DOI: 10.24411/2618-6888-2020-10022
С.Л. Сазонов, Ван Цзинвэй О ПЕРСПЕКТИВАХ КИТАЯ
НА МИРОВОМ РЫНКЕ «ЗЕЛЕНЫХ» АВТОМОБИЛЕЙ
Аннотация. Бурный хозяйственный рост Китая в течение последних 30 лет был обеспечен многократным увеличением потребления энергоресурсов и в первую очередь — нефти. Рост доходов населения страны катализировал рост объемов производства и продаж автомобилей, особенно в крупных городах. Сегодня руководство КНР признает, что эра автомобилей с двигателем внутреннего сгорания заканчивается. Рост объемов и продаж продукции автомобильной промышленности обострил зависимость страны от импорта нефтепродуктов, но и усугубил экологическую ситуацию в мегаполисах КНР. Осознавая эти вызовы, правительство страны разработало программу развития автомобилестроения на основе энергосбережения и новой энергетики, направленную на создание инновационного транспортного парка и соответствующей инфраструктуры нового поколения.
С конца 12-й пятилетки (2010—2015 гг.) в Китае стремительно развивается отрасль производства автомобилей, использующих альтернативные источники энергии (АИАИЭ или «зеленые» автомобили), обеспечиваемая как бюджетной поддержкой со стороны государства, так и системой льгот, включая освобождение от налога с продаж, государственное субсидирование при покупке инновационных автомобилей, использующих альтернативные источники
энергии. Целенаправленная государственная финансовая и экономическая политика в отношении производства АИАИЭ позволила стране выйти в мировые лидеры в создании передовых технологий в «зеленом» автомобилестроении и гарантирует получение значительной доли мирового рынка продаж конкурентоспособных АИАИЭ с высокой добавленной стоимостью. Рост объемов продаж «зеленых автомобилей» в КНР позволит также решить две глобальные проблемы, с которыми сталкивается современный Китай, а именно: значительно сократить зависимость страны от импорта углеводородов и кардинально решить проблему загрязнения воздушного пространства в крупнейших мегаполисах страны.
Автор приходит к выводу, что цели руководства КНР на среднесрочную и долгосрочную перспективу по развитию АИАИЭ определяется положением современного Китая в мировой экономике, отличающимся высоким уровнем развития инноваций и конкурентоспособности. Этот уровень как на национальном, так и международных автомобильных рынках, является главным фактором и залогом эффективности китайских производителей автомобилей.
Ключевые слова: Китай, энергетическая безопасность, загрязнение окружающей среды, энергосбережение, мировой рынок продаж, альтернативная энергетика, гибридные автомобили, электромобили, совершенствование технологий, налоговые льготы, транспортная инфраструктура, дотация.
Авторы: Сазонов Сергей Леонидович, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований Китая, Институт Дальнего Востока РАН. ORCID: 0000-0002-8889-7072. E-mail: [email protected]
Ван Цзинвэй, аспирант Института Дальнего Востока РАН. E-mail: [email protected]
S.L. Sazonov, Wang Jingwei
On the Prospects of China in the World Market of «Green» Cars
Abstract. China's rapid economic growth over the past 30 years has been driven by a multiple increase in energy consumption, primarily — crude oil. The growth of income of the population has catalyzed the growth of car production and sales, especially in major cities. Today, the Chinese leadership recognizes that the era of cars with an internal combustion engine is ending. The growth in volumes and sales of automotive products has exacerbated the country's dependence on imported petrole-
um products, but also worsened the environmental situation in China's megacities. Recognizing relevant globally negative consequences the government has elaborated the programme of automobile industry development, based on power economy and new power engineering. The programme is aimed at the creation of innovative motor vehicles' fleet and transport infrastructure of a new generation.
Since the end of the 12th five-year plan (2010—2015), Chinese industry of new auto production has been rapidly developing, due to both state budget support and system of benefits, including exemption from sales tax and system of state subsidies for the purchase of innovative cars running on alternative energy sources. Targeted state financial and economic policy in relation to the «green cars» production has allowed the country to become a world leader in the creation ofadvanced technologies in the «green» automotive industry and guarantees a significant share of the world market for sales of competitive innovative cars, using alternative energy sources, with high added value. The growth in sales of«gre-en cars» in China will also help to alleviate two global problems faced by modern China, namely, the significant dependence on the country's dependence on imported hydrocarbons and the air pollution in the country's largest megacities as well.
The author concludes that the goals ofthe Chinese leadership in the medium and long term for the development of «green cars», is determined by the position of modern China in the world economy, characterized by a high level ofinnovation and competitiveness. This level, both on the national and international automobile markets, is the main factor and the key to the effectiveness ofChinese car manufacturers.
Keywords: China, energy security, environmental pollution, power economy, global sales market, alternative еnergy, hybrid motor car, «green cars», electric vehicle, technology advancement, tax exemption, transport infrastructure, subsidy.
Authors: Sergey L. SAZONOV, Ph.D., Leading Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences. ORCID: 0000-0002-8889-7072. E-mail: [email protected];
WANG Jingwei (China), Postgraduate student of the Institute of Far Eastern Studies. E-mail: [email protected]
В целях снижения степени зависимости Китая от внешних поставок нефтепродуктов и улучшения экологической обстановки в стране в 2016 г. Государственный совет КНР принял Программу по
развитию энергетики и сокращению выбросов соединений углерода на период 2016—2020 гг., которая поставила главной целью достижение к 2020 г. резкого увеличения доли возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе страны, которая должна составить примерно 20 % (с последующим ростом до 35—40 % в 2050 г.). А объем выбросов углекислого газа на единицу ВВП в 2030 г. должен уменьшиться на 60—65 % по сравнению с этим показателем 2005 г. [State Grid Corp...].
Серьезным стимулом к активизации мер по изменению структуры энергобаланса страны стало и стремление Китая заявить о своей солидарности с мировым сообществом в деле достижения глобальной экологической безопасности. Согласно данным Белой книги по вопросам охраны окружающей среды, ежегодно издаваемой в КНР, в настоящее время в стране действуют около 1 тыс. неправительственных организаций, специализирующихся в области охраны окружающей среды. Китай присоединился к более чем 50 международным конвенциям об охране окружающей среды и активно выполняет установленные ими обязательства. В число этих конвенций входят: Киотский протокол, Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Международный протокол к Венской конвенции об охране озонового слоя, Конвенция о биологическом разнообразии и др. На сегодняшний день Китай подписал договоры о двустороннем сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды и меморандумы о взаимопонимании с 46 странами, включая Россию, Японию, Францию, США, Канаду и др.
Кроме того, в 2018 г. Госсовет КНР принял новый трехлетний план действий по борьбе с загрязнением воздуха и определил цель по сокращению выбросов диоксида серы и оксида азота к 2020 г. более чем на 15 % по сравнению с уровнем 2015 г. [China's air quality...]. Все это должно способствовать росту иностранного туризма в эти города, который, бывало, сокращался из-за опасений зарубежных туристов за свое здоровье.
В 2012 г. правительство КНР разработало положения о необходимости развития ряда инновационных направлений и отраслей, в список которых не попали легковые автомобили с традиционными двигателями внутреннего сгорания, в первую очередь по причине
чрезвычайно сильной конкуренции на мировом авторынке с ведущими западными и азиатскими производителями [Lan Xinzhen, p. 33]. Правительство КНР приняло решение сделать основной упор на развитие производства нового поколения автомобилей, использующих альтернативные источники энергии. До 2035 г. китайское правительство намерено инвестировать 1,6 трлн долл. в повышение энергоэффективности, и из этой суммы около 17 % будет вложено в повышение энергоэффективности транспортной отрасли КНР [Du Juan].
Еще одной причиной, побудившей китайское руководство принять решение о будущем прекращении производства автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, стал полный учет Пекином достигнутого конкурентного преимущества КНР, которое заключается в преодолении технологического отставания страны от развитых государств в области разработки двигателей, использующих альтернативные источники энергии, и аккумуляторных батарей.
Китай решил установить срок прекращения производства автомобилей с ДВС и ускорить научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области производства нового поколения инновационных АИАИЭ к 2040 г. [Li Fangfang].
Министр науки и технологий КНР Вань Ган на пресс-конференции в рамках 1-й сессии ВСНП 13-го созыва (март 2018 г.) заявил, что «переход от традиционных автомобилей на электромобили является глобальным трендом, а развитие отрасли производства электромобилей (ЭМ) в Китае стало важным звеном в модернизации и оптимизации автомобильного производства» [He Wei, Ouyang Shijia, Zhong Nan],
В январе 2019 г. Постоянный комитет Собрания народных представителей пров. Хайнань принял «Правила профилактики загрязнения воздуха в провинции Хайнань», которые вступили в силу с марта 2019 г. Согласно «Правилам», планируется постепенно вводить запрет на реализацию автомобилей с ДВС, а к 2035 г. пров. Хайнань должна достичь «самого передового в мире уровня по качеству воздуха» — таким образом, пров, Хайнань стала первой в Китае административной единицей, где будет запрещена продажа автомобилей с ДВС, С 2018 г. в провинции был принят ряд мер для стимулиро-
вания использования АИАИЭ. Власти провинции установили конкретные сроки для отказа от использования бензиновых и дизельных автомобилей, причем этот процесс будет происходить в 3 этапа: все автомобили общественного транспорта должны быть заменены на экологичные АИАИЭ в 2020 г., все грузовые транспортные средства должны стать «экологически чистыми» к 2022 г., а все государственные и частные легковые автомобили должны быть обновлены на АИАИЭ до конца 2030 г. Власти пров. Хайнань планируют также создать в ближайшие 5 лет общенациональную сеть электрозаправочных станций, а также станций по заправке автомобилей, использующих водородное топливо. В начале 2019 г. в провинции насчитывалось около 23 тыс. АИАИЭ, что составляло 1,8 % от общего количества местных автомобилей.
Согласно опросу, проведенному компанией JD Power в начале 2019 г. (опрошено 2212 автолюбителей по всей стране), 86 % респондентов отметили, что будущее китайского автопрома связано с широким внедрением АИАИЭ, а 95 % опрошенных заявили, что в следующем году планируют приобрести новый ЭМ в качестве альтернативы покупке автомобиля с ДВС. В декабре 2018 г. Государственный комитет по развитию и реформам КНР (ГКРР) опубликовал руководство, запрещающее учреждение любой новой компании, производящей лишь автомобили с ДВС, и с 10 января 2019 г. этот документ вступил в силу [Li Fusheng. NDRC guidelines...].
Международные аналитики признают, что значительный прогресс в развитии отрасли производства АИАИЭ, обеспечивающей выпуск конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, создает благоприятный климат для роста прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Китай.
30 июля 2019 г. ГКРР и Министерство коммерции КНР обнародовали обновленные списки специальных административных мер (негативные списки) для доступа на рынки иностранных инвестиций, еще больше сократив запретительные позиции в отношении иностранного капитала. Это уже пятый раз за последние шесть лет, когда негативные списки были пересмотрены. Позиции, ограничивающие доступ иностранных инвестиций в пилотные зоны свободной торговли (ЗСТ), которые открываются на более высоком уров-
не, в итоге были сокращены с 45 до 37, в то время как в списке для зон, не входящих в ЗСТ, число позиций было снижено с 48 до 40. Реформы позволят иностранным инвесторам управлять предприятиями со своим мажоритарным участием или стопроцентной собственностью в большем количестве секторов экономики. Каталог поощряемых направлений для иностранных инвестиций включает отрасли экономики КНР из тех, чьи предприятия расположены в центральном, западном и северо-восточном регионах Китая.
Основываясь на последней версии, выпущенной в 2017 г., новый каталог насчитывает 415 отраслей после добавления 67 новых. Более 80 % новых или пересмотренных отраслей связаны с высокотехнологичным, интеллектуальным и экологичным производством, включая изготовление основных компонентов технологии связи 5G, автомобилей, использующих альтернативные источники энергии, интегральных микросхем, оборудования для производства чипов и полупроводников для АИАИЭ, оборудования для Облачных вычис-лений1, создание искусственного интеллекта, логистику холодовой цепи2.
Руководство Китая диверсифицирует источники финансирования новой инновационной отрасли: оно не только активно привлекает ПИИ в развитие отрасли производства АИАИЭ, но и поощряет использование предприятиями автомобильного комплекса прямых иностранных инвестиций для проведения сделок по «слиянию и поглощению» (M&As), что позволяет абсорбировать новейшие иностранные технологии западных компаний. Так, в марте 2017 г. кор-
1 Облачные вычисления представляют собой технологию обработки данных и удобного сетевого доступа к компьютерным ресурсам (к примеру, сетям передачи данных, устройствам хранения данных, сервисам и приложениям) и мощностям, которые предоставляются пользователю в качестве услуги интернет-сервиса. При этом весь набор данных, необходимых для коммуникаций, находится на удаленном сервере в интернете.
2 Логистика холодовой цепи представляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение оптимальной температуры хранения и транспортировки фармацевтических препаратов, продуктов питания и т. п. (строго соблюдая различные температурные режимы — от глубокой заморозки до простого охлаждения) для обеспечения их качества и сохранности в пределах установленных нормативов срока годности.
порация Tencent Holdings Ltd. купила за 1,78 млрд долл. 5 % акций одного из ведущих американских производителей электромобилей Tesla [He Wei]. Это сотрудничество не только позволяет Tesla повысить свою капитализацию, но и повышает возможности китайской компании Tencent по созданию нового поколения аккумуляторов для ЭМ, которые полезны и в разработке искусственного интеллекта для алгоритмов, применяемых при беспилотном вождении.
Причем огромные объемы инвестиций, направляемые Китаем в сферу АИАИЭ (около 4 трлн юаней)1, наличие значительной производственной автомобилестроительной базы и емкого внутреннего рынка уже позволили Китаю занять лидирующее место в гонке за лидерство в области производства «экологичных автомобилей» (по объемам рынка АИАИЭ КНР уже в 2015 г. обогнала США). Согласно данным агентства Bloomberg, в 2017 г. мировой объем продаж АИАИЭ по сравнению с предыдущим годом вырос на 58 % и составил 1,22 млн ед. и более 60 % этого количества или 777 тыс. ед. было продано в КНР (рост на 53,3 % по сравнению с 2016 г.) [Top 10 best-selling...].
В 2018 г. объем производства АИАИЭ в мире составил 2,1 млн ед., а по данным аналитиков Китайской ассоциации автопроизводителей (КААП), в 2018 г. в КНР было реализовано 1,25 млн АИАИЭ (что составило 56 % объема мировых продаж АИАИЭ и было в 17 раз больше, чем в 2014 г.), а по прогнозам в 2020 г. эта цифра превысит 2 млн «зеленых» автомобилей, поскольку в 2019 г. было продано в общей сложности 1,2 млн ед. [China's auto sales...].
Согласно сообщениям КААП, в начале 2019 г. парк китайских автомобилей, использующих альтернативные источники энергии, уже равнялся 1,99 млн единиц (из них около 1,7 млн электромобилей, которые использовались в более 145 городах 16 провинций и автономных районах Китая), что составляло более 50 % от общего чис-
1 Объем бюджетных инвестиций в инновационное развитие китайского автопро-ма является крупнейшим в мире: по информации Министерства транспорта КНР, в 2018 г. объем инвестиций в развитие транспортного комплекса КНР по сравнению с 2017 г. вырос на 5,9 % и составил 3,2 трлн юаней (около 478,9 млрд долл.), причем объем инвестиций в основные фонды в автомобильный и водный виды транспорта превысил 2,3 трлн юаней.
ла АИАИЭ в мире. Согласно данным Министерства общественной безопасности (МОБ), в апреле 2019 г. общий парк АИАИЭ в Китае вырос до 2,61 млн «зеленых» автомобилей, а в начале июля 2019 г. он уже составлял 3,44 млн ед., в августе 2019 г. — 3,5 млн ед. За последние 5 лет в КНР ежегодно регистрировалось в среднем около 500 тыс. АИАИЭ [Zhang Jie]. Кроме того, Китай является бесспорным мировым лидером по объемам производства и продаж этого типа автомобилей, а также по количеству электрозарядных станций, установленных по всей стране. 5 марта 2018 г. министр промышленности и информатизации КНР Мяо Вэй на ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) заявил, что «китайские электромобили в целом соответствуют передовому международному уровню». Позднее, выступая на ежегодном форуме EV100 (Пекин, 2019 г.), он отметил, что к 2025 г. стоимость АИАИЭ будет ниже стоимости автомобилей с ДВС, а дальность пробега АИАИЭ на одной заправке превзойдет традиционные автомобили с заправкой полного бака [Li Fusheng. Govt to ensure...].
Цели руководства КНР на среднесрочную и долгосрочную перспективу по развитию АИАИЭ определяется положением современного Китая в мировой экономике, отличающимся высоким уровнем развития инноваций и конкурентоспособности. Этот уровень, как на национальном, так и международных автомобильных рынках, является главным фактором и залогом эффективности китайских производителей автомобилей, использующих альтернативные источники энергии.
Библиографический список
China's air quality improves in 2018. URL: http://en.ce.cn/National/big-news/ 201901/08/t20190108_31205653.shtml (accessed: 02.01.2019).
China's auto sales down 8.2 pct in 2019. URL: http://www.china.org.cn/business/ 2020-01/13/content_75608741.htm (accessed: 14.01.2020).
Du Juan. Report: Energy costs to hit $5.7t. URL: http://www.chinadaily.com.cn/ business/2018-06/20/content_17602494.htm (accessed: 20.06.2018).
He Wei, Ouyang Shijia, Zhong Nan. Innovation pays rich dividends. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/a/201903/11/WS5c85b68da3106c65c34edd2b.html (accessed: 11 March, 2019).
He Wei. Tencent buys 5 % Tesla stake in AI drive. URL: http://www.chinadaily. com.cn/business/motoring/2017-03/30/content_28731707.htm (accessed: 30.03.2017).
Lan Xinzhen. Emerging Hopes. China looks to strategically important emerging industries for innovation-driven economic growth // Beijing Review. 2016, Vol. 53, № 34. P. 31—35 (accessed: 27.08.2016).
Li Fangfang. Seek Technological Revolution. The Summer Davos focuses on the path to inclusive growth. URL: http://www.bjreview.com/Business/20181215/ t20181215_800112344.html (accessed: 16.12.2018).
Li Fusheng. Govt to ensure new energy car growth in post-subsidy era. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/a/201901/14/WS5c3bfc30a3106c65c34e4428.html (accessed: 15.01.2019).
Li Fusheng. NDRC guidelines set to boost auto industry competitiveness. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201812/20/WS5c1af0c6a3107d4c3a001cb2.html (accessed: 20.12.2018).
State Grid Corp makes major strides in clean power. URL: http://en.ce.cn/ Business/topnews/201904/12/t20190412_31843303.shtml (accessed: 12.04.2019).
Top 10 best-selling electric vehicles in 2017. URL: http://www.chinadaily.com.cn/ a/201802/08/WS5a7b829ca3106e7dcc13b653.html (accessed: 02.08.2018).
Zhang Jie. China sees 70 pct increase in new-energy cars. URL: http:// www.china daily.com.cn/a/201901/11/WS5c384249a3106c65c34e3f4f.html (accessed: 02.11.2019).
References
China's air quality improves in 2018. URL: http://en.ce.cn/National/big-news/ 201901/08/t20190108_31205653.shtml (accessed: 2 January, 2019).
China's auto sales down 8.2 pct in 2019. URL: http://www.china.org.cn/business/ 2020-01/13/content_75608741.htm (accessed: 14 January, 2020).
Du Juan (2018). Report: Energy costs to hit $5.7t. URL: http://www.chma daily.com.cn/business/2018-06/20/content_17602494.htm (accessed: 20 June, 2018).
He Wei (2017). Tencent buys 5 % Tesla stake in AI drive. URL: http://www. chinadaily.com.cn/business/motoring/2017-03/30/content_28731707.htm (accessed: 30 March, 2017).
He Wei, Ouyang Shijia, Zhong Nan (2019). Innovation pays rich dividends. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201903/11/WS5c85b68da3106c65c34edd2b.html (accessed: 11 March, 2019).
Lan Xinzhen (2016). Emerging Hopes. China looks to strategically important emerging industries for innovation-driven economic growth, Beijing Review, Vol. 53 (34): 31—35. (accessed: 27 August, 2016).
Li Fangfang (2018). Seek Technological Revolution. The Summer Davos focuses on the path to inclusive growth. URL: http://www.bjreview.com/Business/20181215/ t20181215_800112344.html. (accessed: 16 December, 2018).
Li Fusheng (2018). NDRC guidelines set to boost auto industry competitiveness. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201812/20/WS5c1af0c6a3107d4c3a001cb2.html (accessed: 20 December, 2018).
Li Fusheng (2019). Govt to ensure new energy car growth in post-subsidy era. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201901/14/WS5c3bfc30a3106c65c34e4428.html (accessed: 15 January, 2019).
State Grid Corp makes major strides in clean power. URL: http://en.ce.cn/ Business/ topnews/201904/12/t20190412_31843303.shtml (accessed: 12 April, 2019).
Top 10 best-selling electric vehicles in 2017. URL: http://www.chinadaily.com.cn/ a/201802/08/WS5a7b829ca3106e7dcc13b653.html (accessed: 2 August, 2018).
Zhang Jie (2019). China sees 70 pct increase in new-energy cars. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/a/201901/11/WS5c384249a3106c65c34e3f4f.html (accessed: 2 November, 2019).