Научная статья на тему 'О новой методике изучения художественного текста: методы анализа социальных сетей и литературоведческое исследование'

О новой методике изучения художественного текста: методы анализа социальных сетей и литературоведческое исследование Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
998
699
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА / МЕТОДЫ АНАЛИЗА / СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА / Ч. ДИККЕНС / CH. DICKENS / LITERARY STUDIES / FOREIGN LITERATURE / METHODS OF ANALYSIS / NETWORK ANALYSIS OF LITERARY TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кончакова Светлана Валентиновна

Статья посвящена актуальному направлению междисциплинарных исследований в области литературоведения. В частности неизученной в современном литературоведении проблеме применения метода анализа социальных сетей для изучения национальных концептов. В качестве объекта исследования автором выбрано творчество английского писателя викторианского периода Ч. Диккенса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NEW METHODICS OF LITERARY TEXT LEARNING: ANALYSIS METHODS OF SOCIAL NETWORKS AND LITERARY RESEARCH

The article is devoted to the actual direction of cross-disciplinary researches in the field of literary studies. In particular unstudied problem of use of analysis method of social networks for national concepts study is scrutinized. As the subject of the research the author chose the work of English writer of Victorian age Charles Dickens.

Текст научной работы на тему «О новой методике изучения художественного текста: методы анализа социальных сетей и литературоведческое исследование»

UDC 820-1

MUSICAL ALLUSIONS AND THEIR ARTISTIC FUNCTIONS IN THE POETRY OF ROBERT BROWNING (“A TOCCATA OF GALUPPI”)

Yulia Sergeevna Tekutova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Foreign Literature and Linguistics Department, e-mail: [email protected]

In the article the methods of including of music into the literary text are examined. Co-operation of poetry and music, carried out by means of intertextems (allusions), is described. These allusions, presented by musical terms, assist a recreation in artistic text of the certain emotional states (frivolous gaiety, sorrow for the past, tense expectation of the future), associated with the pieces of music. Thereby the “effect of doubling” of aesthetic influence of poetry on the recipient is achieved.

Key words: intertext; intertextem; allusion; interaction of arts; interspecific cultural communications; English poetry.

УДК SQ9.l

О НОВОЙ МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА: МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

© Светлана Валентиновна Кончакова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры зарубежной литературы и языкознания, e-mail: [email protected]

Статья посвящена актуальному направлению междисциплинарных исследований в области литературоведения. В частности неизученной в современном литературоведении проблеме применения метода анализа социальных сетей для изучения национальных концептов. В качестве объекта исследования автором выбрано творчество английского писателя викторианского периода Ч. Диккенса.

Ключевые слова: литературоведение; зарубежная литература; методы анализа; сетевой анализ литературного текста; Ч. Диккенс.

Современный этап развития гуманитарного знания характеризуется доминированием междисциплинарных подходов. Во многом эта ситуация объясняется сменой глобальной парадигмы науки вообще: от изучения явлений в статике и равномерном развитии к пониманию синергетической природы окружающего нас мира.

Термин «синергетика» был введен немецким физиком Г. Хагеном для обозначения области науки, изучающей переходы от хаоса к порядку и обратно. Явления самоорганизации, открытые первоначально в физических и химических явлениях, породили модели, которые оказались применимы к объяснению многих общественных явлений в их разнообразных выражениях.

1. Важнейшим следствием интегрирования синергетических подходов в гуманитарное знание стало возрастание роли метафоры системы и методологии системного анализа. «Система - совокупность элементов, находящихся в связях и взаимных зависимостях. Основное свойство системы со-

стоит в том, что в системе целое больше суммы ее частей» [1].

Синергетическая парадигма вновь поставила вопрос о возможности формализации гуманитарного знания. Выделение систем, отдельных элементов и связей становится актуальной задачей современных исследователей. Как известно, формализация результатов исследования составляет важное условие воспроизводимости его результатов. В свою очередь воспроизводимость результатов минимизирует субъективизм исследователя.

Широкое использование в современном литературоведческом дискурсе понятий кон-цептосферы, концепта, прецедентного текста, а также изучение сущности, структуры и взаимосвязей этих понятий, демонстрирует укоренение системной методологии и в этой области филологической науки. Неудивительно, что наиболее заметен этот процесс в областях филологического знания, занимающихся изучением коммуникации, т. к. имманентным свойством любой системы является обмен информацией (коммуникация)

l97

между ее элементами. В то же время очевидно, что рамки применения системного анализа в языкознании и литературоведении значительно шире. Так, например, представляется возможным применение к литературному тексту частного случая системного анализа - анализа социальных сетей.

Методика и понятийный аппарат анализа социальных сетей формировались в 30-50-е гг. ХХ в. в рамках социологической науки.

Наиболее важными, с точки зрения изучения как отдельных элементов, так и системы в целом, являются структура отношений между акторами и местоположение отдельных акторов в сети [2]. Таким образом, метафора сети является одним из ключевых элементов изучения общественных систем.

В качестве институализированного междисциплинарного направления анализ социальных сетей выделился приблизительно в середине 1970-х гг. Причем решающее воздействие на этот процесс оказало появление специализированного программного обеспечения, упростившего процесс построения и анализа графов. Отметим, что одной из особенностей анализа социальных сетей является то обстоятельство, что объем данных, генерируемых на промежуточных этапах анализа сети, может превышать объем исходных данных.

Несмотря на разнообразие алгоритмов сетевой визуализации, четкой дефиниции социальной сети до сих пор не существует [3]. Более того, с появлением интернет-сайтов, ориентированных на создание сообществ, однозначное определение социальной сети еще более затруднено.

А если определение и дано, то оно, как правило, несопоставимо с определениями этого понятия у других авторов. Причина в том, что определения социальной сети формулируются специально для каждого конкретного случая и, таким образом, являются очень эмпиричными. Как будет показано ниже, необходимо отделять понятие социальной сети как ситуативного инструментария от понятия социальной сети как жесткой социологической методологии, опирающейся на математические методы. Сетевой анализ не является полностью автономным разделом социологической теории. За последние 20 лет многие, на первый взгляд, разнородные работы в антропологии, социальной

психологии, социологии, психологии, экономике, географии и политологии, филологии обращались к понятию «структура». Попытки операционализации этого понятия привели к тому, что теперь чаще всего концепцию структуры пытаются выразить в терминах социальных сетей. Первоначально представления о сетях были интуитивны и метафоричны, но затем они стали выражаться в более жестких терминах алгебры, теории графов и теории вероятностей. Эта смесь различных математических подходов стала для социологии находкой. Популярность этой концепции объясняется, прежде всего, широкой эмпирической применимостью, а также возможностью перехода к теоретическим обобщениям. На основе математических концептов были разработаны специфические «сетевые» методы, направленные на решение социологических задач. С одной стороны, язык описания стал более точным и инвариантным, что облегчило включение социологических понятий в общее концептуальное ядро других дисциплин [2, с. 48].

В то же время прикладной аспект анализа социальных сетей вполне очевиден. Так, например, Л. Фримен, один из разработчиков анализа социальных сетей, отмечал: «Ключе -вым фактором является роль визуального восприятия социальных сетей, которое позволяет исследователю по-новому открыть для себя социальную структуру и передать это знание другим [4]».

Для описания социальных сетей используют два различных представления: граф и матрица.

Граф базируется на визуальном изображении с помощью вершин или узлов (акторы) и линий или ребер (связи). Матричное представление выглядит как таблица, в заголовках строк и столбцов которой находятся наименования объектов (акторов), а в ячейках - характеристики (свойства) связей. Например, частоты совместного упоминания акторов в тексте.

Узлами сети могут быть как индивиды, так и другие элементы социального пространства (например, статусные позиции), связи могут также характеризовать не только наличие отношения, но и описывать его (например, силу связи). Для визуализации важное значение имеет понятие модельного пространства - области, в которой строится

граф. Под модельным пространством понимают множество допустимых точек [5], в которых можно размещать вершины сети.

Описывая возможности визуализации, Фримен обращает внимание на то, что:

1) для лучшего восприятия свойств вершин используются обозначения разного типа (окружности, треугольники, прямоугольники) и цвета;

2) цвет и тип линий, связывающих вершины, используется для показа различных типов отношений, связывающих элементы социальной сети;

3) использование анимации позволяет представить изменения социальной сети во времени;

4) визуальная восприимчивость сетей может быть улучшена изменением взаимного расположения вершин, соответствующих социальным элементам.

Вообще же конкретный аппарат визуализации разрабатывался в рамках математической теории графов и комбинаторики и далеко не исчерпывается этими основными положениями.

Сетевой подход имеет еще одно неоспоримое преимущество перед другими методами: он дает возможность оперировать данными на разных уровнях исследования - от микро- до макроуровня, обеспечивает преемственность этих данных. Сетевые методы позволяют конструировать единицы анализа, объединяя более мелкие единицы без потери информации. Кроме того, эти методы представляются наиболее естественными для выражения, описания и упорядочения понятий, когда речь идет о структуре.

Особенностями моделей, разрабатываемых в рамках сетевого подхода, является то, что они:

1) эмпиричны: объект, рассмотренный при помощи социальных сетей, легко опера-ционализировать, а полученные результаты проверить и обобщить;

2) учитывают социальное окружение акторов (воздействие других акторов на рассматриваемого), что позволяет восстановить структуру взаимоотношений, в зависимости от исходной задачи исследователя;

3) обеспечивают рассмотрение разных уровней социальных акторов, от индивидуальных до коллективных. Математический

аппарат обеспечивает преемственность полученных данных на разных уровнях.

С момента появления сетевой подход доказал свою применимость для решения задач, различающихся по области приложения (социально-экономических, когнитивных, политических, исторических и т. д.), по виду носителя информации, по типам единиц анализа. Но объединяет их сетевой способ решения. Самой первой проблемой является собственно построение сети, выявление структурных компонент из первичной социологической информации, Следующий этап - разработка методов расчета индикаторов для построенных сетей. И наконец, адекватный анализ полученных результатов.

Этапы анализа социальной сети:

- разработка индикаторов, характеризующих свойства связей;

- опрос участников сети;

- анализ результатов;

- построение сети;

- анализ сети.

В социологии накоплен опыт использования в качестве исходной информации для сетевого анализа не только анкетных данных, но и результатов контент-анализа. Строго говоря, контент-анализ выступает здесь промежуточным звеном или одним из начальных этапов сетевого анализа. Именно контент-анализ позволяет получить из текста интересующие исследователя характеристики, например, имена героев, места действия и их частоты упоминания.

Цель исследования: обобщить накопленный в социологии опыт анализа социальных сетей применительно к текстам, адаптировать социологические методики задачам литературоведческого анализа, апробировать программное обеспечение и математический аппарат на примере исследования национальной идентичности викторианского общества в романах Ч. Диккенса.

Задачи: выделить ряд значимых викторианских концептов (вербальных и невербальных), провести контент-анализ текстов произведений Ч. Диккенса, сформировать матрицы отношений категорий, провести сетевой анализ выявленных категорий.

Новизна: апробация сетевого анализа как средства анализа литературного текста, и в частности:

- средства формализации и воспроизводимости результатов исследования;

- средства визуализации сюжетных линий;

- средства выявления и визуализации системы персонажей;

- средства визуализации приемов композиции текста;

- средства визуализации и репрезентации концептов, позволяет визуализировать результаты контент-анализа.

Кроме того, новизна представляемого проекта состоит в том, что он позволяет применять апробированный в социологии математический аппарат теории графов для анализа и характеристик сетевых взаимосвязей.

В качестве эксперимента нами был проведен анализ первых 10 глав незаконченного романа Ч. Диккенса (1812-1870) «Тайна Эдвина Друда» (1869). В качестве цели исследования было выбрано изучение места концепта ‘home’ в сюжете романа.

Методика работы. В программе MS Excel была создана таблица, содержащая в заголовках столбцов имена героев романа (как основных, так и второстепенных), а в заголовках строк - наименования основных

мест действия (рис. 1). Первоначально планировалось ограничиться только действиями, происходящими в домах, но впоследствии оказалось, что для рассмотрения роли «дома» в сюжете лучше анализировать все места действия. В таблице указывалось и описание места действия, а также номер главы. В ячейках таблицы указывалось упоминание данного персонажа в конкретной сцене. В некотором смысле роман «Тайна Эдвина Друда» оказался релевантным материалом для подобного исследования, т. к. композицию романа можно назвать сценографичной, и этапы развития сюжета четко локализуются в определенных точках пространства: курильня опиума, знаменитый собор, дом каноника Криспаркла, пансион для молодых особ «Женская обитель» и т. д.

В нашем случае мы не указывали в ячейках частоту упоминания героя в данном фрагменте, но в дальнейшем можно фиксировать и этот показатель, используя его в качестве своеобразного «веса», характеризующего параметры связи. Таким образом, в таблице накапливаются количественные, сетевые и описательные характеристики романа.

Рис. 1. Результат первого этапа анализа - создание матрицы «место действия - персонаж»

Следующим шагом стало сведение результатов в отдельные таблицы по главам и удаление избыточной информации (рис. 2).

Каждая последующая глава включает в себя связи и предыдущей, таким образом, мы можем проследить формирование целостной композиции текста, хотя, в принципе, возможно рассмотрение всех глав как самостоятельных объектов.

Для построения сетевого графа нами была использована одна из наиболее популярных программ такого типа ИСШЕТ версии 6.22.

Вид рабочего окна программы ИСШЕТ (рис. 3). В правой части представлен исходный граф, в левой - изображение сети.

В сформированной сети красными окружностями обозначались МЕСТА, а синими прямоугольниками ПЕРСОНАЖИ.

Сеть первой главы очень проста. Действие разворачивается в двух местах, играющих

знаковую роль на всех уровнях художественного мира романа. Связующим звеном между такими разными местами, как курильня опиума и собор, выступает Джаспер (рис. 4).

Глава вторая показывает усложнение связей вокруг уже известных мест и появление новых (рис. 5). В частности, здесь впервые фигурирует дом Джаспера, с которым связано появление в романе нескольких новых лиц. Примечательно, что уже на этом этапе видно, что первым персонажем романа, вступающим в контакт с Джаспером, является каноник Криспаркл, которому предназначено стать нравственным антиподом Джаспера. К характеристике значимости концепта ‘home’ стоит отнести тот факт, что, несмотря на важность роли собора, основные персонажи романа вводятся Диккенсом в повествование именно через дом Джона Джаспера.

Рис. 2. Результат формализации текста глав романа «Тайна Эдвина Друда»

Рис. 3. Вид окна программы анализа социальных сетей ЦСШБТ

Анализ структуры английского концепта ‘home’ позволяет утверждать, что описание жилища тесно связано в сознании англичан с внутренним миром человека. Неслучайно именно в этом эпизоде появляется благополучный дом Настоятеля: «...к сияющим рубиновым светом окнам столовой в уютном кирпичном домике, где он в настоящее время «имеет свое пребывание» вместе с супругой и дочерью» [6], от которого веет уютом и семейным благополучием. Контрастно выглядит на этом фоне дом Джаспера: «.каменное строение, протянувшееся поперек двора - бывшей монастырской приврат-ницкой над широкой аркой ворот. В окне с мелким переплетом мерцает огонь, а кругом уже сгущается сумрак, окутывая тенями пышные вороха плюща и дикого винограда на фасаде привратницкой» [6, с. 287]. Его описание не содержит и намека на уют, и даже свет в окнах не «сияет», а «мерцает», и вся картина дополняется мрачными оттенками осеннего вечера и сценами запустения и смерти. Именно в этот момент в романе впервые упоминается о приезде Эдвина, племянника Джаспера. Эти детали создают атмосферу тревоги, дисгармонии.

Диккенс использует прямую связь внутреннего мира героя и его жилища. Образ Джаспера дополняется образом его дома: «Голос у него низкий и звучный, фигура статная и лицо красивое, но манера держаться несколько сумрачная. Да и комната его мрачновата, и, возможно, это тоже на нем сказалось. Комната почти вся тонет в тени. Даже когда солнце ярко сияет на небе, лучи его редко достигают рояля в углу, или толстых нотных тетрадей на пюпитре, или полки с книгами на стене, или портрета, что висит над камином» [6, с. 286]. Очевидно, дом как отражение внутреннего мира героя ассоциируется с темным началом в Джаспере. Интересно, что этот фрагмент начинается с описания внешности персонажа, затем следует описание комнаты, как бы соответствующей мрачным чертам характера Джаспера, но неожиданно внимание читателя переключается на портрет девушки, висящий на стене. Еще не называя имени, Диккенс вводит в сюжет новую героиню, приоткрывая нам черты ее характера и намекая на ее последующую важную роль в развитии сюжета: «на этом портрете изображена прехорошенькая юная

девушка - школьница по возрасту; ее рассыпавшиеся по плечам светло-каштановые кудри перевязаны голубой лентой, и ее красоте еще больше своеобразия придает забавное выражение какого-то ребяческого упрямства -как будто она сердится на кого-то и сама понимает, что не права, но ничего знать не хочет. Портрет не имеет никаких художественных достоинств - это только набросок; но видно, что художник старался не без юмора, -а может быть, даже с долей злорадства -быть верным оригиналу» [6, с. 288].

После описания портрета Диккенс возвращается к будничному разговору Крис-паркла и Джаспера. Однако нельзя не отметить, что композиционно описание жилища Джаспера как бы разрывает две характеристики - Джаспера и Розы, подчеркивая драматический характер взаимосвязи этих персонажей. Здесь снова возникает чувство диссонанса, которое позволяет автору поддерживать напряженную атмосферу.

Третья глава еще более усложняет сеть (рис. 6). Отметим, что узлы, имеющие небольшое количество связей перемещаются к периферии сети, а центр занимают узлы с развитыми связями.

Новых домов здесь не появляется за исключением пансиона «Женская обитель»: «В самом центре Клойстергэма находится «Женская обитель» - старый-престарый кирпичный дом, в котором, говорят, некогда жили монахини, откуда и пошло его название...» [6, с. 297]. Этот приют своего рода дом для Розы, которая впервые и появляется в этой главе. Важная роль Розы оттеняется заметной периферийностью других женских образов.

В четвертой главе снова вместе с представлением нового жилища появляются новые персонажи - это мистер Сапси и Дердлс. Очевидно, что в качестве центрального образа романа выступает собор, с которым связаны почти все главное герои, а ключевой фигурой повествования является на данном этапе Джон Джаспер, связанный почти со всеми местами, где разворачивается сюжет романа (рис. 7).

В пятой главе появляется странный персонаж - мальчишка по прозвищу Депутат, и его мрачный дом - скорее похожая на притон дешевая и грязная гостиница (рис. 8).

цнастоятель

Рис. 5. Сетевые связи третьей главы романа

|китаец

Рис. 7. Сетевые связи четвертой главы романа

Рис. 9. Сетевые связи шестой главы романа

Рис. 11. Сетевые связи восьмой и девятой глав романа

Шестая глава (рис. 9). Здесь появляется дом Криспаркла, который сразу становится центром многочисленных событий и по количеству связей сопоставим с собором, правда, некоторые из этих связей относятся к второстепенным героям. Очевидно, что Криспаркл будет играть в последующем развитии сюжета значительную роль. Появление новых героев происходит на станции, но поселяются они в доме Криспаркла. О доме Елены и Невила ничего не говорится. Отсутствие дома - символ разрушенного или деформированного внутреннего мира этих героев.

В данной главе Нэвилл и Криспаркл ведут разговор, не заходя в дом, а прогуливаясь вокруг собора. Это подчеркивает откровенность их диалога, неподконтрольную в такой момент кодексу правил и норм поведения в доме.

Глава седьмая (рис. 10). В этой главе начинается ссора между Нэвилом Ландлесом и Эдвином Друдом, которую пытается обратить в свою пользу Джаспер.

В восьмой главе появляется мистер Грюджиус (рис. 11). Он вводится в повество-

вание в «Женской обители», т. е. на территории «дома» Розы. Это, с одной стороны, символизирует его привязанность к Розе, с другой - показывает то, что и его внутренний мир дисгармоничен.

В целом можно отметить, что анализ еще не закончен, но и такой уровень разработки темы позволяет утверждать: даже самые общие методы сетевого анализа позволяют прослеживать и визуализировать развитие сюжетной линии, взаимосвязи персонажей, иллюстрировать особенности репрезентации концептов в тексте.

Можно высказать предположение, что использование этих методов для анализа структуры незаконченных произведений (как, например, роман «Тайна Эдвина Дру-да») даст дополнительные возможности научной верификации реконструкций авторского замысла и версий развития сюжета и вариантов завершения произведения.

1. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация: системный подход. Н. Новгород, 2003. С. 304.

2. Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии. М., 2004. С. 18.

3. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М., 2010.

4. Freeman L.C. Visualizing Social Networks // Journal of Social Structure. 2000. V. 1 (1) (Цит. по: [5, с. 61]).

5. Печенкин В. В. Методы анализа социальных сетей // Социология: 4М. 2001. № 13. С. 62. иКЬ: http://www.heinz.cmu.edu/project/INSNA/ joss/vsn.html (дата обращения: 02.05.2010).

6. Диккенс Ч. Собрание сочинений: в 30 т. М., 1962. Т. 27. С. 285.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию ^^^QlQ г.

UDC 809.1

ABOUT NEW METHODICS OF LITERARY TEXT LEARNING: ANALYSIS METHODS OF SOCIAL NETWORKS AND LITERARY RESEARCH

Svetlana Valentinovna Konchakova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Foreign Literature and Language Studies Department, e-mail: [email protected]

The article is devoted to the actual direction of cross-disciplinary researches in the field of literary studies. In particular unstudied problem of use of analysis method of social networks for national concepts study is scrutinized. As the subject of the research the author chose the work of English writer of Victorian age Charles Dickens.

Key words: literary studies; foreign literature; methods of analysis; network analysis of literary text; Ch. Dickens.

УДК 43

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ

© Лариса Ивановна Комарова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры теории и практики преподавания английского языка, e-mail: [email protected]

В качестве основополагающих категорий текста как феномена культуры рассматриваются категории интертекстуальности, прецедентных текстов, языковой текстовой личности. Теория интертекстуальности базируется на идеях М.М. Бахтина о диалогическом характере текста. Прецедентные тексты рассматриваются в качестве материальных знаков интертекстуальности. Текст есть продукт, порожденный языковой личностью и адресованный языковой личности.

Ключевые слова: художественный текст; категория текста; интертекстуальность; прецедентный текст; языковая личность; автор; персонаж; адресат.

Любая наука, претендующая на выработку обоснованных и системно организованных знаний об объекте исследования, сталкивается с необходимостью решения ряда обязательных задач. Для лингвистики текста одной из таких задач становится выявление и систематизация сущностных свойств (параметров, признаков) текста, которые бы, раскрывая особенности его природы, в совокупности позволяли судить о его качественной определенности. В западноевропейской традиции совокупность таких свойств называют текстуальностью. В отечественной науке их чаще именуют категориями. Так, круп-

нейший отечественный исследователь лингвистической организации текста И.Р. Гальперин утверждал, что «нельзя говорить о каком-либо объекте исследования, в данном случае о тексте, не назвав его категорий» [1].

Изучение художественного текста как феномена культуры оказалось плодотворным и для выявления таких текстовых категорий, как интертекстуальности, прецедентных текстов, языковой текстовой личности [2].

Рассмотрим данные категории подробнее.

Интертекстуальность как концепция открытости текста. Текст может и должен рассматриваться на фоне окружающего куль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.