Научная статья на тему 'Предмет психологии, как основа психолого-педагогической деятельности'

Предмет психологии, как основа психолого-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6100
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ / МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО / КАТЕГОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО / ОТРАЖЕНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ЕДИНСТВО НЕПРЕРЫВНОГО И ДИСКРЕТНОГО / СИСТЕМНОСТЬ / ЕДИНСТВО ЛИЧНОСТИ / СОЗНАНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ / МНОГОЗНАЧНОСТЬ / МНОГОУРОВНЕВОСТЬ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МИРОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ / НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / CATEGORIES OF MENTAL: REFLECTION / THE SUBJECT OF PSYCHOLOGY / THE MENTAL MODEL / ACTIVITY / THE UNITY OF THE CONTINUOUS AND DISCRETE / CONSISTENCY / THE UNITY OF PERSONALITY / CONSCIOUSNESS / ACTIVITY AND COMMUNICATION / THE POLYSEMY / MULTI-LEVEL / SOVIET PSYCHOLOGY / WORLD PSYCHOLOGY / THE SCIENTIFIC UNDERSTANDING OF PSYCHOLOGY / MORPHOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филиппова Вера Петровна, Тарасов Андрей Валерьевич

Определение предмета психологии остаётся актуальной проблемой. Анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме определения предмета психологии, выявил традиционную для психолого-педагогического знания многозначность этого понятия. Понимание термина «предмет психологии» различно в зависимости от многочисленных вариантов явного и неявного контекстов его употребления разными авторами в соотнесении с помогающими в его определении понятиями «бытие», «реальность», «объект», «субъект», «знание», «метод», «познание», «наука» и др. Статья содержит обзор определений предмета психологии во взглядах отечественных и зарубежных учёных. В идеях отечественных педагогов психологов представлена теоретическая модель предмета психологии, которая включает пять категорий анализа: отражения; активности; единство непрерывного и дискретного; системности; единство личности, сознания, деятельности и общения. Констатируется, что развитие взглядов на предмет психологии не прекращается и в настоящее время. Делается вывод о ценности работы предшественников по осознанию предметной области психологии. Выполнен морфологический анализ научных определений предмета психологии. Проведён анализ частоты встречаемости слов определяющих научное содержание предмета психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Defining the subject of psychology is still an important issue. Scientific analysis of psychological literature on the problem of determining the subject matter of psychology has shown the ambiguity of the term which is typical for psychological knowledge. Understanding of the term "subject matter of psychology" is different depending on the numerous options of explicit and implicit context used by different authors as they adjoin "being existence", "objective reality", "object", "subject", "knowledge", "method"," knowledge"," science", and other terms. The article includes the review of the term “the subject of psychology” defined in the works of Russian and foreign scholars. It is stated that the development of views on the subject of psychology has not stopped at the moment. It is concluded that the predecessors has contributed greatly to understanding the subject field of psychology. The morphological analysis of scientific definitions “the object of psychology” has been carried out. The usage frequency of the words defining the scientific content of the subject matter of psychology has been analyzed.

Текст научной работы на тему «Предмет психологии, как основа психолого-педагогической деятельности»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/59PVN614.pdf DOI: 10.15862/59PVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/59PVN614)

УДК 316.6

Филиппова Вера Петровна

ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Лысьвенский филиал Россия, Лысьва1

Старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

E-Mail: v.p.f_2010@mail.ru

Тарасов Андрей Валерьевич

ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Лысьвенский филиал Россия, Лысьва Студент

E-Mail: v.p.f_2010@mail.ru

Предмет психологии, как основа психолого-педагогической деятельности

1 618900 Пермский край, г. Лысьва, ул. Ленина, 2

Аннотация. Определение предмета психологии остаётся актуальной проблемой. Анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме определения предмета психологии, выявил традиционную для психолого-педагогического знания многозначность этого понятия. Понимание термина «предмет психологии» различно в зависимости от многочисленных вариантов явного и неявного контекстов его употребления разными авторами в соотнесении с помогающими в его определении понятиями «бытие», «реальность», «объект», «субъект», «знание», «метод», «познание», «наука» и др. Статья содержит обзор определений предмета психологии во взглядах отечественных и зарубежных учёных. В идеях отечественных педагогов психологов представлена теоретическая модель предмета психологии, которая включает пять категорий анализа: отражения; активности; единство непрерывного и дискретного; системности; единство личности, сознания, деятельности и общения. Констатируется, что развитие взглядов на предмет психологии не прекращается и в настоящее время. Делается вывод о ценности работы предшественников по осознанию предметной области психологии. Выполнен морфологический анализ научных определений предмета психологии. Проведён анализ частоты встречаемости слов определяющих научное содержание предмета психологии.

Ключевые слова: Предмет психологии; модель психического; категории психического: отражение, активность, единство непрерывного и дискретного, системность, единство личности, сознания, деятельности и общения; многозначность, многоуровневость, отечественная психология, мировая психология, научные представления психологии, морфологический анализ.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Филиппова В.П., Тарасов А.В. Предмет психологии, как основа психолого-педагогической деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/59PVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/59РУЖ14

Проблема определения предмета психологии раскрывается в формировании модели психического исходя из научного содержания отечественных и зарубежных исследований. Бесспорно понимание модели психического, создаёт основу адекватного психолого-педагогического воздействия на личность учащегося. Психолого-педагогическое знание предмета психологии раскрывается в эффективном педагогическом воздействии. Таким образом, результаты исследования содержания предмета психологии находят практическую реализацию в деятельности педагогов, психологов.

В конце ХХ столетия стало очевидно, что психологии предстоит проделать «работу понимания», обращенную на свой предмет. Так, В.А .Мазилов отмечает, что «решение очень многих вопросов психологии и педагогики должно начинаться с определения предмета психологии» (42, с. 112). Обсуждая, проблему определения основных категорий психологии оказалось невозможным создать систему психологического знания на основе одной категории.

В процессе многочисленных исследований отечественных ученых в психологии сформировалось единое понимание базовых, основных категорий психологии.

Первая категория предмета психологии отражение. Явления представлены в различных формах и уровнях субъективного отражения объективной действительности, как образы предметов и явлений окружающего мира, как единство реального бытия и его отражения. Рубинштейн писал, что «психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно - через отношение его к объективному миру» [62, т.1, с. 37].

Следовательно, можно обозначить некоторые особенности психики:

• отражение как высшая форма психического;

• соответствие явлений психики реальности;

• психика как особое свойство мозга;

• психические реакции определяют, отношения человека к внешней действительности;

• объединяющее свойство психики в ней совмещены и сама отражающая система и носитель отражения;

• объективация содержания отражения (преобразование отражения в реальность и наделение предметным, смысловым значением для конкретного человека).

Вторая категория психики активность.

• Основаниями для развития психики являются разнообразные формы активности (общение, деятельность). Отмеченные особенности выступают факторами эволюции человека;

• психика определяющим образом влияет на работоспособность соматической и ментальной систем человека, выступает как регуляторная система;

• самоорганизация как характеристика внутренней активности человека, проявляется в избирательном отношении к внешнему миру;

• психика позволяет человеку приспособиться к внешней среде, изменяя поведение или функции органов;

• психика фиксирует прошлое, настоящее, а так же предвосхищает будущее это свойство антиципации.

Активная природа субъекта носителя психики определяет избирательность, направленность, работоспособность, адаптивность, активность её свойств. Характеризуя

активность субъекта, Ломов отмечает «есть тонкость, в результате непонимания которой может произойти соскальзывание к представлению о том, будто бы образы являются продуктом творчества субъекта, а не отражения реальности» [40, с. 142].

Третья категория психики представлена в единстве непрерывного и дискретного, что может проявляться в таких моментах как:

• выделение этапности, периодичности в развитии любого психического процесса;

• психическое характеризуется объективной непрерывностью, данная особенность психики позволяет регулировать поведение;

• механизм реализации психического в непрерывности, процессуальности и уровневости скрыт во взаимосвязи и диалектическом единстве анализа и синтеза.

Четвёртая категория определяет системный характер психики. Это положение опирается на идеи:

• о многоуровневости, многоплановости и многослоиности явлений психики, наличием много-многозначных связей между ее проявлениями и свойствами в реальной жизнедеятельности человека;

• о возможности адекватно познать психику только в её динамике, развитии.

• о сформированной у человека системы отношений к предметам и явлениям окружающей действительности;

• о системе взаимосвязей между различными уровнями психического в зависимости от разных условий жизнедеятельности человека и разных этапов его развития;

• о целостности психики, которая существует во множестве внешних и внутренних отношений, скоординированных в систему, в единство различных структурных компонентов и иерархических уровней (а соответственно и различных планов анализа).

Пятая категория представлена в единстве личности, сознания, деятельности и общения, что обусловливает «выдвижение в центр психологического исследования целостного человека как сознательного субъекта практической и теоретической деятельности и включение психики в основную, исходную систему связей деятельного человека с окружающим миром» [7, с. 70].

Это, в свою очередь, предполагает:

• утверждение существенной роли деятельности для формирования психического отражения, в системах отношений «субъект-объект» и «субъект-предмет»;

• выделение общения как самостоятельной и специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, одного из ключевых индикаторов бытия человека в системе отношений «субъект-субъект(ы)»;

• подчеркивание необходимости рассмотрения психических процессов и состояний как качеств конкретной личности, общественного индивида;

• исследование (при понимании целостного характера психических явлений) индивида, индивидуальности и личности как проявлений качественно специфических аспектов бытия человека и соответственно изучение человека как субъекта деятельности, познания и общения;

• признание общественных отношений как общего объективного основания личности.

Такая «модель» психики нашла отражение в совокупности методологических принципов, разработанных в советской психологии и лежащих в основе подавляющего числа теорий, которые выдвинуты и апробированы современной психологической наукой.

Обзор научной психологической литературы, посвященной проблеме определения предмета психологии, выявил традиционную для психологического знания многозначность этого понятия.

Необходимость семантического и морфологического анализа описаний, определений предмета психологии обусловлена тем, что терминология в области этой проблемной темы чрезвычайно запутана. Понимание термина «предмет психологии» различно в зависимости от многочисленных вариантов явного и неявного контекстов его употребления разными авторами в соотнесении с помогающими в его определении понятиями «бытие», «реальность», «объект», «субъект», «знание», «метод», «познание», «наука» и др. Не только у разных авторов, но даже и у одного и того же автора, способы употребления термина «предмет психологи» различны, а порой, несовместимы.

Опираясь на обзорные работы, в которых даются определения предмета психологии [51, 47, 44, 45, 24, 53 и т.д.], мы составили список авторов, признаваемых в данной области.

Критериями отбора текстов, содержащих определения феномена, были следующие: 1) предложения (или несколько предложений) должно включать фразы типа «под предметом психологии мы понимаем...», «предмет психологии это...», «предмет психологии рассматривается как.» и т.д., 2) фрагмент текста должен представлять собой законченную мысль автора; 3) в случае если автор давал несколько определений «предмета психологии», мы исходили из того какое из них чаще цитируется в литературе (на основании работ, в которых даётся обзор определений предмета психологии) Таблица 1.

Таблица 1

Определения предмета психологии во взглядах отечественных и зарубежных учёных

№ Школы и направления Время создан ия Центральное понятие Текст определения

1 Традиционные представления Перв. теории Vв. до н.э душа Душа как предмет психологии

2 Джон Локк 16681690 явления сознания Явления сознания как предмет психологии. Явления сознания, человек наблюдает в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту.

3 Английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли Ст. Милля, А. Бэна Г. Спенсера). 18551886 Ассоциативная схема; конструктивные ассоциации; интроспекция Предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям. Становиться объяснительным принципом всех психических явлений.

4 В. Вунт 18581898 Непосредственный опыт Предметом психологии является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции.

5 Ф. Брентано 1874 акты Интенциональные акты сознания как предмет психологии. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты «действия», которые производит субъект (акты представливания, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает ничто в объект осознания.

6 З. Фрейд 1895 -1909 побуждения Бессознательное как предмет психологии Действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки.

7 Гештальтпсихология М. Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка 1912 -1940 перцепция Психология изучает исходную запрограммированность определенных внутренних структур их влияние на перцептивные и когнитивные процессы

8 Бихевиоризм Дж. Уотсон, Э.Торндайк 1920 -1939 поведение Предмет изучения - поведение обусловленное внешним раздражителем

9 И.М.Сеченов 18691900 рефлексы Происхождение психических деятельностей как предмет психологии Предметом психологического исследования как такового должен стать процесс, развертывающийся не в сознании (или в сфере бессознательного), а в объективной системе

отношений, процесс поведения.

10 В.М.Бехтерев 1885 -1910 рефлексология Психическая деятельность возникает в результате работы мозга. В изучении психической деятельности главным образом надо опираться на достижения физиологии, и, прежде всего, на учение о сочетательных (условных) рефлексах

11 А.Ф. Лазурский 1907 -1917 индивидуальные особенности Предметом общей психологии, являются индивидуальные особенности составляющих психической организации людей и способы их сочетаний, которые обусловливают разнообразие характеров

12 М.Я Басов 19241931 Психические функции и целостная личность Предмет психологии - многомерная душевная деятельность и сознание развивающегося человека.

13 Ж.Пиаже 19301979 Мышление анализу развития высших психических функций, подчиняющихся биологическим законам

14 Когнитивное Направление (Д. Бродбент, С. Стернберг) 1950 -1960 когниции Предмет психологии переработка информации, которую человек черпает из внешнего мира. Поняв, как человек получает и организует в сознании информацию о мире, мы в итоге сможем и понять, почему и зачем он так или иначе себя ведет.

15 П.П. Блонский 19201934 Генетические (стадиальные) теории памяти, речи, мышления Считал, что заложенные природой стадии развития человека, нельзя ускорить. Изучал психические процессы (память, речь, мышление).

16 Л.С. Выготский 19201930 Высшие психические функции Предмет психологии - анализ развития высших психических функции под влиянием социальной и культурной среды

17 Д.Н. Узнадзе 19201941 психическое в единстве с объективным Предметом психологии нужно признать психическое, но не как чисто субъективную данность, а как действительность, находящуюся в единстве с объективным, а потому могущую стать предметом объективного изучения

18 С.Л. Рубинштейна 19201957 психика Опосредованное исследование психики через единство сознания и деятельности

19 А.Н. Леонтьев 1966 -1975 деятельность Предмет психологии - единство сознания, деятельности, личности

20 Б.Г. Ананьев 1956 -1970 Антропологизм предмет психологии предстаёт как многоуровневая системная организация психики человека.

21 Гуманистическая психология (К.Роджерс, А.Маслоу) 1956 -1962 субъект Личный опыт человека как предмет психологии Человек способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации).

22 П. Я. Гальперин 1957 -1980 ориентировочная деятельность Предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля.

23 В. Н. Мясищев 1968 отношение Общая психология - это наука о психической деятельности человека, о ее принципах и закономерностях.

24 А.Р. Лурия 1966 -1977 Психическая деятельность Предмет психологии - психическая деятельность человека

25 В.С. Мерлин 1976 -1980 интегральная индивидуальность. Предмет изучения - интегральная индивидуальность.

26 А.В. Петровский 1973 -2002 закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

27 М. Г. Ярошевский 1974 Научные категории устойчивых и неизменных компонентов научного знания - научных категорий, которые служат основанием психологии (образ, мотив, действие, отношение и личность)

28 Ю.Б. Гиппенрейтер 19722010 Психические явления Психология изучает психические явления. Под психическими явлениями понимают факты внутреннего, субъективного, опыта.

29 Б.Ф. Ломов 1975 Психика как система Психика как система, - это многомерное, иерархически организованное динамическое целое

30 К.А. Абульханова 1973 индивиду как субъекту психической деятельности Применяется принцип субъекта к определению предмета психологии

31 Б. С. Братусь 19702014 ориентировочная функция Предметом психологии выступает ориентировочная функция различных форм деятельности, т.е. психика.

32 В. Н. Дружинин 1980 -1994 структура субъекта Предмет психологии - структура субъекта и процессы его взаимоотношений с миром

33 Е.Е. Соколова 1990 -2014 психика как функциональный орган Предмет психологии - психика как функциональный орган деятельности, решающий задачи ориентировки субъекта в мире и регуляции этой деятельности (на основе образа, построенного в результате ориентировки).

34 А.В. Брушлинский. 1994 целостность природного и социального Психология изучает психику человека как целостность природного и социального,

35 Л.М. Веккер 1998 психические процессы Психика и реальность: единая теория психических процессов

36 В.М. Аллахвердов 1997 природа психики Сознание - логический аппарат принятия решений, составления гипотез об окружающем мире и их проверке.

37 Психологический словарь 1997 активное отображение Психика - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию

38 Краткий психологический словарь 1998 взаимосвязь живых существ с предметным миром Психика - высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем

37 М.И. Еникеев 1999 Психическая деятельность Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 А.В. Карпов 2005 внутренние субъективные феномены, Предмет психологии следует понимать более широко, включая в него и внутренние субъективные феномены, в которых субъект может дать себе отчет, и поведение человека, имеющее психологическую «составляющую», и феномены неосознаваемой психики, которые также могут проявляться в поведении.

39 М.В. Гамезо 2007 психика Предметом психологии в отечественной психологии является психика, психическая деятельность.

40 Л.Д. Столяренко 2001 субъективные явления, процессы и состояния Психология изучает - субъективные (душевные) явления, процессы и состояния, осознаваемые или неосознаваемые самим человеком

41 Б.А. Сосновский 2008 субъективный образ Предмет психологи - субъективный образ реального мира: как объективного, внешнего, так и субъективного, внутреннего.

Исходя из ретроспективного анализа научных определений предмета психологии можно сделать выводы. Отечественным учёным удалось серьезно продвинуться в осмыслении психологии: в исследовании материального субстрата психики и сенсорных процессов (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, Б.Г.Ананьев и др.), анализе процессуально-содержательных характеристик психики на основе рассмотрения единства сознания и деятельности (школа С.Л.Рубинштейна), изучении процесса формирования высших психических функций в русле культурно-исторической концепции (Л.С.Выготский и его последователи), психологическом исследовании деятельности и генезиса психического (А.Н.Леонтьева), разработке проблемы

установки (школа Д.Н.Узнадзе) и психологии отношений (В.Н.Мясищев), рассмотрении проблем индивидуальности (Б.Г.Ананьев), формировании концепции целостности личности (М.Я. Басов, П.П.Блонский) и т. д.

Начиная с конца 60-х годов советские психологи последовательно проводят работу по уточнению основных общепсихологических терминов и понятий психологии. При этом, даже история психологии начинает рассматриваться сквозь призму формирования и трансформации категориальной сетки психологии (категориальный анализ). Так, М.Г. Ярошевский, изучая историю психологической науки через трансформацию системы инвариант (под которыми он понимает категории) выделяет «образ», «действие», «мотив», «общение», «личность» в качестве основных понятий психологии [60, с. 72]. В 60-е - 80-е годы психологи раскрывают значение для психологических исследований и соотношение между собой таких категорий и понятий как «отражение» [38 и др.], «сознание» [40 и др.], «установка» [56; 57;и др.], «бессознательное» [58; 51 и др.], «общение» [57], «деятельность и установка» [37], «деятельность и общение» [38] и др. Кроме этого было предложено несколько вариантов выделения системы стержневых психологических категорий. Так, А.Н.Леонтьев, в качестве наиболее важных категорий для построения системы психологии как конкретной науки, выделяет «деятельность», «сознание», «личность» [37]; К.К.Платонов в качестве общепсихологических категорий, объем которых совпадает с основной психологической категорией - «психикой» отмечает «формы психического отражения», «психические явления», «сознание», «личность», «деятельность», «развитие психики» [51]; Ломов в качестве базовых для психологической науки называет «отражение», «деятельность», «общение», «личность», «социальное», «биологическое» [37]. Свидетельством важной роли проблемы категорий в психологии явилось издание специального сборника на эту тему, а успехов советских психологов в ее решении - разработка тезаурусных словарей по психологии.

Используя морфологический анализ как инструмент вскрывающий содержание предмета психологии, через отнесённость слов к существительным, прилагательным, глаголам предполагал, что анализ текстов содержащих определения предмета психологии в учебниках и учебно-методических пособиях, словарях включал отбор слов, характеризующих предмет психологии. Таких слов оказалось 294. Выбранные слова подверглись морфологическому анализу, то есть определению существительных, прилагательных, глаголов. Группа существительных доминирует (190 слов, что составляет 64% от общего количества слов). Прилагательных 84 (28%), глаголов 22 9,1%). Следующим шагом стал подсчёт частоты встречаемости слов каждой группы. Особое внимание заслужили существительные с частотой встречаемости 7 и более раз. Среди существительных это, такие слова как деятельность (12), человек (11), субъект (9), психика (7), сознание (7). В группе прилагательных психический (7). Глаголов с частотой встречаемости 7 и более раз не обнаружено. Таблица 2.

Таблица 2

Морфологический анализ слов с частотой встречаемости два и более раза в определении предмета психологии

№ Существительные Кол-во слов частота в % Прилагательные Кол-во слов частота в % Глаголы Кол-во слов частота в %

1 Деятельность 12 (6,3) Психический 7 (8,3) Действовать 2 (9,0)

2 Человек 11 (5,7) Внутренний 3 (3,5) Отражать 2(9,0)

3 Субъект 9 (4,7) Субъективный 3(3,5) Становиться 2(9,0)

4 Психика 7 (3,6) Личный 2 (2.3)

5 Сознание 7 (3,6) Природный 2(2.3)

6 Мир 6 (3,1) Душевный 2(2.3)

7 Процессы 5 (2,6) Внешний 2(2.3)

8 Личность 5 (2,6) Объяснительный 2(2.3)

9 Явления 4 (2,1) Системный 2(2.3)

10 Действия 4 (2,1) Организованный 2(2.3)

11 Форма 4 (2,1) Ориентировочный 2(2.3)

12 Опыт 4 (2,1) Познавательный 2(2.3)

13 Взаимодействие 3 (1,5) Неосознаваемый 2(2.3)

14 Система 3 (1,5) Живой 2(2.3)

15 Образ 3 (1,5) Социальный 2(2.3)

16 Принцип 3 (1,5)

17 Функция 3 (1,5)

18 Поведение 3 (1,5)

19 Акты 2 (1,05)

20 Психология 2(1,05)

21 Чувства 2(1,05)

22 Путь 2(1,05)

23 Оценка 2(1,05)

24 Побуждения 2(1,05)

25 Структура 2(1,05)

26 Закономерности 2(1,05)

27 Связи 2(1,05)

28 Мотивов 2(1,05)

29 Отношения 2(1,05)

30 Регуляция 2(1,05)

31 Реальность 2(1,05)

32 Способности 2(1,05)

Итого 122(41,5) 37(12,5) 6(2,04)

Таким образом, для построения модели психической реальности существенно, важным является обращение к базисным понятиям психологии и педагогики. Анализ системы базисных понятий, предложенных тем или иным исследователем - это фактически анализ структуры психической реальности, которую предлагает автор для отражения в знании психического. Необходимо отметить, что попытки построения системы психического знания предпринимались неоднократно. Хотя в соответствии с идеей о сложном многоуровневом характере строения психики очень часто в современной психологии и педагогике происходит отказ от универсальных единиц исследования, что в свою очередь ещё больше усугубляет и без того непростую ситуацию с понятийным аппаратом психологии и педагогики.

Проведённый морфологический анализ выявил многозначность предмета психологии его терминологическую неоднородность. В научном сознании в определении предмета психологии преобладают существительные, такие как субъект, деятельность, человек. Эти

понятия также, являются базовыми в психолого-педагогической деятельности. На них опираются в определении перспектив развития личности учащегося.

Полученные результаты являются начальным этапом для разработки методологических основ исследования обыденных представлений о предмете психологии у учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 355 с.

2. Абрамова Г. С. Общая психология: учеб. пособие для вузов / Г. С. Абрамова. -М.: Академический Проект, 2002. - 494с.

3. Аллахвердов В.М. Очерк о психологии с восклицательным знаком. / В.М. Аллахвердов // Психология сознания: современное состояние и перспективы: Материалы I Всероссийской конференции: 29 июня - 1 июля 2007 г., Самара. -Самара: Изд-во «Научно-технический центр», 2007. - С. 18-29.

4. Аллахвердов В.М. Поддается ли сознание разгадке? / В.М. Аллахвердов // Психология сознания/ Сост. и общая ред. JI.B. Куликова.- СПб., 2001. - С. 98- 108.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Ленинградский Университет, 1968. - 339 с.

6. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания/ Б.Г. Ананьев. М.:' «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. - 384с.

7. Бергфельд А.Ю. Феноменология познания эмоциональных явлений / А.Ю. Бергфельд // Вестник Пермского университета. - 2009. - Вып. 2 (28). - С. 97-117.

8. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности/ Т.Н. Березина. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 319 с.

9. Бехтерев В.М. Сознание и его границы / Б.М. Бехтерев// Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2-х т. - Т. 1. Психика и жизнь / Под ред. Г.С. Никифорова, JI.A. Коростылевой. - СПб.: Алетейя, 1999. - с. 203222.

10. Бовина И.Б. Социальные представления молодежи о больных СПИДом/ И.Б. Бовина// Вопросы психологии - 2008- № 5 - С. 96-104.

11. Бовина И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы: Дис. ... д-ра психол. наук / И.Б. Бовина. -М., 2009.

12. Богомолова H.H. Контент-анализ / H.H. Богомолова, Т.Г. Стефаненко. - М., 1992.

13. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с. - (Проект «Психологическая энциклопедия»)

14. Бурлачук Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов.- СПб., 1999.

15. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. - Минск.: 1990.- 234 с.

16. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - Москва.: Институт психологии РАН. 1994, - 109 с.

17. Вундт В. Сознание и внимание /В. Вундт// Вундт В. Введение в психологию.-СПб.: Питер, 2002. -128 с.

18. Выготский JI.C. Мышление и речь. Изд. 5, испр. /JI.C. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

19. Выготский JI.C. Психика, сознание, бессознательное/ JI.C. Выготский // Психология сознания/ Сост. и общая ред. JI.B. Куликова - СПб., 2001. - С. 31- 47

20. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. - 150 с.

22. Гальперин П.Я. Введение в психологию : Учеб. пособ. для вузов / П.Г. Гальперин. - 5 изд. - М.: Книжный дом "Университет", 2005. - 336 с.

23. Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. -352 с.

24. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информ.- метод. пособие к курсу "Психология человека" /М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - 3 изд., доп. и испр. - М.: Педагогическое о-во России, 2001. - 276 с.

25. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций - М.: АСТ, Астрель; 2008. - 352с.

26. Горбатенко А. С. Системная концепция психики и общей психологии. После теории деятельности. - Ростов-на-Дону, 1999.

27. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х тт./В.И. Даль. -М., 1998. Т. 4.

28. Дружинин В.Н. Исследование психосемантической репрезентации общих умственных способностей/ В.Н. Дружинин, Г.А. Гребенюк, Е.Ю. Самсонова// Психологический журнал - 1993. - Т. 14 - №3.- С.47-55

29. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб: Питер, 2002. - 368 с.

30. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. Изд. третье, исправленное/ А.Н. Ждан. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

31. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА -ИНФРА Москва, 1999. - 624 с.

32. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова-М.: Пресс, 2002. - 480 с.

33. Кравченко А. И. Общая психология: учебное пособие. - М.: Проспект, 2010. -430 с.

34. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 279 с.

35. Левченко Е.В. Идея отношения в отечественной психологии конца XIX- первой трети XX веков / Е.В. Левченко. - Пермь: Пермский гуманитарно-технологический институт, 1999.

36. Лекции по общей психологии/ А. Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

37. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

39. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов; Отв. ред. Ю.М. Забродин, Е.В. Шорохова. - М.: Издательство «Наука», 1984. - 444 с.

40. Лурия А.Р. Язык и сознание/ А.Р. Лурия; под ред. Е.Д. Хомской - М.: Изд- во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.

41. Марцинковская Т. Д. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. - М.: Academia, 2010. - 381 с.

42. Мазилов В.А. Психология на пороге XXI века. - Ярославль: МАПН, 2001. - 112 с.

43. Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека / В.Н. Мясищев // Психология сознания / Сост. и общая ред. Л.В. Куликова. - СПб., 2001 - С. 56-63.

44. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2005. - 232 с.

45. Общая психология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. П. Анисимова, А. В. Карпов, Е. В. Кар-пова и др.; под общ. ред. А. В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004. - 231 с.

46. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1989.

47. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996

48. Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания / В.Ф. Петренко // Вопросы психологии. - 1982. - №5. - с. 23-35.

49. Петровский A.B. Основы теоретической психологии/ A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский - М.:1998.- 528 с.

48. Петровский А.В. Введение в общую психологию. - М.: 1996. - 496с.

49. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. -М.: Высшее образование, 2008. - 660 с.

50. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 291 с.

51. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 576 с

52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2005. - 713 с.

53. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию»/ Е.Е. Соколова. - 4-е перераб. изд. - М.: Смысл, 2003.687 с.

54. Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений.

- М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 352 с.

55. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учебн. пособ. для вузов. - 4 изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 672 с.

56. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. - 413 с.

57. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе/ 3. Фрейд: Пер М.В. Вульф, A.A. Спектор. - М.: ACT; Мн.: Харвест, 2006. - 400 с.

58. Юревич A.B. Психология и методология / A.B. Юревич. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 312 с.

59. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы, - М.: Политиздат, 1974. - 235 с.

60. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в.: Учеб. пособие. / М.Г. Ярошевский - М., 1996. - 416 с.

61. Lovi O.V., Dubrovsky V.E. Visual discrimination: a statistical analysis of subject's behaviour // The 17th European Conference of Visual Perception. Eindhoven, Netherlands, 1994.

Рецензент: Хаматнурова Елена Николаевна, зав. кафедрой естественнонаучных дисциплин, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Лысьвенский филиал.

Filippova Vera Petrovna

Perm National Research Polytechnic University Lysva branch, Russia, Lysva E-Mail: v.p.f_2010@mail.ru

Tarasov Andrey Valer'evich

Perm National Research Polytechnic University Lysva branch, Russia, Lysva E-Mail: v.p.f_2010@mail.ru

The Subject of Psychology, as the Basis of Psycho-Pedagogical Activity

Abstract. Defining the subject of psychology is still an important issue. Scientific analysis of psychological literature on the problem of determining the subject matter of psychology has shown the ambiguity of the term which is typical for psychological knowledge. Understanding of the term "subject matter of psychology" is different depending on the numerous options of explicit and implicit context used by different authors as they adjoin "being existence", "objective reality", "object", "subject", "knowledge", "method"," knowledge"," science", and other terms. The article includes the review of the term "the subject of psychology" defined in the works of Russian and foreign scholars. It is stated that the development of views on the subject of psychology has not stopped at the moment. It is concluded that the predecessors has contributed greatly to understanding the subject field of psychology. The morphological analysis of scientific definitions "the object of psychology" has been carried out. The usage frequency of the words defining the scientific content of the subject matter of psychology has been analyzed.

Keywords: the subject of psychology; the mental model; categories of mental: reflection; activity; the unity of the continuous and discrete; consistency; the unity of personality; consciousness; activity and communication; the polysemy; multi-level; Soviet psychology; world psychology; the scientific understanding of psychology; morphological analysis.

REFERENCES

1. Abulkhanova Slavskaya KA Activities and personality psychology. M. 1980.

2. Abramov GS General Psychology: Textbook. manual for schools / GS Abramov. - M .: Academic Project, 2002 - 494s.

3. Allakhverdov VM Essay on psychology with an exclamation point. / VM Allakhverdov // Psychology of Consciousness: Current State and Prospects: Proceedings of the I National Conference: June 29 - July 1, 2007, Samara. - Samara: Publishing house "Scientific and Technical Center", 2007 - S. 18-29.

4. Allakhverdov VM Amenable to whether consciousness unraveling? / VM Allakhverdov // Psychology of Consciousness / Comp. and general ed. JI.B. Kulikova.-SPb., 2001 - S. 98-108.

5. Ananev BG Man as an object of knowledge. L. 1968.

6. Ananev BG Psychology and the problems of human science / BG Ananev. M .: '"Institute of Applied Psychology"; Voronezh: NGO "MODEK" 1996 - 384p.

7. E. Artemyev Fundamentals of psychology subjective semantics / E. Ar-temeva; ed. IB Hanin. M .: Science; Meaning, 1999 - 350p.

8. Balin VD Structure of individual consciousness - http://www.psvcheya.ru/lib/ppsl 2.html

9. Beletskaya YS Implicit theories of organizational interpersonal relationships. Dis .... Candidate. psychol. Science / JS. Beletskaya-M.3 2003

10. Bergfeld AY The phenomenology of cognition emotional phenomena / AY Bergfeld // Herald Perm University. - 2009 - Vol. 2 (28). - S. 97-117.

11. Berezin TN Multidimensional psyche. The inner world of the individual / TN Be-rezina. - M .: PER SE, 2001 - 319 p.

12. VM Bekhterev Consciousness and its boundaries / BM Bekhterev VM Bekhterev // Selected works on the psychology of personality: a 2-m. - T. 1 Mind and Life / ed. GS Nikiforov, JI.A. Korostylyova. - St. Petersburg .: Aletheia, 1999 - p. 203-222.

13. Bovina IB Social representations of youth about AIDS / IB Bovina // Questions psychology - 2008- № 5 - pp 96-104. 14 Bovina IB Social representations of health and illness: the structure, dynamics, mechanisms: Dis. ... Dr. psychol. Sciences / IB Bovina. TH., 2009.

14. Bogomolov H.H. Content analysis / H.H. Bogomolov, TG Stefanenko. - M., 1992.

15. Significant psychological dictionary / Comp. And Society. Ed. B. Mescheryakov V. Zinchenko. - St. Petersburg .: prime EVROZNAK, 2003 - 672. - (The "Psihologiche-skaya Encyclopedia")

16. Burlachuk LF Dictionary guide to psychological diagnostics / LF Burlachuk, SM Morozov St. Petersburg., 1999.

17. Brushlinskii AV, Polikarpov VA Thinking and communication. Minsk. In 1990.

18. Brushlinskii AV Problems of psychology subject. Moscow. Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences. 1994 109.

19. Wundt V. Consciousness and attention / V. Wundt Wundt // B. Introduction to psiholo-giyu.- Petersburg .: Peter, 2002. -128 p.

20. Vygotsky JI.C. Thinking and speech. Ed. 5, rev. /JI.C. Vygotsky. - M .: Labyrinth, 1999 - 352 p.

21. Vygotsky JI.C. Psyche, consciousness, the unconscious / JI.C. Vygotsky // Psychology of Consciousness / Comp. and general ed. JIB. Kulikova - SPb., 2001 - S. 31-47 22 Galperin PY Introduction to Psychology. M .: Univ. University Press, 1976 - 150 p.

22. Galperin PY Introduction to Psychology: Proc. benefits. for schools / PG Halperin. -5th ed. - M .: Book House "University", 2005 - 336 p.

23. Gamez MB, Gerasimov BC, Mashurtseva DA, Orlova LM General psychology: Study guide / under total. Ed. MV Gamez. - M .: Os-89, 2007 - 352 p.

24. Gamez MV Atlas of psychology: Inform.- method. benefit to the course "Human psychology" /M.V. Gamez, IA Domashenko. - 3rd ed., Ext. and Corr. - Teacher of M .: of Russia, 2001 - 276 p.

25. Gippenreiter YB Introduction to general psychology: lectures - M .: AST Astrel; 2008

- 352s.

26. Gorbatenko A. The system concept of mind and general psychology. After the theory of activity. - Rostov-on-Don, 1999. 27

27. Dal VI Explanatory Dictionary of Russian Language in 4 vols. / VI. Dahl. - M., 1998 T. 4.

28. Druginyn VN Investigation psychosemantic representation general intellectual abilities / VN Druginyn, GA Grebenuk, EJ Samsonov // Psychological Journal - 1993 - 14 T -№3.- S.47-55.

29. Druginyn VN Psychology General Aptitude / VN Druginyn. - St. Peter, 2002 - 368 e .: ill. - (Series "Masters of Psychology").

30. AN Zhdan History of Psychology: from antiquity to the present: Ucheb-nik for students of the psychological faculties of universities. Ed. third, corrected / AN Zhdan.

- M .: Pedagogical Society of Russia, 2002 - 512 p.

31. Enikeev MI General and Social Psychology: A Textbook for high schools. - M .: Publishing Group NORMA INFRA-Moscow, 1999 - 624 p.

32. Cognitive Psychology. Textbook for High Schools / Ed. VN Druzhinin, DV Ushakov-M., 2002.

33. Kravchenko AI General psychology: a tutorial. - M .: Prospect, 2010 - 430 p.

34. Short psychological dictionary / Compiled and edited. LA Karpenko. - Rostov N / A: Phoenix, 1998 - 279 p.

35. Levchenko EV The idea of relationship in the national psychology XIX- end of the first third of XX century / EV Levchenko. - Perm Perm Humanities and Institute of Technology, 1999.

36. Lectures on General Psychology / Luria. - St. Peter .:, 2006 - 320 p.

37. AN Leontiev Activity. Consciousness. Personality / AN Leontiev. - M .: Politizdat, 1975 - 304 p.

38. BF Lomov Methodological and theoretical problems of psychology / BF scrap; Ans. Ed. YM Zabrodin, EV Shorohova. - M .: Publishing House "Nauka", Moscow, 1984 -444 p.

39. AR Luria Language and mind / AR Luria; ed. ED Chomsky - M .: Izd Moskov. University Press, 1979 - 320 p.

40. Martsinkovskaya TD General Psychology: a textbook for students enrolled in the teaching professions. - M .: Academia, 2010. - 381 p.

41. Mazilov VA Psychology in the XXI century. Yaroslavl: MAPN, 2001. 112 p.

42. Myasischev VN Consciousness as a unity of reflection of reality and human relations with her / VN Myasischev // Psychology of Consciousness / Comp. and general ed. LV Kulikov. - St. Petersburg., 2001 - S. 56-63.

43. General Psychology: Proc. for students ped. in-tov. / A.B. Petrovsky M .: Education, 1970. 45

44. General Psychology: Textbook / Society. Ed. prof. LV Karpov. - M .: Gardariki, 2005

- 232.

45. General Psychology: Textbook. for students enrolled in the direction and function of psychology / N. Anisimov, AV Karpov, EV Kar-pov and others .; under the total. Ed. AV Karpov. - M .: Gardariki, 2004 - 231 p.

46. Ozhegov SI Russian dictionary: 70,000 words / SI burns; ed. NY Shvedova. - M., 1989.

47. Pervushina OES General Psychology: Guidelines. Novosibirsk Scientific-Educational Center of Psychology NSU, 1996

48. VF Petrenko Experimental psychosemantics: study indi-vidualnogo consciousness / VF Petrenko // Questions psychology. - 1982. - №5. - P. 23-35.

49. Peter A.B. Foundations of Theoretical Psychology / AB Peter, MG Yaroshevskii - M., 1998.

50. Peter A. Introduction to general psychology. - M .: 1996 - 496s.

51. Psychology: A Textbook for pedagogical universities / Ed. BA Sosnowski. - M .: Higher Education, 2008 - 660 p.

52. Psihologichesky dictionary / Ed. VP Zinchenko, BG Meshcheriakova. - M .: Pedagogy Press, 1997 - 291 p.

53. Psychological Science in Russia XX century: problems of theory and history. Ed. AV Bruschlinsky. - M .: Publisher 'Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences ", 1997 - 576

54. Rubinstein SL Fundamentals of General Psychology / SL Rubinstein. - St. Peter .:, 2005

- 713 e .: ill. - (Series "Masters of Psychology").

55. Sokolov EE Thirteen conversations about psychology: A Tutorial for the course "Introduction to Psychology" / EE Sokolov. - 4th rev. ed. - M .: Meaning, 2003.- 687 p.

56. Sokolova E. Introduction to Psychology: A Textbook for stud. Higher. Textbook. institutions. - M .: Publishing Center "Academy", 2005 - 352 p.

57. Stolyarenko LD Principles of Psychology: Training. benefits. for universities. - 4th ed., Rev. and ext. - Rostov N / A .: Phoenix, 2001 - 672.

58. DN Uznadze Psychological studies / DN Uznadze. M .: Science, 1966.

59. DN Uznadze General Psychology / Per. with Georgian E. Sh Chomakhidze; Ed. IV Imedadze. - M .: meaning; Petersburg .: Peter, 2004 - 413 p.

60. Freud 3 main psychological theories of psychoanalysis / 3 Freud: Per MV Wolfe, A.A. Spector. - M .: ACT; Mn .: Harvest, 2006 - 400 p.

61. Jurevich A.B. Psychology and Methodology / AB Jurevich. - M .: of "Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences", 2005 - 312 p.

62. MG Yaroshevskii Psychology in the XX century. Theoretical problems, M .: Politizdat, 1974

63. MG Yaroshevskii Psychology history from antiquity to the middle of the XX century .: Proc. allowance. / MG Yaroshevskii - M., 1996 - 416 p.

64 Lovi O.V., Dubrovsky V.E. Visual discrimination: a statistical analysis of subject's behaviour // The 17th European Conference of Visual Perception. Eindhoven, Netherlands, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.