Научная статья на тему 'Правовые основы организации профессиональной подготовки и обучения кадров органов внутренних дел на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)'

Правовые основы организации профессиональной подготовки и обучения кадров органов внутренних дел на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
181
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МИЛИЦИЯ / НКВД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ / КОМАНДИРСКАЯ УЧЕБА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Емелин Сергей Михайлович

В статье на основе архивных материалов и опубликованных источников дается анализ развития системы профессиональной подготовки, обучения и кадров органов внутренних дел на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы организации профессиональной подготовки и обучения кадров органов внутренних дел на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)»



УДК 93

С. М. ЕМЕЛИН, начальник Управления по работе с личным составом МВД по Республике Башкортостан, полковник внутренней службы, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор (г. Уфа)

S. M. EMELIN, the Head of the Department on work with the personnel of the Interior Ministry of the Republic of Bashkortostan, colonel of the Internal Service, Doctor of Law, Candidate of Historical Sciences, professor (Ufa)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ОБУЧЕНИЯ КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(1941-1945)

I «

S §

t

is

£

THE LEGAL FRAMEWORK OF PROFESSIONAL TRAINING ORGANIZATION AND EDUCATINH OF PERSONNEL OF THE INTERIOR OF THE SOUTH URAL DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

(1941-1945)

Аннотация. В статье на основе архивных материалов и опубликованных источников дается анализ развития системы профессиональной подготовки, обучения и кадров органов внутренних дел на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).

Ключевые слова и словосочетания: Великая Отечественная война, органы внутренних дел, милиция, НКВД, профессиональная подготовка, обучение кадров, командирская учеба.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the development of the system of training and education of the personnel of the Internal Affairs bodies in the Southern Urals in the Great Patriotic War (1941-1945) on the basis of archival materials and published sources.

Key words and phrases: Great Patriotic War, the Internal Affairs bodies, Militia, the NKVD, professional training, education of personnel, commander study.

В годы Великой Отечественной войны органам внутренних дел приходилось выполнять значительный объем функций, которые зачастую выходили за рамки правоохранительных. В этих условиях особое значение имело повы-

шение профессионального уровня сотрудников, их переподготовка и повышение квалификации.

Система военной и специальной подготовки граждан в стране была создана задолго до Великой Отечественной

войны. Практически все население участвовало в тех или иных формах подготовки стрелков, парашютистов, лыжников и занималось на курсах гражданской обороны, противохимической защиты и т. д., сдавало нормативы ГТО и выполняло другие формы контроля. Естественно, что в этих условиях органы внутренних дел не оставались в стороне и еще в предвоенные годы НКВД СССР был осуществлен ряд мер, направленных на повышение уровня служебной подготовки, боевой и мобилизационной готовности сотрудников. В результате к концу 1930-х годов в органах внутренних дел сложилась устойчивая система командирской подготовки и учебы. В дальнейшем данная система постоянно и последовательно развивалась.

С 1940 года в соответствии с приказом НКВД СССР была введена в практику подготовка личного состава, которая осуществлялась по специальной программе и проходила на лагерных сборах [1]. Приказом НКВД СССР от 26 февраля 1941 года был введен порядок по обязательному составлению планов сбора личного состава по тревоге. Кроме того, в целях повышения боевой готовности органов внутренних дел в приказе было установлено требование развивать среди сотрудников военную и оборонно-спортивную работу [2].

В том же 1941 году приказом НКВД СССР было объявлено «Положение о командирской учебе с начальствующим составом в органах и частях Рабоче-Крестьянской милиции УРКМ республик, краев, областей и железнодорожных отделений милиции» (далее -Положение). В соответствии с данным Положением командирская учеба должна была проводиться со всем начальствующим составом в служебное время из расчета 6 часов в неделю. Были определены 2 основные задачи командирской учебы: повышение идейно-теоретического уровня; повышение служебной квалификации [3].

В процессе командирской учебы ставилась цель совершенствования знаний:

а) по организации охраны общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью;

б) по организации охраны общественного порядка и общественной безопасности в условиях ПВО;

в) по строевой и боевой подготовке [4].

Центрами политической и культурно-воспитательной работы стали возникшие еще в 1920-е годы «красные столы» и «ленинские уголки». Они создавались во всех органах и подразделениях милиции со штатом более 25 человек и являлись «опорной базой всей массовой общественно-политической и культурной работы... повышения классовой сознательности, боевой подготовки и укрепления политико-морального состояния личного состава» [5].

Главное управление РКМ НКВД СССР обязывалось ежегодно разрабатывать учебные планы и программы, а ^ управления милиции областей и рес- ^

тода и контроля проведения занятий.

публик - месячные расписания с указа- 2

нием числа, времени, темы, места, ме- а

о и

Учебные группы формировались а, по следующим принципам. В первую ¡^ категорию, которая охватывала началь- ^ ствующий состав аппарата УРКМ рес- | публики, края, области, входили учеб- ^ ные группы по служебно-отраслевому | признаку (по отделам). Во вторую кате- « горию, охватывающую начальствующий состав городских отделений мили- § ции (ГОМ), входили учебные группы по | должностному признаку. Начальствующий состав районных отделений мили- Щ ции (РОМ) при малочисленности слу- | шателей, а также постоянный состав § школ и курсов составляли самостоя- ^ тельные учебные группы. Медицинский ^ состав командирскую учебу по спецво- ^ просам проводил по программе народ- Л ного комиссариата здравоохранения § СССР за счет времени на специальную 05

подготовку. Участковые уполномоченные сельской местности обучались 1 раз в декаду по 8 часов в день при РОМ [6].

В целях приобретения необходимых навыков и знаний по специальной и огневой подготовке для успешного выполнения своих обязанностей по охране социалистического порядка и общественной безопасности со всеми сотрудниками, вновь прибывающими на службу, в течение месяца проводились занятия по 50-часовой программе.

Таким образом, организационные и практические мероприятия, проведенные в 1930-е годы и направленные на повышение качества служебно-боевой подготовки личного состава, позволили найти наиболее оптимальные формы данной работы, способствовали повышению боевой и мобилизационной готовности, а также мобильности органов и подразделений внутренних дел. Впоследствии, с началом Великой Отечественной войны, это позволило, во взаимодействии с регулярными частями ^ армии и самостоятельно успешно участвовать в военных и специальных опе-2 рациях, выполнять боевые задачи, по-а ставленные перед ними командованием ^ Красной Армии [7].

Даже в самый сложный период

¡^ Великой Отечественной войны руково-

^ дство союзного наркомата и его терри-

| ториальных подразделений продолжало

Щ уделять большое внимание организации

Ц» подготовки личного состава. В указании

^ ГУМ НКВД СССР от 16 сентября

^ 1942 г. № 29/р/727об. отмечался высо-

§ кий процент неуспеваемости и пропуск

^ занятий личным составом. В качестве ¥

основных задач ставятся: обеспечение Щ проведения служебной подготовки на | должном уровне, недопущение пропус-| ков без уважительных причин, занятие с »8 отстающими [8].

Это свидетельствует о том, что ^ выполнение сложных и ответственных Л задач по борьбе с преступностью и ох-§ ране общественного порядка требовало соответствующей подготовки личного

состава. Кадровый голод и приход новых сотрудников в органы внутренних дел требовали найти такую форму подготовки, чтобы они в максимально короткие сроки приобретали необходимый минимум знаний и практических навыков и были готовы к самостоятельному выполнению служебных обязанностей.

В связи с увеличением в годы войны числа женщин-сотрудниц органов внутренних дел их обучение и повышение квалификации также находилось в зоне повышенного внимания. В указании ГУМ НКВД СССР от 16 сентября 1942 года № 29/р/728, посвященном этому вопросу, отмечалось, что в ряде органов не уделяется внимания полному охвату учебой женщин-сотрудниц периферийных органов милиции. В числе отстающих названы Башкирская АССР и Красноярский край [9].

О значении организации командирской учебы свидетельствуют меры ответственности, предусмотренные за нарушение ее графика. Так, приказом начальника ГУМ НКВД СССР № 13 от 24 февраля 1942 года за опоздание на занятия было предусмотрено наказание, аналогичное опозданию на работу [10].

Одной из форм контроля за организацией подготовки личного состава, состоянием служебной дисциплины в подразделении, знаниями и должным выполнением уставов и инструкций, программ по служебной подготовке, установленными нормативами по огневой и физической подготовке, применяемой в годы войны, были различные формы соревнований. Указанием ГУМ НКВД СССР от 18 сентября 1942 года № 29/е/1033 было объявлено о проведении подобных соревнований в честь 25-й годовщины Октябрьской революции.

Критериями оценки подготовленности подразделений являлись:

«1. Укрепление служебной дисциплины. Не иметь таких грубейших

нарушений дисциплины, как пьянки, сон на посту, не иметь случайных побегов арестованных при конвоировании и из КПЗ.

2. Отличное знание и выполнение уставов, инструкций, наставлений и положений по службе и оперативной работе.

3. Хорошее и отличное усвоение программы по политической, военной и специальной подготовке.

4. Овладение в совершенстве присвоенным личным и новым оружием и отличное его сбережение.

5. Отличное усвоение и выполнение временных инструкций ПВО и ПХО органов милиции.

6. Широкое привлечение трудящихся в помощь милиции, хорошая организация работы с бригадмильцами и группами охраны общественного порядка» [11].

В целях обеспечения оперативных отделов органов подготовленными кадрами на основании циркулярного распоряжения НКВД СССР от 25.05.1942 на местах создавался институт практикантов. Приказом НКВД Башкирской АССР от 8.06.1942 № 387 численность практикантов составляла: в отделе уголовного розыска и ОБХСС -по 5 чел., в оперотделе - 2 чел. Практиканты прикреплялись к квалифицированным оперативникам, которые передавали им опыт практической работы. Теоретические знания практиканты получали в дни командирской учебы. Материальное содержание практикантов производилось за счет общей неукомплектованности, денежное довольствие получали по ставкам помощника оперуполномоченного [12].

Интересен тот факт, что занятия в рамках командирской учебы проводились не только в строевых и штабных подразделениях внутренних дел, но и среди разведывательного состава, а также негласного аппарата. В указании ГУМ НКВД СССР № 29/Е/131 от 15 февраля 1945 года отмечается, что не-

достаточное внимание уделяется политическому воспитанию разведчиков. Политическая учеба ограничивается только читкой газет. Результатом упущений в партийно-политической работе являются допускаемые сотрудниками факты пьянства, связи с уголовной преступностью, утрата служебной документации, факты дебоша, раскрытия секретных методов работы [13]. В этом же указании заместителям начальников подразделений по политической части предписано лично руководить учебой, не передоверять другим исполнителям, в ходе учебы изучать личный состав, бытовое и моральное состояние, семейные отношения, запросы. Кроме того, была поставлена задача создать в аппаратах разведки первичные партийные и комсомольские организации, которые осуществляли бы функции политического и практического руководства. В целях обеспечения режима секретности деятельности разведывательных подразделений руководство ими возлагалось на одного из секретарей горкома, ^ райкома партии [14].

С конца 1942 года на повестку 2

дня встал вопрос о повышении не толь- а

ко профессионального мастерства со- ^

л

трудников органов внутренних дел, но и й,

их общеобразовательного уровня. Это ¡^

обусловлено тем, что в годы войны на ^

службу принимались люди, имевшие |

лишь начальное образование, хотя в ^

сельской местности и этот низкий обра- |

зовательный ценз не всегда соблюдался. «

о а

В этих условиях на начальников терри- 0

ториальных подразделений была возло- §

жена задача организации общеобразова- $> тельной подготовки сотрудников. Было

очевидно, что после завершения войны Щ

новые условия, в том числе и изменения |

криминогенной обстановки, потребуют |

совершенствования форм и методов ра- з!

боты уголовного розыска, патрульной и ^

иных служб милиции, что требовало ^

помимо специальной подготовки, и не- Л которой общеобразовательной базы.

и

Создавались специальные группы по- е^

вышения образования, к работе в которых привлекались учителя местных школ, работники партийных комитетов и советские работники. К примеру, в Челябинской области уже к сентябрю 1943 года была создана разветвленная сеть курсов по общеобразовательной подготовке [15].

Сотрудники республиканского, областных и городских управлений внутренних дел на Южном Урале, как и по всей стране, в обязательном порядке должны были заниматься в областной заочной школе по индивидуальной программе. Работники периферийных подразделений с этого времени зачислялись в школы рабочей молодежи. Нередко сами преподаватели приходили в районные отделения и проводили занятия на месте службы. Наибольшую известность из учителей в Челябинске приобрела преподаватель русского языка и литературы Л. Лукьянова, на чьи занятия приходило столько сотрудников, что актовый зал городского управления ^ не мог вместить всех желающих. Повышенное внимание уделялось изуче-

2 нию отечественной истории и химии § [16].

^ Но все же основное внимание

обращалось на самообразование со-¡^ трудников. В 1943 году был популярен ^ лозунг: «Самообразование - основная | форма овладения знаниями». В Челя-Щ бинской области в основу реализации | этой задачи была положена так назы-« ваемая «система Рощектаева». Майор 55 милиции Рощектаев являлся начальни-§ ком отделения БХСС областного управ-| ления милиции, хорошо знал историю, русскую и советскую литературу, клас-Щ сическую западную литературу. Отме-| чая нехватку времени, Рощектаев пре-| дупреждал, что вечерние и ночные часы ■¡г для чтения время неподходящее и рекомендовал для чтения субботние и вос-^ кресные дни [17].

Л Работе по повышению общеоб-

§ разовательного уровня рядового и офицерского состава было посвящено со-

вместное указание Главного управления милиции НКВД СССР и Народного Комиссариата просвещения РСФСР № 29/е/40 от 6.01.1945 [18]. В данном документе отмечается, что за время войны в личном составе произошли большие изменения, на смену работникам, призванным по мобилизации в Красную Армию, пришло новое пополнение, большинство которого имеет чрезвычайно низкий уровень общеобразовательной подготовки. Были приняты следующие меры, направленные на повышение общего уровня подготовки сотрудников. Со стороны отделов народного образования было запланировано: организовать сеть школ для обучения малограмотных сотрудников и обеспечить повышение общеобразовательного уровня офицерского состава, не имеющего семилетнего образования, в областных, краевых и республиканских заочных средних школах; выделить для работы в этих школах учителей, снабдить их соответствующими программами и методическими указаниями, а также установленными учебниками, приобретенными за средства обучающихся, и школьно-письменными принадлежностями - из общего фонда; организовать контроль за качеством обучения работников милиции и приемом выпускных экзаменов. Начальники территориальных подразделений внутренних дел и их заместители по политчасти обязаны были провести учет малограмотных работников и офицеров, не имеющих 7-летнего образования, для направления на учебу; предоставить для занятий соответствующие оборудованные помещения; организованно приобрести необходимые учебники для обучающихся работников милиции за их средства; обеспечить нормальное посещение занятий и консультаций с обязательным включением для учебы выходных дней

[19].

В обучении личного состава активно применялась служебно-отраслевая специфика, сочетание теоре-

тических и практических занятий, в ходе которых велась не только подготовка вновь принятых на службу, но и производилась переподготовка и повышение квалификации кадров. В этих целях в региональных органах и подразделениях регулярно проводились сборы (семинары) с работниками различных служб. Данная система активно функционировала в годы войны и получила свое дальнейшее развитие в послевоенный период, когда возобновили работу закрывшиеся во время войны школы и курсы. Особое внимание в эти годы уделялось идейно-политической подготовке личного состава. Большой объем занимали учебные занятия по теории, направленные на повышение уровня марксистско-ленинской подготовки. Впоследствии эта работа только усилилась. Так, предписывалось охватить занятиями весь личный состав, 6 раз в месяц по 2 часа с 10-минутным перерывом. Кроме того, было указано усилить пропагандистскую работу, ввести изучение специальных тем, связанных с конкретными задачами служебного воспитания работников милиции. Введена групповая оценка знаний группы на основе индивидуальных оценок: отлично - не менее 60 % сотрудников показали отличные знания, 30 % - хорошие и 10 % - посредственные; хорошо - 70 % отлично и хорошо и не менее 25 % по-

средственно; посредственно - не менее 90 % отлично, хорошо и посредственно [20].

В последующем система подготовки личного состава продолжала совершенствоваться. В целях повышения качества подготовки сотрудников создавались учебно-методические комиссии, которые определяли перечень тем для изучения, проверяли подготовленность лекторов (до занятий допускались только после утверждения конспекта лекций на комиссии) [21].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в рассматриваемый период сложилась и успешно реа-лизовывалась система профессиональной подготовки кадров, которая включала в себя многоуровневое обучение на основе служебно-отраслевой специфики, повышение квалификации сотрудников, на основе сочетания теоретических и практических занятий. Много внимания уделялось совершенствованию общеобразовательной подготовки и культурного уровня личного состава, что также нашло свое отражение в нормативных и директивных документах того времени. В целом те задачи, которые должны были решаться в результате принимаемых мер, были направлены на повышение уровня профессионального и интеллектуального уровня сотрудников органов внутренних дел, разносторонности их развития.

^

<ч а а

и и

ЛИТЕРАТУРА

1. Скилягин А. Т. Советская милиция в годы войны // Внутренние войска и органы внутренних дел в период Великой Отечественной войны. 1941-1945. Л., 1976. - С. 153.

2. История советской милиции: в 2-х т. - М., 1977. Т. 2. - С. 29.

3. Сальников В. П., Степашин С. В., Янгол Н. Г. Органы внутренних дел Северо-Запада России в годы Великой Отечественной войны. - СПб.: СПб Университет МВД России, 1999. С.68-69.

4. Там же. С. 69.

5. Министерство внутренних дел. 1902-2002. Исторический очерк / под общ. ред. Р. Г. Нургалиева. - М., 2004. - С. 253.

6. Сальников В. П., Степашин С. В., Янгол Н. Г. Указ. соч. - С. 69-70.

7. Биленко С. В., Максименко Н. П. Этапы развития советской милиции. - М., 1972. - С. 4.

8. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 14. Л. 139.

9. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 14. Л. 140.

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

0 «

и

1 £

а «

и

О?

« А А

<1 М =

10. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 15. Л. 24.

11. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 14. Л. 155-156.

12. ОСФ РЖПР ИЦ МВД по РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 17. Л. 143.

13. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 26. Л. 51.

14. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 26. Л. 51.

15. Милиция Челябинской области: страницы истории. Челябинск, 2002. - С. 176-177.

16. Там же. - С. 177.

17. Милиция Челябинской области: страницы истории. - С. 177.

18. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 26. Л. 16.

19. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 26. Л. 16.

20. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 188. Л. 182-193.

21. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 226. Л. 79-85.

© Емелин С. М.

УДК 93

В. К. САМИГУЛЛИН, профессор кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор, член РАЮН и его исполкома, член Академии наук Республики Башкортостан (г. Уфа)

V. K. SAMIGULLIN, professor of the Department of Constitutional Law of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, ^ ШНМ Doctor of Law, professor, member of the Russian Academy of le-

ВШш шк ! ¡мВКЯш Ш^Ъ gal sciences and its executive committee, member of the Academy ¡3 of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa)

¡5

| ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ

§ THEY FOUGHT FOR MOTHERLAND

§

Щ Аннотация. В статье изучены факты, связанные с деятельностью вполне кон-

| кретных людей - участников Великой Отечественной войны, в целях освобождения от

g мифов, легенд, военной пропаганды и психологической агитации. Если основательно

^ вдуматься - большую Победу над фашистской Германией обеспечили реальные люди,

| живя непросто, идя трудным путем, переживая в суровые годы войны не только по-

^ бедные дни, но и дни поражений. В статье рассказано о том, какое участие в Великой

^ Отечественной войне приняли жители небольшого селения Чураш, что в Аскинском

Л! районе Республики Башкортостан.

| Ключевые слова и словосочетания: Великая Отечественная война, деревня Чу-

^ раш Аскинского района, реальные истории жизни.

Annotation. The paper studied the facts that are related to very specific people - par-£ ticipants of the Great Patriotic War, in order to release the myths, legends, war propaganda « and psychological agitation. If you think about it thoroughly - a great victory over Nazi GerS many provided the real people, living is not easy, going the hard way, surviving in the grim ^ years of the war, not only winning days, but the days of defeat. The article talked about how

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.