УЛК 355.233.231.1 001 10.51980/2686-939Х_2022_3_96
О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПЕРИОД НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
ON THE PATRIOTIC EXPERIENCE OF THE EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS IN THE PERIOD OF THE BEGINNING
OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
Павлова Светлана Алексеевна,
доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), магистрант Института педагогики,психологии и социологии Сибирского федерального университета (г. Красноярск),кандидат технических наук,доцент
pavlova.rfatlhf@yandex.ru
Ключевые слова: В статье рассматривается опыт работы одной из важнейших го-
история, органы внутренних дел, пред- сударственных структур — органов внутренних дел в предвоенные и военный период, военный период, ге- военные годы. Целью статьи является анализ литературных источ-роизм, патриотизм. ников и архивных материалов, позволяющих изучить методы управ-
ления и воспитания коллективов людей в противоречивых сложных условиях социальной жизни общества. В процессе исследования использовались аналитический и логический методы. Результатом явились рекомендации для подразделений морально-психологического обеспечения территориальных органов МВД России. Автором предложен ряд мероприятий, в частности организация систематической работы по поиску и изучению архивных материалов ведомственных фондов, расположенных в субъектах Российской Федерации; использование архивной информации о героическом прошлом сотрудников органов внутренних дел на занятиях по морально-психологической подготовке; изучение методов организации работы государственных структурных подразделений в исследуемый период на всех уровнях иерархии управления МВД России с целью использования наиболее эффективных приемов управле-
Keywords:
history, internal affairs bodies, pre-war period, war period, heroic experience, patrioti.
ния в настоящее время. В частности, хороший результат показали такие приемы управления, как соревнование и материальное стимулирование, не только отдельных лиц, но и служебных коллективов. Представленные архивные первоисточники и выводы по методам управления могут быть применены в работе государственных органов всех уровней власти, ответственных за подготовку и воспитание государственных и муниципальных служащих. Автор статьи приходит к выводам, что архивные материалы — это тот важнейший документальный компонент в современной системе профессионального воспитания, который помогает формировать позиции патриотизма и гражданственного отношения к делу тех, кто в настоящее время выполняет функцию управления на уровне государства и общества.
In the article discusses the experience of one of the most important state structures - the internal affairs bodies, in the prewar and war years. The aim is an analysis of literary sources and archival materials allowing to study the methods of management and education of collectives of people in contradictory difficult conditions of social life of society (on the example of the pre-war and war period in the life of the country). The methods used include analytical and logical methods. The result is a study of the work experience of employees of internal affairs bodies, recommendations for departments of moral and psychological support of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The results obtained can be applied at all levels of the hierarchy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, state and municipal employees in order to use the most effective management techniques at the present time. The presented archival primary sources and conclusions on management methods can be applied in the work of state bodies at all levels of government responsible for the training and education of state and municipal employees. The author of the article comes to the following conclusions that in order for contemporaries to be able to better know themselves, the present period of time, it is necessary to study the experience of past generations, the work of those departments, structural units that function in modern conditions. Historical examples that are positive from the point of view of the achieved personal, collective, social results serve as a guideline for a modern state (municipal) employee, including a police officer, on how to correctly build their civil behavior as a statesman who is responsible for the present and
future of the country. Archival materials are the most important documentary component in the modern system of professional education, which helps to form the position of a patriot of the Fatherland and a civic attitude to business, those who currently perform the function of government and society.
Историю развития нашего государства нельзя назвать простой. В его жизни периодически возникали трудности и препятствия, казалось бы непреодолимой силы. К такому периоду, несомненно, относятся и годы Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Исследованию роли и инструментов государственного управления в обозначенный период и посвящена наша публикация.
Для изучения исторических фактов тех дней и лет, героических подвигов простых людей правительством страны в рамках открытого информационного пространства разрешены и действуют такие известные Интернет-ресурсы, как «Мемориал»1, «Память народа»2, «Подвиг каждого»3, «Вспомнить каждого»4 и другие, где размещены и выложены в открытый доступ миллионы документов, имеющих отношение к военному времени и отдельным людям, событиям, фактам. В то же время значительное число документов еще хранится в документальном виде в территориальных архивах различных ведомств (в военкоматах, региональных филиалах Государственного архива Российской Федерации, ведомственных архивах территориальных субъектов МВД России, ФСИН России и др.).
Документальные источники территориального ведомственного архива и составили основу проведенного нами исследования, где рассматривалась роль такого государственного института, как советская милиция в предвоенные годы и начальный период военного времени, на примере многогранной работы органов внутренних дел Красноярского края.
Исследованию этого исторического периода, истокам и последствиям фашизма посвящено много научных работ во всем мире, в том числе и отечественных ученых [подр.: 3, с. 91; 7, с. 67]. Исследователями изучается значение и влияние Великой Отечественной войны на формирование у современников национальной идентичности и устойчивости государственного развития [подр.: 2, с. 37].
1 Обобщенный банк данных «Мемориал». URL: https://obd-memorial.ru/html/ (дата обращения: 21.08.2022).
2 Память народа. URL: https://pamyat-naroda.ru/ (дата обращения: 21.08.2022).
3 Подвиг народа. URL: http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome, (дата обращения: 21.08.2022).
4 Портал поиска документов «Вспомнить каждого» URL: http://vov.gahk.ru/portal/index (дата обращения: 04.05.2020).
В настоящее время известным историческим фактом является то, что предвоенный и военный периоды, обусловившие крупные изменения в характере Советского государства, его задачах и функциях, потребовали соответствующей перестройки структуры всех органов власти, разработки механизмов приспособления их деятельности к сложившимся условиям. В одном строю со всеми государственными органами активно работала и советская милиция, главными задачами которой оставались охрана общественного порядка и борьба с правонарушениями.
С точки зрения государственного управления, известно, что сотрудники органов внутренних дел как государственные служащие, осуществляющие и контролирующие правопорядок, представляют собой один из главных инструментов государства для проведения его внутренней политики в жизнь общества [подр.: 1, с. 16; 5, с. 114].
Большая роль в указанный период времени в деятельности органов внутренних дел отводилась политическим органам. С начала 1930-х гг. основными формами политработы стали марксистско-ленинская подготовка среднего и старшего начсоставов, политзанятия с рядовыми милиционерами, детально регламентированные центральными органами.
Как отмечают исследователи, «к концу 30-х годов НКВД СССР превратился в мощную государственную структуру, функции которой распространялись на все сферы государственной и общественной жизни, что в свою очередь потребовало «совершенствования системы профессиональной подготовки кадров»» [5, с. 55].
В работе политорганов широко использовались как организационные, так и психолого-педагогические инструменты (методы) управления, которые были направлены на повышение общеобразовательного уровня сотрудников, улучшение их быта, воспитание в духе патриотизма. Такие инструменты руководства основывались на умении убеждать людей, добиваясь от них выполнения поставленных задач.
Политические методы воспитания личного состава милиции подкреплялись приказами руководства Управления НКВД по Красноярскому краю (далее - УНКВД КК), которые также много внимания уделяли вопросам комплектования кадров, решению бытовых проблем сотрудников, повышению профессионального мастерства, привлечению к ответственности за допущенные нарушения.
Так, в приказе начальника УНКВД КК от 29 ноября 1940 г. «Об итогах проведения призыва в войска НКВД по Красноярскому краю в 1940 г.» сказано следующее: «По итогам набора 1940 г. можно судить об улучшении набора. Количество грамотных призывников увеличилось, а к 1940 г. достигло 100%. Несмотря на успехи, существуют большие недостатки. Так, в некоторых районах не проведе-
на проверка по физической подготовке. В результате было опротестовано 9,4% призывников. Что недопустимо много»5. Сотрудники центрального (краевого) управленческого аппарата понимали важность такой стадии управления, как контроль, но на местах (территориях) данная функция не реализовывалась в полной мере, это вело к излишним затратам государственных ресурсов и отрицательному результату в работе УНКВД КК, когда поставленная цель не достигалась. Можно сделать вывод, что руководством недостаточно эффективно использовалось коррегирование, в процессе которого можно изменять тактику перераспределения имеющихся ресурсов (финансовые, технические средства, трудовые ресурсы) для достижения поставленной цели.
В следующем документе необходимо обратить внимание на такую организационную форму работы аппарата УНКВД КК, как проведение профилактических мероприятий, значимость которых сложно переоценить. Важнейшей составляющей управленческой деятельности в тот период являлась нацеленность на сохранение государственного имущества и повышение профессионализма сотрудников, что достигалось сочетанием правильно поставленной цели (профилактика нарушений) и эффективных социально-экономических приемов (методов) управления людьми (соревновательность). Так, в приказе начальника УНКВД КК от 20 января 1940 г. «Об итогах вторичной проверки конкурса - соревнования в частях Городской пожарной охраны на переходящее Красное знамя крайисполкома» говорилось: «В результате проведенной проверки с 15 ноября по 1 декабря 1939 г. соцсоревнования в частях ГПО НКВД на переходящее Красное знамя крайисполкома Красное знамя было присуждено Абаканской ГПО во второй раз и выделено 3000 руб. для премирования работников. Абаканское ГПО показало лучшие показатели по ряду нормативов. Все оценки по нормативам «хорошо» и «отлично», всего одна оценка «посредственно». За 1939 г. ГПО было подвергнуто профилактическому осмотру 4280 объектов»6.
Особенностью государственного управления в изучаемый период явилось также то, что огромное внимание со стороны государства как общественного института уделялось не только государственным служащим, но и их семьям, что однозначно способствовало укреплению важнейшей «ячейки общества», главного «тыла» сотрудника милиции. Так, приказом начальника УНКВД по КК «О введении нового комплекса «Готов к труду и Обороне СССР»» закреплялось, что «в связи с постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 26 ноября 1939 г. утверждены положения и нормы нового физкультурного комплекса «ГТО»»7. В соответствии с этим приказом «все военнослужащие, со-
5 ОСФ ИЦ ГУВД КК. Ф.6. Д.5. Т.1. Л.484.
6 ОСФ ИЦ ГУВД КК. Ф6. Д.5. Т.1. Л.20.
7 ОСФ ИЦ ГУВД КК. Ф6. Д.5. Т.1. Л.47.
трудники НКВД и члены их семей должны сдать нормативы по зимним видам спорта. Ответственность за выполнение возложить на местное начальство, также им самим сдать нормативы по возможности быстрее, показывая этим самым пример»8.
За допущенные служебные и бытовые нарушения виновные привлекались к различным видам ответственности. Так, приказ начальника УНКВД КК от 23 марта 1940 г. «О результатах проверки наличия, качественного состояния оружия, находящегося на руках у сотрудников УНКВД по КК» гласит: «В результате проведенной проверки выявлены нарушения при хранении боевого оружия, при этом часть сотрудников вооружена оружием, которое не является боевым. Выявлены некоторые личности, которые за недолгое время хранения боевого оружия привели его в нерабочее состояние, за что на них наложены административные взыскания»9.
Приказ начальника УНКВД КК от 22 мая 1940 г. «О наложении административного взыскания» свидетельствует: «За нарушение революционной законности в операцию 1937-1938 годов, выразившееся в фальсификации документов, начальника Артемовского Районного отдела УНКВД по КК лейтенанта Медведева и оперуполномоченного Киселева арестовать: первого -на 5 суток с исполнением обязанностей, второго - на 10 суток без исполнения обязанностей»10.
Меры, предпринимаемые руководством УНКВД КК и политорганами, позволили комплектовать аппарат уголовного розыска хорошо подготовленными сотрудниками.
22 июня 1941 г. начались боевые действия фашистской Германии против Советского Союза. По решению Коммунистической партии и правительства страна превращалась в боевой лагерь, где все подчинялось одной цели - разгрому фашистских захватчиков.
На митингах и собраниях сотрудники милиции края единодушно заявили о своей готовности влиться в ряды защитников Родины. Многие подавали рапорты и заявления с просьбой направить их в действующую армию. Добровольцев оказалось много, просьбы удовлетворялись не сразу, а по мере необходимости. Тем, кто желал отбыть в действующую армию, на действующие фронта, было твердо сказано: «Ваш фронт - здесь, в милиции»11. А тех, чья просьба удовлетворялась, заменяли пожилые мужчины, молодые женщины и девушки, изъявившие желание работать в милиции. В крае не было ни одного органа милиции, где не трудились бы женщины, заменившие мужчин.
8 ОСФ ИЦ ГУВД КК. Ф6. Д.5. Т.1. Л.47.
9 ОСФ ИЦ ГУВД КК. Ф6. Д.5. Т.1. Л.104.
10 ОСФ ИЦ ГУВД КК. Ф6. Д.5. Т.1. Л.195.
11 URL: https://www.24saga.ru/alleya-slavy.html (дата обращения: 21.08.2022).
Командование управлений выражало уверенность, «что женщины коллектива с еще большим упорством будут выполнять заветы Великого ЛЕНИНА, проявлять безграничную любовь и преданность своей Родине, партии большевиков и Великому СТАЛИНУ»12.
Как отмечает Р.С. Мулукаев, роль милиции в военные годы определялась не только и не столько нормативно-правовыми установками, а, главным образом, реальной обстановкой на обслуживаемой территории, реальными жизненными обстоятельствами, требовавшими эффективных и своевременных мер [4, с. 6]. С позиции государственного управления эта ситуация напоминает современникам, что своевременная подготовка (воспитание) кадрового резерва является чрезвычайно важной функцией государственных органов в любое время жизнедеятельности общества.
С первых дней Великой Отечественной войны руководители УНКВД и УМ стали осуществлять меры, обеспечивающие большую координационную работу милицейского аппарата. Был отдан приказ до особого распоряжения прекратить очередные отпуска. Стали назначаться усиленные дежурные наряды. Надо отметить тот факт, что работа сотрудников правоохранительных органов всегда имела не только напряженный, но и ненормированный характер, и это только подтверждают архивные материалы. По УНКВД КК был издан приказ «Об уплотнении рабочего дня»13, в котором говорилось, что «военная обстановка в настоящее время обязывает нас, чекистов, наряду с удлинением рабочего дня, максимально уплотнить свое рабочее время. Несмотря на это, ряд сотрудников управлений НКГБ и НКВД зачастую этого не соблюдают и бесцельно растрачивают рабочее время, подтверждением чего служат ненужные очереди в буфете, где сотрудники тратят значительно больше времени, чем положено на завтраки и ужины». В соответствии с вышеизложенным приказывалось: «1. Всем начальникам отделов управлений НКГБ и НКВД по Красноярскому краю с 1 августа 1941 г. установить порядок пользования буфетом по отделам, согласно прилагаемому расписанию; 2. Обязать секретарей отделов регистрировать регулярно время убытия и возвращения сотрудников, уходящих на завтраки и ужины».
Для повышения эффективности работы подразделений, как уже было сказано выше, активно применялся метод соревнования. И применение метода давало действенные результаты. К концу 1941 г. лучшим по всем показателям оказалось Ачинское РОМ, обеспечивающее образцовый порядок в городе и районе. Коллектив этого отделения милиции добился снижения преступных проявлений и повысил их раскрываемость. Подразделению было вручено переходящее Красное знамя Крайисполкома.
12 ОСФ ИЦ ГУВД КК. Ф6. Д.1. Т.1. Л.68.
13 ОСФ ИЦ ГУВД КК. Ф6. Д.3. Т.1. Л.140.
В приказе УНКВД КК от 13 декабря 1941 г. № 116 так формулировались успехи данного подразделения: «Добившись значительного улучшения в политическом воспитании личного состава и высокой дисциплины, Ачинский райотдел милиции обеспечил революционный порядок в районе и должную охрану социалистической собственности. За период войны преступность по Ачинскому району значительно сократилась. Если за 1 полугодие в районе было зафиксировано 240 случаев преступлений, то в течение 3 квартала таких случаев зарегистрировано только 60. Повысилась раскрываемость преступлений. За 10 месяцев работы (январь-октябрь 1941 г.) Ачинским районным отделом милиции было раскрыто 92% совершенных преступлений. Вскрыт и ликвидирован ряд крупных хищников и спекулянтов.
Проводя усиленную борьбу с уголовно-преступным элементом и проявляя в этом деле оперативную находчивость и сметку, работники Ачинского райотдела милиции, показывая высокое качество работы и по-большевистски борясь за претворение в жизнь указаний товарища СТАЛИНА, на деле проявляют безграничную преданность партии ЛЕНИНА - СТАЛИНА и Советскому Правительству»14.
Выводом из вышеприведенного документа может стать следующее: применение эффективных методов воспитания личного состава ведет к укреплению служебной дисциплины, а это, в свою очередь, способствует качественному выполнению задач и росту профессионализма на всей вертикали государственной власти.
Подводя итог, выделим меры, способствующие обеспечению порядка и снижению преступности на вверенных территориях в то непростое для всей страны время. Такими эффективными инструментами управления стали методы психолого-педагогического, организационного, социально-экономического и правового характера, направленные на воспитание патриотизма и поддержание строгой дисциплины как каждым сотрудником, так и в правоохранительной системе в целом.
Изученный опыт работы сотрудников органов внутренних дел в предвоенные и военные годы (на примере органов внутренних дел Красноярского края) позволяет сформулировать ряд рекомендаций для подразделений морально-психологического обеспечения территориальных органов МВД России с учетом требований многоаспектных, сложных, а иногда и слишком напряженных, социально-экономических процессов, происходящих в современном обществе. В частности, организовать систематическую работу по сбору исторических материалов из ведомственных архивных фондов об опыте работы государственных органов власти, органов внутренних дел предвоенного, военного и послевоенного времени в каждом субъекте Российской Федерации; собранный
14 ОСФ ИЦ ГУВД КК Ф.6 Д.3. Т.2.Л.258-261.
массив информации использовать для выпусков информационных справочных материалов, обязательных для изучения действующими сотрудниками полиции (государственными и муниципальными служащими) в рамках занятий по морально-психологической подготовке. Полученные источники информации из архивных фондов использовать, в том числе для анализа и изучения методов управления и организации работы государственных структурных подразделений на всех уровнях иерархии управления как в МВД России, так и других государственных органах с целью применения наиболее эффективных методов управления в настоящее время. Выявленные эффективные методы и подходы к управлению организационной системой (на примере системы органов внутренних дел) могут быть применены в работе структурных подразделений всех уровней власти, в том числе ответственных за подготовку и воспитание государственных и муниципальных служащих.
Архивные материалы - это тот важнейший документальный компонент, который помогает воспитывать патриотизм и гражданственное отношение к делу тех, кто занимается управлением и обеспечением безопасности государства и общества.
Библиографический список
1. Гусак, В.А. Проблемы формирования политической культуры сотрудников милиции в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / В.А. Гусак // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2010. - № 1(11). -С. 16-19.
2. Евсеева, Г.И. Память о Великой Отечественной войне: к вопросу о запасе прочности / Г.И. Евсеева // Национальные приоритеты России. - 2020. -№ 1(36). - С. 31-37.
3. Коновалова, О.В. Противодействие идеологии фашизма как одна из актуальных задач национальной безопасности России / О.В. Коновалова // Вестник ФСКН России. - 2015. - № 4(21). - С. 91-96.
4. Мулукаев, Р.С. Советская милиция в годы Великой Отечественной войны / Р.С. Мулукаев // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - Уфа, 2015. - № 1. - С. 5-9.
5. Павлова, С.А. Организационно-управленческие аспекты построения системы мотивации карьерного роста государственных служащих / С.А. Павлова // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2015. -№ 2(19). - С. 114-121.
6. Павлова, Я.А. Генезис профессиональной подготовки кадров в образовательных учреждениях милиции в 30-40-е годы ХХ века / Я.А. Павлова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3(46) - С. 55-57.
7. Пузанов, О.П. «Забытая» Европой геополитика фашизма / О.П. Пузанов // Образование, экономика, общество. - 2012. - № 1-2(29-30). - С. 67-69.