Научная статья на тему 'О новом образовательном направлении «Интеллектуальная собственность» и возможности его открытия в Байкальском государственном университете экономики и права'

О новом образовательном направлении «Интеллектуальная собственность» и возможности его открытия в Байкальском государственном университете экономики и права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INTELLECTUAL PROPERTY / INNOVATION-DRIVEN ECONOMY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Босхолов Сергей Семенович

Анализируется образовательный стандарт по направлению «Интеллектуальная собственность». Рассматривается возможность его открытия в Байкальском государственном университете экономики и права и предлагаются варианты его преподавания на юридических и экономических факультетах университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Босхолов Сергей Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NEW EDUCATIONAL PROGRAM «INTELLECTUAL PROPERTY» AND POSSIBILITY TO IMPLEMENT IT AT BAIKAL STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND LAW

The educational standard of «Intellectual property» is analyzed. The possibility to implement this standard at Baikal State University of Economics and Law is discussed and some variants of its teaching at departments of law and economics are proposed.

Текст научной работы на тему «О новом образовательном направлении «Интеллектуальная собственность» и возможности его открытия в Байкальском государственном университете экономики и права»

УДК 378.633(571.53) С.С. БОСХОЛОВ

ББК 74.58(2Рос) декан факультета гражданского и предпринимательского права

Байкальского государственного университета экономики и права, доктор юридических наук, профессор, г. Иркутск e-mail: kaf_ugpravo@isea.ru

О НОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»

И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ОТКРЫТИЯ В БАЙКАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Анализируется образовательный стандарт по направлению «Интеллектуальная собственность». Рассматривается возможность его открытия в Байкальском государственном университете экономики и права и предлагаются варианты его преподавания на юридических и экономических факультетах университета.

Ключевые слова: инновации; инновационное развитие; интеллектуальная

собственность; инновационная экономика.

S.S. BOSKHOLOV

Dean, Department of Civil and Entrepreneurial Law,

Doctor of Law, Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk

e-mail: kaf_ugpravo@isea.ru

ABOUT NEW EDUCATIONAL PROGRAM «INTELLECTUAL PROPERTY»

AND POSSIBILITY TO IMPLEMENT IT AT BAIKAL STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND LAW

The educational standard of «Intellectual property» is analyzed. The possibility to implement this standard at Baikal State University of Economics and Law is discussed and some variants of its teaching at departments of law and economics are proposed.

Keywords: innovations; innovative development; intellectual property; innovation-driven economy.

Одним из основных итогов последнего десятилетия для всех стран на постсоветском пространстве является то, что инновационное развитие возможно только через рынок интеллектуальной собственности (ИС). На этом рынке, наряду с товарами, работами и услугами, «четвертую корзину» составляет интеллектуальная собственность. Ее продажа в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) составляет до 10% валового внутреннего продукта стран. К сожалению, в России эта доля ничтожно мала, у нас, по-прежнему, пытаются торговать тем, что продавать нельзя. По нормам международного права и российского законодательства изобретения, произведения, ноу-хау

и другие результаты интеллектуального творчества не являются объектами продаж и гражданско-правовых отношений. Продаются товары, в которых эти результаты воплощены и права на эти результаты [2]. Без всякого преувеличения можно с горечью отметить, что в этом плане мы совершенно не готовы к конкуренции с другими странами в рамках ВТО.

В условиях инновационной экономики, переход к которому поставлен в качестве важнейшей стратегической задачи России, основным объектом рынка является интеллектуальная собственность как база нематериальных активов основных субъектов рынка (предприятий, корпораций, ор-

© С.С. Босхолов, 2012

ганизаций, учреждений и казны). Внедрять новые технологии в реальную экономику предприятий и организаций, в том числе за рубежом, на легальной основе, равно как и защищать нарушенные права на них, возможно только после закрепления этих прав и их правовой охраны как интеллектуальной собственности.

Кроме того, интеллектуальная собственность прежде всего в научно-технической сфере играет важнейшую роль как механизм создания добавочной стоимости, как средство капитализации активов предприятий и организаций и как инвестиционный ресурс.

В 2011 г. Российская государственная академия интеллектуальной собственности (РГАИС) по заданию Министерства образования и науки РФ в целях подготовки инновационных кадров разработала проекты федеральных образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Интеллектуальная собственность». В начале февраля 2012 г. в Международном университете в г. Москве состоялся первый межвузовский семинар-совещание полномочных представителей ведущих вузов России, где обсуждались проекты указанных стандартов. По итогам которого в адрес Минобрнауки России были направлены предложения к этим проектам с целью устранения в них юридических и методологических ошибок и противоречий. Предполагается утверждение данных стандартов в мае-июне этого года и введение их в действие с нового 2012/2013 учебного года.

Следует также отметить, что 23 декабря 2011 г. ученый совет Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности (РНИИИС) на расширенном совместном заседании с Наблюдательным советом, членом которых я являюсь, рекомендовал создать и организовать кафедры экономики и права интеллектуальной собственности в четырех крупных вузах страны: Сибирский федеральный университет (Красноярск), Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону), Байкальский государственный университет экономики и права (Иркутск) и Российский государственный экономический университет им. Плеханова (Москва). Выбор указанных вузов обусловлен их большим авторитетом в

вузовском сообществе России и возможностями реальной организации таких кафедр.

Эти шаги обусловлены высокой значимостью интеллектуальной собственности в обеспечении конкурентоспособности организаций и страны в целом. Отсюда, кроме принятия адекватных мер государственной поддержки деятельности, связанной с вовлечением в хозяйственный оборот и защитой результатов интеллектуальной собственности и объектов ИС, возникает необходимость решения кадровой проблемы в этой области, в том числе через создание в соответствующих вузах экономического и юридического профиля специализированных кафедр ИС. Применительно к специализированным вузам, которые занимаются профессиональной подготовкой специалистов в области интеллектуальной собственности, например Российской государственной академии интеллектуальной собственности (Москва) — разработчику проектов рассматриваемых стандартов, никаких проблем не возникает. Что же касается вузов экономического и юридического профиля, которые могли бы заниматься обучением специалистов в сфере интеллектуальной собственности, то здесь, безусловно, без проблем не обойтись. В основном они относятся к кадровым проблемам, так как ни в одном из вузов до сих пор не осуществлялась подготовка такого рода специалистов.

Организация подготовки в Байкальском государственном университете экономики и права (БГУЭП) квалифицированных специалистов (юристов, экономистов и менеджеров), владеющих современными правовыми методами и технологиями защиты и управления исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, т.е. специалистов нового типа, способных выявлять и продвигать на мировой рынок конкурентные новые разработки, в полной мере отвечает современным требованиям модернизации и инновационного развития России. БГУЭП, безусловно, располагает материальными, организационными и кадровыми ресурсами для создания в его стенах новой кафедры экономики и права интеллектуальной собственности или кафедры экономики, права и управления интеллектуальной собственности. Эта кафедра призвана стать не только новой, но и уникальной.

Во-первых, на ней будет осуществляться комплексное образование, включающее экономику, право и управление. Чтобы эффективно работать в сфере интеллектуальной собственности, современный специалист должен хорошо разбираться в основах права, в особенностях гражданского и уголовного права, владеть механизмами и инструментами правового оформления и охраны интеллектуальной собственности и правовой охраны инновационной деятельности в целом, грамотно использовать результаты интеллектуальной деятельности различных субъектов права интеллектуальной собственности.

Во-вторых, интеллектуальная собственность является объектом не только правовых, но и экономических отношений. Результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы и искусства; программы для ЭВМ; базы данных; фонограммы; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения) являются такими же товарами, как и другие, могут включаться в товарный оборот на рынке интеллектуальных услуг. Поэтому специалист в сфере интеллектуальной собственности должен разбираться в основах экономики, знать современные методы анализа экономических отношений и оценки бизнеса, особенности бухгалтерского учета и налогообложения нематериальных активов, обладать навыками и умениями проведения инновационного аудита предприятий и организаций различных форм собственности, осуществлять бизнес-планирование и договорную поддержку хозяйственной деятельности субъектов интеллектуальной собственности и т.д.

В-третьих, квалифицированный специалист в сфере интеллектуальной собственности должен также хорошо ориентироваться в вопросах управления интеллектуальной собственностью, владеть современными технологиями и методами управления исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Он, по сути дела, должен быть менеджером нового

типа, способным выявлять и продвигать на мировой рынок конкурентные новые отечественные разработки, достижения и открытия. Не случайно, в РГАИС существуют два основных факультета: юридический и факультет управления интеллектуальной собственностью.

Таким образом, на данной кафедре профессорско-преподавательский состав, как представляется, будет состоять из различных специалистов: ученых юристов-правове-дов, экономистов и управленцев. Аналогов подобной кафедры еще нет. Разумеется, с этим будут связаны и определенные сложности и проблемы. Однако при наличии доброй воли и согласованных шагов они вполне преодолимы.

Поскольку значительный объем преподаваемых дисциплин относится к категории юридических, в особенности относящихся к гражданскому праву, логически напрашивается вывод о том, что данная кафедра должна быть образована на факультете гражданского и предпринимательского права. Обратимся в этой связи к некоторым положениям рассматриваемого образовательного стандарта, подробный анализ которого дан В.Н. Лопатиным в статье «Об образовательных стандартах по направлению "Интеллектуальная собственность"» [1].

Подготовка бакалавров. Основная образовательная программа бакалавриата включает в себя следующие дисциплины (модули): введение в профессию, гражданское право, гражданское процессуальное право, основы арбитражно-процессуального права, основы административного права и процесса, основы уголовного права и процесса, право интеллектуальной собственности, информационное право, основы менеджмента, основы маркетинга, инновационный менеджмент, управление инновационными проектами, управление интеллектуальной собственностью, экономика интеллектуальной собственности, оценка стоимости интеллектуальной собственности, инновационный аудит, передача технологий, патентно-информационные исследования, организация и техника проведения деловых переговоров. Как видно из приведенного перечня 19 дисциплин, 7 отводится юридическим, 6 — управлению, 3 — экономике и 3 — другим. Из юридических дисциплин только гражданское

и гражданско-процессуальное право должно преподаваться в полном объеме. По другим же дисциплинам преподавание ограничивается рамками основ. Дополнительным весомым аргументом является то, что часть четвертая Гражданского кодекса РФ полностью посвящена интеллектуальной собственности. Приоритет, таким образом, отдается гражданскому праву.

В перечне знаний, умений и навыков будущего бакалавра по интеллектуальной собственности юридические дисциплины занимают также доминирующее место. Так, например, бакалавр должен:

- знать основы правового регулирования, методы правовой науки, структуру юридических знаний; особенности юридической техники при правовом регулировании отношений в информационной сфере; правовой режим охраны права на доступ к информации, основные процедуры его реализации, в том числе при электронном документообороте; правовую природу и сущность интеллектуальной собственности; гражданское право и процесс: основы арбитражного процесса; административное и уголовное право в части защиты интеллектуальных прав; особенности правовой охраны, оборота и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности в основных сферах деятельности человека, общества и государства; формы правовой охраны предпринимательской и инновационной деятельности; основные правовые формы распоряжения исключительными правами;

- уметь толковать и реализовывать нормы законодательства, регулирующего отношения в сфере интеллектуальной собственности; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; совершать юридически значимые действия в точном соответствии с действующим законодательством; осуществлять договорную поддержку различных этапов инновационной деятельности;

- владеть навыками работы с нормативной правовой базой и специальной литературой; правовыми процедурами при предоставлении правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности; навыками

составления договоров по распоряжению исключительными правами; навыками поиска, отбора и анализа специальной нормативной литературы в сфере интеллектуальной собственности с привлечением современных информационных технологий: навыками экспертизы и методикой квалификации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, выбора способа и методов правовой охраны, оборота и защиты интеллектуальных прав.

Подготовка магистров. Профессиональный (базовый) цикл подготовки магистра предполагает получение обучающимися 36 профессиональных компетенций, в том числе в результате изучения следующих специальных дисциплин:

- юриспруденция: актуальные проблемы теории и практики гражданского права, актуальные проблемы правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, международное право интеллектуальной собственности, правовое регулирование инновационной деятельности;

- экономика: актуальные проблемы

экономики интеллектуальной собственности, теория и практика оценки стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов;

- управление: актуальные проблемы

управления инновациями, актуальные проблемы теории и практики управления интеллектуальной собственности, управление инновационными рисками.

Нетрудно заметить, что юридические дисциплины также занимают наибольший удельный вес.

Применительно к ним будущий магистр должен:

- знать основные положения гражданского законодательства; основные подходы к правовому регулированию вопросов, связанных с результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации; механизм правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, а также распоряжения и защиты интеллектуальных прав на них;

- уметь использовать на практике правила правовой охраны результатов интеллектуальной интеллектуальной деятельности и распределения прав на них; использовать правовые способы защиты интеллектуаль-

ных прав; обеспечивать правовое сопровождение использования результатов интеллектуальной деятельности; осуществлять правовое сопровождение инновационной деятельности;

- владеть навыками квалификации информационных отношений, выбора способа и методов их правового регулирования, разрешения правовых коллизий в информационной сфере, в том числе с применением юридических фикций; навыками разрешения правовых коллизий в сфере интеллектуальной собственности, в том числе при международном сотрудничестве.

Кроме того, магистр по направлению подготовки «Интеллектуальная собственность» должен быть подготовлен к решению конкретных профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, в том числе в области организационно-правовой деятельности: обеспечение правового сопровождения инновационной деятельности; выявление охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности; обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности; правовое обеспечение использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности; выполнение мероприятий по защите интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности; пресечение контрафакта и защита недобросовестной конкуренции; правовое сопровождение производства и продвижение продукта, содержащего охраняемые результаты интеллектуальной деятельности.

В этой связи обращение к зарубежному опыту самых успешных компаний, работающих в сфере интеллектуальной собственности, показывает, что в них главенствующая роль, как правило, отводится юристам. Например, в американской корпорации 1ВМ на 3 тыс. ученых корпорации приходится 330 специалистов в области интеллектуальной собственности, в том числе 250 юристов и 80 экономистов и менеджеров, которые занимаются закреплением, распределением, оценкой и продажей интеллектуальной собственности. Да и в других крупных корпорациях и компаниях инновационной направленности, не говоря уже о тех, которые целенаправленно работают в сфере интеллектуальной собствен-

ности, число юристов занимает довольно большой удельный вес в общем числе их персонала.

Поскольку подготовка специалистов в области интеллектуальной собственности в сути своей носит междисциплинарный и комплексный характер для преподавания основ менеджмента, инновационного менеджмента, управления инновационными проектами и управления интеллектуальной собственностью, на кафедре необходимо иметь и преподавателей указанных дисциплин.

Наконец, по таким направлениям, как экономика интеллектуальной собственности, оценка стоимости интеллектуальной собственности, инновационный аудит, венчурное финансирование и венчурное предпринимательство, современные методы анализа экономических отношений на кафедре должны быть и ученые преподаватели-экономисты.

Есть, однако, и иной вариант, при котором будущая кафедра экономики и права интеллектуальной собственности или же кафедра экономики, права и управления интеллектуальной собственности выводится из рамок какого-либо факультета и функционирует в качестве междисциплинарной кафедры. Во всяком случае, резоны для этого имеются. Во-первых, будут сняты возможные обиды на юристов со стороны экономистов и управленцев и наоборот. Во-вторых, именно междисциплинарный характер работы кафедры открывает перед ней хорошие перспективы. При таком варианте более предпочтительным было бы создание именно кафедры экономики, права и управления интеллектуальной собственности.

В связи с тем, что вузы для реализации нового образовательного стандарта должны разработать рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие учебно-методические материалы на упомянутом межвузовском семинаре-совещании по интеллектуальной собственности в Международном университете в г. Москве было принято решение о создании учебнометодического объединения (УМО) по интеллектуальной собственности. Наряду с такими крупными вузами страны, как Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафи-

на, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Дальневосточный федеральный университет, Томский национально-исследовательский университет, Уральский государственный экономический университет, Международный университет, РГАИС, к участию в работе данного УМО приглашен и БГУЭП.

Таким образом, перед университетом открывается уникальная возможность действительно войти в число ведущих, передовых высших учебных заведений, в которых начнется преподавание нового образовательного стандарта «Интеллектуальная собственность». Все возможности для его открытия в вузе имеются.

Список использованной литературы

1. Лопатин В.Н. Об образовательных стандартах по направлению «Интеллектуальная собственность» // Право интеллектуальной собственности. 2012. № 1 (21). С. 23—30.

2. Лопатин В.Н. О политике Российской Федерации в области развития науки и техники (в части инноваций и интеллектуальной собственности) // Право интеллектуальной собственности. 2011. № 3 (19). С. 3—11.

Referenses

1. Lopatin V.N. Ob obrazovatel'nykh standartakh po napravleniyu «Intellektual'naya sobstvennost'» // Pravo intellektual'noi sobstvennosti. 2012. № 1 (21). S. 2З-З0.

2. Lopatin V.N. O politike Rossiiskoi Federatsii v oblasti razvitiya nauki i tekhniki (v chasti innovatsii i intellektual'noi sobstvennosti) // Pravo intellektual'noi sobstvennosti. 2011. № З (19). S. З—11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.