ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
суального законодательства в силу их правовой природы.
Библиографический список
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 (в ред. от 23.06.2015) № 25 // Гарант РУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10135675/ (дата обращения
25.10.2015).
2. Григоров А.А. Механизм самозащиты // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2015. - № 3. - С. 215-220.
3. Гражданское право: в 4 т. Том I. Общая часть: учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2014. - 720 с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. - М., 1999. - 944 с.
5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 29.06. 2015) - М., 2015.
УДК 347.77
Коряковцева Ольга Алексеевна
кандидат педагогических наук, доктор политических наук, профессор Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Плуженская Любовь Витальевна
кандидат педагогических наук Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Материалы, представленные в статье, обращаются к такой области педагогического инновационного менеджмента, как управление правами обучающихся и педагогических работников, созданными в рамках учебного процесса. Актуализируя эту тему, следует отметить отсутствие нормативов к идентификации образовательных результатов, полученных при реализации проектного метода обучения в поле объектов интеллектуальной собственности. При этом процедура идентификации служебного произведения не может быть применена к образовательному результату, полученному в ходе предоставления и получения образовательной услуги. Общее направление модернизации российской экономики, ситуация нарастающей коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности ориентируют руководство университетов Российской Федерации и всех сотрудников и обучающихся, причастных к приращению научных знаний, к значительному повышению уровня инновационной активности. Для таких категорий граждан как обучающиеся и научно-педагогические работники сейчас настоятельно требует решения проблема правовой защиты в сфере интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: инновационная деятельность, образовательный результат, результаты интеллектуальной деятельности, объекты интеллектуальной собственности, автор, служебное произведение, правообладатель, интеллектуальная собственность.
В последние десятилетия, в связи со стремительным развитием научно-технического прогресса, активной ролью СМИ, повсеместным распространением Интернета, особенно остро встал вопрос о защите авторских прав. С проблемами определения и защиты авторского права все больше сталкиваются учебные заведения, в стенах которых ведется научно-исследовательская работа, тем более что большинство университетов стремится к реализации инновационной деятельности, разнообразных инновационных программ. «Действующая инновационная политика государства обеспечила стратегические преимущества научным и образовательным учреждениям, вкладывая в развитие этого направления требуемые ресурсы для формирования важнейшего элемента инновационного бизнеса - охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности. Несомненно, подобная поддержка по цепочке призвана способствовать активизации и других неотъемлемых частей инновационной стратегии развития научно-образовательного сектора», -
отмечают А.А. Винокуров и Р.Р. Ноговицын [3, с. 235]. Исследователи говорят о возрождении института патентоведения, государственной системы охраны объектов интеллектуальной собственности и ее использования.
В целом вопросы, возникающие при выполнении охраны результатов интеллектуальной деятельности (РИДов) в Российской Федерации, регламентируются частью четвертой Гражданского Кодекса РФ. Под результатами интеллектуальной деятельности мы, вслед за Н.О. Яныкиной, понимаем «способы решения технических и технологических задач, технические разработки, знания, навыки, методы изготовления продукции, программные решения и прочие результаты мыслительного процесса» [8, с. 38].
Существует особая область, в которой использование гражданско-правового механизма законодательства Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности крайне проблематично, а именно защита прав обучающихся и педагогов на результаты интеллектуальной дея-
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2015
© Коряковцева О.А., Плуженская Л.В., 2015
Возникновение прав интеллектуальной собственности в образовательном процессе: к постановке проблемы
тельности, созданные в рамках образовательного процесса.
Необходимо понимать, что сейчас в сфере интеллектуальной собственности существует как государственная политика, так и политика отдельного университета. «Университеты, выполняя исследовательские работы и создавая интеллектуальную собственность, должны сформулировать собственную локальную политику в сфере интеллектуальной собственности и отрегулировать ее официальным документом» [2, с. 73].
Образовательный результат, достигнутый обучающимися в ходе учебного процесса, измеряется на основании выполнения различных учебных заданий, таких как: подготовка материала для практических занятий, написание рефератов, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, отчетов о проведенных научных исследованиях. Кроме того, в образовательных учреждениях технического профиля результаты достижений и открытий учеников могут быть воплощены в курсовых и дипломных проектах. В сельскохозяйственных образовательных учреждениях итогами работы становятся селекционные достижения; в творческих художественных учреждениях - авторские музыкальные произведения, режиссерские работы, аудиовизуальные произведения, исполнения и фонограммы.
Подчеркнем, что на основании части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации (статья 1259 пункт 1 и пункт 3) авторские права распространяются на произведения независимо от их достоинств и назначения, от способа их выражения (то есть представления их в объективной форме), от факта обнародования.
Сегодня для предоставления произведению авторско-правовой охраны необходимо и достаточно, чтобы оно было оригинальным, то есть не было заимствованием из известного ранее произведения. Мы не будем в данном случае подробно останавливаться на вопросе защиты произведений и идей, отметим лишь важную для нас в контексте рассматриваемой темы особенность, заключающуюся в том, что право имеет возможность защищать лишь формализованные объекты. «В патентном праве - это описанная в патенте формула изобретения, которая хотя и является технически решением, но обязательно соответствует формализованным признакам новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости. В авторском праве это форма текстового изложения на каком-либо языке с использованием правил грамматики», - отмечает Д.В. Грибанов [5, с. 143].
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драмати-
ческие произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. К объектам авторского права относятся также производные и составные произведения. Производные произведения - это произведения, представляющие собой переработку другого произведения. Составные произведения - это произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).
Базе данных предоставляется правовая охрана как составному произведению по статье 1260 Части четвертой ГК РФ. Таким образом, авторскоправовая охрана баз данных признается не в отношении содержания (контента), а в отношении подбора или расположения включенных в базу данных материалов. Охрана смежным правом вводится российским законодательством для защиты капиталовложений правообладателя в базы данных, где систематизация осуществлена по очевидным или известным критериям.
Объектом авторско-правовой охраны является произведение, а его создателем, в любом случае -человек (или люди), благодаря своим усилиям и умениям создающий это произведение. Согласно ст. 1257 гл. 70 («Авторское право») Гражданского кодекса РФ, «автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творчеством которого оно создано» [6].
Под творческой деятельностью подразумевается любая умственная деятельность, создающая качественно новый интеллектуальный продукт. Таким образом, права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в процессе обучения, принадлежат автору результата интеллектуальной деятельности, творческим трудом которого создан такой результат.
Конечно, не за любой работой студента, магистранта стоит закреплять статус произведения, на
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015
165
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
которое распространяются положения авторскоправовой охраны. Прежде чем говорить о признании произведения таковым, необходимо оценить степень творческого вклада учащегося в создание работы. Актуальна в данном случае и проблема самостоятельности студента (основного исполнителя) в выполнении задания. И степень научной новизны, и творческий характер, и самостоятельность работы при необходимости оценивается специалистами, проводящими экспертизу студенческой работы.
И.А. Близнец указывает четыре категории лиц, на которых должно распространяться положении о политике в сфере интеллектуальной собственности университета: профессорско-преподавательский состав университета, администрация вуза, комплекс сотрудников университета; лица, обучающиеся в вузе (студенты, аспиранты, слушатели, соискатели); физические лица, участвующие в научно-исследовательских и образовательных проектах университета на основании договоров; наконец, подрядчики (исполнители) по договорам подряда, различным договорам на проведение работ [1, с. 14].
Следует отметить, что результаты интеллектуальной деятельности, созданные обучающимися в учебном процессе, не следует рассматривать в качестве служебных произведений. Служебными признаются результаты интеллектуальной деятельности, созданные в период трудовых отношений работодателя и работника. Взаимоотношения же обучающегося и образовательного учреждения регламентируются договором на оказание образовательных услуг. В рамках осмысления данной проблемы в 2011 году М.Н. Головневым были представлены результаты диссертационного исследования «Ученический договор в системе оказания гражданско-правовых услуг», в котором исследователь ввел в оборот понятие «ученический договор» [4]. Автор отмечает, что между образовательным учреждением и обучающимся в процессе оказания образовательных услуг, возникают отношения не трудового, а гражданско-правового характера.
Взаимоотношениями трудового характера связаны образовательное учреждение и научный руководитель, который выдает учащемуся задание на выполнение конкретной аутентичной работы. И, как правило, исследования, которые проводит учащийся в рамках выполнения учебного задания, носят квазиисследовательский характер. И, соответственно, новизна проектов, выполняемых учащимися в качестве учебных работ при использовании образовательных технологий с использованием метода проектов, является относительной. В противном же случае, образовательное учреждение не может гарантировать определенного качества образования как достижение конкретного образовательного результата.
Ситуация усложняется при прохождении обучающимися производственной практики, в период которой они выполняют производственные задания и вносят предложения по улучшению технологического процесса или по улучшению характеристик выпускаемой продукции, а также в период подготовки курсовой или выпускной квалификационной работы. Также возникает ряд вопросов при определении прав на результаты выпускных квалификационных работ, выполняемых педагогическими работниками в период повышения квалификации; на результаты магистерских работ и диссертационных исследований. В настоящее время нормы российского законодательства не позволяют однозначно идентифицировать права интеллектуальной собственности на данные категории граждан. И вопрос этот может быть рассмотрен с двух позиций: с позиции студента, магистранта, выполняющего работу и считающего ее результаты своими собственными достижениями и с позиции университета, стремящегося к максимальному приросту интеллектуальной собственности. Поэтому помимо норм российского законодательства результаты интеллектуальной деятельности должны быть обязательно рассмотрены в отдельном документе вуза, помогающем устранить разные неопределенности. Среди целей и принципов, на которых должна основываться политика университета, И.А. Близнец указывает не только содействие свободному распространению идей, создание стимулов для приобретения знаний и условий для повышения качества образовательных услуг, но и «обеспечение условий для соблюдения и защиты интеллектуальных прав университета, работников, обучающихся и третьих лиц», «обеспечение устойчивых конкурентных позиций университета на рынке интеллектуальных продуктов»; «обеспечение справедливого распределения дохода, получаемого от использования создаваемых в университете РИД и распоряжения правами на указанные результаты между университетом и непосредственными создателями РИД»; «соблюдения прав автора РИД на вознаграждение» [1, с. 15].
Таким образом, в нынешней ситуации нарастающей коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, стремления университетов получить прибыль, каждому вузу необходимо позаботиться о разработке системы управления интеллектуальной собственностью, выработать принципы для своей, локальной политики в указанной области, позаботиться об обязательном регулировании этой политики официальным документом. В создании внутреннего положения об интеллектуальной собственности университет может опираться на опыт зарубежных коллег, а также успехи передовых университетов страны.
Необходимо понимать, что основные положения, касающиеся авторских прав, регулируются
166
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015
Возникновение прав интеллектуальной собственности в образовательном процессе: к постановке проблемы
ныне Гражданским Кодексом Российской Федерации. Но в ГК РФ не могут быть закреплены все частные, второстепенные вопросы. Одним из них нам представляется поставленный в этой статье вопрос об управлении правами на результаты интеллектуальной собственности и предупреждении конфликтов интересов между вузом и обучающимися, некоторые из которых не просто реализуют поставленные перед ними учебные задачи, но самостоятельно и активно включаются в процесс научного поиска, добиваясь значительных результатов.
Библиографический список
1. Близнец И.А. Политика университетов в сфере интеллектуальной собственности // Международный правовой курьер. - 2014. - № 3. - С. 11-15.
2. Видякина О.В. Использование зарубежного опыта для формирования политики в сфере интеллектуальной собственности Российских университетов // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2013. - №3. - С. 73-82.
3. Винокуров А.А., Ноговицын Р.Р. Интеллектуальная собственность университета как инстру-
мент конкурентного преимущества // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 1 (53). -С. 235-237.
4. Головнев М.Н. Ученический договор в системе оказания гражданско-правовых услуг: автореф. дисс. ... канд. юр. наук - М.: ФГБОУ ВПО РГАИС, 2011. - 22 с.
5. Грибанов Д.В. Авторское право в науке, образовании и издательском бизнесе // Российский юридический журнал. - 2009. - № 4. - С. 141-147.
6. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/popular/gkrf1/ (дата обращения
22.08.2015).
7. Стратегия инновационного развития Россий-
ской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ № 2227-р от 08.12.2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.rn/document/cons_
doc_LAW_123444/ (дата обращения 24.08.2015)
8. Яныкина Н.О. Управление интеллектуальной собственностью: специфика научно-образовательного комплекса // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 3. - С. 37-44.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015
167