Научная статья на тему 'О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ РОССИИ'

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1106
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ / ЗАДАЧИ ВТА / ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ДЕСАНТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Григорьев Александр Владимирович, Сиников Алексей Алексеевич

Проведен краткий анализ появления и развития Военно-транспортной авиации (ВТА), особенностей ее применения и выполнения задач в настоящее время, а также в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROSPECTS OF MILITARY TRANSPORT AVIATION DEVELOPMENT AND EMPLOYMENT

The paper briefly analyzes the emergence and development of military transport aviation (MTA), the peculiarities of its employment, and also of current and future task fulfillment.

Текст научной работы на тему «О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ РОССИИ»

О перспективах развития и применения военно-транспортной авиации России

Полковник А.В. ГРИГОРЬЕВ

Полковник в отставке А.А. СИНИКОВ, доктор военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Проведен краткий анализ появления и развития Военно-транспортной авиации (ВТА), особенностей ее применения и выполнения задач в настоящее время, а также в перспективе.

The paper briefly analyzes the emergence and development of military transport aviation (MTA), the peculiarities of its employment, and also of current and future task fulfillment.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военно-транспортная авиация, задачи ВТА, воздушные перевозки, десантирование.

Military transport aviation, MTA tasks, air conveyance, air force dropping.

ИСТОРИЯ Военно-транспортной авиации неразрывно связана со становлением и развитием отечественной и зарубежной военной мысли, практикой оперативного искусства и военного искусства в целом. Вместе с тем следует признать, что авиация при ее зарождении рассматривалась и применялась только для целей воздушной разведки, бомбардирования позиций неприятеля, а также защиты с воздуха своих позиций и объектов. Так было в годы Первой мировой войны, так оставалось и в первое послевоенное десятилетие.

Бурный рост гражданской авиации в тот период, избыток военных летчиков, самолетов и незагруженных авиазаводов в европейских странах натолкнул военных специалистов на идею строительства транспортных самолетов и применения их в военных целях.

Не миновала эта тенденция и нашей страны. Военно-транспортная авиация Российской Федерации (РФ) в своем развитии прошла сложный путь, начиная с отдельных авиацион-

ных подразделений в 30-х годах ХХ века. Своего апогея в количественном и качественном отношении ВТА РФ достигла в середине 80-х годов ХХ века, когда в ее составе насчитывалось пять соединений (двадцать авиационных полков), а общее количество авиационной техники только по основным типам военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124, Ан-22 и Ил-76 достигало 420—450 летательных аппаратов1 (рис. 1, 2, 3).

Рис. 3. ВТС Ил-76

В настоящее время ВТА является оперативным объединением Воздушно-космических сил, которое предназначено для воздушных перевозок войск, вооружения, военной техники

и материальных средств как между театрами военных действий (стратегическими направлениями), так и внутри них; десантирования воздушных десантов различного уровня

и масштаба; обеспечения перегруппировки (маневра) авиации; доставки войскам, действующим в тылу противника, вооружения и материальных средств; эвакуации раненых и больных, а также для решения других специальных задач.

Вышеперечисленные задачи выполняются ВТА по решениям и планам Верховного Главного Командования (Генерального штаба) в рамках операций различного масштаба, боевых действий и других форм применения Вооруженных Сил РФ, что является основной особенностью и принципиальным отличием от порядка выполнения задач воздушными судами транспортной авиации, которая не входит в состав объединения ВТА. Другими особенностями применения ВТА являются: пространственно-временной размах и массовость выполняемых задач; выполнение задач всем составом или большей частью сил с высоким напряжением. Ей принадлежит исключительно важная роль в обеспе-

чении стратегической мобильности Вооруженных Сил.

Характер и объем задач, решаемых ВТА, находятся в тесной зависимости от ее предназначения, организационной структуры, системы базирования, состояния авиационной техники и перспектив ее развития, масштаба и ожидаемого характера военных действий, геополитического положения и военной доктрины Российской Федерации, основные положения которой находят отражение в руководящих и уставных документах.

В целом все решаемые ВТА задачи по своему функционалу сводятся к двум основным: первая — воздушные перевозки (перевозка по воздуху) войск, вооружения, военной техники и материальных средств; вторая — десантирование воздушных десантов (рис. 4, 5). Обеспечение маневра авиации, других войск (сил), эвакуация раненых и больных, доставка материальных средств и другие задачи являются частными случаями двух основных задач.

Рис. 4. Посадка воздушного десанта на самолеты ВТА

Рис. 5. Погрузка боевой техники ВДВ в самолеты ВТА

При этом современный отечественный и зарубежный опыт применения военно-транспортной авиации в ходе проводимых операций различного характера и масштаба показывает, что долевое значение вылетов на воздушные перевозки войск, вооружений и грузов по отношению к вылетам на десантирование воздушных десантов не только выше, но и приобретает тенденцию к их подавляющему превосходству. Связано это прежде всего с наличием необходимых условий, позволяющих планировать и успешно проводить десантирование воздушных десантов.

Во-первых, в настоящее время в условиях значительного, качественного развития современных средств всех видов разведки, включая разведку с использованием космических аппаратов, беспилотных летательных аппаратов, скрытно сосредоточить необходимое количество военно-транспортных воздушных судов, учитывая их габаритные размеры, не представляется возможным. Вслед-

ствие этого противником, вероятнее всего, будет предпринят необходимый комплекс мер, направленный на противодействие (срыв) десантирования воздушного десанта.

Во-вторых, десантирование воздушных десантов предполагает их выброску (высадку) на территории противника (за линией боевого соприкосновения), что, в свою очередь, требует успешного преодоления (прорыва, подавления) противовоздушной обороны противника (рис. 6), а также завоевания господства в воздухе на отдельном направлении. Реализация этих условий возможна только при значительном количественно-качественном превосходстве нашей группировки войск (сил) и средств над противником.

Десантирование оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов подразумевает привлечение значительного количества воздушных судов ВТА, оптимизировать количество которых возможно путем выполнения десантирования не-

Рис. 6. Преодоление ВТС Ил-76МД системы противовоздушной обороны противника (отстрел инфракрасных ловушек)

сколькими (двумя и более) вылетами объединения. При этом в случае захвата первым эшелоном соединения Воздушно-десантных войск (ВДВ) аэродрома на территории противника последующие десантируемые силы целесообразно доставлять уже посадочным способом, привлекая к данной задаче также и воздушные суда, не предназначенные для парашютного десантирования.

Все значимые крупные (оперативные, оперативно-тактические) воздушные десанты послевоенного периода (Венгрия (1956) — около 5000 чел., Чехословакия (1968) — до 10 000 чел., Афганистан (1979) — 7750 чел., Гренада (1983) — до 4500 чел., Панама (1989) — до 10 600 чел.) десантировались в условиях отсутствия противодействия средств противовоздушной обороны противника, что и обусловило их успех. В последние десятилетия оперативные и оперативно-тактические десанты не десантировались.

В свою очередь, при создании необходимых группировок и ведения военных действий в рамках локальных

и региональных военных конфликтов ВТА продолжала активно применяться, о чем свидетельствует отечественный опыт (первая и вторая Чеченские кампании (1994—1995, 1999—2001), Грузино-югоосетинский вооруженный конфликт (2008), создание группировки войск (сил) России в Сирийской Арабской Республике (2015), доставка и обеспечение функционирования миротворческого контингента войск в Нагорном Карабахе (2020)) и зарубежный военный опыт (Ирак — «Буря в пустыне» (1991), «Несгибаемая сила» (2003); Югославия — «Союзная сила» (1999); Афганистан — «Несокрушимая свобода» (2001)).

Выполнение воздушных перевозок силами ВТА при обеспечении создания соответствующих группировок войск (сил) целесообразно осуществлять в первые пять-семь суток, когда за счет быстроты решения задачи достигается максимальная эффективность. При этом, чтобы не застопорить аэродромы по одновременному приему, размещению, обеспечению и обслуживанию военно-транспортных воздушных судов и минимизи-

ровать одновременное нахождение самолетов на одном аэродроме, целесообразно осуществлять воздушную перевозку группами самолетов (по пять-семь самолетов в группе). Это позволит оптимально организовать гарантированную цикличную круглосуточную перевозку.

Таким образом, несмотря на то, что десантирование воздушных десантов продолжает оставаться одной из основных задач, решаемых ВТА, подавляющий объем задач лежит в неуклонно растущей плоскости транспортно-логистических задач, т. е. перевозки войск, вооружения, военной техники и материальных средств по воздуху.

При рассмотрении возможных вариантов развития ВТА обратим внимание на следующие основные перспективные направления: совершенствование боевого состава, организационно-штатной структуры объединения и системы базирования; перевооружение на новые и модернизированные типы военно-транспортных воздушных судов; повышение коэффициента укомплектованности летным составом на самолет.

Решение всего комплекса основных задач ВТА напрямую зависит от аэродромной сети и неразрывно связано с ней (аэродромами базирования, погрузки, выгрузки, дозаправки, маневра и др.), ее возможностями по приему и всестороннему обеспечению ВТС. Однако возможности аэродромов по приему, размещению, обслуживанию и всестороннему обеспечению самолетов ВТА неравнозначны, особенно в условиях выполнения массовых перевозок войск, вооружения, военной техники и грузов. В большей мере пригодны к обеспечению массовых воздушных перевозок аэродромы базирования ВТА и Дальней авиации, позволяющие одновременно принимать и обеспечивать большее количество воздушных судов.

Таким образом, несмотря на то, что ВТА является экстерриториальным объединением, т. е. не привязанным к конкретному военному округу, совершенно очевидна необходимость ее базирования (присутствия) на территории всех военных округов, в том числе на востоке страны. И это не только логика, но и повседневная практика, опыт проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки. Так, только подлетное время с аэродромов западного и внутреннего регионов страны в восточный регион (около 6000 км и более) составляет 7—8 часов, а с учетом стартового времени экипажей и необходимости дозаправки самолетов топливом общее время выполнения боевой задачи по перевозке в один конец может увеличиваться до суток. Таким образом, базирование самолетов ВТА на территории Восточного военного округа не только логично и целесообразно, но с учетом оптимального управленческого воздействия необходимо в объеме авиационного соединения (в составе двух-трех авиационных полков).

Соответственно общая, наиболее оптимальная и достаточная организационная структура ВТА может включать три авиационных соединения (девять-десять авиационных полков) с базированием на территории Западного, Южного, Центрального, а также Восточного военных округов.

Самолетный парк ВТА на сегодняшний день представлен двумя основными типами: оперативно-стратегические (тяжелые) самолеты Ил-76 (различных модификаций) и стратегические (дальние тяжелые) самолеты Ан-124 «Руслан». Оба типа воздушных судов (Ил-76, Ан-124) являются разработкой еще советского периода. Так, самолет Ил-76, созданный в ОКБ Ильюшина, принят на вооружение в 1974 году, а самолет Ан-124, созданный в ОКБ Антонова, принят на вооружение в 1986 году.

Вооруженных Сил на расстояние до 16 500 км. Данный самолет является наиболее востребованным не только для воздушных перевозок внутри страны, но и за ее пределами. Однако ограниченное количество данных воздушных судов, находящихся сегодня в боевом составе объединения, существенно снижает боевые и оперативные возможности ВТА. А поступающий на вооружение ВТА самолет Ил-76МД-90А, несмотря на улучшенные тактико-технические характеристики, не снимает всех проблем и существенно не изменит боевые и оперативные возможности объединения.

Мировой опыт использования ВТС в операциях показывает, что наряду с тяжелыми воздушными судами существует объективная востребованность в широкофюзеляжных турбовинтовых самолетах средней и большой дальности типа американских долгожителей С-130Н0) и европейских современных А400М (рис. 7).

Рис. 7. Европейский военно-транспортный самолет А400М

Несмотря на то что на сегодняшний день на вооружении ВТА появились более совершенные модификации самолета Ил-76: Ил-76М, Ил-76МД и Ил-76МД-90А, грузовая кабина самолета (геометрические параметры), разработанная под перевозку (десантирование) боевой техники 70-х годов прошлого века, не претерпела принципиальных изменений. Современная боевая техника (бронетехника нового поколения в рамках программ «Курганец-25», «Армата» и «Бумеранг»), поступающая на вооружение соединений и частей Сухопутных и Воздушно-десантных войск, существенно увеличена по габаритно-весовым параметрам и уже зачастую не может быть перевезена самолетами семейства Ил-76, которые на сегодняшний день являются наиболее массовыми в ВТА.

Уникальные размеры грузовой кабины самолета Ан-124 позволяют перевозить практически 100 % боевой техники и вооружения всех видов

Так, на современных самолетах А400М первоначальная ширина грузового отсека (3,66 м) и высота (3,55 м) увеличены до 4,0x3,85 м по всей длине отсека. Это, по-видимому, разум-

ный конструктивный выбор, учитывая тенденцию к более габаритным и более тяжелым бронемашинам, которые будут использоваться силами быстрого реагирования. Другие ана-

Самолетный парк ВТА на сегодняшний день представлен двумя основными типами: оперативно-стратегические (тяжелые) самолеты Ил-76 (различных модификаций) и стратегические (дальние тяжелые) самолеты Ан-124 «Руслан». Оба типа воздушных судов (Ил-76, Ан-124) являются разработкой еще советского периода. Так, самолет Ил-76, созданный в ОКБ Ильюшина, принят на вооружение в 1974 году, а самолет Ан-124, созданный в ОКБ Антонова, принят на вооружение в 1986 году.

логично ценные решения позволили выйти самолету А400М на передовые позиции в качестве современного военно-транспортного самолета. Объем грузового отсека и полезная нагрузка самолета А400М в два раза больше, чем у самолета C-130J при такой же расчетной стоимости цикла эксплуатации. По сравнению с американским самолетом С-17А стоимость всего цикла эксплуатации А400М меньше на одну треть при цене европейского ВТС в два раза меньше американского самолета.

В самолете А400М возможно размещение относительно более тяжелых бронемашин типа Warrior на гусеничном ходу с массой более 30 т или новых БМП Boxer 8x8, а также одного вертолета Super Puma или двух ударных вертолетов Tiger2. В Российской Федерации также на сегодняшний день существует насущная необходимость в принципиально

новом, широкофюзеляжном среднем военно-транспортном самолете, способном осуществлять перевозку всех основных типов современной боевой техники Сухопутных и Воздушно-десантных войск.

Аналогичные взгляды на перспективы развития военно-транспортной авиации существуют и у американского командования. В целом наращивание возможностей по стратегической мобильности и реагированию на кризисные ситуации в различных регионах мира является одним из приоритетных направлений развития сил общего назначения. При реализации положений концепции «стратегическая мобильность», осуществляемой командованием американских вооруженных сил, значительное внимание уделяется военно-транспортной авиации. Проведенные ими исследования показывают, что для более успешного выполнения всех поставленных перед ней задач количество экипажей на один самолет уже в мирное время должно быть увеличено до четырех, что по их расчетам эквивалентно увеличению самолетного парка на 25 %.

Таким образом, необходимость дальнейшего развития и совершенствования ВТА Российской Федерации обусловлена требованием реализации на практике одного из важнейших положений (принципов) военного искусства — широкого применения маневра в современных видах военных действий (принципа мобильности). Это особенно актуально для Российской Федерации с ее обширной территорией и недостаточно развитой транспортной инфраструктурой.

ПРИМЕЧАНИЯ 2 Катин А. Новый западноевропей-

1 Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. ский военно-транспортный самолет

Г.П. Свищев. М.: Большая Российская Эн- А400М // Зарубежное военное обозрение.

циклопедия, 1994. 2005. № 3. С. 51—53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.