Научная статья на тему 'О новых подходах к обучению детей родному языку в период освоения грамоты'

О новых подходах к обучению детей родному языку в период освоения грамоты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВЫЙ КЛАСС / РОДНОЙ ЯЗЫК / ОБЩЕНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ГРАМОТА / ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевякова Надежда Сергеевна

Автор статьи подробно описывает процесс обучения детей родному языку в период освоения грамоты, который проходи в три этапа подготовительный (общение); основной этап обучения (букварный период); обобщающий (послебукварный, чтение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О новых подходах к обучению детей родному языку в период освоения грамоты»

МАСТЕР-КЛАСС

Думаю, технология осмысленного развивающего чтения поможет сформировать у детей умение выражать свою позицию и аргументировано ее защищать, устно и письменно оформлять свои мысли по поводу прочитанного, понимать художественный текст и видеть позицию автора.

Литература

1. Давыдова О. Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе. [Электрон. ресурс] URL: http://nsc.1september.ru/artide.php? ID=200302207 (Дата обращения 1.08.2014).

2. Еремина С. Е. Особенности работы с текстом на уроках литературы в рамках технологии продуктивного чтения [Электрон. ресурс] URL: http://ershov.clan.su/load/0-0-0-428-20 (Дата обращения 1.08.2014).

3. Лихачева Т Ю. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.68-71.

4. Меньшенина Ж. М., Умникова Е. Л. Формирование культуры восприятия художественного текста как одно из условий, способствующих совершенствованию духовно-нравственных качеств личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.18-22.

5. Обласова Т. В. Специфика учебных текстов для развития текстовой деятельности школьников в процессе изучения предметов гуманитарного цикла // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С.31-36.

6. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе [Электрон. ресурс] URL: http://festival.1september.ru/artides/527236/ (Дата обращения 1.08.2014).

J

Л

Шевякова Надежда Сергеевна

учитель начальных классов ГБОУ Школа №64 г. Москва

О НОВЫХ ПОДХОДАХ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РОДНОМУ ЯЗЫКУ В ПЕРИОД ОСВОЕНИЯ ГРАМОТЫ

_______________________________________Г

Аннотация. Автор статьи подробно описывает процесс обучения детей родному языку в период освоения грамоты, который проходи в три этапа - подготовительный (общение); основной этап обучения (букварный период); обобщающий (послебукварный, чтение).

Ключевые слова: первый класс, родной язык, общение, развитие речи, грамота, чтение.

Современная школа переживает очень важный этап. Перед учительством стоит задача перестроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы растить, обучать, воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. А это означает, что умение и стремление учиться должно стать для каждого ребенка столь же фундаментальным качеством личности, как первичные ориентировочные и поведенческие навыки, например, чувство равновесия. Такая цель не может быть успешно достигнута без правильно организованной работы учащихся с первых дней обучения.

Существует три подхода реализации этой задачи на всех этапах обучения.

1. Подготовительный этап («Давайте знакомиться!») начинается с курса общения. Его цель - ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения [3,4].

Вводные занятия, проводимые на основе материалов 1-й части азбуки, открывают детям разнообразный мир общения, знакомят с его формами (словесными и несловесными, устными и письменными, реальными и условными).

Предлагаемые в учебнике речевые ситуации, построенные на игровом, занимательном материале, помогут учителю организовать речевое общение

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

45

МАСТЕР-КЛАСС

детей на уроке, просто и доступно рассказать о целях и средствах общения людей, подвести учащихся к пониманию условности общения с миром природы, искусства и материальной культуры [1,5].

Наряду с этим создаются предпосылки для элементарного понимания учащимися знаковой природы языка и его роли как средства общения. Значительно больше, чем обычно, отводится времени на работу со словом и его значением, с предложением и связной речью.

На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму.

Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира («Мы узнаем мир по именам»). Из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты.

Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения (смысла), раскрывается для него со стороны звучания (звуковой формы). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова.

Звуковой анализ проводится на всем диапазоне звуков русского языка. Изображение звуков в схемах мотивированно - оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком.

Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как «Общение в мире людей», «Общение в мире природы», «Общение с использованием знаков-посредников». Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.

Одновременно с азбукой дети работают с Прописью 1 «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.

2. Основной этап обучения.

Начало изучения букв в «АБВГДейке» отмечено новым разделом - «Веселое путешествие». Это длительный и довольно однообразный этап. Желательно, чтобы в этот период у детей не пропало

желание учиться [4]. Мы должны постараться сделать его интересным, занимательным, обеспечить хорошее усвоение и запоминание букв, а также быстрейшее овладение принципом чтения (чтением по слогам) и основным способом чтения целыми словами.

При проведении уроков по изучению букв учитель может использовать весь имеющийся опыт. В то же время необходимо учесть следующее:

1. Распределение материала носит тематический, а не поурочный характер. Готовя поурочное планирование, учитель может отвести на изучение каждой буквы столько уроков, сколько потребует уровень подготовленности учащихся. Это касается материалов, предлагаемых для повторения и обобщения изученного «Узелки на память».

2. Букварные страницы имеют единый тематический разворот, предлагающий для изучения сразу две буквы. Если этот путь окажется непосильным для учащихся, можно вернуться к традиционному варианту.

Целесообразно проводить комбинированные уроки «письма - чтения», активно используя Прописи 2, 3 «Мой алфавит».

3. В предлагаемой методике обучения грамоте сохраняется принцип «от звука к букве».

4. В методическом пособии учитель найдет образцы уроков с коммуникативно-речевыми ситуациями на основе содержания букварных страниц. Используя литературно-художественный материал учебника, учитель может самостоятельно продолжить это направление в работе.

5. Важно организовать сотрудничество детей на уроке: научившихся читать до школы и не читающих, знающих буквы и не знающих их. Страницы азбуки предлагают задания различного уровня сложности. Пусть каждый ребенок использует то, что ему доступно на данный момент, так как и рисунки, и ребусы, и модели слов - своеобразные шаги в освоении чтения и письма.

Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.

При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме.

Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное.

Структура и содержание азбуки предполагают использование вариативных методов обучения гра-

46

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

моте, вплоть до самообучения (самостоятельное «открытие» учащимися каких-либо элементарных языковых закономерностей и т.д.). Осуществлять это несложно, так как содержание азбуки выстраивается в логике развития познавательных процессов ребенка при освоении им грамоты. Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников.

«АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения.

Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.

Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями.

Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов.

При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта.

Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения. В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в Прописях 2 и 3 «Мой алфавит», а навыки чтения целыми словами - с помощью «Читалочки».

3. Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все

на свете». Параллельно продолжается работа с пособием «Читалочка».

Основная задача этого периода - закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послого-вого чтения к чтению словами.

Однако литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя с писателем, книгой, ее героями.

Параллельно с литературной частью азбуки идет работа с Прописью 4 «Пишу красиво». Главное назначение пособия - закрепить каллиграфические и орфографические навыки.

Систематизировать сведения о речи, языке, полученные в ходе обучения грамоте, и закрепить навыки устной и письменной речи - умение высказаться на тему разговора, ответить на вопрос, вступить в диалог и продолжить его, умение записывать слова, предложения и небольшие тексты - позволят новый учебник для 1 класса «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева) и рабочая тетрадь.

Литература

1. Алёхина И. А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.25-28.

2. Васильева И. Е. Формирование коммуникативных умений в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.19-22.

3. Вострикова Е. Л. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С.19-23.

4. Надеева М. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.14-18.

5. Теряева И.П. Игра -как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.74-77.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.