Научная статья на тему 'О новых контрольно-надзорных полномочиях Центрального банка Российской Федерации'

О новых контрольно-надзорных полномочиях Центрального банка Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
693
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О новых контрольно-надзорных полномочиях Центрального банка Российской Федерации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 342.97

Берглезов Алексей Николаевич

ассистент кафедры административного и финансового права, СибУПК

г.Новосибирск,РФ E-mail ub07028@mail.ru

О НОВЫХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются полномочия Центрального банка Российской Федерации в сфере финансовых рынков. Анализируется соотношение прав и обязанностей Центрального банка Российской Федерации с понятиями "контроль", "надзор", принятыми в науке финансового и административного права.

Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, контроль, надзор, финансовые рынки.

Последними изменениями в полномочиях Центрального банка Российской Федерации стало дополнение целей его деятельности (защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы) новыми, а именно: развитие и обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Соответственно, для реализации новых целей Банк России был наделен новыми функциями, такими, как:

- разработка и проведение во взаимодействии с Правительством Российской Федерации политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

- осуществление регулирования, контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций;

- осуществление регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;

- регистрация отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

- осуществление контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

- осуществление регулирования, контроля и надзора в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах

Не высказывая мнения о целесообразности и обоснованности передачи Банку России новых полномочий (а ряд ученых считают, что "размытие" целей и функций Центрального банка влечет и экономические, и юридические проблемы, связанные с его независимостью, так как Банк России в качестве мегарегулятора должен решать множество вопросов, требующих согласования с Правительством Российской Федерации, а введение любой дополнительной цели Банка России создает конфликты интересов, противоречие целей, риски для независимости этого финансового регулятора [1].

В отечественной юридической литературе большое внимание уделялось рассмотрению контроля с позиций административного и финансового права при этом контроль зачастую сравнивался с надзором. Анализируя эти два понятия с точки зрения теории права, можно подвергнуть сомнению правильность использования понятия "контроль" применительно к деятельности Центрального банка Российской Федерации.

Контроль и надзор - это способы обеспечения законности, которые используются не всеми, а строго определенными государственными органами. Государственный контроль является довольно распространенным видом деятельности. Его сущность и назначение заключаются в том, что уполномоченные государственные органы ведут наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта, выясняют, не допущены ли в его деятельности какие-либо нарушения законности и дисциплины, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных лиц к ответственности

Государственный контроль означает функцию, которая тесно связана с государственным

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

регулированием, с обеспечением законности и дисциплины. Как способ обеспечения законности контроль характеризуется определенными признаками. Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным субъектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности и подведомственности. Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого субъекта, поскольку контролирующий вправе вмешаться в его текущую административно-хозяйственную деятельность. В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого. В-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения

Если контроль эффективный, то он позволяет делать вывод о фактическом положении дел, о том, как реализуются законы в отраслях и сферах управления, насколько действенны подзаконные акты. На основе полученной информации можно оперативно устранять недостатки в нормотворческой деятельности, вносить изменения и дополнения в нормативные акты, повышать их качество. В связи с этим следует отметить, что целями регулирования, контроля и надзора Банка России за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).

Таким образом, контроль призван обеспечивать строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.

Список использованной литературы: 1.Кравченко Д.В. Создание мегарегулятора на базе Банка России в контексте его независимого конституционного статуса// Законодательство и экономика.- 2013.- № 6.- С. 20-25

© А.Н.Берглезов, 2016

УДК 340.131.4

Борецкий Алексей Владимирович

кандидат юридических наук, Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан E-mail: alexey1977.77@mail.ru Жузбаев Б.Т. профессор,

Центрально-Казахстанская академия г. Караганда, Республика Казахстан

СТРУКТУРА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ

Аннотация

В настоящей статье авторами рассматривается структура криминалистической характеристики торговли людьми. В частности, авторами выделяются такие элементы криминалистической характеристики, как: характеристика исходной информации; характеристика обстановки совершения преступления; данные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.