Научная статья на тему 'О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ССАГПЗ: ЧТО ДАЛЬШЕ?'

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ССАГПЗ: ЧТО ДАЛЬШЕ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ССАГПЗ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЫНКИ / ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Динец Дарья Александровна, Прокопьев Петр Сергеевич

В статье рассмотрены особенности экономического развития арабских стран Персидского залива в контексте интеграционных процессов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в течение последних 40 лет. Авторами работы проведен анализ актуальной литературы по тенденциям и направлениям развития экономической среды в странах Персидского залива. Рассмотрены этапы интеграции, поэтапно включающие зону свободной торговли, таможенный союз и единый рынок. Анализируются фундаментальные макроэкономические предпосылки создания валютного союза на территории ССАГПЗ. В рамках работы также акцентируются важность и перспективы функционирования объединенной энергетической системы ССАГПЗ, которая увеличивает надежность энергосистемы всех стран-участниц. Снижаются также затраты на строительство дополнительных электростанций и на обеспечение резервных мощностей. Освещаются вопросы фундаментальных различий во внешнеэкономических и внешнеполитических курсах как на национальном, так и на интеграционном уровнях. Авторами выявляются принципиальные аспекты разногласий и проводится сравнительный анализ на уровне ССАГПЗ. Уделяется внимание экономическим последствиям торгового эмбарго Катара в период 2017-2021 гг. Рассматриваются актуальность и перспективы развития объединения в современных геоэкономических и геополитических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE GCC: WHAT’S NEXT?

The article examines the features of economic development of the Arab countries of the Gulf in the context of integration processes of the Cooperation Council for the Arab States of the Gulf (GCC) over the past 40 years. The authors analyzed the current literature on trends and directions of the economic environment development in the Gulf countries. The article also studies the stages of integration, including a free trade zone, a customs union and a single market. The fundamental macroeconomic prerequisites for the creation of a monetary union on the territory of the GCC are also part of the research. The authors outline the importance and prospects for the functioning of the GCC unified energy grid, which increases the reliability of the energy system of all participating countries. As a result, the costs of building additional power plants and providing reserve capacities are also reduced. The article addresses issues of fundamental differences in trade and foreign policy at both the national and integration levels. The authors identify the fundamental aspects of the disagreements and conduct a comparative analysis at the level of the GCC. Particular attention is paid to the economic consequences of the Qatar trade embargo in 2017-2021. The authors consider relevance and prospects of the development of the GCC in the current geoeconomic and geopolitical conditions.

Текст научной работы на тему «О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ССАГПЗ: ЧТО ДАЛЬШЕ?»

ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

DOI: 10.48137/26870703_2022_20_4_95

Дарья ДИНЕЦ

Петр ПРОКОПЬЕВ

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ССАГПЗ: ЧТО ДАЛЬШЕ?

Дата поступления в редакцию: 20.10.2022

Для цитирования: Динец Д. А., Прокопьев П. С., 2022. О перспективах развития ССАГПЗ: что дальше? - Геоэкономика энергетики. № 4 (20). С. 95-106. DOI: 10.48137/26870703_2022_20_4_95

В статье рассмотрены особенности экономического развития арабских стран Персидского залива в контексте интеграционных процессов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в течение последних 40 лет.

Авторами работы проведен анализ актуальной литературы по тенденциям и направлениям развития экономической среды в странах Персидского залива. Рассмотрены этапы интеграции, поэтапно включающие зону свободной торговли, таможенный союз и единый рынок. Анализируются фундаментальные макроэкономические предпосылки создания валютного союза на территории ССАГПЗ.

В рамках работы также акцентируются важность и перспективы функционирования объединенной энергетической системы ССАГПЗ, которая увеличивает надежность энергосистемы всех стран-участниц. Снижаются также затраты на строительство дополнительных электростанций и на обеспечение резервных мощностей.

Освещаются вопросы фундаментальных различий во внешнеэкономических и внешнеполитических курсах как на национальном, так и на интеграцион-

ДИНЕЦ Дарья Александровна, кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО ИрГУПС. Адрес: Российская Федерация, г. Иркутск, 664074, ул. Чернышевского, д. 15. E-mail: dardinets@gmail.com. SPIN-код: 2607-3650. ORCID: 0000-0001-8734-8998

ПРОКОПЬЕВ Петр Сергеевич, аспирант факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 125993, Ленинградский просп., д. 49. E-mail: prokopiev2012@gmail.com. SPIN-код: 1468-7741. ORCID: 0000-0001-6305-4135.

Ключевые слова: ССАГПЗ, экономическая интеграция, пандемия, энергетические рынки, валютный союз, энергетический кризис.

ном уровнях. Авторами выявляются принципиальные аспекты разногласий и проводится сравнительный анализ на уровне ССАГПЗ. Уделяется внимание экономическим последствиям торгового эмбарго Катара в период 2017—2021 гг.

Рассматриваются актуальность и перспективы развития объединения в современных геоэкономических и геополитических условиях.

Введение

В прошедшем 2021 г. наступило 40-летие Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) — межгосударственного интеграционного объединения, включающего Саудовскую Аравию, Катар, Оман, Бахрейн, Кувейт и ОАЭ.

За четыре десятилетия существования совета страны ССАГПЗ существенно углубили степень экономической интеграции. Это выражается прежде всего в создании в 2003 г. таможенного союза, а также ведущейся в настоящее время работе по формированию и развитию полноценного общего рынка. Необходимо отметить, что предпринимались и шаги по формированию валютного союза.

Так, в 2009 г. Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия и Кувейт сделали совместное заявление о формировании валютного совета для постепенного введения валютного союза. Несмотря на противоречия по дальнейшему углублению в этом направлении, работа по созданию валютного союза продолжается на министерском уровне.

В условиях кризисных явлений на международных энергетических и продовольственных рынках, а также в фактически разворачивающемся глобальном экономическом кризисе целесообразно было бы рассмотреть роль и перспективы развития объединения.

Степень интеграции

Создание ССАГПЗ повлекло за собой формирование зоны свободной торговли (ЗСТ), по условиям которой тарифы на товары национального происхождения полностью отменялись. Одновременно с этим у стран-участниц сохранялось суверенное право устанавливать собственные тарифы. Стоит отметить, что ЗСТ по своей природе не требуют глубокой степени экономической гармонизации.

В 2003 г. арабским странам Персидского залива удалось прийти к соглашению по формированию таможенного союза с зафиксированным на уровне 5 % единым внешним тарифом. В этот же момент был практически сформирован единый рынок (ЕР) на пространстве ССАГПЗ, в рамках которого были обозначены 4 свободы: свободное движение капитала, свобода осуществления экономической деятельности, свобода права собственности и свобода миграции трудовой силы [ Cooper, 2013].

О долгосрочных эффектах экономического и финансового сотрудничества можно оценочно судить по динамике торговли в странах ССАГПЗ. Импорт стран — участниц интеграционного объединения по торговым партнерам на основе данных UNCTADstat представлен на рисунке 1.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

6789 999 999

23456789

ÖÖÖÖÖÖÖÖÖÖOOOOOOOOOO 22222222222222222222

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 0000000000

Экспорт внутри ССАГПЗ

Экспорт в остальной мир

Рис. 1. Динамика экспорта стран ССАГПЗ по партнерам

Источник: UNCTADstat

На рисунке 1 можно отметить, что в течение последних двух десятилетий наблюдается весьма скромное увеличение внутреннего экспорта. Вместе с тем чуть более активная динамика наблюдается в отношении внутриинте-грационного импорта, которая представлена на рисунке 2.

Следовательно, можно сделать вывод, что формирование единого рынка на пространстве ССАГПЗ поспособствовало укреплению внешнеэкономических связей между странами ССАГПЗ. В то же время необходимо отметить, что торговый оборот отражает лишь часть макроэкономической конъюнктуры и для полноценного анализа требуется гораздо более глубокий и комплексный анализ.

Тем не менее наблюдается весьма стабильный процесс синхронизации фискальных систем стран Персидского залива [Pinto, 2018]. Ключевым элементом мер политики становятся реформы, направленные на постепенный переход от углеродных ресурсов на межгосударственную координацию фискальной политики [Динец, 2020: 78]. В фискальной сфере интеграция наглядно просматривается в динамике ненефтяного ВВП (по данным ВМФ), представленной на рисунке 3.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9 9 9 9 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 999900000000000000000000

Импорт внутри ССАГПЗ ■ Импорт из остального мира

Рис. 2. Динамика импорта стран ССАГПЗ по партнерам

Источник: UNCTADsШ

15

10

2005-2016 (ср зн.)

2021

-10

ОАЭ Бахрейн КСА Оман Катар Кувейт

5

0

Рис. 3. Динамика роста ненефтяного ВВП в ССАГПЗ, % в год

Источник: Составлено авторами по материалам открытых источников

При рассмотрении динамики данного процесса нельзя не заметить конвергенцию макроэкономических циклов. С одной стороны, это является положительной предпосылкой для дальнейшей экономической интеграции, с другой — показывает, насколько явно негативная конъюнктура энергетических рынков отражается на стабильности экономического развития стран ССАГПЗ [Fasano, 2003].

В этой связи необходимо отметить, что энергетическое сотрудничество между арабскими странами Персидского залива, безусловно, привело бы к увеличению энергоэффективности, энергетической безопасности и стабильности поставок энергии.

Объединенная энергетическая система ССАГПЗ (GCC interconnection Grid) представляет собой, пожалуй, один из самых перспективных проектов в рамках интеграционного объединения на данный момент. С целью создания единой электроэнергетической системы в Заливе был создан орган по объединению электросетей стран ССАГПЗ (GCCIA). Эта объединенная энергетическая система представляет собой крайне высокую степень централизации и интеграции, так как своим функционированием обеспечивает параллельную работу электрических систем стран Залива в условиях единого режима.

Весьма явно прослеживаются мотивы обеспечения энергетической безопасности. Так, в условиях бурного демографического роста и резкого скачка потребления электроэнергии на фоне пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 странам ССАГПЗ необходимо было обеспечивать непрерывную и бесперебойную работу энергетической сети, с чем, по результатам ежегодного отчета GCCIA [Gulf Cooperation Council..., 2020], удалось весьма успешно справиться.

Еще более существенны экономические мотивы энергетической интеграции стран ССАГПЗ [Al-Mubarak, 2016]. Так, по оценке GCCIA в том же отчете, с момента начала полноценного функционирования объединенной энергетической системы ССАГПЗ удалось сэкономить более 2,92 млрд долл. Необходимо отметить, что эта сумма на порядок превышает оценочное значение капитальных затрат на реализацию и операционные издержки проекта, составляющие порядка 1,89 млрд долл.

Геополитический аспект

Безусловно, подобная межгосударственная интеграция в энергетической сфере несет в себе геополитическую выгоду. Энергетика для стран Персидского залива является стратегически важным направлением, и обеспечение устойчивости, независимости и безопасности единой системы снабжения электричеством отражает всю значимость проекта. Символично также, что объединенная энергетическая система ССАГПЗ уменьшает выбросы CO2 в

атмосферу, что вносит вклад в не менее важную для стран Залива зеленую политическую и экономическую повестку.

Тем не менее геополитические вопросы, по всей видимости, как раз и являются основным камнем преткновения на пути углубления интеграционных процессов. Несмотря на географическую и культурную близость, страны ССАГПЗ с трудом можно назвать идентичными с макроэкономической точки зрения. Макроэкономические показатели, в свою очередь, как бы отражают общую обеспеченность углеводородными ресурсами, а также косвенно отражают мощь вооруженных сил соответствующих государств.

Нельзя также не отметить идеологическую, региональную и религиозную неоднородность в регионе. Эти различия в основном касаются «продемо-кратических» исламистских движений, отношения к событиям «арабской весны» и распространения иранских шиитских революционных идей.

Так, например, политическая линия Бахрейна, КСА и ОАЭ оценивает как исламистские, так и шиитские идеи в качестве угрозы стабильности. У Бахрейна и Саудовской Аравии просто не хватает экономических ресурсов для «покупки» мирных настроений своих граждан. Более того, во властных кругах этих стран бытуют мнения о причастности Ирана к политической нестабильности в Ливане и Ираке.

С точки зрения архитектуры безопасности ОАЭ любые существенные изменения в политических системах Бахрейна или КСА потенциально могут привести к нестабильности в остальной части ССАГПЗ. Иначе говоря, для Эмиратов GCC служит гарантией стабильности в регионе.

Оман и Кувейт в целом придерживаются нейтрального внешнеполитического курса (с учетом региональной специфики), во многом благодаря своему экономическому положению. Оман поддерживает особые (на общем фоне стран Залива) отношения с Ираном из-за географической близости. Однако наблюдается и поступательное развитие экономических связей. Кувейт же, в свою очередь, склоняется больше к ориентированию на КСА в построении экономико-политического курса.

Существенно выделяется на общем внешнеполитическом фоне Катар. Наблюдается развитие отношений с исламистскими движениями по всему региону, особенно с «Братьями-мусульманами»*. В случае с Катаром нельзя не отметить дипломатическую блокаду, которой подверглась страна с 2017 по 2021 г.

Экономические последствия торговой блокады для Катара оказались крайне ощутимыми, особенно на начальных этапах. Во многом ситуацию усугубил тот факт, что в структуре национального хозяйства страны крайне слабо представлено сельское хозяйство, а продовольствие в подавляющем большинстве поступает из Саудовской Аравии.

* Организация признана террористической, и ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

За время эмбарго Катару удалось нарастить свои экономические и политические связи с Турцией, которая, в свою очередь, выступает региональным соперником КСА и ОАЭ. Произошло экономическое дистанцирование от Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна.

До блокады Катар выступал в роли импортера подавляющей доли товаров и услуг. Однако после стремительного изменения ситуации руководству страны пришлось быстро разрабатывать альтернативные логистические цепочки, стимулировать и наращивать локальное производство. Несмотря на колоссальные экономические издержки на первых этапах, в ходе реформ удалось достичь положительных изменений. Так, к примеру, Катар перешел от зависимости от молока и молочных продуктов, импортируемых из Саудовской Аравии, к в значительной степени самообеспечению [Kabbani, 2021].

Е. Ток весьма наглядно иллюстрирует срез экономической и геополитической конъюнктуры в регионе ССАГПЗ [ Tok, 2021], с некоторыми незначительными дополнениями представленный в таблице.

Таблица

Экономико-политический срез стран ССАГПЗ

Страна Относительный уровень ВВП на душу населения Региональная политическая ориентация Относительный уровень ВВП Степень развитости вооруженных сил

Оман Низкий Нейтральная, симпатии к Ирану Низкий Низкая

Бахрейн Низкий Союзнические отношения с КСА Низкий Низкая

КСА Низкий Статус-кво, антииранская Высокий Высокая

Кувейт Высокий Нейтральная, симпатии к КСА Средний Низкая

Катар Высокий Проирнаская, заигрывания с исламистскими движениями Средний Низкая

ОАЭ Высокий Союзнические отношения с КСА Высокий Высокая

При изучении таблицы становится очевидно наличие множества разделительных линий внутри организации. Несмотря на формальное присутствие «богатой тройки» (по показателю ВВП на душу населения) в лице Кувейта, Катара и ОАЭ, при рассмотрении практически любых других аспектов интеграционной повестки единства не наблюдается.

Современный этап и перспективы объединения

Текущее положение дел в монархиях Залива и в ССАГПЗ в целом, по всей видимости, не создает условия для углубления экономической интеграции по конвенционному, европейскому сценарию.

Особенности региональной внутренней и внешней политики, традиционная для монархий Залива клановость и ориентация прежде всего на национальные интересы вносят коррективы в интеграционные процессы. Еще большее влияние оказывают разворачивающиеся в мировой экономике глобальные кризисные явления.

Эксперты МВФ отмечают, что у арабских стран Залива, безусловно, имеются существенные экономические проблемы, вызванные структурными дисбалансами и отсутствием необходимых реформ. Вместе с тем эти же структурные особенности защищают от запредельно высокой инфляции [Khan, 2022]. В странах Залива, по мнению аналитика, не будет кардинальных изменений в потребительских ценах. В то время как мировая экономика, по всей видимости, входит в фазу рецессии, спада торговли, энергетического и продовольственного кризиса, ССАГПЗ как бы остается вдали от этих событий.

Немаловажную роль играет энергетический аспект: беспрецедентные санкции в отношении России дестабилизировали рынок нефти и, следовательно, привели к росту цен. Арабские страны Залива, являющиеся лидерами по добыче углеводородов, получают выгоду от сложившегося положения дел.

Интеграционные процессы перерастают в координационные, прежде всего в энергетическом вопросе. Практически все монархии Залива являются участниками OPEC/ OPEC+ (за исключением Катара), а решение о сокращении добычи нефти на 2 млн баррелей в день как раз отражает координацию на межгосударственном уровне.

Подобное решение косвенно отражает и более глубокую финансово-экономическую и внешнеполитическую интеграцию. С одной стороны, сокращение добычи потенциально может привести к росту цен, к еще большей инфляции в странах — импортерах энергоносителей. С другой стороны, оно может привести к росту бюджетных поступлений в странах ССАГПЗ. Важно также отметить, что этот шаг наткнулся на острую критику со стороны США. Ответной реакцией стало рассмотрение возможности введения нового законодательства NOPEC, которое дало бы полномочия генеральному прокурору США применять антитрастовое законодательство США в отношении суверенных государств — членов нефтяного картеля [ Gardner, 2022].

Таким образом, достигнув стадии единого рынка, арабские страны ССАГПЗ на текущем этапе не стремятся предпринимать шаги по созданию валютного союза. Вместо этого происходит углубление и координация по,

пожалуй, ключевым региональным экономическим вопросам — энергетике и энергетической безопасности. Вероятно, эта конфигурация позволяет всем государствам совета сохранять свой экономический и политический суверенитет, при этом вырабатывая общую, взаимовыгодную экономическую и геополитическую линию по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Выводы

Таким образом, за последние 40 лет странам ССАГПЗ удалось достигнуть значительной степени экономической интеграции и разноплановой гармонизации. Прослеживается существенный прогресс в макроэкономическом плане, наблюдается конвергенция макроэкономических циклов. По причине формирования единого рынка на экономическом пространстве арабских стран Залива наблюдается небольшой рост доли внутренней торговли.

Имеются предпосылки для углубления экономической интеграции, в том числе потенциал для создания валютного союза на территории ССАГПЗ, однако динамика развития по этому вопросу на данном этапе не усматривается.

Особое внимание заслуживает объединенная энергетическая система ССАГПЗ благодаря своей высокой степени централизации и интеграции, так как своим функционированием она обеспечивает параллельную работу электрических систем стран Залива в условиях единого режима.

Более того, интеграция стран ССАГПЗ в энергетической сфере несет в себе геополитические и экономические выгоды. Она способствует, помимо прочего, обеспечению устойчивости, независимости и безопасности единой системы снабжения, что является стратегически приоритетным пунктом сотрудничества. Дальнейшее развитие сотрудничества и интеграции арабских стран ССАГПЗ в энергетической сфере весьма перспективно как из-за структурных экономических особенностей стран Залива, так и из-за общей конъюнктуры глобальной экономики на фоне пандемии новой ко-ронавирусной инфекции COVID-19.

Тем не менее геополитические разногласия остаются одним из основных факторов на пути к углублению экономической интеграции. В обозримом будущем вряд ли можно ожидать прорывных изменений во взаимодействии стран Залива с Ираном. Наличие множества центров силы, различие интересов и стык интересов разных группировок затрудняют формирование более полноценного экономического союза в Заливе.

В условиях глобального экономического, энергетического и продовольственного кризисов интеграционные процессы в ССАГПЗ приобрели другую форму. Валютный союз, по всей видимости, утрачивает актуальность. Однако все более перспективной становится координация финансово-экономической, энергетической и, возможно, внешнеполитической стратегий.

Такой modus operandi позволяет монархиям Залива не только сохранять свой суверенитет, но и предпринимать взаимовыгодные решения на мировой арене, получая при этом экономические выгоды.

Список литературы

Динец Д. А., Прокопьев П. С., 2020. Финансовые рынки арабских государств: исследование симметричности шоков // Геоэкономика энергетики. № 4 (12). С. 77-89. DOI: 10.48137/2687-0703_2020_12_4_77

Al-Mubarak I, 2016. How to pave the way for greater energy cooperation in the GCC // https://blogs.lse.ac.uk/mec/2016/12/07/how-to-pave-the-way-for-greater-energy-cooperation-in-the-gcc/, дата обращения 18.11.2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cooper R, 2013. Understanding Regional Integration on the GCC // https://www.e-ir.info/2013/07/08/understanding-regional-integration-in-the-gcc/, дата обращения 18.11.2021.

Fasano U, 2003. Monetary Union Among Member Countries ofthe Gulf Cooperation Council. International Monetary Fund Occasional Paper. 223 p.

Gardner T, 2022. Explainer: What is NOPEC, the U.S. bill to pressure the OPEC+ oil group? // https://www.reuters.com/world/us/what-is-nopec-us-bill-pressure-opec-oil-group-2022-10-05/, дата обращения 14.10.2022.

Kabbani N., 2021. The blockade on Qatar helped strengthen its economy, paving way to stronger regional integration // https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2021/01/19/the-blockade-on-qatar-helped-strengthen-its-economy-paving-the-way-to-stronger-regional-integration/, дата обращения 17.01.2022.

Khan S, 2022. GCC economies set to reap $1.4tn in additional oil windfall in 5 years, IMF says // https://www.thenationalnews.com/business/economy/2022/05/24/ gcc-economies-set-to-reap-14tn-in-additional-oil-windfall-in-5-years-imf-says/, дата обращения 14.10.2022.

Pinto L., 2018. Sustaining the GCC currency pegs: The need for collaboration. Brookings Doha Center Publications. 17 p.

Tok E, 2021. The Gulf Cooperation Council states: Crystallization of the regional cooperation and alliances amid dwindling resources // Digest of Middle East Studies. V. 30. № 30. Рр. 53-69.

Gulf Cooperation Council Interconnection Authority, Annual Report 2020 // https://www.gccia.com.sa/Data/Downloads/Reports/FILE_26.pdf, дата обращения 18.11.2021.

DINETS Darya A., Candidate of Economical Science, Assistant Professor, Vice-Rector for academic policy at Irkutsk State Transport University Address: 15, Chernyshevskogo str., Irkutsk, 664074, Russian Federation.

E-mail: dardinets@gmail.com SPIN-code: 2607-3650 ORCID: 0000-0001-8734-8998

PROKOPIEV Petr S., International Economics Ph. D.'s student at Financial University under the Government of the Russian Federation Address: 49, Leningradsky Ave., Moscow, 125993, Russian Federation. Email: prokopiev2012@gmail.com SPIN-code: 1468-7741 ORCID: 0000-0001-6305-4135

PROSPECTS FOR THE GCC: WHAT'S NEXT?

DOI: 10.48137/26870703_2022_20_4_95 Received: 20.10.2022

For citation: Dinets D. A., Prokopiev P. S., 2022. Prospects for the GCC: What's Next? - Geoeconomics of Energetics. № 4 (20). P. 95-106. DOI: 10.48137/26870703_2022_20_4_95

Keywords: GCC, economic integration, pandemic, energy markets, currency unions,

energy crisis. Abstract

The article examines the features of economic development of the Arab countries of the Gulf in the context of integration processes of the Cooperation Council for the Arab States of the Gulf (GCC) over the past 40 years.

The authors analyzed the current literature on trends and directions of the economic environment development in the Gulf countries. The article also studies the stages of integration, including a free trade zone, a customs union and a single market. The fundamental macroeconomic prerequisites for the creation of a monetary union on the territory of the GCC are also part of the research.

The authors outline the importance and prospects for the functioning of the GCC unified energy grid, which increases the reliability of the energy system of all participating countries. As a result, the costs of building additional power plants and providing reserve capacities are also reduced.

The article addresses issues of fundamental differences in trade and foreign policy at both the national and integration levels. The authors identify the fundamental aspects of the disagreements and conduct a comparative analysis at the level of the GCC. Particular attention is paid to the economic consequences of the Qatar trade embargo in 2017—2021.

The authors consider relevance and prospects of the development of the GCC in the current geoeconomic and geopolitical conditions.

References

Dinets D. A., Prokopiev P. S, 2020. Financial Markets of Arabian States: Assessing the Symmetry of Shocks // Geoeconomics of Energetics. No. 4 (12). Pp. 77—89. DOI: 10.48137/2687-0703_2020_12_4_77. (In Russ.)

Al-Mubarak I., 2016.How to pave the way for greater energy cooperation in the GCC // https://blogs.lse.ac.uk/mec/2016/12/07/how-to-pave-the-way-for-greater-energy-cooperation-in-the-gcc/, accessed 18.11.2021. (In Eng.)

Cooper R., 2013. Understanding Regional Integration on the GCC // https:// www.e-ir.info/2013/07/08/understanding-regional-integration-in-the-gcc/, accessed

18.11.2021. (In Eng.)

Fasano U, 2003. Monetary Union Among Member Countries ofthe Gulf Cooperation Council. International Monetary Fund Occasional Paper. 223 p. (In Eng.)

Gardner T, 2022. Explainer: What is NOPEC, the U.S. bill to pressure the OPEC+ oil group? // https://www.reuters.com/world/us/what-is-nopec-us-bill-pressure-opec-oil-group-2022-10-05/, accessed 14.10.2022. (In Eng.)

Kabbani N., 2021. The blockade on Qatar helped strengthen its economy, paving way to stronger regional integration // https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2021/01/19/the-blockade-on-qatar-helped-strengthen-its-economy-paving-the-way-to-stronger-regional-integration/, accessed 17.01.2022. (In Eng.)

Khan S., 2022. GCC economies set to reap $1.4tn in additional oil windfall in 5 years, IMF says // https://www.thenationalnews.com/business/economy/2022/05/24/gcc-economies-set-to-reap-14tn-in-additional-oil-windfall-in-5-years-imf-says/, accessed

14.10.2022. (In Eng.)

Pinto L., 2018. Sustaining the GCC currency pegs: The need for collaboration. Brookings Doha Center Publications. 17 p. (In Eng.)

Tok E, 2021. The Gulf Cooperation Council states: Crystallization of the regional cooperation and alliances amid dwindling resources // Digest of Middle East Studies. V. 30 № 30. Pp. 53-69. (In Eng.)

Gulf Cooperation Council Interconnection Authority, Annual Report 2020 // https: // www.gccia.com.sa/Data/Downloads/Reports/FILE_26.pdf, accessed 18.11.2021. (In Eng.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.