Научная статья на тему 'О ПЕРСПЕКТИВАХ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СПОРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»'

О ПЕРСПЕКТИВАХ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СПОРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СПОРЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лифанов Дмитрий Максимович

В данной статье рассматривается вопрос, связанный с досудебным урегулированием административных споров в электронной форме. Анализируются положения ст. 30.2 КоАП РФ, нормативных документов, материалов судебной практики Верховного Суда РФ, позиций Конституционного Суда РФ. Делается вывод о необходимости разработки и принятия новой статьи КоАП РФ, предусматривающей подачу жалобы в электронном виде по отдельным категориям дел об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лифанов Дмитрий Максимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROSPECTS OF THE PRE-TRIAL SETTLEMENT OF ADMINISTRATIVE DISPUTES BY USING THE INFORMATION AND TELECOMMUNICATION NETWORK «INTERNET»

This article examines the issue related to the pre-trial settlement of administrative disputes in electronic form. The provisions of Art. 30.2 of the Administrative Code of the Russian Federation, regulatory documents, materials of judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation and the positions of the Constitutional Court of the Russian Federation. It is concluded that it is necessary to develop and adopt a new article of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, providing for the filing of a complaint in electronic form for certain categories of cases of administrative offenses.

Текст научной работы на тему «О ПЕРСПЕКТИВАХ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СПОРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»»

Лифанов Дмитрий Максимович Уральский государственный юридический университет

Кафедра административного права Россия, Екатеринбург d.m.lifanov@uslu. su Lifanov Dmitrii Ural State Law University Department of Administrative Law Russia, Ekaterinburg

О ПЕРСПЕКТИВАХ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СПОРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ

«ИНТЕРНЕТ»

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос, связанный с досудебным урегулированием административных споров в электронной форме. Анализируются положения ст. 30.2 КоАП РФ, нормативных документов, материалов судебной практики Верховного Суда РФ, позиций Конституционного Суда РФ. Делается вывод о необходимости разработки и принятия новой статьи КоАП РФ, предусматривающей подачу жалобы в электронном виде по отдельным категориям дел об административных правонарушениях.

Ключевые слова: досудебное урегулирование, административные споры, электронный документ, административное законодательство, судебная практика.

УДК 342.9

ON THE PROSPECTS OF THE PRE-TRIAL SETTLEMENT OF ADMINISTRATIVE DISPUTES BY USING THE INFORMATION AND TELECOMMUNICATION NETWORK «INTERNET» Annotation: this article examines the issue related to the pre-trial settlement of administrative disputes in electronic form. The provisions of Art. 30.2 of the Administrative Code of the Russian Federation, regulatory documents, materials of judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation and the positions of the Constitutional Court of the Russian Federation. It is concluded that it is necessary to develop and adopt a new article of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, providing for the filing of a complaint in electronic form for certain categories of cases of administrative offenses.

Key words: pre-trial settlement, administrative disputes, electronic document, administrative legislation, judicial practice.

На сегодняшний день развитие информационных технологий, технических средств обработки, анализа и передачи данных перешло на качественно новый уровень: значительное число государственных и муниципальных услуг представляются посредством сайта Единого портала государственных и муниципальных услуг, заявители обращаются в соответствующие ведомства без необходимости их личного посещения. Вместе с тем развитие указанных технологий находится на пути постоянного совершенствования. Так, в конце прошлого года Президентом РФ в рамках конференции по искусственному интеллекту был дан ряд поручений по соответствующим направлениям, в частности предложено разработать и принять стратегию цифровой трансформации государственного управления для того, чтобы отечественный сектор в данной сфере достиг своей «цифровой зрелости» [1].

Не умаляя значимости указанной стратегии по цифровой трансформации государственного управления, остаются не разрешенными ряд вопросов,

связанных с порядком урегулирования отдельных видов административных споров, в частности затрагивающие публичные интересы соответствующих ведомств и государственных учреждений. Применительно к отрасли административного права данный вопрос касается возможности подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, воспользовавшись электронной услугой ее подачи в дистанционной форме. О невозможности урегулирования административных споров дистанционным способом с применением информационно-телекоммуникационных технологий говорится в сообщении, адресованном Федеральной налоговой службой России (далее - ФНС) [2]. Согласно заявлению ФНС заявитель в случае невозможности личного посещения соответствующего ведомства или государственного учреждения лишается возможности подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) содержит общий порядок подачи административной жалобы на постановление по делу об административном правонарушении [3]. Согласно ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ указанная жалоба подается судье, должностному лицу или в орган, которые вынесли постановление по делу об административному правонарушении и которые направляют жалобу со всеми имеющимися материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу в течение трех суток со дня ее поступления. При этом ч. 2 данной статьи предусмотрено, что административная жалоба на вынесенное судьей постановление о назначении наказания в виде административного ареста либо административного выдворения должна быть направлена в вышестоящий суд.

Согласно ч. 3 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана не только непосредственно в суд, но и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, которые уполномочены рассматривать соответствующую

жалобу. Вместе с тем указанной статьей КоАП РФ допускается дистанционная подача жалобы на постановление по делу об административной правонарушении, зафиксированного с помощью технических средств, работающих в автоматическом режиме. Так, в соответствии с ч. 3.1 ст. 30.2 КоАП РФ указанный порядок предусматривает подачу административной жалобы посредством электронного документа, который подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью с помощью сайта Единого портала государственных и муниципальных услуг. Кроме того, заинтересованное лицо вправе подать административную жалобу посредством заполнения соответствующей формы, размещенной на сайте суда и при технической возможности последнего принять данную жалобу.

Исходя из содержания проанализированной статьи КоАП РФ, можно прийти к выводу о том, что законодатель допускает обжалование постановления по делу об административном правонарушении в электронной форме лишь в случае, если данное правонарушение связано с нарушением Правил дорожного движения и зафиксировано техническими средствами, работающими в автоматическом режиме.

На недопустимость подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в электронном виде обращает внимание и Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 21.06.2019 г. [4]. Согласно материалам дела ФИО1, действуя на основании доверенности ФИО2, подал административную жалобу на решение суда первой инстанции в электронной форме. Однако указанную жалобу вышестоящий суд своим определением оставил без рассмотрения. Верховный Суд РФ не нашел оснований для отмены указанного определения, основываясь на следующем. Во-первых, КоАП РФ не предусматривает возможности подачи административной жалобы в электронном виде, подписанной электронной цифровой подписью. Во-вторых, согласно Главе 30 КоАП РФ общий порядок

подачи административной жалобы предусматривает ее подачу на бумажном носителе в соответствующий суд. В-третьих, порядок подачи документов, в том числе административной жалобы, нормативно предусмотрен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27.12.2016 г. № 251 [5]. В соответствии с данным приказом порядок подачи документов определяется процессуальным законодательством, который установлен в том числе КоАП РФ. Соответственно, заявитель не вправе подать в суд общей юрисдикции в электронном виде жалобу, подписанную усиленной электронной цифровой подписью либо простой электронной подписью с помощью сайта Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, Верховный Суд РФ обращает особое внимание на позиции Конституционного Суда РФ, сформулированные им в своих определениях от 24.11.2005 г. № 508-О [6], от 19.06.2007 г. № 389-О-О [7], от 15.04.2008 г. № 314-О-О [8], от 28.05.2013 г. № 777-О [9]. Исходя из содержания указанных определений, право лица на судебную защиту (статья 46 Конституции РФ) не включает в себя выбор по своему усмотрению конкретной процедуры судебной защиты, которая определяется в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что подача административной жалобы в электронном виде создает препятствие для ее принятия, рассмотрения и принятия решения по существу, поскольку противоречит порядку, предусмотренном ст. 30.2 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного, представляется целесообразным ввести в КоАП РФ новую ст. 30.2.1. «Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в электронной форме», расширив перечень категорий административных дел, на постановления по которым может быть подана административная жалоба в электронной форме с применением усиленной электронной подписи или простой электронной подписи через сайт Единого портала государственных и муниципальных услуг. В частности указанный порядок следует применять к обжалованию

постановлений по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением налогового, таможенного законодательства и др.

С точки зрения порядка досудебного урегулирования налоговых споров, механизм подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в электронной форме не проработан [10]. Однако на сайте ФНС России существует специальный сервис «Узнать о жалобе», позволяющий пользователям ознакомиться с разъяснениями налоговых органов по интересующим их вопросам, связанным с налогообложением. По мнению Лучининой Е.А. применение указанного сервиса в перспективе позволит снизить количество споров с налоговыми органами, поскольку пользователи при планировании своих налоговых рисков смогут учесть опыт разрешения других налоговых споров в досудебном порядке и оценить возможность обращения с административной жалобой в налоговую инспекцию [11]. Положительные результаты применения сервиса «Узнать о жалобе» ФНС России отмечает и Бадмаев Б.Г. Данный сервис, по его мнению, обеспечивает возможность получения достоверной информации о ходе и итогах рассмотрения поданной заинтересованным лицом жалобы. Благодаря этому на протяжении нескольких лет подряд снижается общее количество жалоб на результаты проведенных ФНС России выездных налоговых проверок [12].

Примечательно, что дистанционный порядок обжалования решений или действий (бездействий) государственных органов, осуществляемых ими в ходе контрольно-надзорной деятельности, уже используется в тестовом режиме согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.07.2020 г. № 1108 [13]. В соответствии с данным Постановлением заинтересованное лицо, в отношении которого проводятся контрольно-надзорные мероприятия, через личный кабинет сайта Единого портала государственных и муниципальных услуг может подать административную жалобу на решение или действие (бездействие) государственных органов, которая должна быть рассмотрена последними в течение двух рабочих дней. В научной литературе

по поводу проведения указанного эксперимента сложились разные точки зрения. С одной стороны, Глушаков В.В. ставит закономерный вопрос об эффективности применения предложенного Правительством РФ способа обжалования, поскольку в данном случае контролируемое лицо вынуждено обращаться в тот орган, который принял решение и не заинтересован в его отмене [14]. С другой стороны, по мнению Липунцовой А.В. дистанционная форма обжалования указанных решений является наиболее приемлемым инструментом при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, поскольку ведет к сокращению временных и финансовых издержек, снижению нагрузки на судебные органы при рассмотрении споров [15].

Подводя итог, порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях подробно регламентирован Главой 30 КоАП РФ. Вместе с тем указанный порядок требует уточнения в части расширения перечня категорий дел об административных правонарушениях, по которым возможна подача жалоб в электронной форме, подписанных усиленной электронной цифровой подписью либо простой электронной подписью с помощью сайта Единого портала государственных и муниципальных услуг. Представляется, что для этого необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в содержание статей Главы 30 КоАП РФ. На примере сервиса ФНС России «Узнать о жалобе» проиллюстрировано, что дистанционное рассмотрение и разрешение жалоб с применением цифровых технологий и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целом позволяет повысить эффективность досудебного урегулирования административных споров.

Список литературы:

1. Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту / Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс] //

URL: www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64859 (дата обращения: 16.10.2021).

2. Об особенностях подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении / Сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс] // URL: www.nalog.gov.ru/rn27/news/activities_fts/9711607/ (дата обращения: 16.10.2021).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

4. Решение Верховного Суда РФ от 21.06.2019 г. № 20-ААД19-2 [Электронный ресурс] // URL: www.sudrfcntd.ru/rospravo/document/430120504?text=&type=&accepted_by_id=& accepted_by=&accepted_date_start=&accepted_date_end=&number=20-ААД19-2 (дата обращения: 16.10.2021).

5. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27.12.2016 г. № 251 «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа» / Сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: www.cdep.ru/index.php?id=301&item=3658 (дата обращения: 16.10.2021).

6. Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 № 508-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зубачева Олега Анатольевича на нарушение его конституционных прав положением пункта 1 части первой статьи 134 ГПК Российской Федерации и статьей 3 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» [Электронный ресурс] // URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58744/ (дата обращения: 16.10.2021).

7. Определение Конституционного Суда РФ от 19.06.2007 г. № 389-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Максимовой Екатерины Ивановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1683818/ (дата обращения: 16.10.2021).

8. Определение Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 г. № 314-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петрова Виктора Евгеньевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 части первой статьи 134 и части третьей статьи 377 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1687750/ (дата обращения: 16.10.2021).

9. Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2013 г. № 777-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рябининой Анны Игоревны на нарушение ее конституционных прав статьями 29.4 и 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] // URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70303796/ (дата обращения: 16.10.2021).

10. Формы и способы подачи жалобы (обращения) / Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс] // URL: www.nalog.gov.ru/rn77/apply_fts/pretrial/complaint_forms/ (дата обращения: 21.10.2021).

11. Лучинина Е.А. Развитие электронных сервисов налоговой службы [Электронный ресурс] // URL: www.cyberlenmka.ru/article/n/razvitie-elektronnyh-servisov-nalogovoy-sluzhby (дата обращения: 22.10.2021).

12. Налоговая система Российской Федерации в условиях развития цифровой экономики: правовые и экономические аспекты: Материалы

Международной научно-практической конференции. Москва, 30 ноября - 1 декабря 2018 г. / Под ред. И.А. Цинделиани. М.: РГУП, 2019. C. 17-29.

13. Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 г. № 1108 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц (вместе с Положением о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц) // СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. 2). Ст. 5186.

14. В России проведут эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольно-надзорных органов / Адвокатская газета [Электронный ресурс] // URL: www.advgazeta.ru/novosti/v-rossii-provedut-eksperiment-po-dosudebnomu-obzhalovamvu-resheniv-kontrol-no-nadzornykh-organov/ (дата обращения: 22.10.2021).

15. Липунцова А.В. Теоретические и практические аспекты правового эксперимента (на примере эксперимента нового порядка досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа) [Электронный ресурс] // URL: www.cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-pravovogo-eksperimenta-na-primere-eksperimenta-novogo-poryadka-dosudebnogo-obzhalovaniya (дата обращения: 22.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.