Научная статья на тему 'О ПЕРСПЕКТИВАХ ПЕРИФЕРИЙНЫХ ЕВРОПАРТИЙ ЕС'

О ПЕРСПЕКТИВАХ ПЕРИФЕРИЙНЫХ ЕВРОПАРТИЙ ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
93
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПАРТИИ / ЕВРОСОЮЗ / ЕВРОПАРЛАМЕНТ / ДЕМОКРАТИЯ / РЕГИОНАЛИЗМ / ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ / EUROPEAN PARTIES / EUROPEAN UNION / EUROPEAN PARLIAMENT / DEMOCRACY / REGIONALISM / CHRISTIAN DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гуселетов Борис Павлович

В данной статье представлен анализ деятельности трёх европейских партий: Европейской демократической партии, Европейского свободного альянса и Европейского христианско-политического движения, которые в настоящий момент занимают маргинальные позиции на политической авансцене Европы. Дан краткий исторический обзор возникновения и становления каждой из этих партий, представлены их идеологические платформы и членская база. Рассмотрены итоги их участия в европейских выборах и отмечено, с какими фракциями в Европарламенте сотрудничают евродепутаты, избранные от этих партий. В заключении представлен анализ дальнейших перспектив развития этих партий, включая варианты возможных для них коалиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROSPECTS OF EUROPEAN PERIPHERY PARTIES

This article presents an analysis of the activities of three European parties: the European democratic party, the European free Alliance, and the European Christian political movement, which currently occupy marginal positions in the political forefront of Europe. A brief historical overview of the emergence and formation of each of these parties is given, as well as their ideological platforms and membership base. The results of their participation in the European elections are considered and it is noted with which parties factions in the European Parliament the MEPs elected from these parties cooperate. In conclusion, an analysis of the future development prospects of these parties, including their possible coalitions with other European parties, is presented.

Текст научной работы на тему «О ПЕРСПЕКТИВАХ ПЕРИФЕРИЙНЫХ ЕВРОПАРТИЙ ЕС»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №1

УДК 328.1; 329.1

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120216269 Борис ГУСЕЛЕТОВ

О ПЕРСПЕКТИВАХ ПЕРИФЕРИЙНЫХ ЕВРОПАРТИЙ ЕС

Аннотация. В данной статье представлен анализ деятельности трёх европейских партий: Европейской демократической партии, Европейского свободного альянса и Европейского христианско-политического движения, которые в настоящий момент занимают маргинальные позиции на политической авансцене Европы. Дан краткий исторический обзор возникновения и становления каждой из этих партий, представлены их идеологические платформы и членская база. Рассмотрены итоги их участия в европейских выборах и отмечено, с какими фракциями в Европарламенте сотрудничают евродепутаты, избранные от этих партий. В заключении представлен анализ дальнейших перспектив развития этих партий, включая варианты возможных для них коалиций.

Ключевые слова: Европартии, Евросоюз, Европарламент, демократия, регионализм, христианская демократия.

Среди десяти официально признанных Евросоюзом европейских партий1 есть три, которые хотя и представлены в Европарламенте, но не имеют в нём собственных фракций. Можно сказать, что в настоящее время эти партии находятся на периферии партийно-политической системы ЕС. Это Европейская демократическая партия (ЕДП), Европейский свободный альянс (ЕСА) и Европейское христианско-политическое движение (ЕХПД). Все они имеют свою историю, идеологическую основу, собственных сторонников, представительство в странах Европы и даже нескольких депутатов Европарламента (ДЕП), которые, правда, входят во фракции других партий. Рассмотрим более подробно каждую из этих партий и попробуем оценить их перспективы укрепить свои позиции на политической арене Европы в ближайшем будущем.

Европейская демократическая партия

ЕДП - это общеевропейская центристская и проевропейская политическая партия, которая отстаивает принципы демократии и выступает за углубление европейской интеграции. В её предвыборном манифесте 2019 г. указано, что «Европейская демократическая партия - это транснациональное политическое движение, которое намерено построить европейскую демократию, основанную на общих ценностях мира, свободы, солидарности и образования, стремясь при этом утвердить свою культуру в будущем мире»2. В этом же документе ЕДП определило свои основные приоритеты: необходимость институциональных реформ в ЕС ради укрепления демократии, активизацию еврозоны и европейской промышленной политики, дальнейшее развитие европейской социальной сферы, борьба с изменением климата, активизация

© Гуселетов Борис Павлович - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Центра партийно-политических исследований Отдела социальных и политических исследований ИЕ РАН. Адрес. 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail, bguseletov@mail.ru.

Статья поступила в редакцию: 18.11.2020.

1 Web site «Authority for European Political Parties and European Political Foundation». URL, http://www.appf.euro pa.eu/appf/en/parties-and-foundations/registered-parties.html (дата обращения 15.11.2020).

European democratic party web site. URL. https://2019.democrats.eu/en.html (дата обращения 15.11.2020).

европейской внешней политики, новая миграционная политика. Основана она была в 2004 г. рядом проевропейских центристских организаций, представители которых до этого входили во фракцию Европейской народной партии (ЕНП) в Европарламенте. В настоящий момент в ЕДП входят 17 партий из 13 стран - членов ЕС (3 из Испании, по 2 из Кипра и Румынии), одна из Сан-Марино и общеевропейский союз молодых демократов (СМД). Её собственный мозговой центр - Институт европейских демократов (ИЕД). Президентом ЕДП с 2004 г. является французский политик Ф. Байру, основатель ЕДП и лидер партии «Модем» (с 2007 г.), а также Верховный комиссар по планированию в правительстве Франции (с 2020 г.), мэр города По (с 2014 г.), в прошлом министр народного образования (1993-1997 гг.) и юстиции (2017 г.), депутат Европарламента (1999-2002 гг.) и Национального собрания Франции (1986-1993, 1997-1999 и 2002-2012 гг.). С 2004 по 2019 гг. сопредседателем ЕДП был итальянский политик Ф. Рутелли, который в 2004 г. вместе с Байру основал ЕДП. Рутелли был также лидером партии «Альянс за Италию», вице-премьером Италии, мэром Рима и депутатом Европарламента. В настоящее время он занимает пост президента ИЕД. Одним из заместителей Байру в ЕДП являлся бывший премьер-министр Румынии и лидер социал-либеральной партии Pro Romania В. Понта. Представитель ЕДП И. Уркулью, который возглавляет Баскскую националистическую партию (БНП), с 2012 г. - председатель правительства страны Басков (Испания). В настоящее время ЕДП имеет 9 депутатов Европарламента, восемь из которых (5 из Франции, 2 из Германии и 1 из Испании от страны Басков) вошли во фракцию «Обновим Европу» (ОЕ), и 1 ДЕП от Румынии - во фракцию «Прогрессивный Альянс социалистов и демократов» (ПАСД). Член правления ЕДП и ДЕП от Франции С. Бруне - заместитель председателя фракции ОЕ.

Исторически парламентская группа «Европейские демократы» (ЕД) возникла в Европар-ламенте ещё в 1979 г. после первых общеевропейских выборов. Инициаторами её создания были евродепутаты от Консервативной партии Великобритании (КПВ) и Консервативной народной партии Дании (КНПД). Она насчитывала 63 ДЕП или 15,6% состава Европарламента и была третьей по численности после фракций социалистов и народников1. Просуществовала она в Европарламенте до 1992 г., хотя после выборов 1989 г. её численность сократилась до 34 ДЕП (6,56%)2.

Другая часть европейских демократов вошла в группу «Европейских либералов и демократов», которая в 1979 г. насчитывала 40 ДЕП (9,76%) и была пятой по численности. Её основу составляли представители либерально-демократических партий Франции (17 ДЕП), Италии (5 ДЕП), Бельгии, Германии, Дании и Нидерландов (по 4 ДЕП). Причём по итогам выборов 1989 г. фракция либералов и демократов, которая носила более либеральный характер, чем ЕД, насчитывала уже 49 ДЕП (9,46%) и вышла на третье место по численности, обогнав фракцию ЕД.

В 1992 г. руководство КПВ приняло решение о присоединении фракции ЕД к парламентской группе «Европейской народной партии» (ЕНП), которая какое-то время называлась «Европейская народная партия - Европейские демократы». В 2009 г. КПВ вместе с чешской Гражданской демократической партией, партией «Право и справедливость» Польши и рядом других приняли решение о создании отдельной общеевропейской партии консерваторов и реформистов (ЕКР), которая после выборов 2009 г. сформировала собственную фракцию в Ев-ропарламенте под аналогичным названием3.

1 European Parliament web site. Results of European elections 1979-2019 гг. URL: https://www.europarl.europa.eu/

about-parliament/en/in-the-past/previous-elections (дата обращения 15.11.2020).

3 Ibid.

3 Гуселетов Б.П. Партия Европейских консерваторов и реформистов продолжает борьбу с Европейской народной партией // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №4(16). 2020. С. 44-50. URL: http://vestnikieran.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №1

В том же 2009 г. лидер французской центристской партии «Модем» Ф. Байру и глава итальянской либерально-центристской партии Ф. Рутелли при поддержке ряда депутатов фракции ЕНП объявили о создании новой «Европейской демократической партии», главной задачей которой они провозгласили борьбу с растущим влиянием евроскептиков на политическую систему Евросоюза. Не случайно инициаторами её создания выступили представители Италии и Франции, так как именно в этих странах с началом нулевых годов XXI столетия радикальные евроскептические партии стали набирать силу и влияние. В 2002 г. лидер «Национального фронта» Франции (НФФ) Ж.-М. Ле Пен впервые вышел во второй тур президентских выборов, а на европейских выборах 2004 г. НФФ получил почти 10% голосов избирателей. В Италии на парламентских выборах 2008 г. победу одержала правоконсервативная коалиция, в которую входили радикально евроскептическая партия «Лига Севера» и правопопу-листское «Движение за автономию».

На общеевропейских выборах 2009 г. 8 представителей ЕДП были избраны депутатами Европарламента: 6 от «Модем», 1 от Ирландии (М. Харкин, независимый политик, член ЕДП) и 1 от БНП (Испания). Все они вошли в группу «Альянс либералов и демократов за Европу» (АЛДЕ). На выборах 2014 г. уже только 6 представителей ЕДП стали евродепутатами (4 от «Модем» и по 1 от Ирландии и БНП), которые вновь собрались в группе АЛДЕ. И, наконец, на последних выборах 2019 г. 9 представителей ЕДП прошли в Европарламент (5 от «Модем», 2 от партии «Свободные избиратели» Германии и по одному от партий «Pro Romania» и БНП). Все они, кроме румынского депутата, вновь вступили в группу либералов и демократов, которая изменила своё название на «Обновим Европу». ДЕП от Pro Romania, лидер которой В. Понта был в прошлом Председателем социал-демократической партии Румынии, присоединилась к группе ПАСД.

Заместитель Генерального секретаря ЕДП Х.Ф. Мернадет считает, что «давно назрела реформа институтов, которая должна быть направлена на то, чтобы сделать ЕС более прозрачным и демократичным и, в частности, сделать европейских "лиц, принимающих решения" (Европейский Совет, Комиссия...) подотчётными ... перед демократически избранными органами... Необходимо принять срочные меры, которые должны включать всеобщие выборы председателя комиссии или формирование общеевропейских списков на выборах в Евро-парламент»1. Идею введения транснациональных списков на общеевропейских выборах, как важный инструмент демократизации политической системы ЕС, поддержал член научного совета ИЕД М. Себе2.

По мнению другого члена научного совета ИЕД М. Бордье, существующая политическая модель Евросоюза «представляет собой своего рода полусырой федерализм, который не может обеспечить высший уровень всеохватывающего суверенитета. Его структура иерархична, как в таких традиционных федеративных системах, как ФРГ или США, но высший федеральный уровень не имеет собственных независимых финансовых средств и прямой демократической легитимности»3. Поэтому он предлагает «предоставить больше полномочий и представительности Европейскому экономическому и социальному комитету и Европейскому коми-

instituteofeurope.ru/images/Guseletov42020.pdf (дата обращения 15.11.2020).

1 Merladet J.F. The EU and the European Elites in the Face of Rising Populusm in the Coninent. IED web site. 2017. P. 15. URL. https://www.iedonline.eu/download/2017/Jose-Felix-Merladet-IED-Research-Paper.pdf (дата обращения 15.11.2020).

2 Sebe M. Democracy and governance in the EU - toward a more democratic Union (edition 1.0). IED web site. 2017. P. 4-5. URL, https://www.iedonline.eu/publications/2017/democracy-and-governance-in-the-eu.php (дата обращения 15.11.2020).

3 Baudier M. IED web site. Building Europe, networks, nations, and citizens. 2018. P. 7, 8. URL, https,//www.iedon line.eu/publications/2018/building-europe.php (дата обращения 15.11.2020).

тету регионов»1.

Оценивая организационно-политические возможности ЕДП, следует отметить, что в настоящий момент из 17 её партий-членов реально представлены в национальных парламентах своих стран партии «Модем» (45 депутатов национального парламента, ДНП), БНП (16 ДНП) и «Демократическая партия пенсионеров Словении» (5 ДНП). Остальные партии либо имеют от 1 до 3 ДНП, либо вообще не представлены в них.

Можно сделать вывод, что на данный момент и в более отдалённой перспективе ЕДП не сможет претендовать на формирование собственной фракции в Европарламенте и относительно самостоятельную роль на европейской политической арене. Она, скорее всего, продолжит сотрудничать с «Альянсом либералов и демократов за Европу» (АЛДЕ) и в меньшей степени с «Партией европейских социалистов» (ПЕС), а её представителям в этих фракциях Европарламента уготована миноритарная роль. Идеологическое влияние ЕДП также вряд ли усилится. На политической арене Евросоюза возникли новые проевропейские партии (VOLT, Diem25 и др.), тоже выступающие за более глубокую федерализацию ЕС, но имеющие гораздо больше влияния среди молодого поколения европейцев.

Европейский свободный альянс (ЕСА)

Европейский свободный альянс (ЕСА) - это общеевропейская политическая партия, которая состоит из ряда региональных политических организаций прогрессивного толка. В Брюссельской декларации 2000 г. ЕСА были сформулированы его ключевые идейно-политические принципы: «Европа свободных народов, основанная на принципе субсидиарности, которые верят в солидарность друг с другом и народами мира»; поддержка европейской интеграции; последовательное формирование «Европы регионов», которые должны получить больше полномочий в рамках политической системы ЕС; защита прав человека, обеспечение устойчивого развития и принципов социальной справедливости; а также сохранение языкового и культурного разнообразия2. На конгрессе ЕСА 2007 г, прошедшем в испанском Биль-бао, в декларацию был добавлен ещё ряд предложений: необходимость борьбы с антисемитизмом и расовой дискриминацией, противодействие исламо- и ксенофобии.

Официально ЕСА как общеевропейское объединение был основан в 2004 г. рядом европейских регионалистских партий. В настоящее время в нём 39 членов из 18 стран ЕС (по 7 -из Италии и Франции, 6 - из Испании, 3 - из Германии и по 2 - из Греции и Польши), а также 6 из стран, не входящих в ЕС: 4 - из Великобритании и по одной - из Азербайджана и Сербии.

Председателем ЕСА является представительница «Баскской солидарности» Л. Лопес де Лакалье, а Генеральным секретарём ДЕП Ж. Сол («Республиканские левые Каталонии», Испания).

На сегодня представители ЕСА возглавляют правительства в трёх регионах Европы: в Шотландии Н. Стержен из «Шотландской национальной партии» (ТТТНП), во Фландрии (Бельгия) Я. Жамбон из «Нового фламандского альянса» и на Корсике (Франция) Ж. Симеони из коалиции «Вместе за Корсику».

На общеевропейской политической арене регионалисты появились ещё в 1970-е гг. ХХ столетия. По итогам первых европейских выборов 1979 г. в Европарламент прошли представители ШНП (1 ДЕП), а также ещё трёх партий: «Фламандский народный союз» (ФНС, 1 ДЕП) и «Демократический фронт франкофонов» (ДФФ, 2 ДЕП) из Бельгии, и «Южнотироль-

1 Ibid. P. 9.

2 Web site of EFA. URL: https://www.e-f-a.Org/wp-content/uploads/2019/04/3.4.3.5_Other_EFA_texts_Declarati on_of_Brussels_of_9_November_2000_ENG.pdf (дата обращения 15.12.2020).

ская народная партия» (ЮтНП, 1 ДЕП) из Италии1. Но все они разошлись по различным парламентским фракциям: депутат от ШНП присоединился к фракции европейских прогрессивных демократов, бельгийские депутаты вошли в техническую группу независимых, а представитель ЮтНП во фракцию ЕНП.

Ясно, почему наиболее влиятельными среди регионалистских партий Европы изначально были представители Бельгии, Великобритании, Испании, Италии, Франции, которые играют ведущую роль в ЕСА до настоящего времени. В этих странах все эти годы сохранялись напряжённые отношения между центральным правительством и рядом регионов (Фландрия в Бельгии, Шотландия в Великобритании, страна Басков и Каталония в Испании, Ломбардия и Южный Тироль в Италии), что провоцировало возникновение партий, борющихся за их независимость2.

Лишь после европейских выборов 1989 г. представители 8 регионалистских партий из Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Италии и Франции и один независимый депутат от Ирландии впервые образовали в Европарламенте собственную фракцию «Радуга» (Rainbow). По итогам выборов 1994 г. регионалисты не смогли сохранить собственную фракцию, поскольку БНП решила присоединиться к ЕНП, а отношения с итальянской «Лигой Севера» были приостановлены после того, как она создала правительственную коалицию с профашистской партией «Национальный Альянс». Наконец, после выборов 1999 г. в Европарламенте была сформирована фракция под названием «Зелёные - Европейский свободный альянс» (З-ЕСА), которая существует и ныне, хотя время от времени некоторые евродепутаты от партий - членов ЕСА присоединялись к другим фракциям в Европарламенте.

После 2004 г. ЕСА смог несколько расширить и укрепить свои ряды за счет участников из стран - новых членов ЕС: Болгарии («Объединённая Македонская организация Илинден-Пирин»), Чехии («Моравское земельное движение»), Латвии («Латвийско-русский союз», ЛРС), Польши («Движение за Силезскую автономию»), Румынии («Венгерская народная партия Трансильвании»), Словении («Партия Словенской Истрии»), Словакии («Венгерская христианско-демократическая ассоциация»). Хотя нужно признать, что большинство из этих партий не пользовались заметной популярностью в своих странах и не имели широкого представительства в органах власти.

По итогам последних европейских выборов 2019 г. фракция З-ЕСА заняла четвёртое по численности место (74 ДЕП), уступив лишь фракциям ЕНП, ПЕС и АЛДЕ3. Следует, правда, отметить, что представительство от партий - членов ЕСА в этой фракции ограничено 4 ДЕП, из которых 2 представляют «Республиканских левых Каталонии», Испания; и по одному -ЛРС (Латвия) и «Партию корсиканской нации» (Франция). При этом 3 ДЕП от партии «Новый фламандский союз» (Бельгия) перешли во фракцию ЕКР, а ещё 4 ДЕП от ШНП после 1 января 2020 г. покинули Европарламент в соответствии с процедурой выхода Великобритании из Евросоюза.

Всё это, несомненно, снизило влияние ЕСА на деятельность фракции З-ЕСА и представительство регионалистских партий в общеевропейских политических институтах. В целом идеологическая платформа ЕСА не пользуется сегодня особой популярностью в подавляющем большинстве стран ЕС4. В ближайшие один-два общеевропейских электоральных цикла

1 Сайт Евшпавламента. Результаты европейских выборов 1979-2019 гг.

2 Gupta D. Nationalism across borders: transnational nationalist advocacy in the European Union // Comparative European Politics. 2008. №1. P. 61-80. D0I:10.1057/palgrave.cep.6110127

Гуселетов Б.П. Новый состав Европарламента: прогнозы и результаты // Выборы в Европарламент 2019: национальные ответы на вызовы евроинтеграции / под ред. Ю. Квашнина, А. Кудрявцева, Н. Плевако, В. Швейцера. М.: ИМЭМО РАН, ИЕ РАН, 2019. С. 26-29. DOI: 10.20542/978-5-9535-0559-8

4 Gould, A.C., Messina, A.M. Europe's Contending Identities: Supranationalism, Ethnoregionalism, Religion and New

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №1

ЕСА вряд ли сможет заметно укрепить свои позиции и останется на периферии общеевропейского политического процесса.

Европейское христианско-политическое движение (ЕХПД)

Европейское христианское политическое движение - это объединение национальных партий, которые разделяют принципы и идеи христианской демократии. Они обычно опираются на ценности консерватизма и придерживаются умеренно евроскептических позиций.

В предвыборном манифесте ЕХПД было отмечено, что партия намерена противостоять как «радикальной леволиберальной повестке дня, направленной на фундаментальное изменение основных концепций человечества», так и «сохраняющемуся присутствию радикальных правых партий, которые поддерживают взгляд на человечество и общество, который не соответствует нашему христианскому взгляду на человеческое достоинство.. .»\

Формирование ЕХПД началось в 2002 г., когда в г. Лакителеке (Венгрия) представители политических организаций из 15 европейских стран собрались на конференции «За христианскую Европу» для того, чтобы обсудить возможность создания общеевропейской партии, основанной на принципах христианской политики. В 2003 г. европейские партии христианской направленности приняли Лакителекскую декларацию «Ценности для Европы», а уже в январе 2005 г. в Таллине прошло первое заседание Совета движения.

15 сентября 2005 г. ЕХПД была официально зарегистрирована в Нидерландах как политическая ассоциация. В 2010 г. Европарламент предоставил ЕХПД статус европейской политической партии, после чего она стала получать финансирование из европейских фондов. В этом же году был создан мозговой центр ЕХПЛ - исследовательский институт 8а11их, который имеет филиалы во многих странах. В 2014 г. ЕХПД впервые приняла участие в общеевропейских выборах. Два её представителя из Германии и Словакии стали депутатами Евро-парламента, и оба вошли во фракцию ЕКР.

В настоящее время в ЕХПД состоит 13 партий из 12 стран ЕС (2 из Германии), а также ещё 7 партий из стран, не входящих в ЕС (Армении, Великобритании, Грузии, Македонии, Молдовы, Швейцарии и Украины).

Председателем партии с 2016 г. является Б. Шкрипек, который с 2012 по 2014 гг. был депутатом словацкого парламента, а с 2014 по 2019 гг. депутатом Европарламента (фракция ЕКР). В настоящее время 4 представителя ЕХПД являются депутатами Европарламента: 3 ДЕП от Германии, Нидерландов и Румынии входят во фракцию ЕКР и ещё один представитель Нидерландов является членом фракции ЕНП.

Среди членов ЕХПД лишь 7 представлены в национальных парламентах, причём у четырёх партий из Ирландии, Италии, Румынии и Хорватии есть лишь по одному ДНП, у двух партий из Нидерландов и Швейцарии - по 3 ДНП, и Христианский союз Нидерландов имеет 5 ДНП.

Как уже отмечалось выше, ЕХПД занимает умеренно евроскептические позиции. В уже упомянутом предвыборном манифесте партии 2019 г. целый раздел, который так и назывался «Реформирование Евросоюза», был посвящён необходимости реформы ЕС. Основной акцент был сделан на сокращении численности бюрократического аппарата ЕС и его влияния на национальные государства. При этом институты ЕС должны больше уделять внимание таким вопросам, как преодоление последствий изменения климата, обеспечение продовольствен-

Nationalism. Cambridge University Press, 2014.

1 ECPM Election Manifesto 2019. ECPM web site. URL: https://ecpm.info/products/campaign-manifesto-2019.html (дата обращения 15.12.2020).

ной и энергетической безопасности, справедливой конкуренции, а также решение таких трансграничных проблем, как иммиграция и терроризм. ЕХПД также настаивает на необходимости усиления контроля со стороны национальных парламентов за деятельностью институтов ЕС и их более активное привлечении к обсуждению дальнейших перспектив развития Союза. Предлагается «периодически пересматривать договоры и руководящие принципы ЕС и принимать решение о том, следует ли их пролонгировать, изменить или отменить. Каждые 10 лет Европейский совет и Европарламент должны "подвергать ревизии" всё существующее законодательство. Запоздалая реакция ЕС и государств-членов на внезапный рост иммиграции свидетельствует о необходимости обновления законодательства и снижения амбиций, когда это необходимо. Директивы ЕС, которые на самом деле не решают "европейские" проблемы, должны быть отозваны» 1.

Тем не менее, в своём нынешнем виде ЕХПД и его партии-члены не имеют реальных перспектив усиления позиций на национальном и европейском уровнях. Их потенциальная электоральная ниша плотно занята такими грандами, как «Европейская народная партия» и партия «Европейских консерваторов и реформистов». Идеологическая ниша христианской политики в современной Европе, за исключением ряда стран (Польша, Нидерланды, Испания), тоже достаточно узка и не позволяет ЕХПД рассчитывать на усиление его идейно-политического влияния на умы и настроения европейцев. Попытка же ЕХПД отмежеваться от своих конкурентов в лице ЕНП и ЕКР и расширить свою электоральную нишу, судя по их последнему предвыборному манифесту, оказалась не очень удачной, т.к. предложенные ими темы дебюрократизации, изменения климата, энергобезопасности и др. не являются оригинальными и давно и плотно оккупированы другими европартиями.

* * *

За прошедшие 20 лет нового столетия на политической арене Евросоюза официально утвердились три новые европартии ЕДП, ЕСА и ЕХПД, которые имели серьёзные амбиции потеснить грандов европейской политики: консерваторов и либералов. Каждая из них имела собственную, достаточно узкую идейно-политическую нишу, которую они намеревались постепенно расширять, чтобы поднять свои электоральные рейтинги. При этом ЕДП занимала чёткую проевропейскую позицию и объявила своими главными оппонентами радикальных евроскептиков, а ЕСА и ЕХПД занимали умеренно евроскептические позиции, настаивая на необходимости определённых реформ политической системы ЕС с целью расширения роли и полномочий национальных государств.

Однако результаты участия этих партий в европейских и национальных выборах 20042019 гг., показали, что их реальная поддержка со стороны европейских избирателей крайне низка и не позволяет им претендовать на значительное влияние на европейскую политику. Они имеют лишь несколько депутатов в Европарламенте и незначительное представительство в законодательных и исполнительных органах власти в странах - членах ЕС. Но динамика изменения их электоральных результатов за последние годы позволяет предположить, что в ближайшие 5-10 лет эти партии вряд ли смогут занять место среди ведущих политических сил Европы.

Список литературы

Гуселетов Б.П. Новый состав Европарламента: прогнозы и результаты // Выборы в Евро-

1 Ibid.

парламент 2019: национальные ответы на вызовы евроинтеграции / под ред. Ю. Квашнина, А. Кудрявцева, Н. Плевако, В. Швейцера. М.: ИМЭМО РАН, ИЕ РАН, 2019. С. 26-29. DOI: 10.20542/978-5-9535-0559-8

Гуселетов Б.П. Партия Европейских консерваторов и реформистов продолжает борьбу с Европейской народной партией // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №4(16). С. 44-50. DOI; 10.15211/vestnikieran420204350

References

Baudier, M. Building Europe, networks, nations, and citizens. Institute of European democrats. June 2018. Available at, https,//www.iedonline.eu/download/2018/WorkingPaper_Building-Europe-networks.pdf (accessed 25.11.2020).

Democracy and governance in the EU - toward a more democratic Union Institute of European democrats. December 2017. Available at, https,//www.iedonline.eu/download/2017/Democracy-and-governance-in-the-EU.pdf (accessed 25.11.2020).

Gould, A.C., Messina, A.M. Europe's Contending Identities, Supranationalism, Ethnoregional-ism, Religion, and New Nationalism. Cambridge University Press, 2014.

Gupta, D. (2008). Nationalism across borders, transnational nationalist advocacy in the European Union. Comparative European Politics. 6(1). Р. 61-80. D0I:10.1057/palgrave.cep.6110127

Guseletov, B. (2019). Novyi sostav Evroparlamenta; prognozi I resultaty [New composition of European Parliament, forecast and prospects]. In, Kvashnin Y., Kudriavtsev A., Plevako N., Schveit-ser V. (eds.) Vibory v Evroparlament 2019, natsionalnie otvety na vizovy evrointegratsii [European Parliament Elections 2019, National responses on Eurointegration Challenges]. Moscow , IMEMO RAN, IE RAN. Р. 26-29. (In Russian). DOI: 10.20542/978-5-9535-0559-8

Merladet, J.F. The EU and the European Elites in the Face of Rising Populism in the Continent. Institute of European democrats. October 2017. Available at, https,//www.iedonline.eu/download/ 2017/Jose-Felix-Merladet-IED-Research-Paper.pdf. (accessed 25.11.2020).

Pehrson, L., Oxelheim, L. Gustavsson, S. (eds.) (2009). How Unified Is the European Union? Springer.

On the prospects of European periphery parties

Author. Boris Guseletov, Doctor of Political Sciences, Senior Research Associate, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address, 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail, bguseletov@mail.ru.

Abstract. This article presents an analysis of the activities of three European parties, the European democratic party, the European free Alliance, and the European Christian political movement, which currently occupy marginal positions in the political forefront of Europe. A brief historical overview of the emergence and formation of each of these parties is given, as well as their ideological platforms and membership base. The results of their participation in the European elections are considered and it is noted with which parties factions in the European Parliament the MEPs elected from these parties cooperate. In conclusion, an analysis of the future development prospects of these parties, including their possible coalitions with other European parties, is presented.

Key words, European Parties, European Union, European Parliament, Democracy, Regionalism, Christian Democracy.

DOI, http,//dx.doi.org/ 10.15211/vestnikieran120216269

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.