Научная статья на тему 'О переопределении информации, психики, психологии и предмете психологии'

О переопределении информации, психики, психологии и предмете психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
322
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ПСИХИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ / ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ У ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронов Игорь Анатольевич

В настоящей работе предлагается попытка переопределения информации, психики, психологии и предмете психологии. Причинами такой работы стал, видимо, очередной кризис отечественной общей психологии, когда ряд психологов, неудовлетворенных современным состоянием предлагают новые определения ключевых понятий психологии. Несмотря на разницу в определениях, наблюдается единая для всех тенденция обращение специалистов-психологов к определению информации, которая так же весьма «туманно» определена в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Последнее и послужило своеобразным катализатором для предлагаемой работы, т.к. различные толкования информации влияют на различия в толкованиях психики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On redefinition of information, psychology, psychiatry and subject of psychology

This article proposes an attempt to redefine the information, psyche, psychology, and the subject of psychology. The reasons for this work were, apparently, another crisis of the national general psychology, when a number of psychologists, dissatisfied with the current state, offer new definitions of key concepts of psychology. Despite the difference in definitions, there is a common trend for all the appeal of psychologists to the definition of information, which is also very vaguely defined in the Federal Law of 27.07.2006 № 149-ФЗ "On Information, Information Technologies and Protection of Information" as "information (messages, data) regardless of the form of their presentation." The latter served as a kind of catalyst for the proposed work, since Different definitions of information influence differences in definitions of the psyche and psychology.

Текст научной работы на тему «О переопределении информации, психики, психологии и предмете психологии»

На основании вышеизложенного, можно заключить, что при лечении ПТСР не работает ни одна монотерапия. Здесь возможен только комплексный подход. Этот «джен-тельменский набор» [1] включает в себя следующие элементы: психодинамический подход (это работа с переносом и контрпереносом); поведенческий подход (когнитивная психотерапия); телесно-ориентированная терапия; концентративная психотерапия движений; цигун; арттерапия; фармако- или медикаментозная терапия. Также обязательно участие социального работника, потому что, здесь важно учитывать, куда возвращается пациент после проведенного с ним лечения, в каких обстоятельствах он живет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров, Е.О. Интегративная психотерапия посттравматического стрессового расстройства / Е.О. Александров. - Новосибирск : Сибпринт, 2005. - 260 с.

2. Боев, И.В. Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений : монография / И.В. Боев, Я. Л. Обухов. - Ставрополь : Сервисшкола, 2009. - 167 с.

3. Заксе, У. Травмасинтез при помощи травмаэкспозиции / У. Заксе // Типология личности в символдраме и других методах психотерапии : сборник научных работ. - Ставрополь : Графа, 2009. - С. 101-111.

4. Погодина, Т.Г. Патология центральной нервной системы участников современных боевых действий (патогенез, диагностика, клиника, реабилитация) : дис. ... д-ра мед наук / Погодина Татьяна Григорьевна. - Иваново, 2005. - 296 с.

REFERENCES

1. Alexandrov, E.O. (2005), Integrative psychotherapy of post-traumatic stress disorder, Sibprint, Novosibirsk.

2. Boev, I.V. and Obukhov, Ya.L. (2009), Symbol-drama: correction of personality and behavior disorders: monograph, Service School, Stavropol.

3. Sachs, W. (2009), "Traumatismes with tramaxol", Personality Typology in symbolism and other methods ofpsychotherapy: collection of scientific works, Grafa, Stavropol, pp. 101-111.

4. Pogodina, T.G. (2005), Pathology of the central nervous system of participants of modern fighting (pathogenesis, diagnostics, clinic, rehabilitation), dissertation, Ivanovo.

Контактная информация: larisa_bostanova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2018

УДК 159.9

О ПЕРЕОПРЕДЕЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ, ПСИХИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

Игорь Анатольевич Воронов, доктор психологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В настоящей работе предлагается попытка переопределения информации, психики, психологии и предмете психологии. Причинами такой работы стал, видимо, очередной кризис отечественной общей психологии, когда ряд психологов, неудовлетворенных современным состоянием предлагают новые определения ключевых понятий психологии. Несмотря на разницу в определениях, наблюдается единая для всех тенденция - обращение специалистов-психологов к определению информации, которая так же весьма «туманно» определена в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Последнее и послужило своеобразным катализатором для предлагаемой работы, т.к. различные толкования информации влияют на различия в толкованиях психики и психологии.

Ключевые слова: информация, психика, психология, предмет психологии, переработка информации у человека.

ON REDEFINITION OF INFORMATION, PSYCHOLOGY, PSYCHIATRY AND

SUBJECT OF PSYCHOLOGY

Igor Anatolyevich Voronov, the doctor of psychological sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Annotation

This article proposes an attempt to redefine the information, psyche, psychology, and the subject of psychology. The reasons for this work were, apparently, another crisis of the national general psychology, when a number of psychologists, dissatisfied with the current state, offer new definitions of key concepts of psychology. Despite the difference in definitions, there is a common trend for all - the appeal of psychologists to the definition of information, which is also very vaguely defined in the Federal Law of 27.07.2006 № 149-ФЗ "On Information, Information Technologies and Protection of Information" as "information (messages, data) regardless of the form of their presentation." The latter served as a kind of catalyst for the proposed work, since Different definitions of information influence differences in definitions of the psyche and psychology.

Keywords: information, psyche, psychology, subject of psychology, human information processing.

Как минимум две попытки переопределить некоторые ключевые понятия в психологии в последнее время явились толчком для написания настоящей статьи.

Первая: 1 декабря 2017 года Михаил Михайлович Решетников (доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, ректор Восточно-Европейского института психоанализа (г. Санкт-Петербург), Почетный профессор Венского Университета им. Зигмунда Фрейда) на конференции «Психотерапия в России» (г. Санкт-Петербург), в докладе о своей теории биологического интерфейса или теории материальной природы психики

(https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=3N30K-axlrU) указал, в числе прочего, что информация - это нематериальный субстрат, который появляется только при наличии субъекта восприятия; само по себе наличие информации на каком-либо носителе (вне субъекта или при отсутствии субъекта) - фактически не существует.

Вторая: 23 сентября 2018 года Андрей Александрович Кисельников (кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психофизиологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель заведующего кафедрой психофизиологии по научной работе, координатор обучения в аспирантуре и докторантуре кафедры психофизиологии, ученый секретарь диссертационного совета по специальностям 19.00.02 - психофизиология, 19.00.04 - медицинская психология и 19.00.10 - коррекцион-ная психология, учёный-исследователь в области эволюционной когнитивной нейронауки, клинической психофизиологии и нейрофилософии) предложил, на своей странице в Face-book (https://www.facebook.com/andrey.kiselnikov.psy), следующее определение психологии: Психология - это базирующаяся на теории эволюции наука о внутреннем субъективном аспекте функционирования естественных и искусственных нейронных сетей и внешне объективно наблюдаемом поведении, направляемом этими сетями.

Оба автора, в своих предложениях о переопределении психологических понятий, апеллируют к понятию информация. Это, по мнению автора не только правильно, но и уже необходимо, ведь еще в 1965 году Николай Михайлович Амосов в своей книге «Моделирование мышления и психики» уже обозначил такой подход. При этом он дал такое определение информации: Информация - это изменение физического воздействия (или параметра системы) в пространстве и времени, взятое отдельно от его физического носителя. Она присуща всякому предмету, телу, системе, начиная от элементарных частиц и кончая космическими системами, поскольку они могут воздействовать на другие системы [1].

Безусловно, когда мы говорим об информации, мы должны учитывать и более фундаментальные понятия о носителях информации и их детекторах. Другими словами, для того, чтобы дать определение информации, необходимо рассмотреть сенсорные системы человека (детекторы) и носители информации - виды физических взаимодействий, физические поля, элементарные частицы и молекулы, так как без четкого понимания этого уровня, происходит постоянная путаница или примитивное понимание процесса переработки информации у человека (Human Information Processing), как основного механизма, лежащего в основе психических процессов.

В этом плане, автор настоящей статьи предлагает вначале дать определение понятия «сигналы окружающей среды», которые детектируются нашими, человеческими сенсорными системами.

Сигналы окружающей среды - с позиции фундаментальных теорий строения вещества - это элементарные частицы (например, фотоны, в зрительном восприятии), молекулы (например, в обонянии и осязании), взаимодействия (например, вестибулярный аппарат, реагирующий на гравитационное поле) и другие, слабо изученные процессы взаимодействия человеческого организмы с окружающей средой (например, с электромагнитным полем Солнечной системы и др.).

Если мы принимаем, такое определение, то под информацией мы можем понимать сигналы окружающей среды, характеризующиеся разными уровнями организации: 1) количество детектируемых сигналов в единицу времени, 2) зарегистрированные данные (базы данных), 3) извлеченные из баз данных знания (базы знаний).

Следующий шаг - определение психики - сопряжен с широко распространенной в настоящее время идеей обладания психикой животными и искусственным интеллектом. И если последняя проблема решается еще относительно легко, то мнение сторонников «зоопсихологии» в настоящее время зачастую оказывается неоспоримым.

Возможно, здесь следует пойти путем социального конструктивизма и просто договориться, есть ли психика у животных или нет. Если встать на позицию обладания животными психики, то тогда надо решать другую проблему: какие именно представители животного мира этой психикой обладают - хордовые, членистоногие, моллюски, черви, кишечнополостные, губки, простейшие? Ведь, например, как указывает Гордон Шеперд (Sheperd G.M., 1983), «классическое обусловливание возможно у таких низкоорганизованных животных, как плоские черви планарии; значит у них уже есть механизмы памяти». А способность выражать эмоции - пишет тот же Шеперд - присуща только млекопитающим [3]. Где следует проводить границу психики в животном мире?

Если договориться, что животные, да, обладают процессами отражения, но психика присуща только человеку, то определение психики может выглядеть следующим образом:

Психика - это одна из форм реакции человека (не животных и машин) на сигналы окружающей среды, проявляющаяся в формировании:

1) поведения, направленного на выживание и конкуренцию;

2) поискового поведения, направленного на ознакомление с физическим миром (характерно для животных и детей мл. возраста);

2) антиципационного (опережающего, интеллектуального) поведения, направленного на превентивное выживание;

3) физической памяти (зрительной, слуховой, вербальной, моторно-вестибуляр-ной, когнитивной и пр.) - памяти об объектах и ситуациях (карты мира, индивидуально-физической модели мира, которая отстраивается у человека, животных и может отстраиваться у машин);

4) эмоциональной памяти - памяти эмоциональных отношений к объектам и ситуациям; личностного конструкта мира, индивидуально-психической модели, представляющего собой текущее состояние реципрокных отношений (организм - среда) в пространстве и времени;

5) прогностической (ожидаемой) индивидуальной модели мира, направленную на моделирование различных объектов и процессов в пространстве и времени, и преобразование мира.

При этом определение современной психологии, которая представляет собой слабо классифицированную совокупность многочисленных психологических школ, как науки может выглядеть следующим образом:

Психология - наука о закономерностях психических процессов и свойств человека, их проявлениях в поведении и состояниях, методах управления психическими процессами и свойствами.

Предметами психологии являются:

1) психика человека и формы ее проявления в поведении и состояниях человека:

• переработка информации у человека - восприятие и принятие решения,

• память (физическая: предметная и ситуативная),

• эмоции и эмоциональная память,

• антиципация

2) ситуации и методы, воздействующие на психические свойства и процессы человека;

3) психодиагностические методики.

Определение предметов психологии заимствовано мной, в основных положениях, из [2], где автор, Ян Окунь, сам ссылается на Р.Б. Кеттелла.

Для дополнительного понимания современного состояния многочисленных психологических школ, в том числе и отечественной «общей психологии», имеет смысл привести графическую схему, которая в некоторой степени отражает классификационные признаки психологических школ по Ноэлю Смиту [4] и на которой отражены все возможные блоки психологической науки и связи между ними, проиллюстрированные на рисунке 1.

Рисунок 1 - Классификационные признаки и их реципрокные отношения психологических школ в системе личностного конструкта мира (ЛКМ) в Индивидуально-мировом поле взаимодействий

Приведенная схема позволяет свести воедино все психологические школы в одну систему.

Таким образом, в настоящей работе предпринята попытка переопределения информации, психики, психологии и предмете психологии. Причинами такой работы стал, видимо, очередной кризис отечественной общей психологии, когда ряд психологов, неудовлетворенных современным состоянием предлагают новые определения ключевых

ИСТОРИЯ Память Селективное внимание Антиципация

понятий психологии. Несмотря на разницу в определениях, наблюдается единая для всех тенденция - обращение специалистов-психологов к определению информации, которая так же весьма «туманно» определена в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Последнее и послужило своеобразным катализатором для предлагаемой работы, т.к. различные толкования информации влияют на различия в толкованиях психики, психологии и предметах психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амосов, Н.М. Моделирование мышления и психики / Н.М. Амосов. - Киев : Наукова думка, 1965. - 304 с.

2. Окунь, Я. Факторный анализ / Ян Окунь. - М. : Статистика, 1974. - 198 с.

3. Шеперд, Г. Нейробиология. Т. 2 / Гордон Шеперд. - М. : Мир, 1987. - 368 с.

4. Smith, N.W. Current Systems in Psychology: History, Theory, Research, and Applications / N.W. Smith. - State University of New York at Plattsburg : Thomson Learning, 2001. - 384 р.

REFERENCES

1. Amosov, N.M. (1965), Modeling thinking and psyche, Naukova Dumka, Kiev.

2. Okun, J. (1974), Factor analysis, Statistic, Moscow.

3. Shepherd, G. (1987), Neurobiology, Vol. 2, World, Moscow.

4. Smith N.W. (2001), Current Systems in Psychology: History, Theory, Research, and Applications, Thomson Learning, State University of New York at Plattsburg.

Контактная информация: woronoff1960@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2018

УДК 159.9:796.83

ПЕРЦЕПТИВНАЯ АНТИЦИПАЦИЯ В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХИЧЕСКИХ

КАЧЕСТВ БОКСЕРОВ

Анатолий Геннадьевич Демчук, старший преподаватель, Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Анастасия Олеговна Алексина, старший преподаватель, Наталья Евгеньевна Курочкина, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет, Ольга Александровна

Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Аннотация

В статье представлены результаты исследования перцептивной антиципации (умение прогнозировать будущие события) в диагностике способностей начинающих спортсменов-боксеров, влияние этой способности на психическое развитие таких факторов, как возрастные изменения, влияние специфических условий (в данном случае систематических занятий боксом), влияние направленного педагогического воздействия, т.е. определенной совокупности специфических упражнений. Сложность данных феноменов, многообразие их проявлений, обусловили возникновение целого ряда подходов к их исследованию, каждый из которых предлагает особые понятия и теоретические схемы. По мнению авторов, такого рода подход с использованием методик психологического моделирования спортивной деятельности наиболее целесообразен при изучении особенностей влияния единоборств на психические качества подростка. Многообразие качеств, определяющих эффективность соревновательной деятельности, сложная картина их развития на различных этапах овладения техникой и тактикой ведения боя, способствуют получению более быстрого спортивного результата.

Ключевые слова: перцептивная антиципация, специфика упражнений боксеров, педагогическое воздействие, психические качества, факторы возрастного развития, сенсомоторное реагирование на сигнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.