Научная статья на тему 'Концепт «Психология» в многозначном поле зрения'

Концепт «Психология» в многозначном поле зрения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
597
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ПОНЯТИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / A CONCEPT / MEANING / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахметова Л.В.

В статье рассматривается концепт «психология» как иерархически организованная динамическая система терминологических элементов. Автор отмечает, что толкование понятия «психология» является сложной задачей. Концепт сложного слова «психология» в настоящее время не имеет однозначного толкования, поскольку исторически претерпел существенные лексические и семантические изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of "psychology" in a multivalued field of view

The article reviews the concept of "psychology" as a hierarchically organized dynamic system of terminology elements. The author marks that the interpretation of "psychology" appears a complex problem. The concept of a complicated word “psychology" at present time has no definite meaning, because it came historically through lexical and semantic changes.

Текст научной работы на тему «Концепт «Психология» в многозначном поле зрения»

Психология на распутье

УДК 159.9;81,23004.81:159.9

КОНЦЕПТ«ПСИХОЛОГИЯ» В МНОГОЗНАЧНОМ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ

Л.В. Ахметова. Томский государственный педагогический университет (Томск, Россия), e-mail: axme-lv@yandex.ru

Резюме. В статье рассматривается концепт «психология» как иерархически организованная динамическая система терминологических элементов. Автор отмечает, что толкование понятия «психология» является сложной задачей. Концепт сложного слова «психология» в настоящее время не имеет однозначного толкования, поскольку исторически претерпел существенные лексические и семантические изменения.

Ключевые слова, концепт, понятие, психология.

Многовековое развитие представлений о «психическом» сформировало к настоящему времени многозначный спектр смыслов закреплённых в понятии «психология».

В современной культуре человечества понятие «психология» пронизывает все её аспекты, будь то литература, искусство, наука, образование, обыденная жизнедеятельность, мировоззрение и мироосознание в целом.

Широта применения термина «психология» наталкивает на мысль об универсальности понятия, то есть его открытости, способности вбирать в свое семантическое пространство различные значения, не утрачивая при этом своего фундаментального смысла (?).

Кроме этого, семантическое пространство понятия «психология» при всей своей универсальной открытости представляет собой не хаотический набор лексических единиц (терминов), а сложную иерархически организованную систему терминологического пространства

- концепт.

Любой концепт, заключающий в себе лексико-семантическое пространство системы, имеет определенные границы, которые отличают его от других концептов. Значение одного и того же концепта также не является величиной постоянной - зависит от устойчивости границ, плотности и сложности структуры составляющих его элементов.

Понятие «концепт» наиболее полно разработано в трудах выдающегося исследователя русского языка и культуры, академика РАН Д.С.Лихачёва [1,2] и ряда других специалистов [3,4,5] , поэтому нет необходимости в рамках этой статьи вдаваться вновь в его подробное описание. Вместе с этим, с целью построения целостной логики мыслей означенного текста сделаем некоторые акценты, имеющие, по нашему мнению, ключевое значение.

Итак, концепты, уточним ещё раз, (от лат. oonceptus - понятие, умственный образ, общая мысль) являются материалом необходимым для построения «mens» в фило/онтогенетической траектории Homo Sapiens. В терминах Д.С.Лихачёва концепты - «некоторые подстановки значений, скрытые в тексте заместители, некие потенции значений, облегчающие общение и тесно связанные с человеком и его национальным, культурным, профессиональным, возрастным и прочим опытом».Исходя из такой точки зрения к пониманию сущности концепта следует, что концепт «совсем мало стабилен, чрезвычайно изменчив»... «крайне зависим от носителя языка» [1,2]. Характеризуя роль концепта в мыслительной деятельности человека, Д.С.Лихачёв подчеркивал: «Концепт является условной алгебраической подстановкой значения слова или выражения, сокращающей мыслительный процесс пользующегося этой подстановкой»[1].

Таким образом, концепты представляют собой единицы ментальных ресурсов сознания; оперативные содержательные единицы памяти всей картины мира, отраженной в человеческой психике.

Концепты ментальных ресурсов формируются при участии множества различных факторов, в том числе, под влиянием культуры, традиций, обучения и образовательной среды, в которой находится человек, определенной среды его жизни и деятельности. Сочетание в структуре концепта формального (рационального) и чувственного

(иррационального) обусловливает определённую целостность, которая характеризует качество концепта. Информация, запечатленная в структурах концептов и преобразованная в язык, порождает в сознании человека субъективную картину мира - концептосферу, сюжет которой основывается на его когнитивном опыте.

Вернемся к концепту слова «психология». Сделаем попытку рассмотреть в общих чертах, каким лексико-семантическим значением наполнен ментальный опыт человека по отношению к понятию «психология» по прошествии веков?

Многовековое развитие представлений о «психическом» в литературе, искусстве, науке, в обыденной жизни и в окружающем мире в целом, сформировало к настоящему времени по отношению к понятию «психология» многозначный спектр смыслов.

Обратимся к современной самой популярной свободной интернет-энциклопедии - Википедии, насчитывающей более 30 миллионов статей сформированных на 277 мировых языках. В Википедии даётся следующее определение понятию: «психология (от др.-греч. фихп (psyche) -«душа»; ÄÖYog (logos)— «учение») - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей [8].

В медицинской энциклопедии: «психология (от др.-греч. фихп (psyche) - душа, дух; ÄÖYog (logos) - учение, наука) - наука, изучающая психические явления (мышление, чувства, волю) и поведение человека, объяснение которых находим в этих явлениях» [9].

В Большой Советской Энциклопедии третьего издания можно прочитать аккуратно прописанное в русле марксистско-ленинской философии определение:«психология (от психо...и...логия) наука о законах порождения и функционирования психического. Отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных» [БСЭ,1975, Т.21, с. 193].

В.И.Даль дает следующее толкование слову психология: «психология греч. душесловие, наука о душе, о духовной жизни человека во плоти. психолог, душеслов. психиатрия ж. душеврачевание, наука лечения душевных болезней, безумия. психический, духовный, душевный, к душе человека относящ. психологический, ко психологии относящ.,

душесловный[10].

В толковом словаре русского языка Д.Н.Ушакова - «психология, психологии, мн. нет, ж. (греч. Psyche - душа и logos - учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных). Экспериментальная психология. Психология животных. 2. совокупность психических процессов, обусловливающих тот или иной род деятельности. Психология творчества. Психология актерской игры. 3. Психика, душевный уклад, совокупность психических склонностей и привычек. Человек с необычайно сложной психологией. Детская психология» [11].

В словаре русских синонимов к термину «психология» найдено 22 слова, а само понятие толкуется как «психология (от психо... и ...логия) -наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных»[12].

Как видим, на небольшом перечне примеров определений понятия «психология», взятых из популярных и авторитетных словарей, в большинстве случаев, оно сводится к толкованию его как сложного слова, состоящего из двух самостоятельных корневых слов. В основном, делаются ссылки на слова (psyche) - «душа»; (logos) - «учение», которые являются корневыми.

Отталкиваясь от представления о концепте как «алгебраическом выражении значения, которым мы оперируем в своей устной и письменной речи» [ДСЛ], выполним ряд схематических построений (рисунок 1) и математических расчетов.

Рисунок 1 - Схема сложного слова «психология», состоящего из

двух корней.

Известно, что семантическое пространство слов русского языка чрезвычайно велико, насыщено богатой культурой, продуктами безграничного словообразовательного творчества народа. Подтверждением богатства, многообразия русского языка и являются, как раз, синонимы - слова разные по звучанию, но схожие по значению.

В словаре русских синонимов лексема «psyche»помимо толкования имеет следующие количественные характеристики: дух (136 синонимов), душа (56 синонимов), психика (психия, сознание, дух), бабочка (эмблема души в Древней Греции)(203 синонима)[12].

Основываясь на сведениях словаря русских синонимов, нами был составлен список слов-синонимов к корневым словам, образующим термин «психология». Далее был проведен подсчет и дифференциация терминов в группы схожие по смыслу. Для слова «душа» было сформировано 5 групп лексических единиц (рисунок 2А), для слова «дух» -8 групп лексических единиц (рисунок 2Б), для слова «логос» - 3 группы лексических единиц (рисунок 3). Выявленные группы лексических единиц характеризуют структуру концепта «психология» как сложную систему, состоящую из подсистем - концептов второго порядка, значения которых придают всей системе определённый смысл.

Важно обратить внимание, что графически представленный на рисунках 2 и 3 концепт слова «психология» отражает условно формализованную совокупность лексем, характеризующих лишь некоторую общность лексического пространства.

соль

о

А - Концепт слова «душа» Б - Концепт слова «дух»

№ 3-4. - 2015

Рисунок 2. Ядрообразующие лексические компоненты концепта «psyche»

Лепестковые модели концептов второго порядка воспроизводят в общих чертах сложную, соподчиненно-структурированную систему терминологического пространства «psyche», в котором такие ядро образующие лексические компоненты как «соль», «дух», «душа» (более справедливо их именовать концептами третьего порядка)связывают «А» и «Б» в единое пространство концепта «psyche».K месту заметить, что в некоторых словарях слово «psyche» определяется именно в сочетании двух слов: и как душа и как дух [13].

Рисунок 3 - Ядрообразующие компоненты концепта «logos» Из глубины веков пришло в русский язык глубокое и всеобъемлющее понятие Логос.Логос (греч. AöyoO - это всеобщая закономерность, духовное первоначало, божественный разум, слово, наука, учение [14].Логос - одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно "слово" ("предложение", "высказывание", "речь") и "смысл" ("понятие", "суждение", "основание").Термин «слово» неесть звук, либо речь рассчитанная на чувственно-звуковое восприятие. «Слово» заключает в себе некий смысл, идею, направлениекоторые, в свою очередь, невозможно понять без оформления в соответствующую словоформу. Логос - это объективно данное содержание, в котором ум должен давать отчет, в противоположность всему безотчетному,

бессмысленному и бесформенному. Логос - тонкоматериальная душа космоса - совокупность формообразующих потенций. Космический логос -это закон бытия[15]. У Гераклита, выдающегося представителя натурфилософского мировоззрения логос представлен как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме - эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций ("семенные логосы"), от которых в инертной материи "зачинаются" вещи [12, 14].

Язык и речь - ценнейший ресурс психического аппарата человека, многозначность, глубина, изящество которого зависят от его сознания, когнитивного опыта, творческой энергии, его способности воспринимать и интерпретировать мир. Гармоничное сочетание лексических форм и смыслов порождают полноценные, устойчивые концепты.

Приведу убедительный, на мой взгляд, примерна материале из открытой социальной сети, имеющий отношение к концепту «психология».

Одному уважаемому ученому, профессиональномупсихологув связи с событиями в его личной биографии, люди (преимущественно также имеющие отношение к психологии) посылали поздравления из разных регионов России и зарубежья. Чтобы выразить глубинусвоегообращения, люди письменные пожелания и приветствия дополняли различными рисунками, фотографиями, которые, по их мнению, наиболее точно могли бы передать всю значимость письменного посыла.

К

Рисунок 4 - Примеры индивидуальных семантических посылов, прилагаемых к текстам письменных поздравлений.

Основными и наиболее частотными словами, присутствующими в большинстве текстов письменных поздравлений были: «благодарю», «желаю», «здоровье», «счастье», «успех». Обычный, широко распространенный «набор слов» используемый в речи большинства доброжелательных людей. Приведенный перечень слов не позволяет обнаружить даже намека на их профессиональную принадлежность. Однако, прилагаемые к письменным текстам изображения наоборот, удивляют своей неповторимостью, восхищают глубиной и масштабностью экзистенциальных смыслов.

Как видим, сочетание взаимосвязанных и соподчинённых в различных отношениях друг к другу лексико-семантических характеристик позволяет наиболее полно и точно выразить желаемые смыслы.

Послесловие. Заблуждения или утраченные истины?

Раскрыть суть слова в соответствии с его замыслом, найти порождающие его истоки задача не из лёгких, потому как слово,как и всё сущее,рождается, развивается, изменяется и возвращается в лоно своё по множеству причин, среди которых основополагающей является историческое время.

Приблизительно около трёх десятков электронных интернет-ресурсов на русском языке, среди которых словари и энциклопедии, сообщают нам, что «Согласно ряду источников Марулич первым дал определение и использовал (?!) понятие «психология» в значении, в котором этот термин используется в наше время» (https://ш.wikipedia.org/wiki)Jам же сделана ссылка на сайт - источник http://www.croatianhistory.net/etf/lat.html#maru, где опубликована статья К.Крстич «Марко Марулич - автор термина "психология"» (1964). В этой статье автор сообщает, что Марко Марулич использовал термин «психология в своем трактате "Psichiologia де RationeAnimaeHumanae", написанном на латинском языке.

Марко Марулич - хорватский средневековый просветитель (14501524), поэт и гуманист родился и жил в основном в городе Сплите с более чем 1700-летней историей. Город располагался на территории Далмации, которую населяли древние греки.

Вопрос 1. О каком определении психологии идет речь, если по сей день не предоставляется возможным, кроме как имеющегося названия, взглянуть на труд М.Марулича, да и написание и смысл самого слова окончательно не изучены.

Вопрос 2. Почему написание термина «Psichiologia» отличается от латинского, на котором М.Марулич - поэт, «отец хорватской литературы» писал в основном свои труды. Почему слово «Psichiologia» вообще не встречается в языках, которые использовал М.Марулич:

- Психология - греческий, фuxoÄOY^a;

- Психология - латинский, psychologia, duis;

- Психология - хорватский, psikhologiya;

- Психология - сербский, психолог^а;

- Психология - английский psychology, psychics.

Вопрос 3. Почему К.Крстич, автор статьи «MarkoMarulic --TheAuthoroftheTerm «Psychology» не рассматривает термин «Psichiologia», как понятие, имеющее иное толкование, возможно, не психологическое, а существующую запись слова склонен расценивать как ошибку, допущенную составителем списка трудов М.Марулича

[http://psychclassics.yorku.ca/Krstic/marulic.htm].

К тому же автором термина в графическом начертании «Psychology» он не является, более того не установлено, что он вообще когда- либо его писал.

Вопрос 4. Почему в других трудах М.Маруличани в предшествующих «DalmatiaeRegumLiber I», ни в последующих «Davidiados Кармен Libri XIV» ни разу не упоминается слово «Psichiologia»?

Ну и, наконец, отчего бы не пофантазировать и построить иную версию в отношении слова «Psichiologia». Известно, что М.Марулич был большим знатоком древнегреческой и древнеримской культуры. Изучал Библию и Житие святое как путь к спасению души.

Свою литературную деятельность посвятил возрождению и развитию хорватского языка, потому и вошёл в историю как «отец хорватского ренессанса».

Исходя из представления о высокой культуре и, соответственно, грамотности просветителя М.Марулича, предположим, что в слове «Psichiologia»» нет никакой графической ошибки, напротив, заложен автором глубокий философский историко-культурный смысл, а само слово представляет собой сложное образование, состоящее из частей «Psi -chio - logia». Известно, что в хорватском языке «рsi» и в сербском «пси» обозначают «собаки», «chio» - чио от измененного «тио» - японск. яз. -душа, бабочка, а logia - божественность, божество, божественный путь. Известно также, что собака во многих древних культурах ассоциируется со всеми посланниками богов и богами разрушения. Собака способна порождать огонь (в финикийской иконографии сопровождает Солнце) и управлять им. Собака является атрибутом Анубиса и Гермеса, сопровождает и охраняет душу человека в царстве мёртвых. Интересен ещё один штрих. В Абхазии, где проживали древние греки, до сих пор существует название реки Псоу и урочище Псху. Псху, так назывались горные (или верхние) джигетские общества, проживавшие до 1864 г. в верховьях рек Псоу. По-

№ 3-4. - 2015

адыг. психу означает просто «река»; по-убыхс. псху(песху) «отец» («земля отцов (предков)»; по-абх. апсху «доля души», «доля умершего» (http://mognovse.ru/yf-v-i-voroshilov-toponimi-rossijskogo-chernomoreya-istoriya-stranica-12.html).

«Причины (основания) сопровождения божественной души» - возможно, слово «Psi-chio-logia» приблизительно в этом значении было использовано великим хорватским просветителем Марко Маруличем?

Литература:

1. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lihach/koncept.php1992 с.147-165 (дата обращения 16.09.2015)

2. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер.лит. и яз. — М., 1993. — Т. 52, № 1. — С. 3-9.

3. Попова З.Д., СтернинИ.А.Когнитивная лингвистика . - М.: АСТ: Восток- Запад, 2007. - с. 314.

4. Философов Д.В. Конец Горького [Электронный ресурс]: - Режим доступа http://dugward.ru/library/filosofov/filosofov_konec_gorkogo.html (дата обращения 21.10.2015).

5. Васильева статья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philology.ru/literature2/vasilyeva-00.htm(дата обращения 28.02.2015).

6. Аристотель Трактат «о душе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/arist01/txt04.htm(дата обращения 08.02.2015).

7. Википедия. Интернет-энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uk.wikipedia.org/wiki(дата обращения 16.06.2015).

8. Википедия. Интернет-энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психология (дата обращения 16.06.2015).

9. Медицинская Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medviki.com/Психология(дата обращения 28.02.2015).

10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovardalja.net/word.php?wordid=35006(дата обращения 16.06.2015)

11. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1935-1940. (4 т.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=61696 (дата обраще-ния16.06.2015).

12. Словарь русских синонимов[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edbi.ru/sinonim/(дата обращения 16.06.2015).

13. Англо-русский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nordmine.ru/dic/psyche(дата обращения 02.11..2015).

14. Многоязычный открытый словарь -Викисловарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/) (дата обращения 02.11..2015).

15. Философская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/633/логос(дата обращения 02.10..2015).

— • —

Ahmetova L.V. Koncept «psihologija» v mnogoznachnom pole zrenija

ЩГ /L.V. Ahmetova II РЕМ: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - №3-4

— • —

Abstract. The article reviews the concept of "psychology" as a hierarchically organized dynamic system of terminology elements. The author marks that the interpretation of "psychology" appears a complex prob-

lem. The concept of a complicated word "psychology" at present time has no definite meaning, because it came historically through lexical and semantic changes.

Keywords: a concept, meaning, psychology.

— • —

Сведения об авторе

Ахметова Людмила Владимировна, доцент, кандидат психологических наук Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный пендагогический университет» (Томск, Россия)

© Л.В. Ахметова, 2015. © «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015.

Подписано в печать 08.12.2015.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.