Научная статья на тему 'Перспективы подготовки юридических кадров в условиях развития инновационной экономики'

Перспективы подготовки юридических кадров в условиях развития инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE PROCESS / ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / LEGAL SERVICE / ОХРАНЯЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROTECTED INTELLECTUAL PROPERTY / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / COMMERCIALIZATION OF RESEARCH RESULTS / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / MASTER'S PROGRAM / МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ / INTER-FACULTY COURSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Северин В.А.

Курс государства на развитие инновационной экономики требует введения новых учебных дисциплин для подготовки юридических кадров. На юридическом факультете МГУ разработаны новые учебные программы «Информационное право» и «Инновационное право» для студентов бакалавриата и магистерская программа «Информационные правоотношения в инновационной экономике». По проблематике инноваций, регулированию и защите информации юридическим факультетом разработаны межфакультетские учебные курсы: «Регулирование и защита информации» и «Инновационное право и модернизация экономики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for judicial training in the conditions of development of innovative economy

The course of the state on the development of an innovative economy requires the introduction of new training courses for judicial training. At the Faculty of Moscow State University have developed new educational program «Information Law» and «Innovation Law» for undergraduate and master's degree program «Information relations in the innovation economy.» On the issue of innovation, management and data protection are developed by the Faculty of Law interdepartmental training courses “The regulation and protection of information” and “Innovation Law and modernization of the economy”.

Текст научной работы на тему «Перспективы подготовки юридических кадров в условиях развития инновационной экономики»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2015. № 3

ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.А. Северин, доктор юридических наук, профессор кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ*

перспективы подготовки юридических кадров в условиях развития инновационной экономики

Курс государства на развитие инновационной экономики требует введения новых учебных дисциплин для подготовки юридических кадров. На юридическом факультете МГУ разработаны новые учебные программы «Информационное право» и «Инновационное право» для студентов бакалавриата и магистерская программа «Информационные правоотношения в инновационной экономике». По проблематике инноваций, регулированию и защите информации юридическим факультетом разработаны межфакультетские учебные курсы: «Регулирование и защита информации» и «Инновационное право и модернизация экономики».

Ключевые слова: инновационная экономика, инновационный процесс, юридическая служба, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, коммерциализация результатов научных исследований, магистерская программа, межфакультетские учебные курсы.

The course of the state on the development of an innovative economy requires the introduction of new training courses for judicial training. At the Faculty of Moscow State University have developed new educational program «Information Law» and «Innovation Law» for undergraduate and master's degree program «Information relations in the innovation economy.» On the issue of innovation, management and data protection are developed by the Faculty of Law interdepartmental training courses "The regulation and protection of information" and "Innovation Law and modernization of the economy".

Keywords: innovative economy, innovative process, legal service, protected intellectual property, commercialization of research results, the master's program, inter-faculty courses.

Острота существующих в высшем образовании проблем во многом затрагивает будущее инновационной экономики страны. Думаю, что и юристы не должны быть в стороне от происходящих в стране

* severin-v.a@mail.ru

инновационных процессов. Актуальность подготовки юристов для нужд инновационной экономики обусловлена тем, что Россия вступила в новую информационную эру постиндустриального развития. Экономическая наука обосновала необходимость инновационного развития экономики России. Руководством страны взят курс на формирование новой экономики.

В обществе возникли новые инновационные отношения, которые требуют адекватного правового регулирования. В различных регионах страны создаются инновационные производства, что обусловливает необходимость подготовки юристов нового поколения, умеющих работать в условиях информационного общества. Особенно это важно после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Российские предприятия неизбежно будут сталкиваться с претензиями иностранных фирм на информацию, которая используется для производства и реализации инновационной продукции. В этой связи специалисты прогнозируют вал судебных исков со стороны иностранных компаний о незаконном использовании российскими предприятиями ценной информации. Для защиты прав на интеллектуальную собственность потребуются подготовленные юристы, хорошо знающие инновационную сферу производства и процедуры ВТО. Однако за отсутствием отечественных юристов, обладающих нужной квалификацией в этой области, первоначально придется приглашать иностранных адвокатов, услуги которых на порядок выше российских.

Готовы ли наши юристы к работе в новых условиях? Думаю, что ответ на этот вопрос нужно искать в изменении системы подготовки юристов для нужд инновационной экономики. Курс государства на модернизацию экономики выявил пробел в знаниях не только юристов, но и специалистов технического, экономического и иного профиля по использованию охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, информационных ресурсов и защите права на информацию.

Исторически в разные периоды развития государства спрос на юристов определялся экономическими условиями хозяйства. Так, в плановой экономике в основном спрос был на юристов уголовно-правовой специализации, тогда как в рыночной экономике более востребованными являются юристы гражданско-правовой специализации. Подтверждением тому является ежегодное увеличение числа студентов, желающих специализироваться на кафедрах гражданско-правового цикла юридического факультета МГУ. К этому нужно добавить, что профессии нотариуса и адвоката в советский период были малозаметными. Однако в условиях капитализма они являются престижными и самыми высокими по оплате по сравнению с другими категориями специалистов, имеющих юридическое образование.

В рыночных условиях хозяйствования на юристов возлагается важная миссия по осуществлению правовой работы в коммерческих организациях с целью правового обеспечения получения максимальной прибыли и достижения иных экономических интересов путем использования информационных ресурсов и современных информационных технологий. Решение этой задачи требует научного подхода для определения предметной области правового сопровождения инновационного бизнеса и зависит от подготовки юристов-профессионалов, которые должны знать отраслевую специфику правового обеспечения экономики и использовать в условиях инновационного развития адекватные правовые средства и методики.

За последние 20 лет подготовка юристов осуществлялась в основном для потребностей правового обеспечения сырьевой экономики. Пожалуй, бесспорным является утверждение: чтобы выгодно продать товар, его нужно вначале произвести на таком уровне, чтобы он соответствовал мировым стандартам и пользовался спросом. Речь идет о переходе к новой экономике, об особенностях разработки и использования отечественными предприятиями инноваций и их правовой защите в условиях конкуренции. Безусловно, этому нужно учить юристов. Однако с учетом структуры нашей экономики и хозяйственных связей по импорту/экспорту продовольственных и промышленных товаров, юристов продолжают учить обеспечивать в правовом отношении нужды сырьевой экономики. Отсюда широкое развитие получили те отрасли права, которые ориентированы на правовое обеспечение имущественных интересов предпринимателей. Самостоятельно выделены новые научные специальности 12.00.07 — «Энергетическое право», «Корпоративное право».

С другой стороны, фискальные интересы государства по сбору налогов дали толчок для развития налогового, таможенного и других отраслей права (введены новые научные специальности «налоговое право» и «бюджетное право»), которые ранее входили в специальность «финансовое право». Эти изменения отражены в приказе Министерства образования и науки от 10.01.2012 г. № 51.

Поэтому юристы, имеющие названные специализации, сегодня в условиях сырьевой экономики востребованы на рынке, а при знании иностранного языка они весьма привлекательны для иностранных компаний на каналах экспорта сырья из России или импорта высокотехнологичных товаров в нашу страну.

1 Приказ Минобрнауки РФ от 10.01.2012 № 5 «О внесении изменений в Номенклатуру специальностей научных работников, утвержденную приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2012 № 23091) // СПС «Гарант».

В связи с курсом государства на инновационное развитие экономики требуется проведение научных исследований в инновационной сфере, разработка и внедрение новых учебных курсов для подготовки юристов нового поколения. В предлагаемых изменениях в номенклатуре научных специальностей в упомянутом приказе Минобразования отдельно выделена специальность 12.00.13 «Информационное право», что открывает возможности для подготовки научных кадров для инновационной экономики в условиях информационного общества.

Юридическим факультетом накоплен опыт по подготовке специалистов в области интеллектуальных прав и информационных правоотношений. Традиционно кафедрой гражданского права читаются такие учебные курсы2, как: «Право интеллектуальной собственности», «Авторское право и смежные права», «Промышленная собственность», которые вооружают студентов знаниями в области интеллектуальных прав.

Кафедрой коммерческого права и основ правоведения, несмотря на отсутствие государственного образовательного стандарта по информационно-правовой специализации, в течение многих лет читаются курсы студентам, не только юридического, но и других факультетов МГУ по правовому регулированию информационных отношений и защите информации. В зависимости от специализации студентов можно выделить три уровня дифференцированного подхода к содержанию учебных программ.

Первый уровень подготовки предназначен для студентов технических, экономических и других специальностей, которые связаны с использованием и защитой информации в процессе производства и реализации конкурентоспособных товаров. Для них разработана в 1998 г. общая программа «Право на информацию и защита информации в коммерческих организациях» (36 час.), которая является модульной и рассчитана для лиц, получающих высшее профессиональное образование по техническим и естественнонаучным специальностям.

За последние пять лет были разработаны и внедрены в учебный процесс программы новых учебных курсов «Правовая защита информации в коммерческих организациях»3, «Комплексная защита

2 См.: Программы общих и специальных курсов // Гражданское право: Учебные программы общих и специальных курсов / Под ред. и с предисл. Е.А. Суханова. М., 2012 (13 пл.).

3 См.: Северин В.А. Правовая защита информации в коммерческих организациях: Обязательный курс для студентов 3 курса (ИТ) ВМиК МГУ // Программы обязательных учебных курсов для бакалавров по направлениям «Прикладная математика и информатика» и «Информационные технологии» по образовательным стандартам 2-го поколения / Сост. А.Н. Кобелева; под ред. Б.И. Березина, И.С. Ломова. М., 2012. С. 228-234.

информации на предприятии», которые читаются для студентов факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ.

Второй уровень подготовки предназначен для студентов 5 курса, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Для их подготовки была разработана программа учебного курса «Коммерчески значимая информация в России: регулирование и защита» (36 час.). Курс был прочитан в период с 2009 по 2014 г. (последний выпуск спе-циалитета), который дает студентам знания в области законодательного, корпоративного и договорного регулирования отношений в области информации.

Третий уровень подготовки предназначен для профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов. В 2008 г. для слушателей Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ была разработана программа «Правовой механизм регулирования и защиты коммерчески значимой информации» (72 час.). На юридическом факультете в 2011 г. разработана программа «Принципы и механизмы правовой защиты информации в инновационной экономике» (170 час.) для повышения квалификации кадров в области информационной безопасности предприятий. Кроме того, в рамках программы «Организация работы юридической службы» для юристов-практиков читается спецкурс «Роль юриста в условиях формирования инновационной экономики России». Таким образом, на юридическом факультете подготовлен учебно-методический комплекс по информационно-правовой специализации, который используется и на других факультетах Московского университета. Он может быть использован федеральными университетами, специализированными вузами МВД, ФСБ и других силовых структур на договорной основе с МГУ для обучения в области информационной безопасности промышленных объектов. Учебные программы соответствуют общим образовательным стандартам. Курсы лекций апробированы на практике. Учебный процесс обеспечен основной литературой4.

Однако этого недостаточно. Курс государства на развитие инновационной экономики требует адекватного правового обеспечения происходящих в стране инновационных процессов и введения новых учебных дисциплин для подготовки кадров. С учетом изменений системы уровней высшего образования кафедрой коммерческого права и основ право-

4 См.: Северин В.А. Правовая защита информации в коммерческих организациях: Учеб. пособие. М., 2009; Его же. Комплексная защита информации на предприятии: Учебник для вузов. М., 2008; Портал Фонд знаний «Ломоносов»: URL: www.lomonosov-fund.ru/.../encyclopedia:0125048:article; Энциклопедия. Северин Виталий Андреевич. Категория «Информационное право». Юридические науки; Северин Р.В. Механизм защиты прав на коммерческую тайну. М., 2012; и др.

ведения разработаны новые учебные программы для бакалавриата и магистратуры юридического факультета. В частности, подготовлены программы «Информационное право» и «Инновационное право» для бакалавров. Содержание первой программы подробно описано в юридической литературе, и курс читается в большинстве юридических вузов России5, в том числе с 2015 г. на нашем факультете, тогда как структура второй программы только обсуждается в научной среде.

Если говорить о содержании предлагаемой учебной дисциплины «Инновационное право» (36 час.), то важно определить предмет инновационного права, а именно рамки его изучения от научного замысла к производству реального инновационного продукта, а от него путем сбыта к получению наибольшей прибыли.

Первая группа отношений, составляющих предмет инновационного права, связана с созданием новшеств, получаемых в результате выполнения НИР и ОКР. Вторую группу отношений составляют отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность, которые возникают между государством и субъектами инновационной деятельности. Третью группу отношений составляют отношения, возникающие в процессе коммерциализации, начиная от запуска в производство и выхода на рынок и далее в соответствии с основными этапами жизненного цикла продукта. Четвертую группу отношений составляют отношения по правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и защите информации.

По нашему мнению, учебный курс может включать следующиераз-делы:

1) «Правовое регулирование инновационной деятельности». До сих пор нет базового федерального закона в этой области. Его нужно принимать с учетом формирования Евразийского экономического союза и присоединения России к ВТО.

2) «Субъекты инновационной деятельности». Необходимо четко определить правовое положение участников инновационной деятельности: научные организации, высшие учебные заведения, в том числе технопарки, центры коммерциализации разработок и др.

3) «Объекты инновационного права» представлены традиционными результатами интеллектуальной деятельности (изобретение, промышленный образец, полезная модель и др.) и коммерчески значимой информацией технического, технологического и делового характера, без использования которых не может быть создан инновационный продукт.

5 См.: Бачило И.Л. Информационное право. М., 2009; Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право / Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб., 2005; Копылов В.А. Информационное право. М., 2005; и др.

4) Отдельно необходимо рассматривать договорное регулирование инновационных процессов, что связано с выработкой договорных условий, определением цены на объекты интеллектуальной собственности и информационные продукты. При этом первоочередное внимание должно уделяться изучению правового обеспечения договорных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, коммерческой концессии и др.

5) Одним из важных разделов курса является «Правовое обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной собственности», т.е. коммерциализации научных исследований с учетом зарубежного опыта, деятельности отделов коммерциализации научных разработок предприятий.

6) Самостоятельными разделами в курсе должны быть представлены «Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности и защита информации в инновационной сфере».

Данный курс целесообразно читать для студентов, усвоивших материал по основным курсам программы обучения. Юристов нужно учить не только взыскивать убытки в материальной сфере (хотя это тоже нужно), но и умению осуществлять правовое сопровождение хозяйственной деятельности в условиях информационного общества, начиная от научного замысла и выполнения НИОКР до создания инновационной продукции. К сожалению, отсутствуют стандарты, нет соответствующей специализации в юридических вузах. Разработанные в отдельных вузах учебные программы не всегда позволяют уяснить предмет правового регулирования инновационных отношений.

Реализация Стратегии развития юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (решение Ученого совета факультета от 20 мая 2011 г., протокол № 4) требует от подразделений факультета подготовки высококвалифицированных кадров для инновационной экономики путем разработки образовательных программ и внедрения новых учебных курсов. С этой целью для студентов магистратуры разработана новая образовательная программа «Информационные правоотношения в инновационной экономике». Появление программы с таким названием не случайно. В 2001 г. выступая на Международной конференции «Построение стратегического общества через образование и науку», ректор Московского университета академик РАН В.А. Садовничий6 сказал, что мы сегодня являемся свидетелями и участниками информационной революции, происходящей в мире и России, поэтому нужно разрабатывать и внедрять в процесс обучения

6 См.: Садовничий В.А. Обеспечение устойчивого развития мирового сообщества в XXI веке через образование и науку // Международная конференция 25 июня 2001. Доклад. М., 2001.

новые программы, учить студентов жить и работать в условиях информационного общества.

Актуальность данной программы определяется: во-первых, новизной предмета правового регулирования, в качестве которого выступают информационные правоотношения в условиях формирования в России инновационной экономики; во-вторых, отсутствием сбалансированного, системного законодательства, регулирующего информационные отношения в данной области; в-третьих, неразработанностью научных положений, относящихся к информационной сфере; в-четвертых, обращение к проблемам информационного права дает возможность оценить, насколько актуальна регламентация отношений, возникающих в сфере интеллектуальных прав и информации.

Целью магистерской программы является подготовка юристов нового поколения для инновационной экономики в условиях информационного общества. Программа включает изучение студентами взаимосвязанных с информационным правом учебных дисциплин по актуальным вопросам правоведения, ориентированных на правовое обеспечение инновационного производства и сбыта конкурентоспособных товаров (работ, услуг) в высокотехнологичном комплексе (ВТК) России, включая оборонно-промышленный сектор (ракетно-космическая, авиационная, судостроительная промышленность и др.)

Предлагаемая программа имеет важное научное и практическое значение для подготовки магистров в области правового обеспечения производства наукоемкой гражданской и военной продукции. Помимо фундаментальных знаний в области правоведения программа позволяет дать студентам специальные знания о механизмах законодательного, корпоративного и договорного регулирования в области деятельности производителей и потребителей информационной продукции (работ, услуг), включающих создание и использование коммерчески значимой информации технического, технологического и делового характера в инновационной экономике.

Структурными элементами данной программы является наличие: общеобразовательного цикла теоретических дисциплин, нацеленных на формирование общей и профессиональной культуры юриста нового поколения;

новых базовых курсов, посвященных изучению на более высоком уровне, чем в бакалавриате, актуальных проблем информационного права в инновационной экономике;

учебных курсов по выбору, ориентированных на передачу студентам знаний и опыта правового сопровождения организаций в инновационной экономике;

различных форм научно-исследовательской и практической работы (подготовка магистерской диссертации, круглый стол, мастер-классы и др.).

Обязательный (профессиональный) цикл включает следующие курсы: правовые основы обеспечения инновационной экономики; регулирование информационных отношений в инновационной экономике; экономика инноваций; информационные технологии в инновационном бизнесе; интеллектуальная собственность в инновационной экономике; комплексная защита информации в организациях; авторское право; промышленная собственность; индивидуализация и идентификация субъектов в сети Интернет; техническое регулирование в информационной сфере; конкурентные отношения и налоговое регулирование в инновационной экономике; экономическая безопасность в инновационной экономике; правовое обеспечение информационной безопасности России; информационное общество и информационная безопасность; защита государственных секретов в инновационной экономике; механизм защиты прав на коммерческую тайну; преступления в информационной сфере.

Предлагается перечень дисциплин по выбору магистрантов: правовые механизмы инновационного развития Российского государства; инновационный менеджмент в сфере трансфера технологий; правовое обеспечение коммерциализации научно-технических разработок; договоры в сфере передачи прав на технологии; информационное общество и защита персональных данных; технические и программные средства защиты информации; корпоративные системы обеспечения информационной безопасности; правовая работа в организациях высокотехнологичного комплекса; судебная защита прав юридических лиц и граждан в информационной сфере; зарубежный опыт правового регулирования и защиты информации на примере США, Японии и стран ЕС, а также государств СНГ, ШОС и БРИКС.

В предлагаемых учебных курсах содержатся практические знания и методики правового сопровождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, коммерциализации результатов научных исследований с учетом взаимодействия авторов научных разработок, производителей и потребителей наукоемкой продукции. Отдельно раскрываются формы и методы выявления, предупреждения и пресечения правонарушений в информационной сфере, способы защиты прав на информацию.

Теперь о трудоустройстве выпускников. В условиях формирования инновационной экономики на рынке труда ощущается потребность в юристах, обладающих знаниями и навыками в информационной сфере, необходимыми для успешной работы в конкретных областях профессиональной юридической деятельности. Знания по

программе могут быть использованы при работе в государственных и муниципальных органах власти; в организациях, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации; в НИИ РАН и вузах, ведущих подготовку по информационно-правовой специализации; в юридических фирмах, осуществляющих правовое сопровождение инновационного бизнеса.

Основными направлениями деятельности выпускников магистерской программы могут быть: профессиональная деятельность по правовому сопровождению инновационных проектов и программ в рамках ФЦП «Информационное общество»; участие в правоприменительной деятельности государственных органов в области информационных правоотношений; правовое сопровождение деятельности бизнес-структур в информационной сфере.

Представляется, что углубленная подготовка юристов по информационно-правовой специализации позволит им квалифицированно решать правовые вопросы, связанные с производством, получением, распространением и защитой информации в формируемой инновационной экономике. Поэтому выпускники-магистры должны пользоваться спросом на рынке труда.

Преимущество данной программы заключается в том, что она носит междисциплинарный, межкафедральной и межфакультетской характер. В этом ее особенности и трудности реализации. Программа может быть реализована силами профессорско-преподавательского состава различных кафедр юридического факультета (коммерческого права и основ правоведения, конституционного и муниципального права, теории государства и права и политологии, административного права, гражданского права, предпринимательского права, финансового права, уголовного права и криминологии, гражданского процесса и др.) с участием 4 факультетов (экономический факультет, факультет вычислительной математики и кибернетики, Высшая школа государственного аудита, факультет военного обучения) и Института проблем информационной безопасности МГУ. В этом многообразии участников — особенность программы и главная трудность в ее реализации по сравнению с другими магистерскими программами. Поэтому нужна воля и желание факультетов и кафедр к совместной работе.

Планируется, что студенты магистратуры будут проходить научную практику в организациях, входящих в состав Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС, Межрегиональной общественной организации «Ассоциация защиты информации», и на других предприятиях высокотехнологичного комплекса.

По проблематике инноваций, регулированию и защите информации юридическим факультетом разработаны и читаются с 2013 г. для

студентов МГУ межфакультетские учебные курсы: «Регулирование и защита информации» (26 час.) и «Инновационное право и модернизация экономики» (28 час.). Первый МФК включает такие темы, как сущность обращения информации в рыночной экономике, эволюция законодательства о коммерчески значимой информации в России, регулирование трудовых, гражданско-правовых и корпоративных отношений в сфере обращения информации, организационно-правовое обеспечение деятельности по охране конфиденциальности информации, предупреждение правонарушений в сфере обращения информации, механизм защиты коммерческой тайны в инновационной сфере.

Изучение МФК МГУ «Инновационное право и модернизация экономики» позволяет сформировать у студентов представление об инновационной деятельности в научно-технической сфере, дать знания о механизмах законодательного, корпоративного и договорного регулирования инновационных отношений в высокотехнологичном комплексе России, практические навыки правового обеспечения выполнения НИОКР, коммерциализации результатов научных исследований и разработок, защиты интеллектуальных прав и обеспечения правового режима информации, составляющей коммерческую тайну (секреты производства, ноу-хау).

Вторая часть проблемы, связанная с подготовкой юридических кадров в условиях развития инновационной экономики, касается решения организационных вопросов в плане совершенствования этой работы на нашем факультете. Анализ показывает, что сложность подготовки кадров объясняется неразработанностью государственных образовательных стандартов, учебных программ и курсов по специальности 12.00.13 «Информационное право», динамичностью общественных процессов в информационной сфере, когда действующая система базового образования не успевает адаптироваться к современным условиям формирования инновационной экономики, а также отсутствием на юридическом факультете МГУ отдельной кафедры информационного права.

Следует отметить, что кафедры сегодня в полном объеме не читают учебные курсы по информационному праву. Курсы сформированы с учетом направлений деятельности кафедр. Судя по содержанию учебных программ, информационные правоотношения в основном изучаются с гражданско-правовых, уголовно-правовых и криминалистических позиций права.

Актуальность подготовки юристов по информационно-правовой специализации требует координации усилий кафедр в решении задач, определенных Стратегией развития юридического факультета МГУ. Речь идет о внедрении в учебный процесс имеющихся на различных

кафедрах инноваций в области преподавания дисциплин информационно-правовой специализации и их дифференциации с учетом подготовки студентов бакалавриата и магистратуры.

Нужно подчеркнуть, что для самостоятельной организации этой работы каждой кафедре потребуется перестроить учебный процесс, включая проблему подготовки преподавательского состава, что связано со значительными затратами. Представляется объединить усилия заинтересованных кафедр в этом направлении.

В целях активизации научных исследований и учебного процесса в информационной сфере в эпоху инноваций предлагается: 1) создать межкафедральный научно-образовательный центр «Право и информация» юридического факультета МГУ (далее — Центр); 2) образовать совет Центра под председательством декана юридического факультета с включением в его состав представителей кафедр, занимающихся данной проблематикой; 3) для решения вопросов, связанных с созданием Центра образовать рабочую группу из представителей кафедр и других подразделений факультета; 4) рабочей группе разработать проекты положения о Центре, структуры управления Центром и другие документы для обсуждения вопроса на Ученом Совете юридического факультета МГУ. Проекты названных документов прилагаются (Приложение 1 и 2).

Целью создания Центра является подготовка юристов нового поколения для инновационной экономики в условиях информационного общества. Основными задачами Центра является:

объединение усилий кафедр юридического факультета МГУ в области преподавания информационного права в эпоху инноваций, проведение научных исследований и внедрение их результатов в учебный процесс;

осуществление экспертной деятельности и оказание юридической помощи структурным подразделениям Московского университета в сфере информационных правоотношений, защита их прав и законных интересов при возникновении споров путем третейского разбирательства.

В работе Центра могут принимать участие кафедры, лаборатории и другие подразделения юридического факультета МГУ, а также иные факультеты МГУ, ведущие научные исследования и организующие учебный процесс по тематике Центра. Участие в работе Центра позволит каждой кафедре:

1. Участвовать в подготовке студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантов по специальности 12.00.13 «Информационное право» и в рамках программ повышения квалификации с использованием потенциала кафедр, не затрачивая дополнительных бюд-

жетных средств на подготовку юристов для работы в инновационной сфере.

2. Обеспечить повышение квалификации преподавателей при подготовке ими учебников, учебных пособий и чтении курсов по актуальным проблемам, востребованным практикой в информационной сфере для нужд инновационной экономики.

3. На основе базового профессионального образования, полученного студентами на других факультетах МГУ, мобильно осуществлять подготовку кадров через магистратуру юридического факультета для нужд инновационной экономики в информационной сфере.

4. Участвовать в научных исследованиях, ведущихся по заказам органов государственной власти и коммерческих структур по направлениям деятельности Центра.

5. Консультировать структурные подразделения МГУ в области информационных правоотношений и участвовать в работе Третей -ского суда по информационным спорам при юридическом факультете МГУ (при условии его учреждения).

В заключение нужно отметить, что нетрадиционные формы образовательного процесса приобретения междисциплинарных знаний будут способствовать адаптации выпускников высшей школы в условиях модернизации экономики. Реализация межфакультетских программ требует совместной работы различных кафедр и факультетов МГУ, разработки совместных новых учебных программ и курсов, электронных учебников и учебных пособий и быстрому их выходу в интернет-пространство, что позволит увеличить информационные возможности в организации учебного процесса. Решение этой долгосрочной задачи должно осуществляться из единого Центра — Координационного совета МГУ по проблемам подготовки кадров для инновационной экономики России.

Представляется, что с учетом строительства в Москве научно-технологической долины МГУ имени М.В. Ломоносова, которая со временем может стать аналогом Кремниевой долины в США, создание межкафедрального научно-образовательного центра «Право и информация» является актуальным и своевременным проектом в практическом отношении и будет способствовать повышению уровня знаний наших выпускников в информационной сфере, имиджа юридического факультета в эпоху инноваций.

Приложение 1

Проект

Утверждено решением Ученого совета юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

«_»_20 г.

протокол №_

Декан юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова профессор А.К. Голиченков

Положение

о межкафедральном научно-образовательном центре «Право и информация» юридического факультета мгУ имени м.В. Ломоносова

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность Межкафедрального научно-образовательного центра (МНОЦ) в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова, далее — МГУ).

1.2. Полное официальное наименование МНОЦ — Межкафедральный научно-образовательный центр «Право и информация» юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

1.3. Сокращенное официальное наименование МНОЦ — Межкафедральный центр «Право и информация» МГУ.

1.4. Межкафедральный центр «Право и информация» МГУ (далее — Центр) не является юридическим лицом. Центр является структурным подразделением юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В работе Центра могут принимать участие все кафедры, лаборатории и другие подразделения юридического факультета и других факультетов МГУ, ведущие научные исследования и организующие учебный процесс по тематике Центра.

1.5. В своей деятельности Центр руководствуется действующим законодательством Российской Федерации (РФ), нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, уставом МГУ, приказами ректора МГУ, решениями Ученого совета МГУ и Ученого совета юридического факультета МГУ, приказами декана юридического факультета МГУ и настоящим Положением.

1.6. Место нахождения Центра: 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, МГУ имени М.В. Ломоносова, 4 корпус гуманитарных факультетов.

2. Основные цели и направления деятельности

2.1. Основные цели создания Центра

2.1.1. осуществление образовательной и научной деятельности в условиях информационного общества и инновационной экономики, в том числе подготовка специалистов высшей квалификации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.1.1. привитие в эпоху инноваций студентам, магистрантам и аспирантам юридического факультета МГУ современных знаний в области информационного права путем разработки и чтения новых лекционных курсов и спецкурсов;

2.1.2. осуществление научных исследований в области информационного права и внедрение их результатов в учебный процесс юридического факультета и других факультетов МГУ;

2.1.3. координация учебно-методической деятельности по образовательным программам и дисциплинам, читаемым на кафедрах юридического факультета МГУ и связанным с проблематикой Центра;

2.1.4. привлечение профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов юридического факультета и других факультетов МГУ к научным исследованиям в области информационного права;

2.1.5. осуществление экспертной деятельности по проблематике Центра;

2.1.6. развитие международного и внутригосударственного сотрудничества Центра с зарубежными и отечественными научными и учебными заведениями в области информационного права.

2.2. направления деятельности Центра

2.2.1. повышение уровня учебно-методической работы путем создания новых учебных программ, учебников, учебных и методических пособий, в том числе на электронных носителях по тематике Центра;

2.2.2. обеспечение преподавания реализуемых на юридическом факультете МГУ образовательных программ и учебных дисциплин по тематике Центра;

2.2.3. обучение студентов бакалавриата и магистратуры по новым учебным программам подготовки в области информационного права; разработка и внедрение в учебный план спецкурсов на иностранных языках;

2.2.4. создание студенческих научно-исследовательских групп по изучению актуальных вопросов информационного права в эпоху инноваций;

2.2.5. проведение конкурсов научных работ студентов и аспирантов по проблематике Центра;

2.2.6. подготовка экспертных заключений по вопросам информационного права;

2.2.7. подготовка предложений по совершенствованию российского законодательства и по проектам законодательных актов в информационной сфере;

2.2.8. рецензирование рукописей научных, учебных и учебно-методических работ, а также диссертаций по проблематике Центра на возмездной и безвозмездной основе;

2.2.9. разработка и реализация программ повышения квалификации служащих государственных органов и органов местного самоуправления, работников государственных корпораций, коммерческих и некоммерческих организаций по проблематике Центра;

2.2.10. информирование вузовской и научной общественности о результатах работы Центра на сайте юридического факультета МГУ;

2.2.11. создание и поддержание в актуальном состоянии справочно-ин-формационной базы на ЭВМ, включающей законодательство и научную литературу по проблемам информационного права.

2.2.12. оказание помощи в трудоустройстве выпускников-магистров информационного права в наукоемкие инновационные компании, институты РАН, другие научно-исследовательские центры, научные парки, центры трансфера технологий.

3. Управление Центром

Общее руководство деятельностью Центра, принятие решений в области научных исследований и образования по информационно-правовой специализации в эпоху инноваций на юридическом факультете МГУ осуществляет Совет Центра в составе, утверждаемом приказом декана юридического факультета МГУ.

В функции Совета Центра входит:

определение тематики научных исследований в области информационного права; контроль за проведением исследований и внедрением их результатов в учебный процесс в условиях инновационной экономики;

координация усилий кафедр юридического факультета МГУ в области преподавания информационного права в эпоху инноваций;

проведение научно-практических конференций, круглых столов по тематике «Право и информация в эпоху инноваций»;

создание секции УМО по частноправовым, публично-правовым и международно-правовым проблемам информационного права и участие членов Совета Центра в ее работе;

формирование диссертационного Совета МГУ по специальности 12.00.13 «Информационное право» и участие членов Совета Центра в его работе с целью подготовки научных кадров высшей квалификации по информационно-правовой специализации;

укрепление межфакультетских связей, заключение соглашений с другими факультетами МГУ по информационно-правовой тематике;

внутригосударственное и международно-правовое сотрудничество по информационно-правовой специализации в условиях информационного общества;

утверждение планов изданий учебников и учебно-методических пособий по информационно-правовой специализации;

укрепление материально-технической базы и реклама научно-образовательной деятельности Центра в средствах массовой информации и на сайте юридического факультета МГУ;

организация работы исполнительной дирекции Третейского суда по информационным спорам при юридическом факультете МГУ;

контроль за целевым использованием финансовых средств Центра;

принятие решений по вопросам материального стимулирования работников Центра.

Текущая организационная деятельность осуществляется дирекцией Центра, руководство и состав которой утверждается приказом декана юридического факультета МГУ.

4. функции, права и обязанности Центра

4.1. Центр вправе представлять декану юридического факультета МГУ предложения по вопросам проведения научных исследований и совершенствования юридического образования, включая подготовку научных кадров высшей квалификации.

4.2. Центр вправе заключать соглашения с российскими и иностранными вузами, научными центрами, иными государственными и негосударственными организациями и учреждениями в рамках направлений деятельности Центра в соответствии с порядком, установленным на юридическом факультете МГУ.

4.3. Деятельность Центра осуществляется с привлечением на добровольной основе преподавателей и других сотрудников юридического факультета МГУ. Работа преподавателей и других сотрудников факультета может оплачиваться в порядке, предусмотренном для оплаты дополнительных работ, за счет средств, поступающих от деятельности Центра.

4.4. Для ведения научно-образовательной деятельности Центр вправе привлекать преподавателей и научных работников других факультетов и структурных подразделений МГУ, других научных и образовательных учреждений, а также специалистов органов государственной власти и др. Выплаты указанным лицам осуществляются на основании заключаемых с ними гражданско-правовых договоров за счет средств, поступающих от деятельности Центра.

4.5. Центр финансируется за счет средств, полученных от осуществляемой им деятельности, пожертвований и иной благотворительной помощи Центру согласно локальным актам МГУ и факультета.

4.6. Центру при наличии свободного аудиторного фонда выделяются аудитории для проведения лекций и практических занятий по месту расположения факультета, а также, при необходимости, служебные помещения.

4.7. Центр снабжается мебелью, оргтехникой (средства телефонной и факсимильной связи, ПК и др.), иным оборудованием, расходными материалами и литературой согласно локальным актам МГУ и юридического факультета.

4.8. Центр имеет право пользоваться имуществом и помещениями, предоставленными ему юридическим факультетом МГУ и университетом, только в соответствии с направлениями его деятельности и для достижения поставленных научно-образовательных задач.

5. Права и обязанности директора Центра

5.1. Директор Центра

5.1.1. организует работу Центра, осуществляет руководство его деятельностью, принимает оперативные решения по вопросам осуществления научных исследований, образовательных и иных проектов;

5.1.2. представляет Центр в отношениях с другими научными и образовательными центрами и учреждениями, органами государственной власти и иными лицами;

5.1.3. обеспечивает формирование на договорной основе временных творческих коллективов из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников МГУ, работников иных организаций, создаваемых по направлениям деятельности Центра; решает в установленном на факультете порядке вопросы материального стимулирования и оплаты труда работников Центра;

5.1.4. составляет ежегодные планы работы Центра и отчеты о его деятельности и представляет их на утверждение в Совет Центра;

5.1.5. представляет декану юридического факультета МГУ предложения о мерах поощрения лиц, участвующих в работе Центра.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения на Ученом Совете юридического факультета МГУ.

6.2. Настоящее Положение является локальным нормативным правовым актом юридического факультета МГУ и обязательно для исполнения всеми сотрудниками, занятыми в научно-образовательной деятельности юридического факультета МГУ, включая ее подготовку, обеспечение и обслуживание.

6.3. Настоящее Положение действует до его отмены в установленном порядке или принятия нового положения.

Приложение 2

Проект

УТВЕРЖДАЮ

Декан юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

профессор А.К. Голиченков «_»_20 г.

Структура управления межкафедральный научно-образовательный центр «Право и информация» юридического факультета мгУ имени м.В. Ломоносова

Декан юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Совет межкафедрального центра «Право и информация» МГУ

Директор межкафедрального центра «Право и информация» МГУ

Заместитель директора межкафедрального центра «Право и информация» МГУ

Научно-исследовательский сектор по проблемам информационного права

(сектор № 1)

Диссертационный Совет МГУ по специальности 12.00.13 «Информационное право»

Сектор образовательной деятельности по информационно-правовой тематике на уровне внутренних и внешних связей юридического факультета МГУ

(сектор № 2)

Секция УМО по проблемам информационного права

Общий сектор деятельности Центра

(сектор № 3)

Секретариат Центра; Конференция «Право и информация в эпоху инноваций»; Реклама научно-образовательной деятельности Центра в СМИ и на сайте факультета МГУ; Заключение и исполнение договоров в рамках ВТК.

Исполнительная дирекция Третейского суда по информационным спорам при юридическом факультете МГУ

Временные творческие коллективы, создаваемые по направлениям деятельности Центра

Список литературы

1. Власенко Н.А., Мацкевич И.М. Модернизация специальностей в юриспруденции: сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников /Отв. ред. Н.И. Аристер. М., 2013.

2. Инновационные факторы развития высшего образования / Под ред. В.П. Колесова, П.Н. Ломанова. М., 2012.

3. Инновационное развитие экономики России: сценарии и стратегии: V Междунар. науч. конф., МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический ф-т, 18—20 апреля 2012 г.: Сб. ст. / Под ред. В.П. Колесова, Л.А. Тутова. М., 2012. Т. 1.

4. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия — 2050. Стратегия инновационного прорыва. М., 2005.

5. Мухопад В.И. Коммерциализация интеллектуальной собственности. М., 2010.

6. Разработка правовых механизмов инновационного развития российского государства / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2008.

7. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.