_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 342.97
Берглезов Алексей Николаевич
ассистент кафедры административного и финансового права, СибУПК
г.Новосибирск,РФ E-mail [email protected]
О НОВЫХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются полномочия Центрального банка Российской Федерации в сфере финансовых рынков. Анализируется соотношение прав и обязанностей Центрального банка Российской Федерации с понятиями "контроль", "надзор", принятыми в науке финансового и административного права.
Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, контроль, надзор, финансовые рынки.
Последними изменениями в полномочиях Центрального банка Российской Федерации стало дополнение целей его деятельности (защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы) новыми, а именно: развитие и обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Соответственно, для реализации новых целей Банк России был наделен новыми функциями, такими, как:
- разработка и проведение во взаимодействии с Правительством Российской Федерации политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
- осуществление регулирования, контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций;
- осуществление регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;
- регистрация отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
- осуществление контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
- осуществление регулирования, контроля и надзора в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах
Не высказывая мнения о целесообразности и обоснованности передачи Банку России новых полномочий (а ряд ученых считают, что "размытие" целей и функций Центрального банка влечет и экономические, и юридические проблемы, связанные с его независимостью, так как Банк России в качестве мегарегулятора должен решать множество вопросов, требующих согласования с Правительством Российской Федерации, а введение любой дополнительной цели Банка России создает конфликты интересов, противоречие целей, риски для независимости этого финансового регулятора [1].
В отечественной юридической литературе большое внимание уделялось рассмотрению контроля с позиций административного и финансового права при этом контроль зачастую сравнивался с надзором. Анализируя эти два понятия с точки зрения теории права, можно подвергнуть сомнению правильность использования понятия "контроль" применительно к деятельности Центрального банка Российской Федерации.
Контроль и надзор - это способы обеспечения законности, которые используются не всеми, а строго определенными государственными органами. Государственный контроль является довольно распространенным видом деятельности. Его сущность и назначение заключаются в том, что уполномоченные государственные органы ведут наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта, выясняют, не допущены ли в его деятельности какие-либо нарушения законности и дисциплины, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных лиц к ответственности
Государственный контроль означает функцию, которая тесно связана с государственным
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
регулированием, с обеспечением законности и дисциплины. Как способ обеспечения законности контроль характеризуется определенными признаками. Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным субъектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности и подведомственности. Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого субъекта, поскольку контролирующий вправе вмешаться в его текущую административно-хозяйственную деятельность. В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого. В-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения
Если контроль эффективный, то он позволяет делать вывод о фактическом положении дел, о том, как реализуются законы в отраслях и сферах управления, насколько действенны подзаконные акты. На основе полученной информации можно оперативно устранять недостатки в нормотворческой деятельности, вносить изменения и дополнения в нормативные акты, повышать их качество. В связи с этим следует отметить, что целями регулирования, контроля и надзора Банка России за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
Таким образом, контроль призван обеспечивать строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.
Список использованной литературы: 1.Кравченко Д.В. Создание мегарегулятора на базе Банка России в контексте его независимого конституционного статуса// Законодательство и экономика.- 2013.- № 6.- С. 20-25
© А.Н.Берглезов, 2016
УДК 340.131.4
Борецкий Алексей Владимирович
кандидат юридических наук, Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан E-mail: [email protected] Жузбаев Б.Т. профессор,
Центрально-Казахстанская академия г. Караганда, Республика Казахстан
СТРУКТУРА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
Аннотация
В настоящей статье авторами рассматривается структура криминалистической характеристики торговли людьми. В частности, авторами выделяются такие элементы криминалистической характеристики, как: характеристика исходной информации; характеристика обстановки совершения преступления; данные