УДК 7.03
О НОВАЦИЯХ В ТЕАТРАЛЬНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ ТРАГЕДИИ УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА «ГАМЛЕТ» В СОВЕТСКУЮ И ПОСТСОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
Кикель Дарья Владимировна
студентка института графики и искусства книги Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А [email protected]
Аннотация. В работе проводится анализ и сравнение постановок трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет" 1971 и 2005 годов. Делается обобщение о влиянии исторических эпох на результаты режиссерской работы, игры актеров, а также на антураж и интерьер постановки
Ключевые слова: Уильям Шекспир, Владимир Высоцкий, Евгений Миронов.
Мы решили рассмотреть произведение Уильяма Шекспира «Гамлет». «Гамлет» — одна из самых значимых пьес в творчестве автора, и одновременно с этим чуть ли не самая известная во всей мировой драматургии.
Уильям Шекспир написал трагедию в 5 актах в 16001601 гг. Это самая длинная пьеса Шекспира — в ней 4042 строки и 29 551 слово.
Периодом сочинения произведения и постановки пьесы на сцене, признано считать 1600-1601 гг. (театр «Глобус», Лондон). Ричард Бёрбедж стал первым исполнителем главной роли, он же был главным актером в заветном театре и его владельцем. Шекспир стремился подогнать своих героев именно под его возраст. Сам же Шекспир играл в пьесе роль тени отца Гамлета.
Существует великое множество постановок Гамлета, я постараюсь рассказать о нескольких, на мой взгляд, самых ярких и выдающихся спектаклях.
У Шекспира убивают на сцене, а антракта нет. Все роли играли юноши и мужчины. Совсем всерьез об интерпретации произведений можно говорить с эпохой прихода в театр режиссера. Режиссеры в театре появляется только в самом конце XIX в. Режиссер - это такой человек в театре, который берет на себя функцию создания концептуального пространства спектакля, его единого осмысленного посыла к зрителю, смыслового и эмоционального. До появления режиссеров спектакли держались на исполнителях главных ролей, которые сами себе были режиссерами, интерпретаторами своих ролей и реплик, выбирали интонации и, можно сказать, были заложниками своих амплуа. Приход режиссера в театр открыл новую эпоху, когда каждый спектакль был не просто бенефисным выходом актера, не просто набором каких-то символов, как в барочном театре, а осмысленным посланием, способом рассказать важную историю, в которой зритель может найти ответы на волнующие его вопросы. Каждый режиссер выбирал способ, каким он хочет добиться максимального сближения пьесы и зрителя.
Любимов в театре на Таганке, 1971 г. Художник Боровский. В роли Гамлета В. Высоцкий. Ни об
одном спектакле театра на Таганке не было написано такого огромного количества статей и рецензий, как об этом. Все написанное о Гамлете Высоцкого превышает объем публикаций об актере до и после этого спектакля. Хвалили и ругали, удивлялись и восхищались, но всеми было признано, что «Гамлет» на «Таганке» — значительное явление в театральном искусстве страны, а ,возможно, и в мировом театральном искусстве. Прежде всего, отмечалось новаторство постановщиков Любимова и Боровского. Они поставили перед собой задачу максимально сократить расстояние между шекспировским творением и современным зрителем. Поэтому в первой сцене спектакля Шекспира нет, нет и Гамлета. Высоцкий выходит в джинсах на сцену с гитарой и декламирует стихотворение Б. Пастернака «Гамлет» (1946):
Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти.
Это еще не спектакль. Это только эпиграф к нему... (рис. 1) Зритель, входящий в зал, видит перед собой оголенную сцену. Она погружена в сумрак. На задней кирпичной стене с железными скобами висят военные доспехи — перчатки, шпаги. На авансцене -открытая могила со свежей, настоящей землей. В нее воткнут меч. Сбоку — занавес.
Еще не успели отзвучать последние три аккорда гитары Высоцкого, как возникает музыка, мощная, как грозный, все нарастающий шквал. В это время лежащий на полу свернутый занавес медленно поднимается вверх и движется от кулисы к середине сцены...
Рис. 1. Владимир Высоцкий с гитарой
В. Высоцкий о спектакле: «Главное назначение занавеса "Гамлета" - это судьба, потому что в этом спектакле очень много разговоров о Боге, хотя это спектакль и не религиозный. Но почти все нанизано на это. С самого начала Гамлет заявляет: «О, если бы предвечный не занес в грехи самоубийство!», то есть самоубийство - самый страшный грех, а иначе — он не смог бы жить. С этой точки и начинается роль человека, который уже готов к тому, чтобы кончить жизнь самоубийством. Но, так как он глубоко верующий человек, то он не может взять на себя такой грех — закончить свою жизнь. И вот из-за этого этот занавес работает как судьба, как крыло судьбы (рис. 2).
Впереди на сцене сделана могила, она полна землей, могильщики все время присутствуют на сцене, иногда восклицая: «Memento more!» («Помни о смерти!») Все время на сцене очень чувствуется присутствие смерти. И этот занавес, быстро двигаясь, сбивает в могилу всех персонажей - и правых, и виноватых, и положительных, и отрицательных. В общем, всех потом равняет могила...» [1]
В. Высоцкий о роли: «Мне очень повезло, потому что мне удалось сыграть роль Гамлета в том возрасте, в котором он действует в пьесе. Совершенно естественно, что каждый актер хочет сыграть Гамлета. У нас в спектакле решено так, что трагедия Гамлета не в том, что он думает убить или не убить, а в том, что он не может жить в этом мире. Это трагедия одиночек. Он видит все, что происходит вокруг, но сам поступает точно так же, как они. Он является виновником смерти всех персонажей. Мой Гамлет не ходит и не думает, как отомстить. Он думает, как не мстить, как найти возможность не убивать короля.
Рис. 2. Владимир Высоцкий и Алла Демидова
Есть множество необычных вещей в трактовке образа Гамлета и центральных сцен этой пьесы. Например, монолог «Быть или не быть». Журналисты часто спрашивали, как вы будете решать этот монолог. Любимов отвечал, как Мейерхольд: «Мы его вымараем!»
Но мы его, конечно, не вымарали. Просто у нас в нашем спектакле Гамлет не решает вопрос - быть или не быть. Я вовсе не играю никакого принца датского (рис. 3) Так, в меру своих способностей стараюсь держаться прямо, разговариваю интеллигентно, стараюсь не шепелявить. Я играю человека с такими же проблемами и страстями, как у любого из нас, которому от тридцати до сорока» [1].
Рис. 3. Владимир Высоцкий
Гамлет/Коллаж» в театре наций. с 2005 г. и сейчас. Художник-режиссер Робер Лепаж. В роли Гамлета Е. Миронов. Все ключевые роли шекспировской трагедии играет единолично Евгений Миронов, помещенный в особым образом запрограммированный куб - плавно вращающийся угол из трех стен-экранов. Неведомые российской сцене технологии превращают этот куб с выдвигающимися блоками, открывающимися дверьми и люками во что угодно -от палаты психиатрической клиники и королевских покоев до душевой кабины и телефонной будки. Миронову помогает каскадер Владимир Малюгин, чье мелькание на втором плане - то спиной, то частью тела - заставляет всякий раз усомниться в законах физики: секунду назад Миронов играл Лаэрта, а вот он уже полуголая Офелия. И еще все персонажи Миронова говорят разными голосами. Миронов скачет из трагического образа в комический, взлетая то и дело на тросах, прыгая в люк и переодеваясь за полсекунды. Он делает это так виртуозно, меняя не только костюмы, но и голос, пластику, всю свою психофизику. Само собой, каждая отдельная сцена имеет свое решение, это не повторяющиеся по рисунку мини-спектакли (рис. 4)
Рис. 4. Евгений Миронов в кубе
Хрестоматийную пьесу Лепаж превратил в хитрую головоломку, где каждая сцена преподносит сюрпризы. Зависшая между небом и землей трехмерная конструкция при внешней простоте и лаконичности оказывается сложнейшим механизмом. С помощью видеопроекций и открывающихся люков она превращается то в зал Эльсинора, то в корабль, то в библиотеку, где принц украдкой смотрит «Гамлета» Козинцева, или оборудованный камерами слежения кабинет Полония (рис. 5).
Сложнее всего ему приходится с диалогами, когда нужно играть за двоих, а то и за троих. Но изобретательный Лепаж для каждого эпизода придумывает свое решение: например, разговор Гамлета с матерью мы видим, как в театре теней, глазами Полония, спрятанного за ширмой. А в сцене сражения с Лаэртом режиссер использует технику видеосъемки, где воспроизведение слегка запаздывает, так что Миронов дерется со своим экранным двойником, т.е. фактически с самим собою.
Весь спектакль зрителей не покидает ощущение клаустрофобии и тотального одиночества этого Гамлета, запертого в своем герметичном кубе, похожем на летящий меж звезд земной шар. Космическая тема вообще очень близка Лепажу - вспомнить хотя бы его
«Обратную сторону Луны», где главный герой отправлял послания жителям других галактик и мечтал о том, что мы не одни во Вселенной.
Рис. 5. Евгений Миронов в кубе
Герой этого «Гамлета» одинок абсолютно. В финале мы понимаем, что все происходящее - бред его воспаленного сознания. Постановка начинается и заканчивается одной и той же мизансценой: актер в смирительной рубашке сидит на полу белой камеры (рис. 6).
Рис. 6. Евгений Миронов в «камере»
Евгений Миронов: «Я думаю, что это высший пилотаж по технической сложности постановочной части в этой стране. Там очень много технических нюансов, деталей, если я ошибся в слове, как артист, то не получится сцена, получится что-то другое. Каждый спектакль я, как на минном поле. С Лепажом можно позволить себе забыть и о системе Станиславского, потому что существование документальное. Лепаж меня все время останавливал, говорил о покое, которому я не доверял. Какой покой, Гамлет же сходит с ума! Ан-нет в покое - сила. Это наверно первый герой, который не торопится мстить» [3].
Выводы. Я думаю в каждой новой постановке, Гамлета пытаются переиграть, разглядывая эту личность с позиции своего жизненного опыта и эмоциональных накоплений. Каждый режиссер пытается втиснуть в его образ проблему насущного дня. Кто-то мог бы решить, что это дурно субъективно трактато-вать, переиначивая ее на свой лад, что лучше было бы написать свою пьесу и отображать ее, следуя своим желаниям. Но так или иначе постановки были, есть и будут. Одно дело как будут спорить сегодняшний зритель и вчерашний читатель. Хотелось бы надеять-
ся на то, что новые сценические интерпретации «Гамлета» будут приводить зрителя к чтению Шекспира.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бакин В. Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти. - М.: Алгоритм, 2011.
2. Шендерова А. Гамлет в кубе. Евгений Миронов в спектакле Робера Лепажа. // Коммерсант. -25.12.2013.
3. Интервью с Евгением Мироновым о спектакле «Гамлет / Коллаж» (24.12.2013 телеканал «Россия 24»)
INNOVATIONS IN THE THEATRICAL INTERPRETATIONS OF THE TRAGEDY IN WILLIAM SHAKESPEARE'S «HAMLET» IN SOVIET AND POST-SOVIET ERA
Darya Vladimirovna Kikel
Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А
Annotation. The paper analyzes and comparison of the performances of William Shakespeare's tragedy "Hamlet" in 1971 and 2005. It makes generalizations about the impact on the eras of the director's work, the actors, as well as on the surroundings and the interior setting.
Keywords: Shakespeare, Hamlet, director, production, Theatre on Taganka.