Научная статья на тему 'О НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРАВОВОМ ЗНАЧЕНИИ'

О НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРАВОВОМ ЗНАЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательская деятельность / общественное мнение / правовые нормы / нравственные принципы / народная дипломатия / советская идеология / социалистическая государственность / Моральный кодекс строителя коммунизма / entrepreneurial activity / public opinion / legal norms / public diplomacy / soviet ideology / socialist statehood / moral code of the builder of communism / moral principles

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болтуев Самад Шарифбаевич

Под оригинальным углом зрения и с применением нетрадиционного научного подхода к исследованию рассматривается проблема отношения общества к новому экономическому явлению в современном Таджикистане – предпринимательству. Осуществлена попытка выяснить причины негативного отношения широких слоев населения, общественного мнения к предпринимательской деятельности с точки зрения нравственных принципов и ценностей. При этом уделяется внимание их отражению в конкретных правовых нормах законодательства, действующего как в современном мире, так и с точки зрения советской идеологии, в основном определявшейся Моральным кодексом строителя коммунизма, на социалистическом этапе государственности Таджикистана. Также обращается внимание на смысловое несоответствие избранного законодателем термина для выражения столь важного для современного общества, основанного на рыночной экономике и рыночных отношениях, проявления – предпринимательства – в таджикском лексиконе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON MORAL FEATURES OF ENTERPRENEURIAL ACTIVITIES AND THEIR LEGAL VALUE

The article dwells on an original angle and using an unconventional scientific approach to research, examines the problem of society's attitude to a new economic phenomenon in modern Tajikistan entrepreneurship. An attempt was made to find out the reasons for the negative attitude of the general population towards entrepreneurship from the point of view of moral values. At the same time, attention is paid to their reflection in specific legal norms of legislation operating both in the modern world and at the recent socialist stage of the historical development of Tajikistan. Attention is also drawn to the semantic inconsistency of the term chosen by the legislator to express the manifestation of entrepreneurship, which is so important for a modern society based on a market economy and market relations, in the Tajik lexicon.

Текст научной работы на тему «О НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРАВОВОМ ЗНАЧЕНИИ»

5.1.3. (12.00.03) ЧАСТНОПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ 5.1.3. ИЛМХОИ ХУСУСЙ-ХУЦУЦЙ (СИВИЛИСТЙ) 5.1.3. PRIVATE-LEGAL (CIVILISTIC) SCIENCES

УДК 347.1

DOI 10.24412/2411-1945-2023-4-40-46

О НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТАХ Болтуев Самад Шарифбаевич, канд. юрид. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ наук, доцент каф. предпринимательского и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ международного права ТГУПБП ПРАВОВОМ ЗНАЧЕНИИ (Худжанд, Таджикистан)

ДОИРБА ЦАНБАХРИАХЛОЩИИ Болтуев СамадШарифбоевич, н.и.%., ФА ЪОЛИЯТИ СОХЦБКОРЙВА дотсенти кафедраи ууцуци соуибкорй ва ТАЪИНОТИХУДУЩИОНХО байналхалцииДДХБСТ(Хуцанд, Тоцикистон)

ON MORAL FEATURES OF Boltuev Samad Sharisbaevich, candidate of ENTERPRENEURIAL ACTIVITIES law, associate professor of entrepreneurial AND THEIR LEGAL VALUE and international rights department under

TSULBP (Khujand, Tajikistan) e-mail: samadboltuev@gmail. com

Под оригинальным углом зрения и с применением нетрадиционного научного подхода к исследованию рассматривается проблема отношения общества к новому экономическому явлению в современном Таджикистане - предпринимательству. Осуществлена попытка выяснить причины негативного отношения широких слоев населения, общественного мнения к предпринимательской деятельности с точки зрения нравственных принципов и ценностей. При этом уделяется внимание их отражению в конкретных правовых нормах законодательства, действующего как в современном мире, так и с точки зрения советской идеологии, в основном определявшейся Моральным кодексом строителя коммунизма, на социалистическом этапе государственности Таджикистана. Также обращается внимание на смысловое несоответствие избранного законодателем термина для выражения столь важного для современного общества, основанного на рыночной экономике и рыночных отношениях, проявления - предпринимательства - в таджикском лексиконе.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, общественное мнение, правовые нормы, нравственные принципы, народная дипломатия, советская идеология, социалистическая государственность, Моральный кодекс строителя коммунизма

Масъалаи муносибати цомеа ба зуууроти нави Тоцикистони муосир - соуибкорй аз нуцтаи назари хоса ва бо истифодаи равиши гайрианъанавии илмй баррасй шудааст. Сабабуои муносибати манфии табацауои васеи ауолй ба соуибкорй аз нуцтаи назари арзишуои ахлоцй муайян карда шудааст. Зимнан ба ифодаи онуо дар меъёруои мушаххаси ууцуции цонунгузорй, ки щм дар замони муосир амал мекунанд ва щм дар давраи ба царибй сипаригаштаи сотсиалистии инкишофи таърихии Тоцикистон амал мекарданд, таваццуу дода шудааст. Х,амчунин ба номувофиции маъноии истилоуи аз таркиби лугавии забони тоцикй интихобкардаи цонунгузор барои ифодаи ин зуууроти мууимми цамъияти муосир, ки ба ицтисодиёти бозорй ва муносибатуои бозаргонй асос ёфта аст, яъне истилоуи соуибкорй эътибор дода шудааст.

Калидвожа^о: фаъолияти соуибкорй, афкори цамъиятй, меъёруои ууцуцй, дипломатияи халцй, мафкураи шуравй, давлатдории сотсиалистй, Кодекси ахлоци бинокори коммунизм, принсищои ахлоцй

The article dwells on an original angle and using an unconventional scientific approach to research, examines the problem of society's attitude to a new economic phenomenon in modern Tajikistan - entrepreneurship. An attempt was made to find out the reasons for the negative attitude of the general population towards entrepreneurship from the point of view of moral values. At the same time, attention is paid to their reflection in specific legal norms of legislation operating both in the modern world and at the recent socialist stage of the historical development of Tajikistan. Attention is also drawn to the semantic inconsistency of the term chosen by the legislator to express the manifestation of entrepreneurship, which is so important for a modern society based on a market economy and market relations, in the Tajik lexicon.

Keywords: entrepreneurial activity, public opinion, legal norms, public diplomacy, soviet

ideology, socialist statehood, moral code of the builder of communism, moral principles

Осуществление экономической реформы в Таджикистане, процессы демонополизации и приватизации не только привели к серьезному обновлению законодательства, регулирующего отношения в сфере экономики и управления ею, но и ввели в оборот такие понятия, как «предприниматель», «предпринимательская деятельность», «рынок товаров» и т.д.

Переход к рыночным отношениям, коренные изменения в государственном регулировании экономики объективно потребовали усиления роли законов в правовой регламентации, создания новой правовой основы для предпринимательской деятельности, базирующейся на равенстве различных организационно-правовых форм предпринимательства [10, с.11].

В регулировании имущественных отношений в экономике основное значение приобрело гражданское право. В сфере рыночной экономики выделяются две наиболее значимые группы отношений, не однородных по их сущности, но тесно связанных между собой: товарно-денежных (имущественных) и управленческих отношений. Известно, что в основе товарно-денежных отношений между предпринимательскими структурами лежит юридическое равенство сторон. Их права и обязанности в основном возникают из гражданско-правовых договоров.

Значение для предпринимателей имеют и управленческие отношения, которые представляют собой отношения с органами управления по регулированию предпринимательской деятельности. Для них характерна обязательность адресованных предпринимателям управленческих актов. Эти отношения не подпадают под регулирование нормами гражданского права. Являясь по сути административно-правовыми, они применяются в сфере регулирования предпринимательских отношений исключительно во взаимосвязи с имущественными, гражданско-правовыми аспектами. Подобные общественные отношения, урегулированные нормами права, называются предпринимательскими [1, с. 43].

Неразрывное сочетание публичных и частных интересов в предпринимательстве делает необходимым единое регулирование всех отношений в сфере экономики. При этом неважно, относится ли это непосредственно к ведению предпринимательской деятельности или к государственному регулированию этой деятельности. В этой связи обращаем внимание на понятие «предпринимательская деятельность».

Предпринимательской деятельностью является свободная и самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Традиционно в юридической науке выделяют следующие признаки предпринимательской деятельности:

1.Систематичность, то есть повторяемое осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии:

- доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;

- размеры прибыли;

- ее получение за какой-либо отчетный период определенное количество раз и др.

2. Свобода и самостоятельность, которые включают две составляющие:

а) организационная самостоятельность - возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);

б) имущественная самостоятельность - наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности;

в) рисковый характер предпринимательской деятельности также обусловливается ее самостоятельностью. Риск (от лат. risco - «отвесная скала») - вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

3. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя определяется пределами ответственности, которые зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.

4. Легализованный характер предпринимательской деятельности означает наличие специального субъекта (предпринимателя), т.е. лица, зарегистрированного в этом качестве в установленном законом порядке, поскольку предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является серьезным правонарушением.

5. Направленность на получение прибыли в течение определенного времени означает систематичность предпринимательской деятельности. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Поэтому деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, законодателем также считается предпринимательской.

Профессионализм - признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном при осуществлении лицензируемых видов деятельности требуется наличие определенного образования). Поэтому этот признак можно считать дополнительным [1, с. 42].

В конструкцию названных признаков предпринимательской деятельности считаем целесообразным включить и ее нравственные свойства, которые мы рассматриваем с точки зрения их правового значения.

Большинство ученых в области предпринимательского права полагают, что современные законы невозможно представить без учета нравственных аспектов. Некоторые из них раскрывают механизм принятия этических норм в законодательной системе с учетом национальных особенностей [7, с.134]. Другие отмечают, что в цивилизованный рынок невозможно войти без учета серьезной этической основы законодательной системы, прежде всего в предпринимательстве [10, с.71].

В цивилизованной стране с рыночной экономикой без учета нравственных правил взаимоотношений предпринимателя и потребителя невозможно достичь положительных результатов в эффективном правовом регулировании социально-экономических функций государства [2, с. 9]. Ведь в обществе, построенном на цивилизованных отношениях, принято считать, что вопросы деловой этики и социальной ответственности беспокоят

предпринимателя в той же мере, как прибыльность и эффективность его деятельности.

Вопрос о нравственной природе и самой предпринимательской деятельности, и нормативно-правовых актов, регулирующих различные ее аспекты, привлекал наше внимание на протяжении многих лет, с начала нашей научно-исследовательской деятельности. Исследуя различные свойства предпринимательской деятельности не только в правовой науке, но и порой на стыке юридической науки с другими отраслями познания (экономикой, философией, историей и т.д.), мы сталкивались с недоразумением в вопросе неприятия в общественном сознании простых людей позитивного и прогрессивного характера этого важного и значимого проявления рыночной экономики [1, с. 42 - 45]. Такое положение дел может стать существенным препятствием на пути перехода нашей страны к рыночным отношениям. Конечно, экономические условия и их правовое обеспечение являются основными факторами подобной трансформации общества в целом. Но становление общественных отношений в определенной мере зависит и от сознания, мышления людей - участников этих отношений.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, видимо, осознавая сложившуюся идеологическую ситуацию, почти во всех своих выступлениях в связи с необходимостью повышения уровня благосостояния населения страны, акцентирует внимание народа на положительной роли предпринимательства и на весомом вкладе конкретных предпринимателей в оздоровление экономики, создание общественно значимой социально-экономической инфраструктуры [8].

В истории таджикского народа, так же как и всех народов Востока, красной нитью проходит идея благосклонного отношения к предпринимательству, поскольку оно имело огромное значение в развитии ремесел, создании рабочих мест, в решении финансово-организационных моментов в общественных нуждах [3, с.17; 12, с.7]. Кроме того, всему народу был известен весомый вклад предпринимателей в развитие общественно-государственной жизни: купцы были не только коммерсантами, но и, посещая со своими караванами различные страны, выступали даже в роли «народных дипломатов» и закладывали основу межгосударственных добрососедских отношений [4, с. 19]. Тем самым они в глазах народа были не только торговцами, радеющими о получении личной выгоды и прибыли от купли-продажи, но и «посланниками мира», источником познания и привнесения новых явлений из внешнего мира.

Видимо, причиной сложившегося в сознании людей негативного и неправильного представления о предпринимательстве стала государственная идеология советской эпохи в Новейшей1 истории нашей страны. Ведь на протяжении существования социалистического строя, а это свыше семидесяти лет, т.е. период времени, необходимый для жизни почти трех поколений людей, на территории не только нашей республики, но и всего постсоветского пространства предпринимательство было предметом общественного порицания и строжайшего государственного запрета. Оно как явление (деятельность), направленное на получение прибыли и личное обогащение, никак не соответствовало моральному облику советского человека и нравственным устоям социалистического общества. Ведь основу личной собственности граждан по Конституции (Основному закону) Таджикской Советской Социалистической Республики [5] составляли только трудовые доходы (ч.1 ст. 13). Получение доходов от какой-либо предприимчивости, не связанной с привычной трудовой деятельностью, никак не соответствовало сути советского общества - «обществу равных», созданному по конституционному принципу социализма: «От каждого по возможности, каждому по труду» (ч.2 ст.14 Конституции (Основного закона) Таджикской ССР).

Здесь уместно будет заметить, что в советском обществе нравственные устои как идеология определялись и таким важным документом, как Моральный кодекс строителя

коммунизма2, который по своей значимости был намного выше, чем обыкновенные правила социалистического общежития. Может быть, по этой причине его отдельные положения находили правовое закрепление и в нормах действовавшего в то время законодательства. Например, второе по последовательности из правил Морального кодекса строителя коммунизма - «добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест» - по своему смыслу и содержанию равнозначно нормам ст.14 Конституции Таджикской ССР 1978 года: «Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.

Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека» [5].

Кроме того, в девятом правиле3 Морального кодекса строителя коммунизма устанавливается норма о «непримиримости к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству» [11, с. 127]. А этого уже было достаточно, чтобы советская идеология внедрила в сознание людей представлениео негативном, мягко говоря, значении предпринимательства.

На законодательном уровне была установлена уголовно-правовая ответственность за совершение преступления, объективная сторона которого была определена как «... занятие частнопредпринимательской деятельностью» и «коммерческим посредничеством» (ст.166) [9]. Формулировка законодателя на таджикском языке4 еще больше выражает суть порицания и осуждения предпринимательства государством как чуждого общественного явления [13, с. 229].

Таким образом, формирование правосознания широких слоев населения для создания предпосылок и условий их активного участия в рыночных отношениях необходимо, прежде всего, для развития предпринимательства как реального сектора рыночной экономики. Государственная политика во всех сферах, в том числе и в юриспруденции, должна координировать деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, но ни в коей мере нельзя забывать об идеологии общества по опыту и образцу советской эпохи, которая должна видоизменяться согласно нормам рыночной экономики.

КОММЕНТАРИЙ:

1. Пусть ученые-историки простят такой вольный и дилетантский подход к вопросу о периодизации отечественной истории. Однако мы полагаем, что логически правильным будет так называть советскую эпоху государственно-правового развития нашей страны (1920 - 1991 гг.), которая предшествовала возникновению суверенной государственности Республики Таджикистан.

2. Первоначально, будучи неотъемлемой частью текста Третьей программы Коммунистической партии Советского Союза и Устава Коммунистической партии Советского Союза, принятого XXII съездом КПСС в 1961 году, Моральный кодекс строителя коммунизма предназначался только для членов партии и назывался «Моральный кодекс коммунистов». Но Коммунистическая партия Советского Союза в соответствии с Конституцией (Основным законом) была руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций (ч.1 ст.6) [11, с.121]. Поэтому вскоре весь советский народ был назван «строителем коммунизма» и этот документ стал общественно-нормативным актом, определяющим моральный и нравственный облик советского человека.

3. Уместно будет заметить, что правил в Моральном кодексе строителя коммунизма

всего одиннадцать, и с точки зрения обыденных человеческих норм поведения в обществе ничего плохого в них нет, некоторые из них даже представляют интерес и в современных общественных отношениях: 1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма. 2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест. 3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния. 4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов. 5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного. 6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат. 7.Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни. 8.Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. 9.Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству. 10.Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни. 11.Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов. 12.Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами. По утверждению политолога Ф.М. Бурлацкого, при составлении Морального кодекса строителя коммунизма исходили не только из коммунистических постулатов, но и из заповедей Моисея и Христа, чтобы он действительно «лег» на общественное сознание. Может быть, этот момент и возвысил нравственную ценность этих правил поведения [6, с. 49].

4. В то время законодатель союзных республик, в том числе и Таджикской ССР, принимал нормативно-правовые акты на двух языках - русском и своем, в данном случае -таджикском. Причем формулировка на русском языке для всех союзных республик была единой, поскольку существовали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик. Каждая союзная республика с учетом национальных и местных особенностей, в пределах установленных Основ, могла принимать свои законы. Так, использованные термины из таджикского языка «корчаллонй» и «даллоли» ни в коей мере нельзя считать тождественными по своему содержанию терминам в русском варианте: соответственно «предпринимательство» и «коммерческое посредничество». Знающие таджикский язык согласятся с нами в том, что они полны сарказма, порицания и осуждения [1, с.44].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ:

1. Болтуев С.Ш. Хислатуои ахлокй-^уцуции со^ибкорй / С.Ш. Болтуев // Цонунгузорй / Законодательство. - Душанбе, 2022. - № 1 (45). - С. 42-45.

2. Болтуев У.С. Защита прав потребителей по законодательству Республики Таджикистан: проблемы теории и практики: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / У.С. Болтуев. - Душанбе, 2023. - 28 с.

3. Исамитдинов Ж.Б. Из истории ремесленного деревообделочного производства таджикского народа: на материалах города Худжанда и его пригородов в конце ХХ -началаХХвв.: дисс... канд. ист. наук/Ж.Б. Исамитдинов. -Худжанд, 2005. - 210 с.

4. Исломов Я. Ёддоштхои дипломат / Нашри дуюм, бо иловато ва тагъиротуо/ Я. Исломов. - Хучанд: Нашриёти Маркази со^ибкорй ва идоракунии Тоцикистон, 2000. - 247 с.

5. Конституция (Основной закон) Таджикской ССР, принятый на внеочередном заседании Верховного Совета Таджикской ССР девятого созыва 14 апреля 1978 года [электронный источник] // URLhttps: //nodussr.ru /konstituciya-tadzhikskoj-ssr (дата обращения: 04.01.2022).

6. Никонов А.П. Свобода от равенства и братства. Моральный кодекс строителя капитализма /А.П. Никонов. - Санкт-Петербург: НЦ ЭНАС,2007. - 360 с.

7. Петрунин Ю. Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса / Ю. Ю. Петрунин, В.К. Борисов. -Москва: Дело, 2000. - 275 с.

8. Поздравительное послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона по случаю наступления священного месяца Рамадан от 12 апреля 2021 года, г. Душанбе. -[Электронный источник] - URL https://www.president.tj

9. Уголовный кодекс Таджикской ССР, принятый 17 августа 1961 года, с изм. и доп. на 01 июня 1975 г. - Душанбе: Ирфон, 1975. - 172 с.

10. Уткин Э.А. Этика бизнеса / Э.А. Уткин. - Москва: Зерцало, 2000. - 310 с.

11.Харсеева Н.В. Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: автореф. дисс. ... д-ра филос. наук /Н.В. Харсеева. - Краснодар, 2015. - 36 с.

12.Шишов А. Таджики: этнографические и антропологические исследования. - Ч.1.: Этнография/А. Шишов. - Ташкент, 1910. - 715 с.

13.Шокиров Т.С. Фаруанги тоцики-русии истилоуоти ууцуц (12 000 истилоц) . - Хуцанд: Наргис, 2012. - 398 с.

REFERENCES:

1. Boltuev S.Sh. Moral and Legal Characteristics of the Entrepreneur /S. Sh. Boltuev // Legislation / - Dushanbe. - 2022. - № 1 (45). - PP. 42 - 45.

2. Boltuev U.S. Consumers' Protection of Rights on Legislation of Tajikistan Republic:issues of the theory andpractice:thesis diss. ... candidate of law / U.S. Boltuev. - Dushanbe, 2023. - 28pp.

3. Isamitdinov J.B. From the History of Woodworking Handicraft Products of Tajik Nation: on the materials of Khujand town and its suburbs in the end of ХХ- beginning of ХХcc.: diss. ... candidate of history / J.B. Isamitdinov. - Khujand, 2005. - 210pp.

4. Islomov Ya. Diplomat's Notes. / The second edition, with amended and supplemented. - Khujand: Publishing House of the Central Entrepreneur and Management of Tajikistan, 2000. - 247pp.

5. Constitution (Main Law) Tajik SSR exceptence in the unscheduled Summit of Supreme Soviet of Tajik SSR ,of the tenth convocation of April 14, 1978 [electronic resource] // URL: https: //nodussr.ru /konstituciya-tadzhikskoj-ssr (date of appeal: 04.01.2022).

6. Nikonov A.P. Freedom from Equality and Brotherhood. Moral Code of the Builder of Capitalism /А.P. Nikonov. - Saint-Petersburg: "NTs ENAS", 2007. - 360pp.

7. Petrunin U. U., Borisov V.K. Business Ethics / U. U. Petrunin, V.K Borisov. - Moscow: Delo, 2000. - 275pp.

8. Letter of Congratulation of the President of Tajikistan Republic Emomali Rahmon in case of the Eve of the Holy Month Ramadan, April 12, 2021, Dushanbe. - [electronic resource] - URL https://www.president.tj

9. Criminal Code of Tajik SSR, confirmed on August 17, 1961with amended and supplemented on the first of June, 1975 - Dushanbe: Irfon, 1975. - 172 pp.

10. Utkin E.A. Business of Ethics /Е.А. Utkin. - Moscow: Zertsalo, 2000. - 310 pp.

11.Kharseeva N.V. Spiritual-moral Base of Russian Enterprise: thesis diss. ... doctor of philological sciences - Krasnodar, 2015. - 36pp.

12. Shishov A. Tajiks: ethnographic and anthropologic research. V.1.: Ethnography. - Tashkent, 1910. - 715 pp.

13. Shokirov T.S. Tajik-Russian Law Terms Dictionary (12 000 terms) . - Khujand: Nargis, 2012. - 398 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.