Соколова Л.Б., Дацковская Н.А.
Оренбургский государственный педагогический университет
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ К.Д. УШИНСКОГО
В статье исследуется теория развивающего обучения основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского. В XIX в. К.Д. Ушинский создал первую в России стройную педагогическую теорию, которая актуальна, значима и в наши дни. По мнению авторов, К.Д. Ушинский создал универсальную модель системы развивающего обучения, в которой важное место было отведено роли учителя.
Наследие К.Д. Ушинского - один из живительных источников, питавших педагогическую мысль не только нашего Отечества, но и зарубежья на протяжении уже нескольких веков. Неоднократно педагоги современности обращаются к творчеству К.Д. Ушин-ского, так как его идеи живут и, работая на благо педагогики, возрождаются, привнося с собой новые усовершенствованные теории образования.
Теоретическую концепцию развивающего обучения К.Д. Ушинский реализовал в методической литературе, учебниках, в работах, посвященных организации школы.
К.Д. Ушинский в системе развивающего обучения особую важную роль отводил личности учителя. В наше время это фигура скорее трагическая: в условиях общего кризиса он созидает человека, должен не только дать ему основы человеческой культуры, но и уберечь о моральной деградации, нравственной гибели. Процесс обучения и воспитания немыслим без воодушевляющего влияния личности учителя, не заменимого в этом деле ничем. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя,
- писал К. Д. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Никакие инструкции «дурного воспитате-
ля... не сделают хорошим и не заменят его ни в коем случае» [13].
Учитель основная фигура в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. От качества его профессиональной подготовки и уровня компетентности зависит становление личности каждого гражданина нашего общества, развитие интеллектуального потенциала страны. Сегодня заметно активизировались поиски путей радикальной модернизации системы образования как необходимого условия подготовки подрастающего поколения к осуществлению социально-экономических преобразований в новом XXI веке.
Будущее поколение не сможет внести необходимый вклад в решение задач национального развития, если оно не будет иметь соответствующего образования. Поэтому под личностным потенциалом учителя нового века хотелось бы подразумевать такую систему ценностей и норм поведения, которая смогла бы обеспечить развитие науки, техники и производства, искусства и культуры нации.
Многое зависит от того, как быстро учительство страны осознает себя одной из главных движущих сил в этом процессе, какие гуманистические подходы к обучению и воспитанию применить, какие компоненты образовательного процесса переосмыслить.
К.Д. Ушинский говорил о личности учителя как о решающем звене всей педагогической работы. К.Д. Ушинский отмечал, что процесс обучения и воспитания немыслим без воодушевляющего влияния личности учителя, не заменимого в этом деле ничем. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, -писал К.Д. Ушинский, - потому что воспи-
тательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [2].
Разрабатывая новые принципы педагогической науки, К.Д. Ушинский считал, что для воплощения в жизнь этих принципов нужны педагоги с совершенно иным уровнем профессиональных знаний, с иным мировоззрением, с иной квалификацией. В середине XIX века не было сформировано само педагогическое образование. Зачастую в учебных заведениях преподавали лица, не имеющие педагогического образования, не владеющие профессиональным мастерством учителя. Кроме того, преподавание в учебных заведениях не отвечало требованием действительности. Все пороки образования К.Д. Ушинский знал на личном опыте и стремился разработать стройную систему образования, отличавшуюся от современной. Отмечая решающую роль личности учителя в образовательном и воспитательном процессе, К.Д. Ушинский неоднократно обращался к проблеме подготовки педагогических кадров в педагогических учреждениях России. В самом начале своей педагогической деятельности, К.Д. Ушинский в ряде статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей» [14]. К.Д. Ушинский отмечал, что в России педагогический институт готовит преподавателей для средних и высших учебных заведений, но, усвоив университетский курс наук и закрыв свою практическую школу, педагогический институт потерял педагогический характер обучения и сделался бесполезным дополнением к университету. Созданные
при гимназиях и при народных училищах педагогические курсы, по мнению К.Д. Ушинского, не способны подготовить квалифицированных специалистов. Только создание учительских семинарий решит проблему педагогических кадров, считал К.Д. Ушинский.
По инициативе К.Д. Ушинского, в период его деятельности в Смольном институте благородных девиц (1859 - 1862), началась подготовка учителей начальных классов. В статье «Проект учительской семинарии» он изложил подробный план подготовки учителя, основные требования к его личности. Эти требования - высокий профессионализм, глубокая теоретическая подготовка, творчество и коммуникабельность - мы предъявляем к современному педагогу.
Во многих своих работах К. Д. Ушинс-кий высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки преподавателя. Преподаватель должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Кроме того, Ушинский считал, что будущему преподавателю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.
Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи:
- разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложением к искусству воспитания»;
- подготовка широко образованных педагогов;
- распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений.
Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты и семинарии. Только тогда, по мнению К.Д. Ушинского, можно было сдвинуть с места загнивающую систему образования России.
На сегодняшний день многим высшим учебным заведениям страны не достает профессиональных педагогических кадров по ряду дисциплин. Молодые специалисты зачастую не имеют представление о педагогическом мастерстве, профессиональных навыках и качестве преподавания своей дисциплины в высшем учебном заведении. На их переподготовку уходит большое количество времени, и что не мало важно, денежных средств. В свою очередь, от того, кто, как, какими средствами, методами преподает студентам вузов экономическую, юридическую, педагогическую и другие дисциплины, зависит будущее России. И лишь профессионал своего дела может справиться с поставленной задачей выпустить из стен вуза дипломированного специалиста. О профессиональной подготовке преподавателя К.Д. Ушинс-кий говорил не раз. Тем не менее, вопрос о переподготовке специалистов, преподающих в учебных заведениях не имея педагогического образования сегодня звучит достаточно актуально.
Не считая бездейственными программы, уставы и инструкции и возражая только против исключительности их роли, К.Д. Ушин-ский больше всего требовал от педагогов личного творчества и поисков научных основ своей работы. По мнению К.Д. Ушинс-кого педагог способен и должен влиять на развитие личностных качеств обучаемого. В это заключается призвание учителя - формирование целостной, всесторонне развитой личности. Как отмечал К.Д. Ушинский, преподаватель-формалист напрасно теряет силы и время на проведение занятий, так как его «подопечные» на занятиях только бездельничают, зная, что и без его скучных «объяснений» они найдут всю информацию в учебни-
ке. Творчество педагога залог успеха всего образовательного процесса. «Золотое правило» К.Д. Ушинского и сегодня актуально. Свободы творчества не хватает многих педагогам и в XXI веке.
Подготовка современного педагога-воспитателя должна осуществляться в процессе непрерывного педагогического образования. Требованиями времени, общественного развития, школьного дела определяются человеческие и профессиональные качества того, кто призван возглавить подготовку грядущих поколений. В свою очередь, именно на выявление, формирование и развитие этих качеств должна быть направлена вся иерархия непрерывного педагогического образования - от отбора и ориентации старшеклассников, склонных к педагогической работе, через их среднее и высшее педагогическое образование до переподготовки и совершенствования кадров работающих учителей.
На первом еще детском этапе целесообразно выявить ребят, желающих стать учителями, помочь им осознать свое решение, соотнести особенности своей личности с предстоящей учительской деятельностью, наметить и воспитывать в себе то, без чего нельзя стать настоящим педагогом, приобщиться к практической работе с младшими ребятами, в школе и в классе. Предпрофессиональная подготовка, призванная способствовать отбору тех, кто стремится к педагогической работе и соответствующему образованию, отсеву той части старшеклассников, которым противопоказана учительская работа, завершается конкурсом переходом к подготовке профессиональной.
Конкурсные испытания в педагогических учебных заведениях должны отличаться своей нацеленностью не столько на проверку уровня знаний по тем или иным предметам, изучаемым в школе (в учебном заведении эти знания все равно обновят и углубят), сколько на проверку готовности к Педагогической деятельности с помощью специально разработанных тестов. Таким образом, необходимо изменить сущность и методику отбора: старшеклассники, успешно прошед-
шие педклассы, школу молодого учителя, макаренковские клубы и т.д., должны пользоваться преимущественными правами при поступлении в педвузы.
На втором этапе - профессиональная подготовка по специальности и квалификации, определяющим будущий диплом. Принципиально важно изменить отношение студентов педвузов к таким предметам - как педагогика и психология. Общепедагогическое образование должно стать базовым для будущих учителей. Тогда знания их по учебным предметам обретут иной смысл и смогут превратиться в фактор развития личности. Надо усилить в программах соответствующих учебных заведений цикл психологопедагогических дисциплин, объем, методы и формы педагогической практики, предусмотрев, в частности, обязательную работу преподавателей и студентов с новыми поколениями педклассов, школами будущего учителя и пр. Требует внимания база и состояние заочного (вечернего) педагогического образования. Своеобразному - состоящему, как правило, из уже работающих учителей -студенческому контингенту важно помочь быстро и эффективно пройти учебную программу, предусмотрев опору на собственный педагогический опыт, интегративные курсы, широкое использование индивидуальных планов для сокращения сроков обучения, на которое неизбежно отрывается время и у работы, и у семьи.
Учреждениям заочного (вечернего) педагогического образования предстоит принять на себя психолого-педагогическую подготовку социальных педагогов, воспи-тателей-непрофессионалов, работающих с детьми во внешкольных учреждениях, по месту жительства и т. д., она может завершаться сертификатом о получении еще одного высшего (среднего специального) образования.
Наконец, третий перманентный этап: он длится столько, сколько реальная профессиональная жизнь учителя, и включает систематическое обновление знаний, организацию педагогического творчества, научнометодический анализ инноваций, участие в целенаправленной организации передового
педагогического опыта и распространении его идей. Одно из главных усилий успеха деловое сотрудничество методических служб народного образования с преподавателями, а также студентами педвуза, в частности, проходящими стажировку, непосредственно работая со школьниками, желающими стать учителями.
К.Д. Ушинский считал, что педагог может воздействовать на личность обучаемого лишь тогда, когда он будет иметь твердые общественные и педагогические убеждения, когда педагог будет понимать и осознавать свою роль в учебном процессе, иметь высокую цель педагогической деятельности. Без осознания высокого предназначения педагогической деятельности, невозможно прийти к желаемому результату - сформированнос-ти целостной самодостаточной образованной личности. К.Д. Ушинский возлагал в этом деле большие надежды на педагогическую литературу и правильно налаженную подготовку учителей.
В своей статье «О пользе педагогической литературы», которая вышла в «Журнале воспитания» в 1857 году, К.Д. Ушин-ский писал: «Крайняя бедность нашей педагогической литературы, сравнительно с практической педагогической деятельностью нашего отечества, не может не броситься в глаза человеку обратившему свое внимание на этот предмет»[3]. К.Д. Ушин-ский утверждает, что педагогическая литература есть ни что иное как могущественное средство преподавателя. Знание педагогической литературы помогает преподавателю выстроить свою собственную концепцию обучения и воспитания. Учитель не может проводить полноценные занятия, не может в полной мере способствовать сформированности личности ребенка, не зная труды видных деятелей педагогики, психологии, физиологии и т.д. Педагогические методы воспитания очень разнообразны, и только знакомство со всем этим разнообразием может спасти воспитателя от той упрямой односторонности, которая встречается у педагогов-практиков, не знакомых в полном объеме с педагогической литературой.
Педагогическая литература одна только может оживить воспитательную деятельность, придать ей тот смысл и ту занимательность, без которых она скоро делается машинальным препровождением времени, назначенного на уроки. Только она одна может возбудить в обществе внимание к делу воспитания и дать в нем воспитателям то место, которое они должны занимать по важности возлагаемых на них обязанностей. Говоря о значении педагогической литературы в формировании личности учителя, К.Д. Ушинский подчеркивал, что никто не сомневается, что воспитание есть деятельность сознательная, по крайней мере, со стороны воспитателя, но сознательной деятельностью может быть названа только та, в которой мы определили цель, узнали материал, с которым мы должны иметь дело, обдумали, испытали и выбрали средства, необходимые к достижению созданной нами цели.
По мнению К.Д. Ушинского, рутинная педагогика, оказывает губительное влияние на тридцать, иногда сорок человеческих поколений. Чтобы повысить качество преподавания, педагогу необходимо знакомиться с новейшими методическими рекомендациями педагогов-теоретиков и, основываясь на личном опыте и на теоретических данных, выбрать необходимую и действенную методу обучения. Только тогда, когда преподаватель будет заниматься самообразованием на протяжении всей свей жизни и умело применять свои знания на практике, возможно качественное образование в учебных заведениях. Самообразование педагога есть ничто иное, как повышение его профессиональных и личностных качеств, способствующее качественному изменению уровня обучения и воспитания. Преподаватель своим личным примером должен показывать стремление к самообразованию, вызывая интерес к познанию у обучающихся. Личный пример всегда более действенен и влиятелен для учеников. Авторитетный педагог всегда имеет больше шансов воздействовать на учащихся в течение образовательного и воспитательного процессов. Тем не менее, нельзя злоупотреблять доверием учеников.
Если личность воспитателя значит все в деле воспитания, то каким же образом можно действовать на личность иначе, как не путем свободного убеждения путем педагогического воспитания и путем педагогической литературы? Когда у человека действительно есть убеждения, то ни новые знания, ни новые впечатления, ни новые отношения, ничто не в силах их поколебать, кроме собственных доказательств и собственных аргументов. Профессионально значимые убеждения учителя - это убеждения о том, как и чему нужно учить, воспитывать, на какие педагогические концепции опереться. Для современного учителя особенно важно иметь профессиональные убеждения, так как наука часто не дает окончательного ответа на вопросы, которые возникают в сложной педагогической практике.
Следовательно, необходимо формировать мировоззрение будущих педагогов еще в педагогических учебных заведениях. Только личность с устоявшимися ценностными ориентациями гуманистического профиля, может заложить нравственные основы своим воспитанникам. Преподаватель имеет дело с детьми, натурами впечатлительными и сложными, он проводит первые глубокие борозды в душе ребенка, руководя его познавательной деятельностью, этическим и эстетическим воспитанием, формируя его волю и характер. Ему вверено будущее человеческого общества, и главное достоинство учителя должно состоять в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом. Он призван осуществлять нравственно высокие и чистые цели воспитания гуманными средствами.
Сегодня в психолого-педагогической литературе широко используется термин «профессиональное становление» личности. Современные исследователи рассматривают «профессиональное становление» с различных позиций. Сущность категории «профессиональное становление» может быть выявлена в сопоставлении ее с категориями «развитие» и «формирование». Развитие определяется как объективный процесс внутреннего последовательного
количественного и качественного изменения. Развитие - закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (то есть циклического воспроизведения постоянной системы связей и отношений); при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.
Развитие личности учителя происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню ее целостности. Оно предполагает изменение сущностных сил личности, преобразование сложившихся установок, ориентации, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений. Развитие личности осуществляется через изменение ее направленности. Направленность личности является результатом противоречивого единства социализации, то есть усвоения социального опыта и культуры, и индивидуализации (процесса развития интеллекта, воли, эстетического вкуса, творческих способностей человека). В ходе развития личности происходит и становление ее целостности.
Профессиональное становление личности - это целостный, динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в творческой педагогической деятельности. Основным противоречием профессионального становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности, значение которой состоит в том, что она обусловливает дальнейшее развитие личности. Осуществляя себя в ведущей деятельности, личность постепенно изменяется, что приводит к перестройке мотивов ведущей деятельности, формированию новых свойств личности.
Личностный рост - это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения,
«ядро» личности. Отношение к своей прошлой жизни как к прошлому и направленность в будущее позволяют говорить о таких качественных изменениях в личностном росте. Любая остановка в этой непрерывности может быть чревата наступлением застоя и началом деградации личности. Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершенней этот инструмент, тем успешней профессиональный результат. Следовательно, именно в педагогической профессии личностный рост - непременное условие профессионализма.
В модели профессионального становления будущего педагога необходимо определить позицию будущего учителя (студента). Ее следует представить как позицию личностного и профессионального саморазвития, где внешнее педагогическое воздействие совпадает с его внутриличност-ным потенциалом. Это, с одной стороны, означает соответствие его целей, мотивов и способов действий педагогическим требованиям, а с другой - выход за пределы указанных предписаний. Получается, что система педагогических требований не заглушает, а инициирует способности студентов к поиску путей жизненного и профессионального роста, стимулируя его активность, избирательность, творческую устремленность.
В личностно ориентированной парадигме образования проектируемое становление современного специалиста, педагога, может дать положительный результат только в том случае, в тех условиях, когда для становления учителя как творческой личности, сам педагог будет творцом. Учитель обречен в этом случае на творчество. Здесь в педагогическом сотрудничестве не может быть методов обучения и воспитания для всех. А это, в свою очередь, постепенно заставляет педагога расширять свой творческий потенциал. Будущий педагог должен обладать не только определенными педагогическими, организаторскими, коммуникативными способностями, но и глубокими знаниями и умениями для
того, чтобы самому выявить необходимые для творчества средства, инструментарий и материалы, руководствуясь при этом соответствующими ориентирами. Результатом профессионального становления педагога является его профессиональное мастерство.
Таким образом, все педагогические труды К.Д. Ушинского созданы в XIX веке,
но его учение актуально и в наши дни, когда происходит смена исторической формации, все острее ощущается кризис в образовании и культуре, и духовность отходит на второй план. Изменить такое положение, хотя бы в некоторой степени, может современный учитель, воспитанный на идеях К.Д. Ушинского.
Список использованной литературы:
1. Ушинский К. Д. Избранные труды: Антология гуманной педагогики / Сост. и авт. пред. П.А. Лебедев. М.: Амонаш-вили. 1998. 222 с.
2. Ушинский К.Д. О камеральном образовании // Собр. соч.: В 11т. М.- Л.: АПН РСФСР. 1948.Т.1.СЛ21-252.
3. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Собр. соч.: В 11т. М.-Л.: АПН РСФСР. 1948. Т.2. С. 15-41.
4. Ушинский К.Д. Три элемента школы // Собр. соч.: В 11т. М.-Л.: АПН РСФСР. 1948. Т.2. С.42-68.
5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11т. М.-Л.: АПН РСФСР. 1948. Т.2. С.69-166.
6. Ушинский К.Д. Труд и его значение // Собр. соч.: В 11 т. М.-Л.:АпН РСФСР. 1948 Т.2. С.333-361.
7. Ушинский К.Д. О нравственном элементе воспитания // Собр. соч.: В 11т. М.-Л.: АПН РСФСР. 1948. Т.2. С.362-488.
8. Ушинский К.Д. Воскресные школы // Собр. соч.: В 11т. М.-Л.: АПН РСФСР. 1948. Т.2. С.489-514.
9. Ушинский К.Д. Психологические монографии (внимание) // Собр. соч.: В И т. М.-Л.: АПН РСФСР. 1948. Т.2. С. 515-553.
10. Ушинский К.Д, Педагогические сочинения Н.И. Пирогова // Собр. соч.: В 11т. М.-Л.: АПН РСФСР. 1948. Т.З. С.11-86.
11. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Собр. соч.: В И т. М.-Л.; АПН РСФСР. 1948. Т.З. С.87-254.
12. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими //Собр. соч.: В 11 т. М.-Л.: АПН РСФСР. 1948. Т.З. С.306-315.
13. Ушинский К.Д. Что нам делать со своими детьми // Собр. соч.: В 11т. М.-Л.: АПН РСФСР. 1948. Т.З. С.320-334.
14. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11т. М.-Л.: АПП РСФСР. 1950. Т.9. С.13-562.