УДК 37.014
Н. В. Седова
О педагогической культуре учителя в истории отечественного образования
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «педагогическая культура». Показано, что явление существовало в отечественной истории образования давно, хотя не имело такого названия. Особое внимание уделено требованиям и проявлению педагогической культуры учителя в России XIX и XX веков.
Abstract. The article reveals the essence of the concept of "pedagogical culture". It is shown that the phenomenon existed in the national history education for a long time, although it had no name. Special attention is paid to the requirements and the manifestation of the pedagogical culture of the teacher in Russia of the XIX and XX centuries
Ключевые слова: воспитание, обучение, отношения учителя и ученика, педагогическая культура.
Key words: education, training, relationship of teacher and student, pedagogical culture.
Обновление российской школы путем модернизации образования имеет массовый характер и связано с серьезными социокультурными изменениями, происходящими в общественной жизни, науке, культуре, образовании и воспитании. Образование рассматривается как механизм общественного развития России. Значимой фигурой в системе образования, в учебно-воспитательном процессе в школе является учитель. Без высококвалифицированного учителя не разрешима ни одна проблема, стоящая перед образованием и в России, и за рубежом. Образование в любой стране мира, пожалуй, всегда страдало не столько от недостатка школьных зданий, оборудования, учебно-наглядных пособий и прочих средств обучения, значение которых трудно переоценить, сколько от нехватки хорошо подготовленных учителей.
Составляющие подготовки учителя разнообразны, трудны, постоянно изменяются в силу более сложных требований, предъявляемых к тем, кто обучает и воспитывает молодежь. Обратимся к одной из важных составляющих - педагогической культуре, без которой не возможна успешная профессиональная деятельность учителя.
Понятие «педагогическая культура» используется для характеристик педагогического образования, начиная с ХХ века, хотя вопросы о том, каким должен быть учитель, об отношениях воспитателей и воспи-
© Седова Н.В., 2015
101
танников, составляющих основу изучаемого феномена, являются многовековыми.
Так Владимир Мономах считал, что главным средством воспитания детей является образование, успех воспитания зависит не от отдельных наставлений, а от совокупности многообразных воспитательных средств, включающих этикет, манеры и тон поведения. Человеку надо учиться, как написано в «Поучении»: «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, ...лишаемый - не мсти, ненавидимый - люби, гонимый - терпи, хулимый - молчи,.» [1].
Особый характер отношений между воспитателями и воспитанниками существовал в братских школах юго-западной Руси. Братства возникли для защиты православия, для борьбы с католиками, естественно и школы, которые они создавали, должны были служить той же цели. Учитель был обязан учить детей любви к родителям, уважению к старшим и вообще всякой добродетели. В его обязанности входило: посоветовать ученику, учитывая его возраст, наклонности и способности, какими науками ему следует заниматься. В школе перед учителем все ученики были равны, и богатые и бедные. Каждого ученика учитель должен учить, сообразуясь с его силами в учении; учить и любить детей всех одинаково, как сыновей богатых, так и сирот, убогих, и тех, которые просят пропитания [1].
Особенно актуальными вопросы отношений воспитателей и воспитанников были в XIX веке, когда в России для подготовки учительства стали открываться различные учебные заведения. Проблемы педагогической культуры, без использования самого термина, рассматривались первоначально в рамках высших учебных заведений, которые должны были обеспечить гимназисткам, курсисткам, семинаристкам, студенткам достойный их звания — учительниц — уровень владения знаниями и умениями строить отношения со своими воспитанниками, с целью помочь им в деле обучения и воспитания. Само же понятие «педагогическая культура» стало использоваться для характеристики готовности преподавателей и студентов к педагогическому труду уже в XX веке.
Педагогическая культура в традиционном понимании связывается только с педагогической профессией. В этом случае она представляет собой интегральное качество — синтез высокого профессионализма и внутренних качеств — личности учителя, которое проектирует его общую культуру в сферу профессии, и является целью профессионального самосовершенствования, мерой творческого присвоения и преобразования опыта, накопленного человечеством в области воспитания и образования, и условием, предпосылкой эффективной педагогической деятельности.
Если в понимании педагогической культуры исходить из того, что это составляющая общей культуры, то она определяется как культура
102
отношений, которые воспринимаются, осваиваются, воспроизводятся и развиваются в общении и деятельности каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности. Это культура отношений, которая учит, как относиться ко всему, что окружает человека: к миру, себе и другим людям. От этих отношений, с одной стороны, зависит развитие культуры, а с другой, степень овладения ею и, следовательно, уровень развития самой личности.
В современных условиях меняется функция педагога. Он не тот, кто учит, а кто понимает и чувствует, как ребенок учится. Эта идея личностно-ориентированной педагогики получает сегодня свое дальнейшее развитие. Педагог — не тот, кто учит ребенка жить, транслируя нравственные нормы (поучает), а тот, кто чувствует жизнь ребенка как свою и тактично помогает его внутреннему, душевному росту, кто растет сам, развивая окружение детей, способствуя укреплению сообщества детей и взрослых.
История развития педагогического образования в России дает яркий пример того, как могут строиться отношения учитель - ученик. До XVIII века в России не было специализированных учебных заведений по подготовке учительских кадров. Развитие педагогического образования шло медленно, зигзагообразно, правительство стремилось через учительство воспитать из своих подданных верных сынов церкви, людей, преданных царю и Отечеству.
«Устав народным училищам» (1786 г.) явился заметной вехой в становлении школьного дела и в частности педагогического образования в России. Никогда и ни в одном государственном документе прошлого так много и обстоятельно не освещались требования, предъявляемые к учителю, как в Уставе 1786 г. и в «Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ». В этих документах указывалось, что учитель должен знать свои обязанности, обладать добрыми качествами: христианским благочестием и добронравием (быть миролюбив и порядочен, дружелюбен и учтив, избегать брани, клеветы и сквернословия). Он должен ласково и любовно относиться ко всем ученикам; проявлять о них отеческую заботу и терпение; не показывать досады, если они что-то не понимают; быть прилежным сам и поддерживать прилежных учеников; проявлять беспристрастность и снисходительность к детям. Подчеркивалось, что учитель не только преподаватель, а, прежде всего и главным образом, воспитатель. Устав требовал, чтобы учитель был верным слугой престола. Если учитель не исполняет требований, предъявляемых к нему, говорилось в Уставе, то он согрешает перед богом, перед правительством, перед родителями учеников, перед детьми, перед собой [2].
Большое значение педагогическому образованию придавали прогрессивные силы общества. По их мнению, оно способствовало обеспечению всех прочих граждан России «достойным образованием». При-
103
чем, они больше говорили о необходимости «образования рассудка учащихся, нежели о наполнении и управлении их памяти».
Главным предметом юношеского наставления должно было быть приучение детей к трудолюбию, возбуждение в них охоты и привязанности к наукам. Передовая часть русской общественности поддерживала принцип бессословности школы, ее «гуманный, общечеловеческий» характер, для реализации которого нужны были педагогически образованные люди. В практике школы были сформулированы две цели: воспитание человека, подчиняющегося вере, царю и Отечеству, и сообщение учащимся полезных знаний, без установки на развитие их познавательных способностей, достижение которых осуществлялось учительством.
История отечественной школы свидетельствует о том, что педагогическое образование получали: воспитанники учительских семинарий и институтов, педагогических классов, открытых по проекту устава низших и средних народных училищ; воспитанницы специальных женских учебных заведений, которые согласно программе по педагогике, разработанной К. Д. Ушинским, должны были постичь воспитательную деятельность, которая открыла бы «каждому из своих воспитанников дорогу в жизнь, сообразную с его способностями и наклонностями». Главное «Воспитание индивида для него самого и воспитание в индивиде члена общественного организма» [5, с. 96].
Отличительной чертой данного исторического периода является пристальное внимание к проблемам воспитания и учительства со стороны прогрессивных общественно-педагогических деятелей, таких как: Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Д. И. Писарев и др. Хотя они не использовали понятия педагогическая культура, но по существу их очень волновали вопросы отношений между воспитателями и воспитанниками. Они стремились определиться в необходимых знаниях, личностных и профессиональных качествах учителей, обеспечивающих интерес детей к учению, предупреждающих и снимающих возникающее между ними непонимание.
К. Д. Ушинский большое значение придавал воспитанию убеждений и чувств, в особенности при формировании мировоззрения, патриотизма, путем правильной постановки эстетического, трудового воспитания, учебно-воспитательной работы в школе, руководствуясь твердыми принципами и традициями в воспитании, определенностью и строгостью требований к воспитаннику, атмосферой учебно-воспитательного заведения [5].
По работам К. Д. Ушинского можно выделить те характеристики, которые в современном знании рассматриваются как составляющие педагогической культуры педагога. Каждый педагог-практик должен совершенствоваться в своем деле, овладевать педагогической опытностью. Педагогическая опытность - большее или меньшее количество фактов воспитания, пережитых воспитателем. Если эти факты остаются только
104
фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт сделается правилом воспитательной деятельности педагога.
Воспитатель внушает воспитаннику не только уважение и любовь к труду; но путем воспитания прививает привычку к труду, потому что дельный, серьезный труд всегда тяжел. Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. Наставник должен только помогать воспитаннику - бороться с трудностями постижения того или другого предмета: не учить, а только помогать учиться. Метода такого преподавания кроме многих других достоинств имеет еще главное — приучая воспитанника к умственному труду, она учит преодолевать тяжесть такого труда и испытывать те наслаждения, которые им доставляются. Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать — легко и приятно, но думать — трудно. Мало того, серьезный умственный труд утомляет непривычного человека. Воспитателю нужно изучать воспитанника, каков он есть в действительности, побудительные причины его поступков и мыслей, историю развития характера. Тогда в самой природе человека он найдет средства воспитательного влияния. Воспитатель (преподавание есть только одно из средств воспитания) в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания. Всякая программа преподавания, всякая методика воспитания, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Воспитатель никогда не может быть «слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы». Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.
Таким образом, К. Д. Ушинский считал, что хороший воспитатель своим преподаванием не только обогащает ум воспитанника познанием, но развивает все его умственные и нравственные силы, используя для этого собственные природные таланты, характер, нравственность, убеждения и науку. Средствами и методами воспитания является правильная организация труда и отдыха воспитанников, игра, воспитывающее обучение, обмен мыслями между наставниками и учениками и др. На убеждения можно действовать только убеждением, самостоятельность воспитанников следует всячески поддерживать. По отношению к каждому ребенку следует проявлять доверие и любовь.
Большое значение в воспитании К. Д. Ушинский придавал педагогическому такту, как ровному и требовательному обращению воспитателя, выступал против выражения им нетерпения по отношению к детям; тре-
105
бовал добросовестного и сознательного выполнения своего долга, чтобы, взявшись за воспитание духовной стороны человека, он, как можно ближе, знакомился с предметом своей деятельности.
На вопрос о том, каким быть учителю, отвечал и Л. Н. Толстой. По его мнению, важно, чтобы учитель твердо знал, что в неуспехе учеников виноват только сам, так как не нашел средства, условия для проявления всех творческих сил и способностей ребенка, «...чем хуже сам учитель знает предмет, которому учит, чем меньше он его любит, тем ему нужнее строгость и принуждение; напротив, чем больше учитель знает и любит предмет, тем естественнее и свободнее его преподавание» [4, с. 109].
Границы свободы в воспитании тоже обеспечиваются учителем, его знаниями и талантами, способностью так руководить школой, чтобы создавать в ней особый «дух напряженного оживления». Условием успешного приобщения к миру знаний являются отношения полного доверия между учителем и учеником. От индивидуальности учителя зависит характер, стиль и направление учреждения, дух и атмосфера, которые в нем господствуют. «Дух заведения... живет не в стенах, не в бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников» [4, с. 169]. Л. Н. Толстой отрицал воспитание, основанное на принуждении, когда взрослые навязывают детям ничем не обоснованные свои убеждения, верования, взгляды, и придавал большое значение воспитывающему обучению. По его мнению, успешность деятельности учителя проявляется в отношениях с учащимися и в том, как ведет себя ребенок в отношениях с другими детьми.
Таким образом, вопросы отношений воспитателей и воспитанников, были обозначены еще в глубокой древности. Они получили развитие в конце XVI и XVII вв. в братских школах юго-западной Руси. В XIX в. эти вопросы приобрели особое значение, и в первую очередь, в связи с развитием педагогического образования, в XX в. в педагогике стали разрабатываться проблемы педагогической культуры учителя, а уже в конце века возникла потребность в изучении педагогической культуры субъектов образовательного процесса. Это изучение показало, что:
• Педагогическая культура как культура отношений к миру, себе, другим людям формируется и проявляется в деятельности и общении.
• Деятельность и общение благодаря своим развивающим человека функциям: побуждающей, когнитивной, эмоциональной - определяют связи личности с миром культуры, обеспечивают удовлетворение ее потребностей, служат ее духовному и эмоциональному развитию, воздействуют на сознание, т.е. обеспечивают становление личности.
• Развитие и совершенствование деятельности и общения способствуют созиданию и личности, и культуры; в свою очередь,
106
личность, овладевшая педагогической культурой, более успешно организует деятельность и общение, свои социальные связи, выполняет социальные функции в настоящем и будущем, потому что имеет к ним положительное отношение.
• В силу огромных возможностей педагогической культуры в плане формирования личности, развития самой культуры, организации отношений в обществе целесообразно не связывать владение ею только с профессиональной деятельностью - педагогической, а приобщать к ней всех учащихся еще на этапе средней школы [3]. Но это исследование уже XXI в. - века модернизации отечественного образования.
Список литературы
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М., 1985.
2. Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соколов. - М.,
1985.
3. Васильева З.И., Седова Н.В. Научная школа З.И.Васильевой. Общение субъектов образования как способ формирования гуманистических ориентаций в социальной среде (90-е гг. XX в.) / Вестн. СЗО РАО. - №1 (13). - 2013. - СПб.: Изд-во РХГА, 2013. - с.24-31.
4. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 тт. - М., 1984, Т.17.
5. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения // сост. С. Ф. Егоров. В 6 т. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1988.
107