Научная статья на тему 'Обретшая свое имя. Перспективы психологии. Размышления во время юбилея'

Обретшая свое имя. Перспективы психологии. Размышления во время юбилея Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обретшая свое имя. Перспективы психологии. Размышления во время юбилея»

УДК 15.01.11

ОБРЕТШАЯ СВОЕ ИМЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИИ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ЮБИЛЕЯ

В.А. Мазилов. Ярославский государственный педагогический университет (Ярославль, Россия), e-mail: v.mazilov@yspu.org

Сегодня мы живем «в зоне» грандиозного юбилея: так получилось, что психология отмечает один из важнейших праздничных дней, а дата оказалась немного «размытой». Я думаю, что это очень хорошо: с конкретной датой легко ошибиться - можно ее пропустить, могут помешать обстоятельства. Если дата «размыта», то празднование приходится именно на подходящий, приличествующий случаю момент. Итак, 500 лет прошло с тех пор, как появился замечательный термин для названия нашей науки «о возвышенном и удивительном» (как говорил великий Аристотель) - психология. Его сконструировал на латинском языке Марко Марулич, поэт, философ и гуманист.

Марко Марулич родился 18 августа 1450 года в Сплите, который тогда принадлежал Венецианской республике (ныне Хорватия). Создатель хорватской литературы, «отец хорватского ренессанса», Марулич - автор многих трудов на латыни, хорватском и итальянском языках. В 10-х годах XVI столетия Марко Марулич пишет трактат «Psichiologia de ratione animae humanae», в названии которого впервые используется слово «психология» (на латыни). Как отмечает А.А. Кроник, «труд этот не сохранился, но его название имеется в рукописной библиографии 18 работ Марулича, которую составил его младший друг-современник Франжио Бозичевич-Наталич. В библиографии Марулича труд «Psichiologia de ratione animae humanae» упоминается между названиями двух других рукописей: «On the Kings of Dalmatia» (1510 год) и «Davidias» (1506-1517 ? годы). Эти даты указаны на сайте: http://www.knjizevni-krug.hr/marulianum/mm_index.asp. Если всё это так, то «наш труд» был создан, вероятнее всего, между 1510

и 1517 годами, но, не исключено, что между 1506 и 1517. Юбилейные именины либо «скоро» грядут, либо «сейчас» отмечаются, либо «недавно» были: 500 лет нынешнему имени нашей науки (у нее, конечно, и другие имена были и, возможно, другие будут, но сегодня это «наука о душе» [1].

По большому счету, это замечательный повод оценить большой пройденный путь, высказать суждения о том, верно ли выбран путь. Сегодня, в начале второго десятилетия XXI века мы можем констатировать, что психология, несомненно, приобрела статус самостоятельной научной дисциплины, хотя реально ведущего центрального положения среди других наук пока еще не получила. Приходится констатировать, что прогнозы и надежды в целом не оправдались: статус психологии вовсе те так высок, а влияние на другие дисциплины не так сильно, как это следует из определения психологии как науки, имеющей особое положение среди других.

Одна из причин этого, на наш взгляд, состоит в том, что психология недостаточное внимание уделяет развитию своей философской методологии. Речь идет о философии психологии как части психологического знания. Термину «философия психологии» и в мировой психологии и, особенно, в психологии отечественной «повезло» значительно меньше, чем другим, относящимся к иным сферам знания: философии химии, философии биологии и т.п. Очевидно, существовали определенные причины, препятствующие оформлению философии психологии в самостоятельную отрасль возникающей психологической науки. Причины такого положения вещей достаточно очевидны: выделение психологии из философии происходило значительно позднее, чем в случае других научных дисциплин, а отделение «родственной» философии дисциплины, каковой, без сомнения, была психология, оказалось значительно более драматичным, чем предполагалось (подробно о философии психологии как ветви психологического знания см. в [4]).

Констатируем лишь, что даже во времена перестройки и более поздние, когда произошло смягчение идеологических требований, оказалось, что работ по философии психологии так и не появилось. Также

подчеркнем, что возможность открыто заниматься философией психологии (как частью психологии) психологов не заинтересовала. Призывы к разработке философии психологии услышаны не были.

В новом веке ситуация изменилась. Философией психологии стали интересоваться философы, так как аспирантам начали читать курс «философия и история науки». В случае психологов, соответственно «философия и история психологии». Но собственно до философии психологии дело не дошло, поскольку был найден компромисс: весь курс для психологов разделили на три блока - философия науки, философия социально-гуманитарных наук, история психологии. Таким образом, психологи снова «устранились» от разработки философии психологии. В итоге, по-прежнему философия психологии представлена как философия психологии «сверху» (от философии).

Нам уже приходилось писать о необходимости разработки философии психологии. Прошедшие с тех пор годы заставили нас убедиться, что разработка философии психологии как составляющей психологии по-прежнему необходима. В заключение настоящей статьи сформулируем некоторые положения, касающиеся философии психологии в современных условиях развития отечественной психологии. Обратим внимание на важность, с нашей точки зрения, определения соотношения между философией психологии и методологией психологии. Предпримем такую попытку.

Представляется, что когнитивная методология, отвечающая задачам сегодняшнего дня, должна иметь уровневое строение. Это уровневое строение должно отражать не только разнородность самого психологического содержания, но и принципиально различающиеся способы и методы работы на разных уровнях. Вообще, полезно помнить, что психология еще очень молодая наука, многое в ней не устоялось, поэтому, возможно, нас ожидают в самом скором будущем удивительные метаморфозы образа любимой науки. Не подлежит сомнению, что эти перемены будут, поэтому мы полагаем, что необходимо ставить задачу прогнозирования этих перемен. По нашему убеждению, решать эти вопросы должна философия психологии (или философская составляющая

когнитивной методологии).

В когнитивной методологии можно выделить, по крайней мере, три уровня: философия психологии, собственно когнитивная предметная методология, методология психологического исследования. Подчеркнем, что разные уровни не только связаны с различным содержанием, но и характеризуются различными средствами их разработки. Отметим, что философский уровень в настоящее время проработан в меньшей степени, чем два других.

Чтобы избежать недоразумений, скажем, что в данной статье речь идет только о когнитивной методологии. Других разделов методологии психологии - коммуникативной, методологии психологической практики, социальной методологии (А.В. Юревич) - мы в настоящей статье не касаемся.

Верхний уровень - философия психологии. Нам уже приходилось писать о важности философской психологии для разработки методологических вопросов психологии [4]. Дадим самую общую характеристику философии психологии как уровню когнитивной методологии.

1. Этот уровень имеет дело с идеями. Используя терминологию К. Поппера, можно сказать, что философия психологии имеет дело с «третьим миром».

2. Это основная зона ближайшего развития и психологии, и ее методологии.

3. Вписывает психическое в научную картину мира.

4. Философия психологии вырабатывает понимание предмета.

5. Конструирует предметное пространство психологии.

6. Определяет ориентиры и магистральные задачи.

7. Обнаруживает перспективы для междисциплинарных исследований.

8. Обеспечивает единство психологии.

9. Обеспечивает интеграцию различных потоков психологического знания. В данном пункте требуются хотя бы минимальные пояснения. Дадим их. Речь, в частности, о том, что кроме «академической», научной

психологии существуют другие потоки психологического знания в культуре. Это и трансперсональная психология, и гуманистическая, и различные варианты практической психологии и психопрактики. И литература, и искусство, которые тоже, по-своему, раскрывают психическую жизнь человека.

10. Философия психологии производит учет и интеграцию всего психологического знания (во всяком случае, на уровне идей).

11. Философия психологии является основным фактором, определяющим стратегию историко-психологические исследо-вания. Тезис также нуждается в пояснении. Автор, описывая какое-то историческое событие, в качестве позиции для выбора оценки реально использует позицию «из будущего» (не из сегодняшнего дня). Именно поэтому категория философии психологии так важна для истории психологии.

12. И, последнее, может быть, самое важное. Философия психологии, как мы ее представили в настоящем тексте, существует реально, только, к сожалению, в силу разных причин, к настоящему времени недостаточно разработана. И особенно удивительным выглядит то, что в психологии совершенно не исследованы представления о философии психологии реальных психологов-исследователей, делающих науку сегодня. Вряд ли стоит разъяснить, что от этих представлений (в разной степени осознанных и отрефлексированных) в значительной степени зависит эффективность собственных научно-психологических исследований. Предполагаем осуществление цикла эмпирических исследований содержания и структуры философии психологии как раздела психологии. Как можно полагать, разработка философии психологии как раздела психологии, а не философии науки, будет способствовать дальнейшему развитию психологической науки. Обратим внимание на то, что такая разработка существенно увеличит прогностические возможности в определении перспектив развития науки.

Литература:

1. Кроник, А.А. 500 лет названию психологии / А.А. Кроник. -

http://services1.ht-line.ru/infolane/index.php?act=board&topic=1366 500222X6 615 &extresp=1.

2. Мазилов, В.А. О предмете психологии / В.А. Мазилов // Методология и история психологии: науч. журнал. - Т.1. - Вып. 1. - 2006. -С. 55-72.

3. Мазилов, В.А. Актуальные методологические проблемы современной психологии / В.А. Мазилов // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 2. - № 2. - С. 149-155.

4. Мазилов, В.А. О философии психологии как ветви психологического знания / В.А. Мазилов // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы 6-ой Междунар. науч.-практ. конф., 19-21 ноября 2013 г. / под ред проф. Ю.П. Поваренкова. -Ярославль: изд-во «Канцлер», 2013. - С. 75-79.

© В.А. Мазилов, 2014.

© «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2014.

[Подписано в печать 23.01.2014]

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.