальных центров в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» повлияло на значительное снижение материнской и младенческой смертности.
В 2007-2012 гг. было построено 2 федеральных и 22 региональных перинатальных центра. На начало 2014 г. в России функционировало 98 таких центров, 58 из которых являлись самостоятельными и 40 - в составе многопрофильных больниц [7].
Кроме этого 9 декабря 2013 г. Распоряжением Правительства РФ была утверждена Программа развития перинатальных центров в Российской Федерации, по которой в течение 2013-2016 гг. планируется построить 32 перинатальных центра в 30 остро нуждающихся в них регионах [10].
В целом снижение уровня смертности по различным возрастным группам, и в особенности снижение младенческой смертности способствовали росту ожидаемой продолжительности жизни: с 2006 г. по 2013 г. на 4 года. Этот показатель еще далек от аналогичных в развитых странах. Так в 2010 г. ожидаемая продолжительность жизни составляла: в Германии - 80,5 лет; в Норвегии - 81,2 года, во Франции - 81,8 лет [11]. В то же время нельзя не признать того факта, что ни в СССР, ни в России показатель в 70 лет ни разу не был преодолён с 60-х гг. XX в.
Важным фактором увеличения продолжительности жизни стало снижение смертности взрослых от болезней системы кровообращения и от внешних причин. В возрасте 15-44 года наибольший вклад в рост продолжительности жизни внесло снижение смертности от внешних причин, особенно от убийств, хотя снижение смертности от алкогольных отравлений, дорожно-транспортных происшествий и самоубийств (у мужчин) также имело заметные положительные последствия для продолжительности жизни [15].
Таким образом, успехи развития системы здравоохранения, программа стимулирования рождения в семьях второго и последующего ребенка выступают важнейшими
причинами положительных сдвигов, происходящих в динамике и уровне основных демографических показателей России за последние семь лет.
В то же время возникает вопрос: а существовали ли иные факторы, которые способствовали перечисленным изменениям и, которые в дальнейшем продолжат оказывать влияние на воспроизводство населения в России?
На наш взгляд такие факторы есть и могут быть сгруппированы в две совокупности: факторы, имеющие экономический характер и внеэкономические факторы. В числе первых выделим такие, как социально-экономическая ситуация в стране, ее важнейшие показатели и их динамика. К числу внеэкономических факторов можно отнести мировые тенденции воспроизводства населения, как-то замедление роста населения Земли, вследствие сокращения уровня рождаемости (что, главным образом характерно для развитых стран, но в последние годы заметно и в некоторых странах третьего мира), а также старение населения.
Демографические процессы в стране, регионе и мире в целом оказывают непосредственное влияние на экономическое и социальное развитие. Но и социально-экономические факторы способны корректировать воспроизводство населения. В частности, среди исследователей почти единодушно признается прямое негативное влияние социально-экономических реформ 90-х гг. на демографию России [12].
Для того, чтобы понять, влияла ли экономическая ситуация на процессы воспроизводства, проанализируем динамику основных показателей, характеризующих уровень жизни населения в РФ с 2003 по 2013 гг. (таблица 2).
Таблица 2
Основные показатели уровня жизни РФ в 2003-2013 гг.
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году 115,0 110,4 112,4 113,5 112,1 102,4 103,0 105,9 100,5 104,6 103,2
Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году 110,9 110,6 112,6 113,3 117,2 111,5 96,5 105,2 102,8 108,4 105,3
Реальный размер назначенных пенсий, в % к предыдущему году 104,5 105,5 109,6 105,1 104,8 118,1 110,7 134,8 101,2 104,9 102,8
Индексы потребительских цен на товары и услуги, в % к декабрю прошлого года 112,0 111,7 110,9 109,0 111,9 113,3 108,8 108,8 106,1 106,6 106,5
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,403 0,409 0,409 0,415 0,422 0,421 0,421 0,421 0,417 0,420 0,418
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах 14,5 15,2 15,2 15,9 16,7 16,6 16,6 16,6 16,2 16,4 16,2
Источник: Росстат. Ц^: http://www.gks.ru
Согласно данным, приведенным в таблице 2, на протяжении одиннадцати лет в стране наблюдался медленный поступательный рост реальных располагаемых денежных доходов, реальной начисленной заработной платы, реального размера начисленных пенсий. При этом индекс потребительских цен варьировался в пределах 13-6 процентных пунктов, что после четырех- и трёхзначных показателей начала 90-х гг. выглядело
как стабилизация инфляции на довольно низком уровне. В целом социально-экономические показатели после 2006 г. практически не изменили своего тренда, что, на наш взгляд, еще раз подтверждает идею о том, что в основе изменения демографической ситуации в РФ с 2006 г., в первую очередь, лежали реальные меры, предпринятые государством в данной области.
Тем не менее, подчеркнем еще раз, социально-экономические детерминанты в краткосрочной и среднесрочной перспективе также способны оказывать существенное влияние на процессы воспроизводства населения в стране. Так, например, реакцией на шоковую терапию в экономике 1992 г. стал демографический шок, выразившийся в падении и продолжительности жизни, и уровня рождаемости (рисунок 1).
Рисунок 1 - Средняя продолжительность жизни в СССР и России
Гораздо большее влияние на демографические процессы в современной России, по мнению некоторых ученых, оказывает «глобальный демографический процесс, имеющий свои собственные системные детерминанты» [1]. Исследователи говорят о демографической революции или о демографическом переходе, суть которого сводится к следующему: на протяжении XX и начала XXI в., в первую очередь, в развитых странах, а позже и в некоторых странах третьего мира, снижался уровень смертности и рождаемости; происходила трансформация института семьи; изменялся этнический, культурный, религиозный состав населения в результате процесса миграции. Следовательно, демографические изменения, происходящие в России, являясь частью данного глобального процесса, и в дальнейшем будут испытывать давление этих объективных всеобщих детерминант.
Еще раз вернемся к промежуточным результатам реализации Концепции демографической политики в РФ на период до 2025 года. Ранее было отмечено, что четыре из пяти намеченных (к началу 2016 г.) демографических параметров были достигнуты практически за два года до окончания второго этапа. Несомненно, в основе этих достижений лежали две причины: меры в области демографии, которые были предприняты государством и относительная стабилизация основных социально-экономических индикаторов уровня жизни, которая наблюдалась в России на протяжении последних десяти лет. Но было бы преждевременно утверждать, что данная положительная тенденция обладает устойчивостью. Уже в ближайшей перспективе тренд может обрести попятное движение в силу некоторых причин.
Во-первых, эффект от мер в области воспроизводства населения имеет свойство быстро ослабевать.
Во-вторых, «сегодняшнее ускоренное формирование семей может обернуться завтра компенсационным спадом, выравнивающим временный перекос в календаре по-
явления на свет желаемых детей, среднее число которых в расчете на одну представительниц у поколения меняется слабо» [13].
В-третьих, политика, направленная на повышение уровня рождаемости, должна носить комплексный, системный и долговременный характер, т. е. включать в себя более широкий спектр социально-экономических мер семейной политики и не ограничиваться лишь монетарным стимулированием деторождения. К сожалению, семейная политика, проводимая государством в РФ, на наш взгляд, носит во многом конъюнктурный и, если можно так выразиться, «пожарный» характер. И это обстоятельство неизбежно порождает еще одну существенную причину неустойчивости нынешней положительной демографической трансформации.
Речь идет о значительном ухудшении социально-экономических показателей России, в основе которого лежат как внешние, так и внутренние структурные факторы. Субъективные экономические ожидания и оценки россиян только подтверждают данное суждение. В ходе проведенного в конце декабря 2014 г. «Левада-центром» опроса, на вопрос: «Вы согласны или не согласны с мнением, что Россия сейчас втягивается в экономический кризис?» около 80 % респондентов дали ответы: «определенно согласны», «скорее согласны».
Так или иначе, в краткосрочной и среднесрочной перспективе следует ожидать снижения доходов бюджета РФ, реальных доходов населения и значительного роста индекса цен [5]. С одной стороны, эти события способны включить механизм цепной реакции и привести, если не к полному сворачиванию, то к резкой минимизации реальных мер в области семейной политики. Эти опасения также подтверждаются существенным снижением расходов на здравоохранение, предусмотренным федеральным бюджетом на 2015 и плановый период 2016 и 2017 гг. Расходы на здравоохранение в проекте бюджета предлагается сократить на 21,4 %. Если в 2014 году они составят 535,7 млрд руб., то в 2015-м Министерство здравоохранения получит только 421,4 млрд руб. Госдума утвердила во втором чтении федеральный бюджет на 2015-2017 годы. С другой стороны, как отмечалось ранее, демографическое поведение населения коррелирует с социально-экономической ситуацией в стране. Следовательно, ухудшающиеся индикаторы уровня жизни при самом оптимистичном прогнозе приведут к замедлению роста или стагнации уровня рождаемости. Стагнация или ухудшение коснется и таких параметров, как уровень смертности и продолжительность жизни.
Таким образом, в краткосрочной и среднесрочной перспективе столь стремительный рост основных демографических параметров может смениться столь же быстрым их торможением или даже попятным движением, что, в частности, подтвердит искусственно спровоцированный государством ускоренный рост деторождения в РФ [13].
По каким траекториям будут развиваться основные демографические параметры России в долгосрочной перспективе? Ответить на этот вопрос с высокой долей определенности в настоящее время не представляется возможным. На протяжении последних лет российские исследователи не раз предпринимали попытки разработать вероятностные сценарии демографического будущего РФ. На наш взгляд особого внимания заслуживает прогноз, который Институт демографии НИУ ВШЭ выполнил в 2013 г. по заказу Минэкономразвития РФ. Результаты данного исследования приведены в ежегодном демографическом докладе, опубликованном в конце 2014 г. [6]. В нем на основе комбинации трех, наиболее важных демографических процессов (рождаемости, смертности и миграции) представлены 36 возможных сценариев динамики численности и структуры населения до 2030 г. Мы не станем подробно останавливаться на результатах данного исследования, тем более что это можно сделать самостоятельно вне рамок данной статьи (полный текст доклада находится в свободном доступе в Интернете). Более пристальное внимание, на наш взгляд, следует уделить тем демографическим вызовам, которые не столько связаны с динамикой численности населения, сколько с изменением возрастной структуры российского общества в долгосрочной перспективе.
Авторы доклада отмечают, что главным демографическим вызовом будущего для России станет непрерывный рост числа и доли пожилых жителей, процесс старения населения (все 36 сценариев прогноза предсказывают такую динамику). В частности, численность пожилого населения к 2030 г. может составить от 24 млн до 30 млн человек, а его доля во всем населении находиться, соответственно, в интервале от 17 до 20 %. Следовательно, демографическая нагрузка на трудоспособное население будет увеличиваться год от года: к 2030 г. она может составить по разным сценариям от 300 до 365 пожилых людей на 1000 лиц в возрасте 20-64 года. А общая нагрузка (пожилыми и детьми), по некоторым прогнозам, может превысить 750 на 1000 [6].
Таким образом, динамика в структуре населения России в длительной перспективе будет оказывать негативное влияние на социальные и экономические изменения в стране.
Парадоксальным выглядит вывод, который делают авторы доклада. Чем более благоприятно будут изменяться демографические показатели (рост рождаемости, сокращение уровня смертности), тем быстрее будет расти нагрузка на трудоспособное население. Иными словами, чем успешнее будет демографическое развитие России, тем большую демографическую нагрузку будет испытывать население страны, что в свою очередь, приведет к росту спроса на рынке труда. С неизбежность встанет вопрос привлечения иммигрантов [6].
Все перечисленные демографические вызовы будущего развития России порождают необходимость детальной разработки и принятия мер в области демографической политики, рассчитанных на длительную перспективу, способных представить в своей совокупности адекватный ответ на данные вызовы. В частности, особого внимания требуют вопросы миграционной политики, ликвидации дисбаланса, существующего в настоящее время в демографическом развитии регионов России.
В целом по итогам реализации первых двух этапов Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года можно сделать следующие выводы:
1 За период с 2007 г. по настоящее время удалось достигнуть значительных положительных результатов в динамике основных демографических показателей населения России. К ним относятся: заметный рост рождаемости, снижение уровня смертности (особенно в младенческом и трудоспособном возрасте), а также увеличение продолжительности жизни до 70 лет. Важнейшими факторами позитивных изменений явились реальные меры, предпринятые государством в рамках, проводимой демографической политики и стабилизация основных социально-экономических показателей в стране.
2 В то же время положительные сдвиги в демографических изменениях в краткосрочной и среднесрочной перспективе вовсе не означают, что данный тренд сохранит свою направленность и в будущем. Слишком велико влияние экономических и внеэкономических факторов, которые, скорее всего, в ближайшей перспективе приведут к стагнации или же попятному движению воспроизводственных параметров в стране.
3 В долгосрочном плане российская экономика и российское общество в целом столкнется с еще более серьезными демографическими вызовами. Одним из таких вызовов станет ускоряющийся рост демографической нагрузки на трудоспособное население России, что в свою очередь, поставит на повестку дня необходимость поиска путей решения задач, связанных с негативными социальными и экономическими последствиями данного процесса.
4 Для преодоления негативных тенденций демографического развития России, на наш взгляд, государство должно продолжать активно реализовывать намеченные в Концепции меры по улучшению воспроизводственных процессов в стране. При этом мероприятия в данной области должны носить долгосрочный и комплексный характер, независимо от экономической и политической конъюнктуры, складывающейся как
внутри, так и за пределами России. Кроме традиционно и широко используемых монетарных инструментов воздействия на демографическую ситуацию в стране, следует обратить внимание на улучшение целого ряда социальных, экономических и правовых условий, которые могут способствовать как репродуктивным процессам, так и увеличению продолжительности жизни в стране. Среди последних особо значимыми выступают: доступность образования, жилищных условий, современного медицинского обслуживания, снижение социально-экономической дифференциации регионов. Для реализации данных целей в ближайшей перспективе необходимо разработать и принять концепцию демографического развития Российской Федерации на период до 2050 года, а также отдельно - концепцию развития миграционной политики Российской Федерации на период до 2030 года. При этом желательно использовать опыт тех стран, которые ранее столкнулись с подобными демографическими вызовами и имеют опыт их эффективного решения.
Литература
1. Вишневский А.Г. Демографическая революция меняет репродуктивную стратегию вида Homo Sapiens // Демографическое обозрение. 2014. № 1. URL: http://demreview.hse.ru/2014--1/120991102.html
2. Забытые нацпроекты // Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/economics/2009-12-29/1_nazproj ects.html
3. Капица С.П. Мировой демографический кризис и Россия. URL: http://spkurdyumov.ru/BIOLOGY/MIROVOJ-DEMOGRAFICHESKIJ-KRIZIS-I-ROSSIYA/
4. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351) // ГАРАНТ. URL: http://base .garant.ru/191961/
5. Минфин РФ прогнозирует снижение доходов бюджета в 2015 году на 2,6 трлн рублей // Коммерсант.ru. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2643634
6. Население России. 2012 / двадцатый ежегодный демографический доклад; отв. ред. А.Г. Вишневский. URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/ns_r12/sod_r.html
7. О реализации программы развития перинатальных центров / Правительство России. URL: http://government.ru/news/10074
8. Пенсионный фонд Российской Федерации. URL: http://www.pfrf.ru/graz danam/family _capital/chto_nuzh_znat/
9. Полученное по нацпроекту «Здоровье» оборудование простаивает / РИА Новости. URL: http://ria.ru/society/20091223/200957991.html
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. № 2302-р. URL: http://www.rg.ru/2013/12/10/perinatal-site-dok.html
11.Росстат (Федеральная служба государственной статистики). URL: http://www.gks.ru/
12.Рыбаковский Л.Н. Демографические вызовы: что ожидает Россию? URL: http: //rybakovsky.ru/demografia8a 1.html
13.Фрейка Т., Захаров С. Эволюция рождаемости за полвека: оптика условных и реальных поколений // Демографическое обозрение. 2014. № 1. URL: http://demreview.hse.ru/2014--1/120991254.html
14.Центры высоких медицинских технологий // Ростех. URL: http://rostec.ru/csr/csrdetail/246
15.Школьников В., Андреев Е., Макки М., Леон Д.А. Рост продолжительности жизни в России 2000-х годов // Демографическое обозрение. 2014. № 2. URL: http://demreview.hse.ru/data/2014/11/20/1101110530/DemRev_1_2_2014_5-37.pdf
16.Хорев В.П. Прогноз инновационного развития социально-экономического потенциала Российской Федерации до 2030 года // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2012. № 1.
17.Кушнир А.М., Лаптиев А.И. Людские ресурсы российской экономики в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3.
About the prospects of implementing the concept of demographic policy of Russia for the period up to 2025
Natal'ya Vital'evna Boyko, Assoc. Department of Economic Theory and Military Economic, Military University (Moscow)
Tat'yana Nikolaevna Chertova, Assoc. Department of Economic Theory and Military Economic Military University (Moscow)
The article analyzes the main results of the second phase of the demographic policy implemented Concept of the Russian Federation for the period up to 2025, revealed a positive dynamics of the main indicators of population reproduction, marked the most significant demographic challenges with which Russia will face in the long term. Marked the most important measures that the government should take in the area of managing the population.
Key words: population policy; population; mortality rate; the birth rate; socio-economic indicators; demographic challenges.
УДК 338.46
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Людмила Геннадьевна Руденко, канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой экономики городского хозяйства и сферы обслуживания,
E-mail: [email protected], Московский университет имени С.Ю. Витте, http://www.muiv.ru/
В статье анализируются динамика ввода жилья в России на современном этапе, инвестиции в жилище, состояние жилья, преимущества и недостатки приватизации жилья, финансовые показатели деятельности предприятий по управлению эксплуатацией жилищного фонда, выполнение программы «Жилище», динамика расходов домашних хозяйств на жилищно-коммунальные услуги; приводятся международные сравнения по рынку жилья; выявляются проблемы управления сферой жилищно-коммунального хозяйства.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, жилищный фонд, ввод жилья, приватизация, консолидированный бюджет, финансовые показатели, инвестиции в жилища, программа «Жилище».
На страницах многих газет и журналов не перестает присутствовать тема, связанная с процессами, протекающими в сфере жилищно-коммунального хозяйства нашей страны. Такой интерес обусловлен тем, что наблюдается всеобщий износ основных фондов отрасли, техническое состояние которого не может в полной мере гарантировать бесперебойную работу систем жизнеобеспечения. По оценке экспертов общий износ основных фондов составляет более чем 60 процентов [3]. Повсеместно, наблюдается проведение аварийно-восстановительных работ вместо положенных планово-предупредительных. Миллиарда-
Л Г Руденко МИ исчисляется дебиторская задолженность. Один из
выходов из сложившейся ситуации является привлечение частных инвестиций и формирование конкуренции в коммунальной сфере.
Все же неоспорим тот факт, что с начала 90-х гг. прошлого века ситуация в жилищно-коммунальной отрасли претерпела значительные изменения. В первую очередь изменились формы собственности. Так в 90-х годах около 67 % всего жилого фонда