Научная статья на тему 'Группировка участников рынка интеллектуальной собственности как инструмент принятия управленческих и инвестиционных решений на рынке инноваций'

Группировка участников рынка интеллектуальной собственности как инструмент принятия управленческих и инвестиционных решений на рынке инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ В РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / MARKET OF INTELLECTUAL PROPERTY / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / INTELLECTUAL PROPERTY ITEM / MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY / INVESTMENT INTO THE MARKET OF INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Двуреченский Кирилл Эдуардович, Смольянинов Игорь Сергеевич, Иода Елена Васильевна

В статье представлен механизм формирования новой системы участников рынка интеллектуальной собственности. Данная система является инструментарием формирования спроса и предложения на рынке интеллектуальной собственности. Рынок интеллектуальной собственности фактически выступает в качестве особой составляющей управления активностью инновационных процессов в экономике. Создание рынка объектов интеллектуальной собственности предполагает присутствие четырех составляющих конкурентоспособности: спроса; предложения; конкуренции; создание условий для производства. Авторы обозначили потенциальный круг участников рынка интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, группы участников рынка представлены по направлениям бизнес-процесса. На основе сформированной группировки были получены следующие группы участников: создающие; поддерживающие создание; реализующие; потребляющие. Указанная группировка работает по принципу бизнес-процесса, который происходит при преобразовании «Идея Результаты Интеллектуальной Деятельности Объекты Интеллектуальной Собственности». Авторы приводят схематичное взаимодействие вышеуказанных групп. Полученная классификация очень удобна при разработке стратегии привлечения инвестиций в процесс создания объектов интеллектуальной собственности, так как дает возможность понять, на каких этапах продвижения должны работать государственные институты поддержки, а на каких частный капитал, где необходимо «входить» в процесс с построением инфраструктуры, а где заниматься «снятием сливок». Данная группировка не преследует цели создания универсального списка участников рынка интеллектуальной собственности. Она лишь показывает специфику данной сферы хозяйственной деятельности, где нет четко выстроенной системы ролей. Субъект может относиться как к одной группе, так и к другой, либо к нескольким одновременно. Построение именно такой группировки прослеживается на основе бизнес-процесса создания объекта интеллектуальной собственности и направлено на понимание того, по каким признакам идентифицировать того или иного субъекта рынка интеллектуальной собственности и как образом осуществлять поддержку его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Двуреченский Кирилл Эдуардович, Смольянинов Игорь Сергеевич, Иода Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUP OF PARTICIPANTS OF THE INTELLECTUAL PROPERTY MARKET AS THE INSTRUMENT OF ADOPTION OF ADMINISTRATIVE AND INVESTMENT DECISIONS AT THE MARKET OF INNOVATIONS

In article the authors presented the mechanism of formation of new system of participants of the market of intellectual property. This system is tools of formation of demand and the offer at the intellectual property market. This market actually acts as a special component of management of activity of innovative processes in economy. Creation of the market of intellectual property items assumes presence of four components of competitiveness: demand; offers; competition; creation of conditions for production. Authors designated a potential circle of participants of the market of intellectual property according to the legislation of the Russian Federation and presented groups of participants of the market in the directions of business process. On the basis of the created group the authors received the following groups of participants: creating; supporting creation; realizing; consuming. The specified group works by the principle of business process which occurs when «Idea Results of Intellectual Activity Intellectual Property Items» transforming. The authors gave schematic interaction of the above-stated groups. The received classification is very convenient when developing strategy of attraction of investments into process of creation of intellectual property items as it lets an opportunity to know at what stages of advance the state institutes of support and on what the private capital where it is necessary «to enter» process with creation of infrastructure have to work, and where to be engaged in «removal of cream». This group does not pursue the aim of creation of the universal list of participants of the market of intellectual property. It only shows specifics of this sphere of economic activity where there is no accurately built system of roles. The subject can concern both one group, and another or several at the same time. Creation of such group is going on the basis of business process of creation of an intellectual property item, and directs to understanding of on what signs to identify this or that subject of the market of intellectual property and as in the way to carry out support of its activity.

Текст научной работы на тему «Группировка участников рынка интеллектуальной собственности как инструмент принятия управленческих и инвестиционных решений на рынке инноваций»

УДК 387 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-9-29-33

ГРУППИРОВКА УЧАСТНИКОВ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ НА РЫНКЕ ИННОВАЦИЙ

ДВУРЕЧЕНСКИЙ КИРИЛЛ ЭДУАРДОВИЧ ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: foboskd@gmail.com

СМОЛЬЯНИНОВ ИГОРЬ СЕРГЕЕВИЧ ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: garis333.gg@gmail.com

ИОДА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: tibrioda@yandex.ru

В статье представлен механизм формирования новой системы участников рынка интеллектуальной собственности. Данная система является инструментарием формирования спроса и предложения на рынке интеллектуальной собственности. Рынок интеллектуальной собственности фактически выступает в качестве особой составляющей управления активностью инновационных процессов в экономике. Создание рынка объектов интеллектуальной собственности предполагает присутствие четырех составляющих конкурентоспособности: спроса; предложения; конкуренции; создание условий для производства. Авторы обозначили потенциальный круг участников рынка интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, группы участников рынка представлены по направлениям бизнес-процесса. На основе сформированной группировки были получены следующие группы участников: создающие; поддерживающие создание; реализующие; потребляющие. Указанная группировка работает по принципу бизнес-процесса, который происходит при преобразовании «Идея - Результаты Интеллектуальной Деятельности -Объекты Интеллектуальной Собственности». Авторы приводят схематичное взаимодействие вышеуказанных групп. Полученная классификация очень удобна при разработке стратегии привлечения инвестиций в процесс создания объектов интеллектуальной собственности, так как дает возможность понять, на каких этапах продвижения должны работать государственные институты поддержки, а на каких частный капитал, где необходимо «входить» в процесс с построением инфраструктуры, а где заниматься «снятием сливок». Данная группировка не преследует цели создания универсального списка участников рынка интеллектуальной собственности. Она лишь показывает специфику данной сферы хозяйственной деятельности, где нет четко выстроенной системы ролей. Субъект может относиться как к одной группе, так и к другой, либо к нескольким одновременно. Построение именно такой группировки прослеживается на основе бизнес-процесса создания объекта интеллектуальной собственности и направлено на понимание того, по каким признакам идентифицировать того или иного субъекта рынка интеллектуальной собственности и как образом осуществлять поддержку его деятельности.

Ключевые слова: рынок интеллектуальной собственности, результаты интеллектуальной деятельности, объект интеллектуальной собственности, управление интеллектуальной собственностью, инвестирование в рынок интеллектуальной собственности

Современные тенденции и структурные изменения мировой экономики по вектору преобладания нематериальных активов над материальными показывают необходимость изменения системы общепринятых хозяйственных взаимоотношений. Это невозможно реализовать без изменения суще-

ствующих правил и введения новых. Концептуальной основой рыночных правил мировой экономики с начала времен являлся оборот осязаемого, реально существующего товара, однако XXI в. предстал в новом свете в преобладании нематериального воспроизводства. Именно это и стало драйвером

K. E. DVURECHENSKY, I. S. SMOLYANINOV, E. V. IODA

формирования новой системы, как инвестиционных взаимоотношений, так и подхода к управлению и реализации нематериального типа собственности с высокой прибылью. Данная система является инструментарием формирования спроса и предложения на рынке интеллектуальной собственности (РИС).

Создание инновационной экономики невозможно без развитого РИС, а его наполняемость не может быть без систем воспроизводства ОИС. Задачами создания такой экономики для России в нынешних политических реалиях стали вопросы не только завоевания лидирующих позиций, но и выживания России как целостного государства. От того, насколько качественно будет построена экономика, зависит будущее благополучие страны, ее населения.

РИС в России существует преимущественно в столичных регионах, чего нельзя однозначно свидетельствовать относительно всех других субъектах нашей страны, где его развитие незначительно либо он вообще отсутствует. Таким образом, для построения инновационной экономики необходимо развитие региональных сегментов по всей стране, в том числе в Липецкой области.

РИС - это система экономическо-обществен-ных взаимоотношений, возникающих в процессе обмена результатов интеллектуальной деятельности (РИД) и реализующихся на основе различных экономических институтов [1].

РИС фактически выступает специальной составляющей управления активностью инновационных процессов в экономике. Он проявляет свои функции через колебания конъюнктуры, избирательную поддержку научных идей, инновационных проектов, коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности (ОИС), инновационной инфраструктуры.

В связи с этим расширим понятие РИС - это сегмент расширенного рынка инноваций, взаимодействующий со всеми его структурами посредством социально-экономических отношений, возникающих в процессе создания, освоения, обмена, купли-продажи, передачи в использование РИД и согласования интересов его участников по ценам, срокам и масштабам их коммерциализации.

Создание рынка ОИС предполагает присутствие четырех составляющих конкурентоспособности: спроса; предложения; конкуренции; создание условий для производства.

Для того, чтобы понять, как развивать РИС, необходимо очертить круг его участников. В соответствии с главой 4 гражданского кодекса Российской Федерации можно выделить следующие группы [1]:

- авторы либо иные правообладатели;

- пользователи - это физические лица или организации, занимающиеся деятельностью, связанной с ОИС;

- организации по коллективному управлению имущественными авторскими правами или авторское общество.

С точки зрения управления и развития рынка ОИС, такая группировка не совсем точна, так как не учитывает целый спектр институтов развития и поддержки. Поэтому необходимо по-другому структурировать субъекты данного рынка.

РИС и связанные с ним услуги можно условно подразделить по следующим направлениям:

- создание объектов интеллектуальной собственности (разработка, патентование и регистрация объектов промышленной собственности, выявление НОУ-ХАУ, авторские права);

- координационное, методическое и технологическое сопровождение (предоставление доступа к оборудованию, помощь в подготовке документации по проекту и т. п.);

- правовое сопровождение использования ОИС на рынке (заключение договоров, защита прав патентообладателей, в том числе в Апелляционной палате, Высшей патентной палате, арбитражных судах и т. п.);

- финансовая поддержка (гранты, субсидии, займы и т.п.);

- оценка интеллектуальной собственности (при введении в хозяйственный оборот, при передаче всех прав или части прав на объекты интеллектуальной собственности, при определении авторских вознаграждений, расчете ущерба и др.);

- страхование интеллектуальной собственности (от риска потерь от юридического преследования, риска появления на рынке контрафактной (пиратской) продукции и др.).

Определяя данные направления, отметим, что приведенная сегментация РИС является условной. Основываясь на этом, можно составить следующую группировку, выстроенную в контексте отношения субъектов к ОИС: создающие ОИС; поддерживающие создание ОИС; реализующие ОИС; потребляющие ОИС.

Иными словами, группировка по принципу бизнес-процесса, который происходит при преобразовании «Идея-РИД-ОИС».

Участники, создающие ОИС - это физические лица или группы лиц, которые проводят научно-исследовательскую работу, опытно-конструкторскую работу, а также воплощают в жизнь результаты указанной работы в виде готовой версии или прототипа продукта. Следует отметить, что

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

данная группировка не предполагает включения в эту группу разного рода юридических лиц, так как специфика создания интеллектуальной собственности предполагает, что именно люди создают продукт или результат интеллектуальной деятельности.

Еще одной особенностью этой группы является именно бизнес-процесс создания РИД. Что бы создать результат работы интеллекта необходимо потребить «интеллектуальное сырье» что выражается в приобретенных знаниях, умениях, навыках, а также осознании технических и технологических потребностей общества.

В эту группу будут включены:

- ученые и научные коллективы;

- студенты, аспиранты, ученики центров научного творчества молодежи;

- сотрудники высших учебных заведений (ВУЗ), малых инновационных предприятий, научно-исследовательских институтов (НИИ) и т. п.

В свою очередь, сами вузы, НИИ, малые инновационные предприятия, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования оборудованием и технологиями, фонды и т. п., являясь совокупностью материально-технического и методико-координационного, финансового инструментария, выступают как группа участников рынка, которые поддерживают создание ОИС.

Эту группу также можно более обширно поделить на следующие части:

1. Образовательно-формирующая часть (средние образовательные учреждения, средне-профессиональные и средне-специальные учреждения,

высшие учебные заведения, центры научно-технического творчества молодежи, центры молодежного инновационного творчества, преакселера-торы, акселераторы).

2. Финансовая часть (государственные фонды содействия, венчурные фонды, «бизнес-ангелы» [2], «бизнес-черти» [3], инвестиционные компании, корпоративные фонды и т. д.).

3. Коммуникационно-информационная часть (площадки, которые помогают налаживать деловые связи и продвигать РИД/ОИС посредством рекламы на форумах, выставках, круглых столах, биржах технологий и т. д.).

4. Пространственная и материально -техническая часть (бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования оборудованием и технологиями, инновационные предприятия, технопарки, индустриальные парки, особые экономические зоны регионального уровня, особые экономические зоны федерального уровня).

Реализующие ОИС - это физические и юридические лица, которые непосредственно внедряют ОИС в обширный круг потребителей. Это может быть как состоявшийся бизнес, внедривший ОИС в свой ассортимент, либо коллектив, который изначально разрабатывал ОИС и в дальнейшем переходит к его коммерциализации.

Потребляющие - эта группа представлена всеми заинтересованными лицами, которые формируют спрос на ОИС.

Схематично взаимодействие этих групп представлено на рисунке 1 .

Потребляющие ОИС

О

О! 2

£ а

О!

о

О! ?

2

о и

Реализующие ОИС

Идея

\

РИД

ОИС

Рис. 1. Взаимодействие групп в рамках процесса «Идея-РИД-ОИС» E. DVURECHENSKY, I. S. SMOLYANINOV, E. V. ЮDA

Представленная классификация очень удобна при разработке стратегии привлечения инвестиций в процесс создания ОИС, так как дает возможность понять, на каких этапах продвижения должны работать государственные институты поддержки, а на каких частный капитал, где необходимо входить с построением инфраструктуры, а где заниматься «снятием сливок».

Создающие - инвестирование в эту группу должно преимущественно осуществляться за счет государства, так как предполагает затраты на фундаментальные исследования, научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИ-ОКР), которые порождают эффект «отложенной окупаемости», что не представляет интереса для бизнеса. Бизнес «заточен» под прикладные исследования, приводящие к появлению инновационного продукта за короткий промежуток времени.

Поддерживающие - инвестирование в эту группу должно преимущественно осуществляться через государственно-частное партнерство, либо с привилегированным участием бизнеса на государственной основе («якорные резиденты» особых экономических зон, технопарков, кластеров). Это опять-таки объясняется тем, что самостоятельно частный капитал не будет создавать всю совокупность необходимой инфраструктуры поддержки, в которой присутствуют заведомо не окупаемые элементы.

Реализующие - в этой группе должен преимущественно преобладать частный капитал. Инвестиции здесь направлены на конечную стадию реализации научно-технического проекта, которая переходит в стартап, либо в завершающую стадию ОИС -объект рынка интеллектуальной собственности.

Потребляющие - в этой группе инвестирование выражается в приобретении ОИС. В нее будут входить физические и юридические лица, а также государства и наднациональные объединения.

Также данная классификация применима при создании рабочей модели управления интеллектуальной составляющей инновационного продукта -ОИС. Причем можно говорить как о микроэкономическом уровне управления (какие действия должен предпринять субъект рынка), так и об уровне макроэкономическом, регуляторном (государственная политика развития экономики).

Рассмотрим примеры.

Создающие - основными задачами управления в этой группе является правильное выстраивание команды, налаживание системы делегирования и индивидуальной ответственности, четкий хронометраж выполнения задач и система стимулирования их выполнения.

Для этого необходимы, в первую очередь, финансовые ресурсы, поэтому государство должно работать с данной группой именно через выстраивание стимулирующих механизмов, таких как гранты, что успешно реализуется сегодня через такие программы, как УМНИК и т. п.

Поддерживающие - особенность управления в этой группе заключается в двухстороннем воздействии на объект управления, то есть элемент инфраструктуры поддержки, создавая условия, ставит целевые ориентиры, а руководитель проекта, ориентируясь на это, выставляет цели и задачи своего проекта. В условиях такой модели очень важно управленческое прогнозирование и оценка рисков, так как, задавая целевые ориентиры, инфраструктура поддержки фактически берет часть ответственности за судьбу проекта на себя.

Реализующие - специфика выстраивания системы управления в данной группе проявляется высокой степенью рыночной неопределенности. Это накладывает ряд дополнительных рисков, которые учитываются при работе.

Потребляющие - задачами управления в этой группе в основном является последовательность действий, которая должна привести к формированию спроса у потребителей на данный вид товара.

Данная группировка не несет цели создания универсального списка участников РИС. Она лишь показывает специфику данной сферы хозяйственной деятельности, где нет четко выстроенной системы ролей. Субъект может относиться как к одной группе, так и к другой либо к нескольким одновременно. Построение именно такой группировки происходило на основе бизнес-процесса создания ОИС, и направлено на понимание того, по каким признакам определять того или иного субъекта РИС, и как его поддерживать.

Литература

1. Гражданский кодекс РФ. Глава 4 от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Бизнес-ангел // Свободная энциклопедия ВикипедиЯ. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/бизнес-ангел.

3. Colin M. Mason. Business Angels // World Encyclopedia of Entrepreneurship / Leo Paul Dana. Gloucestershire : Edward Elgar Publishing, 2014.

References

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federatsii. Glava 4 ot 18 dekabrya 2006 g. № 230-FZ [Civil code of the Russian Federation. Chapter 4 from December 18, 2006 № 230-FL] // Sprav.-pravovaya sistema Konsul'tantPlyus URL: http://www.consultant.ru/ docu-

ment/cons doc LAW- 64629/

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

K. Э.flBУРEHEНCKHH, H. C. CMOnMHHHOB, E. B. HOflA

33

2. Biznes-angel [Business angel] / Svobodnaya ent- 3. Colin M. Mason. Business Angels // World En-

siklopediya VikipediYa. URL: https:// ru.wikipedia. cyclopedia of Entrepreneurship / Leo Paul Dana.

org/wiki/biznes-angel. Gloucestershire: Edward Elgar Publishing, 2014.

* * *

GROUP OF PARTICIPANTS OF THE INTELLECTUAL PROPERTY MARKET AS THE INSTRUMENT OF ADOPTION OF ADMINISTRATIVE AND INVESTMENT DECISIONS AT THE MARKET OF INNOVATIONS

DVURECHENSKY KIRILL EDUARDOVICH Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: foboskd@gmail.com

SMOLYANINOV IGOR SERGEEVICH Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: garis333.gg@gmail.com

IODA ELENA VASILYEVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: tibrioda@yandex.ru

In article the authors presented the mechanism of formation of new system of participants of the market of intellectual property. This system is tools of formation of demand and the offer at the intellectual property market. This market actually acts as a special component of management of activity of innovative processes in economy. Creation of the market of intellectual property items assumes presence of four components of competitiveness: demand; offers; competition; creation of conditions for production. Authors designated a potential circle of participants of the market of intellectual property according to the legislation of the Russian Federation and presented groups of participants of the market in the directions of business process. On the basis of the created group the authors received the following groups of participants: creating; supporting creation; realizing; consuming. The specified group works by the principle of business process which occurs when «Idea - Results of Intellectual Activity -Intellectual Property Items» transforming. The authors gave schematic interaction of the above-stated groups. The received classification is very convenient when developing strategy of attraction of investments into process of creation of intellectual property items as it lets an opportunity to know at what stages of advance the state institutes of support and on what the private capital where it is necessary «to enter» process with creation of infrastructure have to work, and where to be engaged in «removal of cream». This group does not pursue the aim of creation of the universal list of participants of the market of intellectual property. It only shows specifics of this sphere of economic activity where there is no accurately built system of roles. The subject can concern both one group, and another or several at the same time. Creation of such group is going on the basis of business process of creation of an intellectual property item, and directs to understanding of on what signs to identify this or that subject of the market of intellectual property and as in the way to carry out support of its activity.

Key words: market of intellectual property, results of intellectual activity, intellectual property item, management of intellectual property, investment into the market of intellectual property

K. E. DVURECHENSKY, I. S. SMOLYANINOV, E. V. IODA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.