Научная статья на тему 'О перспективах и тупиковых путях повышения конкурентоспособности нефтяной промышленности России'

О перспективах и тупиковых путях повышения конкурентоспособности нефтяной промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ENERGY STRATEGY / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ДОНОР / DONOR / ДРАЙВЕР / DRIVER / НЕФТЯ-НАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евтюхин А.С.

В статье рассматривается перспективный, по мнению автора, путь повышения конку-рентоспособности ведущей подотрасли отечественного ТЭК нефтяной промышлен-ности. Предлагается авторская методика, позволяющая определять целесообразность участия частного капитала в процессе импортозамещения продукции производства смежных с нефтегазовой подотраслей промышленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евтюхин А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prospects and ways of improving the competitiveness of the oil industry in Russia

The article considers the most promising way to enhance the competitiveness of the oil in-dustry in Russia. Analyzed the prospects of branch as the donor and the driver of economy. Also, the article contains the author’s technique, which allows to determine the feasibility of private sector participation in the process of import substitution production of related products in the oil industry of Russia

Текст научной работы на тему «О перспективах и тупиковых путях повышения конкурентоспособности нефтяной промышленности России»

Вестник Института экономики Российской академии наук

4/2016

А.С. ЕВТЮХИН

аспирант Института экономики РАН

О ПЕРСПЕКТИВАХ И ТУПИКОВЫХ ПУТЯХ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

В статье рассматривается перспективный, по мнению автора, путь повышения конкурентоспособности ведущей подотрасли отечественного ТЭК - нефтяной промышленности. Предлагается авторская методика, позволяющая определять целесообразность участия частного капитала в процессе импортозамещения продукции производства смежных с нефтегазовой подотраслей промышленности.

Ключевые слова: энергетическая стратегия, импортозамещение, донор, драйвер, нефтяная промышленность.

JEL: L50, L59, B41.

Значение нефтяной промышленности для экономики России сложно переоценить. В 2015 г., по данным Минэнерго России, доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете составила 43%, а доля продукции нефтяной промышленности, в стоимостном выражении, заняла 68% в совокупном объеме экспорта1. Также нефтяная промышленность генерирует 67% валютных поступлений от экспорта нефти, попутного газа и продуктов переработки в общем объеме экспорта, а программы капитального развития нефтяной промышленности составляли 25% от общего объема инвестиций в основной капитал2. Снижение мировых цен на нефть ниже уровня 50 долл. за баррель не только ухудшило положение нефтяной промышленности, но и, учитывая роль сектора в экономике, способствовало образованию бюджетного дефицита3. Возникший при развитии девальвационного процесса эффект снижения себестоимости отечественной продукции в 2014 г. нивелировался высокой зависимостью от поставок импорт-

1 Данные Федеральной таможенной службы. www.customs.ru/index2.php.

2 Итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2015 г. М., 2016.

3 lenta.ru/news/2015/03/04/budget50.

ных компонентов, технологий, а также и ограничением доступа российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) на мировые рынки заемного капитала.

Одним из перспективных путей решения возникших проблем ТЭК России является межотраслевая «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года», разработанная ЗАО «ГУ ИЭС». В Стратегии определены основные приоритеты развития всего ТЭК, и нефтяной промышленности в частности. Ее развитие должно происходить за счет формирования «стимулирующей инфраструктуры», обеспечивающей рост всей экономики России. Иными словами, нефтяная промышленность, как один из наиболее значимых секторов ТЭК России, вынужденно должна выполнять роль драйвера российской экономики. Сформулированные в документе ориентиры государственной энергетической политики имеют важное значение для компаний нефтяной промышленности в связи с тем, что наличие долей в уставных капиталах ведущих ВИНК позволяет изменить вектор их развития не только законодательными мерами регулирования, но и изнутри, корректируя решения советов директоров. Наделение нефтяной промышленности как одного из секторов ТЭК ролью драйвера экономического развития в «Энергетической стратегии России на период до 2035 года», с точки зрения большинства руководителей компаний других секторов, является необоснованным на среднесрочном горизонте планировании. Консалтинговой компанией «Ernst & Young», оказывающей услуги в области аудита, налогообложения и консультационного сопровождения сделок, было проведено исследование отношения представителей крупнейших компаний нефтяной промышленностей к влиянию финансовых и технологических санкций на текущее и перспективное развитие этих компаний. В результате были получены следующие результаты: 59% участников опроса утверждают, что запрет на поставку оборудования из ЕС, Норвегии и США окажет негативное влияние на текущие и будущие проекты отечественных промышленных предприятий, 22% респондентов предполагают, что такой запрет скажется только на будущих проектах, а 19% считают, что данный фактор никак не отразится на деятельности компаний. 19% респондентов называют основным путем оптимизации деятельности компаний корректировку инвестиционных программ, в том числе отказ от новых проектов, приостановку перспективного бурения и замораживание инвестиционной деятельности4.

Результаты опроса участников отрасли наметили перспективы развития ТЭК в качестве донора экономики. Так, снижение инвестиционной активности нефтяных компаний, вследствие изменения внешней конъектуры, приведет к консервации технологий, используемых

4 Нефтяная отрасль России: акцент на оптимизацию. М.: EY-Россия, 2015, февраль.

в геологоразведке, добыче и производстве, что, в свою очередь, снизит конкурентоспособность отечественных компаний на мировых рынках, ограничит потенциал их роста и тем самым снизит объемы возможного донорства, учитывая роль нефтяной промышленности в экономике России. Одним из путей достижения целей, поставленных перед ТЭК в «Энергетической стратегии России на период до 2035 года», на наш взгляд, может стать проведение политики импортозамещения средств производства и технологий. Опираясь на исторический опыт стран Латинской Америки (Бразилии, Аргентины, Чили и т.д.) и Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Япония, Таиланд и т.д.), реализовавших политику импортозамещения в XX в., можно выделить два основных типа стратегий: внешнеориентированные и внутреннеориентированные.

Внутреннеориентированные стратегии концентрируют свои силы на перестройке предпочтений потребителей внутреннего рынка на импортозамещающую продукцию. Отрицательной стороной вну-треннеориентированных стратегий является развитие технологического отставания местных производств. Протекционистские меры со стороны правительства приводят к консервации отставания в научно-технологической сфере из-за отсутствия рыночных стимулов в неценовой конкуренции.

Примером неудачной реализации политики импортозамещения являются страны Латинской Америки в период 1950-1970 гг., в частности, Бразилия, где основными результатами проводимой политики внутреннеориентированного импортозамещения стали: отвлечение бюджетных средств, направленных на поддержание неконкурентоспособных на мировых рынках производств, рост государственного долга и увеличение темпов инфляции5. Отказ от проведения политики вну-треннеориентированного импортозамещения позволил Бразилии преодолеть кризисные явления в экономике и значительно упрочить позиции своих компаний как на внутреннем, так и на мировых аграрных рынках6. Неудачный опыт Бразилии позволяет сформулировать главное условие успешной реализации политики импортозамеще-ния - наличие достаточного, для развития производств, внутреннего платежеспособного спроса на импортозамещающие товары и высокая степень конкуренции на рассматриваемых рынках товаров как промежуточного, так и конечного потребления, стимулирующая развитие неценовых методов конкуренции. Однако даже при наличии этих условий, развитие промышленности, при реализации политики

5 Опыт реализации промышленной политики в Российской Федерации в 20002012 гг.: институциональные особенности, группы интересов, основные уроки. ОАО «Межведомственный аналитический центр», 2013.

6 www.ikar.ru/articles/32.html.

внутреннеориентированного импортозамещения, ограничивается емкостью внутреннего рынка, которая в любом случае меньше емкости мирового рынка, что не позволит достичь целей, означенных в «Энергетической стратегии России на период до 2035 года».

Внешнеориентированные импортозамещающие стратегии концентрируют внимание на развитии экспортно ориентированных производств. Задача импортозамещения решается побочно, вследствие повышения привлекательности продукции отечественного производства в сравнении с импортными аналогами. Инвестиционный спрос, в контексте внешнеориентированных стратегий импортозамещения, ориентируется на рынок средств производства и финансовых инвестиций в экспортно ориентированные отрасли. Среди секторов промышленности, способных стать проводниками внешнеориентированной стратегии импортозамещения, выделяются аэрокосмическая промышленность, ядерная энергетика, ВПК, нефтяная и газовая промышленности.

Рассмотрение нефтяной промышленности, в качестве основного проводника в процессе реализации внешнеориентированной стратегии импортозамещения опирается на текущую конкурентоспособность углеводородной продукции на мировых рынках и сохраняющейся тесной взаимосвязи отрасли с машиностроением, химической отраслью и инфраструктурными отраслями, и на ее способность дать значительный мультипликативный эффект для развития экономики.

Реализация политики внешнеориентированного импортозамеще-ния за счет доходов только федерального бюджета невозможна в условиях снижения поступлений отраслевых налогов, в частности, экспортной пошлины и НДПИ, от отечественных нефтяных компаний. Привлечение частного капитала является единственным рациональным подходом к реализации политики внешнеориентированного импор-тозамещения в нефтяной промышленности. Бюджетные средства должны расходоваться на программы стимулирования и поддержки производств, не привлекательных для частного капитала, но имеющих стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности России. Определение привлекательных секторов промышленности для инвестиций со стороны частного капитала является главной задачей, решение которой будет способствовать достижению цели успешной реализации внешнеориентированной политики импортозамещения. Для ее решения автором предложена методика оценки привлекательности импортозамещения для частного капитала по группам компонентов в структуре закупок крупнейших компаний нефтегазовой отрасли.

Для проведения оценки привлекательности отраслей для инвестиций со стороны частного капитала нами была разработана система балльной оценки, состоящая из 5-ти основных групп показателей. Совокупность значений разделяется на три основные группы: 30%

минимальных значений, 30% максимальных значений и 40% составляющих средние значения. На основании данного разделения присваиваются баллы - от 1 до 3, исходя из предпочтений по каждой анализируемой группе. По каждому рассматриваемому товару суммируется количество баллов. Минимальное количество баллов - 5 - свидетельствует о низкой степени заинтересованности бизнеса инвестировать средства в производство отечественных аналогов, максимальное количество - 15 - о потенциально высокой степени заинтересованности.

На основании результатов, полученных при анализе привлекательности сегментов смежных отраслей, производящих товары для нефтегазового сектора, можно будет распределить усилия государства на отрасли, не представляющие интереса для частных инвестиций, но имеющих стратегическое значение, в то время как для остальных необходимо разработать эффективные меры поддержки частного капитала со стороны государства.

Система балльной оценки привлекательности будет выглядеть следующим образом (см. рис. 1).

Конкуренция со стороны зарубежных компаний

Конкуренция со

стороны отечественных компаний

Рис. 1. Система балльной оценки отраслей для частного капитала

Вестник ИЭ РАН. №4. 2016 С.86-93

Подсчет результирующих баллов необходимо производить по каждой товарной группе в структуре закупок нефтегазовых компаний отрасли:

- трубы металлические, детали трубопроводов, металлопродукция, прокат и т.д.;

- арматура;

- оборудование химическое и нефтеперерабатывающее (колонные аппараты, теплообменники, емкости, резервуары, центрифуги и т.п.);

- насосно-компрессорное оборудование;

- кабельная продукция;

- энергетическое и электротехническое оборудование (подстанции и распределительные устройства, электродвигатели, трансформаторы, котельное оборудование, дизели и дизель-генераторы, вспомогательное оборудование);

- лабораторное оборудование и посуда;

- КИП и средства автоматизации;

- продукты химические и нефтехимические;

- вычислительная техника, оргтехника и офисное оборудование.

Рассматривая подробно систему балльной оценки, остановимся на

некоторых ключевых аспектах. В процессе оценки объема и динамики рынка товарной группы необходимо производить оценку не всего рыночного потенциала, а именно емкость доступного потенциальному производителю рынка, как индикатора, позволяющего точнее оценить заинтересованность частного капитала в инвестициях в рассматриваемую отрасль. Оценку степени свободы конкуренции на рассматриваемом рынке целесообразнее, по нашему мнению, проводить с помощью индекса Херфиндаля (индекса Херфиндаля-Хиршмана), определяемого как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы (зарубежной или отечественной) в отрасли. Ценовой анализ привлекательности смежной отрасли для частного капитала необходимо производить с помощью анализа средневзвешенных цен на данную товарную группу не в смежных периодах (например, в 2012 и 2011 гг.), а учитывая более значимый временной период в 2-3 года.

Решение о степени вмешательства государства в процесс импорто-замещения по отдельным товарным группам целесообразно принимать на основании следующей шкалы баллов (см. рис. 2).

Предлагаемая нами шкала баллов является ориентиром при принятии решений о мерах поддержки процесса импортозамеще-ния в нефтегазовом секторе, позволяющих при правильном анализе рыночной конъюнктуры в сегментах отдельных средств производства и материалов, оценить предполагаемую привлекательность для частного капитала. Рассмотрение вопроса импортозамещения в сегмен-

Рис. 2. Шкала значений результирующих баллов оценки.

тах, малопривлекательных для частного капитала, по нашему мнению, необходимо производить через создание инкубаторных условий развития предприятий.

У правительства РФ накопился значительный опыт по созданию госкопораций, который может пригодиться для решения стратегических целей импортозамещения продукции, обеспечивающей безопасность страны. Однако формирование компаний без участия иностранного капитала, а главное - без новых технологий, по нашему мнению, является тупиковой формой развития, т.к. получаемый продукт их деятельности не конкурентоспособен в сравнении с импортными аналогами. Степень участия иностранного капитала в создаваемых СП, должна ограничиваться не в ущерб интересам получения прибыли для инвесторов. Наиболее рациональными методами контроля деятельности СП с участием иностранного капитала могут стать:

1. Контроль за формированием органов правления и распределение акций между независимыми и взаимозависимыми лицами (ограничение по числу голосующих акций (не более 30%) и выгодность дивидендной политики по привилегированным акциям).

2. Контроль за осуществлением экспортных и импортных сделок.

3. Контроль за ограничением инвестиций в стратегические отрасли экономики, осуществляемым без согласования с органами управления.

Предлагаемый нами путь развития нефтегазовой отрасли на основании выбранной модели внешнеориентированного импорто-замещения позволит избежать ей роли донора экономики, которая

Вестник ИЭ РАН. №4. 2016 С.86-93

неминуемо приведет к снижению инвестиционной активности представителей отрасли и консервации технологий, используемых в геологоразведке, добыче и производстве. Проведение политики внешне-ориентированного импортозамещения позволит добиться, в среднесрочной перспективе, роста конкурентоспособности отечественных производств на внутреннем рынке, а с течением времени и на внешних мировых рынках, что является основной целью развития экономики, изложенной в «Энергетической стратегии России до 2035 года».

Литература

1. Перегородиева Л.Н. Развитие управления импортозамещением на отечественных промышленных предприятиях: автореферат диссертации... кандидата экономических наук. Саратов, 2013.

2. Семенов А.М. Политика импортозамещения в развитии фармацевтической промышленности России: автореферат диссертации. кандидата экономических наук. М., 2014.

3. Опыт реализации промышленной политики в Российской Федерации в 2000-2012 гг.: институциональные особенности, группы интересов, основные уроки. ОАО «Межведомственный аналитический центр», 2013.

4. Итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2015 году. М., 2016.

5. Нефтяная отрасль России: акцент на оптимизацию: аналитический обзор // М.: EY-Россия. 2015, февраль. www.ey.com/RU/ru/Issues/ Business-environment/EY-blitz-survey-oil-and-gas-february-2015 (дата обращения 17.11.15).

A.S. EVTYUKHIN

postgraduate student of Institude of Economics RAS anton.evtuhin@hotmail.com

THE PROSPECTS AND WAYS OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF THE OIL INDUSTRY IN RUSSIA

The article considers the most promising way to enhance the competitiveness of the oil industry in Russia. Analyzed the prospects of branch as the donor and the driver of economy. Also, the article contains the author's technique, which allows to determine the feasibility of private sector participation in the process of import substitution production of related products in the oil industry of Russia.

Keywords: energy strategy, import substitution, the donor, the driver, the oil industry. JEL: L50, L59, B41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.